Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Календарно-тематический план'
Рентгенологические признаки повреждений костей и суставов. Рентгенологические признаки заболеваний костно-суставного аппарата. Компьютерное тестирова...полностью>>
'Закон'
У результаті виникнення суспільного поділу праці, приватної власності на засоби виробництва й економічного відокремлення товаровиробників суспільне в...полностью>>
'Документ'
Ни одно произведение не наделало столько шуму, как это. Тому способствовали как содержание книги, так и имя автора, который работает над нею уже пятн...полностью>>
'Доклад'
Новый доклад "Intellectual Assets and Innovation: The SME Dimension" входит в серию исследований, посвященных мерам по эффективному развитию...полностью>>

«Стратегическое планирование и прогнозирование» Оглавление

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Учебное пособие

«Стратегическое планирование

и прогнозирование»

Оглавление

Предисловие

Раздел I . Подходы к стратегическому управлению организациями

Глава 1 . Проблемно-целевое управление организациями

    1.1. Проблемная ситуация

    1.2. Моделирование проблемной ситуации

    1.3. Анализ проблемной ситуации

    1.4. Целеобразование в организациях

    1.5. Стратегическая система целей

Контрольные вопросы

Глава 2 . Школы стратегий

    2.1. Обзор школ стратегического управления

    2.2. Стратегия как явление

    2.3. Стратегическое управление как научная дисциплина

Контрольные вопросы

Глава 3 . Стратегическое управление органиэащией

    3.1. Соотношение оперативного и стратегического управления

    3.2. Стратегическое планирование

    3.3. Стратегическое управление

Контрольные вопросы

Глава 4 . Типология стратегий организаций

    4.1. Эталонные стратегии

    4.2. Стратегические модели

Контрольные вопросы

Глава 5 . Конкурентные стратегии организации

    5.1. Типология конкурентов

    5.2. Стратегические направления конкуренции

    5.3. Характеристика типовых конкурентных стратегий

    5.4. Факторы, влияющие на ситуацию в отрасли

Контрольные вопросы

Раздел II . Теоретические основы разработки стратегии организации

Глава 6 . Подходы к разработке стратегии организации

    6.1. Подходы школы предпринимательства

    6.2. Общая схема разработки стратегии

    6.3. Методические основы формирования стратегии организации

Контрольные вопросы

Глава 7 . SWOT-анализ организации

    7.1. Метод SWOT-анализа

    7.2. Прим-анализ

    7.3. Анализ внешней среды организации

    7.4. Матрица решений как результат swot-анализа

Контрольные вопросы

Глава 8 . Анализ действующей стратегии организации

    8.1. Принципы оценки развития организации

    8.2. Проблемы действующей стратегии

    8.3. Конкурентоспособность цен и издержек

    8.4. Прочность конкурентной позиции

    8.5. Стратегические проблемы

Контрольные вопросы

Глава 9 . Философия бизнеса организации

    9.1. Стратегическое видение организации

    9.2. Миссия организации

    9.3. Стратегические цели организации

Контрольные вопросы

Глава 10 . Формирование стратегии организации

    10.1. Параметры, влияющие на выбор варианта разработки стратегии

    10.2. Алгоритмы разработки элементов стратегии с позиций различных школ

    10.3. Динамика разработки и корректировки стратегии

Контрольные вопросы

Глава 11 . Методы разработки стратегии

    11.1. Конфигуратор методов разработки стратегий

    11.2. Традиционные методы разработки стратегий

    11.3. Матричный метод разработки стратегий

Контрольные вопросы

Глава 12 . Модели детализации стратегии

    12.1. Политики, или функциональные стратегии

    12.2. Проект, или черный ящик

    12.3. Программа как модель состава

Контрольные вопросы

Глава 13 . Стратегические изменения в организациях

    13.1 Перемены как проблема менеджмента организации

    13.2. Типология концепций стратегических перемен

    13.3 Сопротивления изменениям в организациях

    13.4. Подходы для преодоления сопротивления изменениям

Контрольные вопросы

Глава 14 . Командообразование в стратегическом управлении

    14.1. Стратегическое управление с помощью малых групп

    14.2. Системное командообразование

    14.3. Лидерство в команде

    14.4. Типология личностей, лидерство и командообразование

    14.5. Стратегия создания команды

Контрольные вопросы

Глава 15 . Эффективность стратегических изменений

    15.1. Концепция эффективности организаций

    15.2. Эффективность управления организацией

    15.3. Подходы к оценке стратегических изменений

Контрольные вопросы

Приложения

Приложение 1. Области стратегических позиций

Приложение 2. Характеристика областей стратегических позиций

Приложение 3. Виды организационных стратегий развития бизнеса

Приложение 4. Опросник

Приложение 5. Вопросы для диагностического интервью. (по рекомендации А. И. Пригожина)

Приложение 6. Генерические стратегические группы. (предложены Г. Минцбергом)

Словарь

Литература 

Предисловие

В период спада и оживления, в период стабильного функционирования менеджеры стремятся обеспечить своим организациям динамичное развитие, что предполагает выстраивание перспективных планов, которые часто называют стратегическими.

Изменения, обусловленные российскими экономическими реформами, побуждают руководителей разрабатывать стратегию поведения в условиях развития, что делает актуальным разработку стратегии организации, определение содержания стратегии и проработку вопросов, связанных с внесением стратегических изменений.

Понятие «стратегическое управление» вошло в профессиональный оборот отечественных менеджеров и руководителей организаций всего лишь десятилетие назад, но за это время накопилось достаточно опыта и знаний, чтобы переосмыслить подходы к стратегическому управлению с позиций разных школ как стратегического управления, так и анализа различных формальных моделей.

В теоретическом плане интерес представляют вопросы, связанные с алгоритмом разработки стратегии организации — формированием философии бизнеса и на основе анализа стратегических проблем организации и ее конкурентного положения, а также создания команды управления на уровне организации.

Прикладные вопросы разработки стратегии заключаются не только в определении параметров, влияющих на выбор варианта разработки стратегии и самих методов, за которыми следуют модели детализации стратегии, но и в осуществлении реальных стратегических изменений.

Для рассмотрения отмеченных аспектов при подготовке пособия использованы труды известных зарубежных ученых, таких как И. Ансофф, К. Боумен, Х. Виссема, П. Дойль, Б. Карлоф, Дж. Куинн, Г. Минцберг, А. Томпсон, А. Стрикленд, а также достижения отечественных исследователей в рассматриваемой области — О. С. Виханского, А. П. Градова, В. С. Ефремова, Ю.Н. Лапыгина, В. Л. Лунева, А. И. Люкшинова, С. А. Попова, А. И. Пригожина, В. Г. Смирновой, Э. А. Уткина, Н.М. Хубулава, В. Д. Шапиро.

Предлагаемый в учебном пособии подход основан на систематизации различных направлений в стратегическом управлении организациями. Пособие содержит также новые варианты использования результатов SWOT-анализа, «матричный метод» разработки стратегии и совокупность графических моделей, позволяющих формализовать процесс разработки и детализации стратегии развития организации.

Содержание пособия направлено на формирование у студентов знаний основ стратегического управления организациями и развитие способности к обобщению опыта, связанного функционированием организационных систем.

Структурно пособие состоит из трех разделов и 15 глав. После каждой главы даны контрольные вопросы для закрепления тематического материала.

Завершают пособие 6 приложений и словарь, включающий более 130 терминов.

Раздел I Подходы к стратегическому управлению организациями

Глава 1 Проблемно-целевое управление организациями

1.1. Проблемная ситуация

Разнообразие, привнесенное в организацию, увеличивает ее потенциал. Ио вместе с тем оно понижает стабильность организации, приводит к отклонениям от нормы. Когда указанные отклонения приобретают уродливую форму, то речь ведут о патологии. Патологические изменения возникают не сразу, а в результате системных отклонений от нормы.

Организация претерпевает патологические изменения в силу неспособности работников адекватно воспринимать происходящие изменения в организации. Неадекватность восприятия обусловлена давлением на работников прошлого опыта и различных социокультурных факторов, а также физиологическими способностями каждого.

Чтобы лечить, образно говоря, заболевание организации, необходимо выяснить источник возникновения патологии и причины, которые способствуют ее сохранению.

Как показывают наблюдения за организациями, подавляющее количество патологических изменений находится внутри самой системы, а не на границе раздела ее с внешней средой. Что же касается внутренних патологий, то большая их часть сосредоточена на линиях связей между работниками организации.

Признаки патологии на входе и выходе из организации обусловлены реакцией на внешнюю среду, которая может быть неадекватной, поспешной или, наоборот, запоздалой, а также формальной. Проявляется патология в формальном характере изменений в организации, в скрытых изменениях при отсутствии явных, в отсутствии нововведений, предотвращающих старение организации.

Проблемы организации проявляются в исполнении функций, в реализации внутренних организационных связей и функционировании структуры, в осуществлении деятельности, в выработке решений и исполнении внутренних правил организации.

Особенность проблемных изменений в организациях заключается в том, что причиной их возникновения является деятельность человека, которая непрерывно создает себе и окружающим проблемы, без решения которых невозможно рассчитывать на «оздоровление» организации и развитие.

При описании проблемных ситуаций необходимо выявить полный объем знаний о потребности организации и возможных средствах ее удовлетворения. Сбор информации не может продолжаться до бесконечности и должен быть подчинен конечной цели — решению проблемы, поэтому в течение всего процесса сбора информации целесообразно корректировать понимание проблемной ситуации, что позволяет отсечь избыточную информацию и сократить поиск.

Процесс описания проблемной ситуации определяют такие этапы:

• фиксация проблемной ситуации (недостаточная и неупорядоченная информация о ситуации);

• предварительное описание проблемной ситуации (упорядочение имеющейся информации и осознание ее недостаточности);

• информационный поиск (получение дополнительной информации, которая приводит к ее разупорядочению);

• полное описание проблемной ситуации (получение достаточной и упорядоченной информации о ситуации).

Для корректной постановки проблемы необходимо понимание проблемной ситуации и способность ее воспроизведения.

Требуется адаптация общего знания к конкретному объекту. Перегруппировка и адаптация информации, как правило, выступает в виде переформулировки описания проблемной ситуации в силу того, что описание оказывается противоречивым.

При переформулировке надо учесть, что описание проблемной ситуации фиксирует не только элементы и структуру, но и эмпирический базис, целевые установки. Полезно поставить вопрос: как еще можно составить описание проблемной ситуации, какими средствами, с учетом каких мотивов и установок?

В результате описание проблемной ситуации дополняется новыми вопросами, которые возникают в анализе описания, либо совокупность вопросов систематизируется посредством выявления новых отношений между ними. Оперируя первым или вторым приемами, работники организации могут находить новые элементы и структуры проблемной ситуации.

1.2. Моделирование проблемной ситуации

Если представить себе проблему как иерархически упорядоченную совокупность вопросов, то ядром проблемной ситуации являются противоречия, установить иерархию которых и выявить центральное противоречие удается, как правило, только на уровне теоретической схемы проблемы.

Наиболее важными факторами формулирования проблемы являются методологические установки (разграничение старого и нового, проблемные знания, содержащиеся в описании проблемной ситуации) и ценностные ориентации, в которых методологические установки выступают в качестве принципов запрета или нормы.

Генезис проблемы представляет собой реализацию следующих процедур:

• описание проблемной ситуации (создание исходной совокупности знаний о проблеме);

• осмысление проблемы и понимание ее описания (установление смысла проблемной ситуации в структуре человеческой деятельности);

• формирование теоретической схемы проблемы (построение системы теоретических конструктов);

• формулирование проблемы (соотнесение теоретической схемы проблемы со структурой проблемной ситуации). Однако на практике формулировки некоторых проблем не всегда позволяют увидеть причину и следствие, да и самое существо проблемы. В данном случае под проблемами понимаются противоречия, требующие разрешения; сложности в преодолении трудностей.

По типологии А. И. Пригожина, проблемы подразделяются на встроенные, социокультурные и ситуативные, а их формулировки — на назывные, причинно-следственные и антитезные. Пример сочетания названных типов проблем приведен в табл. 1.2.1.

Таблица 1.2.1

Типология организационных проблем


 

Встроенные в организацию проблемы представляют собой противоречия, присущие организация, возникающие между стабильностью организации и ее развитием, между целями организации и целями ее работников и т. д. Это сущностные проблемы, их никогда не удастся решить полностью.

Социокультурные проблемы организации вызываются средой, в которой находится организация. Это привычки, традиции, устоявшиеся взгляды, опыт и т. д. Эти проблемы преодолимы, но решение некоторых из них продолжительно по времени (сменится не одно поколение работников, прежде чем проблема исчезает полностью).

Ситуативные проблемы зависят от ситуации в организации и ее окружения, поэтому они всякий раз разные.

Назывной тип формулировок по интонации напоминает жалобы и по своей остроте и актуальности не очень значим. В причинно-следственном типе формулировок присутствуют причина и следствие проблемной ситуации. Антитезный тип формулировки фиксирует противоречие и является самой развитой из числа формулировок проблем, поскольку позволяет формулировать задачи.

1.3. Анализ проблемной ситуации

Методы выявления проблем разнообразны и выбираются исходя из целей исследования проблем и характера источников информации. Основные методы исследования проблем приведены в табл. 1.3.1[1].

Структуризация проблемного поля позволяет выделить среди всего перечня проблем наиболее значимые (узловые, которые являются причиной возникновения других проблем) и проблемы, которые решаются автоматически при исследовании других проблем каталога (результирующие проблемы). Особую ценность структуризации проблемного поля представляет определение главной (корневой, ключевой) проблемы, от решения которой зависят другие проблемы, а она сама ни от одной из них не зависит.

Таблица 1.3.1

Методы выявления проблем организации


В результате получаем граф проблем организации, из которого следует, чем заниматься организации в первую, вторую и третью очередь. Главная проблема организации требует стратегических решений, что предопределяет формулирование соответствующих целей.

1.4. Целеобразование в организациях

Организация как смешанная система является многоцелевой системой. Одна из возможных моделей целей системы приведена в табл. 1.4.1. Назначение указанной таблицы состоит в том, чтобы продемонстрировать положение, в соответствии с которым содержание целей системы меняется в зависимости от того, что является объектом и предметом целеобразования. Другая задача — показать, на что направлены цели.

Содержание таблицы показывает, что организация как система стремится к пассивной устойчивости и существованию независимо от внешней среды. Внешняя среда в лице конкурентов и потребителей продукта организации вынуждает организацию реагировать на их запросы методом оперативного управления. Если субъекты управления ставят перед собой цели, ориентированные на будущее и способные изменить внешнюю среду, то организация способна инициировать необходимые ей события для совершения прорыва и наступления на конкурентов. Жизненный успех клиента в данном случае определяется успехом самой организации.

Таким образом, содержание целей определяется не только субъектом управления, но и самим объектом и предметом целеобразования.

Таблица 1.4.1

Модель состава целей


1.5. Стратегическая система целей

И. Ансофф, рассматривая отличительные черты стратегии, приводит такое определение стратегии и ее ориентира (видения): «Ориентир представляет собой цель, которую стремится достичь фирма, а стратегия — средство для достижения цели»[2].

Ио из теории систем известно, что (перефразируем определение) средство для достижения цели есть система. Отсюда следует, что стратегия есть система достижения цели. Попробуем выдвинутый тезис обосновать путем анализа структуры целей организации.

В начале 1980 годов А. И. Пригожин, рассматривая главные общеорганизационные цели, предложил три вида целей, не связанных между собой иерархией: цели-задания, цели-ориентации и цели-системы. Цели-задания отражают внешнее назначение организации (терминологии стратегического управления в данном случае больше соответствует выражение «миссия вовне»). Цели-ориентации соответствуют общим интересам работников и могут быть реализованы через организацию (миссия вовнутрь). Цели-системы реализуют потребность структуры в равновесии, стабильности, целостности (точнее, цели по обеспечению системности организации, которая характеризуется структурой, совокупностью связей между частями системы) и т. д.

Отсюда следует, что система целей организации представляет собой «системный конфигуратор» — систему, состоящую из подсистем, представленных разными языками описания. Попытаемся представить себе модель состава системы целей стратегического управления, которую затем преобразуем в модель структуры. Однако предварительно сделаем несколько замечаний, руководствуясь положениями системного анализа.

Любая деятельность носит целенаправленный характер. Видов деятельности у организации, как правило, несколько, поэтому и целей может быть несколько. Кроме того, различие целей приводит к разным определениям одних и тех же явлений (под определениями здесь понимается языковая модель какой-либо системы). Отмеченное свидетельствует о том, что цели организации могут лежать в нескольких пересекающихся плоскостях, причем точка (или линия) пересечения указанных плоскостей в общем виде будет отражать место нахождения совокупной (интегральной) цели организации.

Под целью здесь понимается «субъективный образ (абстрактная модель) несуществующего, но желаемого состояния среды, которое решило бы возникшую проблему».

Если теперь образ желаемого будущего спроецировать на окружающую исследуемый объект среду, то проекция будет представлять собой совокупность элементов среды, использование свойств которых позволяет достигать цели. Подобная проекция цели на среде представляет собой средство достижения цели — систему (совокупность взаимосвязанных элементов, которая обособлена от среды и взаимодействует с ней как целое).

Рассуждая аналогичным образом и исходя из ранее данных определений, можно построить несколько подсистем на разных языках описания, характеризующих рассматриваемую цель.

Система целей показывает, что видение, миссия, объективная цель, стратегия характеризуют одну и ту же цель, в разных плоскостях (А, Б и В — графическая модель на рис. 1.5.1). Причем указанные характеристики цели занимают один и тот же (верхний) уровень иерархии.

 

Рис. 1.5.1. Графическая модель целевого конфигуратора

Таким образом, рис. 1.5.1 иллюстрирует взаимосвязи основных целевых характеристик организации и позволяет сделать ряд выводов.

• Стратегия есть система достижения цели организации.

• Содержание стратегии есть отображение, проекция видения и объективной цели организации на саму организацию и окружающую ее среду.

• Направленность стратегии определяется миссией, обращенной во внешнюю по отношению к организации среду и вовнутрь организации: в социальную структуру и структуру, обеспечивающую поддержание системных свойств организации.

• Стратегия лежит в одной плоскости с оперативным управлением организацией, которое состоит из элементов внешней среды и слабо структурировано;

• Цель организации есть система, подсистемы которой лежат в разных плоскостях, но объединены ею и через нее осуществляется связь между элементами разных подсистем.

• Цели организации, как и любой системы, формируются под воздействием многих факторов (рис. 1.5.2), из которого следует, что цели могут быть различными по времени достижения и ориентации; по субъектам целеполагания и направленности в пространстве; объективными, как свойства любой системы, и субъективными, как образ, к которому стремится организация. Степень достижения цели определяется критериями, выбранными для конкретного решения.

 

Рис. 1.5.2. Распределение факторов, влияющих на формирование целей



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Стратегическое планирование и прогнозирование Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080201 «Регионоведение» Тюмень 2007

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс подготовлен в соответствии с государственным образовательным стандартом и учебными планами специальности 080201 «Регионоведение».
  2. Прогнозирование и планирование в налогообложении Учебно-методических комплекс Специальности: 080107 Налоги и налогообложение

    Учебно-методический комплекс
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
  3. Стратегическое планирование и совет директоров некоммерческих организаций Десять правил успешной работы по формированию

    Документ
    Любая организация – это живой организм. Можно в течение длительного времени эксплуатировать налаженные схемы, отработанные методики, но тогда – явный застой.
  4. Стратегическое планирование 4 1 Распределение ресурсов 6 2 Адаптация к внешней среде 6

    Курсовая
    При осуществлении в нашей стране реформы возникает проблема выработки такой хозяйственной политики и стратегии, которые позволяют организации поддерживать конкурентоспособность в обозримой перспективы.
  5. Методические рекомендации по изучению дисциплины «Стратегический менеджмент» Для студентов и преподавателей

    Методические рекомендации
    Качественное освоение основ стратегического менеджмента требует привития студентам умений и навыков использования своих знаний в области управления и применения этих знаний в практической деятельности.

Другие похожие документы..