Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
ВСЕРОССИЙСКУЮ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКУЮ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЮ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА И РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В Р...полностью>>
'Календарно-тематический план'
ЦМВ) Стрептококковая инфекция Природно-очаговые и другие зоонозные инфекции у детей (клещевой энцефалит, клещевой боррелиоз) Серозные менингиты, мени...полностью>>
'Документ'
С детства мы привыкаем к буквам нашего русского алфавита и не задумываемся о том, как нам удается различным сочетанием палочек и кружочков передавать...полностью>>
'Конкурс'
2. В 1690 году Ньютон проделал опыт, который легко повторить. Взбей раствор воды и мыла в густую пену и рассмотри мыльные пузыри издали. Какого цвета...полностью>>

Социология культуры

Главная > Учебная программа курса
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Учебная программа курса

Министерство образования и науки Российской Федерации

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Учебная программа курса

по специальности

020600 Культурология

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2006

ББК 60.56

Учебная программа по дисциплине «Социология культуры» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Российской Федерации.

Предназначена для студентов, обучающихся по специальности 020600 «Культурология»

Составитель: Литошенко Д.А., к.и.н., доцент кафедры культурологии

Утверждена на заседании кафедры культурологии

Рекомендована к изданию УМК Института сервиса моды и дизайна

© Издательство Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, 2006

Введение

Курс "Социология культуры" уже по самому заглавию претендует на заполнение "порубежной" зоны между собственно социологией и культурологией или, иначе говоря, на рассмотрение содержательной проблематики культурологии с точки зрения социологической теории и одновременно - анализ культурного наполнения форм социальной жизни общества. Отсюда и избранная дуальная схема построения курса: культурология социальной жизни и социология культурной жизни.

Вместе с тем эта дуальность отнюдь не является зеркальностью; культурный аспект социальной жизни и социальный аспект культурной жизни - это не только два разных ракурса рассмотрения одной и той же проблемы (не будем забывать, что в реалии отчасти имеет место и подобное относительное тождество). Но прежде всего такого рода дифференциация материала преследует цель продемонстрировать студентам, во-первых, то, что социальные формы коллективного бытия людей рождаются, легитимируются и регулируются не только средствами политического принуждения, но преимущественно культурными нормами, образцами, паттернами, нравами, обычаями и т.п. и, во-вторых, что эти нормы легитимации и регуляции являются не только (а порой и не столько) стихийно сложившимися, сколько институционализированными, формируемыми и распространяемыми посредством системы специальных культурных институтов: религиозных, художественных, образовательных, просветительских, информационных и др., функционирование которых в свою очередь подчинено определенным социальным закономерностям жизни общества.

Следует заметить, что жестких границ между социологией и культурологией, с одной стороны, и социологией культуры, с другой, фактически никогда не существовало. Общая социология всегда в большей или меньшей мере концентрировалась на проблематике социологии культуры так же, как и общая культурология совершенно немыслима вне развитого социологического анализа культурных процессов.

Дисциплина «Социология культуры» находится в тесной и многоаспектной связи со следующими дисциплинами: «Социология», «Социальная (культурная) антропология», «Культура массовых коммуникаций», «Теория культуры».

Такого рода "стыковые" зоны являются в своем роде наиболее сложными элементами обучения, поскольку именно в рамках освоения подобных дисциплин студентам с наибольшей очевидностью удается разобраться в том, какая часть изучаемой фактуры может быть квалифицирована как социологическая по своему характеру и исследоваться соответствующими методами, а что в изучаемом материале относится к области культуры и должно анализироваться в рамках культурологических парадигм познания.

Дисциплина «Социология культуры» находится в тесной и многоаспектной связи со следующими дисциплинами: «Социология», «Социальная (культурная) антропология», «Культура массовых коммуникаций», «Теория культуры».

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.

1.1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Специфика курса определяется тем, что социология культуры читается в рамках специальности 020600 - «культурология», а значит, трактуется как одна из культурологических дисциплин в ряду наук о культуре (таких как теория культуры, философия культуры, история мировой культуры, история культуры России, история культурологии и т. п.). Это означает, что на протяжении всего курса нас будут интересовать по преимуществу социологические показатели культуры как таковой и культурологические показатели социума (а не социология и социум сами по себе, в том числе через призму культурных и культурологических атрибутов). Социология составляет в данном курсе лишь метод изучения культуры; предметом же курса является культура, в то время как в рамках социологии культуры (как социологической дисциплины) предметом анализа является социум, а культура представляет лишь удобный материал конкретного эмпирического исследования общества через его культурные срезы (как социологическая дисциплина в ряду социальных наук социология культуры стоит в ряду социологии политики, социологии религии. социологии права, социологии науки, социологии образования, социологии семьи, социологии труда и т. п.).

Целью данного курса является раскрытие места и роли культуры в системе общества, ее соотнесенности с другими общественными явлениями, ее строения и функционирования в различных слоях, классах и группах общества, социального содержания и значения культуры в разные исторические эпохи и в различных политических контекстах, принципов и методов анализа культуры как общественного явления, целей и возможностей социокультурного анализа общества, условий, задач и границ осуществимости культурной политики.

Задачи курса:

- показать пути осмысления и методы научного анализа (теоретического и эмпирического) культуры как общественного явления в ее глубоких и органических взаимосвязях с меняющимся социумом;

- познакомить с основными социологическими концепциями культуры и их приложениями в области социокультурного анализа общества и практического воздействия на него в различных отношениях;

- выявить основные принципы и критерии ценностно-нормативной, структурно-типологической и институциональной организации культуры в обществе;

- показать возможности социологии культуры в исследовании культуры как общественного явления, в изучении общества и социальных процессов, в нем происходящих, через культуру и ее социальные показатели; границы применения полученных данных в формировании культурной политики и управлении культурой, в краткосрочном и долгосрочном прогнозировании тенденций социокультурного развития;

- раскрыть содержание и значение социологии культуры как научной дисциплины и учебного предмета, показать место социологии культуры среди других общественных и гуманитарных наук и учебных дисциплин, а также среди наук культурологического цикла.

1.2 ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ПРИОБРЕСТИ СТУДЕНТ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Знания: сводятся к освоению основных смысловых единиц, охватывающих проблемное поле, заданное социологическим подходом к культуре человеческого общества во всём многообразии её форм и проявлений.

Умения: 1) квалифицированное использование средств, методов и приёмов социологического исследования культуры; 2) грамотная разработка программ социологического исследования феноменального поля культуры отдельных обществ и общностей; 3) овладение приёмами организации прикладных социокультурных исследований.

Навыки: 1) социологического анализа культурной жизни социальных коллективов и общностей в реальной профессиональной работе; 2) выступать в качестве заказчика социологических и социокультурных исследований в сфере управления современной индустрии культуры; 3) анализировать качественные и количественные данные, полученные в результате комплексных социологических исследований культурной жизни и наследия как общества в челом, так и отдельных сообществ.

1.3 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЗАНЯТИЙ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ

1.3.1 Лекционные занятия.

В рамках лекционных занятий по курсу дисциплины «Социология культуры» рассматриваются ключевые проблемы бытования, функционирования и исследования культурной жизни, культурного наследия как человеческого общества в целом, так и иных социальных общностей и коллективов, с позиции социокультуной познавательной парадигмы и системы исследовательских подходов социологической науки.

1.3.2 Семинарские занятия.

На семинарские занятия выносятся темы, позволяющие студентам сформировать представления о теоретических проблемах исследования социологии культуры, истории её становления и развития. Кроме того, в семинарском курсе рассматриваются темы, связанные с прикладной деятельностью в сфере социокультурных исследований.

1.4 ВИДЫ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

Текущий и промежуточный контроль реализуется путём мониторинга содержания участия студентов в работе на семинарских занятиях, сдачи студентами модульного тестирования (в электронном или бланковом виде) по курсу дисциплины.

Итоговый контроль происходит либо в форме сдачи зачёта в вопросно-билетной форме, подразумевающей предварительное выполнение и индивидуальную защиту реферативной работы, либо в форме сдачи теста (в бланковом или электронном виде) по всему содержанию курса дисциплины.

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСИЦИПЛИНЫ

2.1 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Место социологии культуры в системе наук о культуре и культурологического образования Социология культуры как научная и учебная дисциплина, занимающая пограничное положение между предметами социологического цикла (социология труда, социология города и деревни, социология семьи и брака, социология политики, экономики, религии, образования, науки, искусства и т. п.) и культурологического цикла (философия культуры, история мировой и отечественной культуры, история музыкальной, театральной и др. культур, типология культур, морфология культуры, методы культурологических исследований, история культурологии и т. д.). Социология культуры (в целом) и частные социологии культуры, охватывающие ее отдельные специализированные или неспециализированные области (социальная философия, социология знания, науки и техники, личности, образования, религии, искусства, культуры повседневности и др.).

Социология культуры как социологическая и культурологическая дисциплина. Отличие социологии культуры от других дисциплин культурологического и социологического циклов. Общая социология и социология культуры. Политология и социология культуры. Философия культуры и социология культуры. Социология культуры и история культурологии. Теоретическая и эмпирическая социология культуры. Общественное и культурно-историческое значение социологии культуры.

Тема 2. Предмет и задачи социологии культуры Социум и культура в их диалектической взаимосвязи и взаимопереходе (мир социокультурных явлений) как предметная область социологии культуры. «Мир человека» - ценностно-смысловой мир любых материальных и духовных явлений, в котором живет человек, который он сам создает и который, в свою очередь, воссоздает человека. Уровневое строение «мира человека»: природа => социум => культура. Органическое единство трех уровней и их глубинная взаимосвязь между собой. Концепция уровней и диалектика высшего и низшего. Объяснение социокультурного развития через механизм «теневых систем» соединяющий ценностно-смысловые уровни «мира человека». Природные и социальные предпосылки культурных феноменов. Понятия «социальной тени» и «культурной тени», отбрасываемых социальными и культурными явлениями на природном и социальном уровнях соответственно, как культурные смыслы. «Природа» и «социум» как категории культуры и их социологическая интерпретация.

Понятие «социологического эквивалента культуры» (Г.Плеханов) и аналогичное ему понятие «культурологического эквивалента социума». Их параллелизм и взаимная «зеркальность». Задача социологии культуры - выявление социального в культуре и культурного в социуме, социологического и культурологического эквивалентов в общественной жизни, их взаимная корреляция и сравнительный анализ. Идея «энтелехии культуры», восходящая к Аристотелю, и ее современные интерпретации. Телеологичность «мира человека», находящего свое смысловое завершение в культуре, а опору - в типе социальности.

Противоречивые взаимоотношения социума и культуры как проблематика социологии культуры. Условность различий социума и культуры; взаимодействие социально-практической и духовной деятельности в рамках духовно-практической деятельности людей. Соотношение социальных явлений и культурных значений, их взаимное равновесие или нарушение равновесия. Представления о социокультурной полноте и неполноте. Внешние и внутренние возмущения, нарушающие социокультурное равновесие общественной системы, как факторы, разрушающие системность или радикально обновляющие ее. «Хаос» и «порядок» как категории, описывающие социокультурную неполноту и полноту, нарушение или установление социокультурного баланса в обществе.

Проектные задачи и решения как средства совершенствования и модернизации общественной системы с целью установления или нарушения социокультурного равновесия в обществе. Социокультурные проекты модернизационной или охранительной направленности. Перспективный и ретроспективный утопизм социокультурного проектирования. Социокультурные системы открытого и закрытого типа. Цели и задачи «открывания» и «закрывания» социокультурных систем в зависимости от исторических условий и господствующего типа социальности. Сложные случаи смешанного типа открытости/закрытости в переходные исторические периоды.

Первичное и вторичное во взаимоотношениях социума и культуры: прямая и обратная зависимости в решении проблемы социокультурного детерминизма. Механизм культурной преемственности и культурного наследования: коммуникация и трансляция культуры. Традиции и инновации, интеграция и дифференциация, вычленение и генерализация, анализ и синтез, кумуляция и селекция как способы формирования социокультурного пространства. Вещи, факты, действия, процессы, события и т. п. как внешняя форма социального бытия; культурные значения и их интерпретации, его внутренний смысл. Осмысление социокультурных явлений и процессов в социологии культуры.

Тема 3. Социологические концепции культуры Многообразие социальных и социологических концепций культуры как отражение многомерности и многозначности феноменов культуры в общественно-историческом контексте. Множественность критериев оценки и социального измерения явлений и процессов в культуре. Критерии «пользы», «актуальности», «соответствия эпохе» (или интересам определенного класса, сословия, группы) в социальной философии культуры как предпосылка научной социологии культуры. Предыстория научной социологии культуры: социокультурные идеи просветителей и представителей классической философии; социокультурные концепции европейского романтизма.

История социологии культуры в России. Социокультурные и цивилизационные аспекты полемики славянофилов и западников. Консервативно-почвенническая социология культуры. Радикалистская социология культуры. Национальной своеобразие отечественной социологии культуры, связанное к дискурсом радикализма того или иного толка. Анархистская социология.

Неоромантизм в социологии культуры (концепция «героя и толпы»). Народническая социология культуры. «Генетическая социология» М. Ковалевского. Натуралистическая социология: географическое направление в социологии культуры; органическая школа. Психологическое направление в русской социологии. Неокантианские концепции в отечественной социологии. Социология культуры «веховцев». Неопозитивизм. Социологические концепции в культуре русского зарубежья. Социодинамика культуры П.Сорокина и ее значение для отечественной и западной социологии культуры.

Становление функционализма в западной социологии культуры. Социология культуры в интерпретации Э. Дюркгейма. Концепция социологии культуры В. Парето. Формальная школа в социологии культуры. Социокультурные идеи неокантианцев В. Виндельбанда и Г. Риккерта. Антипозитивизм в социологии культуры. Социокультурная концепция О. Шпенглера. «Понимающая социология» культуры М. Вебера и ее значение для развития социологии и культурологии в ХХ в. Вклад В. Зомбарта в социологию культуры.

Развитие социологии культуры первой половины ХХ в. Социокультурные идеи З. Фрейда, К.Г. Юнга и др. представителей фрейдизма. Антропологическое направление в социологии. Социологические концепции Франкфуртской школы в приложении к культуре. Структурный функционализм. Символический интеракционизм. Феноменологическая социология. Теория обмена.

Дальнейшая эволюция социологии культуры во второй половине ХХ в. Структурализм и постструктурализм в социологии культуры. Поздние социокультурные идеи Франкфуртской школы; неомарксизм. Экзистенциалистские идеи в социологии культуры. Социология культуры «новых левых». Леворадикальный социологический гиперкритицизм. Теория постиндустриального информационного общества. Неофункционализм Н. Лумана. Неопсихологизм в социологии культуры. Теория радикализированного модерна Э. Гидденса. Теория исчерпанности модерна.

Постмодернизм в социологии культуры. Социокультурный плюрализм герменевтики Г. Гадамера. Концепция «социального конструирования реальности». Игровая концепция социологии культуры. Социокультурные идеи маргинализма. Различные варианты социологической концепции постмодернизма.

Тема 4. Ценности, нормы, значения в социокультурном контексте Структурные компоненты социокультурных процессов и явлений: ценности, нормы и значения. Их различия и взаимосвязь. Различная актуализация тех или иных ценностно-смысловых аспектов культурных систем в зависимости от исторических, социально-политических, экономических, технико-технологических и других условий. Типология культур в соответствии с этими критериями: культуры строго нормативные: культуры, ценностная природа которых основана на последовательном нарушении или отвержении норм (антинормативные культуры); культуры, базирующиеся на допущении безграничного плюрализма значений и смыслов (плюралистичные культуры).

Ценности, нормы и значения как объекты социокультурного взаимодействия различных субъектов культуры (между собой, между субъектами и объектами, между объектами в интерпретации субъектов и т. п.). Переосмысление роли естественных факторов, в т. ч. географических (ландшафтных, климатических, биосферных и др.); биологических; экологических; этнологических и т. д., в социокультурном контексте как факторов аксиологических. Посредники и «катализаторы» социокультурного взаимодействия (материальные артефакты, открытые действия, символические формы и пр.) как феномены культуры и предмет изучения социологии культуры. Социокультурные явления как триединство взаимодействующих людей, нематериальных значений и материальных носителей. Фетишизация носителей и их обратное действие на сознание и поведение людей в символической роли социокультурных регуляторов. Активность, пассивность и толерантность, эффективность и неэффективность, сознательность и неосознанность, преднамеренность и непреднамеренность социокультурных взаимодействий в обществе в различных культурно-исторических ситуациях.

Различные типы социокультурной нормативности: стандарты, образцы (эталоны) и шаблоны; их сходство и различия в процессе социокультурной коммуникации и взаимодействия. Нормы и предписания (военные, правовые, политико-идеологические, моральные). Нормы социальные, политические, мировоззренческие (философские, религиозные, нравственные), художественно-эстетические, стилевые, бытовые. Архетипы, относящиеся к глубинным пластам сознания и бессознательному. Стереотипы массового сознания; стереотипизация массового сознания в реализации агитации и пропаганды. Манипулирование сознанием и поведением людей в системах массовой коммуникации и СМИ. Место норм различного образца в социокультурных системах, принадлежащих различным эпохам. Нормативизм и антинормативизм в культуре и обществе.

Ценностные ориентации и поведение людей. Социокультурная проблематика. Различные типы соотношения социума и культуры; понятие социокультурной полноты/неполноты с точки зрения ценностно-ориентационной. Диапазон дифференциации общества с точки зрения разброса ценностных ориентаций. Интересы, потребности, предпочтения, ситмпатии и антипатии. Проблема ценностно-смыслового выбора. Типы ценностных ориентаций и социокультурная типология общественного поведения.

Альтернативное и девиантное поведение (соответствующее различение норм, ценностей, ценностных ориентаций и пр.) в культурной семантике неофициальных или альтернативных разновидностей культуры (уголовный мир и криминальные структуры, оппозиционные политические и диссидентские движения, движения протеста, запрещенные религиозные секты, революционное, террористическое и иное подполье, молодежный, художественный, философский андеграунд и т. п.

Тема 5. Социальная морфология культуры Морфология культуры с социологической точки зрения. Естественное и искусственное в культуре. Социокультурная картина мира. Типы социокультурной регуляции (исторические, национальные, региональные, сословно-классовые, возрастные и т. п.).

Понятие морфологии и сущность морфологического подхода к изучению различных явлений. Проблемы национально-культурной типологии, национального своеобразия и национальной исключительности культуры.

Глубокая укорененность в философской и научной традиции понимания культуры как «искусственного» в его антитетичности «естественному», как «творческого» в сопоставлении с репродуктивным, «преобразованного» сравнительно с «рутинным» и т. п. Связь представлений о культуре на разных исторических этапах развития человеческого общества с просвещением, образованием, воспитанием человека, личности, гражданина, с культивированием ценностей, норм, идеалов, традиций. Причины популярности этой концепции в ХХ в., в рамках индустриального общества.

Ландшафт, климат, фауна и флора, природные богатства, календарные ритмы, вероятность и повторяемость стихийных бедствий и природных катастроф и т. п. как природные факторы формирования и развития культуры в ее этно-национальной определенности и специфике. Природное наследие, цивилизационное наследие и культурное наследие в их онтологическом и гносеологическом единстве. Типология культур в зависимости от проводимых ими аналогий с природой. Культуры, ориентирующиеся на прямые аналогии с природой и на воссоздание в качестве отношений общества природных отношений (культуры «традиционного» типа); культуры, строящиеся на демонстративном противопоставлении природе (культуры индустриального общества); культуры, стилизующие природные отношения как желанный, но недостижимый идеал гармонии человека с природой. Экология как культурологическое знание. Сущность экологических движений; их нравственные, политические, художественно-эстетические, религиозные требования. Экология природы и экология культуры: их взаимосвязь, взаимообусловленность, взаимодействие.

ХХ век и новые взаимоотношения между природой и культурой. Натурализация социума и социальных отношений. Стихия рынка и товарный фетишизм в социокультурной сфере в раннеиндустриальном и постиндустриальном обществе. Культурологические концепции гармонии отношений между природой, социумом и культурой.

Историческая морфология культуры в истории культуры. Место мифологии, религии, философии, науки, искусства в составе культурной системы. Социализированные формы культуры (хозяйственно-экономическая, правовая, политическая, нравственная). Специализированные и обыденные формы культуры. Социально-исторический и национально-этнический аспекты морфологии культуры.

Тема 6. Социокультурная стратификация общества «Горизонтальный» и «вертикальный» срезы культуры. Культурные страты и социокультурная стратификация. Дифференциация систем ценностей и социокультурных стандартов, ролей, общественных поощрений и порицаний деятельности в зрелом, хорошо структурированном обществе и в обществе аморфном, аструктурном или деструктурированном. Социокультурная стратификация в традиционном, авторитарном, тоталитарном и демократическом обществах (с соответствующими историческими коррективами). Универсальные критерии социальной стратификации Т.Парсонса в приложении к изучению культуры («качество», «исполнение», «обладание»). Опыт социокультурной интеграции различных социокультурных подсистем в единую «суперсистему». Нивелирующие, уравнительные тенденции социокультурного развития в обществе потребления, массовых коммуникаций и массовой культуры.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Социология культуры как теория исследования молодежной субкультуры

    Документ
    Термин культура в его современном значении возник сравнительно недавно. Первоначально культура обозначала  способы обработки земли. Философия нового  времени,   отталкиваясь от  лингвистического  значения латинского  cultura – возделывание,
  2. Программа кандидатского экзамена по специальности 22. 00. 06 «Социология культуры, духовной жизни»

    Программа
    Настоящая программа кандидатского экзамена по специальности «Социология культуры, духовной жизни» ориентирована на освоение соискателем понятия культуры, рассмотренной через призму социологического подхода, в соответствии с которым
  3. Программа минимум кандидатского экзамена по специальности [Социология культуры, духовной жизни] по социологическим наукам

    Программа
    Настоящая программа кандидатского экзамена по специальности [Социология культуры, духовной жизни] ориентирована на освоение соискателем понятия культуры, рассмотренной через призму социологического подхода, в соответствии с которым
  4. Социология досуга опирается на теорию социально-культурной, культурно-досуговои деятельности и социальную педагогику, которые предшествуют или изучаются параллельно с курсом социологии досуга. Поэтому лекции Т. Г

    Лекции
    Социология досуга опирается на теорию социально-культурной, культурно-досуговои деятельности и социальную педагогику, которые предшествуют или изучаются параллельно с курсом социологии досуга.
  5. М. В. Ломоносова Социологический факультет Кафедра социологии культуры, воспитания и безопасности Кузнецов В. Н. Соломатина Е. Н. Социология конфликта учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс содержит программу дисциплины специализации «Социология конфликта», методические рекомендации по изучению дисциплины, тематическое и практическое содержание семинарских занятий, контрольные вопросы и задания

Другие похожие документы..