Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Действительно, сколько открытий делаем на уроках, познавая с каждым днем все больше и больше. Сегодня мы заканчиваем изучать, и обобщим тему «Построе...полностью>>
'Документ'
Общество с ограниченной ответственностью ОХРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «БОРС-СПб» (именуемое в дальнейшем "Исполнитель") в лице Генерального директо...полностью>>
'Документ'
Предметом данной работы является рассмотрение PR-деятельности протестантской церкви в современной России и пути совершенствования данного процесса дл...полностью>>
'Инструкция'
Текст данной редакции подготовлен специалистами ООО "ЮрСпектр" и не является редакцией нормативного правового акта из эталонного банка данн...полностью>>

Республиканская целевая программа «повышение безопасности дорожного движения в республике татарстан на 2010 год» оглавление

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

2


Утверждена постановлением

Кабинета Министров

Республики Татарстан

от 05.11.2009 № 762

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

НА 2010 ГОД»

ОГЛАВЛЕНИЕ

Паспорт программы…………………………………………………………...….3

I. Обоснование проблемы…………………………………………………..…....6

II. Основные цели и задачи программы………………………………….….....14

III. Перечень мероприятий программы………………………………...………16

IV. Ресурсное обеспечение программы……………………………………..….25

V. Механизм реализации программы…………………….………………….....25

VI. Оценка социально-экономической и бюджетной эффективности

Программы ….………………………………………………………………28

Перечень использованных сокращений………………………………………..31

Приложения

Паспорт

республиканской целевой программы

«Повышение безопасности дорожного движения

в Республике Татарстан на 2010 год»

Наименование

программы

Республиканская целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в Республике Татарстан на 2010 год» (далее – Программа)

Дата принятия решения о разработке Программы
(дата ее утверждения, наименование и номер соответствующего нормативного акта)

Указ Президента Российской Федерации от 22.09.2006 № 1042 «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения»,

распоряжение Правительства Российской Федерации
от 17.10.2005 № 1707-р,

постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.01.2002 № 28 «О Концепции «Повышение безопасности дорожного движения в Республике Татарстан (на период с 2002 по 2010 годы)»,

постановление Правительственной комиссии Республики Татарстан по обеспечению безопасности дорожного движения от 13.12.2006 № 4 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения в Республике Татарстан»,

Указ Президента Республики Татарстан от 14.11.2007 № УП-610 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения в Республике Татарстан»

Государственный

заказчик – коорди-натор Программы

Министерство внутренних дел по Республике Татарстан

Государственные заказчики Программы

Министерство внутренних дел по Республике Татарстан, Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, Министерство здравоохранения Республики Татарстан, Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, Министерство образования и науки Республики Татарстан

Основные разра-ботчики Программы

Министерство внутренних дел по Республике Татарстан, Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, Министерство здравоохранения Республики Татарстан, Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, Министерство образования и науки Республики Татарстан, УГИБДД МВД по РТ, ГУ «НЦ БЖД», ГУ «ДФН и ОП БДД РТ»

Цели и задачи

Программы

Цель Программы: сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий.

Задачи Программы:

предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;

развитие системы подготовки водителей транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении;

сокращение детского дорожно-транспортного травматизма;

совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городах;

сокращение времени прибытия соответствующих служб на место дорожно-транспортного происшествия, повышение эффективности их деятельности по оказанию помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

повышение уровня безопасности транспортных средств;

существенное повышение эффективности функционирования системы государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения на республиканском уровне управления;

совершенствование правовых основ деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения, исключение пробелов и противоречий в регламентации общественных отношений в указанной сфере

Важнейший целевой показатель и индикаторы

Важнейший показатель Программы: сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий.

Важнейшие индикаторы Программы:

снижение транспортного риска (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 10 тысяч транспортных средств);

снижение социального риска (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 тысяч населения);

снижение тяжести последствий (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 пострадавших);

сокращение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий;

сокращение количества дорожно-транспортных происшествий по вине водителей, стаж управления транспортным средством которых не превышает 3 лет, на 10 тысяч транспортных средств;

сокращение количества детей, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий;

сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими на 10 тысяч транспортных средств

Сроки реализации

Программы

2010 год

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы составляет
373,62 млн.рублей (из них на капитальные вложения – 188,56 млн.рублей, прочие нужды – 185,06 млн.рублей). Источник финансирования – прочие неналоговые доходы, направляемые на обеспечение безопасности дорожного движения

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической

эффективности

Сокращение к 2010 году количества лиц, погибающих в результате дорожно-транспортных происшествий, в 1,24 раза, или на 168 человек (714 – 882 = –168) по сравнению с аналогичным показателем 2004 года.

Достижение запланированных значений (важнейших индикаторов Программы) по сравнению с аналогичным показателем 2004 года:

снижение транспортного риска (– 46,8%), социального риска (– 26,1%), тяжести последствий (– 20,0%);

сокращение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на 11 мест;

сокращение количества дорожно-транспортных происшествий по вине водителей, стаж управления транспортным средством которых не превышает 3 лет, на 10 тысяч транспортных средств (– 32,6%);

сокращение количества детей, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 7 человек по сравнению с 2004 годом;

сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими на 10 тысяч транспортных средств
(– 31,9%) к 2004 году.

Социально-экономический эффект от реализации Программы составит 2640,46 млн.рублей, бюджетный эффект –
858,75 млн.рублей.

I. ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

В настоящее время во всем мире ДТП – основная причина смертности и инвалидности людей в возрасте от 3 до 35 лет. ДТП влекут за собой ежегодные потери в размере от 1% до 3% внутреннего валового продукта, а в развивающихся странах издержки от них еще выше. Для мировой экономики уже сейчас ущерб от ДТП составляет около 800 млрд.долларов США в год. При этом, если в экономически развитых странах положение дел в области безопасности дорожного движения последние 30 лет стабилизируется или даже улучшается, в развивающихся государствах ситуация быстро ухудшается за счет резкого роста автомобильного парка и недостаточного финансирования деятельности, направленной на профилактику аварийности.

Проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом, в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения БДД и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.

Происшествия на дорогах являются одной из серьезнейших социально-экономических проблем и в Республике Татарстан (см. рис.1).

Рис. 1. Количество ДТП, погибших и раненых в Республике Татарстан

Дорожно-транспортная аварийность наносит огромный ущерб экономике Татарстана. Только в 2008 году убытки от ДТП составили 30 млрд.рублей. Данная цифра рассчитана на основе общемировой практики, в которой принято учитывать смету расходов, включающую в себя:

расходы на амбулаторное и стационарное лечение, транспортировку пострадавших, реабилитацию, специальное лечение детей, санаторную реабилитацию и другое;

недополученную продукцию, включая постоянные расходы в связи с гибелью людей или постоянной нетрудоспособностью, а также временные расходы;

повреждение имущества, ремонт и замену автомобилей, повреждение придорожных коммуникаций и прочее;

административные расходы, а также расходы на расследование причин ДТП, организацию выплаты страховки и судебные издержки;

прочие расходы, включая потерю времени в связи с происшествием (когда, например, задерживается дорожное движение).

Однако принятые заказчиком – координатором Программы – Министерством внутренних дел по Республике Татарстан, а также другими государственными заказчиками меры по разработке и выполнению принятых и утвержденных Кабинетом Министров Республики Татарстан в 2006-2009 годах республиканских целевых программ по повышению безопасности дорожного движения позволили добиться определенных положительных результатов по снижению уровня аварийности.

Целью настоящей Программы является сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, в полтора раза по сравнению с базовым (2004) годом. Следует отметить наличие в республике стабильной динамики данного показателя.

Шесть из семи индикаторов эффективности программных мероприятий в республике имеют положительное значение – это снижение транспортного и социального рисков, тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий; сокращение количества дорожно-транспортных происшествий по вине водителей, стаж управления транспортным средством которых не превышает 3 лет, на 10 тысяч транспортных средств; сокращение количества детей, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий; сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими на 10 тысяч транспортных средств. А значение индикатора «сокращение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий» – отрицательное. При этом количество очагов аварийности увеличилось с 176 в 2004 году до 183 в 2008 году.

К основным факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности в Республике Татарстан, следует отнести:

массовое пренебрежение участников дорожного движения требованиями безопасности дорожного движения, недостаточное понимание и поддержка мероприятий со стороны общества, недостаточный уровень подготовки водителей, приводящий к ошибкам в оценке дорожной обстановки, неудовлетворительная дисциплина, невнимательность и небрежность водителей при управлении транспортными средствами;

недостатки технического обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения, в первую очередь, несоответствие технического уровня дорожного хозяйства, транспортных средств, средств организации дорожного движения современным требованиям, отставание в системах связи, приводящее к позднему обнаружению дорожно-транспортных происшествий и оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшим.

В 2008 году в Республике Татарстан отмечается снижение количества ДТП по сравнению с 2006 и 2007 годами. В целом динамика изменений важнейшего показателя и важнейших индикаторов Программы по сравнению с базовым (2004) годом приведена в таблице 1.

Таблица 1

Показатели аварийности в Республике Татарстан

за 2004–2008 годы

Показатель и индикаторы

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

Сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, человек

882

815

754

769

713

Снижение транспортного риска (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий на
10 тысяч транспортных средств)

12,4

11,7

10,0

9,3

7,9

Снижение социального риска (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий на 100 тысяч населения)

23,4

21,7

20,0

20,4

19,0

Снижение тяжести последствий (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 пострадавших)

10,0

9,0

7,7

9,1

8,6

Сокращение количества дорожно-транспортных происшествий по вине водителей, стаж управления транспортным средством которых не превышает 3 лет, на 10 тысяч транспортных средств

17,2

13,0

9,7

7,1

7,8

Сокращение количества детей, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий

39

22

38

39

37

Сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими на 10 тысяч транспортных средств

91,7

95,7

94,1

72,1

66,2

Сокращение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий

176

183

174

133

183


Основными причинами совершения ДТП в 2008 году стали:

управление транспортным средством в состоянии опьянения –
388 ДТП (8,1% от общего количества ДТП по вине водителей);

превышение скорости – 1348 ДТП (28,1%);

обгон с нарушением ПДД – 393 ДТП (8,2%);

нарушение правил проезда перекрестков – 977 ДТП (20,3 процента).

Основными видами ДТП являются:

столкновение – 2139 ДТП (35,9% от общего количества ДТП);

наезд на пешеходов – 2351 ДТП (39,4%);

опрокидывание – 786 ДТП (13,2 процента).

Количество ДТП возросло в 22 районах: Тюлячинском – на 42,1%, Кайбиц-ком – на 37,5%, Ютазинском – на 35,0%, Камско-Устьинском – на 23,5%, Пестречинском – на 21,7%, Дрожжановском – на 21,4%, Балтасинском – на 20 процентов.

Рост числа погибших зарегистрирован в 20 районах, особенно в Тюлячинском районе – в 4 раза, Сармановском районе – в 3,7 раза, Аксубаевском и Балтасин- ском – в 2,3 раза, Кайбицком и Ютазинском – в 2 раза.

Сокращение всех основных показателей аварийности отмечено в Альметьевском, Арском, Азнакаевском, Бавлинском, Верхнеуслонском, Лаишевском, Нижнекамском, Новошешминском, Рыбно-Слободском, Тетюшском районах и на территории г.Набережные Челны.

Из-за нарушений правил дорожного движения водителями транспортных средств, находившимися за рулем в состоянии опьянения, зарегистрировано 388 происшествий (– 4,9%), повлекших гибель 66 (+ 11,9%) и ранение 621 человека (+ 9,5 процента). Доля таких происшествий уменьшилась с 8,7% за 12 месяцев 2007г. до 8,1 процента. Допущен рост ДТП по вине водителей в нетрезвом состоянии в 15 районах республики. Значительный рост ДТП отмечен в Алексеевском районе – в 5,5 раза, Сабинском – в 2,5 раза, Тюлячинском – в 2 раза, Зеленодоль- ском – на 77,8%, Лаишевском – на 57,1%, Нижнекамском – на 53,8%, Верхнеуслонском, Дрожжановском, Чистопольском, Черемшанском – на 50 процентов.

14,6%, или 868 ДТП (– 17,8%) совершено из-за нарушения правил дорожного движения пешеходами. В них погибли 147 (– 16,0%) и получили ранения 778 человек (– 12,1 процента).

По вине данной категории участников дорожного движения допущен рост ДТП в 16 районах республики: в Ютазинском – в 3 раза, Буинском – в 2,8 раза, Аксубаевском – в 2,5 раза, Мамадышском – в 2,3 раза, Дрожжановском – в 2 раза, Кайбицком – на 4 ДТП (за 12 месяцев 2007 г. – 0 ДТП).

На улицах городов и дорогах Татарстана в 2008 году было совершено 615 ДТП с участием детей, в которых 37 детей погибли и 636 получили травмы различной степени тяжести. Количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков уменьшилось на 1,6%, число погибших – на 5,1%, раненых – на 0,3 процента.

Рост количества ДТП с участием детей зарегистрирован в 23 районах республики: в Тюлячинском – в 5 раз, Ютазинском – в 4 раза, Апастовском – в 2 раза, Пе-стречинском – на 80,0%, Буинском – на 66,7%, Алькеевском – 4 ДТП (за АППГ – 0), Дрожжановском – 2 ДТП (за АППГ – 0).

В 2008 году по вине водителей государственного транспорта произошло 469 ДТП (– 12,0%), в которых погиб 51 (– 34,6%) и ранены 608 человек (– 16,4 процента). За аналогичный период 2007 года по вине водителей данной категории транспортных средств произошло 533 ДТП, погибли 78, ранены 727 человек. По вине водителей индивидуального транспорта за 12 месяцев 2008 года произошло 4369 ДТП (+ 2,7%), в которых погибли 500 (–1,4%) и были ранены 6035 человек (+ 0,4 процента). В 2007 году эти показатели выглядели соответственно: – 4254, – 507, – 6009 человек.

Последние годы характеризуются высокими темпами автомобилизации в республике. За этот период значительно увеличился парк легковых автомобилей, их число в настоящее время составляет 737214 единиц, а удельный вес в общей численности парка автомобилей – 82 процента. Эта тенденция является характерной и для районов и городов Республики Татарстан. Наиболее высокими темпами увеличение парка транспортных средств идет в таких городах, как Казань, Набережные Челны, Альметьевск, Нижнекамск.

Значительным остается число аварий, произошедших по вине владельцев индивидуальных транспортных средств (см. рис.2). Это объясняется не только увеличением плотности транспортного потока, уровнем профессиональной подготовки водителей, но и рядом других факторов, среди которых важное место занимает низкий уровень транспортной культуры участников дорожного движения.

Рис. 2. Количество ДТП, совершенных по вине владельцев государственных

и индивидуальных транспортных средств

Как показывает анализ дорожной аварийности в зарубежных странах, увеличение количества транспортных средств неизбежно приводит к росту количества ДТП и числа пострадавших в них людей. Только с помощью специальных мер, постоянно осуществляемых на государственном уровне, можно уменьшить негативные последствия увеличения количества транспортных средств. Эти меры реализуются во всем мире в рамках специальных общенациональных программ повышения безопасности дорожного движения. Зарубежный опыт свидетельствует, что использование программно-целевого подхода в масштабах государства, даже при росте парка автомобилей, позволяет ежегодно добиваться устойчивого сокращения числа погибших в ДТП в среднем на 4–8 процентов.

Основными факторами, влияющими на количество происшествий, являются: время, место, тип транспортного средства и участники дорожного движения (водители транспортных средств, пешеходы). Имеет значение также то, в какое время суток произошло ДТП, плотность и структура транспортного потока, климатические условия, состояние дорожного покрытия и т.п.

Так, наибольшее количество ДТП в течение дня приходится на промежуток времени с 11.00 до 18.00 часов (44,0% от всех ДТП), наиболее тяжкие последствия от ДТП, произошедших в ночное время, – с 00.00 до 07.00 часов и с 22.00 до 24.00 часов.

Сведения о количестве ДТП, произошедших за пять лет в различные дни недели, приведены в таблице 2.

Таблица 2

Сведения о количестве ДТП,

произошедших в различные дни недели

Годы

Поне-дельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскре-сенье

2004

825

889

905

857

1041

1040

942

2005

926

895

856

900

1023

1135

904

2006

995

916

946

960

1088

1186

994

2007

871

752

781

838

924

963

866

2008

819

830

764

814

918

965

848

Итого

4436

4282

4252

4369

4994

5289

4554

Среднее значение

887

856

850

874

999

1058

911

Проранжируем среднеарифметические показатели количества ДТП за пять лет, по дням недели и определим коэффициенты динамики к наименьшему показателю количества ДТП. Результаты оформим в таблицу 3.

Таблица 3

Среда

Втор-ник

Четверг

Понедельник

Воскресенье

Пятница

Суббота

Среднее

значение

850

856

874

887

911

999

1058

Коэффициент

1,0

1,007

1,0282

1,0435

1,0718

1,1753

1,2447

Таким образом, необходимость разработки и реализации настоящей Программы обусловлена следующими причинами:

социально-экономической остротой проблемы;

межотраслевым и межведомственным характером проблемы;

необходимостью привлечения к решению проблемы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления и общественных институтов.

Государственная поддержка на федеральном уровне позволяет более эффективно решать проблемы безопасности дорожного движения в Республике Татарстан.

Применение программно-целевого метода позволит осуществить:

развитие и использование научного потенциала при исследовании причин возникновения ДТП, а также формирование основ и приоритетных направлений профилактики ДТП и снижения тяжести их последствий;

координацию деятельности республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения;

реализацию комплекса мероприятий, в том числе профилактического характера, снижающих количество ДТП с пострадавшими и количество погибших в результате дорожно-транспортных происшествий.

Быстрый рост количества автомобильного транспорта за последние годы и массовое включение в дорожное движение новых водителей и перевозчиков привели к существенному изменению характеристик и усложнению условий дорожного движения: увеличилась плотность транспортных потоков, возросла интенсивность движения в небольших городах и на территориальных дорогах, что оказало влияние на рост аварийности. В таблице 4 приведены сведения о росте количества автотранспортных средств.

За последние два года в Республике Татарстан наблюдается постоянный рост числа автомобильного транспорта. Так, если в 2007 году количество автотранспортных средств в республике составляло 831297 единиц, то на конец 2008 года – 899404 единицы.

Вместе с тем применение программно-целевого метода к решению проблемы повышения безопасности дорожного движения сопряжено с определенным риском. Так, в процессе реализации Программы возможно выявление отклонений в достижении промежуточных результатов из-за недостаточной скоординированности деятельности исполнителей Программы на начальных стадиях ее реализации.

В целях управления указанным риском в процессе реализации Программы предусматриваются:

создание эффективной системы управления на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности основных исполнителей Программы;

мониторинг за ходом выполнения мероприятий Программы, регулярный анализ и, при необходимости, ежемесячное или ежеквартальное ранжирование индикаторов и показателя, а также мероприятий Программы;

перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленных целей, изменений во внешней среде.

С этой целью в Республике Татарстан целевая программа повышения безопасности дорожного движения разрабатывается на один год.

Ожидаемый показатель аварийности в условиях отсутствия программно-целевого метода приведен в приложении № 1 к Программе.

Таблица 4

Сведения о количестве транспортных средств в Республике Татарстан в 2004 – 2008 годах

Годы

Количество транспортных средств, единиц

Количество транспорта

индивидуальных владельцев, единиц

Количество транспорта

предприятий и организаций, единиц

всего

(авто-, мото-,

прице-пов)

в том числе

всего

(авто-, мото-,

прице-пов)

в том числе

всего

(авто-, мото-,

прице-пов)

в том числе

легко-вых

грузо-вых

авто-бусов

мото-транс-порта

легко-вых

грузо-вых

авто-бусов

мото-транс-порта

легко-вых

грузо-вых

авто-бусов

2004

709017

502531

103817

18313

62115

594739

473844

40987

3928

61638

114278

28687

62830

14385

2005

693637

536012

100989

16373

18049

585967

505318

43930

4025

17809

107670

30694

57059

12348

2006

752697

596356

101407

16242

15055

647322

564791

46833

4766

14870

105375

31565

54574

11476

2007

831297

671991

103249

17465

13564

725347

638453

51454

4981

13430

105950

33538

51795

12484

2008

899404

737214

106275

17089

12570

795181

702823

56612

4979

12436

104223

34391

49663

12110

Прирост

к 2007 г.

68107

65223

3026

–376

–994

69834

64370

5158

–2

–994

–1727

853

–2132

–374

Прирост

в %

8,2%

9,7%

2,9%

–2,2%

–7,3%

9,6%

10,1%

10,%

0,0%

–7,4%

–1,6%

2,5%

–4,1%

–3,0%

Снижение общего количества транспорта в 2005 году отмечалось в связи с проводимыми мероприятиями по утилизации мототранспортных средств и автомобилей, находящихся в технически неисправном состоянии и не подлежащих дальнейшему восстановлению.

II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью Программы является сокращение в 2010г. на 273 человека количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, по сравнению с инерционным сценарием (приложение № 10 к Программе) (987–714 = 273).

Условием достижения цели Программы является решение следующих задач:

предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;

развитие системы подготовки водителей и их допуска к участию в дорожном движении;

сокращение детского дорожно-транспортного травматизма;

совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городах;

сокращение времени прибытия соответствующих служб на место ДТП, повышение эффективности их деятельности по оказанию помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП;

повышение уровня безопасности транспортных средств;

повышение эффективности функционирования системы государственного управления в области обеспечения БДД на республиканском и местном уровнях управления;

совершенствование правовых основ деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан и местного самоуправления в области обеспечения БДД, исключение пробелов и противоречий в регламентации общественных отношений в указанной сфере.

Реализация Программы предполагает осуществление следующих первоочередных мероприятий:

создание системы правового ликбеза населения с целью формирования стереотипов законопослушного поведения;

проведение акций, направленных на формирование нетерпимого отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения;

вовлечение в профилактическую работу общественных организаций;

совершенствование системы лицензирования в сфере подготовки водителей, разработка правовой основы контроля осуществления гражданами самостоятельной подготовки для получения права на управление транспортными средствами категорий А и В;

разработка предложений по введению в отношении автошкол механизмов, позволяющих повысить качество подготовки водителей;

создание республиканской информационной базы данных о водителях транспортных средств, привлеченных к административной ответственности за нарушение ПДД;

усиление контроля за наличием, исправностью и применением средств безопасности;

повышение профилактики ДДТТ, активное внедрение детских удерживающих устройств;

реализация пилотных проектов замены ДПС техническими автоматическими системами контроля по соблюдению участниками дорожного движения ПДД и применения вертолетов для ускорения прибытия на место ДТП;

техническое перевооружение ГИБДД;

значительное увеличение объема работ по организации движения транспорта и пешеходов, в том числе ликвидация мест концентрации ДТП;

предотвращение дорожных заторов, оптимизация скоростных режимов движения на участках УДС, организация стоянок транспортных средств, применение современных инженерных схем организации дорожного движения, современных технических средств (светофоров, дорожных знаков, разметки и т.д.) и автоматизированных систем управления движением;

строительство и обустройство подземных и надземных пешеходных переходов;

расширение объема работ по строительству современных автодромов для подготовки водителей, решение вопросов выделения земельных участков для их строительства;

совершенствование механизма оперативного информирования о ДТП дежурных служб, участвующих в ликвидации их последствий, введение единого федерального номера для вызова указанных служб на место ДТП;

внедрение регламента взаимодействия дежурных служб на месте ДТП;

разработка организационных и правовых основ оказания первичной медицинской помощи пострадавшим на месте ДТП и обучение этому работников служб, участвующих в проведении работ на месте ДТП, а также участников дорожного движения;

оснащение стационарных постов ДПС средствами оказания первичной медицинской помощи;

проведение системных исследований, направленных на выявление закономерностей возникновения ДТП, их влияния на социально-экономическое развитие республики, обоснование приоритетных направлений профилактики ДТП и снижение тяжести их последствий;

построение оптимальных моделей управления системой БДД на республиканском и местном уровнях;

проведение работ по совершенствованию нормативных правовых актов в области обеспечения БДД;

разработка правовых и организационных механизмов повышения роли обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в решении проблемы обеспечения БДД;

мониторинг динамики дорожно-транспортного травматизма, общественного мнения по проблемам БДД и реализации мероприятий Программы;

дальнейшее увеличение объема работ по организации движения транспорта и пешеходов, в том числе внедрение комплексных схем и проектов организации дорожного движения, управления движением магистрального, районного и общегородского значения;

продолжение пропагандистских акций, направленных на формирование у участников дорожного движения устойчивых стереотипов законопослушного поведения;

повышение роли общественных объединений и организаций в проведении профилактических мероприятий;

совершенствование работ по профилактике ДДТТ;

совершенствование форм и методов контроля и надзора за соблюдением участниками дорожного движения установленных нормативов и правил;

совершенствование форм и методов международного взаимодействия в сфере обеспечения БДД;

продолжение мониторинга динамики дорожно-транспортного травматизма, общественного мнения по проблемам БДД и реализации мероприятий Программы.

Ожидаемая динамика достижения показателей Программы приведена в приложении № 2 к ней.

III. ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

Комплекс мероприятий Программы формируется и финансируется по статьям расходов на капитальные вложения и прочие нужды по направлениям.

Мероприятия, направленные на повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения, приведены в приложении № 3 к Программе.

Деятельность в указанном направлении предусматривает совершенствование и развитие систем подготовки водителей транспортных средств, других участников дорожного движения, широкое внедрение современных средств контроля за соблюдением ПДД, разработку мер правового воздействия в случае неправомерного поведения, а также совершенствование профилактической работы.

Будет продолжена работа по формированию общественного мнения о проблеме БДД с помощью целевых информационно-пропагандистских кампаний, внедрению эффективных методов обучения населения, в том числе детей и подростков, правилам безопасного поведения на дорогах.

Требует активизации деятельность по созданию стандартов обучения ПДД различных категорий участников дорожного движения, обеспечению образовательных учреждений научно-методической, учебной и материально-технической базой.

Потенциальная надежность участников дорожного движения зависит от ряда факторов, одним из которых является уровень их теоретической и практической подготовки. У начинающих водителей он определяется традиционно по итогам сдачи экзамена. Однако водители становятся участниками большого количества ДТП в первые годы после сдачи названного экзамена.

Безопасное вождение автомобиля требует хороших знаний, высокого уровня владения навыками вождения и точного понимания возникающих опасностей. Эти способности должны развиваться с помощью непрерывных упражнений и использования их в дорожном движении. Поэтому водители с большим стажем отличаются более безопасным поведением на дорогах в сравнении с водителями с небольшим практическим опытом. По некоторым зарубежным и отечественным данным, для безопасного вождения большинства водителей требуется практическое вождение в течение 7–8 лет или пробег в 100 000 километров.

Несмотря на то, что органы власти предъявляют минимальные требования к подготовке водителей и технике вождения для получения водительского удостоверения, различия в уровне подготовки и навыках вождения весьма значительны для водителей-новичков. Требования образовательного стандарта должны ликвидировать возможность получения прав совершенно не подготовленными водителями. И эти требования представляют собой своеобразное руководство для лиц, обучающихся на получение права управления транспортным средством.

Учитывая вышеизложенное, в Программе предусмотрены мероприятия по повышению профессиональной надежности водителей. Основными из них являются мероприятия по совершенствованию содержания, форм и методов подготовки в автошколах, профилактической работе с водителями, систематически нарушающими ПДД, созданию основ их психофизиологической диагностики. Кроме того, предусмотрены разработка и внедрение учебно-программной документации нового поколения для ранней профессиональной подготовки водителей.

Одним из важных направлений, предусмотренных Программой, является профилактическая работа с водителями, нарушающими правила дорожного движения. В этом направлении планируется работа по совершенствованию системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки водителей автотранспортных средств.

Водители-новички имеют гораздо более высокий показатель риска ДТП по сравнению с опытными водителями. Этот показатель не зависит от возраста. Снижение возрастного предела может способствовать повышению водительского мастерства, уменьшению риска попадания в ДТП в последующие годы.

В связи с этим в Программе уделяется большое внимание развитию ДЮАШ и картинг-клубов, способствующих формированию практических навыков вождения автотранспортных средств в раннем возрасте.

В Программу включены мероприятия по совершенствованию системы формирования безопасного поведения участников дорожного движения, основными из которых являются:

разработка стандартов обучения детей правилам безопасного поведения на дороге;

разработка и выпуск учебников, книг, методических пособий и другой печатной продукции для преподавателей и участников дорожного движения;

совершенствование системы сертификации и лицензирования, методологического, методического и материально-технического обеспечения учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей, повышение квалификации и аттестацию преподавателей этих учреждений.

Организационно-планировочные и инженерные меры, направленные на совершенствование организации движения транспортных средств и пешеходов в городах и районах Республики Татарстан, приведены в приложении № 4 к Программе.

Деятельность в указанном направлении предусматривает развитие автоматизированной системы управления дорожным движением по улучшению условий движения транспортных средств и пешеходов, внедрение современных методов регулирования транспортных потоков, комплексных схем организации дорожного движения, совершенствование организации пешеходного движения, снижение влияния дорожных условий на возникновение ДТП, увеличение пропускной способности УДС, проведение инженерных мероприятий в местах концентрации дорожно-транспортных происшествий. При этом пилотные проекты будут в первую очередь направлены на реализацию комплекса мероприятий в тех районах республики, в которых зафиксировано наибольшее количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий.

Мероприятия, направленные на развитие системы оказания помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП, приведены в приложении № 5 к Программе.

Во всем мире признана важность своевременного оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП с целью снижения тяжести его последствий.

Исходя из важности медицинского аспекта в обеспечении БДД, необходимо обеспечить взаимодействие экстренных служб республики с государственным учреждением здравоохранения «Республиканский центр медицины катастроф Министерства здравоохранения Республики Татарстан».

Основной задачей медицинских работников при выезде на ДТП является оказание своевременной и качественной медицинской помощи пострадавшим (письмо Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 19.02.2007 № 09/670).

Создание ЕДДС в городах Республики Татарстан призвано снизить число и тяжесть возможных последствий ДТП, повысить уровень безопасности населения городов. Зарубежный опыт создания подобных служб свидетельствует об их высокой эффективности.

В результате создания ЕДДС будут снижены и социально-экономический ущерб от ДТП, и людские потери. Помощь пострадавшим в ДТП будет оказываться более целенаправленно и в более сжатые сроки.

В рамках ЕДДС через автоматизированную радионавигационную систему связи и обнаружения ЧС и ДТП в республике будет поддерживаться связь с автотранспортной медицинской инфраструктурой и системой оказания ЭМП на дорогах; системой аварийно-спасательных работ при ДТП и оказания технической помощи.

Оснащение подразделений ДПС аппаратно-программными комплексами позволит с помощью электронной карты местности определить оптимальный маршрут движения патрульного транспорта к месту дорожно-транспортного происшествия.

Мероприятия, направленные на совершенствование нормативно-правовых, методических и организационных основ системы управления деятельностью в области обеспечения БДД, приведены в приложении № 6 к Программе.

Деятельность в указанном направлении предусматривает выработку и формирование единой государственной политики и совершенствование нормативно-правовой базы в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с этим в Программу также вошли мероприятия по совершенствованию структуры управления в области обеспечения БДД, ответственными за реализацию которых в Республике Татарстан выступают Министерство внутренних дел по Республике Татарстан, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, Управление государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Управление ГИБДД Министерства внутренних дел по Республике Татарстан и другие министерства и ведомства.

Распределение ответственности, ресурсов и задач между органами государственной власти должно способствовать достижению максимальной эффективности в работе по безопасности движения. Наиболее важными задачами являются нормативно-правовая деятельность, разумное распределение средств в работе по организации безопасности движения, а также максимально эффективное использование выделенных ресурсов.

Основная идея реализации организационных мероприятий – обеспечить более эффективное использование тех ресурсов, которые предоставляются для обеспечения БДД, путем целенаправленного распределения задач и ответственности. Эти мероприятия должны гарантировать, что мерам по обеспечению безопасности движения не будет отводиться второстепенная роль в связи с нечетким распределением задач между соответствующими органами власти.

Задача дальнейшего совершенствования государственной системы управления в сфере обеспечения БДД назрела давно и становится особенно актуальной в настоящее время. В рамках этой Программы предполагается осуществить комплекс мер по совершенствованию структур управления на республиканском уровне, правовому и информационному обеспечению государственной системы управления в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Для повышения качества и обоснованности принимаемых управленческих решений предполагаются разработка и внедрение систем мониторинга, обеспечивающих государственные органы управления оперативной, текущей и перспективной информацией о состоянии и проблемах БДД, принимаемых мерах и их эффективности, а также изучение и учет общественного мнения при подготовке и принятии управленческих решений. В развернутом виде эти мероприятия можно рассматривать как создание и организацию работы единой государственной системы информационного обеспечения, принятия управленческих решений по безопасности дорожного движения.

Совершенствование государственного управления в сфере обеспечения БДД предполагает учет международных норм и стандартов безопасности, использование при решении задач обеспечения БДД опыта стран с высоким уровнем автомобилизации.

В рамках проекта предусматривается осуществление комплекса профилактических мер с использованием средств массовой информации: организация ежегодных радио- и телевизионных курсов по обучению населения ПДД, методам оказания первой доврачебной помощи и правовым вопросам дорожного движения, регулярных радио- и телепередач рекламного и информационно-пропагандистского характера по вопросам безопасности дорожного движения.

Основной акцент при этом должен быть сделан на реализацию следующих мероприятий:

расширение тиража, повышение качества печатной продукции по пропаганде и обучению населения безопасному поведению на дорогах;

увеличение количества, повышение качества и эффективности передач на телевидении и радио.

Предполагаются организация и проведение с использованием средств массовой информации специальных пропагандистских кампаний по формированию общественного мнения и соблюдению правил дорожного движения. Эти кампании должны быть скоординированы с деятельностью контрольно-надзорных органов и подкрепляться целенаправленным наблюдением за поведением участников дорожного движения.

Известно, что на рост аварийности влияет качество подготовки водителей. Анализ материалов показывает, что экзамены с первого раза стабильно из года в год сдают менее 50% курсантов, что является определяющим признаком низкого уровня их подготовки.

Таблица 5

Данные экзаменационно-регистрационной работы

УГИБДД МВД по РТ 2008 год

Показатели

экзаменационно-регистрационной

работы

Код

стро-ки

Всего

В том числе по категориям

Количество учеб-ных

органи-заций

«А»

«В»

«ВС»

«С»

«Д»

трам-вай

трол-лей-бус

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Количество выданных ВУ

01

80862

47

62642

14543

731

2824

51

24

0

в т.ч. категории «Е» 

02

4006

0

1

1865

223

1917

0

0

0

Число лиц, получивших ВУ в организациях 

03

76271

42

62061

12678

508

907

51

24

230

Министерство образования и науки Республики Татарстан

04

21078

6

13791

6447

453

306

51

24

102

из них:

после сдачи экзамена с первого раза

05

3234

0

2165

976

34

27

16

16

0

Министерство обороны Российской Федерации:

06

2252

0

1762

430

24

36

0

0

5

из них:

после сдачи экзамена с первого раза

07

1040

0

822

166

20

32

0

0

0

Федеральное дорожное агентство «Росавтодор»

08

578

0

334

155

1

88

0

0

4

из них:

после сдачи экзамена с первого раза

09

287

0

198

38

0

51

0

0

0

Российское оборонно-спортивное техническое общество

10

16947

9

12923

3640

5

370

0

0

27

из них:

после сдачи экзамена с первого раза

11

7668

1

5693

1809

1

164

0

0

0

ВОА

12

2250

0

2047

201

0

2

0

0

11

из них:

после сдачи экзамена с первого раза

13

906

0

837

68

0

1

0

0

0

Иные (в том числе ИЧП)

14

33166

27

31204

1805

25

105

0

0

81

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

из них:

после сдачи экзамена с первого раза

15

19516

12

18476

970

5

53

0

0

0

Число лиц, получивших ВУ после самостоятельной подготовки

16

585

5

580

0

0

0

0

0

0

из них:

после сдачи экзамена с первого раза

17

217

2

215

0

0

0

0

0

0

Количество обмененных ВУ

18

125700

0

0

0

0

0

0

0

0

Количество проведенных экзаменов

19

338324

0

0

0

0

0

0

0

0

В таблице 6 приведены обобщенные сведения о количестве подготовленных водителей транспортных средств в 2004 – 2008 годах.

Таблица 6

Количество подготовленных водителей

транспортных средств в 2004 – 2008 годах

Годы

Количество учреждений, органи-заций

Общее количество водителей, человек

Количество подготовленных водителей, человек

категорий

трамвая,

троллей-буса

«А»

«В»

«ВС»

«С»

«Д»

2004

153

43723

312

27863

13809

153

1534

52

2005

157

39080

186

24610

12778

168

1267

66

2006

157

54939

101

33828

17206

250

3448

106

2007

196

56716

46

40666

13710

912

1246

136

2008

230

80862

47

62642

14543

731

2824

75

Особое внимание в Программе уделяется подросткам как наиболее незащищенным участникам дорожного движения. Здесь предусматриваются:

разработка и выпуск учебников, книг, методических пособий для преподавателей и родителей и другой детской печатной продукции;

развитие системы воспитания и обучения детей и подростков безопасному поведению на дорогах и улицах;

разработка и внедрение программ воспитания и обучения детей и школьников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах и улицах;

оснащение техническими средствами, наглядными материалами детских дошкольных учреждений, школ и детских досуговых и культурных центров, классов, комнат и площадок для обучения правилам поведения на дорогах и улицах.

При разработке мероприятий для детей учитывалось то, что они должны влиять на поведение детей таким образом, чтобы снизить риск их попадания в ДТП, когда они выступают в роли участников дорожного движения.

С учетом вышеуказанного в Программе предусмотрены разработка и внедрение новых, более эффективных форм и методов обучения и воспитания транспортной культуры детей и подростков. В их числе проведение конкурсов на лучший рисунок и плакат по БДД, создание сети спортивных клубов автотранспортного профиля, вело- и автогородков. Планируется выпуск специальных рекомендаций для преподавателей по обучению детей правилам дорожного движения.

Существующая сеть автомобильных дорог Республики Татарстан в основном сформировалась. Однако по многим параметрам она не соответствует возрастающим требованиям организации движения транспортных средств на дорогах.

Поэтому в республике должна быть продолжена работа по совершенствованию существующей сети автомобильных дорог, которая обеспечит потребителям транспортных услуг гарантированный уровень удобства.

Протяженность автодорог федерального значения (1075 км), расположенных на территории Республики Татарстан, составляет 4,1% от протяженности автомобильных дорог общего пользования в республике и 2,3% – от общей протяженности российских автомобильных дорог федерального значения (47 тыс.километров).

Протяженность автодорог территориального значения, соединяющих, например, г.Казань с городами и районными центрами, населенными пунктами и центральными усадьбами сельхозпредприятий, составляет 13486 километров.

Протяженность автотрасс ведомственного значения составляет
5552,6 километра. Основными их балансодержателями являются сельскохозяйственные предприятия, а также ОАО «КАМАЗ», ОАО «ЕлАЗ», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Татнефть».

В республике 38% автомобильных дорог являются ведомственными.

26% (3522 км) автомобильных дорог общего пользования – это дороги с переходным типом покрытия, 8,7% (1179,9 км) – грунтовые дороги. Таким образом, в республике имеется значительное количество дорог переходного и низшего типа. Не все населенные пункты и сельскохозяйственные предприятия обеспечены дорогами с твердым покрытием.

Влияние конструктивного улучшения дорог на количество ДТП лучше всего изучено на участках, проходящих за пределами населенных пунктов. Результаты исследований показывают, что за пределами населенных пунктов общее конструктивное улучшение дороги уменьшает количество травматизма примерно на 20 процентов. Количество ДТП с материальными потерями уменьшается на 5 процентов. ДТП в городах и населенных пунктах имеют тенденцию аккумулироваться на определенных местах дороги, чаще всего на перекрестках. Проезд через участки с наиболее высокой частотой ДТП представляет собой опасность. Высокая частота ДТП в этом месте может быть обусловлена неправильной формой самой дороги или непродуманным регулированием движения.

Исследование изменения количества ДТП на автомобильных дорогах Республики Татарстан в зависимости от месяцев года показало следующее:

1. В зимний и весенний периоды происходит приблизительно 40% ДТП от их общего количества за весь год.

2. Значительный рост ДТП происходит в летний и осенний периоды года, они составляют около 60% от их общего количества за весь год. Однако в летний период возникновение ДТП из-за изменений дорожных условий составляет 15% от общего числа ДТП, а в осенний период этот показатель составляет 37 процентов.

Количество дорожно-транспортных происшествий, сопутствующим фактором которых явилось неудовлетворительное содержание дорог, за 2004 – 2008 годы снизилось с 22,9 до 17,3% (таблица 7) от общего количества дорожно-транспортных происшествий.

Таблица 7

Количество ДТП, совершенных по причине неудовлетворительного

содержания дорог, за 2004 – 2008 годы

Годы

Общее

количество ДТП

Количество ДТП, совершенных из-за неудовлетворительного содержания дорог

Процент от

общего

количества ДТП

2004

6499

1486

22,9

2005

6639

1599

24,1

2006

7085

1734

24,5

2007

5995

1350

22,5

2008

5958

1030

17,3

Существенное влияние на количество ДТП оказывает режим движения автотранспорта на отдельных элементах автомобильных дорог.

По данным УГИБДД МВД по Республике Татарстан, в 2008 году наибольшая концентрация ДТП наблюдалась на следующих автодорогах: Москва – Казань – Уфа – 47 мест концентрации ДТП, Казань – Оренбург – 37, Казань – Малмыж – 26, Набережные Челны – Заинск – Альметьевск – 22.

Этому способствовало то, что в настоящее время загруженность (пропускная способность) дорог не соответствует техническим параметрам. На отдельных участках дорог Республики Татарстан относительная концентрация ДТП на 1 километр пути в год составляет от двух до четырех дорожно-транспортных происшествий. Это такие трассы, как: Казань – Оренбург, Йошкар-Ола – Зеленодольск, Казань – Ульяновск, Казань – Малмыж, Москва – Челябинск, Набережные Челны – Сарманово – Альметьевск, Чистополь – Нижнекамск, Цивильск – Ульяновск.

Реконструкция участков дорог с особенно высокой частотой ДТП должна устранить условия, которые создают исключительно высокий уровень риска ДТП, и снизить ожидаемое количество ДТП в тех местах, где их частота особенно высока.

Сокращение аварийности за счет повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности предполагается путем решения следующих задач:

создание системы эффективного взаимодействия контрольно-надзорных органов, наделенных надведомственной компетенцией в сфере безопасности дорожного движения;

внесение предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность ГИБДД, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, других контрольно-надзорных органов, и приведение ее в соответствие с действующим законодательством;

внесение изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, разработка правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области ОДД, обучения и получения водителями прав на управление транспортными средствами; обеспечения БДД при перевозках пассажиров и грузов; обязательной сертификации объектов, продукции и услуг транспорта и дорожного хозяйства; лицензирования деятельности, связанной с обеспечением БДД;

увеличение количества комплексов видеофиксации нарушений ПДД, широкое применение радаров, приборов КРИС-П, КРИС-С;

модернизация АСУД и светофорных объектов (оснащение светодиодными светофорами, современными управляющими контролерами, экологическими датчиками, детекторами транспорта, табло обратного отсчета времени разрешающего сигнала).

Эффективность контрольно-надзорной деятельности сотрудников, осуществляющих ее, зависит от уровня их технической оснащенности.

В связи с этим в Программе запланированы такие мероприятия по совершенствованию материально-технической базы контрольно-надзорной деятельности, как приобретение и установка на опасных участках видеоустройств регистрации скоростного режима движения транспорта.

Для достижения высокой эффективности реализации программных мероприятий и повышения качества работы по предупреждению ДТП вся деятельность республиканской системы БДД должна базироваться на самых современных знаниях об ОДД и путях совершенствования работы по предупреждению ДТП, взаимосвязи между формированием дорожной сети и безопасностью движения транспорта и других областей знаний.

В связи с этим в Программу включены мероприятия, целью которых является научно-методическая и опытно-конструкторская поддержка механизмов их реализации.

Научные исследования по БДД являются прикладными. Они оправдываются тем, что результаты могут быть полезны в предотвращении ДТП или сокращении их числа.

Основой научных исследований, связанных с работой с участниками дорожного движения, являются, например:

комплексное исследование причин ДТП с особо тяжкими последствиями;

мониторинг состояния и проблем ДТП;

мониторинг общественного мнения;

разработка методических рекомендаций по совершенствованию системы государственного учета показателей ДТП;

разработка учебных планов и программ повышения квалификации преподавателей, осуществляющих подготовку водителей автотранспортных средств;

разработка инновационных технологий подготовки водителей автотранспортных средств.

IV. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

При планировании ресурсного обеспечения Программы учитывались реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере республики, состояние аварийности, высокая экономическая и социально-демографическая значимость проблемы обеспечения БДД, а также реальная возможность ее решения при федеральной поддержке.

Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет прочих неналоговых доходов, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения. Общий объем финансирования Программы составляет 373,62 млн.рублей (из них на капитальные вложения – 188,56 млн.рублей, прочие нужды – 185,06 млн.рублей).

Объемы финансирования Программы по направлениям приведены в приложении № 7 к ней.

Объемы финансирования Программы за счет средств бюджета Республики Татарстан приведены в приложении № 8 к ней.

Распределение средств, выделяемых на реализацию Программы, между государственными заказчиками приведено в приложении № 9 к ней.

V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Механизм реализации Программы базируется на принципах партнерства органов исполнительной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления и организаций, в том числе общественных, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех исполнителей Программы. Решение задач по формированию и эффективному управлению реализацией Программы будет осуществляться путем обоснованного выбора форм и методов управления.

Организационно-правовые аспекты

управления реализацией Программы

Настоящая Программа разработана в соответствии с федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 100, а также Концепцией повышения безопасности дорожного движения в Республике Татарстан (на период с 2002 по 2010 гг.) и реализуется в соответствии с нормами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан.

Управление реализацией Программы осуществляют государственный заказ-чик – координатор Программы, государственные заказчики Программы, государственное учреждение «Дирекция финансирования научных и образовательных программ безопасности дорожного движения Республики Татарстан».

Руководителем Программы является министр внутренних дел по Республике Татарстан.

В реализации Программы участвуют органы исполнительной власти Республики Татарстан и органы местного самоуправления.

Формы и методы управления реализацией Программы определяются государственными заказчиками – Министерством внутренних дел по Республике Татарстан, Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, УГИБДД Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, государственным учреждением «Дирекция финансирования научных и образовательных программ безопасности дорожного движения Республики Татарстан». Источник финансирования – бюджет Республики Татарстан, прочие неналоговые доходы, направляемые на обеспечение безопасности дорожного движения в Республике Татарстан.

Программные мероприятия предусматривается реализовывать на основе государственных контрактов в соответствии с действующим законодательством. Все объекты, создаваемые в рамках Программы, регистрируются и учитываются в Государственном реестре объектов Программы. Процесс создания объектов и порядок расходования бюджетных средств по государственным контрактам контролируются комиссией, возглавляемой государственным заказчиком-координатором, государственными заказчиками, с момента подписания контракта и до полного завершения работ.

Порядок финансирования Программы и отчетности об использовании выделенных средств, а также учет расходов на ее исполнение определяются нормативными документами Российской Федерации и Республики Татарстан. Контроль за исполнением Программы осуществляют государственный заказчик-координатор и государственные заказчики.

Государственный заказчик-координатор и государственные заказчики в установленном порядке представляют отчетность по существующим формам статистического наблюдения.

Общий контроль реализации мероприятий Программы осуществляют Министерство внутренних дел по Республике Татарстан, государственное учреждение «Дирекция финансирования научных и образовательных программ безопасности дорожного движения Республики Татарстан».

Государственные заказчики ежегодно, до 1 февраля, представляют в Правительственную комиссию Республики Татарстан по обеспечению безопасности дорожного движения доклады о ходе выполнения Программы и эффективности использования финансовых средств, выделенных на ее реализацию.

В целях обеспечения взаимодействия государственных заказчиков Программы необходимо создать совет по координации их деятельности в области реализации Программы, который является коллегиальным совещательным органом.

Текущее управление реализацией Программы осуществляют государственный заказчик-координатор Программы, государственные заказчики Программы.

Исполнители мероприятий Программы определяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан.

Государственный заказчик – координатор Программы в установленном порядке представляет в Кабинет Министров Республики Татарстан, Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан отчет о ходе и результатах реализации Программы.

Министерство экономики Республики Татарстан совместно с Комитетом по социально-экономическому мониторингу Республики Татарстан и с государственными заказчиками Программы организует ведение ежеквартальной статистической отчетности по ее реализации.

Государственный заказчик-координатор Программы до начала реализации Программы утверждает положение об управлении реализацией Программы, определяющее порядок формирования организационно-финансового плана реализации Программы, механизмы корректировки мероприятий и их ресурсного обеспечения в ходе реализации Программы, процедуры предоставления государственными заказчиками Программы государственному заказчику-координатору Программы отчетности о ходе и результатах реализации Программы, процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях индикаторов и показателей Программы, результатах мониторинга реализации Программы, о мероприятиях Программы и об условиях участия в них исполнителей.

Финансовые аспекты управления реализацией Программы

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Республики Татарстан, направляемых на обеспечение безопасности дорожного движения в Республике Татарстан. Рекомендуется при этом в городах и районах Республики Татарстан разрабатывать муниципальные программы, финансируемые из средств бюджетов муниципальных образований, с аналогичным названием, руководствуясь федеральной и республиканской целевыми программами.

Государственный заказчик-координатор Программы совместно с республиканскими органами исполнительной власти, в ведении которых находятся государственные заказчики Программы, государственными заказчиками Программы и по согласованию с Министерством экономики Республики Татарстан определяет адресный перечень объектов финансирования.

Государственные заказчики Программы заключают соглашение (договор) с исполнителями мероприятий с учетом общей стоимости работ.

Общий объем финансирования Программы за счет средств бюджета Республики Татарстан, направляемых на обеспечение безопасности дорожного движения в Республике Татарстан, составляет 373,62 млн.рублей (из них на капитальные вложения – 188,56 млн. рублей, прочие нужды – 185,06 млн.рублей).

Главными распорядителями бюджетных средств выступают Министерство внутренних дел по Республике Татарстан, государственное учреждение «Дирекция финансирования научных и образовательных программ по безопасности дорожного движения».

Прекращение действия Программы наступает в случае завершения ее реализации, а досрочное прекращение – в случае признания неэффективности ее реализации в соответствии с решением Кабинета Министров Республики Татарстан.

VI. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И БЮДЖЕТНОЙ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Эффективность реализации Программы определяется:

степенью достижения важнейшего показателя Программы – сокращения количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий;

уровнем снижения важнейших индикаторов Программы:

транспортного риска (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 10 тысяч транспортных средств),

социального риска (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 тыс.населения),

тяжести последствий (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 пострадавших);

сокращением количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий;

сокращением количества дорожно-транспортных происшествий по вине водителей, стаж управления транспортным средством которых не превышает 3 лет, на 10 тысяч транспортных средств;

сокращением количества детей, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий;

сокращением количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими на 10 тысяч транспортных средств.

В 2010 году ожидается сокращение количества лиц, погибших за год, на 273 человека по сравнению с инерционным сценарием (приложение № 10 к Программе) (987–714 = 273).

По сравнению с 2004 годом ожидается достижение значений важнейших индикаторов Программы: транспортного риска – 6,6, социального риска – 17,3, тяжести последствий – 8,0, количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий – 163, количества дорожно-транспортных происшествий по вине водителей, стаж управления транспортным средством которых не превышает 3 лет, на 10 тысяч транспортных средств – 7,0, количества детей, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, – 29, количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими на 10 тысяч транспортных средств – 86,4.

Общий результат проведенных мероприятий даст социально-экономический эффект в 2640,46 млн.рублей (с учетом цен 2006 года) при положительном эффекте для республиканского бюджета в 858,75 млн.рублей.

Расчет социально-экономической эффективности Программы приведен в приложении № 10 к ней.

Расчет бюджетной эффективности Программы приведен в приложении № 11 к ней.

Мероприятия, направленные на повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения, совершенствование организации движения транспортных средств и пешеходов в городах, развитие системы оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, непосредственно влияют на сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий. Мероприятия, направленные на совершенствование нормативно-правовых, методических и организационных основ системы управления деятельностью в области обеспечения безопасности дорожного движения, необходимы для реализации Программы в целом. Без этих мероприятий Программа не может быть выполнена. Поэтому при расчетах социально-экономической и бюджетной эффективности затраты по этому направлению распределялись между первыми тремя направлениями пропорционально доле расходов.

Расчет социально-экономической эффективности мероприятий, направленных на повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения, приведен в приложении № 12 к ней.

Расчет бюджетной эффективности мероприятий, направленных на повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения, приведен в приложении № 13 к ней.

Расчет социально-экономической эффективности организационно-планиро-вочных и инженерных мер, направленных на совершенствование организации движения транспортных средств и пешеходов в городах, приведен в приложении № 14 к Программе.

Расчет бюджетной эффективности организационно-планировочных и инженерных мер, направленных на совершенствование организации движения транспортных средств и пешеходов в городах, приведен в приложении № 15 к Программе.

Расчет социально-экономической эффективности мероприятий, направленных на развитие системы оказания помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП, приведен в приложении № 16 к Программе.

Расчет бюджетной эффективности мероприятий, направленных на развитие системы оказания помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП, приведен в приложении № 17 к Программе.

Снижение социально-экономического ущерба от гибели людей определено в соответствии с методикой оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от ДТП (№ Р-03112199-0502-00). При этом в качестве базового значения рассматривается показатель числа лиц, погибших в результате ДТП, с расчетным (на конец 2004 года) нормативом величины ущерба в размере 3,817 млн.рублей. Реальное снижение социально-экономического ущерба будет значительно больше, так как в приведенных прогнозах не учитывается число лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий.

Расчеты социально-экономической и бюджетной эффективности проводились в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденными Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 21 июня 1999г. № ВК-477.

Методика оценки социально-экономической и бюджетной эффективности Программы приведена в приложении № 18 к ней.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ

Сокращенное

наименование

Полное наименование

АППГ

Аналогичный период прошлого года

БДД

безопасность дорожного движения

ВОА

Всероссийское общество автомобилистов

ВУ

водительское удостоверение

ГИБДД

Государственная инспекция безопасности дорожного движения

ГУ «Главтатдортранс»

государственное учреждение «Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана»

ГУ «ДФН и ОП БДД РТ»

государственное учреждение «Дирекция финансирования научных и образовательных программ безопасности дорожного движения Республики Татарстан»

ГУ «НЦ БЖД»

государственное учреждение «Научный центр безопасности жизнедеятельности детей»

ДДТТ

детский дорожно-транспортный травматизм

ДПС

дорожно-патрульная служба

ДТП

дорожно-транспортное происшествие

ДЮАШ

детско-юношеская автошкола

ЕДДС

единая дежурно-диспетчерская служба

МВД по РТ

Министерство внутренних дел по Республике Татарстан

ОДД

организация дорожного движения

ООН

Организация Объединенных Наций

ПДД

правила дорожного движения

УГИБДД МВД

по РТ

Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Татарстан

УДС

улично-дорожная сеть

ФЦП

Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах»

ЧС

чрезвычайная ситуация

ЭМП

экстренная медицинская помощь

__________________________________________

 Перечень сокращений, использованных в Программе и приложениях, приводится на стр.31.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Республиканская целевая программа «повышение безопасности дорожного движения в республике татарстан» на 2012 год

    Программа
    Указ Президента Российской Федерации от 22.09.2006 № 1042 «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.
  2. Программа социально-экономического развития пермского края на 2009-2012 годы и на период до 2017 года (1)

    Программа
    2.1.1.2.2.3.1.1. Предупреждение опасного поведения различных категорий участников дорожного движения, формирование законопослушного поведения и негативного отношения граждан к правонарушениям в сфере дорожного движения 56
  3. Программа социально-экономического развития пермского края на 2009-2012 годы и на период до 2017 года (2)

    Программа
    2.4.3.2. Разработка и реализация концепций и программ социально-экономического развития муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов,
  4. Долгосрочная целевая программа «развитие транспортного комплекса республики татарстан на 2011 2015 годы» Оглавление

    Программа
    1.1. Значение транспортного комплекса Республики Татарстан в мировой транспортной системе, транспортной системе России, социально-экономическом развитии Республики Татарстан
  5. Федеральная служба государственной статистики (росстат) о работе территориальных органов росстата в 2010 году москва

    Документ
    На расширенном заседании коллегии Росстата (16 февраля 2011 года) отмечалось, что все мероприятия Федерального плана статистических работ, запланированные на 2010 год, выполнены в полном объеме.

Другие похожие документы..