Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита диссертации состоится « » .2010 г. В 10 часов на заседании диссертационного совета Д 208.085.02 при ГОУ ВПО “Самарский государственный медицин...полностью>>
'Документ'
В психологии термин поведение широко используется для обозначения вида и уровня активности человека, наряду с такими ее проявлениями, как деятельност...полностью>>
'Документ'
ДЕД МОРОЗ (Морозко) — могучий русский языческий бог, персонаж русских легенд, в славянской мифологии — олицетворение зимних морозов, кузнец, сковывающ...полностью>>
'Документ'
Родился на Антильских островах, вскоре его семья переезжает в Париж, где он посещает Школу изящных искусств (1842-1847). Затем возвращается на Антиль...полностью>>

Художественная интеллигенции западной сибири ( конец 20-х 30-е годы XX века)

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Особенностью художественной интеллигенции являлась корректировка, приспособление требований власти к собственным профессиональным, материальным, эстетическим интересам. В ответ на постановление центрального совета АХР о чистке (март 1930 г.) ряд художников подали заявление о выходе в знак протеста против основной линии руководства Ассоциации. Они создали новое объединение «Союз советских художников» (ССХ). В Сибири вплоть до 1931 года сохранялось особое понимание «борьбы с чуждыми элементами». Главной победой считались ликвидация всех других обществ и объединение всех группировок и попутчиков в АХР. Административные и партийные взыскания и даже политические обвинения не исключали возможности карьерного роста. Д.Суслова, в студенческие годы боровшегося за права студентов с дирекцией техникума, назначили руководителем этого учебного заведения. Уволенный в 1935 году с этой должности после обвинения в троцкизме Д.Суслов возглавлял с 1936 года кооперативное товарищество «Художник» в Омске. После переезда в Москву занимал должности секретаря правления Союза художников СССР (1957 г.), председателя правления художественного фонда СССР (1963 г.).

Во второй главе «Деятельность западносибирской художественной интеллигенции в конце 20-х – 30-е гг. XX в.» рассматриваются главные факторы, определившие основные формы участия западносибирской художественной интеллигенции в создании советской художественной культуры.

В первом параграфе «Материальные потребности и гражданская инициатива западносибирской художественной интеллигенции в условиях планового хозяйства» показывается зависимость условий существования художественной интеллигенции от утилитарного подхода к искусству. Главной проблемой был даже не недостаток средств, а непонимание искусства как ценности. В 20-е годы музейными ценностями расплачивались с сотрудниками. С 1933 года постепенно возвращается понимание истинной ценности искусства, о чем, в частности, свидетельствует фиксация краж из музея, которые до этого не регистрировались в документах. Основным способом выживания в этих условиях стал уход от художественной профессии. В 1928 году занимались только живописью 25% художников общества «Новая Сибирь». 70% художников омского филиала общества совмещали работу педагога с творческой деятельностью. Художники работали на производстве. Широко практиковалось совмещение работы в разных отраслях. В целях поддержки художественной интеллигенции практиковалась контрактация студентов, создание объединений безработных. В условиях планового хозяйства представители художественной среды искали способы превращения своего творчества в востребованный и оплачиваемый товар. Главной целью стало соединение творчества с материальным вознаграждением, т.е. возвращение к искусству как к профессиональной деятельности. Основные усилия были направлены на то, чтобы доказать местной власти необходимость и полезность профессионального искусства в деле строительства социализма, наладить сотрудничество с партийными, государственными, профсоюзными структурами и в конечном счете получить заказ на творчество, в частности, добиться контрактации художников. В 1931 году Краевой филиал АХР, обращаясь в краевые органы власти за содействием, подчеркивал значение искусства в деле классовой борьбы. Создание кооператива «Художник» мотивировалось необходимостью способствовать социалистическому строительству и идейно-политическому воспитанию масс через пространственные искусства на основе генеральной линии ВКП (б). Кооператив представлялся в качестве важнейшего средства пропаганды.

В это же время художники пытались организовать издательскую и производственную деятельность. Велась реклама художественной деятельности в средствах массовой информации. В 1931 году в планы филиала АХР был включен пункт, прямо ориентирующий на коммерческую деятельность. Один день в декаду художники должны были посвящать «писанию картин-пейзажей и т.д. для массового потребителя». В этом же году основным направлением деятельности стала организация производственных мастерских и кооператива. На очереди было образование производственных «изо-комбинатов». Кооперативное товарищество объединяло художников в Новосибирске и Омске. К концу 1937 года в омское товарищество входили 39 человек. Доходы составили 707,1 тыс. руб. Накопления около 60 тыс. руб. Рыночные отношения дополнялись возвращением к натуральному хозяйству в виде огородов и «ферм», имевшихся при художественных организациях.

Результаты общественной и организаторской работы художников привели к изменению форм занятости. В 1937 году большинство художников Омска работали в кооперативе (29,1%) и на педагогической поприще (25%). Число художников, занятых в промышленности, обороне, железнодорожном транспорте, сократилось.

Второй параграф «Духовные приоритеты и общественная деятельность сибирской художественной интеллигенции» содержит анализ форм общественной деятельности сибирской художественной интеллигенции.

Важнейшим направлением являлось распространение ценностей художественной культуры через организации художественного образования и просвещения. Этой цели служили кружки, студии, общества, например, общество художников-самоучек (ОХС) под руководством Н.Смолина в Томске, консультации, творческие доклады, оказание помощи различным организациям в оформительских работах.

Собственные интересы и представления в отдельных случаях реализовывались в такие масштабные проекты, как создание художественной галереи при Западно-Сибирском краеведческом музее, ставшее возможным благодаря энтузиазму Ф.Мелехина. Шефство художников над музеем было направлено на организацию взаимодействия музея и художественной среды. С 1928 г. художники Е.Клодт, Е.Крутиков, С.Кузнецова, Г.Макаров, М.Орешников, Н.Пудовкин, К.Трофимов, Н.Сверчков, М.Стрельников, Е.Фельдман, С.Шицын участвовали в работе музея через музейный совет, комиссию по обследованию музея. Возможности музея использовались для организации музейной практики студентов.

Эстетические увлечения и общественные установки художников повлияли на комплектацию музейных фондов. Практический, дидактический, классовый подход художников Я.Авотина, В.Гулецкого, Г.Грассе привел к сохранению не только академической живописи, скульптуры и предметов декоративно-прикладного искусства, но и пополнению коллекции работами своих современников. Эстетический подход Е.Крутикова позволил сформировать и сберечь коллекции авангардного искусства.

Интересы представителей творческой среды включали и сохранение культурных ценностей сибирских городов и музеев. С 1928 г. представители художественных обществ «Новая Сибирь» (К.Трофимов), АХРР (Я.Авотин, В.Гулецкий) и художественно-промышленного техникума (С.Игнатович) активно включились в защиту культовых зданий и религиозного искусства всех конфессий. В 1928-1929 гг. проводилась фотофиксация архитектурных и изобразительных памятников. В 1932 г. заместитель директора музея А.Амосенко настойчиво протестовал против изъятия и продажи художественных и исторических ценностей из музеев, ходатайствовал о сохранении здания костела. Благодаря энергичной деятельности директора музея религии и атеизма г. Тюмени П.Россомахина и музейных работников решением суда за разрушение двух церквей был осужден бывший заместитель председателя горсовета.

Способом самореализации художественной интеллигенции являлись популяризация, собирание, изучение и сохранение работ сибирских художников, реализовавшееся в организации постоянной выставки, тиражировании произведений сибирских авторов. С 1928 г. значительные усилия прилагались к созданию галереи западносибирских художников. Результаты изучения творчества местных художников и проблем художественной культуры отразились в подготовленных к печати Е.Крутиковым и А.Амосенко исследовательских работах, публикациях в сибирских и центральных периодических изданиях. Отдельные работы художников репродуцировались.

Инициативно велась учебно-методическая работа. Для восполнения пробелов в образовании, расширения общего кругозора и повышения профессионального уровня создавались библиотеки по истории и практике искусства. Постоянно велась переписка с ведущими музеями Москвы и Ленинграда. Выписывались издания этих музеев. Работники местных музеев обменивались опытом и консультировали своих коллег по различным вопросам.

Важнейшим направлением работы художников было распространение идей нового искусства среди коллег и широких масс населения. Пропаганда социалистического искусства велась в ходе дискуссий, докладов, лекций. Использовались возможности местных («Рабочий путь», «Настоящее», «Омский зритель», «Томский зритель») и центральных («За пролетарское искусство», «Искусство рабочему») периодических изданий.

Приоритетным направлением в 1928-1932 гг. являлась работа по объединению художественных сил. Основными способами были «вечера смычки», выставки, пленумы, съезды. Представители конкурирующих обществ «Новая Сибирь» и АХРР старались заручиться поддержкой партийных органов и использовать возможности власти. Логическим завершением стала ликвидация этих художественных объединений и создание в 1932 г. творческого союза на основе АХР.

Третий параграф «Государственный заказ и агитационно-пропагандистская деятельность западносибирской художественной интеллигенции» раскрывает формы участия художественной интеллигенции в создании советской идеологии и формировании исторической памяти народа в процессе агитационно-пропагандистской деятельности представителей художественной среды. Пропаганда велась как внутри, так и извне творческого сообщества.

Работа АХР велась на основе циркуляров Наркомпроса РСФСР, в тесной связи с отделом культурной пропаганды горкома ВКП (б), профсоюзом работников искусств, городским отделом народного образования. Сектор искусств Наркомпроса требовал от художественных предприятий участия и отчетов о проделанной работе в общесоюзных начинаниях. Председатель Сибирского комитета по делам искусств (Сибискусство) в 1931 году рекомендовал культурно-художественные кампании в качестве основной формы работы. В 1932 году лидеры АХР включали в планы пункт о «поголовном охвате» членов организации политико-воспитательной работой.

Художественную интеллигенцию привлекали для организации общесоюзных кампаний. Сведения о работе в политических кампаниях составляли основную часть отчетов организации. С 1928 года основными направлениями в системе текущей массово-политической работы были участие в посевных кампаниях и хлебозаготовках (с 1928 г.), атеистическая работа (с 1930 г.) Особое место занимала работа по военно-патриотическому воспитанию. Всем работникам искусства, особенно студентам художественных учебных заведений, отводилась значительная роль в проводимой ЦК ВЛКСМ кампании по вовлечению в комсомол новых членов. Студенты художественных техникумов принимали участие в агитационной работе, посвященной «всеобучу», начавшейся осенью 1930 года. Кроме того, художественные силы привлекались для разовых, «локальных» мероприятий. В 1930 г. к ним относились, например, «месячник сбережения» (февраль), День музыки пионера и школьника (май). В 1932 г. планировалось начать подготовку к празднованию 40-летия литературной деятельности М.Горького. В 1933 г. устраивали массовый геологический поход «За сырьем второй пятилетки». Коллективы всех художественных предприятий и учебных заведений должны были принимать участие в проведении годовщины Великого Октября, дня Красной Армии, Международного женского дня, 1 мая, годовщин рождения и смерти В.И.Ленина, «народного красного дня – 1 августа». В 1937 году с большим размахом проводились «Пушкинские дни».

В целом для этого периода характерно огромное количество массовых агитационно-пропагандистских мероприятий, посвященных как общеполитическим проблемам, так и конкретно хозяйственным или культурным событиям. В 1931 году, например, руководители краевого филиала отмечали, что 50% «ахровцев» были «брошены на различные кампании».

В третьей главе «Самосознание художественной интеллигенции Западной Сибири в конце 20-х – 30е гг. XX века» прослеживается взаимовлияние рефлексивных процессов художественной интеллигенции, общественной позиции и форм деятельности представителей художественного сообщества.

Первый параграф «Самоидентификация западносибирской художественной интеллигенции» представляет анализ рефлексивных процессов в художественной среде. В самооценке сибирской интеллигенции сохранялись две основные традиции, заложенные российской научной и публицистической мыслью. В провинциальной официальной публицистике оценка интеллигенции почти полностью повторяла основные постулаты официальной идеологии. Интеллигенцию дифференцировали по лояльности к советской власти. Представители самой художественной интеллигенции выделяли специфические характеристики интеллигенции в целом: особая духовная организация, желание свободного труда, устойчивое сохранение желания к самореализации в творчестве. В художественной среде основные типы определялись на основе таких критериев как политические взгляды, партийность, эстетические пристрастия, отражение сибирской специфики в произведениях, мастерство, социальные характеристики, личностные качества. На индивидуальном уровне осознание классовой принадлежности было многозначным, неустойчивым. Были случаи изменения данных о социальном положении. Самоназвание «интеллигенция» отсутствовало, использовались определения «художники», «живописцы», «преподаватели». Значение художественной интеллигенции в конце 20-х гг. видели в сохранении художественной жизни в Сибири. Важнейшим элементом самоопределения художественной интеллигенции являлось отношение к труду. Существование различных уровней деятельности осознавалось многими представителями художественной интеллигенции. Анализ характеристик творческой среды, данный самими представителями и участниками художественной жизни, показывает, что на первом месте стояли эстетические, социальные и витальные ценности.

Во втором параграфе ««Центр» и «провинция» в представлениях сибирской интеллигенции» акцентируется внимание на том, что определение художественной интеллигенцией собственного места и значения в окружающем мире обнаруживается и в разделении пространства на «центр» и «провинцию». Выявляются две противоположных позиции в культурно-историческом самоопределении художественной интеллигенции Западной Сибири. В общественной деятельности преобладало «центробежное» направление. Часть художественной интеллигенции Сибири, например, И.Копылов, члены общества «Новая Сибирь», пророчила превращение Сибири в новый центр не только российской, но и мировой культуры. Члены АХРР, работники музея Я.Авотин, Е.Крутиков, В.Гулецкий, П.Горбунова и др. стремились приблизить, сделать доступными для провинциальной публики достижения мирового и отечественного искусства, используя такие формы, как выставки, пополнение коллекций из фондов столичных музеев, в том числе, Третьяковской галереи. Из Москвы получали как материальную помощь (дотации АХР), так и моральную поддержку, апеллируя к признанным мастерам культуры по поводу конфликтных ситуаций. В индивидуальных действиях усиливалась «центростремительная» тенденция. С 1928 г. начинается процесс «утечки» художественной интеллигенции в центр (И.Копылов-1930г.). Распространенным способом приобщения к столичным достижениям было продолжение учебы в вузах (А.Либеров, В.Волков, К.Щекотов). Активно использовались возможности «центра» для повышения квалификации (ВХУТЕМАС, Русский музей, Институт истории искусств, Библиотека Академии Наук, Государственные реставрационные мастерские и др.). В 30-е гг. организовывались экскурсии в Москву и Ленинград для студентов. Многие представители художественного сибирского сообщества искали и находили успех и признание в столице (Д.Суслов, К.Щекотов). На личном уровне могли присутствовать и обе позиции.

В заключении диссертации подведены итоги исследования, сделаны обобщения, сформулированы основные выводы и высказаны рекомендации, которые могут быть полезными в современном обществе.

Выявлено, что основными принципами государственной политики в художественной сфере были утилитарность и классовость. Основными направлениями государственной политики в сфере художественной интеллигенции были изменение социальных характеристик художественной интеллигенции и внедрение в творческую среду определенной системы ценностей. Механизмом реализации государственной политики стала пролетаризация художественного сообщества, включавшая классовый принцип отбора абитуриентов в художественные учебные заведения, проверки («чистки») государственного аппарата, системы образования, художественных организаций и учреждений, а также партийные «чистки». Система мер, направленная на обеспечение пролетарского большинства в художественной среде и изменение аксиологических ориентиров, принесла определенные результаты, но планируемого изменения не дала. Политика советского государства в художественной сфере и отношение к «мастерам культуры» во многом были определены и продолжали традиционное восприятие профессионального художественного творчества в России. Существование и формы деятельности советской художественной интеллигенции обусловливались «внешними» факторами, социальной структурой: власть, народ. Приоритетные направления конкретной повседневной деятельности определялись самосознанием и собственными интересами интеллигенции.

В целом художественная интеллигенция Западной Сибири представляется как неоднородная, полифункциональная, противоречивая социальная группа, определяющей особенностью которой было сочетание исторически сложившихся в различных общественных слоях ценностей и способов поведения людей. Подобная разнородность являлась основой для толерантности и конформизма. Важнейшей объединяющей характеристикой художественной интеллигенции было стремление сохранить художественное творчество в качестве профессиональной деятельности, востребованной и необходимой обществу.

В условиях государственного регулирования всех сфер жизни общества само существование интеллигенции зависело от государственного заказа. Выполнение этого заказа вело к формированию унифицированной исторической памяти советского народа, выработке стереотипов поведения и воспитания. В этой сфере сибирская художественная интеллигенция являлась подчиненной частью государственного механизма, идентичной интеллигенции в целом. Роль, отводимая государством художественной интеллигенции, определила отношение к творчеству. Важен был результат, но не индивидуальность автора. Этот уровень деятельности интеллигенции определяется, поэтому, тиражированием, взаимозаменяемостью, анонимностью творчества. Такое положение не являлось чем-то уникальным. Напротив, использование художественной культуры в своих целях характерно для всех государств. Деятельность художественной интеллигенции в этой сфере способствовала продвижению идеологических установок во все уровни общества, обеспечивала внимание к насущным проблемам политики, экономики, повседневной жизни. Формировались ценности. Пролонгированное значение этой сферы деятельности заключается в создании новых форм и методов пропаганды, которые использовались на протяжении всего советского периода и являются основой современных российских политических и рекламных технологий.

Осознание интеллигенцией себя и своей роли в жизни общества, культурно-историческом процессе, собственные пристрастия и ценностные ориентации определили формирование и особенности второго уровня ее деятельности. Этот уровень можно разделить на конкретно-историческую, буквально направленную на сохранение, собирание произведений искусства часть и широкую просветительскую, воспитательную работу, имеющую целью сформировать отношение к искусству и его отдельным элементам как к ценности. В данной сфере представителям художественной интеллигенции Западной Сибири пришлось преодолевать трудности разного порядка, определенные конкретно-историческими проблемами, спецификой региона, аксиологическими ориентирами демократической интеллигенции. Приоритетными для активной части городской интеллигенции Западной Сибири этого периода являлись естественнонаучные знания. Художественной культуре в лучшем случае отводилось подчиненное место. В худшем - эта сфера не признавалось достойной внимания. Неприятие искусства как ценности выражалось со стороны государства в отсутствии или остаточном принципе финансирования. Неприятие со стороны интеллигенции выливалось в конфликты с отдельными энтузиастами. Общественное мнение приходилось воспитывать и формировать. Государству, в лице административных и партийных работников, практическую значимость искусства необходимо было доказывать. Самодеятельные усилия отдельных представителей художественной интеллигенции опирались на поддержку государственных и партийных функционеров. Определяющими особенностями этой деятельности являются индивидуализм, энтузиазм, инициативность, альтруизм. Данное направление имело не только региональное, общероссийское, но и мировое значение. В музейных коллекциях сохранились конкретные произведения искусства. В учебных заведениях, в творчестве художников сохранялись и продолжались традиции авангардного искусства. Началось изучение и сохранение искусства Сибири. Формировалось эстетическое знание и воспитание.

Основной характеристикой художественной интеллигенции Западной Сибири, определившей ее значение, была позитивная реальная деятельность, направленная на развитие художественной культуры в целом и ее отдельных элементов. Наиболее существенным результатом деятельности можно считать формирование исторической памяти советского народа. Нагляднее всего общественная роль художественной интеллигенции в советской истории проявилась в создании и работе агитационно-пропагандистского механизма, способного распространять необходимые идеологические установки.

В приложении приводится Словарь деятелей художественной культуры Западной Сибири (20-30-е гг. XX века).

По теме диссертации автором опубликовано 72 работы общим объемом 49 п.л., в том числе:

Публикации в изданиях, включенных в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендуемых ВАК:

  1. Левина Ж.Е. Столичная и провинциальная культура в представлениях художественной интеллигенции Сибири (20-60-е годы XX века) /Ж.Е.Левина // Известия Уральского государственного университета.-2005.-№34. – С.90-98. –0,5 п.л.

  2. Левина Ж.Е. Роль художественной интеллигенции в формировании исторических воспоминаний советского народа (по материалам Западной Сибири 20-30-х гг. XX века) / Ж.Е.Левина// Омский научный вестник. – 2005.- №3 - С.33-38. – 0,5 п.л.

  3. Левина Ж.Е. Формирование исторической памяти как компоненты социального интеллекта средствами искусства / Ж.Е.Левина, И.С.Вотчин // Философия образования. – 2006.- №1 - С.257-262. – 0,5 п.л.

Монография:

  1. Левина Ж.Е. Художественная интеллигенция Западной Сибири в системе советской культуры (конец 20-х-30-е годы XX века).- Омск: ОмГПУ, 2004. – 276 с. –18,6 п.л.

Основные статьи и материалы докладов:

  1. Левина Ж.Е. Дискриминация художественной интеллигенции в конце 20-х гг. /Ж.Е.Левина, В.Ш.Назимова //Интеллигенция и власть на пороге XXI века. Тезисы докладов региональной научно-практической конференции. - Екатеринбург: УрГУ, 1996. - С.162-165. –0.3 п.л.

  2. Левина Ж.Е. Формирование системы художественного образования Сибири (1928-1939 гг.) /Ж.Е.Левина // По страницам Российской истории. Сборник научных статей. – Омск: ОмГПУ, 1996. - С.75-85. – 0,5 п.л.

  3. Левина Ж.Е. «Обыденное сознание» советского человека 20-30-х гг.: вариант локального социально-психологического исследования. /Ж.Е.Левина // Гуманитарные исследования. Ежегодник. Вып.1. Сборник научных статей. - Омск: ОмГПУ, 1996. - С.30-32. –0,5 п.л.

  4. Левина Ж.Е. Репрессированная культура. /Ж.Е.Левина, В.Ш.Назимова // Гуманитарное знание. Серия Преемственность. Ежегодник. Вып.1. Сборник научных трудов. – Омск: ОмГПУ, 1997. - С.158-162. – 0,5 п.л.

  5. Левина Ж.Е. Художественная интеллигенция 1920-30-х гг.: вариант локального историко-психологического исследования. /Ж.Е.Левина //Локальные культурно-исторические исследования: Теория и практика. - Омск: ОмГУ, 1998.- С.36-43. – 0,5 п.л.

  6. Левина Ж.Е. Материальное положение и социальные перспективы сибирского студенчества (20-30-е гг. XX века). /Ж.Е.Левина // Наука и образование в стратегии национальной безопасности и регионального развития. Материалы международной научной конференции. - Екатеринбург: Издательство Уральского гуманитарного института, 1999. - С.278-282. – 0,3 п.л.

  7. Левина Ж.Е. Еще раз о противоречиях в сознании интеллигенции. /Ж.Е.Левина, В.Ш.Назимова // Интеллигенция России в XX веке и проблема выбора. – Екатеринбург: УрГУ, Исследовательский Центр «XX век в судьбах интеллигенции России», 1999. - С.87-90. –0,3 п.л.

  8. Левина Ж.Е. Некоторые особенности формирования советской художественной культуры в 1920-1930-е гг. /Ж.Е.Левина // Культура и интеллигенция сибирской провинции в XX веке: теория, история, практика. - Новосибирск: Институт истории СО РАН, 2000. -С.112-114.- 0,2 п.л.

  9. Левина Ж.Е. Некоторые особенности формирования художественной интеллигенции России. /Ж.Е.Левина // Генезис, становление и деятельность интеллигенции: междисциплинарный подход. Тезисы XI международной научно-практической конференции. – Иваново: ИвГУ, 2000. - С.126-128. - 0,2 п.л.

  10. Левина Ж.Е. Культуроведческие исследования в Омске (1990-1999). /Ж.Е.Левина //Гуманитарное знание. Серия «Преемственность». Вып.4. - Омск: ОмГПУ, 2000. - С.121-126. – 0,5 п.л.

  11. Левина Ж.Е. От понимания культуры к пониманию истории. /Ж.Е.Левина // Теоретико-методологические проблемы исторического познания. Материалы международной научной конференции. В 2-х т. Т.1. - Минск: РИВШ БГУ, 2000. - С.51-54. –0,3 п.л.

  12. Левина Ж.Е. Российская интеллигенция в модернизационном процессе конца XIX- начала XX в. /Ж.Е.Левина, Т.А.Сабурова // Российская интеллигенция: критика исторического опыта. Тезисы докладов Всероссийской конференции с международным участием.- Екатеринбург: УрГУ, 2001. - С.167-169. –0,2 п.л.

  13. Левина Ж.Е. Современная провинциальная историческая наука: проблемы, подходы, тенденции развития. /Ж.Е.Левина, Т.А.Сабурова // Актуальные вопросы истории России на пороге XXI века. Тезисы Всероссийской конференции. - СПб.: Нестор, 2001. - С.85-88. –0,3 п.л.

  14. Левина Ж.Е. «Свои» и «чужие» в художественной картине мира советского человека 1928-1937 гг. /Ж.Е.Левина // История в XXI веке: историко-антропологический подход в преподавании и изучении истории человечества. Материалы международной интернет-конференции. - М.: Московский общественный фонд, 2001. - С.139-141. – 0,3 п.л.

  15. Левина Ж.Е. Классовость советской культуры и миросозидание художественной интеллигенции Сибири 20-30-х гг. XX в. /Ж.Е.Левина //Гуманитарное знание. Серия «преемственность». Ежегодник. Вып.5. Сборник научных трудов. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. - С.107-111. –0,5 п.л.

  16. Левина Ж.Е. «Центр» и «провинция» в представлениях советской художественной интеллигенции 20-30-х гг. XX в. /Ж.Е.Левина // Центр-провинция: историко-психологические проблемы. Материалы Всероссийской научной конференции. - СПб.: Нестор, 2001. -С.124-127. – 0,3 п.л.

  17. Левина Ж.Е. Военизация советской культуры в 20-30-е гг. XX в. /Ж.Е.Левина // История российской духовности. Материалы 22 Всероссийской заочной научной конференции. - СПб.: Нестор, 2001. -С.245-248. – 0,3 п.л.

  18. Левина Ж.Е. «Наши» и «чужие» в советской художественной культуре (1928 г.) /Ж.Е.Левина // «Наши» и «чужие» в российском историческом сознании. Материалы Международной научной конференции. - СПб.: Нестор, 2001. С.215-218. – 0,3 п.л.

  19. Левина Ж.Е. Представления советской художественной интеллигенции о «центре» и «провинции» (20-30-гг. XX в.) /Ж.Е.Левина // Гуманитарное знание. Серия «преемственность». Ежегодник. Вып.6. Сборник научных трудов. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. - С.68-73. –0,5 п.л.

  20. Левина Ж.Е. Самооценка художественной интеллигенции Сибири (20-30-е гг. XX в.) /Ж.Е.Левина // Я и Мы: история, психология, перспективы. Материалы Международной научной конференции. - СПб.: Нестор, 2002.- С.179-183. –0,3 п.л.

  21. Левина Ж.Е. Мотивировки и мотивации в советской культуре. ( На примере деятельности сибирских художников 20-30-х гг. XX в.) /Ж.Е.Левина // Исторические персоналии: мотивировки и мотивации поступков. Материалы Всероссийской научной конференции. - СПб.: Нестор, 2002.- С.299-302. – 0.4 п.л.

  22. Левина Ж.Е. Образ интеллигенции в сибирской публицистике 20-30-х гг. XX в. /Ж.Е.Левина // Толерантность и власть: судьбы российской интеллигенции. Тезисы докладов международной конференции. - Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2002. - С.181-183. –0,4 п.л.

  23. Левина Ж.Е. «Чужие» среди «своих» (столичная и провинциальная культура в представлении сибирских художников). /Ж.Е.Левина //Культура «своя» и «чужая». Материалы международной интернет-конференции. - М.: Фонд независимого радиовещания, 2003. - С.168-172.- 0,4 п.л.

  24. Левина Ж.Е. Социальная иерархия и портретный ряд в творчестве сибирских художников (20-30-е годы XX века): вариант количественного анализа. /Ж.Е.Левина // Эстетика научного познания. Материалы международной научной конференции. - М.: Современные тетради, 2003.- С.81-84. – 0,3 п.л.

  25. Левина Ж.Е. Пространство и время в представлениях сибирских художников. /Ж.Е.Левина // Пространство и время в восприятии человека: историко-психологический аспект. Материалы XIV Международной научной конференции. - СПб.: Нестор, 2003. Ч.2. - С.3-6. 0,3 п.л.

  26. Левина Ж.Е. Столичная и провинциальная культура в представлениях творческой интеллигенции Сибири. /Ж.Е.Левина //Социокультурное пространство сибирского города: история и современность. Вып.1. Ханты-Мансийск-Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. - С.44-52. – 0,5 п.л.

  27. Левина Ж.Е. Культура Сибири как феномен взаимодействия Запада и Востока. /Ж.Е.Левина // Россия. Запад и Восток: история взаимоотношений. Материалы 29 Всероссийской заочной научной конференции. - СПб.: Нестор, 2003. -С.78-80. –0,2 п.л.

  28. Левина Ж.Е. «Личное» и «общественное» в самооценке русской культуры (конец XIX – начало XX вв.) /Ж.Е.Левина // Интеллигенция России и Запада в XX-XXI вв.: поиск. Выбор и реализация путей общественного развития. Материалы научной конференции. – Екатеринбург: УрГУ, 2004. - С.196-197. –0,2 п.л.

  29. Левина Ж.Е. Особенности советской культуры в современных гуманитарных исследованиях. /Ж.Е.Левина // Изучение истории России: наиболее актуальные историографические тенденции. Материалы 33 Всероссийской заочной научной конференции. - СПб.: Нестор, 2004. -С.266-269. –0,3 п.л.

  30. Левина Ж.Е. Интеллигент как антигерой советского времени? /Ж.Е.Левина // Герои и антигерои в исторической судьбе России. Материалы 35 Всероссийской заочной научной конференции. - СПб.: Нестор, 2004. - С.226-230. –0,3 п.л.

  31. Левина Ж.Е. Особенности российской интеллигенции в современных гуманитарных исследованиях. /Ж.Е.Левина // Интеллектуальная элита России: история, современность, перспективы. Материалы 38 Всероссийской заочной научной конференции. - СПб.: Нестор, 2005. С.294-296. – 0,2 п.л.

  32. Левина Ж.Е. Историческая память и советская интеллигенция. /Ж.Е.Левина // Историческая память и социальная стратификация. Социокультурный аспект: Материалы XVII Международной конференции. В 2 ч. Ч. 2. - СПб.: Нестор, 2005. -С.100-102. – 0,2 п.л.

  33. Левина Ж.Е. Человек в экстремальных условиях: проблемы методологии. /Ж.Е.Левина // Человек в экстремальных условиях: историко-психологические исследования: Материалы XVIII Международной конференции. В 2 ч. Ч.1. - СПб.: Нестор, 2005. - С.298-300. – 0,2 п.л.

Учебные и методические пособия:

  1. Левина Ж.Е. История культуры Сибири: Учебно-методическое пособие. /Ж.Е.Левина // Прикладное культуроведение. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. -26 с. – С.15-25. –0,5 п.л.

  2. Левина Ж.Е. Основы межкультурной коммуникации: Учебно-методическое пособие. /Ж.Е.Левина // Прикладное культуроведение. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. -26 с. – С. 8-15. – 0,5 п.л.

  3. Левина Ж.Е. Лекции по истории русской культуры: Учебное пособие. /Ж.Е.Левина, В.В.Стебляк. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. -102 с. - С.3-12, 25-37, 75-88. – 1,2 п.л.

1; Петров В.М. Социокультурная динамика и функции интеллигенции. // Русская интеллигенция: история и судьба. - М.1999; Лотман Ю.М. Семиосфера.- СПб., 2000. С.350.

2 Луначарский А.В. Основные задачи советской власти в области искусства.// Литературное наследство. - М.,1971. Т.82. С.17.

1 Омский округ. Краткий статистический справочник. 1928. – Омск, 1928; Омский округ: краткий статистический справочник. – Омск, 1929 и др.

2 Сводка наказов, данных избирателями в выборной и отчетной кампании Омскому городскому Совету и их выполнение. – Омск, 1928; Комсомольский информатор, 1928; Резолюции IV Омского съезда профсоюзов 20-24 июня 1929 г. – Омск: Окрпрофбюро, 1929; Просвещение Сибири, 1929; Материалы и отчетный доклад крайкома ВЛКСМ. – Новосибирск: ОГИЗ, 1930 и др.

3 2-я выставка картин омского филиала А.Х.Р.Р. – Омск, 1928; Научные работники Омска: Справочник. – Омск, 1929; Сибирская советская энциклопедия. – Новосибирск, 1932; Первая омская областная выставка живописи и графики.1937. Каталог. – Омск,1937.

4 Копылов И.Л. На перевале. К первой всесибирской передвижной выставке 1927 г. – Новосибирск, 1927; Художественная литература в Сибири (1922-1927). – Новосибирск, 1927; Мелехин Ф.В. Пять лет работы музея. 1923-1928 гг. – Омск, 1928; Козлов С.А. Итоги научного строительства в г.Омске за первые десять лет советской власти. – Омск, 1930.

5  Ким М.П. 40 лет советской культуры. – М., 1957; Смирнов И.С. Ленин и советская культура. Государственная деятельность В.И.Ленина в области культурного строительства (окт. 1917 – лето 1918 гг.). – М., 1960; Соскин В.Л. Политические позиции интеллигенции в период Октябрьской социалистической революции.// Известия СО АН СССР. Серия общественных наук. – Вып.3 –1967. - № 11; Амелин П.П. Интеллигенция и социализм – Л., 1970.

1Федюкин С.А. Советская власть и буржуазные специалисты. – М., 1965; Ульяновская В.А. Формирование научной интеллигенции в СССР (1917-1937). – М., 1966; Федюкин С.А. Великий Октябрь и интеллигенция: Из опыта вовлечения старой интеллигенции в строительство социализма. – М., 1972.

2 Чуфаров В.Г. Деятельность партийных организаций Урала по осуществлению культурной революции 1920-1937 гг. - Свердловск, 1970. и др.

3 Кузнецов М.С. Дальневосточные партийные организации в борьбе за осуществление задач культурной революции (1928-1937 гг.) - Томск, 1971 и др.

4 Соскин В.Л. Очерки истории культуры Сибири в годы революции и гражданской войны. - Новосибирск.1961; Он же. Культурная жизнь в Сибири в первые годы НЭПа. – Новосибирск, 1971.

5 История искусства народов СССР. В 9-ти томах. - М.,1971-1985 и др.

6 Черемисина Т.А. Деятельность партийных организаций Западной Сибири по развитию среднего специального образования в годы первой пятилетки// Науч. тр. - Новосиб. гос. пед. ин-т, 1972.- Вып.83. - С.20-23 и др.

7 Леляков А.П. Партийное руководство развитием театрального искусства в западной Сибири (1928-1941 гг.) Дис… канд. ист. наук. - Томск, 1974; Он же. Формирование кадров художественной интеллигенции Сибири в период социалистического строительства (1928-1937).//Формирование и развитие социалистической интеллигенции. - Кемерово, 1982; Он же. Художественное образование в Сибири в годы первой пятилетки.//Образование и наука в Сибири: история и современность. - Новосибирск, 1982.

1 Бусоргина Т.Г. Художественная жизнь Восточной Сибири в 1917-1940 гг.: Дис… канд. искусствоведения. – М.,1979.

2 Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры. – М.,1985; Советская культура в реконструктивный период. – М.,1988.

3 Адрианова Г.А. Художественная интеллигенция: проблемы формирования (1919-1941 гг.) - Свердловск,1988; Она же. Художественная интеллигенция Урала: проблемы, поиски, решения. - Свердловск, 1989 и др.

4 Красильников С.А., Соскин В.Л. Интеллигенция Сибири в период борьбы за победу и утверждение Советской власти (1917-1918). – Новосибирск, 1985; Пыстина Л.И. Общественные организации научно-технической интеллигенции Сибири.(20-30-е гг.) – Новосибирск, 1987.

1 Маркин Ю. Искусство при тоталитаризме. // Декоративное искусство. – 1989. -№ 12. – С. 4.; Зоркая Н. Кино тоталитарной эпохи // Искусство кино. – 1989. -№ 3; Елагин Ю. Неустанная забота партии об актерах.// Огонек. – 1990. - № 42-43; Тупицына Н. У истоков соцреализма // Искусство. – 1990. -№ 3; Кантор А. Краткая история ликвидации художественной критики // Декоративное искусство. – 1990. - № 1; Ревзин Г. Девушка моей мечты // Искусство. –1990. - № 3 и др.

2Бордюгов Г.А., Козлов В.А. История и конъюнктура: субъективные заметки об истории советского общества. – М.,1992.

3 См.: Бордюгов Г.А., Козлов В.А. История и конъюнктура: субъективные заметки об истории советского общества. - М., 1992. – С.24; Главацкий М.Е.; Кондрашева М.И. Интеллигенция и революция (историографические заметки) // Интеллигенция в советском обществе. – Кемерово, 1993. – С.37; Квакин А.В. Отношение российской интеллигенции к советской власти: мотивы и позиции (1917-1927гг.). – Там же. – С.43; Соскин В.Л. К оценке исторического опыта формирования советской интеллигенции. – Там же. – С.27-28.

4 Шупик Г.Ф. Критика буржуазных концепций партийного руководства культурным строительством (октябрь 1917- 1936 гг.). – С.5; Ушко А. Истоки сталинизма. // Наука и жизнь. – 1988. - № 11-12.; Он же. Хороши ли наши принципы. // Новый мир. – 1990. - № 4; Геллер М., Некрич А. Утопия и власть.// Даугава. – 1990. - № 11-12; Вопросы литературы. 1992. Вып.1. и др.

1 Культурная революция и сталинизм (к постановке проблемы).// Известия СО АН СССР. Вып.1. – 1990. Серия история, философия, филология. – С.18. Красильников С.А. После войн и революций: интеллигенция в 20-е гг. Некоторые проблемы изучения.// Россия нэповская; политика, экономика, культура. – Новосибирск, 1991; Кадры науки советской Сибири: Проблемы истории. – Новосибирск, 1991; Кликушин М.В. Формирование научной интеллигенции Сибири в годы первых пятилеток (1928-1941 гг.): Автореф. дис…канд. ист. наук. – Новосибирск, 1991.

2 Адрианова Г.С. Художественная интеллигенция Урала (30-е гг.) – Екатеринбург, 1992; Ершова Э.Б. Исторические судьбы художественной интеллигенции Белоруссии (1917-1941). – М.,1994.

3 Адрианова Г.С. Указ. соч.

4 См. например: Раскатова Е.М. О некоторых особенностях официальной художественной политики 1970-х годов: На материалах архива отдела культуры ЦК КПСС.// Проблемы методологии истории интеллигенции. -Иваново, 1995. - С.108-114. и др.; Селянинова Г.Д. К вопросу о новых подходах к изучению истории российской интеллигенции.// Интеллигенция России в XX веке и проблема выбора. - Екатеринбург, 2000. -С.39-40 и др.

1 Советская историография. – М., 1996. Русакова О.Ф. Философия и методология истории в XX в. – Екатеринбург, 2000.

2 Русакова О.Ф. Указ. соч.

3 Теоретико-методологические проблемы исторического познания. Материалы к международной научной конференции. В 2-х т. – Минск, 2000; Интеллигенция и проблемы формирования гражданского общества в России. – Екатеринбург, 2000; Исследования интеллектуального пространства в XX веке: теория и практика. Материалы Четвертой всероссийской научной конференции «Культура и интеллигенция России: Интеллектуальное пространство (Провинция и центр). XX век». – Омск, 2000; История в XXI веке: Историко-антропологический подход в преподавании и изучении истории человечества (Материалы международной интернет-конференции). – М., 2001; Я и Мы: история, психология, перспективы: Материалы Международной научной конференции. – СПб., 2001 и др.

4 Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство. – М., 1994; Морозов А.И. Конец утопии. Из истории искусства в СССР 1930-х годов. – М., 1995; Интеллигенция и власть на пороге XXI века: Тезисы докладов региональной научно-практической конференции. – Екатеринбург: УрГУ, 1996; Гайдамакин А.В. Деятельность ВКП (б) по формированию сельскохозяйственной интеллигенции. 1927-1937 гг. (На материалах Западной Сибири). – Омск, 1997; Коржихина Т.П. Извольте быть благонадежны! – М., 1997; Безансон А. Интеллектуальные истоки ленинизма. – М., 1998; Пыстина Л.И. «Буржуазные специалисты» в Сибири в 1920-е – начале 1930-х годов (социально-правовое положение и условия труда). – Новосибирск, 1999; Манин В.С. Искусство в резервации. ( Художественная жизнь России 1917-1941 гг.) – М., 1999; Кондаков И.В. К феноменологии русской интеллигенции. // Русская интеллигенция. История и судьба. – М., 1999; Катаев В.Б. Боборыкин и Чехов (к истории понятия «интеллигенция» в русской литературе). - Там же.– С.382-397; Петров В.М. Социокультурная динамика и функции интеллигенции. - Там же. - С.90-108; Гаспаров М.Л. Интеллектуалы. Интеллигенты, интеллигентность. - Там же. – С. 5-14; Лебина Н.Б. Повседневная жизнь советского города: Нормы и аномалии.1920-1930 годы. – СПб., 1999; Генезис, становление и деятельность интеллигенции: междисциплинарный подход. Тезисы докладов XI международной научно-теоретической конференции. – Иваново, 2000; Барулин В.С. Российский человек в XX веке. Потери и обретения себя. – СПб., 2000; Романовский С.И. Нетерпение мысли, или Исторический портрет радикальной русской интеллигенции. – СПб., 2000; Жидков В.С., Соколов К.Б. Десять веков российской ментальности: картина мира и власть. - СПб., 2001;Тяжельникова В.С. От послереволюционного атомизма к цельной советской идентичности. // История в XXI веке: историко-антропологический подход в преподавании и изучении истории человечества. – М., 2001; Конев В.П. Советская художественная культура. – Новосибирск, 2001; и др.

1 Баринов Д.Б. Судьбы художественной интеллигенции столицы и российской провинции в условиях сталинского режима (30 -50 - гг. XX в.) - Саратов, 2000.

2 Бортников С.М. Художественная интеллигенция Сибири (1961-1985 гг.) - Барнаул, 1999.

3 Еремеева А.Н. «Под рокот гражданских бурь…»: Художественная жизнь юга России в 1917-1920 годах. - СПб, 1998. и др.

4 Зезина М.Р. Советская художественная интеллигенция и власть в 1950 -1960-е гг. - М.,1999 и др.

5 Купцова И.В. Художественная интеллигенция России: размежевание и исход. - СПб.,1996 и др.

1 См. например: Сизов С.Г. Омские художники и борьба с «формотворчеством» в период «оттепели».// Культура и интеллигенция сибирской провинции в XX веке: Теория, история, практика. - Новосибирск, 2000. -С.114-117 и др.

2 Рыженко В.Г. Интеллигенция в культуре крупного сибирского города в 1920-е годы: вопросы теории, истории, историографии и методов исследования. - Екатеринбург-Омск, 2003 и др.

3 Корзун В.П. Образы исторической науки на рубеже XIX-XX веков: анализ отечественных историографических концепций. - Омск. 2000 и др.

4 История интеллигенции России в биографиях ее исследователей: опыт энциклопедического словаря. - Екатеринбург, 2002.

1 Очирова Т.Н. Присоединение Сибири как евразийский социокультурный вектор внешней истории Московского государства. // Цивилизации и культуры. Научный альманах. Вып.1. Россия и Восток: цивилизационные отношения. – М., 1994. – С.131-153 и др.

1 См.: Тяжельникова В.С. «Вы жертвою пали в борьбе роковой…» Генезис и эволюция революционной жертвенности коммунистов. // Социальная история. Ежегодник1998-1999. - М., 2000 – С.411-433 и др.

1 КПСС о культуре, просвещении и науке: Сб. документов. – М., 1963; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 9-е изд. – М., 1984.

2 Луначарский А.В. Собрание сочинений. В 8-ми томах. – М., 1963-1967; В.И.Ленин о литературе и искусстве. – М., 1969; Луначарский А.В.: Неизданные материалы // Литературное наследство. – М., 1971. – Т.82; В.И.Ленин, КПСС об интеллигенции. – М., 1979; Троцкий Л.Д. Литература и революция. – М., 1991; Судьбы русской интеллигенции: Материалы дискуссий (1923-1925 гг.). – Новосибирск, 1991.

3 Резолюции принятые III –м омским окружным съездом профессиональных союзов. – Омск, 1928; Решения 2-й Омской окружной конференции комсомола. – Омск. 1929; Решения 4-й Омской окружной партконференции. – Омск. 1929; Отчет окружной контрольной комиссии ВКП (б) об итогах проверки и чистки Омской окружной парторганизации. – Омск, 1930; и др.

4 Культурное строительство в Сибири 1917-1941 гг.: Сб. документов. – Новосибирск, 1979 и др.

5Омский округ. Краткий статистический справочник. 1928. – Омск, 1928; Бюджеты городского населения Сибири за 1928-1929 и 1929-1930 гг. – Новосибирск, 1931 и др.

1 Комсомольский информатор, 1928; Материалы и отчетный доклад крайкома ВЛКСМ. – Новосибирск: ОГИЗ, 1930 и др.

2 Сибирская советская энциклопедия. – Новосибирск, 1932; Волков В.Р. Выставка произведений. Каталог юбилейной выставки. – Омск, 1971; Соловьева-Волынская И.Н. Художники Омска. – Л., 1972; Справочник членов Союза художников СССР. – М., 1982; Художники народов СССР. В. 4-х т. – М., 1970-1983; Художники Тюмени. – М., 1984; Художники Томска. - М., 1986; Кондратий Петрович Белов. – Омск, 1989; Художники Новосибирска. – М., 1991; Козлов Т.П. Каталог выставки. – Омск. 1991и др.

3 Суслов Д. Выставка произведений заслуженного деятеля культуры РСФСР Дмитрия Степановича Суслова. – М.: Сов. Художник, 1966; Уфимцев В.И. Говоря о себе: Воспоминания. – М.: Сов. художник, 1973; Сверчков Н.К. Счастье. – Чебоксары, 1976; Либеров А. Жизнь и творчество. – Омск, 1996; Елфимов Л.П. Кондратий Белов. – Омск, 1997; Сборник воспоминаний участников Великой Отечественной войны. – Омск, 1999.

1 См. например: Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. - М.,1998; Керов В.В. Ежегодник историко-антропологических исследований. //Ежегодник историко-антропологических исследований. 2001/ 2002.т - М. ,2002. – С.7-13 и др.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тема Государственное управление в конце 20-х – 30-х гг. XX в

    Документ
    Многие историки конец 20-х – 30-е гг. XX века в истории СССР называют годами «великого перелома», основными направлениями этого времени можно выделить:
  2. Советская власть и художественная интеллигенция в 1964 - 1985 гг

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «21» февраля 2011 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.01 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 117571, г.
  3. Россия в начале 80-х середине 90-х годов XIX века

    Документ
    Вступив на престол в марте 1881 г. Александр III (1881-1894) подписал манифест о "незыблемости самодержавия". В мае 1881 г. министр внутренних дел Лорис-Меликов подал в отставку.
  4. Власть и культура на Южном Урале в 50-е 70-е гг. XX века

    Автореферат
    Защита состоится «4» марта 2011 г., в 16-00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.298.13 при Южно-Уральском государственном университете (454080, г.
  5. Повседневная жизнь учащихся духовных семинарий русской православной церкви в XVIII начале XX веков

    Семинар
    Защита состоится 27 мая 2011 года в 17.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.104.04 в Курском государственном университете по адресу: 305 , г.

Другие похожие документы..