Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Из-за повреждения изоляции ВЛ происходит наибольшее число (около половины) аварийных отключений в электрических сетях 330 – 750 кВ. Так, на ВЛ 330 кВ...полностью>>
'Анализ'
К началу октября результаты конъюнктурных опросов промышленных предприятий опубликовали сразу три организации: компания Markit Economics, действующая ...полностью>>
'Документ'
В.И. Вернадский - гениальный ученый, как-то сказал о себе, что никогда не жил одной наукой. Интерес к научному творчеству и искусству у него, видимо,...полностью>>
'Документ'
Фейерверки, салюты и целое пиротехнические шоу из них способны украсить любой праздник. Однако неправильное использование таких изделий может привест...полностью>>

Современный курс философии Томск 2005 ббк 87. 3

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Томский государственный педагогический университет

Философия

Часть II

Современный курс философии

Томск

2005

ББК 87.3

Рецензент: д.филос.наук, профессор М.Н. Кокаревич

Философия: В 2 ч. Ч. II. Современный курс философии / Под ред. Л.С. Сысоевой, А.А. Степанова. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2005. … с.

ISBN 5-89428-197-0

Вторая часть учебника представляет собой современный курс философии, включающий достижения её отечественного и мирового развития. Учебник является оригинальной разработкой тем, центрированных проблемой бытия – мира, природы, идеального, духовного, социального, смысла бытия и его перспектив.

Рекомендуется для студентов, аспирантов и всех интересующихся современными проблемами философии в их систематическом изложении.

Авторский коллектив: гл.1.1. – к.филос.н., доц. О.А. Краевская; гл.: 1.2., 3.1. – к.филос.н. С.Б. Куликов; гл.: 1.3., 2.2., 2.3. – д.филос.н., проф. А.А. Степанов; гл. 3.2. – к.филос.н., проф. С.И. Ануфриев; гл.: 2.1., 3.3., 3.4., 5.2., 5.3. и раздел 4. – д.филос. н., проф. Л.С. Сысоева; параграф 2.1.4. – к.филос.н., доц. А.Ш. Бодрова; параграф 3.4.6. – к.филос.н. О.В. Солодовникова; гл. 5.1. – д.пед.н., проф. Т.А. Костюкова; гл. 5.4. – к.ист.н., доц. В.С. Шутов; гл. 6.1. – к.филос.н., проф. К.А. Шмыгалев; гл.6.2. – к.пед.н., доц. О.В. Санфирова; гл. 6.3. – к.и.н., доц. Л.И. Иванкина.

ББК 87.3

ISBN 5-89428-197-0

© Томский государственный педагогический университет, 2005

Оглавление

1. Бытие мира 5

1.1. Учение о бытии и картины мира 5

1.1.1. Категория бытия 7

1.1.2. Бытие природного 9

1.1.3. Бытие человека 10

1.1.4. Бытие духовного 11

1.1.5. Бытие социального 12

Контрольные вопросы 14

Дополнительная литература 15

1.2. Философская картина мира 16

1.2.1. Понятие философской картины мира 16

1.2.2. Материальное и идеальное как основания философской картины мира 17

1.2.3. Пространство и время как важнейшие категории философской картины мира 22

1.2.4. Движение, развитие и диалектика в философской картине мира 25

1.2.5. Детерминизм и индетерминизм, динамические и статистические закономерности и разнообразие философских картин мира 28

Контрольные вопросы 32

Дополнительная литература 32

1.3. Научная картина мира 33

1.3.1. Научная картина мира как феномен и категория 33

1.3.2. Виды и структура научной картины мира 34

1.3.3. Эволюция научной картины мира 37

1.3.4. Содержание современной научной картины мира 39

Контрольные вопросы 41

Дополнительная литература 41

2. Бытие идеального 42

2.1. Сознание и менталитет как бытие идеального 42

2.1.1.Научно-философская, или атрибутивная концепция сознания 42

2.1.2.Трансперсональная и герменевтическая концепции сознания 48

2.1.3. Экзистенциально-феноменологическая теория сознания 54

2.1.4. Менталитет, его структура, функции в психической деятельности человека 57

Контрольные вопросы 61

Дополнительная литература 62

2.2. Познание. Проблема истины 63

2.2.1. Знание. Субъект и объект познания 63

2.2.2. Проблема истины 70

Контрольные вопросы 74

Дополнительная литература 74

2.3. Научное познание 74

2.3.1. Понятие науки 74

2.3.2. Структура научного познания 77

2.3.3. Методы научного познания 83

2.3.4. Основные формы научного знания 90

Контрольные вопросы 97

Дополнительная литература 97

Тема 3. Бытие общества и человека 98

3.1. Философские концепции общества 98

3.1.1. Общество как предмет философского исследования 98

3.1.2. Основные результаты современных исследований общества 104

3.2. Проблема социоантропогенеза в философии 115

3.2.1. Предпосылки возникновения человека и общества 116

3.2.2 Различные подходы к решению проблемы социоантропогенеза. Проблема грани между животными и человеком 121

3.2.3. Проблема происхождения языка и сознания 128

3.3. Социокультурный процесс бытия человека 132

3.3.1. Природа – человек – культура 132

3.3.2. Культура как деятельностная технология человеческого бытия 135

3.3.3. Социокультурный процесс творения человека 141

3.4. Теория личности: история и современность 146

3.4.1. Личность как субъект и объект общественного развития 147

3.4.2. Личность традиционного общества 149

3.4.3. Становление индивидуальности Нового времени 153

3.4.4. Реформация и личность 155

3.4.5. Личность индустриального и постиндустриального общества 157

3.4.6. Личность в постмодернистской интерпретации 162

4. Учение о смысле человеческой жизни 168

4.1. Смысл жизни в русской христианской традиции 172

4.2. Смысл бытия в экзистенциалистском концепте Мартина Хайдеггера 178

4.3. Психоаналитический экзистенциализм Виктора Франкла о смысле жизни человека 182

Тема 5. Духовное бытие человека 191

5.1. Религия как феномен духовной жизни человека 191

5.1.1. Динамика религиозной ситуации в современной России 191

5.1.2. Понятие, генезис, сущностные характеристики и функции религии 194

5.1.3. Структура религии и специфика религиозного феномена человека 200

5.1.4. Роль религии в современном обществе 205

5. 2. Мораль как феномен духовной жизни общества 209

5.2.1. Сущность, категории и функции морали 209

5.2.2. Этика в культуре 214

5.2.3. Нравственные императивы современности 220

5.3. Искусство в духовной жизни человека и общества 229

5.3.1.Эстетическая потребность человека и красота 229

5.3.2. Художественная деятельность как социокультурный процесс эстетического бытия человека 233

5.3.3. Основные типы искусства как выражение духовного эстетического бытия человека 235

5.3.4. Искусство как духовное эстетическое формирование личности 241

5.4. Политическое бытие человека 249

5.4.1. Понятие и природа политики 249

5.4.2. Представления о политике в классической традиции греческой философии 255

5.4.3. Христианская концепция политического бытия 258

5.4.4. Концепции политики на стадии взаимодействия государства и гражданского общества 263

5.4.5. Современные модели объяснения политической жизни 265

Тема 6. Перспективы бытия 274

6.1. Постиндустриальное общество и проблемы глобализации человеческой жизни 274

6.1.1. Постиндустриальное общество в его отличии от доиндустриального (аграрного) и индустриального 275

6.1.2. Проблемы глобализации в постиндустриальном обществе 281

6.1.3. Россия и постиндустриальный мир в условиях глобализации 285

6.2. Глобальные проблемы современности. Экологический императив 288

6.2.1. Кризисное состояние мира в условиях глобализации 288

6.2.2. Экологические проблемы как вызов техногенной цивилизации и показатель девальвации человеческих ценностей 296

6.2.3. Структурное многообразие глобальных проблем современности 302

6.3. Образование как ведущая сфера в культуре информационного общества 310

6. 3.1. Социокультурная парадигма образования 310

6.3.2. Новые смыслы и иллюзии информационного общества в сфере образования 318

6.3.3. Гуманизация как культурный контекст современного образования 322

1. Бытие мира

1.1. Учение о бытии и картины мира

Введение

Существует классическое определение философии: философия – это теоретическое мышление о предельных вопросах (что такое бытие, что есть мир, что такое сознание и т.д.) посредством абстрактных и всеобщих понятий. В этом смысле о философии часто говорят, что она характеризуется скорее формулированием своих проблем, чем их решением. Поэтому большинство философских проблем носит название «вечных» проблем. В попытках дать ответы на «вечные» вопросы, философия вырабатывает порождающие, «генерирующие» идеи и концепты, выстраивающие картину мира и порой радикально меняющие тип мышления человечества.

Мир вокруг нас постоянно изменяется. Мир, который еще вчера был нам знаком, сегодня демонстрирует новый горизонт опыта и новые способы мышления. Несколько лет назад профессор Бёрнс опубликовал небольшую превосходную статью «Смысл горизонта», в которой он показал, что у каждой цивилизация есть свой горизонт, своя граница знания, предел знаний, восприятий, реакций и идей. Он считает, что формулировка опыта, содержащегося в пределах интеллектуального горизонта эпохи, определяется не столько событиями, которые в то время происходят, сколько базовыми понятиями и концептами, которыми человечество в данную эпоху располагает для анализа и описания своих переживаний и своих действий, понятиями и концептами, в которых человек осмысляет опыт настоящего и будет осмыслять опыт будущего. Этот интеллектуальный «горизонт эпохи» может быть назван философской или научно-философской картинами мира. В отличие от них существовали мифологические картины мира этносов древних цивилизаций, существовали и существуют религиозные картины мира – христианская, буддийская, исламская и мн.др. Таким образом, для того чтобы размышлять о вечных вопросах, о мире и проблемах бытия или сознания, философы должны были сначала изобрести концепты бытия, мира, сознания. Ж. Делез и Ф. Гваттари утверждают: «Платон говорил, что философ «должен созерцать идеи», но вначале сам Платон должен был создать концепт идеи». Вот еще одно существенное определение философии: философия – это искусство формировать, изобретать, изготавливать понятия и концепты, которыми пользуется человечество, чтобы формулировать свой опыт.

История философии начинается в тот период, когда общий горизонт эпохи возвысился над мифами и ритуалами. Мифы стали слишком бессвязными, с помощью мифов стало уже невозможно объяснять происхождение мира, регулярность явлений и их причинную связь, кроме того, внутри мифологической картины мира лежала общая концепция «судьбы». Первые философы смело задали вопросы: «В силу чего существует мир?», «Из чего все это произошло и почему именно так существует?», «Как возможно все это?», сформулировав их как вопрос об «архе» (arche), о «первоначале» и «единой первооснове» мира. Идея единственной первоосновы мира, первоначала, олицетворявшего безличный закон, оказалась психологически более приемлемой, чем мироустроительная концепция мифологии, поскольку, по выражению Л. Шестова, «закон, хотя и непонятный, загадочный, и даже суровый, – лучше, чем произвол» капризных эллинских Богов. Концепт «архе» санкционировал рациональность мышления о мире и позволял смотреть на мир не как на Хаос, а как на управляемый и регулируемый законом-логосом Космос. Следующий вопрос, который требовал решения, это вопрос о том, может ли мысль (логос) получить достоверное знание о действительности, совпадают ли бытие и мышление о нем, или, словами Парменида, бытие и мышление одно и то же? Этот момент в развитии мышления можно считать начальной точкой величайшего «приключения идей, понятий и концептов», трансформирующего мир, имя которому – философия.

Первые философские учения унаследовали от первобытной мифологии её космологическую проблематику, её вопросы о происхождении мира, его строении, о месте и положении человека в мире. Однако философия даже в самый ранний период своего существования имела дело с безличной природой, принципиально отличающейся от олицетворенной сверхприроды.

Обратите внимание: древний мудрец, знаток мифов исчезает со сцены истории и на ней появляется философ, любитель и «друг истины». Различие между ними глобально: древний мудрец мыслил «фигурами», образами мифологических богов и героев, философ же изобрел «понятия», «концепты» и начал мыслить ими. Возникновение собственно философии означало переход к иному способу объяснения, концептуальному. Концепты (понятия и категории) представляют собой теоретические конструкты, с помощью которых создается мир философии как идеальная модель реального мира, отражающая определенные его свойства, но не тождественная ему. Благодаря философии греки решительно изменили мифологическую картину мира, горизонт эпохи расширился сразу во всех направлениях, от учреждения демократии в политике до возникновения чистой философии и науки как теоретического знания.

В ранней греческой философии зафиксированы первые теоретические, научные представления о природе, о пространстве и времени. Последующее отделение и противопоставление мифу науки и философии повлекло деструкцию основных схем мифосознания благодаря:

  • введению абстрактных объектов, абстракций, концептов, пришедших на смену конкретно-образным представлениям мифа;

  • введению объяснения через сущность, закон, причину;

  • появлению идей и системы категорий, имеющих общезначимый и общенаучный смысл в рамках европейской и мировой культуры;

  • появлению личностного сознания, пришедшего на смену родоплеменному сознанию древнего человека; такого сознания, которое характеризуется наличием личностных систем ценностных ориентаций;

  • появлению основных философских вопросов, выражающих, как оказалось, вечные проблемы человеческого самосознания.

1.1.1. Категория бытия

Большинство основных философских понятий и проблем были сформулированы именно в античной философии. В учениях античных философов Пифагора, Парменида, Гераклита, Платона и Аристотеля возникли важнейшие категории бытия и сущего, сущности и существования, постоянства и изменения, «единого» и «многого», реальности и возможности. Этим величайшим философам мы обязаны понятиями «космоса» (cosmos), «природы» (physis), «логоса» (logos), «души» (anima), «идеи» (eidos). Такие греческие понятия, как «бытие», «сущее», «сущность», «идея», «материя» и «форма» можно назвать генерирующими, порождающими идеями в истории мысли. Мы до сих пор пользуемся большинством из них, как в науке, так и в культуре, да и в повседневном языковом опыте. У каждого такого понятия есть определенное семиотическое пространство, в котором живут все исторически сложившиеся пласты смысла этого концепта, в том числе и его сегодняшние значения.

Важнейшим философским понятием, возникшем в античной философии и составляющем центр притяжения философской мысли на протяжении эпох, является категория «бытия». Онтология – учение о бытии – является наиболее значимой философской дисциплиной (по определению Аристотеля, «первой философией, поскольку исследует бытие сущего как сущего»), а онтологические представления образуют ядро любых философских построений.

Итак, исходным понятием, на котором строится онтология, является категория бытия. Прежде всего, термин «быть» означает наличие, существование. Из признания факта существования многообразных вещей окружающего мира вытекает проблема реальности. Бытие есть, то есть нечто существует как реальность. Противоречия возникают между онтологическими проектами при решении вопроса о том, имеется ли нечто конкретное, что служит объединяющим началом мироздания. Для обозначения такой основы служат понятия субстрата и субстанции.

Субстрат (от лат. substratum – основа, подстилка) – то, из чего сделано. Понятие «субстрат» тождественно понятию «материи» в том смысле, как это понятие употреблялось в платоновско-аристотелевской традиции. Понятие субстрата поэтому осталось употребительным в рамках узкого круга физикалистских теорий. Если понятием «субстрат» философы объясняли то, из чего состоит и из чего происходит все сущее, все, что существует в мире, то понятием «субстанция» фиксируется всеобщее основание бытия.

Субстанция (от лат. substantia – «сущность», «то, что лежит в основе сущего») – означает первооснову существующего, внутреннее единство многообразия конкретных вещей, явлений, процессов. Понятие субстанции, согласно традиции, возникло в результате перевода Боэцием на латынь логических сочинений Аристотеля, и является «калькой» аристотелевского термина «сущность» (по Аристотелю, «сущность» есть «то, что является подлежащим всех изменений» и «именованием того, о чем высказываются категории-предикаты»).

Как правило, античные философы стремились создавать онтологию, исходя из какого-либо одного начала (воды, огня, атомов, материи, духа, чисел, форм, идей). Взгляды древнегреческих философов на проблему бытия выявили два разных подхода: в первом случае круг бытия ограничивался природой, вещественной реальностью (природный мир), во втором подходе выявилась тенденция видеть бытие в идеальном, духовном и нематериальном. Физикалистская парадигма, отождествлявшая бытие только с природой, вещественной реальностью, была существенно потеснена идеалистической парадигмой, включившей идеальный мир, а впоследствии и духовный мир (включая человека с его сознанием и самосознанием) в структуру бытия.

Итак, понятие бытия возникло в решающий момент становления древнегреческой философии и стало одним из вариантов ответа на вопрос: может ли мысль получить знание о действительности, опираясь лишь на самое себя? В понятии бытия, утверждали философы, – залог объективности мышления. Только это понятие, мысль о бытии как таковом, показывает, что мышление не может быть полностью субъективным процессом, а в нем обязательно содержится, хотя бы как момент, неизбежная объективность.

Бытие как философское понятие возникло в период самоопределения философии, когда важно было решить, в состоянии ли теоретическое мышление достичь истинных результатов независимо от опоры на опыт. Возможности для становления категории бытия предоставил язык: с одной стороны, связка «есть» является формальным элементом языка и вступает в необходимые отношения с понятийностью, с другой – ее функции не обусловлены содержанием связуемых понятий. Оперируя понятием «бытие», философы открывали особый аспект реальности, не совпадающий ни с миром человеческих ценностей, ни с природой. Это была категориальная реальность, данная в мышлении, но, тем не менее, имеющая доказуемое объективное значение.

В истолковании этой реальности философы разделились на несколько принципиально разных течений. Одни утверждали, что бытие открывает подлинный мир сущностей и является как бы окном, позволяющим взглянуть из мира явлений на действительность. Другие считали, что «бытие» – это фиктивное, пустое понятие, возникшее в результате лингвистических недоразумений и позволяющее в лучшем случае увидеть как в зеркале отражение собственной структуры разума. Представители первого течения, в свою очередь, делились на отождествляющих бытие с тем или иным видом сущностей и на различающих чистое существование и причастные ему сущности. Представители второго – на тех, кто замещает «пустые» построения мышления о бытии позитивным содержанием наук, и тех, кто пытается перевести онтологию на язык этико-антропологической про6лематики.

Как признающие, так и отрицающие значимость категории бытия периодически, как показывает история философии, попадали в тупики, односторонне истолковывая свои предпосылки. Первые склонялись к натурализации или объективации своих конструкций, которые в этом случае оказывались лишь субъективными схемами. Вторые отрицали интуицию как средство сверхопытного постижения единства мира, что приводило к распаду мышления на бессвязные самодовлеющие элементы, на пустой рассудок, бессмысленную боль, бесцельное воображение и т.д. Понятие же бытия не является ни гипостазированием субъективности, ни попыткой заменить собой позитивное описание реальности. Являясь прафеноменом философского понятия, категория бытия отражает единство мира и смысла, но, оставаясь в теоретических границах, выступает как реликт этого единства или как указание цели. Этим понятием – своего рода хранителем целостности универсума в мышлении – в философии осуществлялось критическое ограничение посягательств частностей на статус всеобщности.

Бытие – наиболее общая категория из всех философских понятий, выражающая совокупность представлений человека обо всех формах бытия сущего. Философы сегодня выделяют различные виды бытия:

1) бытие природного – бытие вещей (тел), процессов, которые делятся на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, производимых человеком («вторая природа»);

2) человеческое бытие – бытие человека, которое подразделяется на его бытие в мире вещей (бытие тела) и специфически человеческое бытие;

3) бытие идеального – бытие человеческих идей, которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (надиндивидуализированное) духовное;

4) бытие социального, имеющего две подформы: индивидуальное бытие и бытие общества, т.е. общественное бытие. Рассмотрим эти формы.

1.1.2. Бытие природного

Природа в широком смысле слова – это окружающий мир, материя, а также ее вещи, процессы, состояния – существуют вне и независимо от сознания человека. Она бесконечна в пространстве и вечна во времени – она всегда и везде была, есть и будет. Отдельные ее проявления когда-то возникают, когда-то исчезают, т.е. преходящи, их бытие сменяется небытием, оно сохраняется и исчезает.

Но при рассмотрении проблемы существования природы как особой реальности философы сталкиваются с трудностью, суть которой в следующем: о природе, о мире, материи, вещах, процессах, состояниях природы мыслит, рассуждает человек; он устанавливает существование мира до своего возникновения и независимо от него, опираясь на свое сознание и действие. Одни философы интерпретируют это обстоятельство как факт, доказывающий наличие универсума, сверхчеловеческого сознания и т.п., которое или порождает природу, или перевоплощается в нее (по Гегелю, природа – это инобытие абсолютной идеи). Материалисты полагают, что данная трудность – не основание для подобных утверждений: выводы о существовании и форме бытия природы сделаны людьми на основании множества фактов, опытных и теоретических данных науки, т.е. на основании общечеловеческого социально-исторического опыта.

Предметный мир, созданный человеком – это «вторая природа». Мы сейчас с горечью констатируем, что вторая природа влияет на развитие человека значительно сильнее, чем первая, от которой он все больше удаляется или разрушает ее. Как сказал поэт: «Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды».

«Вторая природа» – это искусственная среда человека. Она, как и человек, находится в постоянном взаимодействии с естественной (природной средой). И естественная, и искусственная природы материальны, возникли на основе объективных законов, но в естественных процессах (в первой природе) отсутствуют какие-либо сознательные направляющие силы. Иначе обстоит дело с искусственными образованиями. Созданные целесообразно направленной деятельностью человека, искусственные образования несут на себе отпечатки, следы этой деятельности.

«Вторая природа» воспроизводится не просто на основе естественных законов, как это характерно для первой природы, а на основе взаимодействия законов природы и обществ. «Вторая природа» – это комплексная (в отличие от первой), т.е. природно-духовно-социальная реальность, бытие ее тесно связано с социально-историческим, цивилизованным бытием. Таким образом, «вторая природа» объективно реальна, но ее реальность особого рода (в отличие от первой природы), она воплощает в себе, опредмечивает человеческие цели, идеи, знания, а значит, не может считаться совершенно независимой от сознания человека и человечества.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие Электронный вариант (без рисунков, картин и портретов) москва  2005 ббк 87. 817 Б 20

    Учебное пособие
    Настоящее пособие призвано показать философию не как скучную дисциплину, а как охоту, стремление, любовь к мудрости, как интересное и занимательное размышление.
  2. Н. Г. Баранец Метаморфозы этоса российского философского сообщества в XX веке Ульяновск 2008 ббк 87. 3 Б 24 Исследование

    Исследование
    В монографии, выполненной в контексте исследований по концептуальной и социальной истории университетской философии в России и СССР, рассматриваются развитие этоса философского сообщества и его эволюция, происходившая в связи с изменением
  3. Дмитрий Жмуров Насилие (агрессия) и литература 2-е издание Иркутск 2005 ббк 88. 3

    Литература
    В книге дается обзор исследований природы агрессии в ее взаимосвязи с творчеством человека, выражающимся в литературной форме. Привлекая исследования из области филологии, мифологии, психологии, математики, Дмитрий Жмуров выявляет
  4. Томск, 11-14 октября 2006 г. Томск Сибирский государственный медицинский университет 2006 Издание осуществлено при поддержке рффи по проекту 06-06-85082-г

    Документ
    А728 Антропологические основания биоэтики: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием (г. Томск, 11-14 октября 2006 г.) — Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2006.
  5. Философия о знании и познании: актуальные проблемы Материалы Всероссийской научной конференции (Ульяновск, 1819 июня 2010) Ульяновск 2010

    Документ
    Философия о знании и познании: актуальные проблемы: Материалы Второй Всероссийской научной конференции (Ульяновск, 18-19 июня 2010)/ Под ред. Н.Г. Баранец, А.

Другие похожие документы..