Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Статья'
С 26 марта по 23 апреля 2008 года состоялся Первый интернет-марафон учебных предметов для учителей всей страны. Материалы читайте и смотрите на нашем ...полностью>>
'Документ'
Кулагин Аким (1860-е? - 1913?) – в конце XIX века начал валять валенки, заработал средства на строительство дома, женился (фото жены см. биографию Ку...полностью>>
'Документ'
- Программа повышения квалификации (76 часов) срок обучения 6 дней, с 10.00 до 18.00, стоимость обучения 35  руб., по завершению выдается удостоверен...полностью>>
'Документ'
Наблюдение и уход за больными при заболеваниями органов эндокринной системы. Содержание и методика технологий социально – медицинской работы в центра...полностью>>

Программа элективного курса "Музыка мира: джаз"

Главная > Программа #
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Программа элективного курса "Музыка мира: джаз"

для школ с углубленным изучением музыки

Пояснительная записка

Элективный курс "Музыка мира: джаз" предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса к обучению по специальному художественному направлению гуманитарного профиля.

Цель курса - формирование интереса и положительной мотивации школьников к музыкальной специализации в гуманитарном профиле.

Элективный курс "Музыка мира: джаз" является предметно ориентированным и решает следующие задачи:

  • дать ученику возможность реализовать свой интерес к специальному художественному направлению в гуманитарном профиле;

  • уточнить способность и готовность ученика осваивать выбранную специализацию на повышенном уровне;

  • создать условия для подготовки к экзаменам по выбору по предметам будущего профилирования [84, с. 19].

Курс выполняет прогностическую функцию, повышая вероятность осознанного выбора специального художественного направления выпускниками основной школы и ориентирует их на профессиональные качества музыканта-исполнителя.

Учащиеся школ с углубленным изучением музыки часто исполняют произведения с элементами джазовой гармонии либо пьесы, написанные в определенном жанре, стиле джазовой музыки как соло, так и в оркестре, в хоре, в составе вокального или инструментального ансамбля. С одной стороны, они очень интересуются джазом, с другой - не имеют возможности реализовать этот интерес в рамках базовых курсов "Музыкальная литература", "Сольфеджио" и др. Поэтому главная функция элективного курса "Музыка мира: джаз" -создать условия для реализации этого интереса, помочь обогатить и осмыслить собственный исполнительский опыт, более глубоко познакомившись с джазовой музыкой

Содержание курса построено согласно принципам историзма, последо-еательности и системности, а также концентрическому принципу, позволяющему познавать изучаемый музыкальный материал с разных сторон. Программа курса включает пять разделов.

Первый - "Жанры джазовой музыки" - предполагает анкетирование школьников с целью выявления степени их эрудированности в мире джаза (см. анкету 1 в Приложении к курсу). Раздел отражает различные точки зрения на столь сложное и многогранное явление, как джаз, знакомит учащихся с истоками джаза, основными жанрами этой музыки.

Следующий раздел знакомит со стилями (направлениями) джаза. Он предполагает вариативность наполнения последней темы ("Другие направления джазовой музыки").

Раздел III "Играют святые джаза" (Е. Евтушенко) посвящен творчеству и судьбам выдающихся зарубежных джазовых музыкантов. Две его заключительных темы также предполагают вариативность раскрытия. Здесь по желанию учащихсяи педагога могут быть представлены иные имена.

Становление и развитие джаза в России освещает четвертый раздел.

Курс завершается изучением раздела "Магия джаза" (Л. Мархасев), отражающего его влияние на другие музыкальные направления. Два часа из данного раздела предполагают проведение круглого стола, в рамках которого учащиеся еще раз размышляют над вопросом "Что такое джаз?", проходят повторное анкетирование, отражающее динамику интереса к элективному курсу ибудущему профилю, исполняют джазовые произведения, уже имевшиеся в юс репертуаре или разученные вновь. К участию в работе круглого стола приглашаются педагоги и студенты эстрадно-джазовых, исполнительских отделений учреждений среднего и высшего специального профессионального образования, в которых выпускники школы могут продолжить свое обучение.

Содержание элективного курса "Музыка мира: джаз" реализуется на основе следующих методов: метод художестсеино-педагогической драматургии, проблемно-поисковый метод, метод коллективного осмысления, метод перспективы и ретроспективы.

Освоение элективного курса может включать различные формы организации урочных занятий: лекции, лекции-концерты, уроки-концерты, уроки с прослушивание." джазовой музыки в записи и в живом исполнении с последующим коллективным осмыслением ее, а также внеурочные занятия: посещение концерта джазовой музыки с последующим его обсуждением.

Критериями успешного освоения элективного курса и готовности к освоению (музыкально-исполнительской) специализации художественного направления гуманитарного профиля можно считать:

  • степень развития интереса к джазовой музыке, к профессии музыканта-исполнителя;

  • степень развития эмоционально-нравственного отклика на художественное произведение и художественно-профессиональную (исполнительскую) деятельность;

  • степень проявления способностей к восприятию произведений искусства и к творческой (исполнительской) деятельности;

  • степень проявления самостоятельности взглядов, позиций, суждений об искусстве, самостоятельности исполнительских трактовок;

  • степень проявления художественного вкуса - способность отличать шедевр от модного направления, течения в искусстве. (Критерии даются по материалам научного исследования к.п.н., доцента ТВ. Челышевой.)

Учебный план курса

№ п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Форма контроля

I

Жанры джазовой музыки

4

викторина

II

Стили (направления) джаза

5

викторина

III

"Играют святые джаза" (Е. Евтушенко)

5

собеседование

IV

Джаз в России

2

собеседование

V

"Магия джаза" (Л. Мархасев)

4

викторина

Учебно-тематический план курса

Наименование разделов и тем

Количество часов

1. Жанры джазовой музыки
1. Что такое джаз?
2. Спиричуэл
3. Регтайм
4. Блюз

4
1
1
1
1

2. Стили (направления) джаза
1. Чикагский и нью-орлеанский джаз Диксиленд
2. Свинг: эпоха биг-бэндов
3. Би-боп, hol и cool
4. Другие направления джазовой музыки

5
1
1
1
1

3. "Играют святые джаза" (Е. Евтушенко)
1. Луи Армстронг
2. Элла Фицджеральд
3. Дюк Эллингтом
4. Гленн Миллер и Бенни Гудмен
5. Чарли Паркер и Лестер Янг

5
1
1
1
1
1

4. Джаз в России
1. Выдающиеся коллективы и исполнители 20-60 гг. XX века
2. Джаз в России конца XXстолетия

2
1
1

5. "Магия джаза"
1. Ритм-энд-блюз, фанк и соул
2. Экоджаз, джаз-рок
3. Круглый стол "Что такое джаз?"

4
1
1
2

Итого:

20

Программное содержание курса

Раздел I. Жанры джазовой музыки

Тема 1. Что такое джаз? (1 час)

Анкетирование учащихся (см. Анкету 1 в Приложении к курсу). Великие исполнители - о джазовой музыке. Понятие джаза. Время возникновения джаза. Истоки джаза. Многообразие жанров, стилей и направлений джазовой музыки. Состав джазового оркестра.

Занятие может строиться как урок с прослушиванием ряда композиций по выбору учителя в записи, мини-концерт из произведений, исполняемых учащимися, посещение концерта джазовой музыки и др.

Тема 2. Спиричуэл (1 час)

Происхождение жанра. Форма композиций, написанных в этом жанре. Спиричуэл как диалог хора и солиста. Спиричуэл - негритянская религиозная музыка. Трансформация спиричуэла в госпел.

Возможный репертуар для прослушивания и осмысления:

  1. "Sometimes I Fill :" и др.

  2. "Let s My People Go" и др.

Тема 3. Регтайм (I час)

Происхождение жанра и термина. Особенности ритмической организации. Скотт Джоплин - выдающийся автор и исполнитель регтаймов. Возможный репертуар для прослушивания и осмысления:

  1. "Рэг кленового листа"

  2. "Тигриный рэг" и др.

Тема 4. Блюз (1 час)

Происхождение названия жанра. Блюзовый лад. Блюзовые ноты. "Блюзовый квадрат". Выдающиеся исполнительницы блюзов - Бесси Смит и Билли Холидей. Викторина по изученным жанрам в конце урока.

Возможный репертуар для прослушивания и осмысления:

1."Соld in Неnds" (в исполнении Б. Смит)

2,"Сloomi Sundau" (в исполнении Б. Холидей) и др.

Данный раздел предполагает различные формы занятий: урока-концерта (исполнение произведений в данных жанрах силами учащихся и педагога); урока с прослушиванием музыки в записи или живом исполнении и коллективным осмыслением ее, посещение концерта джазовой музыки.

Раздел II. Стили (направления) джазовой музыки

Тема 1. Чикагский и нью-орлеанский джаз (1 час)

Чикагский и нью-орлеанский стили как стили исполнения джазовой музыки. Роль импровизации в джазе. Сольные импровизации участников оркестра (трубача, кларнетиста, тромбониста и т.д.) как основа чикагского стиля Коллективная импровизация оркестра в нью-орлеанском стиле игры.

Возможный репертуар для прослушивания и осмысления:

  1. "Когда святые маршируют"

  2. Композиции в исполнении оркестра Л. Армстронга чикагского периода его творчества.

Тема 2. Диксиленд (1 час)

Происхождение названия. Диксиленд как коллектив музыкантов-джазменов и как стиль исполнения музыки. Состав диксиленда. Первоначально диксиленд -джаз-коллектив белых музыкантов. Появление "черных" диксилендов.

Возможный репертуар для прослушивания и осмысления: записи любого коллектива (по выбору педагога).

Тема 3. Свинг: эпоха биг-бэндов (1 час)

30 - 40 гг. XX в. - время возникновения биг-бэкдов в США. Особая роль свинга (суинга) в их музыке. Свинг (букв. - "качаться", "раскачиваться") -особый прием игры в джазе. Биг-бэнды Г. Миллера и Б. Гудмена.

Возможный репертуар для прослушивания и осмысления:

  1. Б. Гудмен. "Королевство свинга"

  2. Дж. Гарланд. "В настроении" (орк. Г. Миллера)

  3. Г. Уоррен. "Чаттануга чу-чу" и др.

Тема 4. Би-боп и сооl (1 час).

Возникновение стиля би-боп в джазовой музыке США конца 40-х гг. XX века в противовес мягкости и мелодичности звучания биг-бэндов. Экспрессивное звучание музыки в стиле би-боп (отсюда обозначение этого звучания термином Ьо1 ("горячий"). Стиль сооl ("прохладный"), отличающийся более прозрачным и мелодичным звучанием.

Возможный репертуар для прослушивания и осмысления:

  1. Ч. Паркер. "Ко-ко"

  2. Р. Роlжерс. "Ты шикарна" (в исполнении Л. Янга) и др.

Тема 5. Другие направления джазовой музыки (1 час)

Стиль джунглей и концертный стиль в творчестве Д. Эллингтона и его оркестра. Модальный джаз, или джаз настроения. Другие течения по выбору педагога и учащихся. В конце занятия учащиеся пишут викторину по изученным стилям джаза.

Возможный репертуар для прослушивания и осмысления:

  1. Д. Эллингтон. "Караван"

  2. Д. Эллингтон. "А1mightu Сod из концерта Д. Эллингтона и его оркестра 1968 г.

  3. Д. Брубек. "Песня кото" и др.

Возможные формы занятий по данному разделу: лекция-концерт с участием школьного джазового (духового) оркестра, урок с прослушиванием произведений в записи или живом исполнении с последующим коллективным осмыслением, посещение концерта джазовой музыки и его последующее обсуждение и др.

Раздел III. "Играют святые джаза" (Е. Евтушенко)

Тема 1. Луи Армстронг (1 час)

Судьба и творчество Луи Армстронга. Армстронг как солист и как руководитель джазовых коллективов. Особая манера пения, введенная в концертное исполнительство Л. Армстронгом - "скэт". Концерты и джем-сэшны.

Возможный репертуар для прослушивания и осмысления: любые композиции в исполнении Л. Армстронга разных периодов его творчества.

Тема 2. Элла Фицджеральд (1 час)

Начало карьеры "первой леди песни" - оркестр Чика Вебба. Руководство его оркестром после смерти Члка. Уникальность голоса Э. Фицджеральд. Раз-витие манеры "скэт" в ее творчестве.

Возможный репертуар для прослушивания и осмысления: любые композиции в исполнении певицы.

Тема 3. Люк Эллингтон (1 час)

Жизнь и музыка Д. Эллингтона. Д. Эллингтон как выдающийся джазовый пианист, аранжировщик, дирижер и композитор, Эксперименты Д. Эллингтона со звучанием инструментов джазового оркестра. Стремление научить их "говорить", подобно человеческому голосу.

Возможный репертуар для прослушивания и анализа: любые композиции в исполнении оркестра Д. Эллингтона, фрагменты концертов разных лет.

Тема 4. Гленн Миллер и Бенни Гудмен (1 час)
(Данная тема может раскрываться на примере творчества других джазовых исполнителей, например, Чика Вебба, Дшзи Гилеспи, Кинга Оливера и др.)

Судьба и творчество двух выдающихся руководителей биг-бэндов 30-40-х г.г. XX столетия.

Возможный репертуар для прослушивания и осмысления: композиции разных лет в исполнении оркестров Г. Миллера и Б. Гудмена.

Тема 5. Чарли Паркер и Лестер Янг (I час)
(Данная тема может раскрываться на примере творчества других джазовых исполнителей, например, Чика Вебба, Диззи Гилеспи, Кинга Оливера и др.)

Ч. Паркер - талантливый саксофонист 40 - 50-х г.г. XX в. Интерес Ч. Паркера к классической и современной музыке того периода. Стиль "хот" в музыке Ч. Паркера.

Л. Янг - представитель стиля "кул". Творческий и жизненный путь этих исполнителей.

Возможный репертуар для прослушивания и осмысления: композиции в исполнении Ч. Паркера и Л. Янга.

Возможные формы занятий в данном разделе: урок с прослушиваем музыки в записи и последующим коллективным осмыслением, лекция с включением произведений из репертуара Д. Эллингтона, Ч. Паркера, Л. Янга силами учащихся и др.

Раздел IV. Джаз в России

Тема 1. Выдающиеся коллективы и исполнители 20-60-х гг. XX века (1 час)

Первый джаз-банд В. Парнаха. ПЭКС (Первый экспериментальный камер-но-синтетический ансамбль). Ансамбль А. Варламова. Оркестр под руководством В. Кнушевицкого. Тэаджаз Л. Утесова. А. Цфасман и его АМА-джаз.

Возможный репертуар для прослушивания и осмысления: композиции в исполнении данных коллективов в записи либо исполнение произведений из их репертуара школьным коллективом. Исполнение пьес А. Цфасмана, А. Варламова и др. учащимися или педагогом.

Тема 2. Джаз в России конца XX столетия (1 час)

Оркестр О. Лундстрема. А. Козлов, И. Бриль, Л. Чижик, И. Бутман, А. Шил-клопер и др. исполнители. Эксперименты с введением в джаз-оркестры новых инструментов (вибрафон, народные инструменты и т.п.) и сочетанием джазового звучания с конкретной музыкой (джаз-группа В. Резицкого). Оркестр ударных инструментов М. Пекарского.

Возможный репертуар для прослушивания и осмысления: записи современных коллективов и исполнителей по выбору педагога и учащихся; исполнение музыки из их репертуара учащимися или педагогом.

Формы занятий в данном разделе: посещение концерта какого-либо коллектива или исполнителя с последующим обсуждением его; лекция-концерт, урок с прослушиванием произведений в записи или живом исполнении и коллективным осмыслением их.

Раздел V. "Магия джаза" (Л. Мархасев)

Тема 1. Ритм-энд-блюз, фанк и соул (1 час)

Происхождение ритм-энд-блюза из джазовой музыки. Ритм-энд-блюз как своеобразный мост между джазом и роком. Рэй Чарльз - знаменитый исполнитель музыки в стиле ритм-энд-блюз.

Джазовые истоки стиля фанк.

Влияние джазового вокала на стиль исполнения музыки соул. Соул Стиви Уандера и современное звучание стилей фанк и соул.

Возможный репертуар для прослушивания и осмысления: любые композиции по выбору педагога и учащихся в записи или в исполнении учащихся.

Тема 2, Экоджаз, джаз-рок (1 час)

Экоджаз (экологический джаз) как слияние фольклора в аутентичном исполнении и джазовой музыки на основе импровизационности.

Джаз-рок - синтез джазовой импровизации и звучания инструментов, традиционных для рок-музыки. Викторина в конце занятия.

Возможный репертуар для прбслушивания и осмысления:

  1. Записи с концерта Покровского - Уинтера.

  2. Ч. Кориа. "Замок любви" ("Ьоуе Саз11е") и др.

Возможные формы занятий по 1 и 2 темам данного раздела: лекция, урок, лекция-кокцерт.

Тема 3. Круглый стол "Что такое джаз?" (2 часа)

Данная тема объединяет форму академического концерта, являющегося формой отчетности для ученика, и форму круглого стола, в котором принимают участие педагоги и студенты эстрадно-джазовых и др. исполнительских отделений средних и высших учреждений профессионального образования.

Школьники проходят повторное анкетирование (см. анкету 2 в Приложении), выявляющее динамику интереса к соответствующей внутрипрофильной специализации и непосредственно к элективному курсу.

Задача-выявление качеств музыканта-исполнителя, в том числе джазового исполнителя, и предоставление информации об учебных заведениях региона, в которых выпускник может продолжить свое образование.

Литература

Друскин М. Очерки по историитанцевальной музыки. -Л., 1936. Волков-Ланнит Л. Искусство запечатленного звука. - М., 1964. Конан ВЦ. Рождение джаза.- М., 1984.

Мархасев Л.В легком жанре: Очерки и заметки. -Л., 1986.

Мийо Д. Джаз-банд и современная музыка. - Л., 1926. Энциклопедии для юных музыкантов. -СПб., 1997.

Приложение

Анкета 1

  1. Что такое джаз? (Выскажите свое понимание).

  2. Нравится ли Вам исполнять джазовую музыку? (Да; нет)

  3. Почему?

  4. Какие жанры джазовой музыки Вам известны?

  5. Какие стили (направления) джаза Вы знаете?

  6. Назовите известные Вам имена зарубежных исполнителей джаза.

  7. Назовите нескольких отечественных джазовых музыкантов.

  8. Как Вы считаете, оказал ли джаз влияние на другие направления музыки XX века?

  9. Почему Вы выбрали именно этот элективный курс?

Анкета 2

  1. Что такое джаз? (Выскажите свое понимание),

  2. Почему Вам нравится исполнять джазовую музыку?

  3. Какие жанры джазовой музыки Вам известны?

  4. Ка кие стили (направления) джаза Вы знаете?

  5. Назовите известные Вам имена зарубежных исполнителей джаза.

  6. Назовите нескольких отечественных джазовых музыкантов.

  7. Как Вы считаете, оказал ли джаз влияние на другие направления музыки XX века?

  8. Что дало Вам изучение элективного курса "Музыка мира: джаз"?

Намерены ли Вы продолжать свое обучение по музыкально-исполнительской специализации художественного направления гуманитарного



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа элективного курс а

    Программа
    Элективный курс «Страноведение Великобритании» предназначается для учащихся, изучающих английский язык в общеобразовательных учебных заведениях. Курс представляет собой сборник текстов по страноведению, включает систему упражнений
  2. Содержание других брошюр программы элективных курсов по образовательным областям «Естествознание», «Информатика»

    Документ
    ЭОО Элективные курсы в профильном обучении: Образователь­ная область «Информатика»/Министерство образования РФ — Национальный фонд подготовки кадров. — М.
  3. Учебные программы курсов истории музыки и музыкально-теоретических дисциплин санкт-Петербург 2011 ббк 74. 58 У 91 Учебные программы курсов истории музыки и музыкально-теоретических дисциплин

    Документ
    Учебные программы курсов истории музыки и музыкально-теоретических дисциплин /Науч. Ред. - сост. В.В.Молзинский; Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств.
  4. Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» (для медицинских и фармацевтических вузов)

    Элективный курс
    Заведующий кафедрой физического воспитания, лечебной физкультуры и врачебного контроля Рязанского государственного медицинского университета им. академика И.
  5. А. Г. Каспржаком эоо элективные курсы в профильном обучении: Образователь- ная область «Информатика»

    Документ
    Настоящий сборник издается Национальным фондом подготовки кадров по итогам Конкурса учебных материалов для обеспечения заня­тий по вариативному компоненту Базисного учебного плана в старшей профильной школе (элективные курсы).

Другие похожие документы..