Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа дисциплины'
В своей исследовательской работе экономистам приходится анализировать разнообразные данные. Грамотно используемые статистические методы анализа данны...полностью>>
'Урок'
Цель: повторить «ГП материка»; Определить ГП Австралии; Рассказать о плаваниях А. Тасмана; Д. Кука; о заселении Австралии европейцами; показать особен...полностью>>
'Автореферат'
Защита диссертации состоится « » 2009 года в час. на заседании Диссертационного Совета (шифр Д.002.015.04) по защите диссертаций на соискание ученой ...полностью>>
'Документ'
Постановка проблеми. Соціально-економічна та політична ситуація, яка відбувається в Україні на даний час значним чином впливає на традиційну систему ...полностью>>

Ушкевич Нина Фёдоровна учебно-методический комплекс

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУВПО "ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра________________Новой и Новейшей истории______________________

(название кафедры)

Ф.и.о. автора___________Ушкевич Нина Фёдоровна_____________________

Учебно-методический комплекс по

История мировой и Отечественной культуры.

Запад, новейшее время

(название дисциплины)

Специальность: ____030401.65____История____________________

(код по ОКСО) (наименование специальности)

____________________________________________

(код по ОКСО) (наименование специальности)

Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-метод. управление Протокол №____

«____» _____________ 200__ г. «___» ___________ 200__ г.

________________________ Зав. кафедрой _________

Пермь 2007

Автор-составитель:

Ушкевич Нина Федоровна

Доцент, кандидат исторических наук.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «История мировой и отечественной культуры. Запад, новейшее время» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «История».

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных дисциплин специализации и является обязательной для изучения.

Согласования:

Зав. библиотекой

(подпись) (ф. и. о.)

СОДЕРЖАНИЕ

Учебно-методический комплекс по 1

Специальность: ____030401.65____История____________________ 1

____________________________________________ 1

Пермь 2007 1

I. Рабочая программа дисциплины 4

1.Цели и задачи изучения дисциплины 4

2. Требования к уровню освоения содержания курса. 4

3. Распределение часов курса по формам и видам работ. 4

Введение. Проблемы теории культуры. 5

Повседневная духовная жизнь в ведущих странах Запада в конце XIX – первой половине XX века. 5

4. Содержание курса. 6

1.Введение. Проблемы теории культуры. Определение понятия "культура". Дискуссии о понятии "культура" и закономерностях ее развития в отечественной и зарубежной историографии. Периодизация истории культуры стран Запада в ХХ веке. 6

1.Повседневная духовная жизнь в ведущих странах Запада в конце XIX – первой половине XX века. Эволюция материальной культуры в первой половине ХХ в. Развитие массового производства, бытовой техники, средств транспорта и связи. Совершенствование средств массовых коммуникаций (пресса, радио, кино). Влияние этих процессов на обыденную жизнь населения Европы и Америки. Развитие систем образования в ведущих государствах мира. Реформы в области начального и среднего образования. Борьба за демократизацию высшей школы. Создание независимых организаций пролетарского просветительского движения. 6

5. Примерный список вопросов к коллоквиуму. 10

6. Учебно-методическое обеспечение курса. 10

Дополнительная литература 10

Рекомендуемая литература 10

6.3. Художественная литература 10

6.4. Публикации художественной литературы 12

в журнале «Иностранная литература». 12

6.5. Список фильмов 13

6.6. Методические рекомендации для студентов. 23

6.7. Методические рекомендации преподавателю. 25

I. Рабочая программа дисциплины

1.Цели и задачи изучения дисциплины

Цель курса.

Курс «История мировой и отечественной культуры. Запад, новейшее время» является завершающей частью курса «История мировой культуры» для студентов историко-политологического факультета. Он нацелен на повышение уровня знаний слушателей в области новейшей культуры зарубежных стран, усиления их внимания не только к ее ценностным достижениям, но и к повседневной духовной жизни, эволюции как массовой, так и элитарной культуры. В курсе рассматриваются и варианты осмысления конкретных духовных ситуаций современниками.

Задачи курса.

Задачи курса состоят в формировании у студентов знаний о конкретных явлениях зарубежной культуры XX-XXI столетий, навыков их анализа, сопоставления и оценки. Обязательной при этом является работа с источниками (произведения философов, мемуары, художественная литература, кинофильмы, театральные постановки, репродукции произведений изобразительного искусства и т.д.).

2. Требования к уровню освоения содержания курса.

В ходе изучения содержания курса слушатели должны укрепить и расширить знания фактического материала, познакомиться с философским и художественным наследием ушедшего века, научиться его анализировать; сформировать собственный подход к разнообразным явлениям культуры и научиться его аргументировать в дискуссиях.

3. Распределение часов курса по формам и видам работ.

№/№

п.п.

Наименование тем и разделов

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

лекции

семинары

1

Введение. Проблемы теории культуры.

4

2

2

2

Повседневная духовная жизнь в ведущих странах Запада в конце XIX – первой половине XX века.

2

2

3

"Массовая культура" межвоенного периода.

4

2

2

4

Элитарная культура в первой половине ХХ в.

8

4

4

5

Демократическая культура межвоенного периода.

6

4

2

6

Фашизм и культура.

4

2

2

7

Антифашистское сопротивление и культура в предвоенное десятилетие и в годы второй мировой войны.

4

2

2

8

Духовная жизнь в развитых капиталистических странах в послевоенный период.

2

2

9

Научно-техническая революция во в/п XX в. и духовная жизнь буржуазного общества.

4

2

2

10

Элитарная культура 1960 – 90-х гг.

4

2

2

11

Культура контестации в 60-70-е гг. ХХ в.

4

2

2

12

Постмодернизм.

4

2

2

13

Основные тенденции развития современной культуры Запада.

4

2

2

Итого

54

30

24

Текущий контроль:

Беседы на консультациях.

Завершающий контроль: зачетный коллоквиум.

На заочном отделении: подготовка рефератов по отдельным проблемам курса к зачетному коллоквиуму.

4. Содержание курса.

    1. Разделы курса

  1. Введение. Проблемы теории культуры.

  2. Повседневная духовная жизнь в ведущих странах Запада в конце XIX – первой половине XX века.

  3. "Массовая культура" межвоенного периода.

  4. Элитарная культура в первой половине ХХ в.

  5. Демократическая культура межвоенного периода.

  6. Фашизм и культура.

  7. Антифашистское сопротивление и культура в предвоенное десятилетие и в годы второй мировой войны.

  8. Духовная жизнь в развитых капиталистических странах в послевоенный период.

  9. Научно-техническая революция в/п XX в. и духовная жизнь общества.

  10. Элитарная культура в 1960 – 90-е гг. ХХ в.

  11. Культура контестации в 60-70-е гг. ХХ в.

  12. Постмодернизм.

  13. Основные тенденции развития современной культуры Запада.

    1. Темы и краткое содержание.

  1. Введение. Проблемы теории культуры. Определение понятия "культура". Дискуссии о понятии "культура" и закономерностях ее развития в отечественной и зарубежной историографии. Периодизация истории культуры стран Запада в ХХ веке.

    1. Повседневная духовная жизнь в ведущих странах Запада в конце XIX – первой половине XX века. Эволюция материальной культуры в первой половине ХХ в. Развитие массового производства, бытовой техники, средств транспорта и связи. Совершенствование средств массовых коммуникаций (пресса, радио, кино). Влияние этих процессов на обыденную жизнь населения Европы и Америки. Развитие систем образования в ведущих государствах мира. Реформы в области начального и среднего образования. Борьба за демократизацию высшей школы. Создание независимых организаций пролетарского просветительского движения.

    2. "Массовая культура" межвоенного периода. Определение этого феномена и дискуссии о сущности его в ХХ веке. Стереотипы "массовой культуры". Ее дифференциация в зависимости от уровня образованности населения и его духовных потребностей. Использование "массовой культуры" для воздействия на сознание публики. Особенности массовой беллетристики, кино и радиопередач в межвоенный период.

4. Элитарная культура в первой половине ХХ в. Развитие принципов элитарного подхода к жизни и творчеству. Общества интеллектуальной элиты в 10-20-е гг. XX в. Философское осмысление современности. "Идеология кризиса" (О. Шпенглер). Экзистенциализм (К. Ясперс, М. Хайдеггер). Интуитивизм (А. Бергсон). Прагматизм (У. Джемс, Д. Дьюи). Фрейдистская психосоциология.

Отражение новых философских идей в элитарной художественной культуре. Творчество М. Пруста, Д. Джойса, В. Вульф, Л. Селина, Ж.П. Сартра, А. Камю.

Европейский авангардизм в первой половине XX в. Футуризм. Экспрессионизм. Дадаизм. Сюрреализм.

5. Демократическая культура межвоенного периода. Дискуссии по проблемам демократической культуры Запада в русской и зарубежной культурологии. Влияние демократических движений межвоенного периода на духовную жизнь населения Европы и Америки. Демократизация духовной жизни. Отражение требований демократии в политике буржуазных и пролетарских партий в области культуры.

Демократизация архитектурной мысли (Ле Корбюзье, В.Гропиус и деятельность "Баухауса"). Эволюция реализма. Борьба прогрессивных сил за утверждение гуманистических идеалов в литературе, театральной культуре и кинематографии. Реализм в изобразительном искусстве 20-30-х гг. XX в.

Пролетарская культура в странах Запада. Изменение места и роли пролетариата в духовной жизни стран капитала после первой мировой войны. Эволюция духовного облика рабочих. Роль рабочих организаций в распространении новых ценностных ориентаций среди трудящихся.

Дискуссии о пролетарской культуре и возможности создания элементов социалистической культуры в буржуазном обществе в 20-е гг. Формирование национальных и международных пролетарских культурных организаций.

Движение рабочих корреспондентов. Формирование пролетарско-революционной литературы. Дискуссии о методе социалистического реализма. Пролетарское театральное движение. Немецкий революционный экспрессионизм. Деятельность "Синдиката революционных живописцев, скульпторов и технических работников" в Мексике.

Достижения и слабости пролетарского культурного движения.

6. Фашизм и культура. Эволюция политики итальянского фашизма в области культуры. Культура в нацистской Германии. Использование "массовой культуры" для манипулирования сознанием населения тоталитарных государств.

7. Антифашистское сопротивление и культура в предвоенное десятилетие и в годы второй мировой войны. Влияние Народного фронта на развитие демократической культуры Франции. "Красная декада" в США. Развитие антифашистской культуры в Италии, Испании, Германии. Антифашистско-демократические преобразования в духовной жизни стран, освобожденных от фашизма.

8. Духовная жизнь в развитых капиталистических странах в послевоенный период. Борьба демократии за расширение позиций гуманизма в национальных культурах. Итальянская демократическая культура послевоенного периода. Итальянский неореализм. Возрождение традиций культуры эпохи Народного фронта во Франции.

"Холодная война" и изменение духовного климата в странах Запада в 50-е годы. Маккартизм и духовная ситуация в США в конце 40-х - 50-е гг. Усиление давления государства на сферу массовых коммуникаций. Кризис Голливуда. Расширение тенденций американизации европейской культуры.

9. Научно-техническая революция в/п XX в. и духовная жизнь буржуазного общества. Основные элементы НТР и их влияние на развитие современной материальной культуры. Воздействие научно-технического прогресса на градостроительство, изменение условий труда и быта современного человека. Совершенствование средств массовых коммуникаций в условиях НТР. Дискуссии о последствиях НТР. Зарубежная социология о последствиях НТР. Влияние НТР на философскую мысль Запада в 60-90-е гг. Теории "единого индустриального мира", "конвергенции". Футурология. Модернизация позитивизма, прагматизма, экзистенциализма. Философия Франкфуртской школы. Эволюция "массовой культуры" в 1960-90-е гг. Влияние революции в средствах массовых коммуникаций на содержание и эстетику "массовой культуры". Изучение общественного вкуса и влияние на него. Модернизация стереотипов "массовой культуры". Интеграция в системе "массовой культуры" элементов молодежной "контркультуры" конца 60 х- начала 70-х гг., авангардизма и классической культуры столетия.

10. Авангардизм 1960 – 90-х гг. Элитарные концепции культурологии 60-х гг. (Т. Адорно, Г Маркузе, "новые левые"). Практика школы "антиромана" и структуралистской поэзии. Театр абсурда. «Конкретная» и электронная музыка. Абстракционизм. Поп-арт. Гиперреализм. Сюрреализм.

11. Культура контестации в 60-70-е гг. ХХ в. Леворадикальное молодежное движение 60-х гг. и проблемы культуры. Ценностные ориентации "новых левых". Попытки «раскрепощения» повседневной духовной жизни. Эволюция политики государств в области культуры. Классическая культура в борьбе против декаданса и китча. Дискуссии о реализме и судьбах романа. Специфика развития реалистической литературы, драматургии и театра. Движение народных и молодежных театров. Социально-критическое направление в киноискусстве. Итальянское философское и политическое кино. Реализм в кинематографии США, Швеции, Франции, ФРГ. Реализм и неоклассика в изобразительном искусстве 60-70-х гг.

12. Постмодернизм. Постмодернизм, его теории и творческая практика. Постмодернистские тенденции в литературе, киноискусстве и изобразительном искусстве. Современная эволюция постмодернизма.

13. Основные тенденции развития современной культуры Запада. Активизация консервативных сил в развитых капиталистических странах в 1980-90-е гг. "Консервативная волна" в современной буржуазной идеологии. Неоконсервативные тенденции в художественной культуре Запада. "Апология оптимизма" в "массовой культуре". Современные общественные движения и проблемы культуры. Распространение идеологии глобализма в нач. XXI в. Усиление ее влияния на политику в области культуры в ведущих странах мира. Зарождение антиглобалистского движения в защиту права народов на самобытность духовной жизни. Гуманистические тенденции в художественной культуре кон. ХХ – нач. XXI столетий.

5. Примерный список вопросов к коллоквиуму.

Основные тенденции развития современной культуры Запада

1. Проблемы определения понятия «культура» и закономерностей ее развития в современной культурологии.

2. Дискуссии о глобализме и перспективах развития национальных культур в XXI в.

3. Особенности развития современной массовой культуры.

4. Авангардизм и постмодернизм на рубеже веков.

5. Классическая культура нач. XXI в.

6. Учебно-методическое обеспечение курса.

Основная литература

История мировой культуры. Под.ред. Драча, - Ростов на Дону, 2003.

Дополнительная литература

Мировая художественная культура. Уч.пос. Т.2 под ред. Б.А, Эрнегросс. 2-ое изд. М., Высш шк. 2005

Зарубежная литература второго тысячелетия 1000-2000. Учебное пособие для вузов. М., 2001. Под ред. Андреева Л. Г.

Соколова М.В. Мировая культура и искусство. Уч. пос. для вузов. М., 2004

Рекомендуемая литература

Вайль П. Гений места. М., 2006

Ивашева В.В. Новые черты реализма на Западе. М., 1986

История зарубежного театра. ч.III Театр Европы и США после 1945г. М., 1977

Кин Ц.Л. Миф, реальность, литература. М.,1987

Кин Ц.Л. Алхимия и реальность. М., 1986

Мифы и реальность. Зарубежное кино сегодня. М., 1984

Рокотов В. Голливуд. М., 2001

Садуль Ж. История киноискусства М., 1957

Традиции и новаторство в зарубежном театре. Л., 1986.

Едике Ю. История современной архитектуры. М., 1972

Архитектура Запада: модернизм и постмодернизм. М., 1987

6.3. Художественная литература

Любые произведения следующих писателей:

1 половина XX века 2 половина XX века – нач XXI в.

США:

У. Фолкнер

Д. Апдайк

Э. Хэмингуэй

Д. Чивер

С Фицджеральд

У. Хеллер

Т. Драйзер

И. Шоу

Д. Стейнбек

Д. Ирвинг

Д. Рид

К. Воннегут

С.Льюис

Э.Л. Доктороу

Э. Синклер

Т. Вулф



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Без ученой степени ст препод

    Документ
    препод. АУП 1 Цырусь Ирина Васильевна студент 4 Семашко Елена Валентиновна кандидат юридических наук зам.

Другие похожие документы..