Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Семинар'
Россия и мир в начале XX века. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и индустриальной модернизации России. Дискуссии ист...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 20 декабря 2010 г. в 14.00 часов на заседании Объединенного диссертационного совета ОД 14.50.12 по защите диссертаций на соискание у...полностью>>
'Реферат'
Икона - это живописное, реже рельефное изображение Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых. Ее нельзя считать картиной, в ней воспроизводится не ...полностью>>
'Методичні рекомендації'
Методичні рекомендації щодо організації мовної підготовки працівників диспетчерських служб територіальних установ органів управління МНС України (дал...полностью>>

Курс лекций Издательство Томского политехнического университета Томск 2008

Главная > Курс лекций
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Когда политика террора достигла поставленных целей, Иван Грозный официально упразднил опричнину и запретил само упоминание этого слова. Кроме того, опричное войско оказалось мало боеспособным и не сумело защитить Москву от набега крымского хана Девлет-Гирея в 1571 г., сжегшего ее почти дотла. Частичные же репрессии для поддержания атмосферы страха продолжались до самой смерти Ивана Грозного.

Итогами опричнины были:

1) утверждение самодержавия – практически единоличной власти царя;

2) разорение хозяйства страны;

3) результатом этого стало введение крепостного права1581 г.) – закрепление крестьян с землей за помещиками без права перехода от одного к другому (ранее существовало такое право раз в год, в Юрьев день, но массовое бегство крестьян в условиях террора и разорения вынудило дворянство обращаться с просьбами к царю об их закрепощении).

Внешняя политика Ивана Грозного была весьма активной и до определенного времени плодотворной. В 1552 г. было покорено Казанское ханство – один из крупнейших осколков Золотой Орды, в 1556 г. – Астраханское ханство. В результате в состав Русского государства вошло Поволжье, ставшее важнейшей транспортной артерией страны вплоть до Каспийского моря, через которое начала развиваться торговля с Персией (Ираном). В 1581 г. снаряженные уральскими купцами Строгановыми казачьи отряды атамана Ермака впервые в истории Руси перевалили за Уральские горы и покорили Сибирское ханство. С этого момента начался великий процесс присоединения и освоения русскими Сибири. Таким образом, к концу царствования Ивана Грозного были уничтожены почти все осколки Золотой Орды, кроме Крымского ханства, а территория Русского государства далеко расширилась на юг и на восток.

Понимая необходимость выхода к морям для нормального развития торговли, Иван Грозный развязал Ливонскую войну (1558–1583) за выход к Балтийскому морю, занятый до того времени владениями Ливонского ордена немецких рыцарей-крестоносцев (в свое время побежденных Александром Невским). К 1561 г. Ливонский орден был полностью разгромлен и распался, русские заняли значительную часть Прибалтики. Однако затем в войну против Руси вступила коалиция европейских государств во главе с Польшей и Швецией. Польша особенно усилилась после присоединения к ней Литвы с Украиной и Белоруссией по Люблинской унии 1569 г. Победы русских сменились серией неудач, и в результате затянувшаяся на четверть века война закончилась поражением.

Из других событий внешней политики в царствование Ивана Грозного большое значение имело начало интенсивной внешней торговли с Англией (через Белое море), на длительный период ставшей главным внешнеторговым партнером Руси.

Хозяйственный кризис как результат опричнины и Ливонской войны и последующее закрепощение крестьян как его итог (подтвержденное в 1597 г. указом о 5-летнем розыске беглых крестьян) привели к нарастанию социальных противоречий на Руси. Дело осложнилось династическим кризисом, с которым стране и народу пришлось столкнуться впервые. В 1598 г. умер последний представитель династии Рюриковичей – сын Ивана Грозного, бездетный царь Федор, человек богомольный и, по существу, слабоумный, фактическим правителем государства при котором был его шурин, зять печально известного Малюты Скуратова боярин Борис Годунов. Наследник – младший сын Ивана Грозного – малолетний царевич Дмитрий за несколько лет до этого был убит агентами Бориса Годунова (дело было представлено как несчастный случай). Впервые вопрос о преемстве власти был передан на рассмотрение Земского собора, который избрал на царский престол Бориса Годунова. Однако избранный царь не имел в религиозном сознании людей того времени такого авторитета, как наследственный «помазанник Божий», а социальные противоречия продолжали накапливаться. И хотя Борис Годунов проявил себя не только энергичным политиком, но и достаточно дальновидным государственным деятелем (что гораздо сложнее), он не сумел предотвратить массового голода в стране, разразившегося на рубеже веков в результате трех лет катастрофического неурожая.

В результате всех этих событий в стране разразилась средневековая гражданская война, получившая название Смутного времени (1604–1613). Некоторые современные историки ведут отсчет Смутного времени с момента пресечения династии Рюриковичей в 1598 г., но нам это представляется неправомерным, т. к. социальный взрыв произошел в 1604 г. В Смуту оказались втянуты не только крестьяне, боровшиеся против закрепощения, но и другие социальные слои – боярские группировки в борьбе за власть между собой, мелкопоместные дворяне, недовольные засильем бояр, многие жители городов (посадские), казаки, в те времена служившие ядром всех бунтов и мятежей, и др. Смута началась с выступления самозванца – беглого монаха Григория Отрепьева, присвоившего себе имя убитого царевича Дмитрия (якобы «чудом спасшегося»). Лжедмитрия Самозванца поддержали и помогли ему снарядить войско Польша и папа Римский, рассчитывавшие с его помощью распространить свое влияние на Русь. К отрядам самозванца примкнули все недовольные политикой и режимом Бориса Годунова.

В разгар войны в 1605 г. Годунов внезапно умер, его противники умертвили его детей и распахнули ворота Москвы Лжедмитрию, который вступил на престол. Однако видимых улучшений не наступило, а засилье поляков, начавшееся при самозванце, вызвало возмущение москвичей, и уже через год, в 1606 г., в Москве произошло восстание, закончившееся убийством самозванца, поруганием и сожжением его праха (самозванство считалось в русском народе тягчайшим грехом; не случайно в народной памяти остался Стенька Разин, действовавший под своим именем, но были прокляты оба Лжедмитрия и Пугачев).

Земский собор избрал на царский престол князя Василия Шуйского – родовитого боярина и опытного политика, оказавшегося, однако, слабым государственным деятелем. Фактически он правил в согласии с Боярской думой и опирался на бояр, что вызывало недовольство мелкопоместного дворянства. Тем временем социально-экономический кризис в условиях Смуты прогрессировал. Вскоре появился новый самозванец – Лжедмитрий II, опять же собравший под свои знамена всех недовольных и осадивший Москву; поскольку он расположился с войском лагерем в подмосковном селе Тушино, его прозвали «Тушинский вор». Однако взять Москву за два года ему не удалось, в дальнейшем самозванец был убит, а его войско распалось.

В конце 1609 г. поляки решились на собственную вооруженную интервенцию на Русь. В обстановке военных поражений и всеобщего упадка в 1610 г. Василий Шуйский был свергнут с престола боярами и насильно пострижен в монахи (умер в польском плену), после чего боярское правительство открыло ворота Москвы полякам и присягнуло польскому королевичу Владиславу.

Открытое вторжение поляков, чуждых русскому народу по религии и культуре, привело к национальному сплочению. В 1612 г. Москва была освобождена народным ополчением, организованным нижегородским патриотом купцом Кузьмой Мининым и возглавленным опытным воеводой князем Дмитрием Пожарским.

В 1613 году Земский собор избрал на царский престол династию Романовых, правившую Россией более 300 лет (до революции 1917 г.), с которой связан небывалый прежде исторический и культурный подъем страны. Романовы были нетитулованным боярским родом, один из представителей которого (дед первого царя из этой династии) приходился братом первой жене Ивана Грозного; среди русской феодальной верхушки были гораздо более знатные княжеские роды прямых потомков Рюрика и Гедимина, и избрание этой династии на престол являлось во многом следствием компромисса между враждовавшими боярскими группировками, тем более что первый царь династии Романовых – Михаил Федорович – не представлял из себя ничего как личность и являлся по характеру и уровню интеллекта копией последнего из Рюриковичей, царя Федора (фактически в царствование Михаила правительство возглавлял его отец, глава Русской церкви патриарх Филарет, в миру Федор Романов).

Избрание на престол Романовых ознаменовало конец Смуты. Борьба с поляками, однако, продолжалась еще несколько лет и закончилась перемирием в 1617 г. Аналогами русской Смуты в средневековой Европе, вызванными сходными причинами социального характера, были война Алой и Белой розы в Англии, Гугенотские войны во Франции, Тридцатилетняя война в Германии.

В целом Смута тяжело отразилась на общем состоянии страны. Ее итогами были, во-первых, разорение страны и крайний упадок экономики, и, во-вторых, внешнеполитическое ослабление с частичными территориальными потерями.

В эпоху первых Романовых – в царствование Михаила Федоровича (1613–1645), его сына Алексея Михайловича (1645–1676) и недолгий период правления его старших детей Федора и Софьи (до перехода власти к Петру Великому), т. е. на протяжении большей части XVII века, в экономической, общественной и политической жизни Руси появляются новые черты. Главными характерными изменениями политической системы стали:

1) укрепление царской власти, пошатнувшейся в Смутное время, закрепленное в новом своде законов – Соборном уложении царя Алексея Михайловича 1649 года, отразившем постепенное складывание самодержавного строя, несмотря на сохранение Земских соборов;

2) отмена местничества (с 1682 г.) – средневекового принципа старшинства бояр по знатности рода в Боярской думе, с заменой принципом выдвижения только по заслугам и личным способностям.

Внешняя политика первых Романовых ознаменована двумя грандиозными событиями. В 1-й половине XVII века русские казачьи отряды атаманов С. Дежнева, Е. Хабарова и др. освоили и присоединили к Руси всю Сибирь и большую часть Дальнего Востока, вплоть до Тихого океана (Камчатку – уже на рубеже XVII–XVIII вв.), что имело не только колоссальное историческое значение и последствия для России, но и явилось уникальным по своему размаху и масштабам историческим подвигом русских.

Вторым крупнейшим событием стало воссоединение с Русью украинских земель. В 1648 г. на Украине, тяготившейся чужеродным польским владычеством и навязанной поляками церковной унией с Ватиканом, вспыхнуло мощное национально-освободительное восстание под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого. В дальнейшем повстанцы обратились за помощью к русскому царю и изъявили согласие перейти под покровительство единоверной и единокровной Руси. С одобрения Земского собора в 1654 г. было провозглашено воссоединение Украины с Русью (на условиях сохранения автономного местного самоуправления), после чего Русское государство вступило в войну с Польшей. Война продолжалась до 1667 г. По условиям заключенного затем перемирия Польша была вынуждена признать переход Левобережной Украины (к востоку от Днепра) под верховную власть русского царя (земли к западу от Днепра – Правобережная Украина еще долгое время оставались под властью поляков). Позднее, по условиям заключенного между Русью и Польшей «вечного мира» 1686 г. к Руси отошла также ее древняя столица Киев.

3.2. Сословный строй Московского царства и крепостное право. Церковный раскол и его социальные причины.

Новые черты в экономике в XVII веке

Особенности сословного и социально-экономического строя Московского государства:

1. Формирование сословий не столько под влиянием социально-экономических причин (как на Западе), сколько под воздействием потребностей быстро растущего государства, с распределением обязанностей между ними. При этом верхние сословия – боярство и дворянство были обязаны нести государственную и военную службу, низшие – обеспечивать их и само государство экономически.

2. Возможность оттока недовольных на отдаленные окраины страны, обусловленная ее громадными размерами и служившая определенной отдушиной, сдерживавшей накал социальных противоречий.

3. Огромный фонд государственных земель (из конфискованных земель бывших удельных князей), почти равный частному и служивший опорой экономической мощи государства, а как следствие – укреплявший его авторитарную власть.

Основными сословиями Московского царства были:

Бояре – крупные феодалы, владевшие землей по наследству (вотчины) и входившие в состав постоянного совещательного органа при царе – Боярской думы.

Дворяне – небогатые феодалы, получавшие землю в условное владение за службу царю.

Духовенство, подразделенное по православному обычаю на белое – с правом жениться, но без возможности карьеры, и черное (монашествующее) – без права жениться, но с перспективой карьеры вплоть до высших санов.

Купечество – торговое сословие, прообраз будущей буржуазии.

Посадские – основное население городов, занимавшееся по преимуществу ремеслами.

Стрельцы – войсковое сословие, не являвшееся, однако, регулярным; в мирное время стрельцы занимались ремеслами и торговлей в своих слободах.

Казакив то время войсковое сословие вольных общинников на окраинах государства, включая беглых крестьян (особенно многочисленное на Дону). Казаки охраняли границы государства и первоначально жили на началах военной демократии во главе с выборными атаманами. Параллельно они занимались разбоями и нередко служили ядром бунтов и мятежей – Лжедмитрия, Тушинского вора, Стеньки Разина, Пугачева и др. Впоследствии казачество было превращено царями в полностью подчиненное, регулярное военно-земледельческое сословие с рядом привилегий, ставшее надежной опорой престола. По особенностям своей истории и уклада казачество представляет исторический феномен России (до ликвидации украинской автономии в XVIII в. казачество существовало также на Украине, в которой играло еще большую роль).

Крестьяне – наиболее многочисленное земледельческое сословие, по своей принадлежности подразделявшееся на помещичьих, государственных (в то время назывались «черносошными»), дворцовых (принадлежавших царской семье, позднее назывались удельными) и монастырских (церковных) крестьян.

В ту эпоху крестьянство жило в обстановке формирования и усиления крепостного права. Этапами складывания и усиления крепостного права были:

1581 – начало закрепощения, ознаменованное отменой права перехода от одного помещика к другому в Юрьев день; первоначально это предусматривалось как временная мера, обусловленная разорением помещиков и общим упадком хозяйства в результате опричнины и Ливонской войны, но «аппетит приходит во время еды».

В дальнейшем – последовательное возрастание сроков закрепощения и розыска беглых крестьян.

1649 (по Соборному уложению царя Алексея Михайловича) – окончательное закрепощение с правом бессрочного возврата беглых и даже их потомков, рожденных на воле.

1718 (при Петре Великом) – введение личной крепостной зависимости от помещиков с правом продажи крестьян без земли (после установления подушной подати), тогда как раньше они были прикреплены к земле.

Вторая половина XVIII в. (при Екатерине Великой) – закрепление юридической власти помещиков над крестьянами с запрещением им жаловаться на помещиков.

В отличие от стран Западной Европы, где крепостное право отмерло еще в средние века (хотя личная зависимость крестьян сохранилась), в России и др. странах Центральной и Восточной Европы (Германии, Польше) оно складывалось позднее и приобрело более тяжелый характер, близкий к рабству.

Стимулами усиления крепостного права в России служили:

1) быстрый рост дворянского сословия;

2) относительно малая плодородность земли, подталкивавшая дворян «выжимать все соки» из крепостных. Не случайно эксплуатация крестьянского труда мелкопоместными дворянами была значительно выше, чем крупными землевладельцами-боярами, – подобно тому, как сегодня эксплуатация труда рабочих мелкими предпринимателями выше, чем крупными финансово-промышленными магнатами.

Среди социальных последствий закрепощения крестьян были Смута, другие народные бунты XVIIXVIII вв. (Стеньки Разина, Пугачева и др.) и церковный раскол (см. ниже).

Новыми чертами в экономике и социальных отношениях в XVII веке (при первых Романовых) были:

1) с одной стороны, развитие хозяйственной специализации регионов и связей между ними;

2) появление мануфактур – первых промышленных предприятий с разделением труда, хотя еще основанных на ручном труде;

3) с другой стороны, усиление эксплуатации крестьян и крепостного права (окончательно – с Соборного уложения 1649 г.), а также общий рост эксплуатации низших сословий, отсюда – серия народных восстаний (Соляной и Медный бунты в Москве в 1648 и 1662 гг., восстания в Новгороде и Пскове в 1648–1650 гг., крупнейший казацко-крестьянский бунт Стеньки Разина на Волге и Дону в 1670–1671 гг.).

Подобно странам Западной Европы того времени, социальный протест вылился (в полном согласии с мировоззрением средневековых людей) в религиозную форму. Но если в Европе он приобрел окраску протестантской Реформации, т. е. борьбы против традиционной римско-католической церкви, то особенностью данного процесса на Руси явилась, наоборот, защита традиционных религиозных обрядов, или старообрядчество, поскольку власть сама поддержала церковную реформу. Народу же в той обстановке важен был повод для протеста.

Церковную реформу инициировал в 1654 году патриарх Никон. Официальной ее целью было устранение накопившихся на протяжении столетий отклонений в обрядах русской церкви и приведение их в соответствие с каноническими греческими правилами (крестное знамение тремя пальцами вместо двух и др.). Скрытой целью Никона была, по всей видимости, подготовка почвы для возрождения всемирной организации православной церкви (наподобие римско-католической), но теперь уже под эгидой не Византии, а Руси. Царь поддержал реформу Никона, а все недовольные слои населения отвергли ее. Так произошел раскол Русской православной церкви. Идеологом раскола и главным оппонентом Никона выступал протопоп Аввакум, позднее сожженный на костре по приговору церкви как еретик. Протест старообрядцев принимал самые различные формы – от активных, вплоть до восстаний против власти, до пассивных, вроде бегства в леса, где они основывали свои поселения (скиты) вдали от мира. Фанатизм раскольников доходил до массовых самосожжений.

Парадокс в том, что сам инициатор реформы, патриарх Никон, стал жертвой собственных далеко идущих политических замыслов. Он совершил единственную в истории России попытку утвердить главенство духовной власти (т. е. церкви) над светской (т. е. царем) и потерпел поражение. В 1666 г. он был лишен сана патриарха и сослан в отдаленный монастырь.

Результатами церковного раскола были:

1) присоединение к старообрядцам недовольной властью и усилением крепостного права части народа;

2) ослабление церкви и усиление ее зависимости от государства.

3.3. Культура Руси в XVIXVII вв.

Самобытная московская культура зарождается еще в период возвышения Московского княжества в XIV–XV вв. В то время наиболее ярким ее представителем был знаменитый иконописец Андрей Рублев.

Крупнейшими достижениями зодчества московского периода русской истории стали Московский Кремль, в окончательном виде построенный при Иване III, созданный при нем же приглашенными итальянскими архитекторами ансамбль кремлевских церквей во главе с Успенским собором (арх. А. Фиораванти), созданный при Иване Грозном собор Василия Блаженного на Красной площади, в котором сказались и восточные влияния (зодчий Барма), уникальный 22-главый храм в Кижах (Карелия) XVII в.

В целом культура и быт этого периода были типичными для традиционного общества, строго патриархальными, подчиненными влиянию церкви. Своеобразным морально-бытовым «кодексом» того времени стал «Домострой» XVI века, полный суровых назиданий и духа авторитарного подчинения народа духовной власти церкви и светской власти царя, а в семье – власти мужа и отца.

ТЕМА 4

XVIII ВЕК В ИСТОРИИ РОССИИ:

ПЕРВАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ И ВЕЛИКАЯ ИМПЕРИЯ

4.1. Преобразования Петра Великого (1-я четверть XVIII в.),

их противоречия и значение

Модернизация традиционного общества сводится к его эволюции в направлении к обществу индустриальному (понятие, которое мы детально рассмотрим позднее). Первым этапом такой модернизации в России стали реформы Петра I Великого (1689–1725), под знаком которых прошла вся первая четверть XVIII века. Они затронули практически все стороны жизни общества, но наибольшее их значение – в исчезновении 3-го признака прежнего общества в его верхнем слое, а именно – в падении главенства религии, церкви и этнических традиций в культуре и сознании людей. Годы правления Петра Великого, младшего сына царя Алексея Михайловича (после свержения его старшей сводной сестры, правительницы царевны Софьи), указаны в скобках, но реальное начало реформ можно отнести к 1698 г. (после его поездки по Европе в составе т. н. «Великого посольства» и подавления стрелецкого бунта).

На размах и проведение реформ оказала огромное влияние личность Петра Великого, но объективно они были подготовлены всем ходом истории. Основными предпосылками реформ были:

1) тупик изолированного пути развития, выраженного в девизе «Москва – Третий Рим», имевшего следствием усиление отставания от Европы, необходимость заимствования передового опыта;

2) необходимость выхода к морям для развития экономики.

Хотя изначально реформы велись без определенного плана, а определяющую роль в их проведении играли потребности войны, в итоге они сложились в систему, содержание которой можно свести к следующему:

1. Экономика:

– усиленное строительство мануфактурных предприятий на крепостном труде (из-за нехватки свободных рабочих рук) и первых в России каналов;

как следствие – ускоренное развитие промышленности (самый яркий пример – уральские заводчики Демидовы, родоначальник которых, простой тульский кузнец, создал настоящую империю в черной металлургии) и ее новых отраслей (судостроение и др.) с усилением роли государства в экономике.

2. Социальные отношения:

– консолидация сословий и упрощение их иерархии (слияние боярства с дворянством путем закрепления за дворянами наследственной собственности на землю в 1714 г. и упразднения Боярской думы с ее привилегиями в 1711 г., упразднение сословия холопов и т.п.);

– усиление зависимости всех сословий от государства, с одной стороны (обязательная государственная служба для дворян, повышение налогов на др. сословия) и, с другой стороны, крестьянства – от дворян (замена подворной подати подушной в 1718 г., и как следствие – личная крепостная зависимость вместо поземельной, вплоть до торговли людьми), отсюда – народные восстания (Стрелецкий бунт, Астраханское восстание, восстание Булавина на Дону).

3. Государственное управление:

– модернизация всех звеньев и уровней государственного аппарата на профессиональной основе – центрального (вместо наследственной Боярской думы с 1711 г. – Сенат, комплектовавшийся по назначению из любых дворян, независимо от знатности), отраслевого (вместо громоздкой запутанной системы приказов с 1718 г. – упорядоченная система коллегий) и местного (наряду с многочисленными уездами с 1708 г. – объединявшие их губернии во главе с губернаторами);

– учреждение прокуратуры как органа надзора за исполнением законов (с 1722 г.);

– закрепление чиновно-бюрократической иерархии единой системой гражданских, военных, морских и придворных чиновТабелью о рангах 1722 г. (просуществовавшей до революции 1917 г.) с доступом к получению дворянства по выслуге чинов;

– окончательное утверждение самодержавия (без Земских соборов, последний из которых созывался в 1686 г.), причем с тоталитарным оттенком, проявлявшимся во всеобщей зависимости от государства (как низших сословий, так и высших);

– разграничение понятий государя и государства как Отечества, наиболее наглядным примером которому послужило дело царевича Алексея 1718 г. (сына и наследника Петра, казненного за измену), после которого порядок престолонаследия по старшинству был заменен назначением наследника по личному выбору царя.

4. Церковь:

– подчинение церкви государству с упразднением патриаршества (1700 г.) и заменой его Синодом во главе с назначаемым царем гражданским чиновником – обер-прокурором (с 1721 г.), и как результат – окончательная утрата церковью духовной независимости (по секретному указу царя священники даже обязывались нарушать тайну исповеди в интересах государства) и падение ее авторитета и влияния (пренебрежение Петра к церкви выражалось и в снятии и переплавке сотен церковных колоколов на пушки в годы войны, и в кощунственном, по понятиям того времени, пародировании церковных обрядов в застольных шутовских заседаниях «всепьянейшего собора», и в ограничении числа монастырей и монахов).

5. Культура и просвещение:

– поворот от тупикового лозунга «Москва – Третий Рим» к курсу «учиться у Европы» с прагматическим содержанием (в противоположность современным западникам, Петр учился у Запада не ради подражания и слепого подчинения ему, а для победы над ним его же оружием); символом столь радикальной смены курса стал перенос столицы России из патриархальной Москвы в новую блестящую европейскую столицу на побережье Балтики, построенную на народных костях, – Санкт-Петербург (основан в 1703 г., столица с 1712 г.);

светский характер образования и мировоззрения, упразднение культурной монополии церкви (отчего еще более упала ее роль);

– интенсивное развитие просвещения (учреждение Академии наук с 1725 г., первых в России СМИ с 1703 г. /газет/, первые библиотеки, театры и музеи, сеть средних и средних специальных школ);

– обязательное образование для дворян (запрет жениться без экзамена);

– внедрение европейских обычаев и моды, обучения иностранным языкам;

– бытовое раскрепощение женщин по европейскому образцу.

6. Военное дело:

– создание регулярной, первоклассно вооруженной и обученной профессиональной армии на базе рекрутской воинской повинности (с 1705 г.);

– создание флота (впервые в истории России) и превращение его в один из сильнейших в мире.

Центральным событием внешней политики Петра Великого стала Северная война со Швецией (1700–1721), а ее кульминацией – Полтавская битва (1709), в которой первоклассная шведская армия короля Карла XII была наголову разгромлена русской армией под личным командованием Петра Великого. Именно с этой даты ведется отсчет истории России как великой державы, с которой стал реально считаться Запад. Война окончилась в 1721 г. присоединением к России устья Невы и Северной Прибалтики (современные Латвия и Эстония). Превращение России в великую и морскую державу символизировало принятие Петром Великим наследственного императорского титула, страна стала официально именоваться Российской империей (помимо этого, Сенат присвоил ему персональный титул «отец Отечества»).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информационный бюллетень отражает новые поступления книг в Научную библиотеку тгпу с 16 декабря 2008 г по 31марта 2009 г

    Информационный бюллетень
    Обращаем Ваше внимание, что издания по методике преподавания предметов можно найти как в разделе «Педагогика», так и в разделе соответствующей дисциплины.
  2. Курс лекций для студентов специальности 032301- «Регионоведение»

    Курс лекций
    Авторский курс лекций посвящен современной истории и развитию постсоветского пространства и входящих в него стран, прежде всего Содружеству Независимых Государств.
  3. П. П. Румянцева Издательство Томского университета

    Документ
    Редакционная коллегия: профессор В.П. Зиновьев, доцент А.В. Литвинов, ассистент П.П. Румянцев (отв. редактор), аспиранты С.А. Меркулов, А.Н. Сорокин, Д.
  4. Учебное пособие Томск 2008 г. Введение

    Учебное пособие
    Задача формирования речевых навыков устного творчества стала особенно актуальной для системы образования в последние десятилетия. Это связано с резким изменением коммуникационной, и, соответственно, языковой ситуации в обществе, с
  5. М. В. Иванова Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2008. 177 с

    Документ
    В учебном пособии рассматриваются проблемы, связанные с определением базовых понятий («регион», «регионоведение», «страно-ведение», «регионалистика» и др.

Другие похожие документы..