Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
- по охране здоровья;- по труду и социальной защите населения;- по делам молодежи и спорту;- по законодательству, правам человека и Регламенту;- по м...полностью>>
'Документ'
Все мы любим своих детей, страдаем, когда они болеют, переживаем их неудачи, но при этом зачастую остаемся равнодушными к тому, что главной причиной ...полностью>>
'Урок'
3) продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, составлять расс...полностью>>
'Документ'
Методология и методы исследований в менеджменте – учебная дисциплина, которая выступает необходимым элементом формирования знаний, умений, навыков пр...полностью>>

Курс лекций Издательство Томского политехнического университета Томск 2008

Главная > Курс лекций
Сохрани ссылку в одной из сетей:

2.3. Крещение Руси и его последствия

До Х века славяне, как и большинство древних народов, исповедовали языческие верования, для которых характерны: 1) многобожие (политеизм), т. е. почитание различных богов, в основном связанных с природными стихиями (наиболее чтимым у киевлян был бог грозы Перун); 2) поклонение идолам – статуям этих богов, и жертвоприношения им (вплоть до человеческих); 3) отсутствие морально-этических норм и запретов, господство культа грубой силы; сами боги представлялись язычникам подобными людям, с теми же страстями и пороками, но наделенными могучей силой и бессмертием.

Культурные связи с более развитыми странами, и прежде всего с Византией, содействовали принятию христианства. Это отвечало и интересам великокняжеской власти, т. к. характерное для язычества многообразие местных культов препятствовало единству государства. Среди киевской знати принятие христианской веры стало распространяться еще со времен княгини Ольги. В 988 году произошло крещение Руси по православному обряду, принятому от Византии великим князем Владимиром Красное Солнышко (980–1015), возведенным за это церковью в ранг святого равноапостольного (несмотря на далеко не святой образ жизни). Этот акт имел поистине революционное значение в русской истории, да и проводился по-революционному, насильственными методами (в самом Киеве его жителей дружинники князя поголовно загнали креститься в Днепр, а старых богов изрубили на куски и сбросили в реку). Поскольку власть великого князя распространялась и на отдаленные окраины обширной Руси, ее крещение, начавшись в Киеве, проходило поэтапно и растянулось на длительный период. В народе, наряду с новой верой, долго еще сохранялись языческие традиции, их присутствие заметно даже в «Слове о полку Игореве», написанном в конце XII века (т. е. 200 лет спустя). Отдельные языческие обычаи и праздники, признанные православной церковью безвредными, сохранились в русском народе по сей день (Масленица, День Ивана Купалы).

Принятие христианства имело колоссальное политическое и культурное значение в русской истории:

1. Радикальный прогресс в культурно-нравственном развитии. Взамен языческого культа силы и страха утверждались христианские гуманистические идеалы и строгие морально-этические принципы.

2. Укрепление политического единства русских земель и центральной власти князя, благодаря замене многообразия местных религиозных культов единой верой, к тому же утверждавшей Божественное происхождение государственной власти и освящавшей подчинение ей.

3. С другой стороны – духовная и культурная изоляция от Западной Европы (вплоть до XVIII века), в которой господствовала римско-католическая ветвь христианства, как следствие крещения по византийскому образцу. В условиях средневековья, когда религия играла определяющую роль в сознании людей и межэтнических контактах, это имело колоссальное значение. Поэтому основной сферой культурных контактов Руси становится достаточно узкая группа православных стран и народов – Византия, сербы, болгары, молдаване и валахи (предки современных румын), грузины. Когда же в XV веке Византия, а еще раньше – практически все другие православные народы были на много веков завоеваны турками, Русское государство очутилось единственным независимым в мире из православных стран, после чего изоляция еще более усилилась. Это – одна из коренных особенностей, способствовавших складыванию иного социокультурного менталитета, по сравнению с большинством стран Европы.

4. Влияние христианства на развитие культуры проявилось в распространении на Русь славянской письменности (кириллицы, основанной болгарскими монахами братьями Кириллом и Мефодием; помимо русских, украинцев и белорусов, ей пользуются сербы и болгары), появлении летописей – основного письменного источника по истории Древней Руси, строительстве храмов как наиболее ценных произведений древнерусской архитектуры (из уцелевших от той эпохи особенно знамениты Софийский собор в Киеве и Софийский собор в Новгороде), развитии иконописи. Поскольку в то время монахи были наиболее грамотными и просвещенными людьми, церковь играла определяющую роль в культурном развитии, а главным его очагом была Киево-Печерская лавра. В частности, главным редактором основного свода летописей по истории Древней Руси «Повесть временных лет» был киевский монах Нестор. Сам креститель Руси – князь Владимир Красное Солнышко – остался в памяти народа как самый значительный из киевских и вообще древнерусских князей, воспетый в былинах, служивших основной формой устного народного творчества на Руси.

2.4. Удельный период истории Руси, его характерные черты

Причины распада Руси на удельные княжества, окончательно наступившего с 1132 г., в целом были общими для Руси и большинства стран Западной Европы:

1) развитие и укрепление частного феодального землевладения с наследственной (вотчинной) собственностью (ранее земли могли передаваться князем от одного другому);

2) отставание от этого процесса слаборазвитых хозяйственных связей между регионами, в условиях господства натурального хозяйства.

Это – 2-й этап формирования традиционного общества на Руси. В княжеских междоусобицах борьба шла уже не за власть над всей Русью, а за расширение собственных уделов, в лучшем случае – за первенство.

Особенностью феодальной раздробленности на Руси сравнительно с европейскими странами была упрощенная феодальная иерархия: она насчитывала всего 3 основные ступени – великие князья, удельные князья и их бояре (приближенные), а все княжеские фамилии являлись ответвлениями всего лишь двух родов – правящей династии Рюриковичей и Гедиминовичей (потомков литовского великого князя Гедимина).

Основными центрами Руси периода удельной раздробленности стали великие княжества Владимиро-Суздальское (с 1169 г., после победы его князя Андрея Боголюбского над Киевом, город Владимир стал номинальной столицей всей Руси), Киевское (по традиции Киев долго еще оставался культурным и церковным центром Руси, лишь в 1299 г. глава русской церкви – митрополит – переехал во Владимир), Галицко-Волынское на западе и Новгородская феодальная республика. Как и находившаяся в зависимости от нее Псковская республика, она представляла редкое и любопытное явление в средневековом мире (аналоги в Европе – Венецианская, Генуэзская республики). В нем сохранялась унаследованная от первобытной демократии власть всенародного собрания – веча, избиравшего высшую исполнительную власть в лице посадника; реально управление находилось в руках боярской олигархии.

Наиболее крупными событиями внешней политики данного периода стала успешная борьба с агрессией западных рыцарей-крестоносцев, закончившаяся победами князя Александра Невского (одного из популярнейших русских святых) над шведами в Невской битве 1240 г. и над немецкими рыцарями Ливонского ордена в Ледовом побоище 1242 г.

Значение и последствия удельной раздробленности:

а) в экономике: 1) окончательное формирование феодальных отношений; 2) отделение ремесла от сельского хозяйства, и как следствие – 3) развитие городов;

б) в политике: внешнеполитическая слабость и уязвимость в отсутствие единой власти и единого войска.

2.5. Монголо-татарское нашествие.

Взаимоотношения Руси и Золотой Орды

Первое нападение на Русь монголов, создавших под предводительством Чингисхана огромную завоевательную державу, произошло при его жизни в 1223 г. в битве на р. Калке, окончившейся поражением русских князей. Однако тогда они не задержались на Руси и пошли как смерч на юг. Кровавое и разорительное монголо-татарское нашествие 1237–1240 гг. хана Батыя (внука Чингисхана) закончилось ее подчинением основанному Батыем на Волге государству монголов – Золотой Орде, управлявшейся, подобно другим основанным детьми и внуками Чингис-хана государствам, жестко авторитарными методами в типично азиатском духе. Будучи политически раздробленной, Русь была не в силах противостоять нашествию мощного врага, к тому времени покорившего половину Азии.

Со временем монгольские племена в Поволжье растворились и ассимилировались среди волжских булгар – предков современных татар, отсюда – само по себе условное название монголо-татары (вернее называть их монголами в период нашествия, в позднейшие годы – татарами).

Первоначально завоеватели были язычниками, но в XIV веке, в правление хана Узбека, с именем которого связывают наибольший расцвет Золотой Орды, приняли ислам.

Результатами монголо-татарского нашествия были:

1. Разорение Руси, крайний упадок экономики и особенно ремесел (лучшие мастера были угнаны завоевателями в Орду); по некоторым данным, домонгольский уровень был восстановлен лишь в XV веке. В наиболее благоприятном положении оказалась церковь, владения и земли которой монголы не тронули. Завоеватели оказались достаточно умны и для того, чтобы не навязывать местному населению своей веры.

2. Утрата национальной независимости, установление вассальных отношений с Золотой Ордой, выражавшихся в уплате дани и выдаче ханами ярлыков на великое княжение (первоначально зависимость была более жесткой, дань собирали ханские посланцы – баскаки, но многочисленные народные возмущения против их произвола вынудили ханов перейти к практике назначения самих великих князей ответственными за сбор и привоз дани).

3. Распад древнерусской народности, после завоевания в XIV веке западных и юго-западных русских земель (нынешних Белоруссии и Украины) Литвой, затем Польшей. Это было связано с начавшимся ослаблением Золотой Орды, в которой после смерти хана Узбека начались аналогичные процессы упадка и дробления. Великое княжество Литовское, вышедшее на мировую арену в XIII в. при князе Гедимине, поначалу находилось под влиянием русской культуры, древнерусский язык был в нем государственным. В начавшемся по мере ослабления Орды соперничестве Москвы, Твери и Литвы за преобладание на Руси Литва подчинила себе западные и юго-западные русские земли и могла реально стать центром объединения Руси. Этот шанс исчез после заключения ею династической унии с Польшей в конце XIV в., после которой Литва приняла христианство по католическому обряду и прочно попала в орбиту влияния, а затем и власти Польши. После этого ее шанс на объединение Руси вокруг себя был безвозвратно упущен, но благодаря отторжению части древнерусских земель их этническое и политическое развитие пошло разными путями.

4. Усиление азиатских, деспотических (авторитарных) черт государственной власти, ставших в дальнейшем одной из основных политических особенностей России по сравнению с Западом.

5. С другой стороныускорение процесса объединения русских земель. Парадокс, но изначально этому способствовали сами завоеватели, заинтересованные в полноценном сборе дани одним ответственным лицом – великим князем, которому предоставляли полную силу власти на местах. Однако впоследствии это обернулось против самих татар: опыт централизации пригодился русским князьям в борьбе за свержение чужеродного владычества.

Существуют две противоположные концепции о влиянии монголо-татарского ига на историю Руси: классическая (изложенная здесь), которой придерживаются большинство историков, и концепция о «взаимовыгодном союзе» русских и татар (самый яркий представитель – Л.Н. Гумилев). Русское влияние на татар было действительно благотворным, прежде всего в экономике (благодаря угону в рабство мастеров). Влияние же татар, как народа, находившегося в тот период на гораздо более низкой ступени социально-экономического и культурного развития, по определению не могло быть позитивным, не считая разве того, что они невольно ускорили объединение страны. Но когда мы рассмотрим, какой ценой было достигнуто это исторически преждевременное объединение, позволительно усомниться в «позитивности» этой «обратной стороны медали».

2.6. Формирование Московского государства и освобождение

от татарского владычества. Особенности централизации Руси

по сравнению с Западной Европой

Предпосылки объединения и централизации русских земель:

1) ускорение централизации самими татарами (по причинам, о которых говорилось выше);

2) потребность в объединении для освобождения от татаро-монгольского ига;

3) формирование хозяйственных связей между русскими землями.

Этапы параллельных процессов объединения/централизации и освобождения от татаро-монгольского ига:

Начало XIV века – выделение двух ведущих конкурирующих центров – Москвы и Твери.

1328 г. – сосредоточение политического и церковного центра Руси в Москве (при внуке Александра Невского – великом князе Иване Калите), удержанное его преемниками (Иван Красивый, Семен Гордый).

1378 г. – окончательная победа Москвы над Тверью и закрепление за ней статуса столицы (до этого номинально продолжал оставаться Владимир).

1380 г. – первая крупная победа над татаро-монголами во главе с ханом Мамаем – Куликовская битва (при внуке Ивана Калиты – великом князе Дмитрии Донском). Именно Дмитрий Донской заменил архаичный обычай наследования престола братьями по старшинству новым, ставшим классическим для всех монархий порядком наследования по прямой линии от отца к сыну.

1382 г. – повторное подчинение и разорение Москвы ханом Тохтамышем.

Начало XV века – расширение Московского княжества до слияния Волги с Окой (Василий I).

2-я четверть XV века – феодальная междоусобная война, характерной особенностью которой (свидетельствовавшей о том, что время раздробленности на исходе) стало то, что борьба велась уже не за расширение собственных уделов, а за московский великокняжеский стол. Параллельно идут процессы ослабления и распада Золотой Орды на Большую Орду, Казанское, Астраханское, Крымское и Сибирское ханства.

1439–1453 гг. – отделение Русской православной церкви от Византии, как результат ее унии с папой Римским, не признанной на Руси, а затем и завоевания Византии турками, обесценившего саму эту унию (т. к. она заключалась исключительно в поисках спасения от турецкой агрессии). Главным результатом стало усиление национального характера Русской церкви (проявлявшегося и раньше, когда подмосковная Троице-Сергиева лавра и возглавлявший ее Сергий Радонежский выступили вдохновителями Куликовской битвы) и ее зависимости от государства (это произошло при князе Василии Темном), что еще более способствовало его объединению. Если до тех пор из всех высших руководителей (митрополитов) русской церкви со времен крещения Руси было лишь 2 русских, а почти все – греки, то с этого момента все руководство переходит к русскому духовенству.

2-я половина XV века – объединение основной массы русских земель вокруг Москвы великим князем Иваном III (правнуком Дмитрия Донского, 1462–1505), включая основные конкурирующие центры – Новгород и Тверь.

1480 г. – свержение монголо-татарского ига (Иван III), происшедшее мирным путем после отказа платить дань Орде и последующего «стояния на Угре» русского и татарского войск друг против друга, когда хан так и не решился вступить в битву. Вскоре после этого Большая Орда прекратила свое существование.

1497 г. – первый свод законов нового объединенного Русского государства – Судебник Ивана III. В частности, отразил усиление авторитарных тенденций власти, среди них – широкое распространение смертной казни, отсутствовавшей в «Русской Правде».

1-я треть XVI в. – завершение процесса объединения (Псков, Рязань, Смоленск) при сыне Ивана III Василии III. Параллельно шел процесс постепенной ликвидации удельных княжеств; отныне регионами управляли назначенные великим князем наместники.

В середине XVI века, при Иване Грозном, завершающим этапом стало формирование централизованного государственного аппарата управления. Однако это заслуживает более подробного рассмотрения в начале следующей лекции.

В результате в XVI веке сложилось централизованное и независимое Русское государство с границами от Ледовитого океана на севере до слияния Волги с Окой (Нижний Новгород) на юге и от Смоленска на западе до Урала на востоке.

Вместе с тем, преждевременная централизация (ускоренная монголо-татарским игом и борьбой с ним до полного созревания внутренних предпосылок) имела и негативные последствия, отличавшие ее итоги от стран Европы, где она проходила более постепенным и естественным путем:

1) жестко централизованная, деспотическая государственная власть, полная зависимость от нее всех сословий, включая господствующие, и городов;

2) высокая степень эксплуатации низших сословий.

ТЕМА 3

МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО (XVIXVII вв.)

3.1. Идеология «Москвы – Третьего Рима». Политическая система сословно-представительной монархии. Деятельность Ивана Грозного. «Смутное время» и первые Романовы

Период Московского централизованного государства XVI–XVII веков, или Московского царства, явился 3-м и завершающим этапом формирования традиционного общества на Руси. Особенностями политической системы Московского царства были:

а) внутренней: 1) деспотический, жестко авторитарный характер государственной власти, обусловленный предшествующими особенностями централизации; 2) идеология национально-религиозной исключительности, выраженная в девизе «Москва – Третий Рим», как следствие превращения Руси с XV в. в оплот мирового православия и единственное в мире независимое православное государство; отсюда – 3) закрепление политической и культурной изоляции и отставания от Европы;

б) внешней: 1) огромная территория государства (уже изначально, на момент завершения объединения внутренних русских земель – 2,5 млн кв. км); 2) ее дальнейший непрерывный рост в ходе колонизации и внешнеполитической экспансии (за одно лишь царствование Ивана Грозного – в 2 раза); 3) превращение Руси в многонациональное государство уже в XVI веке.

Большинство современных историков, желая подчеркнуть новый характер централизованного Московского государства по сравнению с Древней Русью, употребляют по отношению к нему более позднее название Россия. Однако автор учебника придерживается мнения, что целесообразно следовать документальной традиции, т. к. вплоть до Петра Великого и в быту, и на официальном уровне страна продолжала именоваться Русью.

Завершающий этап централизации Русского государства, на котором мы остановились в предыдущей лекции, связан с именем и царствованием внука Ивана III, Ивана Грозного (1547–1584), впервые принявшего в 1547 г. титул царя. Тем самым подчеркивалось отличие нового объединенного государства от прежнего Московского княжества и значение его главы как государя «всея Руси». Позднее, в 1589 г. это было дополнено присвоением главе Русской православной церкви высшего в церковной православной иерархии сана патриарха.

Царствование Ивана Грозного принято условно делить на две части, сильно отличающиеся друг от друга по внутренней политике. Первая, продолжавшаяся до 1560 г., – это период реформ т. н. «Избран­ной рады» – ближайших советников молодого царя во главе с протопо­пом Сильвестром и дворянином А.Ф. Адашевым. Основное содержа­ние реформ сводилось к следующему:

1. Учреждение Земских соборов (с 1549 г.) – выборных съездов от представителей различных сословий, периодически созывавшихся для совещания с царем по важнейшим вопросам государственной жизни. В отличие от современных парламентов, они не имели решающего голоса, окончательное решение царь принимал самостоятельно. Это знаменовало формирование на Руси нового типа традиционного общества – сословно-представительной монархии, аналогичного тому, что сложился еще несколько раньше в большинстве стран Западной Европы (во Франции роль Земских соборов выполняли Генеральные штаты, в Англии – парламент, в Испании – кортесы, в Германии – рейхстаги).

Постоянным же совещательным органом при царе служила еще со времен Ивана III Боярская дума, состоявшая из бояр (характеристику этого сословия см. ниже).

2. Новый Судебник 1550 г., важной чертой которого стало введение ответственности за должностные преступления чиновников, прежде всего за взятки. Если раньше существовала система т.н. «кормлений», когда наместник великого князя «кормился» за счет поборов с местного населения, то отныне все должностные лица переводились на жалованье (оклад), а население было обязано платить подати (налоги) лишь в царскую казну. Это был принципиально новый подход к пониманию роли и места чиновника в государстве, отличавшийся от традиционного права сильного.

3. Введение административно-территориального деления страны вместо прежних княжеских уделов на уезды во главе с назначенными царем воеводами. Эта мера была направлена на изживание остатков удельной раздробленности и ослабление политических позиций родовой феодальной знати.

4. Учреждение отраслевых органов государственного управления – приказов (прообраз современных министерств) с профессиональным аппаратом чиновников.

5. Создание стрелецкого войска, впервые вооруженного огнестрельным оружием (отсюда название).

6. Унификация (установление единообразия) денежной системы, святых, мер и весов (в годы удельной раздробленности они существенно различались в разных землях Руси).

Основными итогами реформ стали завершение централизации страны и формирование основ профессионального государственного аппарата.

С 1560 г. начинается второй период царствования Ивана Грозного, ознаменованный разгоном «Избранной рады» (при сохранении проведенных ею реформ), переходом к единоличному правлению и политическим репрессиям, вызванным стремлением возмужавшего царя ускоренными темпами завершить централизацию управления и воплотить идею единоличной власти. Сильный отпечаток на события этих лет наложили противоречивые черты личности Ивана Грозного, сочетавшего острый и обширный государственный ум с авторитарным характером, исключительной жестокостью и элементами психопатии (за свою жизнь сменил семь жен, а однажды в припадке бешенства убил старшего сына, что послужило мотивом для известной картины И. Репина)..

Кульминацией этого периода стала мрачная и кровавая опричнина Ивана Грозного (1565–1572 гг.). Накануне ее введения царь совершил блестящий политический маневр: внезапно уехал из Москвы и объявил через гонцов народу об уходе от власти, жалуясь на нерадивых и злоумышленных бояр. Начались волнения, угрожавшие расправами с представителями власти. Растерянные и не понявшие царского замысла бояре упросили царя вернуться к власти, но в ответ он поставил им свои условия: неограниченная власть и выделение ему в особый «опричный» удел (от старославянского «опричь», или кроме) ряда уездов, в которых он, по существу, создал государство в государстве с особым управлением, особым войском опричников и развернул массовые переселения и конфискации земли и другого имущества с выселением в остальную часть государства – «земщину». Помимо массовых переселений и конфискаций, опричнина сопровождалась тотальным террором, орудием которого стало войско опричников (или «кромешников», отсюда выражение – «ад кромешный»), набранных в основном из молодых и незнатных дворян во главе с лично преданным царю кровавым Малютой Скуратовым.

В исторической науке существует две концепции опричнины. С.Ф. Платонов считал ее направленной против сепаратизма бояр в интересах окончательной централизации государства, а поэтому прогрессивной, несмотря на жестокость. С.Б. Веселовский и В.Б. Кобрин доказывали ее всеобщий, а не классовый характер, подобно сталинским репрессиям и террору Французской революции, и для этого есть веские аргументы. Во-первых, бояре (в отличие от бывших удельных князей) сами были заинтересованы в централизации, имея владения не компактные, а рассеянные по разным уездам, ибо изначально получали их от московских великих князей за службу. Во-вторых, опричный террор шел волнами: вначале истреблялись руками опричников представители наиболее знатных родов (среди них – двоюродный брат царя князь Старицкий), бояре и прежние советники царя, потом началось истребление самих опричников. Очевидно, целями опричнины были преодоление общей политической нестабильности методом репрессий, подавление реальной и потенциальной оппозиции и создание послушного, идеально управляемого общества с неограниченной властью самодержавного царя. Свое понимание задач государства и свою идеологию неограниченной власти Иван Грозный изложил в полемически острой и интересной переписке со своим бывшим соратником, изменившим ему и перешедшим на службу Литвы, князем А. Курбским, а также с английской королевой Елизаветой, которой в разочаровании писал по поводу ее парламента: «Мы-то чаяли, что ты в своем королевстве самодержавная государыня, а ты во всем с торговыми мужиками советуешься, как есть пошлая девка…».

В ходе опричнины царь лично участвовал в пытках и казнях, порой сопровождая их театральными сценами: так, боярина Федорова он силой усадил на трон и со словами: «Ты этого хотел» – проткнул посохом. Одним из активных и жестоких руководителей опричнины был боярин Алексей Басманов. Когда же настал его черед, по приказу царя его убил родной сын, Федор Басманов. Позже был казнен сам Федор.

Не избежала репрессий и церковь. Ее глава, московский митрополит Филипп (из бояр Колычевых), выступил с критикой опричнины. По приказу царя его выволокли из храма во время богослужения и отправили в монастырь, где его позже лично задушил Малюта Скуратов. Одним из наиболее мрачных событий опричнины стал кровавый погром Новгорода, учиненный лично царем в 1569 г. в целях окончательного истребления самой памяти о былых «вольностях» города.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информационный бюллетень отражает новые поступления книг в Научную библиотеку тгпу с 16 декабря 2008 г по 31марта 2009 г

    Информационный бюллетень
    Обращаем Ваше внимание, что издания по методике преподавания предметов можно найти как в разделе «Педагогика», так и в разделе соответствующей дисциплины.
  2. Курс лекций для студентов специальности 032301- «Регионоведение»

    Курс лекций
    Авторский курс лекций посвящен современной истории и развитию постсоветского пространства и входящих в него стран, прежде всего Содружеству Независимых Государств.
  3. П. П. Румянцева Издательство Томского университета

    Документ
    Редакционная коллегия: профессор В.П. Зиновьев, доцент А.В. Литвинов, ассистент П.П. Румянцев (отв. редактор), аспиранты С.А. Меркулов, А.Н. Сорокин, Д.
  4. Учебное пособие Томск 2008 г. Введение

    Учебное пособие
    Задача формирования речевых навыков устного творчества стала особенно актуальной для системы образования в последние десятилетия. Это связано с резким изменением коммуникационной, и, соответственно, языковой ситуации в обществе, с
  5. М. В. Иванова Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2008. 177 с

    Документ
    В учебном пособии рассматриваются проблемы, связанные с определением базовых понятий («регион», «регионоведение», «страно-ведение», «регионалистика» и др.

Другие похожие документы..