Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Первое правило работы с талантливым школьником – помочь ребенку увидеть, ощутить свой талант как страсть к творчеству в какой-то области знаний, дать...полностью>>
'Урок'
- Мы знаем по сказке Андерсена, что мир чувств очень прочный – он не боится смерти, а хрупкий духовно стойкий солдатик, но это его не спасает от физи...полностью>>
'Документ'
Latitude E4300 – это один из двух ультра-портативных лэптопов из нового релиза компании Dell в рамках серии Е. Большей частью данный ноутбук был спрое...полностью>>
'Реферат'
Кто же он был – Петр Аркадьевич Столыпин, если принимать во внимание не мифы и легенды, сложенные о нем, а строгие исторические факты и свидетельства...полностью>>

Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации (2)

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АКАДЕМИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации

УДК 373+372.8 ББК 74.268.77

Основы светской этики: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации. - М.: АПКиППРО, 2010.

58 с.

Авторы: Иоффе А.И., Мишина Е.А., Мацияка Е.В., Яковлева С.Г., Петрова Е.Н., Плотникова А.Ю., Чиндилова О.В.

Рецензенты: Н.Н. Шамрай, д.п.н., РАО О.Э. Крутова, к.п.н., директор Центра развития федерально-региональной системы повышения квалификации и переподготовки работников образования АПК и ППРО.

Руководительпроекта: А.И. Рытов

Научный руководитель проекта: Э.М. Никитин, доктор педагогических наук, профессор

Издание осуществляется в рамках проекта ФЦПРО

«Консультационно-методическое сопровождение комплексного учебного курса «Основы религиозной культуры

и светской этики» (курс ОРКСЭ)», реализуемого в рамках мероприятия 3 «Разработка и внедрение новых государственных

образовательных стандартов общего образования»,задачи I «Совершенствование содержания и технологий образования»

Федеральной целевой программы развития образования на 2006 -2010 годы

ISBN 978-5-8429-0585-0

Учебно-методическое пособие «Основы светской этики» предназначено для оказания методической помощи учителю в ор­ганизации и проведении уроков по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» для учащихся 4-5-х классов,

Материалы пособия могут быть использованы с одинаковым успехом как для проведения курсов повышения квалификации, так и для самостоятельной работы.

Материалы носят практико-ориентированный характер и могут представлять интерес для системы дополнительного про­фессионального педагогического образования, а также для директоров школ и педагогов.

ББК 74.268.77

ISBN 978-5-8429-0585-0

© Федеральное агентство по образованию, 2010 © АПКиППРО, 2010

ВВЕДЕНИЕ

Цель данного пособия - помочь учителю в организации и проведении уроков по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» для учащихся 4-5-х классов. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» рассчитан на 34 часа и изучается на переходной ступени от начальной к основной общеобразовательной школе: 4-я четверть 4-го класса (17 часов), 1-я четверть 5-го класса (17 часов).

Данное пособие состоит из следующих частей:

Введение.

Требования к результатам освоения курса «Основы рели­гиозных культур и светской этики».

Методические основы преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

Тематическое планирование курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Поурочное планирование курса «Основы религиозных культур и светской этики».

В приложениях представлены контрольно-измери­тельные материалы для самопроверки учителя.

При разработке поурочного планирования основным ис­точником является пособие для учащихся, поскольку именно в нем отражена содержательная часть курса.

К основным методическим источникам относятся: Осно­вы религиозных культур и светской этики. Книга для учите­ля. М., 2009; Основы религиозных культур и светской этики». Брошюра для родителей. М., 2009.

Среди учебных пособий выделяются: Основы православ­ной культуры. Пособие для учащихся. М., 2009; Основы ис­ламской культуры. Пособие для учащихся. М., 2009; Осно­вы буддийской культуры. Пособие для учащихся. М., 2009; Основы иудейской культуры. Пособие для учащихся. М., 2009; Основы мировых религиозных культур. Пособие для учащихся. М., 2009; Основы светской этики. Пособие для учащихся. М., 2009

Вместе с тем следует учитывать, что в планировании за­частую содержится избыточный материал, что позволит учи­телю творчески подходить к решению педагогических и ме­тодических задач. Так, в качестве дополнительного материа­ла можно рассматривать рекомендованный разработчиками уроков иллюстративный материал, не нашедший отражения ни в пособии для учащихся, ни в книге для учителя.

В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к дру­гим культурам, готовность и способность к диалогу и сотруд­ничеству, что подразумевает овладение знаниями об осо­бенностях национальных культур, культурологических осно­вах социальных явлений и традиций. Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поко­лением нравственных ценностей, обеспечивающих обще­ственно значимую мотивацию поведения и поступков, ори­ентацию в разнообразных жизненных ситуациях.

Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» адресован учащимся начальной школы, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит соци­ализация ребенка, расширяется круг его общения, от него требуется проявление личностной позиции, определяющей­ся принятыми духовно-нравственными ценностями.

Духовно-нравственное воспитание младших школьни­ков предполагает взаимопонимание и сотрудничество с их родителями. Работа с родителями предусматривает уста­новление контакта с семьей, выработку согласованных дей­ствий и единых требований.

В качестве основного методологического принципа реа­лизации курса выбран культурологический подход, способ­ствующий формированию у младших школьников первона­чальных представлений о религиозной и светской культу­ре. В контексте внедряемого учебного курса культура пони­мается как образ жизни, обычаи, традиции и верования, ду­ховное и материальное богатство народов мира. Сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника состоит в формировании и развитии отношения школьника к

людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим наро­дам, к их истории, культуре, духовным традициям.

В связи с этим целесообразно считать, что курс «Осно­вы религиозных культур и светской этики» является прежде всего средством формирования у школьников поликультур­ной компетентности, которая рассматривается как интегра-тивное качество личности ребенка, включающее систему поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта, социальных норм и правил пове­дения, необходимых для повседневной жизни и деятельно­сти в современном обществе, реализующееся в способно­сти выстраивать позитивное взаимодействие с представи­телями разных культур, национальностей, верований, соци­альных групп. Содержание поликультурной компетентности включает принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и ее носителям. Это значит, что в результате осво­ения данного курса школьниками должны быть усвоены сле­дующие смыслы: каждая духовная культура имеет собствен­ный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.

Основными задачами учебного курса «Основы религиоз­ных культур и светской этики» являются:

  • знакомство учащихся с содержанием одного из учеб­ных модулей: «Основы православной культуры», «Основы мусульманской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религий», «Основы светской этики»;

  • развитие представлений младшего подростка о значе­нии норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни лю­дей;

  • обобщение знаний, представлений о духовной культу­ре и морали, полученных в начальной школе,

  • формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих це­лостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к обще­нию в полиэтнической, многоконфессиональной и поликуль­турной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Основными условиями воспитания духовно-нравствен­ной личности младшего школьника при изучении «Основ ре­лигиозных культур и светской этики» выступают:

о организация работы со средствами духовно-нравственного воспитания в рамках изучения курса как на уроке, так и во внеучебной деятельности;

о практическая деятельность, направленная на форми­рование способности к сопереживанию, состраданию, люб­ви, бескорыстной заботе, восхищению, которые составляют основу духовности;

о обеспечение поддержки семьи, привлечение родных и близких учащихся к учебной и внеурочной деятельности в рамках курса.

Основными средствами духовно-нравственного воспита­ния младших школьников в рамках рассматриваемого курса в учебной и внеучебной деятельности являются: учебные посо­бия по курсу, адресованные младшим школьникам, слово учи­теля и родителей, стиль взаимоотношений учителя с учеником, средства наглядности, иллюстративный материал.

В соответствии с требованиями федерального государ­ственного образовательного стандарта нового поколения воспитательный результат освоения курса «Основы религи­озных культур и светской этики» подразумевает «духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности». Воспита­тельные результаты любого из видов деятельности школьни­ков распределяются по трем уровням (см. Стандарты второ­го поколения):

Первый уровень результатов - приобретение школь­ником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодо-

3

бряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения ксоци-альной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школь­ников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищен­ной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получа­ет) первое практическое подтверждение приобретенных со­циальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов - получение школьником опы­та самостоятельного общественного действия. Только в само­стоятельном общественном действии юный человек действи­тельно становится (а не просто узнает о том, как стать) соци­альным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение име­ет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Достижение трех уровней воспитательных результа­тов обеспечивает появление значимых эффектов воспи­тания и социализации детей - формирование у школьни­ков коммуникативной, этической, социальной, граждан­ской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, тендерном и других аспектах.

ГЛАВА 1.ТРЕБОВАНИЯ

К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И

СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский на­род и историю России, осознание своей этнической и наци­ональной принадлежности; формирование ценностей мно­гонационального российского общества; становление гума­нистических и демократических ценностных ориентации;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уваже­ния к истории и культуре всех народов;

  • принятие и освоение социальной роли обучающего­ся, развитие мотивов учебной деятельности и формирова­ние личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственно­сти за свои поступки на основе представлений о нравствен­ных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морально­го поведения;

  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуля­ции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных си­туаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бе­режному отношению к материальным и духовным ценно­стям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели
и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осущест­
вления;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставлен­ной задачей и условиями ее реализации; определять наибо­лее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успе­ха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для реше­ния различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для вы­полнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов раз­личных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синте­
за, сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рас­
суждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; го­товность признавать возможность существования различ­ных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать кон­фликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

  • определение общей цели и путей ее достижения, уме­ние договориться о распределении ролей в совместной де­ятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие личностью ценно­стей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

  • знакомство с основными нормами светской и религи­озной морали, понимание их значения в выстраивании кон­структивных отношений в семье и обществе;

  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культу­ре, истории и современности России;

  • общие представления об исторической роли традици­онных религий в становлении российской государственно­сти; формирование первоначального представления об от­ечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального на­рода России;

  • осознание ценности человеческой жизни.

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации (1)

    Учебное пособие
    Рецензенты: Н.Н. Шамрай, д.п.н., РАО О.Э. Крутова, к.п.н., директор Центра развития федерально-региональной системы повышения квалификации и переподготовки работников образования АПК и ППРО.
  2. Представленное пособие «Основы мировых религиозных культур: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации» 1

    Учебное пособие
    doctor of legal sciences, vice-chairman of Commission on the problems of safety, defence of rights for a child and other participants of educational process of the Public chamber by education in city to Moscow
  3. Московской Духовной Академии, автор учебного пособия «Основы православной культуры» Внашем общении будет три блока. Впервой части я буду рассказ (1)

    Рассказ
    Наша встреча носит характер скорее психотерапевтический, чем методический. Моя задача привести вас из состояния растерянности в состояние… тоже растерянности.
  4. Московской Духовной Академии, автор учебного пособия «Основы православной культуры» Внашем общении будет три блока. Впервой части я буду рассказ (2)

    Рассказ
    Наша встреча носит характер скорее психотерапевтический, чем методический. Моя задача привести вас из состояния растерянности в состояние… тоже растерянности.
  5. Учебный план программы профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании» Новосибирск, 2011

    Лекции
    Категория слушателей: программа рассчитана на руководителей и заместителей руководителей учреждений дошкольного, общего, дополнительного образования детей, не имеющих высшего управленческого образования.

Другие похожие документы..