Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические рекомендации'
Написание и защита курсовых работ является одной из наиболее эффективных форм контроля теоретической подготовки студентов и ее приложения к решению п...полностью>>
'Документ'
Проектом наказу Міністерства екології та природних ресурсів України «Про затвердження Правил використання диких тварин з метою отримання продуктів їх...полностью>>
'Программа-минимум'
Программа кандидатского минимума по специальности 08.00.05 состоит из двух обязательных разделов: основ теории управления экономическими системами и ...полностью>>
'Документ'
УСЛУГИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕВ настоящее время гостиницы и отели предоставляют своим клиентам широкий перечень услуг. Помимо врем...полностью>>

Привлечения молодежи в науку дает результат

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ТОМСК.

Томская система привлечения молодежи в науку дает результат

На XV Международной выставке-конгрессе “Высокие технологии. Инновации. Инвестиции”, что прошла недавно в Санкт-Петербурге, пять проектов Томского государственного университета были удостоены высокой оценки. В принципе это неудивительно: ТГУ принимает участие в этом форуме более 10 лет и каждый год привозит дипломы и золотые медали. В марте 2010-го все награды были вручены за разработку оборудования, технологий и проекты создания наукоемких производств. Все это уже реализуется на базе малых инновационных предприятий университета. Получили награды молодые кандидаты наук В.Мальков, А.Гордеев, А.Коротаев, О.Анисимов и А.Князев.

Имя Алексея Князева заставило вспомнить, что в этом году молодой человек дважды появлялся в фокусе внимания газеты. Мы рассказывали, что он получил Гран-при Московского международного салона инноваций и инвестиций и Премию Президента РФ в области науки и инноваций. Здорово, но удивительно другое - по проекту 33-летнего ученого построен и запущен завод по выпуску глиоксаля. Для справки: это вещество используют в сотнях технологий различных отраслей - текстильной, деревоперерабатывающей, кожевенной и так далее, вплоть до оборонной. А выпускают его всего семь стран. Полгода назад Россия стала восьмой благодаря усилиям химиков ТГУ.

Заслуга ученых университета в том, что фундаментальные исследования научных школ они использовали для получения нового типа катализатора, сделавшего производство глиоксаля проще и дешевле, чем за рубежом. Мало того, в Центре коллективного пользования сорбционных и каталитических исследований университета пошли дальше - придумали, как с выгодой для области применить полупродукты, возникающие по ходу процесса “рождения” глиоксаля. Ведь это дорогостоящие нановещества - компасин и альгофарм, в которых заинтересованы металлургическая промышленность и фармацевтика. Сложность в том, что в виде “нано” материалы долго не существуют, быстро меняют состояние. Если хочешь воспользоваться их свойствами, надо тут же задействовать в следующем процессе.

В ТГУ так и сделали: в конце прошлого года в рамках ФЗ №217 при вузе создали два новых малых инновационных предприятия, вложив в них значительный капитал. Примечательно, что занималась всем этим молодежь, большей частью выпускники ТГУ, кое-кто еще даже вуз не окончил. Как говорил при получении премии президента Алексей Князев, “создавать новые материалы и внедрять новые технологии - трудоемкая задача, однако она привлекательна для тех, кто привык зарабатывать с помощью собственного интеллекта”.

Достойная перспектива для таланта, не правда ли? Важно, что вуз открывает ее для своих воспитанников, пока они еще в самом начале жизненного пути.

Полтора года назад в Южно-Сахалинске на заседании Общественной палаты я услышала доклад Владислава Масловского (на верхнем снимке), директора Молодежного центра ТГУ.

Впечатлили факты: за 2006-2008 годы этот вуз получил во Всероссийском открытом конкурсе на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам 46 медалей и 98 дипломов Министерства образования и науки РФ. То есть каждую пятую награду, которую завоевала молодежь 112 вузов Сибирского федерального округа. И по премиям РАН для молодых ученых коллектив ТГУ в лидерах: получили 18 наград, уступают только МГУ (60) и МФТИ (19).

Главным посылом выступления была рекомендация общественности острова объединять усилия: “О перспективах молодежи должна, прежде всего, думать власть. Вместе с высшей школой и наукой. Случайно исследователем не становятся. Нужна система горизонтальных и вертикальных мер для выявления и поддержки талантливых ребят. У нас в Томской области этим занимается напрямую и заместитель губернатора по науке и образованию, и заместитель губернатора по экономической политике, а эффективность их деятельности измеряют не числом страниц отчетов, а количеством созданных рабочих мест”.

Позже, наткнувшись на сообщение, что за последние два года 35 процентов грантов РФФИ (187 из 528) для молодых ученых тоже забрал коллектив ТГУ, я вспомнила фразу Масловского, что “случайно исследователем не становятся”. А как в науку приходят не случайно? Что главное в работе с молодежью у профессуры Томского классического университета?

- В основе всего - научное наставничество и информация о возможности проявить себя, - ответил Владислав Иванович. - Мы стремимся донести буквально до каждого молодого человека, какие в вузе есть научные школы и как, будучи студентом, он может участвовать в их работе. А дальше, заметив склонность к исследовательскому труду, стараемся помочь ребятам их способности развить. Конечно, главную работу тут делают их научные наставники. А мы - немногочисленные сотрудники Молодежного центра - пытаемся поддержать в них дух состязательности. Понимаете, чтобы захотеть быть лидером в науке, надо не только упорно трудиться в лаборатории, надо еще сравнивать свои достижения с успехами других и побеждать в этой честной борьбе.

Поэтому мы постоянно отслеживаем, где, в каких конкурсах наше студенчество могло бы продемонстрировать свои способности. Их десятки и в России, и за рубежом. Оповещаем студентов, вывешивая объявления, организуя интеллектуальные соревнования. Центр был создан 10 лет назад по инициативе ректора Г.Майера, и мы пытались действовать, назначив на факультете ответственных по работе с молодежью. Ничего не получилось. Ответственные отвечали: “Ко мне никто из молодых не обращался”. Тогда мы поняли, что ждать активности от студентов не стоит, надо самим к ним идти, приглашать на научные семинары, заинтересовавшихся потом кафедры привлекали к научной работе. Ну, а мы уже им рассказывали, какие шаги необходимо сделать, чтобы в современном мире выстроить успешную карьеру.

Вместе с психологами учим составлять резюме, грамотно подчеркивая свои сильные стороны, указывая, чего ты достиг, к чему готов, куда стремишься. Объясняем, что сегодня в научном учреждении собеседование начинается с вопросов о налчии публикаций, об участии с докладами в конференциях. Значит, еще в вузе надо писать и публиковать статьи, выступать с докладами. А чтобы был стимул это делать, в вузе выработана система морального и материального поощрения людей, успешных в науке.

- Вы про систему стимулов, которая введена для профессорско-преподавательского состава за успехи в работе с молодежью? Больше года существует?

- У нас ректор ввел такую систему лет семь назад! Вот пример - Всероссийский научный конкурс на лучшую научную работу - за годы участия вуза в этом конкурсе (с 1998 года) студентами ТГУ завоевано на нем 450 медалей и 950 дипломов. И за каждую из побед у нас в вузе премируют как самого молодого победителя, так и его научного руководителя. Это все делается приказом ректора, озвучивается в университетской прессе, на Ученом совете. Количественные итоги работы по привлечению молодежи к научным исследованиям отражаются в таблицах, диаграммах, которые и используются ректоратом и доводятся до сведения всего коллектива. В вузе более 120 выпускающих кафедр. По каждой указано, получают ли ее студенты медали и дипломы за научные успехи. Если учесть, что Ученый совет университета раз-два в год заслушивает вопрос о работе с молодежью, то эти сведения помогают определить рейтинг преподавателя, кафедры, факультета в важнейшем деле вуза - привлечении в науку молодежи.

Уделяя внимание победителям разных конкурсов, мы заранее присматриваемся к тем, кто потом составит костяк аспирантуры. Кстати, по внутренним правилам нашего университета подающий заявление в аспирантуру ТГУ должен обязательно подготовить и представить на конкурс научную работу. Это принципиально: мало будущему аспиранту хорошо диплом защитить, надо уже проявить себя в исследовательской деятельности. Тут требуется некий особый менталитет. У Айзека Азимова в повести “Образование” об этом хорошо сказано. Там герои не могут не творить. Вот и мы стремимся помочь нашим студентам, аспирантам пораньше обрести не только навык участия в научной работе, представления докладов на конференциях, но и отстаивания своего мнения в дискуссиях профессионалов. То есть научить тому, что повышает их личностную конкурентоспособность.

Участие в научной работе - основа карьеры в вузе. Когда наступает время конкурса на замещение должности преподавателя, комиссия, сравнивающая шансы заявителей, ставит дополнительный плюс претенденту за каждый выигрыш в конкурсах научных работ.

Один из инструментов Молодежного центра в деле привлечения молодежи в науку - дополнительные стипендии, утвержденные учеными советами подразделений вуза. Для студентов, например, имени Б.М.Марьянова, имени Н.А.Гезехуса, имени В.В.Сапожникова, имени А.В.Положий, для аспирантов - имени основателей Императорского Томского университета В.М.Флоринского и Д.И.Менделеева. Если добавить сюда всю гамму всероссийских, региональных и вузовских конкурсов, в которых сотрудники Молодежного центра помогают принять участие студентам, аспирантам, молодым ученым университета, становится ясной основа побед ТГУ. В вузе, имеющем сотни научных школ, Молодежный центр играет роль мостика, ведущего от студенческой скамьи в лабораторию, исследовательский центр, помогает ребятам понять, нужно ли им оставаться в науке и что для этого требуется сделать.

Источник: газета «Поиск»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Молодежь XXI века: шаг в будущее материалы (3)

    Документ
    имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского (филиал ФГКВОУ ВПО «Военный учебно-научный сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации»)
  2. Наука бизнес образование материалы XVI международной научно-практической конференции

    Документ
    Наука, бизнес, образование: материалы XVI Международной науч.-практ. конф., 14 апреля 2011 г. / Поволжский ин-т бизнеса, Самар. гос. техн. ун-т. – Самара, 2011.
  3. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения Государственного доклад

    Доклад
    Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения Государственного доклада Правительству Российской Федерации / Государственный комитет Российской Федерации по молодежной политике.
  4. Программы модернизации структуры, функций и механизмов финансирования академического сектора науки России

    Документ
    Этим распоряжением фактически даётся старт программе, принятой Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол комиссии от 11 октября 2005 г.
  5. Задачи конференции: привлечение молодежи к исследовательской, проектной и творческой деятельности в различных областях науки

    Документ
    привлечение к работе с учащимися ученых, творческой интеллигенции, специалистов научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений, предприятий,

Другие похожие документы..