Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
С наступлением нового века изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков в России. Значительно возросли их образовательная и самообр...полностью>>
'Документ'
Гомель является крупнейшим промышленным центром, вторым по численности населения городом Беларуси. В нем сосредоточено много промышленных предприятий...полностью>>
'Документ'
Анализ деятельности современной потребительской кооперации и выбор путей ее развития в России невозможно проводить без знания истоков ее развития, ис...полностью>>
'Документ'
Кочевники. Отличаются от кочевников великого европейского степного пояса, что их нельзя отнести к периферийным народам. Исторически контактируют с ра...полностью>>

Земское самоуправление: из истории возникновения и деятельности

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЗЕМСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ИЗ ИСТОРИИ

ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лукиных Н.А., начальник отдела

информации и публикации документов

Государственного архива Республики Марий Эл

Формирование основ правового государства, демократизация Российского общества в последнее десятилетие ХХ - в начале ХХI веков остро обозначили проблему местного самоуправления. Это можно объяснить тем, что именно самоуправление изначально ориентировано на обеспечение нормальных условий жизни и труда всех слоев населения, на защиту их прав и равное участие в экономической, социальной и политической жизни. Основой для создания подлинного самоуправления мог бы стать опыт российского земства, который интересен не только для возрождения традиций местного самоуправления, но и для определения наиболее эффективных мероприятий развития современной отечественной демократии. Поэтому вопросы организации земского самоуправления, его практическая деятельность заслуживают пристального изучения.

Государственный архив Республики Марий Эл располагает большим комплексом документов, отражающим деятельность органов местного самоуправления на территории Марийского края во второй половине XIX - начале ХХ веков. В фондах документов Козьмодемьянской и Царевококшайской уездных земских управ, городских дум и управ содержатся сведения о финансовой деятельности земских органов самоуправления, состоянии здравоохранения и просвещения, благоустройстве и ремонте дорог и мостов, выборах, назначениях и увольнениях должностных лиц, переводе  граждан из одного сословия в другое и многое другое. Известный общественный и государственный деятель А.И. Шингарев в 1914 году писал: "История развития земских учреждений... - это богатая и поучительная страница нашей внутренней жизни, это проявление творчества наших духовных сил..."

В России институт земства был введен в результате реформ, начатых правительством Александра II в 60-70 годы ХIХ века. 1 января 1864 года император подписал Указ Правительствующему Сенату о введении губернских и уездных учреждений в России, а 25 мая 1864 года было издано  Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета "О приведении в действие "Положения о земских учреждениях". По этому положению "губернии и уезды как самостоятельные хозяйственные единицы имели свои отдельные местные интересы, свои земские дела; дела эти должны быть вверены местному (земскому) самоуправлению губерний и уездов, осуществляющемуся в земских учреждениях. Заведование земскими делами уездов и губерний должно быть вверено самому населению уезда и губернии на том же основании, как хозяйство частное предоставляется распоряжению частного лица, хозяйство общественное - распоряжению самого общества... Никто не может усерднее и заботливее вести хозяйственные дела, как тот, кому оно принадлежит; никто не чувствует так последствий дурных распоряжений и не несет за них такой материальной ответственности, как сам хозяин дела. Земским учреждениям должна быть предоставлена действительная и самостоятельная власть в заведовании делами местного хозяйства губерний и уездов"

В Марийском крае уездные земские органы самоуправления были учреждены в октябре 1865 года на уездных земских собраниях в соответствии с "Положением" 1864 года.

Основная мысль земского самоуправления удовлетворение нужд всего местного населения на средства налогоплательщиков, 4причем, кто больше имеет, тот больше и платит, а пользу, между тем, земство по возможности оказывает всем одинаковую

Принципиальной основой земского самоуправления являлось привлечение к непосредственному участию в работе групп и лиц всех сословий. Личный состав органов земств не принадлежал к профессиональному чиновничеству, так как исполнял свои обязанности не по назначению правительства, а по выбору местного населения. Избирали и могли быть избранными мужчины русского подданства старше 25 лет (женщины и мужчины моложе 25 лет избирательное право осуществляли через своих представителей), владеющие в пределах уезда определенным количеством земли, леса, недвижимостью. По Положению 1864 года "единственным видимым признаком для определения степени участия каждого в хозяйственных интересах уезда есть то количество имущества, которым владеет в уезде то или иное лицо". Имущественный ценз не устанавливался для крестьян, входивших в состав сельских обществ, для остальных избирателей ценз был одинаков - требовалось владение недвижимостью, оцененной не менее, чем в 15000 руб. или количеством земли от 125 до 800 десятин. Так в 1895 году в гласные от землевладельцев по Царевококшайскому уезду баллотировались В.Ф. Булыгин, глава торгового дома "Булыгин и сын", владевший свыше 3000 дес. земли и недвижимостью в 28600 руб., вдова казанского купца А.П. Хохрякова, владевшая 2431 дес. земли и недвижимым имуществом в 12000 руб., А.Я. Сайдашев, казанский купец, собственник почти 4000 дес. земли и недвижимости на 15000 руб. В выборе гласных от землевладельцев Козьмодемьянского уезда через поверенных в 1867 г. участвовали княгиня Оболенская, владевшая около 1500 дес. земли, а также наследница помещика Цветкова подпоручица Щербухина, имевшая более 200 дес. земли.

Избирательного права  лишались: лица, состоявшие под судом или следствием, уже привлекавшиеся за разного рода преступления, отстраненные от должности в течение трех лет, лишенные духовного сана за пороки и исключенные из сословных обществ, состоявшие под  гласным надзором полиции.

По Положению 1864 года существовали три группы избирателей: 1) частные землевладельцы - дворяне; 2) городские общества, землевладельцы, не принадлежащие к дворянскому сословию; 3) сельские общества.

Крестьяне избирали своих кандидатов в гласные по одному от волости отдельно от прочих сословий (если в уезде было много волостей, то губернатор сам отбирал то количество гласных от крестьянских обществ, сколько было положено по закону для данного уезда).

Такая избирательная система обеспечивала преобладание в уездных земских органах управления помещиков и зажиточных крестьян. Гласные избирались сроком на три года. После выборов они давали клятвенное обещание "...верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего, высокому Его Императорскому Величеству самодержцу... Противно должности своей и присяги не поступать".

Гласные, избранные по трем группам избирателей, входили в состав уездного земского собрания, которое было распорядительным органом власти в уезде. Председательствовал в уездном земском собрании уездный предводитель дворянства. По малочисленности дворянского сословия на территории Марийского края избирался один предводитель дворянства на несколько уездов. Все участвующие в собрании пользовались одинаковыми правами в обсуждении и решении дел.

Земские собрания могли быть очередными и чрезвычайными или экстренными. Очередные уездные собрания созывались ежегодно не позднее октября месяца на 10 дней, губернские - на 20 дней. Чрезвычайные назначались с разрешения министра внутренних дел в том случае, если возникали вопросы, не терпящие отлагательства. Так, 12 мая 1890 года экстренное земское собрание Царевококшайского уезда рассматривало два вопроса: об обеспечении бесплатными лекарствами из городской аптеки и аптечек в фельдшерских пунктах различных слоев населения и об избрании участкового мирового судьи.  20 января 1900 года чрезвычайное земское собрание принимало решение об аренде пристани в Кокшайске у пароходства М.К. Калининой. Чрезвычайное земское собрание Козьмодемьянского уезда 23 января 1913 года рассматривало проект школьной сети уезда для введения всеобщего начального обучения, вопрос постройки здания Еласовской больницы.

Для законного состава заседаний очередных собраний требовалось присутствие не менее половины гласных, чрезвычайные собрания признавались законными при любом числе гласных.

Исполнительными органами земского самоуправления были управы - уездные и губернские. Управы состояли из председателя и 2 членов, обязанности между которыми были строго распределены. Председатель, постоянно присутствовавший в управе, исполнял все обязанности по текущим делам и заведовал казначейской частью. Один из членов управы при отлучках председателя занимал его место, кроме того, постоянно заведовал земской больницей и медицинской частью в уезде, наблюдал и контролировал содержание помещений для арестованных, следил за своевременным исправлением земских дорог и стоящих на них сооружений, за исправностью переправ и перевозов через реки. На другом сотруднике управы лежало ведение страховых дел, надзор за хранением, сбором и правильным расходованием хлебных запасов, распоряжения по отводу квартир и поставке лошадей для войск, заведование всем имуществом, принадлежащим земству и наблюдение за исправным содержанием лошадей на земских станциях.

Все решения уездной земской управы контролировались уездным земским собранием, которое, в свою очередь, было подотчетно и контролировалось губернским земским собранием и непосредственно губернаторами. Для управления земским имуществом и заведениями, выполнения некоторых обязанностей, требующих специальной подготовки, земские управы могли приглашать посторонних лиц, специалистов в той или иной области.

Земская деятельность охватывала все стороны местной жизни. В их ведении находились: народное просвещение, здравоохранение, пути и средства сообщения, продовольственное дело, ветеринария, статистика, сельское хозяйство, экономические и благотворительные мероприятия.

В области сельского хозяйства мероприятия земства были направлены на распространение сельскохозяйственных знаний и навыков, организацию кредитной помощи населению, улучшение техники земледелия. Земство открывало и содержало сельскохозяйственные и учебные заведения - училища и школы, проводило чтения и беседы, организовывало специальные курсы, помогало работе сельскохозяйственных опытных станций, участков и полей. При ряде училищ Царевококшайского уезда (Вараксинском, Большечигашевском, Ронгинском и др.) были организованы школьные сады и огороды. Преподаватели этих училищ получали специальную подготовку на курсах при Казанском земледельческом училище и путем теоретических бесед и практических занятий знакомили учащихся с основами агрономической культуры. Земство закупало для этих училищ семена и саженцы, выдавало деньги на удобрения, приобретение сельхозинвентаря, журналов и книг по садоводству и огородничеству. Для помощи населения в овладении новыми агрономическими знаниями и методами ведения хозяйства земства приглашали специалистов, инструкторов, которые обучали крестьян.

Земские органы самоуправления организовывали ветеринарно-врачебные участки, следили за их работой, занимались страхованием скота, осуществляли санитарный надзор за бойнями, местами переработки животных продуктов, оказывали помощь в сохранении и улучшении пород скота. Отчеты о деятельности ветеринарных участков Козьмодемьянского и Царевококшайского уездов регулярно заслушивались на заседаниях уездных управ и земских собраниях, в них ветеринарными врачами подробно освещалась деятельность ветеринарных приемных покоев, борьба с эпизоотиями, заразными болезнями животных, профилактика различных заболеваний домашних животных.

Важной стороной деятельности земств был продовольственный вопрос. В период неурожаев они помогали ссудами нуждающемуся населению, определяли размеры бедствия, выясняли продовольственную потребность, сами закупали хлеб, семена, корм для скота, организовывали их раздачу населению. По продовольственному вопросу земства оказались деятельнее и надежнее администрации, что объясняется самой природой земств, как органов самоуправления на местах.

Развитию пожарно-страхового дела земства уделяли не меньше внимания, чем агрономии, ветеринарии, продовольственному вопросу. Земства, благодаря налаженной системе страхования, значительно смягчали для населения последствия пожаров, широкая сеть противопожарных мероприятий уменьшила число пожаров и их опустошительность. Так, Царевококшайской земской управой в 1908-1909 гг. проводился целый комплекс мероприятий по предотвращению пожаров, к ним относились: перенос бань, кузниц, горнов в отдаленные от усадеб места, посадка между дворами кустарников и скорорастущих деревьев, снабжение населенных пунктов достаточным количеством пожарных инструментов и машин.

На земства была возложена также забота о путях сообщения (строительство, охрана, поддержание их в нормальном состоянии) и земской почте. В целом весь комплекс хозяйственно-экономических мероприятий был направлен на обеспечение деятельности населения и, прежде всего, на повышение производительности местного хозяйства, приспособление его к нуждам рыночного производства.

Особое внимание земства уделяли развитию народного образования и медицинского обслуживания населения. Именно земствам принадлежит заслуга в создании основ начальной школы в России, открытии летних яс лей-приютов для детей, подготовке учительских кадров, развитии библиотечного дела и открытии бесплатных народных библиотек-читален.

С 1884 года в Вараксинском, Суртовском, Шиньшинском и Моркинском училищах начали работать библиотеки. Земство выписывало для них журналы Русский начальный учитель", 4Семья и школа", "Народная школа", по одному экземпляру в каждое училище. В 1902 году выписывались уже пять журналов, в 1907 году - девять. На средства Казанского губернского земства в 1888 году в ряде школ и училищ Царевококшайского уезда были открыты библиотеки "с целью дать большему числу учеников и учениц... возможность пользоваться для чтения книгами различного содержания, вполне пригодными и полезными для понятия и развития сельского населения". Книги в ученических библиотеках были, в основном, духовно-нравственного содержания и беллетристика. С расширением просветительской деятельности возникло земское издательское дело.

Земская медицина была призвана обеспечивать подавляющему большинству населения России возможность получения медицинской помощи, она осуществляла на практике сочетание лечебной и санитарно профилактической деятельности на принципе доступности и бесплатности медицинской помощи. Бесплатными были: амбулаторная помощь с выдачей лекарств, лечение в больницах, хирургическая, специальная помощь и родовспоможение, проведение мероприятий против инфекционных болезней и проведение различных санитарных мер. Основанием для введения бёсплатной медицинской помощи были не только обще гуманные соображения, но и практические наблюдения земских врачей о том, что установление какой-либо, даже минимальной платы за врачебный совет, лекарства, лечение в больнице снижали обращаемость за медицинской мощью, а это лишало врачей возможности своевременно выявлять инфекционных больных и эффективно бороться с эпидемиями, то есть, подрывало общественно-санитарное значение всей системы земской медицины. В отчетах Козьмодемьянской и Царевококшайской уездных земских управ за разные годы имеются подробные сведения о сети медицинских заведений (больниц, врачебных участков), медицинском персонале, деятельности лечебных учреждений и финансировании их земскими органами самоуправления. Так, в 1912 году в Царевококшайском уезде насчитывалось 5 врачебных участков и 5 земских больниц, в которых работали 5 врачей, 12 фельдшеров, 6 фельдшериц-акушерок. Нужно отметить, что уездные земства постоянно изыскивали средства на повышение квалификации медицинского персонала. Врачи и фельдшера отправлялись для посещения лекций и занятий на специальных курсах в другие города России, проходили практические занятия в клиниках Санкт-Петербурга, Москвы, Казани.

Благотворительная деятельность земств заключалась в учреждении и заведовании различными благотворительными учреждениями, призрении семейств чинов запаса и ратников государственного ополчения, выделении пособий либо полном содержании стипендиатов от земства.

Деятельность земских органов самоуправления строилась на самофинансировании, бюджеты их складывались из сборов, которыми земство облагало население. По земской реформе 1864 года основой финансовой деятельности земских учреждений были определены сметы и раскладки, составленные в соответствии с земскими росписями, учитывающими уездные и губернские потребности и источники их удовлетворения. Земские сметы состояли из сметы денежных доходов и расходов.

Земские доходы по способам их получения делились на окладные и не окладные. Окладные доходы (от налогообложения недвижимого имущества; промысловых свидетельств и патентов на заведения, производящие и реализующие спиртные напитки, заведения трактирного промысла) составляли главную основу земского бюджета. Неокладные доходы (с недвижимого имущества самого земства; судебная пошлина и сбор с бумаг; пошлины за пользование учреждениями и услугами земства; доходы от земских промышленных предприятий; пособия от казны, обществ и частных лиц, преимущественно с определенным назначением - на медицину, стипендии и т.п.) в земском бюджете занимали второстепенное место, но они последовательно возрастали, что повышало их относительную значимость.

Расходы земства делились на необязательные (медицина, народное образование) и обязательные (содержание местного управления и мировых судей, различные повинности). К земским повинностям относились:

- подводная натуральная и подводная денежная;

- дорожная натуральная (исправление полотна дороги почтовых трактов, охрана стоящих на нем сооружений, колка льда, очистка снега, исправление и уравнивание спусков при мостах, постройка и исправление находящихся на них сооружений, содержание перевозов);

- дорожная денежная (содержание и исправление дорожных сооружений на почтовом тракте);

- постройка натуральная (предоставление квартир для воинских команд и арестантских партий с конвойными);

- постойная денежная (назначение платы домохозяевам за размещение в их домах этапных пунктов с освещением, отоплением, охраной);

- содержание местных судебно-мировых учреждений;

- расходы на содержание арестных помещений;

- обеспечение населения семенными и продовольственными средствами в период неурожая, голода.

Земские повинности выполнялись денежными и натуральными способами. По Положению 1864 года земские сметы составлялись на каждый следующий год: уездные - в августе, губернские - в октябре текущего года. Земский бюджет не планировался сверху высшими и центральными государственными учреждениями. Величина земских налогов устанавливалась самим земством, то есть людьми избранными - земскими гласными. Сами эти гласные являлись такими же плательщиками земских налогов, как и те, которые их выбирали. Поэтому земства, повышая свои расходы и увеличивая в связи с этим налоги, делали это крайне осторожно, стараясь по возможности не обременить платежных сил населения, искали другие источники дохода.

Перед земствами сразу после их создания встали три важных вопроса: какие предпринять меры, с чего начинать и как организовать дело, чтобы оно не обмануло возлагаемых на него ожиданий. Эти вопросы требовали от земских органов самоуправления тщательного знакомства с особенностями своего района, постоянного наблюдения за происходящими в нем событиями. Очень важен был процесс изучения экономики хозяйств, их доходности, тщательного учета земли и других данных об экономическом положении населения. Практическая деятельность земств нуждалась также в показателях культурного уровня населения, здраво охранения, продовольственного обеспечения, состояния путей и средств сообщения, страхования и т.п. Изучением всех сторон жизни призвана была заниматься земская статистика. Именно земства провели огромную работу по детальному изучению всех сторон жизни российского общества, выдвигая новые методы исследования: анкетный и экспедиционный. Для земской статистики было характерно правдивое и полное отражение социальных условий России второй половины ХIХ -начала ХХ веков, она,

наглядно демонстрируя основные тенденции развития общества, становилась серьезным оружием в руках прогрессивных сил, что, с другой стороны, приводило к запрещениям на исследования со стороны государства. О земской статистике крупный русский экономист и статистик А.И. Чупров в 1888 году говорил: "Никогда прежде наша страна и наш народ не были предметами столь обширного и многостороннего изучения. Эти труды... положили прочную основу для многих будущих реформ в праве и законодательстве, в общественном и экономическом устройстве разных слоев нашего населения".

Земские органы самоуправления Козьмодемьянского и Царевококшайского уездов также занимались составлением статистических отчетов, которые затем представлялись в Казанский губернский статистический комитет. В отчетах содержатся сведения о населенных пунктах уездов, количестве населения и скота в них, промыслах, кооперативах и др. Статистические сведения, вследствие их высокой информативности, являются незаменимыми источниками в деле изучения деятельности земских органов самоуправления на территории Марийского края.

12 июня 1890 года было издано новое земское Положение, оно ликвидировало всесословность в избирательной системе. Крестьяне совсем лишались выборного представительства, а гласные от сельских обществ стали назначаться губернаторами. Контроль губернатора был установлен не только за законностью, но и за целесообразностью действий земства. Это давало право администрации по своему усмотрению останавливать любое постановление уездного земского собрания. Права земств постоянно урезались правительством. Но, несмотря на это, земские учреждения сыграли огромную роль в развитии духовной, материальной, правовой и политической культуры российской провинции. Земствами был накоплен богатейший опыт, выработаны формы и методы в различных областях местного хозяйства - в народном образовании, здравоохранении, сельском хозяйстве, ветеринарии, местной промышленности, продовольственном, дорожном, пожарном, страховом и почтово-телеграфном делах, кооперации, благотворительности и статистике.

Из всех проведенных в России во второй половине ХIХ в. реформ земская, несомненно, имела наибольшее общественное значение. Она внесла в политическую структуру Российского государства принцип всесословности, выборность и сменяемость должностных лиц, гласность деятельности. Важными источниками в изучении истории, опыта работы земских органов самоуправления на территории Казанской губернии являются документы фондов Царевококшайской и Козьмодемьянской земских управ. Журналы, постановления уездных земских собраний, отчеты управ позволяют определить интересы различных социальных слоев в земстве. В этих документах дана подробная картина каждого заседания очередной или экстренной сессии: ход обсуждения и решения по каждому вопросу.

Кроме того, в журналах и постановлениях имеются приложения - доклады управ и различных земских комиссий собраниям, хозяйственные отчеты и ведомости, акты, сметы, заявления и записки гласных, справки, прошения, приговоры сельских обществ, ходатайства, обширная переписка. По документам уездных земских управ просматривается забота земств об отдельном человеке. Изучение заявлений, прошений, ходатайств и постановлений управы позволяет сделать вывод, что помощь со стороны земства оказывалась постоянно. Мало оплачиваемым учителям повышали жалование за счет земства, учащимся из бедных семей выдавали пособия, больных лечили бесплатно в земской больнице. В случае стихийных бедствий, недородов земство безвозмездно раздавало зерно на пропитание и посев, оказывало помощь в обработке полей. Чтобы городской житель в голодные годы мог заработать и прокормить семью, земство организовало общественные работы: рытье противопожарных водоемов, возведение дамб, дорожные работы и т.д. Заботилось земство и об экологии. Если сдавалась в аренду пахотная земля, то с непременным условием удобрять ее, если строился завод на берегу реки, вновь условие - не загрязнять водоем сточными водами.

Документы учреждений уездных органов местного самоуправления на территории Козьмодемьянского и Царевококшайского уездов Казанской губернии с момента их образования в 1865 до 1917 года, которые находятся на хранении в Государственном архиве Республики Марий Эл, заслуживают более детального и подробного изучения с целью использования опыта земства, различных направлений его деятельности в современной модели местного самоуправления.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История отечества с древнейших времен до наших дней

    Документ
    Энциклопедический словарь "История Отечества", выпускаемый издательством "Большая Российская энциклопедия", представляет собой первый опыт однотомного справочно-энциклопедического издания, освещающего все периоды
  2. История Отечества", выпускаемый издательством "

    Документ
    Энциклопедический словарь "История Отечества", выпускаемый издательством "Большая Российская энциклопедия", представляет собой первый опыт однотомного справочно-энциклопедического издания, освещающего все периоды
  3. История» 4-е издание Издательство Московского университета «Высшая школа» 2003  

    Документ
    Электронная версия книги: Янко Слава (Библиотека Fort/Da) slavaaa@yandex.ru yanko_slava@yahoo.com http: yanko.lib.ru Icq# 75088656 Библиотека: http: yanko.
  4. История противопожарного страхования в Российской империи 1827-1921 гг. (на материалах Восточной Сибири)

    Диссертация
    Кандидат исторических наук, ст. преподаватель кафедры общественно-гуманитарных дисциплин Иркутского военно-авиационного инженерного института (ИВАТУ) Воронцов Владислав Николаевич
  5. «Из истории народного образования города Москвы»

    Доклад
    В феодальной Москве письменность и образование были привилегиями духовенства и знати. В московских и подмосковных монастырях, княжеских и боярских домах велась переписка и перевод книг, подготовка книжных писцов из монахов и светских доброхотов.

Другие похожие документы..