Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
ЭИ – информация, отражающая и обслуживающая процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Более строго: ЭИ – объективи...полностью>>
'Документ'
ООО «Юг-комплект» имеет возможность произвести и поставить в адрес потребителя конвейерные ролики с наружным диаметром от 57 до 219 мм, длинною ролик...полностью>>
'Статья'
Статья «Вслед за железной революцией» была впервые опубликована в журнале «Знание – сила», 1984, № 8. Она замечательна тем, что содержит обстоятельно...полностью>>
'Документ'
Известный немецкий философ Курт Хюбнер (р. 1921 г.) - представитель т.н. плюралистической философии науки, широко использующей идеи критического раци...полностью>>

Правительство Республики Казахстан в установленные сроки. 5 сентября т г. Правительством принято решение

Главная > Решение
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В. На сегменте высокого уровня:

- состоялась Церемония подписания странами Юго-Восточной Европы: Албанией, Болгарией, Боснией и Герцеговиной, бывшей югославской Республикой Македонией, Грецией, Румынией, Сербией, Хорватией и Черногорией субрегионального соглашения в целях осуществления Конвенции;

- заслушаны Заявления: министров Румынии, Армении, Сербии, Хорватии, Македонии, Украины, также представителей НПО, ПрООН, ЕС, международной комиссии по защите Дуная;

- заслушаны доклады по связям Конвенции ЭСПО с другими экологическими конвенциями: «Трансграничная оценка воздействия на окружающую среду и биоразнообразие»; «Экологическая оценка и изменение климата»; «ОВОС и СЭО – как инструмент устойчивого развития».

В План работ по осуществлению Конвенции и Протокола СЭО на период до пятого совещания Сторон включены мероприятия для проведения национальных рабочих совещаний по повышению осведомленности и привитию навыков пользования информационным справочным руководством и выполнения пилотных проектов с целью оказания содействия странам в ратификации Протокола СЭО, в том числе для стран Центральной Азии.

3. 3-5 июня 2008 года в г. Алматы проведен субрегиональный семинар «Усиление потенциала стран Центральной Азии в проведении оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)».

Проведение субрегионального семинара запланировано в Плане работы Конвенции ОВОС на 2005-2008 годы.

Третья фаза проекта «Усиление потенциала стран Центральной Азии в проведении оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)», выполняется РЭЦЦА совместно с КЭРК МООС, при финансовой поддержке Правительства Швейцарии.

В работе семинара приняли участие:

- секретарь Конвенции ОВОС г-н Вик Шраге, профессор Бернского университета Хейне Меессен (координатор проекта от Швейцарии), сотрудники управления экологической экспертизы министерств Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана.

От Республики Казахстан: сотрудники Министерства охраны окружающей среды, Министерства туризма и спорта, Комитета лесного и охотничьего хозяйства, Иле-Алатауского ГНПП, организаций, занимающихся природоохранным проектированием, НПО и Алматинского, Атырауского и Кызылординского территориальных подразделений.

Всего в мероприятии приняло участие 33 человека. К сожалению, по техническим причинам на семинаре не смогла принять участие представители Азербайджана и по причине загруженности (отказ официальным письмом за подписью заместителя Министра Охраны природы Туркменистана г-на Сапармурадова), представительница Туркменистана.

Основные вопросы, рассмотренные на семинаре:

  1. - обзор национальных процедур ОВОС, в том числе ОВОС планов и программ (СЭО) и ознакомление с опытом проведения ОВОС планов и программ в странах Центральной Азии;

- обзор процедур подготовки документации, обсуждение сложности применения Конвенции ОВОС в трансграничном контексте;

- рассмотрение пилотного проекта в Казахстане: курорты Медеу и Шымбулак;

- укрепление регионального сотрудничества в области оценки воздействия на окружающую среду;

- усиление потенциала региональных подразделений Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан.

На мероприятие были приглашены СМИ города Алматы. Представители СМИ присутствовали в день открытия и на второй день семинара, при посещении пилотного объекта курортов Медеу и Шымбулак. Активность СМИ была высокой.

К посещению объекта была приурочена передача в подарок Или-Алатаускому ГНПП автобуса высокой проходимости компанией Capital Partners.

На последней сессии семинара, после подведения итогов, участниками семинара были определены дальнейшие этапы развития программы:

  1. - был определен и согласован обеими сторонами Сase study № 2 (Казахстан/Кыргызстан) – Перевальная дорога Алматы-Иссык-Куль.

Так же был определен Case study 2 (Таджикистан - Кыргызстан) – Устойчивое землепользование Памир-Алайскому региону.

Принято решение по созданию баз данных: Экспертов ОВОС стран Центральной Азии и Азербайджана, Методических наработок (Руководства, инструкции и т.д.), а так же Case study.

Рассмотреть возможность создания информационного центра по оценке воздействия на окружающую среду.

XIII. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой

опасных отходов и их удалением.

Законом Республики Казахстан от 10 февраля 2003 года № 389-II Казахстан присоединился к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, которая была принята в марте 1989 года.

Конвенция регулирует утилизацию отходов и обязывает участников Конвенции гарантировать, что утилизация отходов и их уничтожение осуществляются экологически безопасными методами. Согласно положениям Конвенции, государства должны стремиться сокращать количество перевозимых отходов, перерабатывать и удалять отходы как можно ближе к месту их производства, а также минимизировать их производство в целом.

В Республике Казахстан вопросы управления отходами производства и потребления регулируются отдельными статьями Экологического Кодекса Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан «О недрах и недропользовании».

В целях регламентации перевозки опасных отходов, в том числе погрузочно-разгрузочных работ, Министерством транспорта и коммуникаций утвержден нормативный документ «Правила перевозки опасных отходов, в том числе погрузочно-разгрузочных работ» от 17 февраля 2006 года № 4103.

Таможенным Кодексом Республики Казахстан предусмотрены меры нетарифного регулирования - запреты и ограничения на ввоз в Республику Казахстан и вывоз товаров и транспортных средств, квотирование, лицензирование, подтверждение соответствия стандартам и требованиям по безопасности товаров (в том числе технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные, радиационные, экологические стандарты) и иные требования, устанавливаемые законодательными актами Республики Казахстан и (или) нормативными постановлениями Правительства Республики Казахстан.

В настоящее время, в реализацию Конвенции разработаны «Методические указания по определению отнесения опасных отходов, образующихся в процессе деятельности физических и юридических лиц к конкретному классу опасности», утвержденные приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 08 декабря 2005 года № 331-п, «Правила перевозки опасных отходов, в том числе выполнение погрузочно-разгрузочных работ», утвержденные приказом Министра Министерства транспорта и коммуникации Республики Казахстан от 17 февраля 2006 года № 4103.

Приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 23 мая 2006 года № 163-П утверждены «Методические указания по разработке физическими и юридическими лицами проектов нормативов обращения с отходами и представления их на утверждение в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды Республики Казахстан».

Приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 23 мая 2006 года № 162-п введены в действие «Методические указания по заполнению формы паспорта отходов». Приказом Министра охраны окружающей среды РК от 31 мая 2007 года № 169 утвержден классификатор отходов.

Для осуществления международных перевозок отходов приняты и утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 23.12.06 года № 1256 «Правила осуществления международных перевозок отходов».

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 июля 2007 года № 594 утверждены «Правила ввоза, вывоза и транзита отходов».

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 июля 2007 года № 591 утверждены «Правила формирования ликвидационных фондов полигонов размещения отходов».

В Казахстане накоплено примерно 230 млн. тонн твердо-бытовых отходов (далее – ТБО). Накопление ТБО в современном городе приблизительно достигает 250-300 кг на человека в год. А ежегодное увеличение отходов на душу населения составляет 6%, что в 3 раза превышает скорость роста населения. Обычные твердые бытовые отходы крупного современного города содержат более 100 наименований токсичных соединений и среди них - красители, пестициды, кадмий, мышъяковистые соединения, формальдегид, соли таллия и другие. Более 4% отходов являются токсичными. Особое место среди твердых отходов занимают пластмассы и синтетические материалы. При горении пластмассы и синтетических материалов выделяются многочисленные токсиканты, в том числе полихлорбифенилы (диоксины), фтористые соединения, кадмий и другие.

При решении проблемы утилизации ТБО, важно знать, кто, сколько и какие отходы производит, какие применяются методы утилизации отходов, какие существуют или могут возникнуть проблемы с образованием и обращением с отходами, а также прогноз объемов и состава потоков на будущее.

В настоящее время основная масса (97 и более процента) ТБО без разделения на компоненты вывозится и складируется на городских (районных) полигонах и определенная часть на неорганизованных открытых свалках. Несовершенство системы сбора, учета, хранения, утилизации и переработки бытовых отходов приводит к загрязнению атмосферы, почв, поверхностных и подземных вод. Часто возникают неблагоприятные санитарно-гигиенические условия в городах из-за несвоевременной уборки и вывоза отходов, несовершенства контейнерной системы сбора, возникновения стихийных свалок и несоблюдения технологии захоронения на организованных свалках.

В соответствии с обязательствами Республики Казахстан по Конвенции, Казахстан ограничивает экспорт опасных отходов и других отходов в зарубежные страны.

При трансграничной перевозке опасных отходов природопользователи обязаны предоставлять заинтересованным государствам информацию относительно предлагаемой трансграничной перевозки отходов, указывающую на последствия предлагаемой перевозки для здоровья человека и окружающей среды.

При трансграничной перевозке опасных отходов они должны упаковываться, маркироваться и транспортироваться в соответствии с общепринятыми международными правилами и нормами в области упаковки, маркировки и транспортировки.

Кроме того, законодательством Республики Казахстан предусмотрено ограничение по экспорту опасных отходов и других отходов для переработки.

Приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 8 декабря 2005 года № 331-п утверждены «Правила отнесения опасных отходов, образующихся в процессе деятельности физических и юридических лиц, к конкретному классу опасности».

Республикой Казахстан установлены требования по перевозке отходов.

Требования к перевозке отходов регламентированы в соответствии с п. 8, 10 и 11 Правил осуществления международных перевозок отходов, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 23.12.06 года № 1256.

Перевозка отходов допускается при наличии:

1) паспорта отходов, специально оборудованных с соблюдением требований безопасности к перевозке опасных отходов и снабженных специальными знаками транспортных средств;

2) договора между грузоотправителем (грузополучателем) и перевозчиком;

3) перевозочных документов и документов для передачи опасных отходов с указанием количества перевозимых опасных отходов, цели и места назначения их перевозки;

4) государственной лицензии на перевозку отходов.

Контроль за ввозом (вывозом) отходов в Республике Казахстан обеспечивается государственными органами, осуществляющими пограничный, транспортный и таможенный контроль, а также уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и государственными органами санитарно-эпидемиологической службы в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

В реализацию своих обязательств по Конвенции, Республика Казахстан предприняла меры для снижения или исключения количества производимых опасных и других отходов.

В соответствии с требованиями Конвенции, Министерством охраны окружающей среды Республики Казахстан из средств республиканского бюджета подготовлен и направлен в Секретариат Конвенции Национальный доклад по реализации Конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением за 2007 год.

XIY. Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях.

Конвенция ратифицирована Законом Республики Казахстан «О ратификации Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях» от 7 июня 2007 года № 259. Настоящий договор нацелен на сокращение и, в конечном счете, полное прекращение производства, использование, выбросов и хранения стойких органических загрязнителей. В него включены двенадцать особо опасных загрязнителей – «Черная дюжина»: альдрин, дильдрин, эндрин, мирекс, хлордан, гептахлор, гексахлорбензол, ДДТ, токсафен, полихлорированные дифенилы (далее – ПХД), диоксины и фураны.

Данная Конвенция вступила в силу 7 февраля 2008 года. Казахстану как Стороне Конвенции необходимо выполнить следующие мероприятия:

- запретить экспорт, импорт, производство СОЗ-содержащих веществ в Республике Казахстан;

- прекратить использование оборудования, содержащего ПХД (т.е. трансформаторы, конденсаторы или другие приемники, содержащие жидкие остатки веществ) к 2025 году;

- принимать меры по снижению непреднамеренных выбросов СОЗ;

- предпринимать усилия для разработки соответствующих стратегий по выявлению участков, зараженных СОЗ;

- информировать общественность об опасности воздействия СОЗ на здоровье человека и окружающую среду.

Конвенция гарантирует право человека на окружающую среду, не подрывающую благосостояния людей планеты, и направлена на ликвидацию всех выбросов СОЗ.

Комитет экологического регулирования и контроля Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан является лишь координатором работ по Стокгольмской и Базельской конвенциям. Основная работа по СОЗ проводится группой специалистов ПРООН. В 2008 году по проблемам СОЗ в Республике Казахстан велись работы в нескольких направлениях за счет бюджетного финансирования:

  1. Бюджетные программы на 2007-2008 годы:

- экологическая оценка территорий, загрязнённых полихлордифенилами;

- исследования экологически безопасного разложения отходов, содержащих полихлордифенилы.

  1. Инвестиционный проект «Участок по первичной подготовке к утилизации конденсаторов по объекту РЛС «Дарьял-У»

В 2008 году закончена упаковка конденсаторов в специальные контейнеры для транспортировки в соответствии с требованиями Базельской конвенции и отправлена на уничтожение вторая партия конденсаторов (2 вагона).

За счет грантовых средств:

  1. Региональный проект «Определение тенденций в концентрировании СОЗ в атмосферном воздухе в регионе Центральной и Восточной Европы с применением отбора пассивных проб воздуха полиуретановыми губками (PAS_CEECs)», профинансированного Чешским Правительством, в рамках которого осуществлялся отбор проб атмосферного воздуха в 22 странах Восточной, Центральной, Южной Европы и СНГ.

В Казахстане отбор производился в течение 5 месяцев в 10 точках: на метеорологических станциях в крупных городах: Усть-Каменогорск, Павлодар, Караганда, Атырау, Боровое, а также в «горячих точках» - на предприятиях АО «Акселор Миттал», АО «Усть-каменогорский конденсаторный завод», ТОО «Нарык», ТОО «Меркурий +», где присутствует ПХД-содержащее оборудование или загрязнение. Результаты мониторинга содержания СОЗ в атмосферном воздухе войдут в региональный отчет на IV Конференции Сторон Стокгольмской конвенции, которая состоится 4-8 мая 2009 года в Женеве, Швейцария.

  1. Грантовый проект ГЭФ/ПРООН «Создание и реализация всестороннего плана по безопасному управлению запасами и отходами полихлордифенилов в Казахстане», подготовительная стадия. В июле 2008 года началась подготовительная стадия проекта. 19-20 ноября 2008 года был проведен семинар по обсуждению логических рамок проекта – определение стратегических задач и компонентов проекта, индикаторов и ожидаемых результатов, функций основных участников и партнеров, а также участия других заинтересованных сторон в реализации проекта. В ходе работы семинара были определены три компонента проекта:

Первый компонент включает:

- разработку пакета нормативно-правовых документов (правил, инструкций, приказов, методических указаний, руководств) по управлению, мониторингу, контролю и уничтожению СОЗ;

- создание системы мониторинга СОЗ во всех компонентах природной среды;

- обучение госслужащих центральных и региональных исполнительных органов по вопросам управления и контроля запасов и отходов СОЗ;

  • повышение информированности общественности.

Второй компонент будет включать:

- проведение детальной инвентаризации оборудования с ПХД и других источников, обследование загрязненного грунта;

- проведение обучения персонала предприятий - собственников ПХД-содержащего оборудования по безопасному обращению, хранению и эксплуатации ПХД-содержащего оборудования;

  • помощь предприятиям в создании системы безопасного управления ПХД-содержащим оборудованием.

Третий компонент представляет собой реализацию двух пилотных проектов, в качестве которых предлагаются следующие:

Первый - разработка концепции безопасного хранения выведенного из эксплуатации ПХД-содержащего оборудования, и создание 3х региональных временных хранилищ. Проект предусматривает проведение реконструкции выделенных помещений в соответствии с международными требованиями, осуществление сбора от мелких собственников ПХД-содержащего оборудования (до 500 конденсаторов), хранение оборудования и его дальнейшее уничтожение. Предприятиям необходимо будет доставить демонтированное оборудование до хранилища.

Второй пилотный проект - вывод из эксплуатации, опорожнение ПХД из трансформаторов на АО «АкселорМиттал Темиртау» и вывоз ПХД для уничтожения.

По первому пилотному проекту предприятиям – собственникам ПХД-содержащего оборудования, направлены письма с предложениями принять участие в реализации пилотного проекта и получены первые положительные отклики. В настоящее время ведутся переговоры с предприятиями о форме и содержании их участия в проекте.

По второму пилотному проекту в участии в проекте высказана заинтересованность АО «АкселорМиттал Темиртау». В настоящее время ведутся работы по совместной подготовке Меморандума о сотрудничестве.

Достигнута договоренность с РГП «Казгидромет» о его участии в реализации второго компонента по созданию системы мониторинга СОЗ в Казахстане.

Кроме того, в 2008 году в Казахстане начата работа проекта ЮНИТАР «Обновление Национального профиля по регулированию химических веществ, подготовка оценки национального потенциала для реализации Стратегического подхода и проведению семинара по определению приоритетов по СПМРХВ в Казахстане». При участии Министерства охраны окружающей среды 20 июня 2008 года был проведен семинар по определению приоритетов по СПМРХВ в Казахстане. Согласно протоколу семинара была создана координационная группа по подготовке Национального профиля по регулированию химических веществ, подготовке оценки национального потенциала для реализации Стратегического подхода.

XY. Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле.

Роттердамская конвенция ратифицирована Законом Республики Казахстан «О ратификации Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле» от 20 марта 2007 года № 239. Конвенция является международным инструментом регулирования международной торговли отдельными опасными химическими веществами и в сферу своего действия включает 17 пестицидов, 5 особо опасных пестицидных составов и 5 промышленных химикатов.

Конвенция также является мощным инструментом по мониторингу и контролю за рисками при использовании особо опасных химических веществ и пестицидов.

Роттердамская конвенция вступила в силу для Казахстана 30 января 2008 года.

Министерством ведется активная работа по исполнению обязательств конвенций. Так, было принято участие в рабочем совещании, проходившем с 30 июня по 4 июля 2008 года в г. Стамбуле (Турция).

Кроме того, в целях выработки позиции Республики Казахстан по вопросу производства и использования хризотил-асбеста, 24 декабря 2008 года состоялось совещание у Премьер-Министра Республики Казахстан Масимова К.К..

В работе данного совещания принимал участие Вице-министр охраны окружающей среды Республики Казахстан Сарсембаев З.С. Участниками совещания было принято решение о необходимости жесткого контролируемого использования хризотил-асбеста и изделий на его основе; осуществления комплекса мер по соблюдению охраны, безопасности и гигиены труда в отношении лиц, работающих на предприятиях хризотил-асбестового производства, и защиты окружающей среды.

Было дано поручение Министерствам охраны окружающей среды, здравоохранения, иностранных дел, индустрии и торговли проработать вопрос продвижения в Секретариате Роттердамской конвенции о процедуре предварительного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле (далее – Роттердамская конвенция); во Всемирной организации здравоохранения позиции по развитию производства и использовании хризотил-асбеста при условии контролируемого и ответственного использования асбеста.

Необходимо отметить, что на прошедшем с 27 по 31 октября 2008 года в г. Риме (Италия) 4-м совещании Конференции Сторон Роттердамской конвенции рассматривался вопрос включения в приложение Конвенции хризотилового асбеста.

Однако, по данному вопросу участники совещания не смогли прийти к единому мнению, и рассмотрение данного вопроса было перенесено на следующее заседание, которое состоится в 2011 году.

В этой связи, участникам данного совещания необходимо руководствоваться выработанной позицией Правительства Республики Казахстан при рассмотрении и принятии решений по вопросу производства и использования хризотил-асбеста.

XYI. Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря

Данное соглашение направлено на обеспечение экологической безопасности и устойчивое использование природных ресурсов Прикаспийского региона и в нем заложены основные направления комплексного регулирования антропогенного воздействия на морскую среду Каспия.

Также, Конвенцией предусматривается предотвращение, снижение и контроль загрязнения из наземных источников, от деятельности на дне моря и сбросов с судов, иных видов хозяйственной деятельности, предотвращение привнесения в море видов-вселенцев, в том числе контроль и борьба с ними, а также сотрудничество по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые могут оказать значительное воздействие на экосистему Каспийского моря и его побережье.

Для решения этих задач Конвенция предполагает разработку ряда межгосударственных Протоколов, в которых должны быть отражены конкретные меры по достижению ее целей.

В целях реализации положений Конвенции постановлением Правительства Казахстана от 28 августа 2007 года № 749 Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан назначено координирующим органом по данной Конвенции.

Министерством охраны окружающей среды Республики Казахстан при экспертной поддержке разработан проект Национального плана действий по охране окружающей среды Каспийского моря, предусматривающий концентрацию усилий государственных органов, частного сектора и общественности по решению основных экологических проблем региона.

В период с 10 по 12 ноября 2008 года в г. Тегеран (Иран) состоялась Вторая сессия Конференции Сторон Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря (Тегеранская конвенция).

Повестка дня Второй сессии Конференции Сторон (КС-2) включала обсуждение и принятие решений по следующим вопросам: согласование проектов Стратегической программы действий по Конвенции, Программы работы конвенции на 2009-2010 годы и бюджета Конвенции; обсуждение доклада Секретариата Тегеранской конвенции о состоянии дел с разработкой приоритетных Протоколов, Обзора взаимосвязи между рыболовством и защитой морской среды Каспийского моря, предложений доноров по поддержке деятельности Конвенции, а также организационных вопросов деятельности Секретариата конвенции.

Благодаря тому, что проекты документов и решений КС-2 детально были проработаны на экспертном уровне в ходе подготовительного регионального совещания в Алматы в сентябре текущего года, в ходе самой Конференции Сторон внимание участников было сосредоточено на принципиальных вопросах документов, вынесенных на обсуждение.

В нем, в частности, отмечается, что Стороны принимают Стратегическую программу действий по Конвенции на десятилетний период и подтверждают свое намерение выполнять ее через Национальные программы действий. Стороны одобрили Программу работы Тегеранской Конвенции на 2009-2010 годы, а также утвердили бюджет конвенции на 2009 – 2010 годы. При этом Стороны еще раз подтвердили свои обязательства о перечислении ежегодно в бюджет Тегеранской конвенции в 2009 и 2010 годах взносов в размере 72.000 долларов США.

Важно также подчеркнуть, что КС-2 высказалась за завершение работы и подписание на третьей сессии Конференции Сторон Тегеранской конвенции протоколов: по сохранению биоразнообразия; о региональном сотрудничестве в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью; по защите Каспийского моря от загрязнения из наземных источников; по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

Следует отметить, что на КС-2 Стратегическая программа действий по конвенции была принята с двумя пунктами, по которым не было достигнуто консенсуса.

Первый пункт касается вопроса создания Регионального центра по реагированию на разливы нефти. Второй пункт связан с предложением от России по дополнению текста Стратегической программы словами: «Сотрудничество, связанное с управлением, защитой, восстановлением и рациональным использованием водных биоресурсов Каспийского моря будет осуществляться непосредственно национальными органами власти прикаспийских стран в рамках существующих механизмов взаимодействия между прикаспийскими государствами в данной области».

По первому пункту согласия не были достигнуты потому, что до настоящего времени между Сторонами конвенции не достигнуто согласие в рамках подготовки проектов протоколов о необходимости создания такого центра.

По второму пункту согласие не достигнуто, т.к. включение предложения России косвенно можно расценить в виде признания Сторонами легитимности деятельности Комиссии по водным биоресурсам Каспийского моря.

По итогам деятельности Второй сессии Конференции Сторон Тегеранской конвенции было принято Заявление Министров.

XYII. Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О присоединении Республики Казахстан к Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий» от 23 октября 2000 года N 91-II, Казахстан стал Стороной данной Конвенции.

Цель данной Конвенции – предотвращение промышленных аварий, обеспечение готовности к ним и к ликвидации последствии аварий, которые могут привести к трансграничному воздействию. Она устанавливает перечень опасных веществ, наличие которых на производственном объекте служит основанием для отнесения его к категории опасных.

В соответствии с положениями Конвенции на Республику Казахстан возложены следующие обязательства:

- разрабатывать и осуществлять политику и стратегию, а также принимать законодательные, административные, финансовые меры для снижения риска промышленных аварий, их предотвращения, обеспечения готовности и ликвидации их последствии;

- уведомлять затрагиваемые стороны о любых планируемых или осуществляемых опасных видов деятельности;

- создавать эффективную систему, совместимую с международной, по получению и передаче уведомлений о промышленных авариях;

- безотлагательно уведомлять другие стороны об угрозах возникновения промышленной аварии через систему уведомления;

- принимать меры по проведению оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) в случае возникновения или неминуемой угрозы возникновения промышленной аварии, которая оказывает или может оказать трансграничное воздействие;

- назначать или создавать один или несколько компетентных органов для целей реализации Конвенции и пунктов связи.

Во исполнение обязательств по Конвенции касательно принятий соответствующих законодательных актов, Казахстан принял Экологический кодекс, который направлен на обеспечение экологической безопасности, предотвращение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на естественные экологические системы, сохранение биологического разнообразия и организацию рационального природопользования.

В пределах своей юрисдикции Республикой Казахстан были установлены опасные виды деятельности, которые способны вызвать трансграничное воздействие в случае промышленной аварии. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 20.01.2001 года № 89 утвержден Перечень организаций, деятельность которых имеет повышенный риск возникновения чрезвычайных ситуаций, в которых вошли объекты пятисот двадцати организаций. В этот перечень входит АО «CNPC Актобемунайгаз», «Аджип ККО», совместное предприятие «Тенгизшевройл», АО «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.», ТОО «Жаикмунай», ТОО «Казахойл Актобе», АО «Павлодарский нефтеперерабатывающий завод», АО «Павлодарский химический завод», АО «Атырауский нефтеперерабатывающий завод», АО «Конденсат».

При возникновении аварии на вышеперечисленных предприятиях, возможно трансграничное воздействие на сопредельные территории Российской Федерации. С целью информирования соседних стран о возникновении аварии, утверждена система оповещения о промышленных авариях на региональном уровне с Кыргызской Республикой, Республикой Узбекистан, Республикой Таджикистан и Российской Федерацией.

В настоящее время разработан и реализуется план совместных мероприятий по реализации соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области предупреждения промышленных аварий, кадастров, стихийных бедствий и ликвидации их последствий в приграничных регионах.

Аналогичные меры предусматриваются и с другими сопредельными государствами. В 2005 году между китайской и казахстанской стороной заключено Соглашение об экстренном уведомлении сторон о стихийных явлениях на трансграничных реках. Своевременное сообщение информации китайской стороной позволит принять экстренные меры по предотвращению создания аварийной ситуации на трансграничных реках.

С 2006 года между КНР и Республикой Казахстан ведется сотрудничество в рамках Соглашения о взаимном обмене гидрологической и гидрохимической информацией (данными) пограничных гидропостов основных трансграничных рек. Взаимный обмен по качественным и количественным характеристикам трансграничных рек позволит принять меры по предотвращению аварийной ситуации в зоне трансграничных рек Иртыш, Или, где расположены крупные промышленные объекты.

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 января 2001 года № 40, при Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан действует на постоянной основе Государственное учреждение «Республиканский кризисный центр», которое поддерживает круглосуточную связь с областными органами по чрезвычайным ситуациям, которые, в свою очередь, имеют систему связи и оповещения со всеми населенными пунктами на территории своей области.

Казахстаном созданы совместные и эффективные системы уведомления о промышленных авариях на соответствующих уровнях со сторонами, которые могут быть подвернуты трансграничному воздействию промышленных аварий. Такие системы уведомления работают на региональных уровнях с Кыргызской Республикой, Республикой Узбекистан, Республикой Таджикистан и Российской Федерацией.

Республика Казахстан приняла надлежащие меры для обеспечения и поддержания соответствующей готовности к чрезвычайным ситуациям в целях ликвидации последствии промышленных аварий.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 августа 1997 года № 1298 создана государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

В рамках этой системы определены задачи государственных органов по проведению спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ по устранению опасности для жизни и здоровья людей, обеспечению безопасности населения, защиты окружающей природной среды и объектов хозяйствования.

Государственными органами контроля Республики Казахстан принимаются необходимые меры по организации и поддержанию готовности к чрезвычайным ситуациям по ликвидации промышленных аварий, как специализированных аварийно-спасательных служб, так и соответствующих служб предприятий.

В соответствии со статьей 13 Закона Республики Казахстан «О промышленной безопасности на опасных производственных объектах», в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий организации, имеющие опасные производственные объекты:

  • планируют и осуществляют мероприятия по локализации и ликвидации аварий;

  • привлекают к профилактическим работам по предупреждениям аварий военизированные аварийно-спасательные службы и их формирования;

  • создают системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае возникновения аварий на объектах и обеспечивают их устойчивое функционирование;

  • проводят обучение работников методам защиты и действиям в случае аварий на объектах.

В целях своевременного принятия экстренных мер реагирования на возникновение аварийных ситуаций, между Комитетом природоохранного контроля Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан и Комитетом по государственному контролю и надзору в области чрезвычайных ситуаций Министерства по чрезвычайным ситуациям РК 19 октября 2005 года подписан порядок взаимодействия.

Ежегодно проводятся соответствующие республиканские учения для повышения готовности аварийно-спасательных служб к ликвидации промышленных аварий, иных техногенных и природных чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со статьей 7 Конвенции Казахстан принял меры к формированию политики в области размещения новых и значительной модификации существующих объектов, на которых осуществляется опасная деятельность.

Республикой Казахстан реализован ряд организационных и практических мер по дальнейшему совершенствованию системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, в том числе и трансграничного воздействия. Так, в Закон Республики Казахстан «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» внесены требования по декларированию опасных промышленных объектов. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 мая 2000 года № 764 утверждены Правила представления и формы Декларации безопасности промышленного объекта.

Согласно Экологическому кодексу Республики Казахстан на предприятиях внедряются новые ресурсосберегающие технологии, направленные на предотвращение технической и экологической безопасности.

Так, на ТОО «Аксесс – Энерго ПТЭЦ» несмотря на увеличение сожженного топлива, снижены выбросы загрязняющих веществ в результате установки батарейных титановых эмульгаторов 2-го поколения, снижение валовых выбросов составило 104 тонны.

АО «СНПС – Актобемунайгаз» осуществляются меры по снижению негативного влияния от сжигания попутного газа на факелах, проведена реконструкция Жанажольского газоперерабатывающего завода (далее – ЖГПЗ). В результате введенного в эксплуатацию нефтегазопровода Кенкияк ЖГПЗ, прекращено сжигание газа на 3 факелах, что снизило выбросы вредных веществ до 20 тыс. тонн. Построен 2-ой ЖГПЗ, введена в эксплуатацию 1-ая очередь 3-го ЖГПЗ. Принимаемые компанией меры позволили снизить утилизацию газа в среднем на 10% по сравнению с предыдущим годаом.

В соответствии с требованиями Конвенции, Министерством охраны окружающей среды Республики Казахстан из средств республиканского бюджета подготовлен и направлен в Секретариат Конвенции Национальный доклад о ходе реализации Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий за 2007 год.

Конференция сторон.

25 – 27 ноября 2008 года в Женеве (Швейцария) состоялась 5-тая Конференция сторон Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий.

На повестке дня Конференции была представлена оценка по страновым отчётам, а также рассматривались вопросы по совершенствованию дальнейших мер реагирования и оказания помощи.

По итогам данного мероприятия были приняты решения по перечисленным вопросам и заявления глав делегаций, а также был утвержден состав Рабочей группы по осуществлению положений Конвенции на 2009-2010 годы, в который от Казахстана был заявлен и утвержден представитель от Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Конституция Республики Казахстан от 30. 08. 1995 года статья

    Статья
    2. Собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общественному благу. Субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты определяются законом.
  2. Агентство Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Цель Комплексное решение

    Решение
    Строительство в 2011-2014 годах – 24300 тыс. кв. метров общей площади жилья, в том числе в 2011 году – 6 тысяч квадратных метров (далее – тыс. кв. метров), в 2012 году – 6050 тыс.
  3. Верховного Суда Республики Казахстан: монография

    Монография
    Алимбеков М.Т. – Введение, гл.1.1., 1.2, 1.4., 2.2, 2.3, 2.4, 3.1, 3.2; Абдиев Ж Н.- гл. 3.4.; Абдрасулов Е.Б. - гл.1.1., 1.2., 1.5, 2.2, 3.1., 3.2., 3.
  4. Закон Республики Казахстан от 20 июня 1997 года №136-I (1)

    Закон
    Раздел 4  Особенности пенсионного обеспечения военнослужащих, сотрудников  органов внутренних дел и комитета уголовно-исполнительной системы  Министерства юстиции Республики Казахстан,
  5. Закон Республики Казахстан от 20 июня 1997 года №136-I (4)

    Закон
    Раздел 4  Особенности пенсионного обеспечения военнослужащих, сотрудников  органов внутренних дел и комитета уголовно-исполнительной системы  Министерства юстиции Республики Казахстан,

Другие похожие документы..