Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сказка'
Тцара Тристан (Самуэль Розеншток, 1896-1963), поэт, писатель. Родился в Румынии, с началом первой мировой войны по фальшивому паспорту перебрался в Ш...полностью>>
'Публичный отчет'
Созданная система позволяет хранить и осуществлять оперативный доступ к информации о компьютерных средствах колледжа, автоматизирует процесс создания...полностью>>
'Программа'
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100.68 Педагогическое образование (Профессиональное образование) составлена на осн...полностью>>
'Документ'
Рассматриваются основные научные достижения и направления дальнейшей работы философской школы социоприродных исследований на базе БГТУ. Дается краткое...полностью>>

Технология подготовки конкурентоспособных выпускников среднего профессионального образования на примере

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Емельянова Марта Сергеевна

Технология подготовки конкурентоспособных выпускников среднего профессионального образования

(на примере специальности 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»)

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Тольятти - 2011

Работа выполнена на кафедре педагогики и методик преподавания
ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет»

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Чернова Юлия Константиновна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, доцент

Гусев Владимир Анатольевич

кандидат педагогических наук, доцент

Глухова Людмила Владимировна

Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Пензенский государственный
педагогический университет имени
В.Г. Белинского»

Защита состоится «20» мая 2011 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д. 212.264.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора педагогических наук по специальности 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» при ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» по адресу: 445667, Самарская область, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14, актовый зал НИЧ.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет».

Автореферат разослан «19» апреля 2011г.

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» «15» апреля 2011г.

Режим доступа

Учёный секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук, доцент Л.А.Сундеева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Снижение спроса на молодых специалистов и изменения требований к их профессиональной подготовке, потери связи между учреждениями профессионального образования и организациями – потребителями подготовленных специалистов - выдвигают на первый план необходимость решения задачи занятости выпускников, которая в ближайшей перспективе будет оставаться актуальной в общегосударственном масштабе. Поставленная задача является актуальной для любого профессионального учебного заведения, которое должно самостоятельно решать проблемы, связанные с трудоустройством своих обучающихся после завершения обучения. Эти проблемы тесно связаны с формированием конкурентоспособности образовательных учреждений (ОУ) и его выпускников, что требует разработки теоретических подходов к моделированию закономерностей влияния социально-экономических условий формирования и развития конкурентоспособности молодых специалистов, к технологиям их подготовки и к диагностическому инструментарию для мониторинга уровня конкурентоспособности специалистов.

Конкурентоспособность выпускников - будущих специалистов - определяется как требованиями рынка, качеством образования и личностными характеристиками субъекта деятельности, о чем свидетельствуют результаты научных исследований (Т.Г.Киселева, А.Ф.Шкабура, Е.А.Тенилов, Н.П.Бахарев, В.И.Шаповалова, С.Н. Широбоков, Л.М.Митина и др.)

Вместе с тем, в силу ограниченности времени на профессиональную подготовку, в учреждениях СПО обостряется проблема отбора средств, необходимых и достаточных для подготовки конкурентоспособных специалистов, их адаптированности в информационном обществе, где доминирующими видами деятельности в сфере общественного производства становится сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств вычислительной техники.

Для нашего исследования актуальность определяется выявленными несоответствиями между:

  • информатизацией всех современных сфер деятельности и недостаточным качеством квалифицированных исполнителей,

  • бурным развитием вычислительной техники и информационных технологий в мире и устаревшими аппаратным и программным обеспечением на предприятиях,

  • новыми требованиями к знаниям специалистов со стороны работодателей и требованиями Государственного образовательного стандарта к подготовке специалистов для начального и среднего профессионального образования.

Устранению выявленных несоответствий мешает существующее в современных социально-экономических условиях противоречие между быстроизменяющимися требованиями общества к подготовке специалистов в связи появлением новых аппаратных средств и информационных технологий и фактическим уровнем этой подготовки, обусловленной действующим ФГОСом.

Из актуальности и нерешенности многих задач подготовки конкурентоспособных выпускников системы СПО, была сформулирована проблема – каков должен быть механизм реализации требований работодателей к компетентности специалистов в образовательный процесс СПО в области информационных технологий, который бы позволял в условиях действующих Государственных образовательных стандартов СПО осуществлять опережающую подготовку конкурентоспособных выпускников и прогнозировать их трудоустройство?

Данная проблема обусловила выбор темы исследования: «Технология подготовки конкурентоспособных выпускников среднего профессионального образования (на примере специальности 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»)».

Целью исследования является повышение конкурентоспособности выпускников СПО специальности 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» в процессе реализации сквозных образовательных программ.

Объектом исследования является процесс подготовки специалистов в учреждении СПО.

Предмет исследования: технология подготовки конкурентоспособных специалистов по специальности 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» (ПОВТ) в ГОУ СПО Тольяттинский социально-педагогический колледж (ТСПК).

Гипотеза исследования. Профессиональная подготовка выпускников специальности ПОВТ в ОУ среднего звена будет обеспечивать формирование их конкурентоспособности, если:

  • в основу конкурентоспособности заложить требования работодателей и научные основы современного менеджмента;

  • обосновать механизм развертывания пожеланий работодателей в образовательный процесс и модель его реализации, используя технологию структурирования функций качества;

  • спроектировать содержание и технологии реализации сквозной образовательной программы, используя результаты структурирования функции качества и таксономию Блума для достижения требуемого уровня сформированности необходимых компетенций;

  • предложить диагностический инструментарий для системного мониторинга формируемых компонентов конкурентоспособности и апробировать модель сквозной образовательной программы формирования конкурентоспособных специалистов ПОВТ в информационной среде ГОУ СПО ТСПК.

Для достижения поставленной цели исследования были выявлены следующие задачи:

  1. Изучить научную и педагогическую литературу, диссертационные исследования в области формирования конкурентоспособности и уточнить содержание категории конкурентоспособность ОУ и его выпускников.

  2. Разработать механизм развертывания пожеланий работодателей в образовательный процесс подготовки специалистов и адаптировать метод структурирования функции качества в планировании и проектирование содержания, технологий и диагностичного инструментария сквозной образовательной программы обучения выпускников ГОУ СПО ТСПК.

  3. Оптимизировать распределение формируемых компетенций по учебным дисциплинам подготовки конкурентоспособных выпускников для получения эмерджентных свойств сквозной образовательной программы за счет интеграции содержания и взаимодействия преподавателей.

  4. Обосновать диагностический инструментарий и провести опытно-экспериментальную апробацию технологии формирования конкурентоспособности выпускников ГОУ СПО ТСПК.

Теоретической и методологической основой исследования послужили:

  • фундаментальные положения профессионального образования (Ю.К.Бабанский, В.А.Сластенин, А.В.Хуторской, И.П.Подласый, Е.Н.Каменская); концепции деятельностного (П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.), компетентностного (И.А.Зимняя, В.А.Болотов, В.П.Бездухов, Д.Н.Никандров, Е.С.Полот и др.), личностно-ориентированного (В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.) подходов в обучении;

  • современные представления о сущности конкурентоспособности личности (В.И.Андреев, Л.М.Митина, О.А.Макарова, Ю.К.Чернова, Н.А.Дьяченко, Т.А.Сливина, И.В.Корнейченко, Е.А.Тенилов, Е.Л.Осоргин, В.В.Щипанов, Н.А.Журанова и др.);

  • концепция непрерывного профессионального образования (Л.Н.Горина, В.В.Сохранов, Н.К.Сергеев, Ю.А.Кустов, В.И.Столбов, Г.В.Ахметжанова, В.А.Гусев и др.);

  • фундаментальные концепции, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных экономистов, внесших существенный вклад в разработку научных основ решения проблем функционирования рынка труда и конкуренции (П.Друкер, А.Я.Кибанова, Д.Маслов, П.Ватсон, М.Х.Мескон, М.Альберт, И.А.Фирсова и др.);

  • теория компьютеризации и внедрения информационных технологий в учебный процесс (Н.Е.Астафьева, А.И.Белоусов, М.П. Ланчик, Е.И. Машбиц, В.М. Монахов, М.М. Поташник, И.В. Роберт и др.).

Для решения поставленных задач в качестве основных использовались следующие методы исследования: анализ научной и методической литературы, нормативно-программной и учебно-планирующей документации, методических и учебных пособий; изучение и обобщение педагогического опыта; системный анализ объектов педагогической деятельности, их моделирование и проектирование; диагностично-формирующий педагогический эксперимент.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился ГОУ СПО ТСПК. В эксперименте принимали участие студенты всех курсов специальности ПОВТ.

Этапы исследования. Диссертация обобщает результаты исследования, которое проводилось с 2006 по 20010 годы в три этапа.

1 этап (2006 2007 годы.) был направлен на изучение и анализ педагогической, психолого-педагогической, экономической и методологической литературы по интересующим направлениям; на определение объекта и предмета исследования, анализ процесса обучения специальным дисциплинам и дисциплинам направления в учреждениях СПО, выявление недостатков, противоречий, первоначальная формулировка темы и проблемы диссертационной работы, определение цели, гипотезы, задач исследования, разработку научного замысла формирования конкурентоспособности выпускников.

2 этап (2007 – 2009 годы) включал обобщение результатов анализа педагогической, психолого-педагогической и экономической литературы по проблеме и разработка технологии формирования алгоритмической компетенци; обоснование механизма структурирования функций качества и развертывание матриц структурирования функций качества в образовательный процесс; разработка сквозной образовательной программы для специальности ПОВТ; разработка алгоритма проектирования технологий для формирования отличительных компетенций как одной из составляющих конкурентоспособности; разработка диагностического инструментария для определения уровня сформированности конкурентоспособности выпускников.

3 этап (2009 – 20010 годы) предполагал внедрение механизма структурирования функций качества в образовательный процесс ТСПК и реализация технологии формирования конкурентоспособных выпускников СПО; проведение формирующего эксперимента; проверку гипотезы, обработку, анализ и обобщение результатов исследования методами математической статистики, формулировку выводов, заключения, оформление материалов исследования, определение возможных дальнейших направлений исследования.

Новизна исследования состоит в том, что в нем:

  • теоретически обосновано авторское толкование «конкурентоспособности» выпускника и ОУ через важнейшие их составляющие – конкурентные преимущества и отличительные компетенции, позволяющих организовать системный мониторинг формируемых компетенций;

  • предложен механизм трансформации требований работодателей в подготовку специалистов на основе теории структурирования функций качества, который полученные путем опроса и анкетирования пожелания работодателей переводит последовательно в планируемые параметры, содержание, технологии и системную диагностику формируемых компетенций;

  • разработана структурная модель составляющих конкурентоспособности специальности ПОВТ, содержащая требования ФГОСа третьего поколения и пожелания работодателей в виде отличительных компетенций;

  • спроектирована и реализована технология для сквозной образовательной программы, в которой оптимизированная по учебным дисциплинам номенклатура необходимых компетенций непрерывно формируется с 1 по 4 курс для достижения гарантированных результатов подготовки специалистов и повышения конкурентоспособности ОУ;

  • предложен диагностический инструментарий для системного мониторинга конкурентоспособности выпускников, содержащий сквозные матрицы Блума, «портфолио», экспертные методы, тестирование, анкетирование, самооценку.

Теоретическая значимость результатов исследования. Научные положения и выводы, касающиеся категории «конкурентоспособности образовательного учреждения и его выпускников», механизма трансформации требований работодателей методом СФК в процесс формирования конкурентоспособности молодых специалистов, использования матриц Блума и управляющих воздействий IWRAM (I-индивидуальный вклад, W-качественная работа, R-совместные усилия, A-коррективы, M-контроль) для повышения эффективности развития компетенции в сквозной образовательной программе вносят определенный вклад в теорию и методику профессионального образования. Полученные в результате исследования основные выводы и рекомендации позволяют повысить обоснованность решений по управлению процессами формирования компетенций и развития конкурентоспособности молодых специалистов с точки зрения усиления взаимосвязи профессионального образования с рынком труда и будут способствовать углублению понимания специфики деятельности специалиста среднего звена в условиях информатизации производства, что вносит вклад в педагогические измерения и оценку результатов подготовки специалистов с позиции их конкурентных преимуществ и отличительных компетенций.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что созданная структурная модель конкурентоспособности выпускников ПОВТ и разработанная сквозная образовательная программа, доведенная до методических разработок (методики оценки качества сквозных проектов, портфолио, уровня сформированности конкурентоспособности выпускника), могут быть использованы в учебных заведениях начального, высшего и дополнительного профессионального образования.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечена опорой на результаты фундаментальных и методологических трудов отечественных и зарубежных ученых, системным подходом и анализом педагогических объектов, их моделированием и проектированием; обоснованной логикой научного исследования; осуществлением исследования на теоретическом и практическом уровнях; выбором методов, адекватных целям и задачам исследования; репрезентативностью объема выборки и статистическими расчетами; внедрением результатов в педагогическую практику.

Апробация работы. Теоретические и эмпирические результаты различных этапов исследования были представлены на следующих конференциях:

  • международных («Современные проблемы менеджмента качества в условиях глобальной экономики», Саранск, 2008; «Психолого-педагогические основы профессионального формирования личности в условиях перехода к двухуровневой модели образования», Пенза, 2008-2009; «Международный, федеральный рынок образовательных услуг: состояние и перспективы развития», Пенза, 2009; Менеджмент качества продукции и услуг», Брянск, 2010; «Инновации и современные технологии в системе образования», Пенза, 2011);

  • всероссийских («Управление качеством: теория, методология, практика», Саранск, 2007; «Социально-экономическое и инновационное развитие региона», Сызрань, 2008; «Проблемы университетского образования. Компетентностный подход в образовании», Тольятти, 2009; «Актуальные проблемы менеджмента России. Проблемы развития экономического анализа и бухгалтерского учета в условиях финансового кризиса», Тольятти, 2010).

Положения, выносимые на защиту:

  1. Уточненное определение понятия конкурентоспособности для образования и структурная модель конкурентоспособности выпускников специальности ПОВТ.

Под конкурентоспособностью выпускника образовательного учреждения в данном исследовании понимается интегративное профессионально-значимое качество личности, позволяющее успешно осуществлять профессиональную деятельность и быть востребованным на рынке труда в условиях конкурентной борьбы.

Структурная модель конкурентоспособности выпускников специальности ПОВТ построена с учетом теории педагогического менеджмента и содержит перечень конкурентных преимуществ из набора компетенций ФГОС третьего поколения и отличительных компетенций, определяемых на основе изучения голоса работодателей.

  1. Механизм трансформации требований работодателей в образовательный процесс СПО, основанный на адаптированном методе структурирования функций качества в виде специализированных матриц, позволяющих отразить пожелания работодателей при планировании и проектировании содержания, технологии его реализации и выбора диагностического инструментария.

Требования работодателей составляют основу плановой матрицы структурирования функций качества, которые через содержательную, технологическую и диагностическую матрицы переводятся в требуемый результат - конкурентоспособного выпускника. На основе методологии структурирования функции качества выявленные путем опроса и анкетирования пожелания работодателей на стадии планирования направлений деятельности путем соответствующего конструирования содержания, проектирования и технологии образовательных программ, а также разработки валидного и надежного диагностичного инструментария найдут отражения в сформированных компетенциях выпускников.

  1. Технология формирования конкурентоспособности выпускников ПОВТ и модель сквозной образовательной программы для выделенной специальности.

В содержании сквозной образовательной программы актуализированы задачи по удовлетворению требований Государственных образовательных стандартов и работодателей.

Технология формирования необходимых компетенций разрабатывается по единому алгоритму, состоящему из следующих блоков: постановка целей обучения; определение содержания; подбор средств педагогической коммуникации, позволяющие наиболее эффективно реализовать содержание; проектирование модулей учебных дисциплин; осуществление контроля по формированию компетенций; реализация корректировки сквозной образовательной программы.

В технологиях оптимизируется выбор известных средств, форм и методов дидактики реализации содержания и предлагаются новые средства и методы, такие, как: практикоориентированное обучение, выполнение комплексных проектов, метод портфолио, дивергентный метод, мониторинг требований работодателей, самомаркетинг. Кроме этого впервые как инструмент технологии применяются матрицы компетенций Блума, метод управляющих воздействий IWRAM (I-индивидуальный вклад, W-качественная работа, R-совместные усилия, A-коррективы, M-контроль).

Межпредметная интеграция в сквозной образовательной программе позволяет получить новые эмерджентные свойства - отличительные компетенции выпускника.

  1. Диагностический инструментарий для мониторинга уровня конкурентоспособности выпускников.

Уровень сформированности конкурентных преимуществ и отличительных компетенций выпускников определяется с помощью матрицы компетенций Блума (самооценка студента и экспертная оценка преподавателя), анализа электронного портфолио, наличия дополнительного профессионального образования, экспертизы качества сквозных проектов и сквозной образовательной программы. Использование математической статистики и методов квалиметрии обеспечивает достоверность и надежность получаемых данных, что позволит сделать выводы, основанные на фактах.

Структура и объем работы. Диссертация объемом 183 страница состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 151 источника и 9 приложений.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Адаптивность как средство гуманизации профессиональной экономической подготовки в учреждении среднего профессионального образования (на примере Ижевского государственного торгово-финансового колледжа) 13.

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре педагогики профессионального образования и социальной деятельности в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Ульяновский государственный университет
  2. Конкурентоспособность вуза в системе регионального управления высшим профессиональным образованием (на примере Калининградской области) 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика, предпринимательство)

    Диссертация
    Защита диссертации состоится " " 2007 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.084.01 при ФГОУ ВПО "Российский государственный университет имени Иммануила Канта" по адресу: 236 , г.
  3. Особенности маркетинга образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования (на примере заочной формы обучения)

    Автореферат диссертации
    Диссертационная работа выполнена на кафедре «Маркетинг» Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Всероссийского заочного финансово-экономического института
  4. Конкурентоспособность как детерминанта профессионального образования инженеров (на примере Владимирской области) 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Актуальность исследования. Вхождение России в новые социально-экономические условия выдвинуло на первый план необходимость проведения изменений в национальной системе образования.
  5. Формирование социально открытой системы среднего профессионального образования 13. 00. 08 -теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 18 сентября 2008 года в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 850.015.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Научно-исследовательском институте развития профессионального образования Департамента

Другие похожие документы..