Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Сучасну історію української державності важко уявити без звернення до питань оподаткування. Податковий кодекс України протягом тривалого часу є предме...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 8 июня 2011 г. в 16 часов на заседании объединенного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций ДМ 521.003.02 при НАЧОУ ...полностью>>
'Документ'
В стоимость входит: проживание в гостинице (1 сутки в Бресте), 1 завтрак «шведский стол» в ресторане гостиницы, транспортное и экскурсионное обслужив...полностью>>
'Документ'
Член-кореспондент АПН України Микола Іванович Шут: Біобібліографія / Упоряд. Н.І.Тарасова; Національний педагогічний університет імені М.П.Драгоманов...полностью>>

А. М. Горького Специализированный учебно-научный центр Учебная программа курса

Главная > Учебная программа курса
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Уральский государственный университет

им. А.М. Горького

Специализированный учебно-научный центр

Учебная программа курса «Экономика»

для обучающихся 10-11 классов - классов углубленного обучения математико-экономическим дисциплинам

(тип программы – составительский)

Екатеринбург 2008

В. П. Лимушин Учебная программа курса «Экономика» для обучающихся 10-11 классов - классов углубленного обучения математико-экономическим дисциплинам (тип программы – составительский) (140 часов)

Учебная программа курса «Экономика» для обучающихся 10-11 классов - классов углубленного обучения математико-экономическим дисциплинам (тип программы – составительский) (140 часов) В. П. Лимушина утверждена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин СУНЦ УрГУ: протокол № 10 от «16» июня 2008 г.

1. Пояснительная записка.

Переход от монополии государственной собственности к многообразию форм собственности, от командно-административной системы руководства к косвенным, экономическим (маркетинговым и менеджерским) методам управления и творческому, предпринимательскому по духу поиску эффективности социально-экономических решений всеми субъектами экономического хозяйствования делает экономическое образование необходимым атрибутом любой целесообразной деятельности.

Возрастает потребность общества в совершенствовании экономического образования, направленного на формирование экономического мышления, экономической культуры, развитие предприимчивости, инициативы, способности принимать нестандартные решения в экономической деятельности в условиях неопределенности и риска.

Экономическое образование обучающихся в широком смысле рассматривается как "процесс и результат усвоения экономических знаний и умений; формирования качеств личности, мышления и нравственного поведения; включения в социально-экономические отношения, свойственные работнику современного и прогнозируемого производства, который руководствуется в своей деятельности как личными, так и общественными интересами повышения эффективности производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ" (ГОС по образовательной области "Экономика").

Педагогические функции образования в образовательной области «Экономика», представленные в данной УП, следующие:

- познавательно-развивающая функция, смысл которой в расширении диапазона представлений обучающихся о роли и месте истории экономической мысли в становлении современных смыслов экономических концепций и понятий;

- познавательно-обучающая функция, предусматривающая углубление и расширение экономических знаний и умений, формирование экономического мышления и способов поведения, направленных на повышение всех видов деятельности обучающегося;

- функция систематизации экономического обучения, направленная на поэтапное раскрытие и развитие способности обучающихся к экономическому мышлению;

- социально-защитная функция, обеспечивающая через сформированное экономическое мышление обучающегося его жизнестойкость и конкурентоспособность;

- воспитательная функция, предусматривающая сочетание взаимосвязи и взаимообусловленности экономического, исторического, правого, культурологического, трудового и нравственного воспитания, формирования деловитости, ответственности и других значимых качеств личности, приоритетных в условиях рыночной экономики;

познавательно-деятельностная, предполагающая мотивирование обучающихся использовать экономические знания и умения в реальных социально-экономических ситуациях.

Специфической педагогической функцией для обучающихся в математико-экономических классах Центра считаем профориентирующую функцию – обеспечение уровня их экономической подготовки, позволяющей продолжать обучение на профильных факультетах высших учебных заведений; расширение представления о профессиональной финансово-экономической деятельности, о месте экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности человека. При этом мы исходим из того, что экономическая теория вооружает человека определенным арсеналом средств противодействия негативным экономическим процессам, повышает иммунитет личности по отношению к кризисным явлениям социума.

Практикоориентированность содержания учебной программы связана с ориентацией материала занятий на формирование у обучающихся умений аналитически воспринимать экономические тексты, а также «узнавать» алгоритмы решения экономических задач по темам курса с использованием аппарата математических наук.

Цель и задачи изучения образовательной области «Экономика»

Цель учебной программы курса «Экономика» - повышение эффективности социализации выпускников Центра в динамичных социально-экономических условиях на основе формирования их экономической культуры, содействие их профессиональному самоопределению на рынке труда социума.

Учебная программа исходит из того, что: а) экономическая культура как воспитание человека и его совершенствование есть прежде всего «духовное производство»; б) только духовная культура закладывает в человеке те правила, образцы, нормы, идеалы, эталоны и модели поведения, следуя которым человек живет полноценной жизнью и не сводит сам смысл своей жизни к накоплению или потреблению; в) уровень культуры определяется ее социализированностью, то есть приобщенностью к культурному наследию, степенью развитости личностных способностей; г) проявлением духовного основания человека рынка призвана выступать морально-нравственная ориентированность хозяйствующего субъекта, система его ценностных ориентаций; д) экономическая культура как потенция и экономическая культура как действенная актуальность разводятся как две стороны одного и того же духовного производства: воспроизводства идей самих по себе и воспроизводство человека как носителя этих идей. Классическое утверждение о том, что идеи, овладев массами, становятся всесильными, лишь подтверждает то обстоятельство, что в структуре образования необходимо различать обучение знаниям и процесс превращения знаний в убеждения. Оба элемента системы образования мотивируются своими собственными специфическими мотивами. Но, выступая как два составных компонента духовного производства, духовного труда, они предполагают серьезное осмысление самой мотивационной основы труда как «духовного делания» (И. В. Ильин), как «работы со смыслами» (В. С. Соловьев).

Таким образом, принципом, положенным в основу настоящей УП является, понимание в качестве доминанты экономической культуры духовности. Духовность экономической культуры рассматривается нами как логика нравственной культуры, логика моральных форм, способов самоутверждения и саморазвития человека в обществе, достижение разумного сочетания и «подвижного равновесия» между ними, равно как и между разумом и чувствами, расчетом и великодушием, личными и общественными интересами, сущим и должным.

ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ:

- изучение основ современной экономической теории;

- развитие практических навыков и умений в принятии решений, предопределяемыми социально-экономическими условиями выбора;

- овладение основами системного анализа экономических процессов и явлений, позволяющего выявлять/устанавливать взаимосвязи и взаимообусловленности между закономерностями социальной, политической, духовной, правовой и экономической сферами общества;

- расширение возможностей обучающихся решать экономические задачи с использованием аппарата математических наук;

- анализировать литературные, исторические и публицистические тексты с позиций социально-экономического контекста эпохи.

Решение поставленных цели и задач предполагает сочетание вербального (словесного), математического и графического методов обучения, так как: (а) микро- и макроэкономические системы в силу их чрезвычайной сложности невозможно познать исключительно при помощи одного языка изложения; (б) математические методы являются инструментом количественного и символического (но не качественного) нахождения алгоритмов функционирования экономических систем; (в) для целого ряда экономических явлений вообще не существует убедительных математических моделей.

Для контроля динамики формирования культуры экономического мышления у обучающихся УП планируются следующие основные формы: (а) понятийные диктанты (вначале аудиторных занятий в течение 10 - 15 минут); (б) написание эссе – сочинения социально-экономической тематики, в котором обучающиеся, в непринужденной форме оперируя научными терминами и понятиями, призваны излагать личные соображения на заданную тему; (в) анализ экономических текстов из журналов «Эксперт» и «Эксперт-Урал», еженедельников «Русский Newseek», «Наша версия», газет «Коммерсантъ», «Новая газета», «Известия», «Областная газета», «Российская газета»; (г) контрольные работы, содержащие тесты и экономические задачи; (д) написание в 10 классе бизнес-плана по самостоятельно выбранному объекту и предмету деятельности на уровне домохозяйства как одного из трех субъектов рыночных отношений; (е) написание исследовательских проектов (рефератов) с целью участия в региональных и федеральных олимпиадах и фестивалях.

УП рассчитана на 140 часов (92 лекционные и 48 практических): 70 часов в 10 классе распределяются между 13 темами разделов – «I. Введение в экономическую теорию» и «II. Микроэкономика»; 70 часов в 11 классе распределяются между 14 темами разделов – «III. Макроэкономика» и «IV. Международные аспекты экономической теории».

Согласно учебного плана по курсу «Экономика», итоговой формой аттестации обучающихся является дифференцированный зачет (экзамен) как в 10, так и в 11 классах. Условием допуска к дифференцированному зачету (экзамену) является наличие у обучающихся конспектов лекций по всем темам УП с выполненным домашним заданием (см. ниже) и положительные оценки за написание предусмотренных учебно-тематическим планом (УТП) контрольных работ.

Сжатость аудиторных часов, отведенных учебным планом по курсу «Экономика» на изучение проблем современной экономики, имеет следствием во время лекционных занятий и чтения экономических текстов «встречу» с рядом экономических понятий, содержание и структура которых не была озвучена в аудитории. Данная ситуация призвана сформировать у обучающихся информационную потребность – осознанное понимание различия между индивидуальным знанием о предмете и знанием, накопленным обществом. Именно удовлетворение информационной потребности, то есть систематическая самостоятельная работа с современными экономическими энциклопедиями и словарями при чтении заданных на дом текстов и есть основной предмет домашней работы. Методология домашней работы с экономическими текстами и алгоритм написания обучающимися в 10-м классе бизнес-плана представлены в «Словаре-справочнике по курсу «Экономика». Часть 1. Микроэкономика: Учебно-методическое пособие для обучающихся по программе «Экономика» В. П. Лимушина (с. 274 – 275 и 145 – 148 соответственно).

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план курса «Экономика» (10 «З», 11 «З»)

темы

Наименование темы

час., всего

в т. ч. лекц.

в т. ч. практ.

(1-е пол.)

I. Введение в экономическую теорию (10 класс)

14

11

3

1.

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

Предмет и метод экономической теории

Редкость и проблема выбора в процессе хозяйственной деятельности. Предмет экономической теории и его генезис.

Экономические законы и их классификация

Рациональное экономическое поведение. Понятие полной, ограниченной и органической рациональности

Микро- и макроэкономика. Позитивная и нормативная экономическая теория. Экономическая политика

Метод исследования в экономической теории. Научные абстракции и модели. Основные принципы и допущения (принцип «при прочих равных условиях», проблемы причин и следствия, части и целого). Экономические модели и функциональный анализ

4

1

1

1

1

4

1

1

1

1

2.

2.1.

2.2.

2.3.

Основные закономерности экономической организации общества

Основные проблемы общества: что, как и для кого производить

Понятие общественного производства. Важнейшие ресурсы и факторы производства. Материальное и нематериальное производство. Общественное богатство. Производство, распределение, обмен, потребление

Технологический выбор в экономике и граница производственных возможностей

4

1

2

1

3

1

2

1

1

3

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

Координация выбора в различных хозяйственных системах

Понятие хозяйственной системы и проблема координации выбора
Трансакционные издержки, или издержки взаимодействия как издержки эксплуатации экономической системы. Экономические институты и экономия трансакционных издержек

Соотношение рыночного и иерархического порядка в хозяйственной системе. Понятие смешанной экономики

Права собственности как «правила игры». Спецификация прав собственности. Формы собственности (частная, коллективная, государственная и смешанная). Малый бизнес как составная часть рыночной экономики

4

1

1

1

1

4

1

1

1

1

Контрольная работа (тесты, задачи) по темам 1-3

2

2

II. Микроэкономика

56

34

22

4.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4

4.5

Общая характеристика рыночной экономики (часть первая).

Рынок и понятие рыночного механизма. Возникновение и условия существования рынка

Происхождение, сущность и функции денег

Основные типы рыночных структур и условия совершенной конкуренции

Товар и его важнейшие характеристики. Проблема определения ценности товара. Теория потребительского выбора

Понятие спроса. Модель спроса на конкурентном рынке. Эффект дохода и эффект замещения. Величина спроса и сам спрос

6

1

1

1

1

2

5

1

1

1

1

1

1

1

4.6.

4.7.

4.8.

Общая характеристика рыночной экономики (часть вторая).

Модель предложения на конкурентном рынке. Величина предложения. Неценовые факторы предложения

Взаимодействие спроса и предложения. Понятие рыночного равновесия. Равновесная цена

Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене и по доходу. Эластичность предложения и фактор времени

6

1

2

3

3

1

1

1

3

1

2

Контрольная работа по теме 4

2

2

5.

5.1.

5.2.

5.3.

5.4

Механизм рынка совершенной конкуренции

Конкурентное предложение и издержки фирмы

Общий (валовый) и предельный доход. Прибыль фирмы

Положение конкурентной фирмы в отрасли. Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах

Рента (выигрыш) потребителя, рента (выигрыш) производителя и взаимовыгодность обмена в условиях совершенной конкуренции

4

1

1

1

1

4

1

1

1

1

(2-е пол.)

6.

6.1.

6.2.

6.3

6.4.

Механизм рынка несовершенной конкуренции (часть первая)

Основные типы рыночных структур в условиях несовершенной конкуренции. Барьеры для вступления в отрасль

Чистая монополия. Монополия с эластичным спросом по цене. Равновесие монополии с эластичным спросом по цене

Ценовая дискриминация первой, второй и третьей степени

Регулирование монополистического ценообразования. Индекс Лернера

5

1

2

1

1

4

1

1

1

1

1

1

6.5.

6.6.

6.7.

Механизм рынка несовершенной конкуренции (часть вторая)

Олигополистическая структура отрасли. Индекс Герфиндаля. Модели олигополистического ценообразования

Естественная, или регулируемая, монополия. Антимонопольное (антитрестовское) законодательство

Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта

4

2

1

1

3

1

1

1

1

1

Контрольная работа (тесты, задачи) по темам 5 – 6

2

2

7.

7.1

7.2

Маркетинг как форма организации рыночного хозяйства

Основы теории маркетинга

Бизнес-план как форма маркетингового проекта

2

1

1

2

1

1

8.

8.1.

8.2.

Теория производства и предельной производительности факторов. Рынки факторов производства и их особенности

Производственная функция. Понятие предельной производительности факторов. Общий и предельный продукт. Закон убывающей предельной производительности

Спрос на факторы производства и правило использования ресурсов

3

1

2

2

1

1

1

1

9.

Рынок труда и заработная плата

4

3

1

10.

10.1

10.2.

Рынок капитала и процент.

Капитал как фактор производства. Рынок капитала и его структура. Спрос, предложение и равновесие на рынке заемных средств

Дисконтирование и правило принятия инвестиционных решений

5

2

3

3

2

1

2

2

11.

11.1

11.2.

Рынок земельных ресурсов и его особенности

Земля как фактор производства

Земельная рента как равновесная цена

3

1

2

3

1

1

1

1

12.

12.1.

12.2.

Предпринимательство и прибыль

Предпринимательство как фактор производства

Функции прибыли в экономике

3

1

2

2

1

1

1

1

13.

13.1.

13.2.

13.3.

Преимущества и недостатки рыночного механизма

Рынок как саморегулирующийся механизм и его преимущества

Рыночный механизм и эффективное распределение ограниченных ресурсов. Условие Парето-эффективного распределения

Фиаско рынка и необходимость государственного регулирования. Проблема предоставления общественных благ. Проблема внешних эффектов. Обмен правами собственности и интернализация внешних эффектов. Теорема Коуза

4

1

2

1

3

1

1

1

1

1

Контрольная работа (тесты, задачи) по темам 8 – 14.

2

2

Итоговая (годовая) контрольная работа (тесты, задачи) по темам 1 – 14.

2

2

Итого по темам 1 – 14 (микроэкономика)

70

45

25

(, 1-е пол.)

III. Макроэкономика (11 класс)

58

39

18

14.

14.1.

14.2.

14.3.

Основные макроэкономические показатели и система национальных счетов

Кругооборот доходов и расходов в национальном хозяйстве. Основные структурные пропорции макроэкономики

Валовый внутренний продукт (ВВП) и методы его расчета.

Номинальный и реальный ВВП

Система национальных счетов

6

1

4

1

4

1

2

1

2

2

15.

15.1.

15.2.

15.3.

Роль государства в рыночной экономике

Фиаско рынка и необходимость государственного регулирования экономики. Социально-экономические функции государства

Теория общественного выбора

Государственное регулирование экономики: основные цели и инструменты

3

1

1

1

3

1

1

1

16.

16.1.

16.2.

16.3.

16.4.

16.5.

16.6.

Макроэкономическое равновесие: базовые модели

Классическая теория макроэкономического равновесия

Макроэкономическое равновесие в модели «AD – AS»

Кейнсианская модель общего равновесия

Инвестиции и сбережения: проблема равновесия

Мультипликатор. Инфляционный и дефляционный (рецессионный) разрывы

Парадокс бережливости

12

1

3

3

2

2

1

9

1

2

2

1

2

1

3

1

1

1

Контрольная работа (тесты, задачи) по темам 14 – 16

2

2

17.

17.1

17.2.

Макроэкономическая нестабильность: цикличность развития рыночной экономики

Экономический цикл: причины возникновения, характерные черты и периодичность. Государственное регулирование цикличности производства

Механизм распространения циклических колебаний: эффект мультипликатора-акселератора

2

1

1

2

1

1

18.

Макроэкономическая нестабильность и безработица. Закон Оукена

4

3

1

Контрольная работа (тесты, задачи) по темам 17 – 18

2

2

2-е пол.

19.

19.1.

19.2.

19.3.

19.4.

Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика

Денежный рынок и денежная система. Денежная масса и ее структура. Денежные агрегаты. Спрос на деньги. Равновесие на денежном рынке

Сущность и формы кредита. Структура современной кредитно-денежной системы

Характерные особенности рынка ценных бумаг

Основные направления кредитно-денежной политики Центрального банка

7

4

1

1

1

5

2

1

1

1

2

2

20.

20.1.

20.2.

20.3.

20.4.

Налогово-бюджетная система и налогово-бюджетная политика

Государственный бюджет и его структура. Бюджетный дефицит и способы его финансирования

Налоги и их виды. Принципы налогообложения

Кривая Лаффера. Переложение налогового бремени

Дискреционная и недискреционная (автоматическая) налогово-бюджетная политика. Встроенные стабилизаторы. Стимулирующая и сдерживающая налогово-бюджетная политика

6

1

2

2

1

4

1

1

1

1

2

1

1

21.

2.1.

22.2.

22.3.

Инфляция и антиинфляционная политика

Сущность и формы инфляции

Инфляция и безработица: кривая Филипса. Теория естественного уровня

Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства

4

1

2

1

3

1

1

1

1

1

Контрольная работа (чтение и анализ экономических текстов, тесты, задачи) по темам 19 –21

2

2

22.

22.1.

22.2.

Экономический рост

Сущность экономического роста, его типы и динамика

Факторы и модели экономического роста

3

1

2

2

1

1

1

1

23.

23.1.

23.2.

Агробизнес и использование ресурсов агропромышленного комплекса (АПК)

Социально-экономическая сущность и характерные особенности АПК как межотраслевого комплекса

Агробизнес и государственное регулирование АПК

2

1

1

2

1

1

24.

Менеджмент как условие эффективной экономической политики и предпринимательской деятельности

2

2

Контрольная работа (тесты, задачи) по темам 22 – 25

1

1

IV. Международные аспекты экономической теории

10

8

2

25.

25.1.

25.2.

Мировое хозяйство

Сущность и структура мирового хозяйства

Тенденции развития мирового хозяйства и проблемы глобализации

2

1

1

2

1

1

26.

26.1

26.2.

26.3

26.4.

Формы международных экономических отношений

Вывоз капитала

Миграция рабочей силы

Экспорт товаров

Платежный баланс и обменный курс: основные модели

5

1

1

1

2

4

1

1

1

1

1

1

27.

Теоретические проблемы перехода к рынку

2

2

Контрольная работа (тесты, задачи) по темам 26 – 28

1

1

Зачет (дифференцированный) по курсу «Экономика»

2

2

Итого по темам 14 – 27

70

47

23

Итого по курсу «Экономика» (темы 1 – 27)

140

92

48

3 Содержание учебного курса «Экономика» (140 часов)

Тема 1. Предмет и метод экономической теории

1.1 Редкость и проблема выбора в процессе хозяйственной деятельности. Предмет экономической теории и его генезис. Экономические законы и их классификация



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа «Одаренные дети» Исследовательский проект: от теории к практике Бурятский научный центр Сибирского отделения ран

    Программа
    В брошюре представлены материалы семинара-тренинга, проведенного научно-исследовательской лабораторией НМС МОУ «Гимназии № 33» и БНЦ СО РАН для учащихся 9-11 классов: программа семинара-тренинга, тезисы исследовательских работ учащихся и т.
  2. Программа курса для специальности ╧ 020600 √ Культурология Составитель √ доктор философских и кандидат филологических наук, профессор

    Программа курса
    Курс лекций и семинарских занятий по социологии культуры является базовым и предназначен для студентов 4 курса факультета культур и искусств, обучающихся по специальности ⌠культурология■.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине (умк). Требования к составу и содержанию, рекомендации по разработке

    Учебно-методический комплекс
    четкое определение места и роли учебной дисциплины в образовательной программе данной специальности; фиксация и конкретизация на этой основе учебных целей и задач дисциплины;
  4. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030501 Нижний Новгород

    Учебно-методическое пособие
    Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030501 – юриспруденция / переработано с учетом изменений законодательства к.ю.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу им имени В. М. Шукшина (1)

    Учебно-методический комплекс
    [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: канд.фил.наук,доцент Ковалева М.А.; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск : БПГУ им.

Другие похожие документы..