Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рассказ'
Слово разными своими гранями обращено ко всем уровням художественного текста: к сюжетному, образному, эмоциональному, тематическому, предметно-логиче...полностью>>
'Документ'
Автори: дослідники Науково-дослідного центру правової інфор­матики Академії правових наук України та Академії державної по­даткової служби України: В...полностью>>
'Статья'
3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, автору изобретения, полезной модели или промышленного образца принадлежат также другие права, в том...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионал...полностью>>

Данная работа посвящена вопросам формирования и бытования в конце XIX начале XX веков на территории современной Белгородской области народной одежды

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 3 г, БЕЛГОРОДА»

Лежнева Оксана

10 класс

Руководитель

Николаева А.С., учитель географии

2005 г.

Аннотация

Данная работа посвящена вопросам формирования и бытования в конце XIX – начале XX веков на территории современной Белгородской области народной одежды. Особое внимание уделяется женской одежде, поскольку именно она органично воплотила тонкое единение Природы и человека, многофункциональность и образность.

В работе рассматриваются условия формирования самобытного прикладного искусства Белгородского края, орнамент и символика женского костюма, описываются особенности южнорусского женского костюма. Освещаются вопросы сохранения национального своеобразия костюма Белгородской области.

Работа иллюстрирована; термины, относящиеся к вопросам рукоделия, вынесены в словарь.

Работа может представлять интерес для учащихся, которые хотят познать свои истоки, прикоснувшись к одному из ручьев полноводной русской культуры - национальному костюму.

Материал, приведенный в работе, может оказать помощь в подготовке рефератов, сообщений по краеведению, истории и культуре Белгородчины.

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

Глава 1. Условия формирования самобытного прикладного искусства

на территории Белгородской области. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

Глава 2. Орнамент и символика женского костюма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

Глава 3. Южнорусский женский костюм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

3.1. Типичные элементы женской одежды конца XIX-начала

XX веков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..10

3.2. Поневный комплекс. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..13

3.3. Женская одежда разных возрастных групп. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

3.4. Географические особенности распространения видов женской

одежды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

Глава 4. Сохранение национального своеобразия костюма Белгородской

области. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21

4.1. Задачи сохранения. . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

4.2. Места сохранения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

4.3. Развитие культуры и обучение ремеслам. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

Выводы . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25

Библиография. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

Приложения:

1. Словарь терминов. . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

Введение

В многоликом современном мире произведения народного искусства особенно радуют глаз своей рукотворностью, праздничностью. Наша культура окрашена внимательным обращением к её богатым традициям, которые широко используются в творчестве современных народных мастеров и профессиональных художников. На этой основе сложились различные художественные промыслы. Черты национального своеобразия ярко проявляются в народном костюме - наиболее массовом виде народного творчества. Искусство вышивки, узорного ткачества, кружевоплетение нашли воплощение в украшении народного костюма. Старинные вещи помогают воссоздать историю их владельцев, отразить личность и образ человека.

Русскую традиционную одежду еще можно изредка повстречать в России: на фольклорных праздниках, в сундуках бабушек. Для современных модельеров народный костюм - источник творческих поисков. Из него черпают линии кроя, приемы украшений в одежде.

К исследованию данной темы нас привела мысль о том, почему сейчас мы носим именно такую одежду, а не другую; какой был вид и крой одежды в прошлом; что используется в современных стилях одежды. Эта тема актуальна всегда, ведь историю человечества сопровождает его интеллектуальное, политическое, социальное, культурно-духовное развитие. А костюм рассматривается как явление художественной культуры, характеризующий образ и стиль жизни, нравы и мировоззрение, социальный уклад.

Работа над темой «Женский костюм Белгородского края» был нами начата в прошлом году. На первом этапе исследования изучались вопросы формирования народной культуры юга России, бытования на территории Белгородчины этнических групп, сыгравших свою роль в развитии художественных промыслов и ремесел. Отдельно рассматривалось орнаментальное искусство как вид художественного творчества, особенно символика орнамента, которая тесным образом связана с мифологическим началом русской культуры. Изучалась методика сбора этнографического материала.

Данная работа является результатом второго этапа исследования.

Цель нашей работы – подробное ознакомление с таким видом культуры, как народное творчество, реализованное через народный костюм.

Из цели вытекают следующие задачи:

  1. Охарактеризовать типы женского костюма, распространенные на территории Белгородчины в конце XIX-начале XX веков.

  2. Описать и проанализировать значение деталей народного костюма.

  3. Актуализировать мысль о том, что народный костюм является отражением картины жизни отдельного человека, семьи, как части жизни страны.

Источниками информации для работы послужили:

    • литература отечественных авторов,

    • энциклопедические и толковые словари,

    • ресурсы всемирной сети Интернет.

Кроме того, нами посещались выставки в Белгородском историко-краеведческом музее и музее народной культуры. В летний период года проводился сбор материалов этнографического характера в населенных пунктах Грайворонского района Белгородской области.

Практическое значение настоящей работы заключается в том, что в ней в определенной мере обобщен материал, который может служить как учащимся, так и педагогам, преподающим историю, географию, краеведение. Поскольку в работе рассматриваются вопросы искусствоведческого характера, она поможет учащимся в подготовке сообщений и рефератов по изобразительному искусству, технологии, а также при организации внеурочных мероприятий.

Глава 1. Условия формирования самобытного прикладного искусства на территории Белгородской области

Народное и декоративно-прикладное искусство Белгородчины является важной составной частью художественной культуры края. Оно глубоко традиционно, т. к. отображает само бытие этноса. Мир необходимых предметов - одежды, утвари, орудий труда является результатом развития традиционных ремесел и промыслов, он складывался, исходя из природных условий: климата и рельефа; особенностей формирования населения с точки зрения его этнического, социального состава.

Белгородчина - часть региона, где пролегает граница великорусской и украинской этнических групп, характеризуется чересполосностью русских и украинских мест поселения. С XVII по ХХ век произошли сложные этнические процессы, отразившиеся в языке, одежде, жилище, фольклоре и даже в ремеслах. В конце ХIХ - начале ХХ веков русские и украинцы жили более обособленно, даже браки редко заключали между собой.

3a долгие годы совместного проживания сложился особый говор - из смешения малороссийского с великорусским, своеобразный «средний» язык; сформировались смешанный тип жилища и особенности в одежде, кухне. Сохранились на Белгородчине виды жилища, где наблюдается обмазка сруба, еще с середины ХIХ века, когда украинцы обмазывали жилые избы (хаты), надворные строения снаружи желтой или красной глиной, а потом белили. В ХХ веке это стало наблюдаться и в русских селениях.

В процессе исторического развития на Белгородчине, в условиях длительного совместного проживания русских и украинцев, в результате вольной правительственной и помещичьей колонизации сложился своеобразный этнический, социальный состав населения - конгломерат языковых, культурно-бытовых традиций, несущий в себе локальные этнические особенности братских славянских культур.

Аграрное перенаселение, усиление феодально-крепостнической эксплуатации вынуждало сельское население искать источники доходов, не связанные с земледелием.

Часть продукции домашних промыслов, таких как сукноделие, изготовление телег, деревянной и глиняной посуды, ткачество, вязание, бондарный, скорняжный, кузнечный промыслы - удовлетворяли собственные нужды крестьян. Поставка продукции на рынок способствовала наполнению семейных бюджетов, а позже в конце ХIХ - начале ХХ века промыслы перерастают в промышленное производство, ведут к специализации по уездам и селениям.

Повсеместно были развиты ткацкий промысел, кустарное машиностроение: производство борон, веялок, шерсточесалок.

В местах поселения украинцев ведущим промыслом стал кожевенно-шубный. В Новооскольском уезде до 1000 дворов занимались сапожным делом. В каждом уезде выделялись села, население которых в основном занималось ремеслами, причем, по определенной специализации. Это особенно ярко видно на примере Старооскольского уезда. Там производились прялки – в селах Незнамово, Котово, Воротниково, Бочаровка и Пушкарное; в Озерках и Черниковой Обуховской волости.

Гончарным производством занимались лишь в двух селах - Казацком и Орлике. Валеночный промысел лишь в селе Верхне-Атаманское Долгополянской волости.

Изделия белгородских кустарей, ремесленников широко поставлялись на юг России (в Полтавскую, Екатеринославскую, Херсонскую губернии).

В 1788 году в Харькове широко шел торг коврами, в том числе курскими и воронежскими. На коренной ярмарке под Курском можно было ежегодно увидеть изделия белгородских ремесленников.

В крае в конце ХIХ века ежегодно действовали ярмарки в Белгороде, Старом Осколе, Короче. Часто в крупных селениях собирались ярмарки, базары под престольные праздники.

Изготовленные вещи утилитарного назначения, имеющие региональные, локальные, этнические особенности отразили эстетический уровень и технический опыт мастеров художественного ремесла, способствовали развитию художественного творчества.

Глава 2. Орнамент и символика женского костюма

Орнамент - музыка, которую можно видеть.

Элементы, составляющие мотив узоров Белгородской области, имеют древнее происхождение и связаны с почитанием нашими предками культа языческого божества посредством особых знаков-символов, знаков-оберегов. Эти условные знаки должны были всегда напоминать Богам и другим силам Добра о том, чтобы они вовремя отводили в сторону руку Зла, когда оно захотело бы причинить человеку какую-либо беду или смертельное горе. В традиционном представлении русского народа мир является упорядоченным: все имеет свой смысл.

Геометрический ромб – главная, наиболее устойчивая фигура в орнаменте, знак лучезарного солнца, который у наших предков-славян имел форму круга. Крючки и палочки, выпускаемые по сторонам ромба, условно понимались как лучи солнца. В процессе эволюции ромба в Белгородской области возникли множественные его варианты. Один из них «репей» - гребенчатый ромб с двумя выступами на каждом углу. Свое название он получил из-за внешнего сходства с соцветиями лопуха. Этот знак-оберег превратился во множественный символ: жилище молодой семьи, источник воды, огня, плодородия и жизни. Если он изображался с точками в центре или поделенным на четыре маленьких ромбика с кружками в каждом, то обозначал плодородную почву, засеянное поле, крестьянский надел или усадьбу. Пустой в середине - земля или твердь. Цепочка вертикально расположенных ромбов - «древо» жизни. Ромб с крючками по сторонам являлся символом матери-земли, плодоносящей, женского начала и матерью плодородия вообще.

Вторым по степени распространенности элементом белгородского узора считается крест. Техника вышивания крестом и сегодня бытует в нашем регионе. «Крест» являлся символом мужчины, находящегося среди божества. Крест с отводами ото всех его концов символизировал ритуал сжигания и погребения умерших. Сдвоенный крест обозначает мужа и жену, т.е. семью.

Геометрический и растительный орнаменты – наиболее часто встречающиеся виды орнамента в Белгородской области.



Белгородские мастерицы использовали в качестве главных мотивов вышивки ромбы, розетки, треугольники – так называемые «мышачьи ступки». Такими узорами мастерицы-вышивальщицы украшали свою одежду (рубахи, фартуки, юбки, сарафаны, головные уборы), а также предметы домашнего быта (наволочки, рушники, утирки, скатерти, наличники, подзорники).

При расшифровке узоров, которыми пользовались русские мастерицы – вышивальщицы, открывается много интересного. Так, квадрат, пересеченный линиями крест-накрест с точками посередине, символизировал засеянное хлебопашцем поле. Счастливое число «семь» и семидневная неделя изображались семиконечной звездочкой, а восьмиконечная означала большую семью.

Часто встречается в вышивке наших мастериц спираль, которая символизирует змею, олицетворяющую мудрость. Круг с небольшим крестом посередине означал неразрывный союз Бога с человеком. Малый круг посередине большого круга свидетельствовал о том, что наряду с добром (большой круг) существует и зло (малый круг). Знаки в виде точек символизировали зерно, а в виде римской цифры «v» - растения.

Наряду с узорами-символами в процессе вышивки имело значение цветовой гаммы, характерной для народного художественного творчества Белгородчины. Каждый цвет несет определенную характеристику.

Цвет в одежде был символом, через который человек выражал свои чувства и мысли. Белгородскими мастерицами использовались следующие основные цвета ниток: красный, черный, зеленый, алый и синий. Красный символизировал солнце, огонь, кровь и обозначал тепло, любовь, красоту, победу. На женской и мужской одежде он означал вечный союз с черной землей. Черный цвет – излюбленный в нашем регионе. Под ним подразумевался вечный покой, чернозем, плодородная земля, которую ласково величали «матушкой-кормилицей». Зеленый цвет олицетворял растительный мир окружающей природы, изобилие, надежду, спокойствие, радость и свободу. Желтый цвет означал кратковременную разлуку. Алый цвет – грусть неразделенной любви. Красно-оранжевый всегда назывался в народе цветом солнечного тепла, а яркий малиновый – восход и закат солнца.

Глава 3. Южнорусский женский костюм

Русский народный костюм органично воплотил тонкое единение Природы и человека, многофункциональность и художественную образность.

Не случайно, известный ученый Б. Рыбаков подметил, что русская женщина, одетая в костюм, будучи княгиней или крестьянкой, представляет собой некую «модель Вселенной». Весь народный женский костюм в соответствии с этническим сознанием наших предков можно рассматривать как трехчастную картину мира.

Становление и развитие русского народного костюма явилось результатом влияния географической среды, климатических условий, хозяйственного уклада населения. Большую роль сыграли и историко-социальные процессы, а также складывающиеся местные культурные традиции. Все перечисленное позволяет говорить об особенностях традиционной одежды, которая заключалась в чрезвычайном разнообразии единого национального костюма. Это наблюдается и в этнографических коллекциях одежды на Белгородчине.

3.1. Типичные элементы женской одежды конца XIX-начала XX веков

Одежда – один из устойчивых компонентов народной культуры. Всю одежду крестьяне делали дома – из льняных, конопляных волокон с помощью ткацкого стана.

Важную роль в законченности головного убора принадлежала головному убору. Голова женщины должна быть покрыта, показываться на людях простоволосой считалось позором.

Кичкообразный головной убор с «сорокой» был общерусским национальным, хотя имел в разных районах свои особенности. Он состоит из многих частей: «кичка» или «роги» - твердая основа, собственно «сорока», покрывающая «роги». Полагают, что головной убор «сорока» предшествовал появлению кокошника. В названиях и «сороки», и «кокошницы» заложен образ птицы, что говорит об их древних истоках. Среди деталей «сороки» есть крылья и хвост, а на ее золотых вышивках встречаются изображение птиц. Для изготовления кички полосу ткани простегивали несколько раз, подкладывали твердую основу подковообразной формы. Заканчивалась кичка «рогами», обращенными назад. В подшитую к ней полосу кумача укладывали поднятые на темя косы.

Подзатылень надевали на затылок и завязывали шнурками поверх кички, как бы обертывая голову с затылки и с висков.

Сороку не надевали на голову, а прикрепляли сверху кички надо лбом. Ее шили из кумача с бисерным подзатыльнем.

Головной убор дополнялся серьгами и косицами. Серьги в виде круга из картона, обшитого тканью, разноцветны гарусом, бисером, блестками и бусинами, прикрепляли к подзатыльнику над ушами, выше их втыкали косицы.

Среди особо почитаемых на Руси предметов одежды был пояс. На Белгородчине его называют «подпояска». Круг – это оберег, считалось, что пояс увеличивает силу человека, оберегает его от напастей. На Руси это был первый подарок новорожденному. Пояса были непременным атрибутом и женского и мужского костюма, отличались сочной гаммой многоцветных полос по основному красному фону. Мужские пояса были более узкими, со сложным завершением конца. Длина поясов достигала 3-х метров.

Рубаха - первая нательная одежда. Главная отличительная черта покроя русской рубахи – косой полик, вшиваемый острыми углами в долевые швы или в вертикальные разрезы на плече спереди или сзади. Полик зрительно увеличивал объем верхней части рубахи, делал ее более свободной для движения, позволял драпировать ткань пышными сборками по вороту и на груди.

Крупный треугольник косого полика кроился из любимого в народе кумача и украшался узкими полосками вышивки, цветного ситца и геометрическим орнаментом. Крестьянки украшали рубахи ткаными узорами, покрывая им сплошь целые рукава, применяя бранную и закладную технику ткачества.

Бытовали рубахи с «поликами» - плечевыми вставками, преимущественно по утку, с цельнокроеным рукавом, на кокетке. Оформление ворота имело 3 вида:

а) в виде невысокой стоячей планки;

6) в виде невысокой обшивки;

в) отложной воротник.

Последний вид ворота, по версии ряда исследователей, связан с белорусско-польским влиянием (бытовал в однодворческой среде).

В рукавах под мышками - ластовицы часто из красного ситца, вставки, которые облегчали движение рук. У запястья рукав рубахи собирали на узкую обшивку или более широкий манжет на величину рукава (широкие или узкие скошенные рукава). Оказали влияние особенности костюмов первых переселенцев в крае: «московской» культуры, принятой служилыми людьми, и украинских поселений.


Белгородские рубахи богато украшались. Использовались тканые узоры, вышивка, блестки, нашивки из тканей, кружева. Обильно декорировали рукава, полики, манжеты. Узоры выполнены красными льняными, конопляными, хлопчатобумажными нитями.

В украинских поселениях рубахи расшивали крестом, красной и черной «заполочью», обильно декорируя рукава. Использовался цветочно-растительный орнамент.

Рубахи шились длинными и широкими. Все отверстия в них, через которые духи могли проникнуть в человека – горловина, рубаха, покрывались магическим орнаментом.

Женская одежда украшалась богаче девичьей. Вышивать рубаху девушка должна была сама, иначе замуж не возьмут.

Среди обуви преобладали онучи и лапти. Это была наиболее доступная, удобная и гигиеничная обувь. Среди крестьян лапти были в чести, в почете и цене.

Украшением в народном костюме служили ожерелья и монисты, гайтаны и грибатки.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Народные художественные промыслы: проблемы сохранения и развития»

    Документ
    Предлагаемое библиодосье к парламентским слушаниям на тему «Народные художественные промыслы: проблемы сохранения и развития» подготовлено на основе информационно-библиографических ресурсов Управления библиотечных фондов (Парламентской библиотеки).
  2. История Северного Кавказа в печатных изданиях. Библиографический справочник

    Справочник
    – 1 . - № 39. Главнейшие узаконения и распоряжения за 189 -1893 гг. – СПб.,1894. Дедюлин С.А. Недостатки порядка отчуждения земель на государственные и общественные надобности (Приложение к Сборнику Узаконений по отчуждению земель).
  3. Карельская Автономная Советская Социалистическая республика на рк национальный архив Республики Карелия пстби православный Свято-Тихоновский институт ук рсфср уголовный кодекс

    Кодекс
    Православие в Карелии: (Материалы 2-й международной научной конференции, посвященной 775-летию крещения карелов) / Отв. ред. В. М. Пивоев. Петрозаводск, 2003.
  4. Научно-практической конференции (1)

    Программа
    Гендерная теория и историческое знание: Материалы второй международной научно-практической конференции / Отв. ред. А.А. Павлов, В.А. Семенов. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2005.
  5. История России с древнейших времен до конца XX века в 3-х книгах (2)

    Книга
    Каждая эпоха нуждается в своем осмыслении истории Отечества в тесной связи с мировой историей. И происходит это вовсе не потому, как это кажется некоторым, что на смену одной идеологической конъюнктуре приходит другая, хотя и это

Другие похожие документы..