Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Мы выяснили, что в период НЭПа восстановили хозяйство, страна стала богаче, в руках советского правительства во главе со Сталиным появился некий перво...полностью>>
'Документ'
Состав совета директоров общества, включая сведения о членах совета директоров общества, в том числе их краткие биографические данные и владение акци...полностью>>
'Публичный отчет'
Численность населения, в т.ч. детей до 15 лет - по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской област...полностью>>
'Диплом'
Великий русский полководец, генерал-фельдмаршал (1812 г.) . С 1761 г. командир роты Астраханского пехотного полка, с 1762 г. адъютант Ревельского гене...полностью>>

Курс лекций Издательство Томского политехнического университета Томск 2008

Главная > Курс лекций
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение профессионального образования

«ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

_____________________________________________________________________________________________________

В.Г. ХАНДОРИН

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Курс лекций

Издательство

Томского политехнического университета

Томск 2008

УДК 947(075.8)

ББК Т3(2)0Я73

Х19

Х

Х19

андорин В.Г.

Отечественная история: курс лекций / В.Г. Хандорин. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. – 177 с.

Авторский курс лекций посвящен основным проблемам отечественной истории и ее методологии с точки зрения культурно-цивилизационного подхода. Курс в сжатой форме охватывает практически все основные события истории России и раскрывает их взаимосвязь. Авторская концепция курса сочетается с использованием новейших достижений современной исторической науки. К лекциям прилагается список литературы для самостоятельного изучения и подготовки докладов.

Предназначен для студентов технических специальностей ТПУ в качестве учебного пособия по дисциплине «Отечественная история» для самостоятельной работы и подготовки к экзаменам.

УДК 947(075.8)

ББК Т3(2)0Я73

Рекомендовано к печати Редакционно-издательским советом

Томского политехнического университета

Рецензенты

Доктор исторических наук, профессор ТГАСУ

В.П. Андреев

Кандидат исторических наук, докторант ТГПУ

И.Е. Рудковская

© Томский политехнический университет, 2008

© Оформление. Издательство Томского политехнического университета, 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема 1. История России в контексте всемирной истории…

7

1.1. Предмет, источники, функции и методы исторической науки. Значение курса отечественной истории………………..

7

1.2. Понятие о методологии изучения истории: формационный и культурно-цивилизационный подходы……………….

13

Тема 2. Древняя Русь ……….......................................................

17

2.1. Этногенез восточных славян. Социально-культурные основы развития славянских племен……………………………

17

2.2. Становление Древнерусского государства: норманнская и антинорманнская теории. Социально-политическая структура и законодательство Киевской Руси (882–1132): формирование традиционного общества…………………………………………

19

2.3. Крещение Руси и его последствия………………………….

22

2.4. Удельный период истории Руси, его характерные черты…

24

2.5. Монголо-татарское нашествие. Взаимоотношения Руси и Золотой Орды……………………………………………………..

25

2.6. Формирование Московского государства и освобождение от татарского владычества. Особенности централизации Руси по сравнению с Западной Европой………………………………

27

Тема 3. Московское государство (XVIXVII вв.)……………

29

3.1. Идеология «Москвы – Третьего Рима». Политическая система сословно-представительной монархии. Деятельность Ивана Грозного. «Смутное время» и первые Романовы……….

29

3.2. Сословный строй Московского царства и крепостное право. Церковный раскол и его социальные причины. Новые черты в экономике в XVII в. ………………………………………...

37

3.3. Культура Руси в XVI–XVII вв.)……………………………..

41

Тема 4. XVIII век в истории России: первая модернизация и великая империя……………………………………………

41

4.1. Преобразования Петра Великого (1-я четверть XVIII в.), их противоречия и значение……………………………………..

41

4.2. Российская империя: особенности формирования и национального устройства………………………………………….

46

4.3. Внутренняя и внешняя политика Екатерины Великой (1762–1796), ее значение. Павловский период (1796–1801)…...

47

Тема 5. Российская империя в 1-й половине XIX века: время упущенных возможностей……………………………...

51

5.1. Противоречия внутренней и внешней политики Александра I (1801–1825)………………………………………………….

52

5.2. Становление независимой обшественной мысли, либерального и революционного движения…………………

54

5.3. Идеология, внутренняя и внешняя политика Николая I (1825–1855). Николаевский режим как высшая форма военно-полицейско-бюрократического сословно-самодержавного государства…………………………………………………………..

57

Тема 6. Великие реформы и их последствия: вторая модернизация России (2-я половина XIX века)…………

61

6.1. Великие реформы эпохи Александра II (1855–1881), их противоречия и значение. Формирование индустриального общества…………………………………………………………..

61

6.2. Общественное движение и общественная мысль 2-й половины XIX в. Революционное народничество и его последствия

68

6.3. Консервативное правление Александра III (1881–1894), его итоги…………………………………………………………...

71

6.4. Внешняя политика России 2-й половины XIX века……….

72

6.5. Расцвет русской культуры в XIX в. ………………………...

73

Тема 7. Россия на рубеже XIXXX вв.: накануне великих потрясений (1894–1917)…………………………………………

74

7.1. Социально-экономическое развитие на рубеже веков и реформы С.Ю. Витте……………………………………………..

74

7.2. Революционные события 1905–1907 гг. и их последствия. Итоги деятельности С.Ю. Витте и П.А. Столыпина…………...

77

7.3. Политические партии и Государственная дума……………

82

7.4. Россия в Первой мировой войне (1914–1917). Ее влияние на социально-экономическое состояние страны. Нарастание политического кризиса…………………………………………...

85

7.5. «Серебряный век» русской культуры………………………

88

Тема 8. Революция и гражданская война в России (1917–1920)……………………………………………………………….

89

8.1. Предпосылки русской революции. Февральские события 1917 г., их особенности и результаты…………………………...

89

8.2. Временное правительство и его крах……………………….

92

8.3. Октябрьский переворот 1917 г., его причины, особенности и значение. Первые декреты Советской власти, «военный коммунизм», формирование тоталитарной государственности, внешняя политика………………………………………………...

94

8.4. Гражданская война (1918–1920): причины, расстановка сил, характеристика и роль Белого движения. Итоги войны и причины победы большевиков…………………………………..

99

Тема 9. Советский Союз в 20–30-е годы: формирование тоталитарной системы………………………………………….

104

9.1. НЭП и его значение (1921–1929). Образование СССР……

104

9.2. Внутрипартийная борьба в ВКП(б) (1923–1929)………….

107

9.3. Коллективизация и индустриализация. Построение единой системы государственной плановой экономики (1929–1937)……………………………………………………………….

108

9.4. Окончательное утверждение тоталитарного режима. Конституция 1936 г. и «большой террор» 1937–1938 гг. ………….

112

9.5. Внешняя политика. Предпосылки Второй мировой войны.

116

Тема 10. Великая Отечественная война и послевоенный период (1941–1953): апогей тоталитарного режима………...

117

10.1. Великая Отечественная война (1941–1945) в контексте Второй мировой войны: причины, основные периоды, роль экономики и внутренней политики. Антигитлеровская коалиция. Итоги войны, значение победы Советского Союза............

117

10.2. Внешняя политика после войны: переход к «холодной войне» двух сверхдержав и их сателлитов (1945–1953)……….

126

10.3. Экономика и внутренняя политика СССР в последние годы жизни И.В. Сталина: апогей тоталитаризма (1945–1953)..

128

Тема 11. Попытки реформ и разложение советской системы (1953–1985)………...................................................................

132

11.1. Борьба в руководстве КПСС после смерти И.В. Сталина (1953–1957), XX съезд КПСС (1956) и их результаты…………

132

11.2. Социально-экономические реформы Г.М. Маленкова и Н.С. Хрущева и их тупик (1953–1964). Причины низложения Н.С. Хрущева……………………………………………………..

135

11.3. Политические тенденции брежневской эпохи: торжество партийной олигархии, консервация системы, зарождение диссидентского движения (1964–1982)……………………………..

137

11.4. Разложение социально-политической сферы. Попытки изменения ситуации после смерти Л.И. Брежнева в рамках прежней системы и их крах (1982–1985)……………………….

139

11.5. Внешняя политика СССР в 1953–1985 гг. ……………….

141

Тема 12. «Перестройка» и крах Советского государства (1985–1991)………........................................................................

143

12.1. Предпосылки и этапы реформ М.С. Горбачева . Политический и экономический кризис, «двоевластие». Крах внешней политики………………………………………………

143

12.2. Путч ГКЧП, крах коммунистического режима и распад СССР (1991): причины и значение………………………………

146

Тема 13. Россия постсоветская (1991–2007)……….................

148

13.1. Либеральные экономические реформы 90-х годов, их результаты…………………………………………………………...

148

13.2. От политического кризиса и внешнеполитической катастрофы – к становлению нового политического режима и поиску своего места в мире……………………………………

151

13.3. Внутренняя и внешняя стабилизация и национально-авторитарный поворот в президентство В.В. Путина (с 2000)...

156

Список литературы……………………………………………..

159

ТЕМА 1

ИСТОРИЯ РОССИИ

В КОНТЕКСТЕ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ

1.1. Предмет, источники, функции и методы исторической науки.

Значение курса отечественной истории

Курс истории для студентов технических вузов имеет два кардинальных отличия от преподавания этого предмета в школе:

1) научный подход к изучению событий;

2) сосредоточение на наиболее узловых проблемах, которое поможет уяснить основные особенности отечественной истории и их истоки (поскольку развернутое изучение исторического процесса в сжатых рамках курса невозможно и не входит в задачу студентов технических специальностей).

В чем же состоит сущность научного подхода к истории, отличающая историческую науку от простого изложения фактов (например, средневековых летописей)? Вкратце ее можно сформулировать следующим образом:

1. Систематизация фактов по направлениям в рамках каждого исторического периода или эпохи (экономика, общественные отношения, внутренняя и внешняя политика, культура и т. д.), то есть структурно-хронологический принцип.

2. Критика источников, что означает на языке историков анализ достоверности изучаемых документов на основе их сравнения.

3. Выведение общих закономерностей и частных особенностей из фактов и событий, опять же на основе их сопоставления и исследования причинно-следственных связей.

Попытки осмысления исторического процесса предпринимались еще в Древней Греции. «Отцом истории» считается Геродот, живший в V веке до н.э., а первым русским ученым-историком – Василий Никитич Татищев, писавший свои труды во 2-й четверти XVIII века. Однако формирование научного подхода к истории шло крайне медленно и трудно. Основными препятствиями к развитию исторической науки (как и других гуманитарных наук) в древности и в средние века были:

1. Господство теологии, то есть церковно-религиозного мировоззрения, причем на весьма примитивном уровне. Исходя из того постулата, что творцом истории является всемогущий Бог, дела которого неподвластны человеческому разуму, деятели церкви тем самым отрицали саму возможность постижения каких-либо закономерностей истории.

2. Сословная мораль, характерная для общества тех времен. Разделение людей на «высших» и «низших» по праву рождения исключало возможность научного осмысления основ человеческого бытия.

3. Метафизика – типичное свойство обыденного человеческого сознания, присущее даже выдающимся умам древности и заключающееся в поиске «вечных» законов устройства мира и человеческого общества, – тогда как на самом деле «все течет, все изменяется» (любимое изречение древнегреческого мыслителя Гераклита). Понимание относительности любых законов пришло гораздо позже, с возникновением диалектического метода. В отдаленные же эпохи укоренению взгляда на устройство мира как на нечто неизменное способствовала относительная неторопливость исторического процесса, когда на протяжении жизни целых поколений действительно мало что менялось, для серьезных трансформаций порой требовались столетия.

4. Одномерность человеческого мышления (опять же на уровне обыденного сознания), проявляющаяся в попытках найти «единственную» причину для объяснения каких-либо изменений, некий единый фактор исторического процесса. Тем временем, даже в жизни одного человека серьезные перемены, как правило, обусловлены целым комплексом причин, а уж в жизни коллективов, наций и государств всегда присутствует комплекс определяющих факторов.

Стимулами преодоления названных препятствий, способствовавшими формированию научных принципов исторического познания на рубеже XVIIIXIX веков, послужили следующие события:

1. Великие географические открытия XV–XVI веков. В корне изменив устоявшиеся тысячелетиями представления людей об устройстве Земли и Вселенной, они дали мощный толчок работе человеческой мысли по изучению как законов природы, так и человеческого бытия.

2. Гуманистические идеи французских философов-просветителей XVIII века (Вольтера, Руссо и др.), утверждавшие, во-первых, естественное равенство людей от природы (в опровержение традиционной сословной морали) и, во-вторых, совершившие великий переход от теоцентризма (сосредоточения на Боге) к антропоцентризму, то есть к изучению роли человека в историческом процессе.

3. Либерально-буржуазные революции конца XVIII в. – 1-й половины XIX в. в Европе и Америке (начиная с американской и французской). Они не только претворили в жизнь идеи просветителей о правовом равенстве людей, но и – что куда более важно – в корне изменили многовековой традиционный уклад общественной жизни. Поэтому они сами по себе требовали глубинного научного осмысления, пробудили в обществе громадный интерес к истории, более того – заставили задаться вопросами: что же движет столь глобальными изменениями и что ждет в таком случае будущие поколения?

В XIX веке сложились крупнейшие национальные школы историков: английская (наиболее значительные представители – Т. Карлейль, А. Тойнби), французская (Ф. Гизо, А. Тьер и др.), немецкая (Г. Трейчке), русская (Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский).

Объектом изучения исторической науки является история человеческого общества и человеческой деятельности в совокупности и взаимосвязи их основных сфер: экономики, социальных отношений, внутренней и внешней политики, культуры.

Предмет изучения исторической науки – закономерности процесса развития человеческого общества в целом и особенности отдельных наций и государств.

История как наука пересекается практически со всеми остальными гуманитарными науками. Эти связи можно представить в виде следующей схемы:

историческая наука

    • экономика – экономическая наука

    • общественные отношения – социология

    • политика – политология

    • законодательство – юриспруденция

    • культура – культурология

    • поведение конкретных людей – психология

    • внешние условия человеческой деятельности – география

При этом история дает материал почти для всех перечисленных наук, кроме географии, которая, наоборот, создает материал для самой истории, определяя условия человеческой деятельности.

Как и все общественные науки (в отличие от «точных» наук), история имеет определенные проблемы объективного изучения. В общем виде эти проблемы сводятся к следующему:

1. Трудность проверки теоретических выводов опытным путем. Если в химии теоретический вывод легко проверить лабораторным опытом в пробирке, то применительно к огромным массам людей «опыты» со стороны государственной власти проверяются порой десятилетиями. И всегда найдется масса внешних привходящих обстоятельств, которые нарушат «чистоту эксперимента».

2. Еще большей проблемой является то, что история затрагивает интересы различных социальных слоев и политических партий и групп. Здесь уместно привести остроумную фразу немецкого социолога О. Бергера: «Если бы таблица умножения затрагивала чьи-то интересы, то ее бы опровергали». Иначе говоря, когда задеваются социальные привилегии или материальные интересы, всегда найдется масса желающих доказать, что «дважды два – пять».

Из этого, однако, не следует, что историю вообще нельзя считать наукой. Ее выводы проверяются и в сравнении, и другими путями. Просто проверка ее «уроков» не всегда наглядна и не для всех убедительна (по тем же причинам).

История как наука черпает свой материал из источников. В упрощенном виде их можно подразделить на следующие основные типы:

1. Вещественные источники, представляющие основной материал для археологов, и не только. В изучении древнейших цивилизаций, когда письменность либо отсутствовала, либо была еще мало развитой, они просто незаменимы.

2. Письменные документы. Они служат главным материалом при изучении истории последних столетий, от которых сохранились многочисленные архивы (однако и здесь вещественные находки сохраняют существенное вспомогательное значение). Этот вид источников настолько многообразен и порой затруднен для анализа, что в нем целесообразно выделить несколько наиболее значительных групп:

а) законодательные и иные нормативные акты государственной власти и межгосударственных объединений и подготовительные материалы к ним. Последние ценны тем, что отражают борьбу мнений и партий вокруг законопроекта, а через их посредство – интересы и позиции различных социальных групп;

б) служебная и частная переписка. Этот источник ценен тем, что отражает скрытые мотивы политических партий и деятелей, не выносимые на широкую публику. Если в официальных выступлениях они, как правило, облагораживаются и маскируются радением о «благе народа» и иными высокими помыслами, то в доверительной переписке наружу выступают чаще истинные, куда более прозаические мотивы;

в) различные рабочие материалы государственных учреждений, политических партий, хозяйственных предприятий и т. д. В своей совокупности они дают общую статистическую картину состояния экономики, ее отраслей, регионов, народного образования, вооруженных сил и

т. д., короче – любой сферы деятельности, и позволяют проследить динамику и направления ее развития;

г) дневники и мемуары. Это сугубо личный и поэтому субъективный источник (тем более, что пишут их чаще всего заинтересованные лица), зато в нем концентрируются, как правило, наиболее важные события;

д) периодическая печать. С точки зрения достоверности, это – самый ненадежный источник, зато он ярко отражает борьбу мнений и партий, ведь большинство газет служат рупорами тех сил, чей социальный заказ они выполняют;

е) старинные летописи и хроники, то есть ежегодные сводки событий, дошедшие до нас с тех отдаленных времен, которые не оставили потомкам многочисленных письменных документов.

Различные группы источников изучаются вспомогательными (прикладными) историческими дисциплинами. Наибольшее значение среди них имеют источниковедение (наука об анализе и критике источников), историография (история самой исторической науки, т. е. научных школ и трудов историков), археология (наука о вещественных источниках) и этнология (наука о культурных особенностях и традициях различных этносов и наций). Есть и более узкоспециализированные дисциплины, такие, как палеография (о расшифровке древней письменности), генеалогия (о составлении родословных), геральдика (о гербах), нумизматика (о монетах), сфрагистика (о наскальных надписях первобытных людей), топонимика (о происхождении географических названий) и др.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информационный бюллетень отражает новые поступления книг в Научную библиотеку тгпу с 16 декабря 2008 г по 31марта 2009 г

    Информационный бюллетень
    Обращаем Ваше внимание, что издания по методике преподавания предметов можно найти как в разделе «Педагогика», так и в разделе соответствующей дисциплины.
  2. Курс лекций для студентов специальности 032301- «Регионоведение»

    Курс лекций
    Авторский курс лекций посвящен современной истории и развитию постсоветского пространства и входящих в него стран, прежде всего Содружеству Независимых Государств.
  3. П. П. Румянцева Издательство Томского университета

    Документ
    Редакционная коллегия: профессор В.П. Зиновьев, доцент А.В. Литвинов, ассистент П.П. Румянцев (отв. редактор), аспиранты С.А. Меркулов, А.Н. Сорокин, Д.
  4. Учебное пособие Томск 2008 г. Введение

    Учебное пособие
    Задача формирования речевых навыков устного творчества стала особенно актуальной для системы образования в последние десятилетия. Это связано с резким изменением коммуникационной, и, соответственно, языковой ситуации в обществе, с
  5. М. В. Иванова Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2008. 177 с

    Документ
    В учебном пособии рассматриваются проблемы, связанные с определением базовых понятий («регион», «регионоведение», «страно-ведение», «регионалистика» и др.

Другие похожие документы..