Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
1.1. Порядок лицензирования деятельности по розничной продаже алкогольной продукции на территории Магаданской области (далее - Порядок) распространяе...полностью>>
'Реферат'
Завдання дослідження. Проаналізувати вплив світових подій на розвиток атомної політики, визначити основні загрози для людства глобального масштабу і ...полностью>>
'Семинар'
гг. Иваново, Кострома, ярославль, Тверь, Подольск, Рязань, Брянск, Калуга, Тула, Орел, Курск, Белгород, Владимир, Тамбов, Липецк, Смоленск, Москва, Во...полностью>>
'Документ'
У зв’язку із введенням в дію нового штатного розпису Державної комісії з регулювання ринків фінансових послуг України, затвердженого наказом Голови Д...полностью>>

Теймурова Татьяна Юрьевна калуга -2007 лекция

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Всероссийский заочный финансово-экономический

институт

Калужский филиал

Текст лекции

По статистике

Тема: «Статистика государственных финансов»

Для студентов специальностей060400 «Финансы и кредит»,

060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Текст лекции рассмотрен и утвержден на заседании кафедры

«Статистика» « » 2007г., протокол №

Автор: к.э.н., доцент Теймурова Татьяна Юрьевна

КАЛУГА -2007

Лекция: Статистика государственных финансов.

По программе курса «Статистика» тема идет на самостоятельное изучение.

План лекции:

  1. Статистика бюджетной системы, как составная часть статистики государственных финансов.

  2. Методология расчета и анализа показателей доходов и расходов государственного бюджета.

  3. Статистика внебюджетных фондов.

  4. Статистика налогообложения и анализ ее показателей.

1. Статистика бюджетной системы как составная часть статистики государственных финансов.

Государственные финансы – это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, валового национального дохода и части национального богатства, которые связаны с формированием финансовых ресурсов и их использованием. Статистика своими показателями и методами характеризует финансовую систему, одним из основных звеньев которой являются государственные финансы.

Государственный бюджет - важнейшая составляющая государственных финансов, основной финансовый план образования и использования бюджетного фонда. (приложение №1 – Схема основных составляющих государственных финансов)

Бюджетная система России имеет три уровня бюджетов:

1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2. бюджеты субъектов РФ или региональные бюджеты и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

  1. бюджеты муниципальных образований или местные бюджеты.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ являются самостоятельными и не включаются друг в друга. Бюджеты всех уровней сводятся в консолидированный бюджет РФ.

Консолидированный бюджет представляет собой статистический свод бюджетных показателей, которые характеризуют агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их расходования на территории федерации и отдельным ее субъектам. Он включает в себя федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты субъектов РФ или территориальные бюджеты включают в себя региональные и местные бюджеты.

Статистика государственного бюджета занимается совершенствованием бюджетных классификаций и приведением их в соответствие с принятыми международными классификациями. Статистика определяет степень исполнения бюджетов разных уровней , объемы и динамику доходов и расходов, структуру бюджетов, источников доходов и основных направлений их расходования. В задачи статистики входит сбор и обработка материалов об исполнении бюджетов, систематизация данных для их разработки. Наличие внутреннего и внешних долгов государства , влияющих на расходную часть бюджета, делают необходимым определять их объем, динамику и структуру.

Источниками информации о государственном бюджете являются показатели федерального бюджета, устанавливаемые Законом о федеральном бюджете на каждый год, показатели региональных и местных бюджетов, принятые соответствующими законодательными органами, отчетность Главного управления федерального казначейства и его подразделений, отчетность Министерства РФ по налогам и сборам и его территориальных инспекций, отчетность Государственного таможенного комитета РФ, отчетность Центрального банка России и его территориальных управлений, а также статистическая отчетность предприятий и организаций: №1- бухгалтерский баланс,№2- отчет о финансовых результатах, №5 – приложение к бухгалтерскому балансу, №3 - отчет о движении капитала, №4 – отчет о движении денежных средств и другие, а также аналогичная информация по страховым, кредитным и другим организациям.

2. Методология расчета и анализа показателей доходов и расходов государственного бюджета.

Для изучения бюджета широко используются различные статистические методы. Среди них наибольшее применение получил метод группировки доходов и расходов бюджетов. Проведение группировок обеспечивается наличием бюджетной классификации.

Бюджетная классификация является основным методологическим документом, по которому планируются, прогнозируются и исполняются доходная и расходная части государственного бюджета. Она представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы, составления по ней отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов разных уровней.

Бюджетная классификация является единой, она закреплена в «Бюджетном кодексе Российской Федерации», принятом в 1998 году и вступившим в действие с 1 января 2000 года. В Бюджетный кодекс вносились изменения более чем 20 федеральными законами, последний из которых был принят 26 апреля 2007 года. В этом законе уточнено определение и состав «Бюджетной классификации Российской Федерации». Она разработана на основе рекомендаций международных финансовых организаций с учетом специфики России и начиная с 1 января 2008 года включает только четыре классификации вместо действовавших - восьми.

Бюджетная классификация используется для составления, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней. На уровне субъектов федерации и органов местного самоуправления бюджетные классификации при утверждении могут детализировать объекты бюджетных классификаций, но при этом не должны нарушать общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

Современная бюджетная классификация РФ с 1 января 2008 года включает:

  • классификацию доходов бюджета

  • классификация расходов бюджета

  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов

  • классификация операций публично-правовых образований.

Бюджетная классификация РФ включает две группировки доходов: «Налоговые доходы и неналоговые доходы» и “Безвозмездные перечисления» и не сгруппированные данные по «Доходам от предпринимательской и иной, приносящей доход, дея­тельности».

000 1 00 00000 00 0000 000 Налоговые доходы и неналоговые доходы включают Налоги на прибыль (доход), на товары и услуги, на совокупный доход, на имущество, на внешнюю торговлю и внешнеэкономические опера­ции, прочие налоги, сборы и пошлины, доходы от имущества, находящегося в государственной и му­ниципальной собственности, или от деятельности, находящейся в государственной и муниципальной собственности, от продажи земли и нематериальных, доходы активов от внешнеэкономической деятельности, прочие и другие неналоговые доходы.

0002 00 00000 00 0000 000 Безвозмездные перечисления включают следующие перечисления:

- От нерезидентов.

- От бюджетов других уровней.

- От государственных внебюджетных фондов.

- От государственных организаций.

- От наднациональных организаций.

- Средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

Бюджетная классификация РФ включает следующие группировки расходов:

0100 Общегосударственные вопросы

0200 Национальная оборона.

0300 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность.

0400 Национальная экономика.

0500. Жилищно-коммунальное хозяйство

0600 Охрана окружающей среды

0700 Образование.

0800 Культура, кинематография. Средства массовой информации.

0900 Здравоохранение и физическая культура и спорт

1000. Социальная политика.

1100. Межбюджетные трансферты

Основные параметры федерального и региональных бюджетов определяются следующими показателями :

  • валовой внутренний продукт (ВВП) или валовой региональный продукт (ВРП)

  • темпы роста ВВП или ВРП

  • индекс потребительских цен

средний обменный курс рубля по отношению к доллару и евро.

Для разработки плана и прогнозов исполнения бюджета используется метод экстраполяции и экспертных оценок. Применительно к бюджету метод экстраполяции заключается в составлении перспективы экономического развития исходя из практики предшествующих периодов, показателей социально – экономического развития страны, отдельных ее регионов, а метод экспертных оценок - это прогноз, базирующийся на оценках сделанных и обоснованных высококвалифицированными специалистами.

Результат финансовой деятельности государства (применительно к России – в лице органов государственного управления и органов самоуправления) выражается в бюджетном профиците или дефиците. Показатель превышения доходов над расходами называется профицитом, а превышение расходов над доходами - дефицитом

Рассмотрим динамику доходов и расходов Консолидированного бюджета Российской Федерации ( приложение №2). Данные приложения №2 свидетельствуют о том, что до 1991 года консолидированный бюджет РФ был бездефицитным, а начиная с 1991 по 2000 годы бюджет имел дефицит. С 2000 года консолидированный бюджет имеет профицит .

Относительными показателями профицита и дефицита является их процентное отношение к валовому внутреннему продукту (ВВП). При наличии бюджетного дефицита к ВВП не превышающим 3% финансовое положение страны считается нормальным.

Относительная характеристика дефицита консолидированного бюджета представлена в приложении №3, а профицита – в приложении №4.

Наличие дефицита требует его покрытия, т.е. его финансирования.

Классификация источников финансирования дефицитов

Бюджетов – является единой как для внешних, так и для внутренних источников финансирования бюджетов

000 01 00 00 00 00 0000 000 Источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов:

- Государственные (муниципальные) ценные бумаги:

- Кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации

- Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ

- Кредиты международных финансовых организаций п валюте РФ

- Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета

- Иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов

- Бюджетные кредиты, предоставленные федеральным бюджетом внутри

страны за счет средств целевых иностранных кредитов

- Прочие предоставленные федеральным бюджетом внутри страны

000 02 00 00 00 00 0000 000 Источник внешнего финансирования дефицитов бюджетов:

- Государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана

в иностранной валюте

- Кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты

в иностранной валюте

- Кредиты кредитных организаций в иностранной валюте

- Иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов

Одними из основных в статистике бюджета являются показатели исполнения федерального бюджета, субъектов РФ и местных бюджетов. Анализ статей бюджета по результатам расчетов производится сравнением абсолютной величины расходов по каждой статье утвержденного и фактически исполненного бюджетов и сопоставлением изменения их удельного веса в соответствующих расходах. Анализ исполнения бюджета дополняется показателями структуры доходов и расходов бюджетов разных уровней.

Среди относительных используются показатели доли доходов и расходов федерального бюджета в доходах и расходах консолидированного бюджета. Важными показателями являются исполнение Федерального и региональных бюджетов по статьям в процентном отношении соответственно к ВВП и ВРП (валовому региональному продукту) и процентное отношение доходов и расходов консолидированного бюджета и его статей к ВВП.

Обеспечение государственных расходов возможно при поступлении доходов. Для них характерны сезонные колебания. Поступление доходов изучается с использованием индекса сезонных колебаний. Этот метод был рассмотрен в лекции по теме: «Ряды динамики».

Для анализа бюджетов разных уровней используются аналитические показатели ряда динамики доходов, расходов и их составляющих, а так же дефицита (профицита) бюджета; показатели структуры доходов и расходов; структура финансирования бюджета и соотношение между внутренними и внешними источниками финансирования бюджетного дефицита; структура консолидированного бюджета по уровням государственного управления, индексный и другие методы.

Индексный метод позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение доходной части консолидированного бюджета

3.Статистика государственных внебюджетных фондов.

Вопросы образования государственных внебюджетных фондов находятся в компетенции Федерального Собрания РФ и представительных органов субъектов федерации и местного самоуправления. Наибольшая часть внебюджетных фондов находится в собственности государства и муниципальных образований.

Государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Он предназначен для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Государственные внебюджетные фонды являются формой перераспределения и использования финансовых ресур­сов, которые привлекаются государством для финансирования некоторых общественных потреб­ностей не включаемых в бюджет. Доходы и расходы государственных внебюджетных фондов формируются в порядке, который установлен федеральным законом или в порядке предусмотренном Бюджетным кодексом РФ. Эти фонды комплексно расходуются на основе оператив­ной самостоятельности и строго в соответствии с целевы­ми назначениями фондов.

Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях. Средства государственных внебюджетных фондов являются федеральной собствен­ностью, они не входят в состав бюджетов других уровней и не подлежат изъя­тию. В соответствии со статьей 13 Налогового кодекса РФ, взносы в государственные вне­бюджетные фонды отнесены к федеральным налогам и сборам. Поэтому с введением в действие второй части Кодекса правоотношения по сбору страховых взносов осуществляются не по отдельным норма­тивным актам самих фондов, а законодательством о на­логах и сборах.

В задачи статистики государственных внебюджетных фондов входит разработка клас­сификаций и системы показателей, характеризующие работу этих фондов, статистическое наблюдение за поступлением и расходованием средств этих фондов.

Источниками информации по государ­ственным внебюджетным фондам является квартальная статистическая отчетность по форме № 9-ф (Сведения о поступлении и расходовании средств государственных внебюджетных фондов). Статистическое наблюдение по большинству государственных внебюджетных фондов начало проводиться с 1992 года.

Для изучения внебюджетных фондов используется метод группировки, которые производятся по ряду признаков.

В зависимости от уровня уп­равления внебюджетные фонды подразделяются на фе­деральные и региональные.

По целям, которые решают внебюджетные фонды, различают : социальные, экономические, научно-технические, внешнеэкономические, культурно-просветительские, экологические и другие.

К экономическим фондам относятся финансовые фонды поддержки отрас­лей, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, фонды финансового регулирования, инвестици­онные фонды, дорожные и другие. К научно-техническим фондам следует отнести Российский фонд технологического развития, Государственный фонд конверсии, отраслевые внебюджетные фонды НИОКР.

К социальным внебюджетным фондам относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонды обязательного медицинского страхования и другие.

По периоду функционирования программ или сроку реализации конкретных целей внебюджетные фонды подразделяются на краткосрочного, долгосрочного и бессрочного функционирования. Примером фонда краткосрочного функционирования может быть фонд помощи переселенцам и беженцам; долгосрочного - фонды регионального развития, НИОКР; бессрочного - пенсионные, экологический, социального страхования.

По охвату проблем, которые решают внебюджетные фонды их можно подразделить на фонды решающие комплекс проблем и отдельные проблемы Примером первых являются региональные фонды, а вторых - дорожные, медицинского страхования и другие.

По отраслям экономики - внебюджетные фонды образованы в составе ряда министерств РФ и ведомств, таких как министерство связи, путей сообщения, строительства, комитетов РФ по металлургии, машиностроению, рыболовству и другие.

Дадим характеристику социальным государственным внебюджетным фондам. Наиболее крупные государственные внебюджетные фонды - это социальные фонды. Экономическое содержание государственных внебюд­жетных фондов социальной направленности определя­ется основным их назначением, которое заключается в страховании таких рисков как потеря работы или трудоспособности, болезни и других. Страхование таких рисков представ­ляет собой систему право­вых, организационных и экономических мер создаваемых государством и направлен­ных на минимизацию или компенсацию последствий из­менения социального и материального положения населения и наступления социальных страховых рисков. Страховые платежи в государственные социальные фонды имеют характер налоговых платежей.

Статистика государственных внебюджетных фондов собирает и обоб­щает информацию о субъектах обязательного социаль­ного страхования, об источниках поступления денежных средств в фонды обязательного социального страхова­ния и направлениях их использования. Рассмотрим статистику отдельных социальных государственных внебюджетных фондов.

Пенсионный фонд РФ - это наибольший по объему средств из социальных фондов. На него приходится почти 75% всех средств социальных фондов. Он представляет собой централизованную систему аккумулирования и перераспределения денежных средств. Его задачами являются:

  • обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы РФ,

  • выплаты трудовых, военных, социальных пенсий и других видов пенсий и пособий в установленные сроки и в полном объеме,

  • повышение размера пенсий с изменением уровня инфляции и экономической ситуации в стране

Аккумулирование и перераспределение средств Пенсионного фонда характеризуется системой показателей. Среди них следующие абсолютные показатели:

Остаток средств на начало года

Общий объем поступлений в фонд за год - всего

в том числе:

- страховые взносы, налоговые платежи

- поступления из федерального фонда

- поступления из Государственного фонда занятости РФ

- кредиты, ссуды

- прочие поступления

Общий объем расходования фонда за год – всего

в том числе:

- финансирование выплат населению пенсий, пособий

- возврат кредитов, ссуд

- прочие расходы.

Показатели поступления средств по источникам и их расходование по направлениям изучается в динамике. Остаток средств на начало года определяется балансовым методом.

Среди относительных показателей можно выделить :

  • относительные величины структуры поступлений в Пенсионный фонд

  • относительные величины структуры расходования средств Пенсионного фонда

  • удельный вес остатка средств Пенсионного фонда на начало года в общем объеме поступлений за год.

Сравнение удельного веса средств израсходованных на финансирование выплат населению пенсий и пособий в динамике характеризует эффективность функционирования Пенсионного фонда.

Система пенсионного обеспечения тесно связана с демографической ситуацией в стране и занятостью населения. В связи с этим важное значение имеют следующие показатели:

- число пенсионеров – всего и по видам получаемых пенсий и пособий

- коэффициент общей нагрузки, определяемый отношением числа лиц нетрудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособного возраста

- коэффициент пенсионной нагрузки, рассчитываемый отношением числа лиц пенсионного возраста на 1000 человек трудоспособного населения

- уровень безработицы, который определяется процентным соотношением числа безработных к численности экономически активного населения.

Фонд социального страхования РФ. Этот фонд является вторым по величине аккумулируемых средств социальными фондами. Он является специализированной финансово-кредитной организацией при Правительстве РФ и строго целевым. Основными его задачами являются:

- обеспечение гарантированных государством различного рода пособий, санаторно-курортного лечения, оздоровление работников и членов их семей

  • участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья

  • частичное содержание санаториев – профилакториев, санаторно- оздоровительных лагерей для детей и юношей

  • разработка мероприятий по совершенствованию социального страхования и другие.

Аккумулирование и перераспределение средств Фонда социального страхования характеризуется системой показателей. К абсолютным показателям относятся:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Теймурова Татьяна Юрьевна калуга 2007 лекция

    Лекция
    Денежное обращение является важнейшим инструментом рыночной экономики. Эффективно функционирующая денежная система – это залог стабильно развивающейся экономики.

Другие похожие документы..