Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
развитие интеллектуального творчества студентов, привлечение их к исследовательской деятельности в науке, экономике, сервисе, управлении, языкознании...полностью>>
'Документ'
Нужна ли критику история? Не лучше ли отбросить, забыть тяжкое, неудобное прошлое и писать историю современного искусства с чистого листа? «Критика у...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 9 ноября 2007 года в 14 часов на заседании диссертационного совета К 212. 216.07 при Самарском государственном педагогическом универ...полностью>>
'Документ'
Відповідно до статті 17 Закону України “Про охорону праці”, пункту 2.26 Порядку проведення медичних оглядів працівників певних категорій, затверджено...полностью>>

Новости: 15. 04. 2006

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Сплетенье ветвей

Новая команда быстро добирала недостающий опыт, потому что жила в утроенном темпе. Один из девизов, которые любил приводить Л. Фуксон, вдохновляя коллег: «Чтобы что-то изменить, надо что-то делать».

Действия не были идеальны. Бывали и просчеты, и неудачи. Но не ошибается, как это ни банально, лишь тот, кто ничего не делает. А дел было много. Самые разные, но все – давно назревшие. На мой взгляд, за четыре года удалось преодолеть не менее чем 10 из 12-13 лет отставания от лидирующих в образовании регионов, а в чем-то и самим выйти в лидеры.

Одно из первых дел: в образовательную практику вернулись областные августовские педсоветы. Наверное, читателю это покажется незначительным, но таких педсоветов в области не проводили лет десять. Год от года областные педсоветы развивались. Мы пробовали разные, все более развернутые и активные формы: и кустовые совещания, и семинары, и групповые проблемные обсуждения. В 2005-м впервые параллельно устроили областной педсовет в интернете, на образовательном портале, созданном региональным центром информатизации.

«Заразились» и муниципалитеты. Районные педсоветы становились неформальными и глубокими событиями. В областном центре в августе 2005-го впервые провели городской августовский педагогический форум, в котором площадками профессионального диалога стали около десятка городских школ.

Так же бурно появлялись и разрастались инновации буквально во всем. Новое стремительно крепчало, при этом не теряя гибкости и все более развивая способность к росту. По скорости можно было б сравнить с молодой бамбуковой рощей, с той лишь разницей, что побеги тянулись вверх извилисто, потому что «бамбуководы» пробовали, искали, корректировали на ходу. Извините за слишком пафосную метафору: в податливую, истосковавшуюся по урожаю целину наконец посыпались плодоносные семена. Первый росток – педсоветы, а дальше все чаще появлялись новые ростки, и все быстрее проходили они путь до первой зрелости.

Если пытаться упорядочить их появление хронологически и тематически (что в чистом виде невозможно), то неполный учет ростков получается такой:

- нормативное подушевое финансирование сначала в коррекционном, потом в общем образовании с перспективами и изысканиями в дошкольном и профессиональном (причем введение нормативного принципа позволило более чем в полтора раза увеличить финансирование коррекционного образования. В общем образовании на учебные расходы направлялось более 20 % подушевого норматива, в отличие от большинства регионов, где эта доля составляла менее 10 %. Начинали внедряться механизмы стимулирующей дифференциации нормативов);

- конкурсы педагогического мастерства (областной конкурс «Учитель года» как-то раз прошел в начале 90-х, и до 2001 года больше не проводился. Думаю, победитель Славгородский – это и заслуга калининградского конкурса, который умел привлечь и смело оценить яркие неординарности. Наряду с «Янтарным пеликаном» стали проводиться «Воспитатель года» и конкурс педагогов дополнительного образования);

- стимулирующие региональные надбавки – молодым специалистам, за повышение категории;

- информатизация (многослойный процесс, в котором – и схемы поставки компьютеров, стимулирующие активность муниципалитетов, и сеть ресурсных центров, и обучение педагогов, и система порталов, и профессиональные конкурсы «Интернет-урок», и педагогические Интернет-слеты, и конкурс школьных сайтов, и еще множество находок);

- ЕГЭ (например, калининградский региональный экзамен по литературе устно и обязательный русский в форме ЕГЭ послужил образцом для решений и рекомендаций федерального уровня);

- профильное обучение (вот c чего начинали: /content.php?cont=65, вот к чему пришли: /data/smod/Static/75/38/1polozProf5-6.htm); и вот над чем размышляли: /data/smod/Static/75/38/krit.htm);

- реструктуризация образовательных сетей: от муниципальных на основе общего образования, в чем уже немало продвинулись, до региональной сети НПО/СПО, где только начинали;

- разработка и апробация регионального компонента (до Л. Фуксона вопрос о региональном компоненте на региональном уровне не ставился);

- поддержка одаренных школьников;

- модульное сетевое повышение квалификации (/?pid=100), и т.д.

Нет, метафора извилистых побегов не способна в полной мере описать то, что происходило. Направления, возникавшие как отдельные, в какие-то моменты развития смыкались. Показательно в этом смысле разрастание профильности. Она «зацепила» практически все: потянула за собой реструктуризацию и новые технологии повышения квалификации, поставила себе на службу достижения информатизации, подвигла к развитию подушевого финансирования и его стимулирующих возможностей, срезонировала с ЕГЭ, а затем и школьными олимпиадами... Но так можно говорить о каждом стволе «бамбука». В сплетении уже не вычленить отдельные стебли, и невозможно сказать, что из чего растет – происходит взаиморазвитие.

Удобрения или Деятельностный подход в обучении
по-калининградски

Как раз тогда, когда команда Л. Фуксона делала первые шаги, появлялась Концепция модернизации российского образования. В ее разработке, кстати, Л. Фуксону и В. Исаеву довелось участвовать еще до новых назначений, в качестве директоров. Областное управление схватилось за нее как тонущий в болоте за спасительную веревку. Превратило в своевременное и эффективное удобрение для изголодавшейся почвы. Конструировало в региональной образовательной системе такие условия, в которых каждое слово Концепции становилось тем, что надо делать, а не о чем надо говорить. Тем, чего нельзя не делать: насущной практической задачей образования, актуальной потребностью работников отрасли.

Однако еще до появления Концепции управление нащупало панацею от погружения в «болото»: область стала вступать практически во все федеральные образовательные инновации, причем так, чтобы массово вовлечь учителей и управленцев. По отношению к ним применялся своего рода «деятельностный подход в обучении». И даже если во что-то область не попадала официально – например, в эксперименты по реструктуризации и управляющим советам – она в этом участвовала  по факту, находя для этого где внутренние, где внешние ресурсы.

Началось «наступление по всем фронтам» с так называемого широкомасштабного эксперимента («эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования»), в который вошли свыше 20% школ области. Этот эксперимент критиковался во многих регионах как «непроработанный», но Калининградская область рассматривала технологическую неопределенность, многосторонность новых задач при отсутствии готовых способов их решения как принципиальное достоинство эксперимента. Он был широкомасштабным не только по охвату участников, но – для каждой участвующей школы: затрагивал в ней весь образовательный процесс и систему управления, вытаскивал школу в состояние переосмысления, проблематизации всей своей деятельности. Координаторы эксперимента – молодые завучи и муниципальные специалисты – через совместное проектирование собственной работы по решению новых задач росли профессионально. Между ними налаживалось сетевое взаимодействие.

Лирическое отступление про повышение квалификации

Надо пояснить, что до Л. Фуксона серьезной системной работы по профессиональному развитию действующих руководителей и кадрового резерва не велось. В массе своей директора и завучи не имели полноценной управленческой подготовки. Был, конечно, в областном институте повышения квалификации кабинет руководящих кадров, но основная форма его работы – ездили в хорошие школы на открытые мероприятия, после которых не было даже сколько-нибудь серьезных обсуждений и анализа увиденного. Не было и глубокого теоретического подхода.

К сожалению, в работе ИПК, особенно по этому направлению, мало что удалось изменить. Как ездили, так и ездят. Лишь к 2005 году в проектах федерального документа о приоритетных направлениях развития образовательной системы России областное управление высмотрело идею и модель, позволяющую сломить сложившуюся систему формального «повышения квалификации», а фактически – его отсутствия: сетевую модульную систему ПК, демонополизирующую институт. Первую итерацию новой модели запустили в 2005-м. Отчаянное сопротивление института (а также, конечно, мощная поддержка областных начинаний со стороны его конкурентов), помогло существенно продвинуться в развитии модели, увидеть и залатать в ней бреши, даже довольно тонкие. В результате сетевая модель-2006 была значительно совершеннее и сильнее. Стало очевидным, что для успешности ее реализации надо обязательно изменить аттестацию кадров. Главное – забрать из рук все того же ИПК, превратившего ее в инструмент шантажа. К сентябрю 2005-го новое положение об аттестации, без которого невозможно реализовать в полной мере сетевое ПК, было разработано. Но при смене власти запустить его в практику не удалось…

А пока до смены власти было еще далеко. Кабинет руководящих кадров ИПК, как заведено, водил директоров-завучей в школы как на спектакли. Однако благодаря упомянутому совместному проектированию ширмашевцев многое изменилось в экспериментальных школах, принимавших учебные группы. Для гостей вместо показательных выступлений или хотя бы вместе с ними они стали проводить проблемные семинары. Экспериментальные школы сами вместо монологов о собственных достижениях – стали организовывать диалоги о путях решения проблем…

Мария Гончар,
Департамент госполитики в образовании,
МОН РФ

Президент вступает в игру, и ведомственная масть сразу оказывается в глубоком минусе.

/vesti/info/909.html

Под апрельскую раздачу попал министр А.Фурсенко, которого с пристрастием было спрошено про недостачу в выплатах классным руководителям. Именно его прочат на роль вредителя?

Правила игры

Образовательный преферанс похож на настоящий: 32 карты делятся между двумя игроками и «Болванчиком», 2 карты кладутся в прикуп, игроки торгуются за этот прикуп, заявляя максимально возможное количество взяток. Если у кого-то достаточно сильный набор – он может заказать 6-пик, то есть претендовать на 6 взяток, при пиках козырях.

Соперник может либо торговаться – заказать 6-треф, либо спасовать. Торговаться можно хоть до 10 взяток, а можно наоборот – заказать «мизер», то есть обязательство не взять ни одной взятки.

Все зависит от набора карт на руках и расклада …

Результаты каждой сдачи записываются в специальную таблицу, которая получила название «пуля»: в середине очки за успешные игры, в «горе» - штрафы за несыгранные, внизу – висты на соперников.

В обычном преферансе «Болванчик» не играет, но в образовательном преферансе «Болванчик» - активный игрок.

Игровое поле

Какие карты в колоде? Кто, в какой масти, кто какая карта?

Колода образовательной политики меняется – все зависит от того, кто из известных деятелей проявил себя наиболее ярко, кто внес значимый вклад в разворачивание событий.

Одни фигуры уходят, другие, наоборот – появляются.

Из мартовского набора ушел руководитель правительства Республики Карелия С.Катанандов, зачитавший доклад про образование на заседании Госсовета. Доклад невнятный и решения соответственные – необязательные к исполнению. Осталось неясным – в каком же направлении члены госсовета предлагают, или предполагают, развивать систему образования – поддерживать точки роста или обеспечивать выживание для бедных регионов?

Выпал из колоды и Секретарь Общественной палаты Е.Велихов - никак не проявивший себя ни во время подготовки Госсовета, ни после.

Зато появилась новая фигура на поле образовательной политики, да еще какая - Президент России В.Путин, причем проявился не во время заседании Госсовета, а на Совете по Нацпроектам, вступившись за попранные права классных руководителей (см. материал на первой полосе).

Заодно проявилось на поле образовательной политики и финансовое ведомство. И А.Кудрин, как руководитель, и его заместитель Т.Голикова, как исполнители, фактически лишившие 43 тысячи учителей законной президентской премии.

Министр А.Фурсенко на заседании Совета по Нацпроектам их не выдал, но сделал это так невнятно, во-первых назвав неточную цифру пострадавших, во-вторых свалив все на Думу, которая тут же оправдалась устами своего председателя Б.Грызлова:

- Либо он был не в курсе, либо хотел скрыть реальную ситуацию", - заявил Председатель ГД Б. Грызлов комментируя высказывание А. Фурсенко.

…Если через какое-то время А.Кудрин станет Председателем правительства, или займет еще какой-то пост, выше министра финансов, лояльность А.Фурсенко может отразиться на их отношениях в лучшую сторону. Если же Президенту В.Путину захочется отрехтовать правительство, то случай с пострадавшими классными руководителями и покрывательством Минфина со стороны министра образования и науки – подходящая учебная ситуация.

Многое будет зависеть от того, как Д.Медведев доложит Президенту о своем расследовании происшествия, но так или иначе, а недоплата за классное руководство стала намного более заметным событием в образовательной политике, чем масштабное заседание Госсовета.

Другим важным событием стало введение обязательного ЕГЭ по истории в Москве. Совет ректоров Москвы и Департамент образования, в конце марта (?) решило, что столичные выпускники будут сдавать вступительные экзамены по истории не как обычно, а виде ЕГЭ. Обычно такие вопросы решаются осенью, а тут вдруг как гром среди ясного неба – почти в конце учебного года.

При этом о роли столичного департамента никто не говорит – все ругают министерство. В этом видна разница между уровнем профессионализма служб общественных связей московского департамента образования, и министерства образования и науки. В министерстве никто ни сном, ни духом не ведает про эту ситуацию – а все в газетах ругают министерство. Приказ об обязательном ЕГЭ Рособранадзор (В.Болотов) может отдать только по представлению совета ректоров и столичного ведомства. Министерство здесь вообще ни при чем. Инициатива за Л.Кезиной, но про нее вообще ни слова, ни в одном из критических материалов про этот случай – «федеральные чиновники выкручивают руки столичным ректорам», эта версия кочует из одного издания в другое. В результате общий рейтинг А.Фурсенко, под сурдинку опускается еще ниже.

В медийном пространстве случилось то, чего так боятся, все действующие политики и чиновники – критика минобрнауки стала ходовым товаром, хорошо продаваемой новостью, востребованным сюжетом. Андрей Фурсенко еще не стал героем, о котором принято сообщать только плохие новости, как Чубайс, но фактически балансирует на грани – еще пару сигналов о провалах или недовольстве Президента своим министром и снежная лавина негатива накроет министерство с головой. И некого будет винить – просто так устроено медийное пространство, если формируется хорошо воспринимаемый публикой сюжет, его уже не нужно искусственно подогревать, или подкармливать – сам развивается.

Итак, какие же фигуры в первой половине апреля в карточной колоде образовательной политики?

Карточная колода

Пики

Трефы

Бубны

Черви

Тузы

А.Фурсенко,

Я.Кузьминов

В.Садовничий

В.Путин

Короли

А.Свинаренко

Г.Греф

Ю.Лужков

Д.Медведев

Дамы

И.Реморенко

А.Шохин

Ю.Осипов

С.Собянин

Вальты

М.Солинова

Е.Ясин

Н.Никандров

А.Кудрин

Десятки

Н.Булаев

В.Болотов

О.Смолин

Т.Голикова

Девятки

Г.Балыхин

Л.Якобсон

Г.Меркулова

Д.Полыева

Восьмерки

Е.Бутко

Б.Рудник

Е.Бунимович

А.Левицкая

Семерки

И.Калина

А.Пинский

Э.Днепров

Б.Титов

Ориентация по мастям такая: пики – министерская масть, трефы – альтернатива ведомству, бубны – политическая оппозиция нынешнему курсу образовательной политики, черви – высшая политическая власть, играющая роль в образовательной политике.

Пики – ведомственная масть

Туз

А.Фурсенко, министр образования и науки РФ

Король

А.Свинаренко, замминистра министр образования и науки РФ

Дама

И.Реморенко, замдиректора Департамента госполитики МОН РФ

Валет

М.Солинова, замрукодителя Рособразования

Десятка

Н.Булаев, Председатель комитета по образованию и науке ГД РФ

Девятка

Г.Балыхин, руководитель Рособразования

Восьмерка

Е.Бутко, замруководителя Рособразования

Семерка

И.Калина, директор Департамента госполитики МОН РФ

А.Фурсенко остается тузом министерской масти, по крайней мере на момент подписания номера. Обращает на себя внимание подъем И.Реморенко, взявшего на себя основной груз работы по Нацпроекту «Образование». Выпавший из игры И.Калина, по болезни отсутствующий в министерстве, и затянувий решение вопроса о Нацуниверситете А.Свинаренко, формально остаются руководителями ведомственной работы по ПНПО, но фактически проект по школам и учителям ведет И.Реморенко. И именно он делает все доклады и презентирует МОН РФ на переговорах.

М.Солинова, заместитель руководителя Рособразования, прилагает максимум усилий для благополучного решения проекта по информатизации, и курирует целевые программы. Н.Булаев, председатель комитета ГД по образованию и науки, фактически был последним, кто в ситуации с классными руководителями помог бы избежать скандала. Не смог.

Таким образом, ведомственная пика выглядит хотя и полностью укомплектованной, но малофункциональной. Неэффективность ведомственного аппарата достигает критической отметки, играть с такой мастью сложно, выигрывать – невозможно.

Трефы – альтернатива нынешнему ведомству

Тузы

Я.Кузьминов, ректор Высшей школы экономики

Короли

Г.Греф, Глава Минэкономразвития РФ

Дамы

А.Шохин, президент РСПП

Вальты

Е.Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики

Десятки

В.Болотов, руководитель Рособрнадзора

Девятки

Л.Якобсон, проректор ВШЭ

Восьмерки

Б.Рудник, проректор ВШЭ

Семерки

А.Пинский, эксперт

Ярослав Кузьминов не только сохранил, но и упрочил свои позиции туза в трефовой масти. Этому немало способствовала бесхитростная линия поведения действующего министра, который умудрился стянуть на себя ответственность и за свои инициативы (реформирование науки) и за продолжение прошлого курса (ЕГЭ).

Искренний, но часто невнятный Андрей Александрович, сам того не желая, создает чрезвычайно благоприятную среду для усиления влияния никак не критикующего министерство Ярослава Ивановича.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Аргументы и факты, Фуфырин С., 15. 04. 2009, №16, Стр

    Документ
    ВЕДУЩАЯ: Благоприятного для российской экономики придется ждать полвека. С таким неутешительным прогнозом сегодня выступил министр финансов Алексей Кудрин.
  2. Госдума РФ мониторинг сми 15 марта 2006 г

    Документ
    КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД СМОЖЕТ НАЧАТЬ РАБОТУ В ПЕТЕРБУРГЕ ТОЛЬКО ПРИ СОЗДАНИИ ВСЕХ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - РУКОВОДИТЕЛЬ АППАРАТА КС ЛАЗАРЕВ 157
  3. Новости международного института менеджмента линк за 2006 г. 5

    Реферат
    В данном дайджесте представлены в той или иной мере новости Международного института менеджмента ЛИНК и Открытого университета Великобритании за 2006 год, размещенные на сайте .
  4. Новости 12 (2)

    Документ
    04. 009, 07:00 15 НОВОСТИ 15 Маяк, 15.04. 009, 14:00 15 НОВОСТИ 1 Маяк, 15.04. 009, 17:00 1 НОВОСТИ 1 Маяк, 15.04. 009, 19:00 1 НОВОСТИ 1 Маяк, 15.
  5. Новости 15

    Документ
    009, 0 :00 15 ВЕСТИ 15 Радио России, 5.0 . 009, 0 :00 15 НОВОСТИ 15 Радио РСН, 5.0 . 009, 11:00 15 ЭХО 15 Эхо Москвы, 5.0 . 009, :00 15 Пресса 1 CОБЫТИЯ 1 Ведомости, .

Другие похожие документы..