Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Решение'
В рамках мероприятия эксперты компании VERNA поделятся практическим опытом обеспечения информационной безопасности, непрерывности и защищенности бизн...полностью>>
'Учебное пособие'
1-14переработка и нефтехимия. 2004, № 6, с. на базе растительного сырья2022022022022022022022022022022022022022022022022022022022022022022022022022022...полностью>>
'Лекция'
24 февраля в 18.30 в Большой аудитории Политехнического музея пройдет лекция «Современные проблемы астрофизики: от темной материи до кротовых нор». В...полностью>>
'Документ'
А.Н. Надольский, доцент кафедры радиотехнических устройств Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектрон...полностью>>

Ушкевич Нина Фёдоровна учебно-методический комплекс

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУВПО "ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра________________Новой и Новейшей истории______________________

(название кафедры)

Ф.и.о. автора___________Ушкевич Нина Фёдоровна_____________________

Учебно-методический комплекс по

История мировой и Отечественной культуры.

Запад, новейшее время

(название дисциплины)

Специальность: ____030401.65____История____________________

(код по ОКСО) (наименование специальности)

____________________________________________

(код по ОКСО) (наименование специальности)

Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-метод. управление Протокол №____

«____» _____________ 200__ г. «___» ___________ 200__ г.

________________________ Зав. кафедрой _________

Пермь 2007

Автор-составитель:

Ушкевич Нина Федоровна

Доцент, кандидат исторических наук.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «История мировой и отечественной культуры. Запад, новейшее время» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «История».

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных дисциплин специализации и является обязательной для изучения.

Согласования:

Зав. библиотекой

(подпись) (ф. и. о.)

СОДЕРЖАНИЕ

Учебно-методический комплекс по 1

Специальность: ____030401.65____История____________________ 1

____________________________________________ 1

Пермь 2007 1

I. Рабочая программа дисциплины 4

1.Цели и задачи изучения дисциплины 4

2. Требования к уровню освоения содержания курса. 4

3. Распределение часов курса по формам и видам работ. 4

Введение. Проблемы теории культуры. 5

Повседневная духовная жизнь в ведущих странах Запада в конце XIX – первой половине XX века. 5

4. Содержание курса. 6

1.Введение. Проблемы теории культуры. Определение понятия "культура". Дискуссии о понятии "культура" и закономерностях ее развития в отечественной и зарубежной историографии. Периодизация истории культуры стран Запада в ХХ веке. 6

1.Повседневная духовная жизнь в ведущих странах Запада в конце XIX – первой половине XX века. Эволюция материальной культуры в первой половине ХХ в. Развитие массового производства, бытовой техники, средств транспорта и связи. Совершенствование средств массовых коммуникаций (пресса, радио, кино). Влияние этих процессов на обыденную жизнь населения Европы и Америки. Развитие систем образования в ведущих государствах мира. Реформы в области начального и среднего образования. Борьба за демократизацию высшей школы. Создание независимых организаций пролетарского просветительского движения. 6

5. Примерный список вопросов к коллоквиуму. 10

6. Учебно-методическое обеспечение курса. 10

Дополнительная литература 10

Рекомендуемая литература 10

6.3. Художественная литература 10

6.4. Публикации художественной литературы 12

в журнале «Иностранная литература». 12

6.5. Список фильмов 13

6.6. Методические рекомендации для студентов. 23

6.7. Методические рекомендации преподавателю. 25

I. Рабочая программа дисциплины

1.Цели и задачи изучения дисциплины

Цель курса.

Курс «История мировой и отечественной культуры. Запад, новейшее время» является завершающей частью курса «История мировой культуры» для студентов историко-политологического факультета. Он нацелен на повышение уровня знаний слушателей в области новейшей культуры зарубежных стран, усиления их внимания не только к ее ценностным достижениям, но и к повседневной духовной жизни, эволюции как массовой, так и элитарной культуры. В курсе рассматриваются и варианты осмысления конкретных духовных ситуаций современниками.

Задачи курса.

Задачи курса состоят в формировании у студентов знаний о конкретных явлениях зарубежной культуры XX-XXI столетий, навыков их анализа, сопоставления и оценки. Обязательной при этом является работа с источниками (произведения философов, мемуары, художественная литература, кинофильмы, театральные постановки, репродукции произведений изобразительного искусства и т.д.).

2. Требования к уровню освоения содержания курса.

В ходе изучения содержания курса слушатели должны укрепить и расширить знания фактического материала, познакомиться с философским и художественным наследием ушедшего века, научиться его анализировать; сформировать собственный подход к разнообразным явлениям культуры и научиться его аргументировать в дискуссиях.

3. Распределение часов курса по формам и видам работ.

№/№

п.п.

Наименование тем и разделов

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

лекции

семинары

1

Введение. Проблемы теории культуры.

4

2

2

2

Повседневная духовная жизнь в ведущих странах Запада в конце XIX – первой половине XX века.

2

2

3

"Массовая культура" межвоенного периода.

4

2

2

4

Элитарная культура в первой половине ХХ в.

8

4

4

5

Демократическая культура межвоенного периода.

6

4

2

6

Фашизм и культура.

4

2

2

7

Антифашистское сопротивление и культура в предвоенное десятилетие и в годы второй мировой войны.

4

2

2

8

Духовная жизнь в развитых капиталистических странах в послевоенный период.

2

2

9

Научно-техническая революция во в/п XX в. и духовная жизнь буржуазного общества.

4

2

2

10

Элитарная культура 1960 – 90-х гг.

4

2

2

11

Культура контестации в 60-70-е гг. ХХ в.

4

2

2

12

Постмодернизм.

4

2

2

13

Основные тенденции развития современной культуры Запада.

4

2

2

Итого

54

30

24

Текущий контроль:

Беседы на консультациях.

Завершающий контроль: зачетный коллоквиум.

На заочном отделении: подготовка рефератов по отдельным проблемам курса к зачетному коллоквиуму.

4. Содержание курса.

    1. Разделы курса

  1. Введение. Проблемы теории культуры.

  2. Повседневная духовная жизнь в ведущих странах Запада в конце XIX – первой половине XX века.

  3. "Массовая культура" межвоенного периода.

  4. Элитарная культура в первой половине ХХ в.

  5. Демократическая культура межвоенного периода.

  6. Фашизм и культура.

  7. Антифашистское сопротивление и культура в предвоенное десятилетие и в годы второй мировой войны.

  8. Духовная жизнь в развитых капиталистических странах в послевоенный период.

  9. Научно-техническая революция в/п XX в. и духовная жизнь общества.

  10. Элитарная культура в 1960 – 90-е гг. ХХ в.

  11. Культура контестации в 60-70-е гг. ХХ в.

  12. Постмодернизм.

  13. Основные тенденции развития современной культуры Запада.

    1. Темы и краткое содержание.

  1. Введение. Проблемы теории культуры. Определение понятия "культура". Дискуссии о понятии "культура" и закономерностях ее развития в отечественной и зарубежной историографии. Периодизация истории культуры стран Запада в ХХ веке.

    1. Повседневная духовная жизнь в ведущих странах Запада в конце XIX – первой половине XX века. Эволюция материальной культуры в первой половине ХХ в. Развитие массового производства, бытовой техники, средств транспорта и связи. Совершенствование средств массовых коммуникаций (пресса, радио, кино). Влияние этих процессов на обыденную жизнь населения Европы и Америки. Развитие систем образования в ведущих государствах мира. Реформы в области начального и среднего образования. Борьба за демократизацию высшей школы. Создание независимых организаций пролетарского просветительского движения.

    2. "Массовая культура" межвоенного периода. Определение этого феномена и дискуссии о сущности его в ХХ веке. Стереотипы "массовой культуры". Ее дифференциация в зависимости от уровня образованности населения и его духовных потребностей. Использование "массовой культуры" для воздействия на сознание публики. Особенности массовой беллетристики, кино и радиопередач в межвоенный период.

4. Элитарная культура в первой половине ХХ в. Развитие принципов элитарного подхода к жизни и творчеству. Общества интеллектуальной элиты в 10-20-е гг. XX в. Философское осмысление современности. "Идеология кризиса" (О. Шпенглер). Экзистенциализм (К. Ясперс, М. Хайдеггер). Интуитивизм (А. Бергсон). Прагматизм (У. Джемс, Д. Дьюи). Фрейдистская психосоциология.

Отражение новых философских идей в элитарной художественной культуре. Творчество М. Пруста, Д. Джойса, В. Вульф, Л. Селина, Ж.П. Сартра, А. Камю.

Европейский авангардизм в первой половине XX в. Футуризм. Экспрессионизм. Дадаизм. Сюрреализм.

5. Демократическая культура межвоенного периода. Дискуссии по проблемам демократической культуры Запада в русской и зарубежной культурологии. Влияние демократических движений межвоенного периода на духовную жизнь населения Европы и Америки. Демократизация духовной жизни. Отражение требований демократии в политике буржуазных и пролетарских партий в области культуры.

Демократизация архитектурной мысли (Ле Корбюзье, В.Гропиус и деятельность "Баухауса"). Эволюция реализма. Борьба прогрессивных сил за утверждение гуманистических идеалов в литературе, театральной культуре и кинематографии. Реализм в изобразительном искусстве 20-30-х гг. XX в.

Пролетарская культура в странах Запада. Изменение места и роли пролетариата в духовной жизни стран капитала после первой мировой войны. Эволюция духовного облика рабочих. Роль рабочих организаций в распространении новых ценностных ориентаций среди трудящихся.

Дискуссии о пролетарской культуре и возможности создания элементов социалистической культуры в буржуазном обществе в 20-е гг. Формирование национальных и международных пролетарских культурных организаций.

Движение рабочих корреспондентов. Формирование пролетарско-революционной литературы. Дискуссии о методе социалистического реализма. Пролетарское театральное движение. Немецкий революционный экспрессионизм. Деятельность "Синдиката революционных живописцев, скульпторов и технических работников" в Мексике.

Достижения и слабости пролетарского культурного движения.

6. Фашизм и культура. Эволюция политики итальянского фашизма в области культуры. Культура в нацистской Германии. Использование "массовой культуры" для манипулирования сознанием населения тоталитарных государств.

7. Антифашистское сопротивление и культура в предвоенное десятилетие и в годы второй мировой войны. Влияние Народного фронта на развитие демократической культуры Франции. "Красная декада" в США. Развитие антифашистской культуры в Италии, Испании, Германии. Антифашистско-демократические преобразования в духовной жизни стран, освобожденных от фашизма.

8. Духовная жизнь в развитых капиталистических странах в послевоенный период. Борьба демократии за расширение позиций гуманизма в национальных культурах. Итальянская демократическая культура послевоенного периода. Итальянский неореализм. Возрождение традиций культуры эпохи Народного фронта во Франции.

"Холодная война" и изменение духовного климата в странах Запада в 50-е годы. Маккартизм и духовная ситуация в США в конце 40-х - 50-е гг. Усиление давления государства на сферу массовых коммуникаций. Кризис Голливуда. Расширение тенденций американизации европейской культуры.

9. Научно-техническая революция в/п XX в. и духовная жизнь буржуазного общества. Основные элементы НТР и их влияние на развитие современной материальной культуры. Воздействие научно-технического прогресса на градостроительство, изменение условий труда и быта современного человека. Совершенствование средств массовых коммуникаций в условиях НТР. Дискуссии о последствиях НТР. Зарубежная социология о последствиях НТР. Влияние НТР на философскую мысль Запада в 60-90-е гг. Теории "единого индустриального мира", "конвергенции". Футурология. Модернизация позитивизма, прагматизма, экзистенциализма. Философия Франкфуртской школы. Эволюция "массовой культуры" в 1960-90-е гг. Влияние революции в средствах массовых коммуникаций на содержание и эстетику "массовой культуры". Изучение общественного вкуса и влияние на него. Модернизация стереотипов "массовой культуры". Интеграция в системе "массовой культуры" элементов молодежной "контркультуры" конца 60 х- начала 70-х гг., авангардизма и классической культуры столетия.

10. Авангардизм 1960 – 90-х гг. Элитарные концепции культурологии 60-х гг. (Т. Адорно, Г Маркузе, "новые левые"). Практика школы "антиромана" и структуралистской поэзии. Театр абсурда. «Конкретная» и электронная музыка. Абстракционизм. Поп-арт. Гиперреализм. Сюрреализм.

11. Культура контестации в 60-70-е гг. ХХ в. Леворадикальное молодежное движение 60-х гг. и проблемы культуры. Ценностные ориентации "новых левых". Попытки «раскрепощения» повседневной духовной жизни. Эволюция политики государств в области культуры. Классическая культура в борьбе против декаданса и китча. Дискуссии о реализме и судьбах романа. Специфика развития реалистической литературы, драматургии и театра. Движение народных и молодежных театров. Социально-критическое направление в киноискусстве. Итальянское философское и политическое кино. Реализм в кинематографии США, Швеции, Франции, ФРГ. Реализм и неоклассика в изобразительном искусстве 60-70-х гг.

12. Постмодернизм. Постмодернизм, его теории и творческая практика. Постмодернистские тенденции в литературе, киноискусстве и изобразительном искусстве. Современная эволюция постмодернизма.

13. Основные тенденции развития современной культуры Запада. Активизация консервативных сил в развитых капиталистических странах в 1980-90-е гг. "Консервативная волна" в современной буржуазной идеологии. Неоконсервативные тенденции в художественной культуре Запада. "Апология оптимизма" в "массовой культуре". Современные общественные движения и проблемы культуры. Распространение идеологии глобализма в нач. XXI в. Усиление ее влияния на политику в области культуры в ведущих странах мира. Зарождение антиглобалистского движения в защиту права народов на самобытность духовной жизни. Гуманистические тенденции в художественной культуре кон. ХХ – нач. XXI столетий.

5. Примерный список вопросов к коллоквиуму.

Основные тенденции развития современной культуры Запада

1. Проблемы определения понятия «культура» и закономерностей ее развития в современной культурологии.

2. Дискуссии о глобализме и перспективах развития национальных культур в XXI в.

3. Особенности развития современной массовой культуры.

4. Авангардизм и постмодернизм на рубеже веков.

5. Классическая культура нач. XXI в.

6. Учебно-методическое обеспечение курса.

Основная литература

История мировой культуры. Под.ред. Драча, - Ростов на Дону, 2003.

Дополнительная литература

Мировая художественная культура. Уч.пос. Т.2 под ред. Б.А, Эрнегросс. 2-ое изд. М., Высш шк. 2005

Зарубежная литература второго тысячелетия 1000-2000. Учебное пособие для вузов. М., 2001. Под ред. Андреева Л. Г.

Соколова М.В. Мировая культура и искусство. Уч. пос. для вузов. М., 2004

Рекомендуемая литература

Вайль П. Гений места. М., 2006

Ивашева В.В. Новые черты реализма на Западе. М., 1986

История зарубежного театра. ч.III Театр Европы и США после 1945г. М., 1977

Кин Ц.Л. Миф, реальность, литература. М.,1987

Кин Ц.Л. Алхимия и реальность. М., 1986

Мифы и реальность. Зарубежное кино сегодня. М., 1984

Рокотов В. Голливуд. М., 2001

Садуль Ж. История киноискусства М., 1957

Традиции и новаторство в зарубежном театре. Л., 1986.

Едике Ю. История современной архитектуры. М., 1972

Архитектура Запада: модернизм и постмодернизм. М., 1987

6.3. Художественная литература

Любые произведения следующих писателей:

1 половина XX века 2 половина XX века – нач XXI в.

США:

У. Фолкнер

Д. Апдайк

Э. Хэмингуэй

Д. Чивер

С Фицджеральд

У. Хеллер

Т. Драйзер

И. Шоу

Д. Стейнбек

Д. Ирвинг

Д. Рид

К. Воннегут

С.Льюис

Э.Л. Доктороу

Э. Синклер

Т. Вулф

Франция.

М. Пруст

Н. Саррот

Ж.-П. Сартр

Ф. Саган

А. Камю

Э. Базен

Г. Аполлинер

М. Дрюон

А. Франс

Веркор

Р. Роллан

М. Дюра

Л. Арагон

Ж. Руо

А. Барбюс

А. Труайя

Р.М. Дю Гар

Р. Мерль

Великобритания.

Б. Шоу

Д. Фаулз

Г. Уэллс

У. Голдинг

Д. Голсуорси

А. Мердок

С. Моэм

Ч.П. Сноу

Р. Олдингтон

Г. Грин

Д. Джойс

П. П. Рид

В. Вульф

Д. Олдридж

Д.Г. Лоуренс

Д. Барнс

Т.С. Эллиот

П. Акройд

О. Хаксли

Т. Стоппард

Германия.

Г. Манн

Г. Белль

Т. Манн

З. Ленц

Л. Фейхтвангер

Г. Грасс

Э. М. Ремарк

Д. Веллерсгоф

Г. Гессе

М. Вальзер

Б. Брехт

П. Зюскинд

Италия.

Д. Верга

Л. Малерба

Д. Лампедуза

Д.Д. Агате

А. Моравиа

Л. Шаша

В. Пратолини

У. Эко

Лат. Америка.

Г.Г. Маркес

Х.Л. Борхес

Ж. Амаду

А. Поссе

6.4. Публикации художественной литературы

в журнале «Иностранная литература».

Англия.

Барнс Д. История мира в 10,5 главах // ИЛ. 1994. № 1.

Барнс Д. Как все было // ИЛ. 2002. № 7.

Беккет С. Пьесы // ИЛ. 1996. № 6.

Грин Г. Сила и слава // ИЛ. 1987. № 1-2

Джонсон Памела Особый дар // ИЛ. 1979. № 1-2.

Джойс Джеймс Улисс // ИЛ. 1989. № 1-12

Лоуренс Д.Г. Любовник леди Чаттерли // ИЛ. 1990. № 9-11

Мэрдок А. Черный принц // ИЛ. 1974. № 8-11.

Остер П. Тимбукту // ИЛ. 2001. № 8.

Свифт Г. Свет дня / ИЛ. 2004. № 6.

Силлитоу А. Начало пути // ИЛ. 1973. № 8-11.

Современная ирландская литература // ИЛ. 2007. № 6.

Спарк М. Curriculum vitae. Автобиогр.заметки // ИЛ. 2007. № 4.

Спарк М. Пир // ИЛ. 2005. № 12.

Стоппард Т. Аркадия // ИЛ. 1996. № 2.

Стоппард Т. Травести // ИЛ. 2000. № 12.

Титли А. Годо приходит // ИЛ. 207. № 6.

Фаулз Д. Башня из черного дерева // ИЛ. 1979. № 3

Фаулз Д. Волхв // ИЛ. 1993. № 7-9.

Фаулз Д. Даниэл Мартин // ИЛ. 1989. № 10-12.

Хаксли О. Прекрасный новый мир // ИЛ. 1988 № 4.

Франция.

Бегбедер Ф. Windows on the World // ИЛ. 2004. № 9.

Бегбедер Ф. Романтический эгоист // ИЛ. 2006. № 2.

Карьер С. Давний спор // ИЛ. 2007. № 4.

Мерль Р. Мадрапур // ИЛ. 1993. № 6.

Нотомб А. Антихриста // ИЛ. 2004. № 10.

Нотомб А. Любовный саботаж // ИЛ. 2006. № 3.

Рамбо П. Деревенский дурачок // ИЛ. 2007. № 2.

Сартр Ж.П. Тошнота // ИЛ. 1989. № 7.

Уэльбек М. Элементарные частицы // ИЛ. 2000. № 12.

Германия.

Белль Г. Под конвоем заботы // ИЛ. 1988. № 11-12.

Валлерсгоф Д. Победителю достанется все // ИЛ. 1986. № 6-8.

Вальзер М. На полном скаку // ИЛ. 1983. № 8.

Вальзер М. По ту сторону любви // ИЛ. 1978. № 6.

Гессе Г. Степной волк // ИЛ. 1977. № 4-5.

Грасс Г. Жестяной барабан // ИЛ. 1995. № 11.

Грасс Г. Траектория краба // ИЛ. 2002. № 10.

Зюскинд П. Парфюмер // ИЛ. 1991. № 8.

Йонсон У. Две точки зрения // ИЛ. 2007. № 2.

Тимм У. На примере брата // ИЛ. 2004. № 11.

Италия.

Барикко А. Море-океан // ИЛ. 1998. № 1.

Барикко А. Шелк // ИЛ. 1999. № 6.

Кальвино И. Если однажды зимней ночью путник // ИЛ. 1984. № 4.

Кальвино И. Паломар // ИЛ. 1994. № 11.

Малербал Гранада-клуб // ИЛ. 2002. № 8.

Эко У. Имя Розы // ИЛ. 1988. № 8-10.

Эко У. Маятник Фуко // ИЛ. 1995. № 7-9.

Эко У. Остров накануне // ИЛ. 1999. № 2-3.

США.

Видал Г. Бэрр // ИЛ. 1990 № 11-12.

Воннегут К. Завтрак чемпионов // ИЛ 1975. № 1-2.

Стайрон У. Софи делает выбор // ИЛ. 1981. № 1.

Гаррисон Д. Человек, который отказался от имени // ИЛ. 2007. № 5.

Канотс Т. Другие голоса, другие комнаты // ИЛ. 1993. № 12.

Другие страны.

Бергман И. Благие намерения // ИЛ. 1994. № 5.

Павич М. Хазарский словарь // ИЛ. 1991. № 3.

Павич М. Последняя любовь в Константинополе // ИЛ. 1997. № 7.

Павич М. Кровать для Троих // ИЛ. 2003. № 3.

Поссе А. Райские псы // ИЛ. 1992. № 8-9.

Сарамаго Ж. Евангелие от Иисуса // ИЛ. 1998. № 5,6

Сарамаго Ж. Каменный плот // ИЛ. 1000. № 9,10

Перес-Реверте А. Клуб Дюма или тень Ришелье // ИЛ. 2001. № 10,11

Пуиг М. Поцелуй женщины – наука // ИЛ. 2003. № 6.

Пуиг М. Крашеные губки // ИЛ. 2004. № 2.

Вила-Матас Э. Такая вот странная жизнь // ИЛ. 2004. № 12.

Вила- Матас Э. Бартлби и компания // ИЛ. 2007. № 5.

6.5. Список фильмов

НЕМОЕ КИНО

1900 - 1920-е годы

США

Дэвид Уарк Гриффит

Нетерпимость

Рождение нации

Сломанные побеги

Чарльз Спенсер Чаплин

Короткометражные фильмы

Парижанка

Золотая лихорадка

Цирк

Огни большого города

Эрих фон Штрогейм

Алчность

Кинг Видор

Толпа

Большой парад

Роберт Флаэрти

Нанук с севера

Моана

ФРАНЦИЯ

Луи Деллюк

Лихорадка

Женщина ниоткуда

Абель Ганс

Колесо

Наполеон

ГЕРМАНИЯ

Роберт Вине

Кабинет доктора Калигари

Фриц Ланг

Нибелунги

Доктор Мабузе

Метрополис

Фридрих Мурнау

Носферату

Последний человек

Георг В. Пабст

Безрадостный переулок

Вальтер Руттман

Берлин - симфония большого города

БЕЛЬГИЯ

Карл Т. Дрейер

Страсти Жанны Д’Арк

ШВЕЦИЯ

Виктор Шестром

Сыновья Ингмара

Возница

Алая буква

Мориц Стиллер

Сага о Гуннаре Хеде

Сага о Йесте Берлинге

Деньги господина Арне

ЗВУКОВОЕ КИНО

1930-е - 1940-е годы

США

Орсон Уэллс

Гражданин Кейн

Великолепные Амберсоны

Джон Форд

Дилижанс

Гроздья гнева (в гл. роли Генри Фонда)

Табачная дорога

Чарльз С. Чаплин

Новые времена

Великий диктатор

Огни рампы

Уильям Уайлер

Тупик

Иезавель (в гл. роли Бетт Дэвис)

Лисички (в гл. роли Бетт Дэвис)

Грозовой перевал (в гл. роли Лоуренс Оливье)

Лучшие годы нашей жизни

Альфред Хичкок

39 шагов (в Великобритании)

Секретный агент (в Великобритании)

Леди исчезает (в Великобритании)

Таверна «Ямайка»

Ребекка (в гл. ролях Л.Оливье, Д.Фонтейн)

Диверсант

Зачарованный

Веревка

Джозеф фон Штернберг

Голубой ангел (в гл. роли Марлен Дитрих)

Джордж Кьюкор

Дама с камелиями (в гл. роли Грета Гарбо)

Уолт Дисней

Белоснежка

Пиноккио

Бэмби

ФРАНЦИЯ

Жан Ренуар

Великая иллюзия

Марсельеза

Человек - зверь (в гл. роли Жан Габен)

Правила игры

Марсель Карне

Набережная туманов (в гл. ролях Жан Габен, Мишель Морган)

День начинается

Вечерние посетители

Дети райка

Рене Клер

Под крышами Парижа

14 июля

Последний миллиардер

Привидение едет на Запад

Жан Кокто

Красавица и чудовище

Орфей (в главной роли Жан Маре)

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Кэрол Рид

Звезды смотрят вниз

Молодой мистер Питт

Дэвид Лин

Короткая встреча

Оливер Твист

Большие ожидания

Лоуренс Оливье

Генрих V

Гамлет

ГЕРМАНИЯ

Георг В. Пабст

Западный фронт, 1918

Трехгрошовая опера

Ярость (в США)

Палачи тоже умирают (в США)

после 1933 года

Лени Рифеншталь

Голубой свет

Триумф воли

Фейт Харлан

Еврей Зюсс

Георг Штейнгоф

Дядюшка Крюгер

Юный гитлеровец Квекс

Карл Риттер

Кадеты

ГПУ

Филь Ютци

Берлин-Александерплатц

Хельмут Койтнер

Романс в миноре

Под мостами

Большая свобода № 7

ИСПАНИЯ

Луис Бюнюэль

Андалузский пес

Золотой век

1950-е - 1970-е годы

США

Стенли Крамер

Скованные одной цепью

Нюрнбергский процесс

На последнем берегу

Корабль дураков

Благослови детей и зверей

Стенли Кубрик

Путь славы

Доктор Стрэйнджлав

Космическая одиссея: 2001

Заводной апельсин

Артур Пенн

Погоня

Маленький большой человек

Бонни и Клайд

Сидней Поллок

Загнанных лошадей ведь пристреливают, не так ли?

Тутси

Из Африки

Три дня кондора

Джон Кассавитис

Тени

Глория

ИТАЛИЯ

Неореализм

Роберто Росселини

Рим - открытый город

Пайза

Витторио Де Сика

Похитители велосипедов

Умберто Д.

Джузеппе Де Сантис

Трагическая охота

Горький рис

Нет мира под оливами

Рим, 11 часов

Дайте мужа Анне Дзаккео

Дни любви

Лукино Висконти

Земля дрожит

Самая красивая

Семейный портрет в интерьере

Пьетро Джерми

Поезд

Дорога надежды

* *

*

Федерико Феллини

Маменькины сынки

Дорога

Ночи Кабирии

Сладкая жизнь

8 ½

Амаркорд

Микеланджело Антониони

Крик

Ночь

Приключение

Затмение

Красная пустыня

Забриски-Пойнт

Профессия - репортер

Пьер-Паоло Пазолини

Аккатоне

Мама Рома

Евангелие от Матфея

Декамерон

Бернардо Бертолуччи

ХХ век

Конформист

Последнее танго в Париже

Дело Маттеи

ФРАНЦИЯ

«Новая волна»

Франсуа Трюффо

400 ударов

Жюль и Джим

Стреляйте в пианиста

451 по Фаренгейту

Американская ночь

Жан Люк Годар

На последнем дыхании

Безумный Пьеро

Альфавиль

Мужское и женское

Китаянка

Клод Шаброль

Кузены

Милашки

Доктор Пополь

Красная свадьба

Роже Вадим

Опасные связи, 1960

Барбарелла

Ален Рене

Хиросима - любовь моя

Прошлым летом в Мариенбаде

Мюриэль

Луи Малль

Любовники

ШВЕЦИЯ

Ингмар Бергман

Седьмая печать

Источник

Земляничная поляна

Персона

Молчание

Фанни и Александр

Бу Видерберг

Пора цветения

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Линдсей Андерсон

Такова спортивная жизнь

Тони Ричардсон

Горький мед

Том Джонс

Джек Клейтон

Путь в высшее общество

ГЕРМАНИЯ

Курт Гофман

Мы - вундеркинды

Привидения в замке Шпессарт

Бернгард Викки

Мост

Чудо отца Малахиаса

Райнер Мария Фассбиндер

Лола

Замужество Марии Браун

Отчаяние Вероники Фосс

Фолькер Шлендорф

Поруганная честь Катарины Блюм

Маргарет фон Тротта

Свинцовые времена

ИСПАНИЯ

Луис Бунюэль

Виридиана

Дневная красавица

Скромное обаяние буржуазии

Хуан Бардем

Смерть велосипедиста

Главная улица

1980-е - 2000-е годы

США

Дэвид Линч

Голова - ластик

Дюна

Синий бархат

Дикий сердцем

Твин Пикс

Шоссе в никуда

Малхолланд-драйв

Квентин Тарантино

Бешеные псы

Криминальное чтиво

Четыре комнаты

Джеки Браун

Убить Билла I, II

Роберто Родригес

От заката до рассвета

Факультет

Отчаянный

Ф.Френсис Коппола

Крестный отец

Разговор

Клуб «Коттон»

Апокалипсис

От всего сердца

Дракула

Стивен Спилберг

Спасти рядового Райана

Список Шиндлера

Затерянный мир

Парк Юрского периода

Челюсти

Всегда

Роман Поланский

Девятые врата

Пианист

Милош Форман

Пролетая над гнездом кукушки

Амадей

Вальмон

Оливер Стоун

Уолл – стрит

Сальвадор

D.F.K.

Взвод

Небо и земля

Прирожденные убийцы

Рожденный 4 июля

Дорз

Никсон

Мартин Скорсезе

Хорошие парни

Таксист

Алиса здесь больше не живет

Нью-Йорк, Нью-Йорк

Банды Нью-Йорка

Авиатор

Последнее искушение Христа

Казино

Век невинности

Алан Паркер

Миссисипи в огне

Баген Мелоун

Сердце ангела

Эвита

Птаха

Полночный экспресс

Вуди Аллен

Пурпурная роза Каира

Ханна и ее сестры

Пули над Бродвеем

Все говорят: я тебя люблю

Тим Бёртон

Эд Вуд

Бэтмен

Сонная лощина

Джим Джармуш

Собака призрак: путь самурая

Загадочный поезд

Ночь на земле

Мертвец

Джоэл и Этан Коэны

Где ты брат мой?

Бр. Вачовские

Матрица

ИТАЛИЯ

Федерико Феллини

Репетиция оркестра

Казанова

А корабль плывет

М.Антониони

Тайна Обервальда

Идентификация женщины

Бернардо Бертолуччи

Последний император

Маленький Будда

Этторе Скола

Бал

Терраса

Лилиана Кавани

Галилей

Ночной портье

Франциск Ассизский

За гранью наваждения

ФРАНЦИЯ

Франсуа Трюффо

Последнее метро

Соседка

Веселенькое воскресенье

Жан-Жак Анно

Имя Розы

Медведь

Китайский любовник

ИСПАНИЯ

Луис Бунюэль

Смутный объект желания

Млечный путь

Педро Альмодовар

Женщины на грани нервного срыва

Кика

Живая плоть

Высокие каблуки

Все о моей матери

Карлос Саура

Эльдорадо

Стреляй

Матадор

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Питер Гринуэй

Контракт архитектора

Отсчет утопленников

Повар, вор, его жена и любовник

Книги Просперо

Дитя Маконы

Интимный дневник

Салли Портер

Орландо

Урок танго (1997)

Том Стоппард

Розенкранц и Гильденстерн мертвы

Стенли Кубрик

Широко закрытые глаза

Дерек Джармен

Караваджо

Необычней рая

ГЕРМАНИЯ

Фолькер Шлендорф

Любовь Свана

Homo Faber

История служанки

Легенды Риты

Райнер Б.Фассбиндер

Берлин - Александерплатц

Вим Вендерс

Париж - Техас

Американский друг

Конец насилия

Вернер Герцог

Фитцкарральдо

Зеленые муравьи

Скала «Крик камня»

Зеленая кобра

Носферату

Том Тиквер

Беги, Лола, беги!

ДАНИЯ

Ларс фон Триер

Европа

Рассекая волны

Идиоты

Танцующая в темноте

Догвиль

Мандерлей

Томас Вингерберг

Торжество

ЯПОНИЯ

Такеши Китано

Кикудзиро

Йодзиро Такита

Колдун

КИТАЙ (ГОНКОНГ)

Чжан Имоу

Герой

Дом летающих кинжалов

Кар Вай Вонг

Любовное настроение

«2046»

6.6. Методические рекомендации для студентов.

Курс «История мировой и отечественной культуры. Запад. Новейшее время» предполагает активную работу студентов не только при посещении лекций и подготовке к коллоквиуму, но и по самостоятельному освоению источников, позволяющему судить об эволюции не только художественной культуры, но и существования человека в различные эпохи XX-XXI вв. В связи с этим следует обратить внимание на мемуары, эпистолярное наследие, дневники. Списки художественных произведений в области литературы, театра, кинематографии, предложные в данной программе, дают возможность исследовать отдельные духовные ситуации столетия с наибольшей полнотой и объективностью. Работа с источниками дает материал не только для коллоквиума, но и для последующего изучения истории культуры.

Самостоятельная работа с материалами курса имеет особое значение на заочном отделении, где количество лекционных часов в пять раз меньше, чем на дневном отделении. Итоги этой работы поэтому учитываются не только на завершающем курс коллоквиуме, но и при представлении текстов рефератов, посвященных самостоятельно изучаемым проблемам. Список тем для этой работы предлагается ведущим курс преподавателем. После выбора темы необходима консультация у преподавателя для определения основных аспектов самостоятельного исследования. Рефераты должны быть сданы преподавателю до коллоквиума.

Разделы и темы для самостоятельного изучения.

Введение

Предмет курса «История мировой и отечественной культуры. Запад, новейшее время». Определение понятия культура. Проблемы теории культуры.

Повседневная духовная жизнь в ведущих странах Запада в конце XIX первой половине XX в.

Влияние научной революции на эволюцию повседневной жизни в странах Запада. Самостоятельно рассмотреть отражение этого влияния в художественной и научной литературе этого времени. Отдельной темой самостоятельной работы может быть влияние на духовную атмосферу в Европе первой мировой войны. Источником может служить проза и поэзия «потерянного поколения».

«Массовая культура» межвоенного периода

Рассмотреть содержание понятия «массовая культура» в этот период. Появление новых средств массовой коммуникации, их роль в эволюции основных элементов «массовой культуры» и её стереотипов. Отдельное исследование может быть посвящено становлению киноиндустрии и определенно места кино в системе «массовой культуры».

Элитарная культура в первой половине XX века.

Самостоятельные работы можно посвятить философскому осмыслению современности в первой половине XX века и отдельно творчеству О. Шпенглера, А. Бергсона, экзистенциализму, прагматизму, фрейдизму, а также отражению этих идей в элитарной художественной культуре (М. Пруст, Д. Джойс, В. Вульф, Л. Селин, А. Камю, Ж.-П.Сартр и т. д.) и творчестве экспрессионистов, дадаистов, сюрреалистов.

Демократическая культура межвоенного периода.

Изучив материалы дискуссий, проходивших в 20е годы XX в. в Европе по проблемам влияния демократических движений на духовную жизнь общества, показать отражение этого влияния в литературе критического реализма (Р. Роллан, Д. Голсуорси, Т. Драйзер, А. Барбюс и др.) театральной культуре и изобразительном искусстве.

Фашизм и культура

По публикациям научной и художественной литературы показать особенности политики итальянского и немецкого фашизма в области культуры.

Антифашистское сопротивление и культура в предвоенное десятилетие и в годы второй мировой войны.

Используя в качестве источника художественную литературу и мемуары участников сопротивления показать в реферате духовную жизнь антифашистского движения в Европе первой половины XX в.

Научно-техническая революция второй половины XX в. и духовная жизнь буржуазного общества.

Показать влияние НТР на «массовую» культуру и философию современности по материалам зарубежной и отечественной периодики.

Авангардизм 1960 -90х гг.

Рассмотреть наиболее яркие явления авангардистской художественной культуры Запада конца XX в. (антироман. театр абсурда, поп-арт, гиперреализм и т.д.)

Постмодернизм

Проанализировать отдельные работы философов, писателей и художников постмодернизма.

Современная культура Запада.

Показать современное состояние художественной культуры Запада (по материалам прессы).

6.7. Методические рекомендации преподавателю.

Преподаватель, читающий курс лекций по проблемам истории культуры, должен определить его хронологические рамки, основные темы и личный подход к ним, понимать специфику эволюции отдельных сфер культуры и взаимодействия между ними на различных этапах историко-культурного процесса. Это возможно лишь при внимательном отношении к источникам во всем их разнообразии. Предметом изучения должны стать не только мемуары, эпистолярное наследие, но и пресса и другие источники, характеризующие как творца, так и героев его творений и поклонников его творчества. Подобные источники позволяют реконструировать конкретные духовные ситуации в ХХ веке, понять причины их возникновения, эволюции, их последствия.

Источники должны быть в центре не только лекционного курса, но и самостоятельной работы студентов как на дневном, так и на заочном отделениях. Дискуссии на зачетном коллоквиуме и во время бесед с небольшими группами студентов приобретут большую основательность и остроту при широком использовании в качестве аргументов той или иной точки зрения цитаты из трактатов философов, художественной литературы, кинофильмов и т.д. Подобную методику студенты смогут применять позднее на педагогической практике и в последующей работе.

Тематика

Контрольных работ по курсу

«История мировой культуры»

(Новейшее время, Запад).

Для VI курса заочного отделения

  1. Определения понятия «культура» в российской и зарубежной культурологи на рубеже XX – XXI вв.

  2. Научно-технические революции XX в. и духовная жизнь Западного общества.

  3. Развитие народного образования в ведущих государствах Европы и Америки в новейшее время.

  4. Эволюция средств массовых коммуникаций в Европе и Америке в новейшее время.

  5. «Массовая» культура и дискуссия о её роли в XX-XXI вв.

  6. Массовая беллетристика (детектив, фантастика, фэнтэзи, дамский роман) в XX- н.XXI вв. (Анализ конкретных произведений).

  7. Американское массовое кино в первой половине XX в.

  8. Голливуд и современная массовая культура.

  9. Элитарная культура на Западе в первой половине XX в.

  10. Элитарная культура на Западе в конце XX в. – начале XXI вв.

  11. Философия Запада о кризисе культуры в первой половине XX в. (О. Шпенглер).

  12. Экзистенциализм в Германии межвоенного периода (К. Ясперс, М. Хайдеггер).

  13. Экзистенциализм во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю).

  14. Фрейдизм.

  15. Элитарная литература межвоенного периода. (М. Пруст, Д. Джойс, В. Вульф).

  16. Европейский авангардизм в п. п. XX в.

  17. Экспрессионизм.

  18. Сюрреализм.

  19. Дадаизм.

  20. Эволюция архитектуры на Западе в XX в.

  21. Современная архитектура Запада.

  22. Реализм в литературе и искусстве Запада в XX в.

  23. Творчество писателей реалистов (по выбору): Р. Роллан, Т. Драйзер, Д. Голсуорси, Б. Шоу, Т. Манн, Г. Манн, Л. Фейхтвангер, Г. Гессе, Э. М. Ремарк, Р. Олдингтон, Э. Хемингуэй, С. Фицджеральд и др.

  24. Европейский театр в межвоенный период.

  25. Творчество ведущих кинорежиссеров п. пол. XX в.: Д. У. Гриффит, Ч. Чаплин, Л. Деллюк, Р. Клер, Ф. Ланг, Р. Флаэрти, Э. фон Штрогейм, К. Видор, У. Дисней, О. Уэллс, Д. Форд, А. Хичкок, Ж. Ренуар, Ж. Кокто, М. Карне и др.

  26. Реализм в зарубежном изобразительном искусстве XX в.

  27. Пролетарская культура в странах Запада.

  28. Фашизм и культура в Италии и Германии.

  29. Антифашистское сопротивление и культура в годы второй мировой войны.

  30. Итальянская демократическая культура в послевоенный период.

  31. Демократическая культура во Франции в 1940-50-е годы.

  32. Эволюция авангардизма во вт. пол. XX в.

  33. Леворадикальное молодежное движение 1960-70-x гг. и проблемы культуры.

  34. Поп-арт.

  35. Реалистическая литература во второй половине XX – нач. XXI вв. (творчество любого зарубежного писателя, по выбору).

  36. Современная драматургия и театр на Западе.

  37. Постмодернизм: теории и творческая практика (по выбору о творчестве У. Эко, М. Павич, Д. Линч, К. Тарантино, Т. Стопаарда и др.).

  38. Изобразительное искусство на Западе в эпоху постмодернизма.

  39. Современное состояние киноискусства в США, Франции, Италии, Испании, Германии, Дании, Японии, Латинской Америке.

  40. Эволюция классической музыки на рубеже XX-XXI веков.

  41. Зарубежная молодежная музыкальная культура.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Без ученой степени ст препод

    Документ
    препод. АУП 1 Цырусь Ирина Васильевна студент 4 Семашко Елена Валентиновна кандидат юридических наук зам.

Другие похожие документы..