Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Легкая атлетика. Основы техники легкоатлетических видов. Организация, проведение и правила соревнований по легкой атлетике. Основы методики обучения ...полностью>>
'Конкурс'
Аргументируйте ответ Перечислены морские сражения. При Гангуте Россия одержала победу над шведами в ходе Северной войны, Корфу – над Францией. Осталь...полностью>>
'Документ'
Глава 1. БОРЬБА ПРОТИВ АНГЛИЧАН Глава 2. АВРАГАМ ШТЕРН - ЯИР         Глава 3. "БЕЗУМЬЕМ ОДНИМ ОДЕРЖИМЫ "         Глава 4. ЛЕХИ ПЕРЕХОДИТ В Н...полностью>>
'Документ'
Наименование: 035700 Лингвистика, профиль: «Перевод и переводоведение» (английский язык и немецкий языки, английский и французский языки, английский ...полностью>>

Урок проект " Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова"

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Урок - проект

Жизнь и творчество

М.Ю. Лермонтова”

Творческое название

Звезды падучей пламень”

Учитель: Грушина Т. В.

МОУ «Средняя школа №1»

Аннотация проекта:

проект посвящен исследованию жизни и творчества русского поэта 19 века М.Ю Лермонтова. Изучая факты биографии, сопоставляя их, анализируя стихотворения, исследуя отзывы критиков и современников поэта, анализируя поэмы М.Ю. Лермонтова и прозу, учащихся 7х классов познакомятся с судьбой великого поэта, сделают вывод об основных особенностях его лирики, напишут творческие работы в результате своих исследований, которые поместят в альманах “Звезды падучей пламень”. Проект дает возможность не только получить углубленные знания о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова в 7х классах, но и развивать свои творческие способности.

Участники проекта: учащиеся 7-х классов.

Характеристика проекта:

а) по характеру доминирующей в группах деятельности:

- творческий, исследовательский (создание альманаха).

б) по предметно - содержательной области:

- межпредметный (литература, история, живопись, музыка, актерское мастерство).

в) по продолжительности:

- краткосрочный (6 уроков).

г) по количеству учащихся:

- коллективный (все учащиеся 7 класса).

Работа проводилась индивидуально и в группах, сформированных по пожеланию учащихся.

Дидактические цели проекта:

1) развитие творческих способностей учащихся;

2) формирование навыков самостоятельной деятельности школьников, умений видеть проблему и предложить пути её решения.

Методические задачи:

  1. активировать познавательную деятельность учащихся;

  2. учить анализировать и оценивать произведение как художественное единств;

  3. познакомить учащихся с основными фактами жизни и творчества М.Ю. Лермонтова, использовать краеведческий материал.

Формируемые умения и навыки работы:

- поиск, обработка и использование информации;

- постановка целей, продумывание содержания, объёма, организация самостоятельной работы;

- развитие аналитических способностей учащихся, их умения работать под анализом и самоанализом учебной деятельности;

- умение разбираться в жанровых особенностях композиции и системе образов изученных произведений;

- умение пользоваться компьютером оформления своей работы (создание презентаций), кратко излагать свои мысли устно и письменно.

Постановка проблемы:

Что мы узнали о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова; с какими произведениями познакомились? Чем близок нам поэт и его произведения?

Идея проекта:

Провести итоговый урок в форме защиты своих творческих работ по биографии и творчеству М.Ю. Лермонтова, создать классный альманах.

Типы ученических исследований:

    1. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба (исследование биографии М.Ю. Лермонтова). Презентация.

    2. Калужские друзья и родственники М.Ю. Лермонтова

(информационный буклет).

    1. Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова (анализ стихотворений). Презентация.

    2. Поэмы М.Ю. Лермонтова (“Мцыри, ”Беглец”). Сочинение.

    3. Лермонтовский человек…” Какой он? (отзыв о повестях “ Бэла”, ”Максим Максимыч” из романа “Герой нашёго времени”).

    4. Оформление альманаха: символическая обложка альманаха, иллюстрации в нем. Презентация.

Этапы проведения проекта:

1.Формулировались темы работы учащихся, определялась форма, в которой желательно провести итоговый урок.

После обсуждения было решено, что урок пройдёт в форме защиты творческих работ учащихся с использованием презентаций, а затем будет создан альманах.

Формировались творческие группы по желанию учащихся, с учётом их интересов и способностей, в группах намечались лидеры, которые сумеют спланировать и проконтролировать работу группы (их 6).

Выдвигалась гипотеза, определялось творческое название проекта (“Звезды падучей пламень…”).

2. В каждой группе отбирались и обсуждались источники информации, обсуждался план работы в группе, самостоятельная работа учащихся.

3. Проходила исследовательская работа в группах (самостоятельно и коллективно), отбиралась, систематизировалась, анализировалась полученная информация, художественные произведения (стихотворения М. Ю. Лермонтова, биография, поэмы, проза), краеведческий материал.

4. В группах готовились защитить свои проекты, работали над презентациями.

5. Итоговый урок - в форме защиты проектов (исследование биографии, анализ стихотворений, сочинение, отзыв).

После него проходил рефлексивный анализ: ученики получили опросные листы, выставили оценку себе и своим одноклассникам, написали синквейны, выполнили тестовые задания.

Итоговый этап: защита проект (2 урока).

Оборудование: портреты М. Ю. Лермонтова, рисунки учащихся, репродукции картин М. Ю. Лермонтова, музыка (отрывок из оперы М.Мусоргского “Хованщина”, романсы: “Парус, “Выхожу один я на дорогу”,

Расстались мы, но твой портрет...”), цветные карандаши, презентации.

Запись на доске:

О, этот Лермонтов опальный,

Сын нашей собственной земли,

Чьи строки, как удар кинжальный,

Под сердце самое вошли!

Он, этот Лермонтов могучий,

Сосредоточась, добр и зол,

Как бы светящаяся туча

По небу русскому прошёл.

Я. Смеляков

  1. Вступительное слово учителя:

а) задачи, цели урока (небольшая презентация);

б) работа с ассоциациями: какие ассоциации появились у вас в связи

с именем М. Ю. Лермонтова? Цветными карандашами покажите это на следующей схеме:

в) прослушивание романса “Парус”. Проблемный вопрос, на который ответят учащиеся:

Почему слушаем этот романс?

2.Защита проекта 1 группой:

а) устное сообщение с презентацией, подбором высказываний о поэте его современников и людей других поколений;

б) сценическая постановка, эпизода из биографии М.Ю. Лермонтова (по книге Т.А. Ивановой “Лермонтов в Петербурге” и эпизода “Маленький хозяин Тархан” (музыка из оперы В. Мусоргского “Хованщина”)).

в) выразительное чтение стихотворений о М.Ю. Лермонтове:

А.Дементьев “Лермонтов и Лопухина”,

Ю.Толкачев (учитель физики Уружской школы Сухиничского района)

Лермонтов”

Проблемный вопрос:

М.Ю. Лермонтов…. Какой он? (каждый учащийся в группе подготовил свою творческую работу, а группа представила классу свой проект).

Источники информации (книги):

1. М.Ю. Лермонтов, “Собрание сочинений в 4 томах”, М., Акад. Наук СССР, 1961год (или любые сборники стихотворений М.Ю. Лермонтова).

2.Чекалин С.В. “Лермонтов. Знакомясь с биографией поэта” М.,”Знание”, 1991 год.

3. Иванова Т.А. “Лермонтов в Москве” М., “Детская литература”, 1968 год.

4..Иванова Т.А. “Лермонтов на Кавказе” М., “Детская литература”, 1968 год.

5. Андреева-Кривич С.А. “Тарханская пора”, М.,“Детская литература”, 1969 год.

6. Иванов С.В. “М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество” М.,”Просвещение”,

1964 год.

7. Лермонтовская энциклопедия, М.,”Советская энциклопедия” 1981 год.

3.Защита проекта 2 группой:

представление информационного буклета “Калужские друзья и родственники М. Ю. Лермонтова”.

Проблемный вопрос:

М. Ю. Лермонтов…. Какой он? (каждый учащийся в группе подготовил свою творческую работу, а группа представила классу свой проект).

4.Защита проекта 3 группой:

а)анализ стихотворений с презентацией, “Парус”

Тучи”, “Нет, я не Байрон, я другой…”, ”Элегия”, “И скучно, и грустно”, “Утёс”, “ На севере диком”, “ Листок”, “ Смерть поэта”, “ Родина”.

б) чтение наизусть стихотворений:

Тучи ”, “Смерть поэта”, “И скучно и грустно”

в) прослушивание романса “Выхожу один я на дорогу».

Проблемный вопрос:

лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова… Какой он? (каждый учащийся в группе подготовил свою творческую работу, а группа представила классу свой проект).

5.Защита проекта 4 группой:

групповое сочинение “Любимый идеал М.Ю. Лермонтова” по поэмам “Мцыри”, “Беглец” (каждый в группе написал свою творческую работу: сочинение по теме, а группа представила свой проект).

6.Защита проекта 5 группой:

а) знакомство учащихся с содержанием повестей “Бела”, “Максим Максимыч” (из романа “Герой нашего времени”);

б) групповой отзыв о прочитанных повестях.

Проблемный вопрос:

герой прозы М.Ю. Лермонтова… Какой он? (каждый в группе подготовил свой отзыв).

7. Защита проекта 6 группой:

творческое представление оформления обложки альманаха, иллюстраций в нем (с презентацией).

а) презентация;

б) словесное описание:

(обложка голубого цвета, переходящего в синий; на этом фоне яркая желто-красная надпись: “Звезды падучей пламень”; падающая звезда на темно-синем небе - символ М.Ю. Лермонтова, его жизнь была короткой, но очень яркой).

На обложке - лавровый венок желтого цвета (это дань памяти поэту, а цвет указывает на то, что Лермонтов принадлежал к “золотому веку” русской литературы).

На форзацах - на фоне картин природы - стихи. После представления проектов

каждой группой идёт обсуждение.

8.Учитель подводит итог, читает слова Я. Смелякова о М.Ю. Лермонтове (записаны на доске); предлагает вернуться к ассоциациям, которые были у ребят (схема со стрелками) и добавить новые (если они появились после защиты проектов).

Проблемный вопрос:Почему в начале урока учитель предложил прослушать романс “Парус”?

9. Проверочный тест.

10. Итоговое творческое задание:

*Сочинить синквейн.

Возможный вариант:

Лермонтов

Грустный, одинокий

Жил, страдал, любил.

Люблю читать его стихи;

Гений!



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Исследовательская деятельность учащихся по изучению поэтики художественных произведений на уроке литературы (на примере изучения творчества М. Ю. Лермонтова в 9 классе)

    Урок
    Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор кафедры русской, зарубежной литературыи методики преподавания литературыСамарского государственного педагогического университетаМахмудов Шамиль Ахмедович;
  2. «Жизнь и судьба М. Ю. Лермонтова»

    Урок
    -образовательная: создать условия для открытия новых фактов биографии М. Ю. Лермонтова, показать многогранность натуры поэта плеяды «золотого века» русской литературы;
  3. Методическая разработка по теме «творчество м. Ю. Лермонтова»

    Методическая разработка
    Оборудование: цветные жетоны для деления на группы, медиапроектор, экран, компьютер, раздаточный материал(см. приложение1), зачётные книжки (см. приложение2), презентация учителя (см.
  4. А. Л. Кекина г. Ростова Развитие творческих литературных способностей учащихся на урок

    Урок
    В этой связи основным результатом деятельности должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в коммуникативной, интеллектуальной и социальной сферах.
  5. Интерес к произведениям Лермонтова в Японии Ямадзи Асута

    Документ
    Настоящие чтения говорят о том, что творчество М.Ю. Лермонтова волнует читателей и по сей день. А я рад засвидетельствовать тот факт, что интерес к его произведениям не ограничивается только Россией или русскоязычной аудиторией.

Другие похожие документы..