Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Одно из важнейших направлений реформ, проводимых в республике кординальное реформирование системы управления экономикой. По сравнению со старой, до с...полностью>>
'Документ'
Функциональное разделение управленческого труда: причины и характеристика основных функций. Целевое управление предприятием: достоинства и недостатки...полностью>>
'Документ'
Заслухавши звіт голови Красноградської районної державної адміністрації за 2011 рік з питань виконання бюджету, програм соціально-економічного та кул...полностью>>
'Доклад'
Модернизация российского общества, провозглашённая первыми лицами государства, безусловно, необходима, но не имеет чётко определённых целей и продума...полностью>>

Задачи: Образовательные : раскрыть учащимся ситуацию, сложившуюся в обществе после Отечественной войны 1812 года; познакомиться с личностями, входившими в тайные общества

Главная > План-конспект
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Восстание декабристов

Выполнила: преподаватель истории ГУНПО ПУ № 53

Пенькова О.В.

В СИБИРЬ.

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье.

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут

1827 г.

А.С. Пушкин

План- конспект урока истории на тему «Восстание декабристов».

Роль и место урока: Данный урок занимает важное место в ряду уроков истории по началу XIX века. Либеральное движение в России возникло еще в XVIII веке. В начале XIX века после Отечественной войны 1812 года вновь активизируются движения за гражданские свободы и конституционное устройство государства. Взгляды декабристов и их действия очень важны при раскрытии особенностей последнего периода царствования Александра I и прихода к власти его брата Николая I. Предпринятая декабристами попытка переустройства России во многом объясняет реакционную политику Николая I.

Цель: рассказать о тайных обществах царствования Александра I и восстании декабристов.

Задачи:

1.Образовательные:

  • раскрыть учащимся ситуацию, сложившуюся в обществе после Отечественной войны 1812 года;

  • познакомиться с личностями, входившими в тайные общества;

  • проанализировать основные идеи документальных проектов устройства России;

проследить ход и итоги восстания, а также дальнейшую судьбу декабристов.

2. Воспитывающие:

  • Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну;

  • Формировать любовь к предмету.

3. Развивающие:

  • Развивать наглядно-образное мышление учащихся;

  • Формировать умение работать с историческими документами;

  • Развивать умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать.

Тип урока: изучения нового материала.

Программное обеспечение:

1. Microsoft Power Point

2. Microsoft Word

3. Программы сканирования и обработки изображения.

Техническое обеспечение: мультимедийный компьютер, мультимедийный проектор и экран, сканер, принтер.

Этапы урока:

1.Организационный момент……………………………………………………………… 3мин.

2.Актуализация опорных знаний учащихся……………………………………………... 7мин.

3.Изучение нового материала по плану: ………………………………………………... 50 мин.

ПЛАН:

1. Ситуация в России после Отечественной войны 1812 года.

2.Организация военных поселений.

3. «Союз спасения» и «Союз благоденствия».

4.Северное и Южное общества.

5.Проекты нового устройства России: «Конституция » и «Русская правда».

6..Восстание на Сенатской площади.

7.Итоги восстания.

4.Первичное закрепление полученных знаний…………………………………………..10мин.

5.Домашнее задание………………………………………………………………………..2мин.

6.Итог урока………………………………………………………………………………...8мин.

Итого: 1час 20 мин.

Ход урока:

1.Добрый день! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с тайными обществами времен Александра I и восстанием декабристов, но сначала давайте вспомним ситуацию, которая складывалась в стране после Отечественной войны 1812 года.

2..Как вы считаете, с каким настроением возвращались люди после освободительного европейского похода 1813-1814 годов? На какие уступки от властей они рассчитывали? Что являлось главным вопросом, который был не решен, но требовал немедленного решения?

3.Теперь приступаем к изучению нового материала.

1.После наполеоновских войн многие ожидали, что в России начнутся новые времена. Солдаты и офицеры, познакомившись с более свободной жизнью европейских народов, в новом свете воспринимали печальную российскую действительность. Крепостные крестьяне, побывавшие в ополчении, испытавшие все тяготы походной жизни, смотревшие в глаза смерти, с тяжелым разочарованием убеждались, что они не заслужили даже свободы.

2.Но через несколько лет после Отечественной войны 1812 года в политике Александра I

проявляются откровенно крепостнические черты. Это выражалось не на словах, а в делах. И прежде всего – в создании военных поселений.

Александр I

«Они будут, во что бы то ни стало, хотя бы пришлось уложить трупами от Петербурга до Чудова», - так отвечал Александр I на критику Барклая де Толли, который выступал с решительной критикой военных поселений и предоставил царю особый доклад.

Аракчеев

Их устройством занимался Аракчеев. В селении вводились воинские части и все жители переводились на военное положение. Всех взрослых крестьян до 45 лет одели в военную форму и побрили. Весь быт военных поселян был мелочно расписан. Главным занятием стали военные учения. Зачастую из-за учений хлеб осыпался на корню, а сено гнило под дождем. Ремеслами и торговлей можно было заниматься лишь с разрешения начальства. В военных поселениях неоднократно происходили восстания (крупнейшее из них произошло в 1831 году в районе Старой Руссы). Тем не менее система военных поселений просуществовала до 1857 года.

Что повлияло на складывание идеологии декабристов?

М. Бестужев-Рюмин

М. Муравьев-Апостол

С. Муравьев-Апостол

С. Трубецкой

П. Пестель

3.В 1815 году несколько офицеров Семеновского полка устроили «артель»: вскладчину готовили обеды, а после играли в шахматы, читали вслух иностранные газеты, обсуждали вопросы политики. Александр I дал знать, что такие «сборища» ему не нравятся. И офицеры поняли, что они не могут рассчитывать на гласное обсуждение животрепещущих вопросов русской жизни. В 1816 году возникла тайная военная организация – «Союз спасения» ( в него вошли: А. Муравьев. С.Трубецкой, Н. Муравьев, Матвей и Сергей Муравьевы- Апостолы, позже в «Союз» вошли гвардейский офицер Павел Пестель, князь Евгений Оболенский и Иван Пущин).

Главной целью общества было введение конституции и гражданских свобод. В уставе «Союза» говорилось: «если царствующий император не даст никаких прав независимости своему народу, то ни в коем случае не присягать его наследнику, не ограничив его самодержавия». Союз строился на основании глубокой конспирации и строгой дисциплины. За 2 года в общество вступило около 30 человек.

В 1818 году был основан «Союз благоденствия». Создан вместо «Союза спасения». Во главе его стояли те же лица, что и в прежней организации. Новый «Союз» носил более открытый характер. В нем состояло около 200 человек. Новый «Союз благоденствия», ставивший перед собой развитие благотворительности, смягчение, гуманизацию нравов, знаний просуществовал всего три года. После солдатских волнений 1820 большинство офицеров были высланы из столицы, на юг, среди них были Михаил Бестужев-Рюмин, Сергей Муравьев-Апостол и Павел Пестель

П. Каховский К. Рылеев Н. Муравьёв

4. Возникло два новых общества: «Северное» и «Южное». Они поддерживали между собою связь, но в то же время пошли разными путями.

5.Сравнительная таблица

«Русская правда» Пестеля

Конституция Н.Муравьева

Форма правления.

Гражданское общество, как и всякое другое, имеет свою цель и должно избирать средства для достижения оной. Цель состоит в благоденствии всего общества вообще и каждого из членов оного в особенности

Должна существовать республиканская форма правления.

Конституционная монархия; Император есть: Верховный Чиновник Российского Правительства. Его права и преимущества суть:

1. Власть его наследственная по прямой линии от отца к сыну, но от тестя она не переходит к зятю.

2. Он соединяет в особе своей всю исполнительную власть.

3. Он имеет право останавливать действие законодательной власти и принуждать ее ко вторичному рассмотрению закона.

4. Он Верховный Начальник сухопутной и морской силы…

Высшая законодательная

власть

Верховная власть разделяется на законодательную и верховно-исполнительную.Первая поручается Народному вече, вторая - Державной думе. Сверх того нужна еще власть блюстительная. Чтобы те две не выходили из своих пределов. Власть блюстительная поручается верховному собору.

Федеральное или союзное правление одно разрешило сию задачу, удовлетворило всем условиям и согласило величие народа и свободу граждан. Под надзором государя одно законодательное собрание находится в столице и делает все распоряжения. Общие для всего государства; Частные распоряжения, касающиеся до областей, предоставлены областным законодательным собраниям.

Судьба военных поселений

Сии неизбежные от Военных Поселений последствия достаточно доказывают, что одна из Первейших обязанностей Временного Верховного Правления состоит в Уничтожении Военных Поселений и в освобождении от ужасного сего ига всех Селений ныне к оным принадлежащих.

Военные поселения немедленно уничтожаются. Поселенные батальоны и эскадроны с родственниками рядовых вступают в званье общих владельцев.

Судьба крепостного

права

Признать, объявить и провозгласить всех казенных и Удельных Крестьян Вольными и никакого рода Крепости более не подлежащими, включить их всех в общей Состав Российского Гражданства, на основании общих Правил признавая их Российскими Гражданами и распространяя на них все Права Купечества и Мещанства, так чтобы они от ныне впредь особого Сословия более не составляли но принадлежали бы к общему Сословию Российских Граждан.

Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земле Русской, становится свободным. Разделение между благородными и простолюдинами не принимается, поелику противно Вере, по которой все люди братья, все рождены благо по воле Божьей, все рождены для блага и все просто люди: ибо все слабы и несовершенны. Подземелья и казематы крепостные, вообще все так называемые государственные темницы уничтожаются; никто не может быть заключен иначе, как в назначенных на сей предмет общественных темницах.

Столица

Столицей Российского Государства выбран Нижний Новгород.

Столица остается в Петербурге

В программе Северного общества, составленной Н. М. Муравьевым и получившей название «Конституции», предусматривалось превращение самодержавной монархии в конституционную. Муравьев предполагал сохранить императора во главе исполнительной власти. Однако законодательная власть должна была выйти из-под контроля монарха и перейти к выборному органу — Народному вечу. Для избирателей предполагался высокий имущественный ценз. Муравьев планировал превратить Россию в федерацию, состоявшую из 14 «держав» и двух областей. В решении общероссийских дел «державные» органы должны были подчиняться центральным, но в решении местных вопросов имели весьма широкую автономию. Крепостное право безоговорочно подлежало ликвидации. Крестьян предполагалось наделить землей, но по очень незначительной норме (2 десятины), что было абсолютно недостаточно для нормального существования крестьянской семьи. Освободившимся крестьянам все равно пришлось бы арендовать землю у помещиков. Никита Муравьев разработал проект «Конституции», но он был очень умеренным деятелем декабристского движения, и в своем проекте пытался свести воедино неосуществленные проекты Александра I. Но положительная сторона проекта Муравьева – это то, что в своей основе он был реалистичен. Автор понимал, что стране нельзя навязывать преобразования, к которым она не готова.

Программа преобразований, написанная Пестелем и названная им «Русской правдой», была более смелой, но при этом куда менее реалистичной. Пестель решительно высказывался за ликвидацию монархии и переход к республике. Высший законодательный орган — Народное вече — и высшую исполнительную власть — Державную думу — он предполагал сделать выборными. При этом право избирать и быть избранными в Народное вече получали все мужчины, достигшие 20-летнего возраста, без всякого имущественного ценза. Державная дума избиралась Народным вечем. Местное управление подчинялось центру. Крестьянский вопрос Пестель предлагал решить путем передачи крестьянам земель крупных помещиков (свыше 10000 десятин земли).

Павел Пестель представляя «Русскую правду» был более радикален. Но представляя свой проект «северянам», он не смог убедить их его принять. Договорились лишь о том, что выступать нужно совместно. Предполагалось, что это произойдет летом 1826 года.

Царь знал о существовании тайных обществ, но странно бездействовал. В конце октября 1925 года царь ненадолго съездил в Крым, после чего сильно заболел и 19 ноября 1825 года скончался в Таганроге (в возрасте 47 лет). У Александра I не осталось детей. Наследовать престол должен был брат Константин, второй сын Павла. Но в свое время он был настолько потрясен смертью отца, что дал зарок не вступать на престол. А потом, женившись на польской дворянке, навсегда отрезал себе дорогу на трон. Александр I завещал престол своему брату – Николаю, но завещание хранилось засекреченным.

Страна присягнула Константину. В свою очередь, находясь в Польше, Константин письменно отрекается от престола. Тем временем междуцарствие затягивалось. Многие понимали, что выбор любого из них обещает мало хорошего: резкий, вспыльчивый, весь в отца Константин и холодный, надменный Николай. Взоры многих обратились в сторону тайного общества, которое с некоторых пор перестало быть тайным. Сердцевиной оппозиции стало Северное общество. Было решено Николаю не присягать, поднять гвардейские полки и собрать их на Сенатской площади. Но в течение нескольких дней обстановка круто изменилась. Путем обещаний и угроз Николай перетянул на свою сторону подавляющую часть высших сановников и генералов. 13 декабря Николаю присягнули Государственный Совет и Сенат. Присяга войск была назначена на 14 декабря.

6. Декабристы разработали Манифест Сенату.

В Манифесте Сената объявляется.

1-е. Уничтожение бывшего правления.

2. Учреждение временного правительства, до установления постоянного

3. Свободное тиснение, и потому, уничтожение цензуры.

4. Свободное отправление богослужения всем верам.

5. Уничтожение права собственности, распространяющейся на людей.

6. Равенство всех сословий перед законом, и потому уничтожение военных судов и всякого рода судных комиссий, из коих все дела судные поступают в ведомства ближайших судов гражданских.

7. Объявление права всякому гражданину заниматься, чем он хочет, и потому дворянин, купец, мещанин, крестьянин все равно имеют право вступать в воинскую и гражданскую службу и в духовное звание, торговать оптом и в розницу, платя установленные повинности для торгов. Приобретать всякого рода собственность, как - то: земли, дома в деревнях и городах; заключать всякого рода условия между собою, тягаться друг с другом пред судом.

8. Сложение подушных податей и недоимок по оным.

9. Уничтожение монополий, как то: на соль, на продажу горячего вина и проч. и потому учреждение свободного винокурения и добывания соли, с уплатой за. промышленность с количества добывания соли и водки.

10. Уничтожение рекрутства и военных поселений.

11. Убавление срока службы военной для нижних чинов, и определение оного последует по уравнении воинской повинности между всеми сословиями.

12. Отставка всех без изъятия нижних чинов, прослуживших 15 лет.

13. Учреждение волостных, уездных, губернских и областных правлений, и порядка выборов членов сих правлений, кои должны заменить всех чиновников, доселе от гражданского правительства назначенных.

14. Гласность судов.

15. Введение присяжных в суды уголовные и гражданские.

Учреждает правление из 2-х или 3-х лиц, которому подчиняет все части высшего управления, то есть все министерства. Совет, Комитет министров, армии, флот. Словом, всю верховную, исполнительную власть, но отнюдь не законодательную, и не судную.— Для сей пост ледней остается министерство, подчиненное временному правлению, но для суждения дел, не решенных в нижних инстанциях, остается департамент Сената уголовный и учреждается гражданский, кои решают окончательно, и члены коих останутся до учреждения постоянного правления.

Временному правлению поручается приведение в исполнение:

1-е. Уравнение прав всех сословий.

2. Образование местных волостных, уездных, губернских и областных правлений.

3. Образование внутренней народной стражи,

4. Образование судной части с присяжными.

5. Уравнение рекрутской повинности между сословиями.

6. Уничтожение постоянной армии.

7. Учреждение порядка избрания выборных в Палату представителей народных, кои долженствуют утвердить на будущее время имеющий существовать порядок правления и государственное законоположение (РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ).

14 декабря 1825 года офицеры Александр Бестужев и Дмитрий Щепин-Ростовский вывели к памятнику Петру I Московский полк. К ним присоединились гвардейский морской экипаж и лейб-гвардии гренадерский полк – всего около 3000 человек. Верные Николаю войска оцепили Сенатскую площадь, имея четырехкратное превосходство.

Соотношение сил декабристов и царских войск.

Сенатская площадь.

Декабристам удалось почти безупречно выстоять в этом моральном поединке. И только когда подъехал Милорадович, ( военный губернатор Петербурга) не выдержали нервы у Каховского.

Убийство Милорадовича сторонники Каховского использовали как повод к решительным действиям. Николай приказал пустить в дело пушки. Осыпаемые картечью солдаты бросились на невский лед. Ядра бились о некрепкий лед и солдаты начали тонуть.

Накануне событий был арестован Пестель, а потом другие члены Южного общества.

7. Суд над декабристами происходил при закрытых дверях. Угодливые судьи вынесли очень жестокий приговор. Пятеро декабристов – К.Ф. Рылеев, П.И. Пестель, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, П.Г. Каховский – были приговорены к четвертованию, но Николай заменил его на повешение. Казнь совершилась рано утром 13 июня 1826 года в Петропавловской крепости. 121 декабриста сослали на каторгу или на поселение в Сибирь, заключили в крепость или послали на Кавказ умирать рядовыми солдатами.

Как вы думаете, почему декабристы потерпели поражение?

Причины поражения:

  • Несогласованность действий;

  • Мирные формы борьбы;

  • Немногочисленность рядов;

  • Не привлекали другие сословия.

4.Выполните следующие задания:

1. Пользуясь историческими документами: «Русская правда» и Конституция заполните сравнительную таблицу:

«Русская правда»

Конституция

Форма правления

Высшая законодательная власть

Судьба военных поселений

Судьба крепостного права

2.Выполните тестовое задание:

1.Какому государственному деятелю было поручено практическое создание военных поселений?

а) Канкрину Е.Ф.

б) Аракчееву А.А.

в) Сперанскому М.М.

2. Революции и освободительные движения 1820-1821г.г. в странах Европы оказали влияние на возникновение в России:

а) Рабочих организаций

б) декабристского движения

в) революционного народничества

3. К декабристским организациям не относится:

а) Союз благоденствия

б) Земля и воля

в) Южное общество

4. Программным документом Северного общества стала:

а) «Русская правда»

б) Конституция

в) «Зеленая книга»

5.Установите соответствие между документом и его автором:

  1. «Философические письма» а) Пестель П.П.

  2. «Русская правда» б) Карамзин Н.М.

  3. Конституция в) Чаадаев П.Я.

  4. «Записки о древней и новой России» г) Муравьев Н.М.

5. Домашнее задание: учебник В.П.Буганов, П.Н.Зырянов «История России»(2 часть) § 58-59

6. Подведение итогов: С каким событием в русской истории мы с вами познакомились?

Кто возглавлял это движение? В чем важность движения декабристов? Какое значение оно имело для будущих поколений?

Литература:

1.В.П.Буганов, П.Н.Зырянов «История России» конец XVII-XIX в.в., Просвещение, 2004 – 304с.

2. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен да начала XX века: Пособие для 10-11 кл.,/под ред. В.И. Уголковой.-М.: Дрофа, 1997 – 400с

3.Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. - М., 1997.

4.Федоров В. А. Декабристы и их время. - М., 1992

5.История России в XIX-начале XX вв. / Под ред. В. А. Федорова. - М., 1998.

6.Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России. - М., 1991.

7. Мультимедийный диск «Отечественная история до начала XX века».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История создания песен Великой Отечественной войны (1)

    Документ
    В настоящее время общество нуждается во всесторонне развитых, интеллектуальных, творческих молодых людях, любящих свою Родину, знающих историю своей страны и безмерно чтящих Великие подвиги прошлого.
  2. Задачи : обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования

    Документ
    Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное
  3. Образовательная программа начального общего образования моу «Тугустемирская средняя общеобразовательная школа»

    Образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Тугустемирская СОШ» Тюльганского района Оренбургской области разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
  4. Образовательная программа Принята

    Образовательная программа
    Адрес (юридический/фактический): 655797, Российская Федерация, Республика Хакасия, Бейский район, с. Новотроицкое, ул. Ленина, д. 17. Телефон 8(39044) 3-42-10,
  5. Образовательная программа начального общего образования моу гимназии №10 г. Воронежа

    Образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования (ОПП) для школ, работающих по учебникам системы «Гармония», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального

Другие похожие документы..