Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Священное Писание, опыт великих святых и произведения выдающихся умов современности говорят нам, что человек наделен неповторимой внутренней жизнью, ...полностью>>
'Документ'
Об утверждении Правил ведения кассовых операций и операций по инкассации банкнот, монет и ценностей в банках второго уровня и организациях, осуществл...полностью>>
'Урок'
Учащиеся должны знать общую характеристику и своеобразие русской литературы 19 века; пути становления реализма в русской и мировой литературе; уметь п...полностью>>
'Методические указания'
Первая медицинская помощь оказывается на месте поражения, а ее вид определяется характером повреждений, состоянием пострадавшего и конкретной обстано...полностью>>

Новости: 15. 04. 2006

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Обсуждение экспертной карты конкурса инновационных школ: точки напряжения

/vesti/info/917.html

Образование и общество в России стремятся найти общий язык. Родители ищут для ребенка «хорошую школу», обыватели с тоской вспоминают о самом лучшем образовании в мире, чиновники пеняют на плохие показатели. Но отчетливо объяснить, что требуется от школы, мало кто может. Она и сама от этого страдает. Трудно работать, не понимая, каким должен быть результат. И школы делают первые шаги навстречу обществу: в разных регионах России проходят семинары, на которых педагоги осознают заказ общества к образованию. «Создают портрет родительского взгляда на результативность школы», как было сказано на семинаре, состоявшемся в Томске 5–6 апреля.

Разработка экспертной карты конкурса для Томской области стала не просто тактической задачей на этом этапе реализации нацпроекта. К обсуждению показателей были привлечены и претенденты, и заявители. А также профессиональное экспертное сообщество и эксперты от гражданских институтов.

Обсуждение карты проходило группами от 5 до 150 человек. Сейчас рассматривается уже седьмой ее вариант. Возможно, работать узким кругом экспертов, погруженных в проблематику инновационных образовательных программ, было бы проще: общий язык, опыт экспертизы инноваций в образовании, да и опыт совместной профессиональной деятельности. Но если обсуждать нацпроект как стратегический, то шаг к открытому обсуждению содержания и процедуры экспертизы, согласование всех позиций и представлений – это не просто дань политическим заявлениям, это работа на складывание новой образовательной политики в регионе и нового экспертного сообщества.   

Мы готовы поделиться теми сложностями, которые возникли в Томске при разработке и обсуждении экспертной карты.

Серьезный спор вызвал критерий «Высокое качество результатов обучения и воспитания».

С одной стороны, никто не подвергает сомнению, что показатели ЕГЭ, количество медалистов, качество обученности - это значимые показатели как для органов власти, самих школ, так и для родителей. Однако внедрение инновационных образовательных программ должно давать какие-то иные результаты. Эти результаты обсуждаются на языке компетентностей, способностей. Но даже профессиональное сообщество не нашло еще единых показателей инновационных образовательных результатов, не решило проблему их измерения и интерпретации. Что ставит перед экспертами две проблемы: «выловить» в материалах школ содержание инновационных результатов образования и диагностировать не только их наличие, а еще и позитивную динамику. 

В томской группе разработчиков содержания и процедуры экспертизы приняли решение о том, что значимость показателей, отражающих достижение стандарта качества и инновационных результатов, будет одинаковой. Однако мы до сих пор ищем адекватный язык, который позволит проявить  инновационные образовательные результаты и провести их диагностику.

Использование современных образовательных технологий. Мы пытались найти показатели, которые дадут представление об эффективности. Такие показатели, как количество обученных учителей, спектр используемых в школе технологий, дают некоторую информацию о вовлеченности школы в процесс технологического перевооружения педагогов. Однако не отражают результативность и качество использования технологий. Группа пробует решить эту проблему за счет введения характеристик масштаба и системности использования, появления продуктов методической работы педагогов (разработки учебных занятий, учебные комплексы), продуктов образовательной деятельности учащихся (проектные, творческие работы). 

Обсуждая показатели по критерию доступности качественного образования, мы столкнулись с дилеммой: доступность – это бесплатность или доступность – это вариативность услуг под разные заказы и чаяния? А может, школа должна научиться не только разрабатывать и предоставлять широкий спектр образовательных услуг, разнообразных форм обучения, но и при этом искать механизмы удешевления этой услуги для потребителя за счет привлечения иных источников, грамотной соорганизации бюджетных и внебюджетных источников?

Продуктивность реализации программы развития. Что оценивать?

Может быть, логику разработки - методологическую выверенность целей, задач, механизмов их решения? Но грамотно писать программные документы школы уже научились. Благо практически все директора прошли обучение по программам в области стратегического планирования и управления.  

Опыт инновационных школ Томска показал, что важнейшим условием разработки и внедрения инновационных образовательных программ является создание специальных управленческих условий, таких, как внутришкольная система повышения квалификации педагогов; специальные формы организации научно-методической работы, поиск партнерских отношений (профессиональных, социальных, научных), механизмы привлечения внебюджетных ресурсов для разработки и реализации программ.

Определить показатели по критерию «Сочетание принципов единоначалия и самоуправления» не составило больших затруднений:

включенность разных субъектов в управление ОУ (включение сотрудников, родителей, социальных партнеров);

уровень полномочий субъектов самоуправления и соуправления в принятии решения (совещательный голос, право принятия решения, право вето на решения администрации);

разнообразие форм, обеспечивающих открытость учреждения;   

наличие детско-взрослых проектов и программ, обеспечивающих включение школьников в соуправление ОУ, наличие детских общественных организаций.

А вот на этапе изучения документов затруднения, похоже, возникнут...

Работа над картой еще не закончена. При оценке показателей участия в смотрах, конкурсах, фестивалях хорошо бы оценивать не их количество, а содержательную сторону мероприятий. А показатели критериев по здоровью и пожарной безопасности сделать не формальными, а говорящими и взимосвязанными с инновационной деятельностью в школе.

Возможно, этими разработками мы поделимся в других материалах, да и карту готовы представить на обсуждение. Ведь мы же не разовую работу выполняем, а формируем новые профессиональные стандарты. А это стоит детального обсуждения!

Е. Суханова, к.п.н., заместитель директора НОЦ "Институт инноваций в образовании" Томского государственного университета

Памятка для родителей


В результате работы на семинаре томские педагоги cформулировали свои представления о хорошей школе: ведь многие из них решают, где будет учиться их собственный ребенок. Получился список советов родителям при выборе школы.

Выяснить у педагогов других школ, знакомых, каков статус школы в городе, что говорят о школе?

«Протестировать» охрану на входе. Важно убедиться, что проверка входящих в школу производится неформально.

Посмотреть, как оформлена школа. Обратить внимание на стены - есть ли детские работы, стенгазеты, стенды для родителей.

Познакомиться с директором. Важно, как он встречает родителей, как выглядит, тон разговора.

Узнать, кто классный руководитель, каков стиль отношений в классе: большинство ребят – общественники? Индивидуалисты? Стремятся учиться? Важно выбрать стиль, соответствующий стилю вашего ребенка.

Поинтересоваться, какие правонарушения совершают дети школы? Кто с этим работает?

Ознакомиться с учебным планом: нет ли сокращения наиболее важных
(универсальных) предметов. Какие предметы отражают особенности
школы (углубление, профилизацию)? Интересно ли это вашему
ребенку?

Спросить о возможностях во внеурочное время. Сколько это стоит?
Существует ли система консультаций по разных предметам? Кто их
ведет? Приглашаются ли вузовские преподаватели?

Выяснить техническое оснащение школы: есть ли компьютерный класс? Интернет? Спортзал, инвентарь?

Узнать, какие результаты у выпускников по ЕГЭ? Куда, в какие вузы в основном поступают? В каких конкурсах, олимпиадах какого уровня школа принимает участие и в каких городских и российских событиях могут участвовать дети? Как это может помочь выпускнику школы?

Познакомиться с тем, какие события организует сама школа? Есть ли условия для профориентации? Есть ли связи с учебными заведениями?

Задать вопрос: есть ли перегрузки? Много ли времени уходит на домашние задания? Это важно: чтобы учиться не за счет свободного времени. Чтобы оставалось время для внешкольных увлечений.

Проанализировать маршрут до школы. Насколько безопасен? Есть ли школьный автобус?

Якубовская Татьяна

Главный аргумент - педагогические инновации

/vesti/info/916.html

Эвриканские школы всегда отличались самостоятельностью, творческим подходом, умением решать проблемы нестандартно. Поэтому и подготовку к конкурсу в рамках национального проекта «Образование» они восприняли как возможность сделать еще один шаг в своем развитии. Составляя заявки и планы развития, еще раз проанализировали свою работу, по-новому увидели привычные проблемы. И, конечно, еще раз убедились в надежной поддержке своих родительских и попечительских советов.

Заявка на конкурс: требования региональных и федеральных инструкций не совпадают

Первое, что сразу хочется отметить, - разница в региональных и федеральных подходах. Из выступлений министра А.А. Фурсенко и его соратников, а также из документов МОН РФ ясно следует, что главный критерий – инновационность образовательной программы и механизмов ее реализации. «Анализ инновационной деятельности гимназии» представлен отдельным пунктом, где подробно прописаны проектно-исследовательские направления, инновационные модели и важнейшие результаты их внедрения. Особо подчеркнута роль школы в инициировании партнерских проектов и программ разного уровня, в создании новых форм школьного самоуправления и механизмов общественного влияния на образовательную политику городского, областного и регионального масштаба.

При этом региональные инструкции изобилуют конкретными и (с нашей точки зрения) формальными требованиями к заявителям, как то: ежегодное добровольное участие в проведении областных контрольных работ, наличие и количество медалистов, отсутствие невыполненных предписаний надзорных органов и т.п. Поэтому к основным материалам пришлось делать массу приложений с разными подробными таблицами, диаграммами, перечнями данных, свидетельствующих о нашей «благонадежности».

Второе противоречие, которое сразу создает трудности для заявителя, - расхождение формата программы развития (развернутой и аргументированной проекции будущего состояния ОУ) и ретроспективно-отчетного характера большинства критериев. Мы были вынуждены искусно комбинировать обзор целого спектра направлений деятельности, анализ достижений за последнюю «трехлетку» (со статистическими данными и демонстрацией положительной динамики – скажем, по охране труда или здоровьесбережению) и образ будущего состояния гимназии, в том числе его поэтапное развертывание. Поэтому программа развития получилась несколько специфической - фактически «три в одном»: констатирующая часть + аналитическая + собственно программная. Надеемся, что смогли найти компромиссный вариант и учесть максимум показателей и промежуточной, и высшей инстанции.

Не совпадают даже требования по объему заявки: федеральные инструкции ограничивают программу развития 30 страницами, а местное министерство – 40 тысячами знаков (что – при 14-м кегле шрифта и одинарном интервале – существенно меньше). Мы связывались с коллегами-эвриканцами из Пензенской и Челябинской областей: они расписали смету строго на один запрашиваемый миллион. А школы Свердловской области представили годичные сметы расходов, подписанные учредителями.

Выходит, что наиболее важной оказалась кропотливая работа по состыковке плохо стыкующихся норм и форматов. В итоге заявка получилась более объективистски отчужденной, чем могла бы быть… Инновационное содержание школьной жизни «упаковалось» в стандартные матрицы. Хотя – уже огромная подвижка! – оно все-таки стало главным предметом внимания и стимулирования.

Работала над составлением заявки прежде всего административная команда. Мы в конце января создали рабочую группу, распределили ответственность и раздали текущие задачи… Первый вариант сверстали и отвезли в местное министерство еще в начале марта – после уточнения деталей и общения со специалистами пришлось существенно переработать программу (например, существенно расширить информационную справку о школе, чтобы осветить все положенные параметры) и создать группу приложений.

Сейчас в нашей электронной папке под названием «Нацпроекты» собрано 4 (!) варианта свежеиспеченных образовательных программ, более и менее долгосрочных. Нет худа без добра: теперь у «Корифея» в запасе несколько вариантов будущего!..

В апреле продолжится работа над подготовкой «учительских» заявок. Мы представляем к поощрению пятерых педагогов (вполне отдавая отчет в том, что пройдут далеко не все). Считаем ситуацию тестовой: посмотрим, кто станет счастливым обладателем 100 тысяч, сделаем выводы, перегруппируемся – и… в 2007 г. будем действовать наверняка. Лучших учителей выдвигали руководители кафедр. Открытого, «всенародного» выдвижения мы сознательно проводить не стали, так как приняли во внимание факторы защиты информации и «психологической устойчивости» и в случае «непрохождения» кандидатуры.

Сообщим немного о ситуации с приемом заявок в Свердловской области. В середине марта кандидатов на миллион было очевидно мало – около 25 ОУ. Многие школы (особенно областные) откровенно опасались конкуренции и, не желая бледно выглядеть на фоне явных лидеров, выбрали пассивное наблюдение. Срок приема документов продлили до 7 апреля, параллельно активизировались органы управления и начали разными способами пополнять ряды номинантов. В результате массовой агитации к началу апреля конкуренция действительно возникла: заявке гимназии «Корифей» присвоен № 104.

С.Волков в «Русском журнале» пишет, что образовательное учреждение, которое выдвигает себя на грант, «…тем самым дает сигнал о своей открытости для общества <…> и выражает готовность к профессиональной и общественной экспертизе». В нашем случае это именно так, а вот готовы ли органы общественной экспертизы к независимым и объективным решениям?.. Скоро мы получим ответ на этот вопрос. Думаем, что выразим мнение многих федеральных экспериментальных площадок, если заявим: важен не миллион (хотя лишним он не будет) и даже не общественное признание (которое у многих эвриканских школ уже есть) – важен диагноз образовательной ситуации в стране. Если отбор пройдут действительно лучшие школы, которые затем станут реальными «точками роста», – значит, система способна к развитию. И национальный проект придуман не для галочки.

Гимназия "Корифей"

Родители уверены: их гимназия и учителя самые лучшие

Гимназия «Дидакт» была представлена на конкурс попечительским советом. Надо сказать, что ещё до объявления начала формирования пакета конкурсных документов родители с интересом справлялись о ходе подготовки, будучи уверенными, что требования конкурса как нельзя более точно соответствуют происходящему в гимназии.

Выдвигая гимназию на конкурс, члены попечительского совета должны были прежде всего определить общий настрой пакета конкурсных документов. Рассказ об академических и конкурсных достижениях школы, по мнению попечительского совета, – не совсем подходящий жанр для представления инновационного образовательного учреждения. В связи с этим было предложено в программе развития гимназии позиционировать инновационные модели, которые уже разработаны и реализуются гимназией. Заявители понимали задачу конкурса так: определить учреждения, способные внести системные изменения в образование. Следовательно, пакет документов должен формировался с опорой на реализуемые гимназией инновационные модели и программы.

Параллельно с этим формировались пакеты документов на выдвижение лучших учителей гимназии на Президентскую премию. Понятно, что для каждого ученика и родителя их учитель самый лучший. Но выдвижение велось согласно определённым критериям, и тут пришлось сужать круг претендентов. Попечительский совет гимназии предложил восьми учителям гимназии подать пакет документов на конкурс. Четыре учителя решили участвовать в конкурсе уже в этом году: Марина Матвеева, Андрей Жуковский, Ольга Богомолова и Лариса Селюкова.

Очевидно, что скоро начнутся конкурсные процедуры. Экспертам предстоит из всех школ города выбрать две, для представления на региональный уровень конкурса, в котором победит только одно образовательное учреждение. В городе решается вопрос о возможности поддержки ещё нескольких образовательных учреждений, участвовавших в конкурсе из муниципальных средств. Предварительное решение уже принято. Помимо школы победительницы, муниципалитет окажет материальную поддержку ещё двум школам города. Размер этой поддержки пока ещё только определяется.

Согласно квоте только четыре учителя города смогут получить премию Президента. Но муниципалитет нашего города принял решение о выделении средств на поощрение ещё двадцати участников конкурса премией 5 тыс. рублей.

Все конкурсные материалы уже представлены в муниципальную комиссию. Рассмотрение документов пока ещё не началось. Как пояснили члены комиссии, сейчас проходит учёба экспертов. Сроки экспертизы документов чётко не определены. Остаётся набраться терпения и ждать.

Гимназия "Дидакт"

Большой совет рекомендовал

23 декабря 2005 года. Вечер. Заседание Большого совета гимназии. Первым на повестке дня стоит вопрос «О выдвижении МОУ Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка г. Кирова на конкурс общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, для осуществления государственной поддержки из федерального бюджета в рамках реализации Приоритетного национального проекта в сфере образования».

В соответствии с Уставом гимназии общее руководство нашим образовательным учреждением осуществляет Большой совет гимназии (БСГ), избираемый на два года на конференции гимназического коллектива. Совет состоит из председателя, секретаря и трех равных по численности палат: палата «лордов» (учителя), палата «общин» (попечители, родители, выпускники) и «детская» палата (гимназисты 8-11 классов). Членами БСГ не могут быть избраны члены администрации гимназии, кроме директора.

Большой совет гимназии как орган государственно-общественного управления действует в гимназии уже около 15 лет. Все важные вопросы обсуждаются на заседаниях БСГ.

23 декабря вопрос о выдвижении гимназии на конкурс, был наиболее важным. Члены совета заслушали аналитический отчет директора гимназии В.В. Вологжаниной о результативности инновационной деятельности в гимназии за последние три года и попытались соотнести критерии конкурсного отбора, предложенные Минобрнауки РФ с реальным положением дел в Вятской гуманитарной гимназии. Заинтересованное и конструктивное обсуждение вызвала программа развития гимназии и смета расходов на ее реализацию, предъявленные совету.

Члены «палаты общин» отметили эффективность работы гимназии по формированию гимназического образовательного пространства. Родители – члены совета оценили эффективность экспериментальной работы гимназии по реализации 12-летнего образования.

Подводя итоги заседания, члены Большого совета гимназии отметили целенаправленную и систематическую работу педагогического коллектива на высоком уровне инновационности.

Членам совета были представлены письма поддержки гимназии от Института образовательной политики «Эврика» и Международного благотворительного общественного фонда «Интеркультура».

Голосование состоялось. Решение принято: «Выдвинуть МОУ Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка г. Кирова на конкурс общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, для осуществления государственной поддержки из федерального бюджета в рамках реализации Приоритетного национального проекта в сфере образования».

Теперь, спустя три месяца после заседания БСГ, после того, как все документы представлены в региональную конкурсную комиссию, понимаешь важность принятого тогда решения в плане оценки, первичной экспертизы всего, что сделано и что пока еще только в планах, и ответственность перед всеми, кто выдвинул нашу гимназию на этот конкурс.

Валерия ВОЛОГЖАНИНА,

директор Вятской гуманитарной гимназии г. Киров

Перемены в российском образовании
Анализ СМИ (31 марта - 10 апреля)

/vesti/info/918.html

СТАТИСТИКА

Общее количество публикаций, в которых упоминается о каких-либо изменениях, происходящих в образовании, в центральных СМИ за период с 31 марта по 10 апреля 2006 г. - 113, общее количество СМИ, за анализируемый период опубликовавших материалы об изменениях, происходящих в образовании, – 41. Публикаций, содержащих положительную оценку происходящих изменений в образовании – 22; публикаций, содержащих нейтральную оценку, – 65; публикаций, содержащих негативную и критическую оценку, – 39.

События анализируемого периода:

Госсовет,встреча президента с представителями бизнеса, подписание президентом Указов "О государственной поддержке способной и талантливой молодежи" и "О денежном поощрении лучших учителей", Президентский совет по национальным проектам.

  Рейтинг центральных СМИ по числу публикаций, содержащих упоминания об изменениях, происходящих в российском образовании:

Regnum – 15

Российская газета – 12

ИТАР-ТАСС – 10

– 9

РИА "Новости" – 7

РТР – 4

Парламентская газета – 4

Интерфакс – 3

Альянс Медиа – 3

Московский комсомолец – 3

РБК – 3

Известия – 3

Коммерсант – 3

В остальных СМИ – по 1 - 2 материала.

  Структура информационного потока и приоритетные темы

Основными темами обсуждения с 31 марта по 10 апреля стали:

Национальный проект «Образование»  - всего 41упоминание, из них:

Поощрение талантливой молодежи – 4

Конкурс инновационных школ и лучших учителей – 4

Конкурс вузов - 5

Классные руководители – 4

Национальные университеты – 3

Бизнес-школы - 1

ЕГЭ – 12

Наука – 10

Реформа высшей школы – 7 упоминаний

Реструктуризация РАН – 6

Качество профессионального образования – 5

Оплата труда учителей – 5

Защита авторских и смежных прав – 3

 Молодежная политика – 3

Введение нормативного финансирования – 2

 Сельская школа – 2

 Введение интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях – 2

 Профессиональное образование в армии – 1

 Объединение гражданских институтов на почве противостояния введению программ профилактики СПИДа и наркомании в школах - 1

 Платность образования – 1

Самой популярной темой этого временного периода стал национальный проект «Образование». На долю этих сообщений приходится около 36% всей информации об изменениях, происходящих в образовании. За анализируемый период в этой тематике, обсуждалось следующее:

итоги реализации национального проекта «Образование»;

необходимость устранения просчетов;

предназначение национального проекта «Образование»;

последствия от распределения финансов на конкурсной основе;

конкурс «лучших», «хороших» школ или все-таки инновационных?

Второе место по популярности получила тема ЕГЭ. На долю этих сообщений приходится около 11% сообщений. За анализируемый период в этой тематике первостепенное значение имели следующие сообщения:

ЕГЭ не должен быть единственным способом поступления в вуз;

некачественность тестовых заданий;

ЕГЭ – способ понижения качества образования по гуманитарным предметам;

усиление контроля за проведением и оцениванием ЕГЭ;

ЕГЭ – способ перемещения коррупции из вуза в школу.

Третье место принадлежит теме изменений, происходящих в науке, - 9% от всего массива сообщений. За анализируемый период в этой тематике первостепенное значение имели следующие сообщения:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Аргументы и факты, Фуфырин С., 15. 04. 2009, №16, Стр

    Документ
    ВЕДУЩАЯ: Благоприятного для российской экономики придется ждать полвека. С таким неутешительным прогнозом сегодня выступил министр финансов Алексей Кудрин.
  2. Госдума РФ мониторинг сми 15 марта 2006 г

    Документ
    КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД СМОЖЕТ НАЧАТЬ РАБОТУ В ПЕТЕРБУРГЕ ТОЛЬКО ПРИ СОЗДАНИИ ВСЕХ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - РУКОВОДИТЕЛЬ АППАРАТА КС ЛАЗАРЕВ 157
  3. Новости международного института менеджмента линк за 2006 г. 5

    Реферат
    В данном дайджесте представлены в той или иной мере новости Международного института менеджмента ЛИНК и Открытого университета Великобритании за 2006 год, размещенные на сайте .
  4. Новости 12 (2)

    Документ
    04. 009, 07:00 15 НОВОСТИ 15 Маяк, 15.04. 009, 14:00 15 НОВОСТИ 1 Маяк, 15.04. 009, 17:00 1 НОВОСТИ 1 Маяк, 15.04. 009, 19:00 1 НОВОСТИ 1 Маяк, 15.
  5. Новости 15

    Документ
    009, 0 :00 15 ВЕСТИ 15 Радио России, 5.0 . 009, 0 :00 15 НОВОСТИ 15 Радио РСН, 5.0 . 009, 11:00 15 ЭХО 15 Эхо Москвы, 5.0 . 009, :00 15 Пресса 1 CОБЫТИЯ 1 Ведомости, .

Другие похожие документы..