Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Литература'
Все далее уходит в прошлое трагическое и героическое время Великой Отечественной войны. И всё более настоятельной становится потребность понять харак...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится «29» декабря 2003 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета К 502.008.01 по политическим наукам при Северо-Кавказской акаде...полностью>>
'Курсовая'
Курсовая работа состоит из двух частей, непосредственно не связанных друг с другом. В первой части требуется выполнить задания по выделению IP-подсет...полностью>>
'Документ'
С. Топелиус «Жемчужина Адальмины». Д. Толкиен «Хоббит или туда и обратно». Д. Биссет «Все кувырком. Сказки». Э.По «Лягушонок». Л.Н.Толстой «Кавказски...полностью>>

Социология культуры

Главная > Учебная программа курса
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Уникальность социокультурных явлений и ее относительность. Типы социокультурных структур: антагонистические и солидарные; организованные и неорганизованные (стихийные, спонтанные, дезорганизованные); родовые, контрактивные, принудительные, общинные и общественные, механические и органические; централизованные и децентрализованные (периферийные, региональные, маргинальные и т. п.). Иерархическое строение социокультурных систем. Типы социальной стратификации: социальная цитология, структурная морфология, анатомия и таксономия социокультурных систем и подсистем общества; межгрупповая дифференциация и интеграция. Нормативные и массовидные социокультурные системы и явления. Устойчивость и неустойчивость социокультурных систем. Факторы, влияющие на их устойчивость или неустойчивость в истории.

Касты и слои общества как первичная социокультурная стратификация. Классовое, сословное и бюрократическое членение общества и его культуры. Сословно-классовые субкультуры общества; интеграция и дифференциация норм, ценностей, принципов и установок в отношениях между ними. Механизм интерклассовой селекции и конвергенции на разных стадиях исторического развития общества. Многомерность социокультурной дифференциации: по типу производства, уровню образования, социальному происхождению, социальному статусу и культурному престижу, по национально-этническим, политическим и идеологическим основаниям, по региональной принадлежности, по профессиональным и мировоззренческим признакам, по возрасту и полу. Плюрализм культур и социокультурная унификация.

Тема 7. Социальная типология культуры Многообразие типологий культур: историческая, территориальная, природно-хозяйственная, этнологическая, национально-лингвистическая, социально-классовая, функциональная, ценностно-ориентационная и др. Культуры исторические, неисторические и доисторические; их структурно-функциональная специфика.

Культуры исторических общностей (этнические культуры, национальные культуры, цивилизация как тип социокультурной общности, формация как тип социально-экономической общности). Методологические подходы к изучению исторических общностей: формационный, цивилизационный, социокультурный, культурно-исторический. Возможности и границы каждого из подходов.

Типы социальности в истории культур и цивилизаций. Доиндустриальный, индустриальный и постиндустральный типы социальности. Социокультурные характеристики соответствующих обществ: принципы социокультурной регуляции; статус природы, мифологии, религии, государства, производства, техники и технологий, средств массовой коммуникации, труда, образования, моральных установлений, гражданского права, социальных институтов, личности и коллектива, информации.

Взаимодействие культур. Типы взаимовосприятия. Культурная автономия и культурная замкнутость, сегрегация. Культурный национализм. Закрытость и открытость культур по отношению друг к другу. Диалог культур. Культурная экспансия, культурный колониализм и империализм. Европеизм и европоцентризм, американоцентризм, азиоцентризм, африканизм. Факторы глобальной межкультурной интеграции (прозрачность границ, единство мировой экономики, международные политические альянсы, спутниковое телевидение, международные спортивные организации, обмен научной, технической и культурной информацией; Internet и др.). Высокая и низкая культуры; культуры специализированные и обыденные. Профессиональная культура и профессиональные субкультуры. Культура повседневности.

Субкультуры и их взаимодействие между собой в целом каждой исторической культуры. Соединение принципов деления культур и социокультурной стратификации. Субкультуры социализированные и функциональные (профессиональные, территориальные, половозрастные, маргинальные и др.). Молодежная субкультура; криминальная субкультура; контркультура (культура протеста), революционная культура; андеграунд; культура стариков. Феминизм как социокультурное движение и субкультура. Субкультуры сексуальных меньшинств. Взаимодействие и конфликты субкультур в рамках национальной культуры. Социокультурное планирование и проектирование в условиях культурного многообразия.

Тема 8. Ролевые представления культуры Понятие роли в социологии культуры. Ролевые структуры общества и их культурно-семантическое наполнение. Типология ролей и ролевых игр в культуре. Роли массовые, групповые и личностные. Социализация и аккультурация в культуре как распределение ролей в нормативных социокультурных системах. Статус и престиж как ролевые функции личности, группы, партии, нации, государства. Национальное самосознание, национальная самоидентификация, партийная и государстывенная ангажированность как ролевые функции и формы ролевого поведения. Серьезная и смеховая культуры как ролевая дифференциация субъектов и объектов культуры. Интеллектуальная и обыденная; элитарная и массовая культуры; культура повседневности в свете ролевого подхода к культуре. Формы специализации и унификации социокультурных ролей. Инсценировки и театрализация жизни в культуре. Стили жизни и поведения с позиций ролевого подхода к культуре. Профанация и рутинизация ролей, ценностных ориентаций, норм в истории культуры и межкультурном.диалоге.

Гетевская морфология цвета как оптимальная модель ролевого подхода к изучению культуры; ее влияние на ролевые концепции культуры начала ХХ в. Цветопсихология М. Люшера и ее значение для культуры и культурологии ХХ в. Ролевая интерпретация самосознания и поведения личности через анализ психологии цвета и цветовое тестирование эмоционального состояния личности. Анализ тревог, защитных механизмов, ролевых конфликтов, ролевого целеполагания и ролевых стратегий через осмысление цветовых предпочтений и их социокультурной символики. Анализ ролевых игр личности в поведении, одежде, хобби, интерьере и обустройстве жилища, эротике, рефлексии телесных недугов, стилей поведения, моды. Социально-психологическая методология Э. Берна по анализу и итерпретации ролевых игр. Ролевые игры на производстве, в бизнесе, в семейных отношениях, в образовании и воспитании, в быту, в эротике и сексе. Частные морфологии культуры (морфологии искусства, науки, религии; морфологии этносов, мировоззрений, культурно-политических стратегий и т. п.) через призму игрового подхода к культуре.

Различные ролевые подходы в социологической интерпретации культуры. Цивилизация и эрос в ролевой интерпретации общества. Понятие габитуса и распределение ролей в политике. «Столкновения цивилизаций» как распространение ролевого принципа на изучение цивилизаций и межцивилизационных отношений.

Тема 9. Субъект культуры. Социокультурная детерминация личности Понятие субъекта культуры (в сопоставлении с объектами культуры). Типология субъектов культуры и социокультурных процессов: личность, семья, социальная группа (в том числе научная или художественная школа, кружок, объединение), политическая партия (движение), класс (сословие), нация (народ), наднациональное и надгосударственное сообщество, человечество в целом. Дифференциация ценностей, норм и значений в зависимости от того или иного типа субъекта культуры и присущих ему ценностных ориентаций и соответствующей картины мира. Социокультурные закономерности поведения и мышления индивидуальных и коллективных субъектов культуры. Принципы, регулирующие причастность индивида к тому или иному (обобщенному) субъекту культуры и его социокультурную ангажированность: индивидуализм, солидарность, коллективизм; идейное (философское, научное, художественное и пр.) течение и направление; партийность, народность, национальная самоидентичность и национализм/шовинизм, религиозная и конфессиональная включенность, «государственничество» и имперская великодержавность, интернационализм и космополитизм.

Типология социокультурных процессов, в которых эти субъекты участвуют. Личность в составе социальной группы и больших социокультурных систем. Культурные системы и скопления. Случайное и стихийное в социализации и аккультурации личности. Первичная и вторичная социализация/аккультурация. Социокультурные механизмы воспроизводства личности как члена некоторого культурного сообщества. Проблема социокультурной адекватности личности в группе и обществе; культурная компетентность и отчужденность. Личностная и групповая интерпретация ценностей, норм и значений, традиций и инноваций. Социокультурные адаптация и оппозиция, интеграция и дифференциация, тотальность и вариативность (стилей, ориентаций, мировоззрений, поведений и т. п.)..

Личность, общество и культура - неразрывная триада, составляющая обобщенный предмет культуры. Различие интегрированных культурных систем и неинтегрированных (дифференцированных или дезинтегрированных) социокультурных скоплений, множеств. Основные культурные системы, объединяющие отддельные явления культуры (язык, наука, философия, религия, искусство. право, мораль и т. п.). Исторически, политически и национально обусловленные социокультурные системы, объединяющие людей в культурные сообщества, группы. Различные степени интеграции личности в социокультурные системы и «суперсистемы». Понятие социокультурной парадигмы; относительная стабильность и устойчивость парадигм; кризис и «надлом», механизмы смены культурных парадигм в культурной истории общества и личности.

Личность и культурное творчество. Творчество индивидуальное и коллективное (в том числе массовое, народное). Стихийность и сознательность творчества. Традиции и инновации в творчестве. Типы творчества в культуре и истории культуры. Системы символических кодов в культуротворческих процессах. Смена символических кодов в процессе динамики культурных парадигм и социокультурных систем.

Тема 10. Социокультурные функции и институты Полифункциональность культуры относительно общества и человека. Основные социальные функции культуры. Политическое нормирование культуры как форма насилия над ее естественно-историческим развитием. Культурные санкции против нарушения социокультурных норм. Соотношение культуры и идеологии, культуры и политики в различных обществах, в разные исторические периоды.

Функции магии и мифа в первобытных обществах. Социокультурные функции государства. Функции политической демократии в античном полисе и создание атмосферы творческой свободы и плюрализма в античности - колыбели европейской культуры. Функции религии в восточных доиндистриальных обществах и в западноевропейском средневековье. Функции народной смеховой культуры в доиндустриальных обществах.

Мировые религии как способ преодоления ограниченности мифологии, ее национально-этнических языковых и семиотических рамок, как ее социальная институциализация. Религия как форма культуры, осуществляющая связь людей между собой (через границы стран, национальных и социальных различий, политических убеждений, правовых институтов, возрастных и образовательных цензов и др.). Религия и религиозный культ с точки зрения институциональности. Церковь как социокультурный институт: религиозность и церковность как взаимосвязанные фенмены культуры. Типологические различия мифа (мифологии) и религии в историческом контексте культуры. Культ государства и правителя как социокультурный институт.

Функции товара и рынка в культуре буржуазного общества. Функция техники и технологии в индустриальном обществе. Функция информации и коммуникации в постиндустральном информационном обществе.

Феномен духовного производства. Духовные функции образования. Социальные, нравственные и политические функции интеллигенции в сохранении, развитии и распространении культуры. Функции межкультурного общения и взаимодействия, взаимопонимания между народами и их культурами.

Основные факторы и аспекты социальной институализации культуры. Социальные институты культуры как формы объективации и социализации культурных значений, функций, ценностей, норм в обществе. Образование и воспитание как социокультурные институты. Социология образования. Семья, брак и секс как социокультурные феномены и институты. Государство и церковь как социокультурные институты. Сакрализация и секуляризация в свете социологии культуры. Институциональные структуры науки, искусства, политической идеологии и пропаганды, массовой коммуникации. Соотношение функций культуры и ее институтов. Театр, музей, клуб, библиотека, кинотеатр, телестудия, игротеки, дискотеки, видеотеки, центры компьютерных игр как социокультурные институты. Функциональный подход к культуре, ее элементам и формам.

Тема 11. Социодинамика культуры Культурная статика и культурная динамика. Относительность культурной неподвижности. Типология культурообразующих процессов: имманентных и детерминированных. Социодинамика как совокупность процессов, развертывающихся на условной границе между культурой и социумом. Социализация культурных значений и аккультурация социальных явлений. Понятие о социокультурных механизмах общества.

Социодинамика культуры и ее типология. Три типа процессов. Относящихся к социодинамике. Процессы социокультурного развития, предполагающие качественное изменение социокультурных объектов и субъектов культуры. Процессы социокультурной диффузии в различных слоях и группах общества - горизонтальные и вертикальные. Социокультурная мобильность общества. Процессы социокультурной коммуникации. Взаимодействие трех типов социодинамики в каждой конкретной культурно-исторической ситуации.

Краткосрочные и длительные социокультурные процессы. Макродинамика и микродинамика культуры. Эволюцитонные и революционные процессы в кульутре. Культурный взрыв и механизмы, его обусловливающие в истории культуры. Смена и «ломка» культурных парадигм. Научные революции. Промышленная, научно-техническая и компьютерная революции с точки зрения социологии культуры. Культурная революция как социологическая и культурологическая проблема. Типы культурных революций (Западная Европа, Америка, страны «третьего мира»). 1968 год в западной Европе как опыт культурной революции. Культурная революция в России. Первая культурная революция в России - Петровские реформы. Русская культурная революция в ХХ в. и ее теоретики. Конфликты и альянсы, реализующиеся в ходе культурной революции; ее результаты и последствия. Культурная революция на национальных окраинах России. Китайская культурная революция. Иранская культурная революция.

Культурная экспансия и культурная агрессия как проблема империализма и колониализма. Современный культурный империализм и его характерные черты. Механизмы культурной экспансии. Борьба за культурную независимость: социокультурные границы культурной самобытности. Диалог культур и культурный плюрализм. Всемирная культура и ее воздействие на национальные культуры. Пути социокультурной интеграции национальных культур в мировую общечеловеческую культуру. Реальное и утопичное в проектах мировой культуры. Вечные ценности культуры и исторически преходящие культурные ценности. Социально-групповая, национальная и историческая ограниченность культурных норм и ценностей; ее преодоление в ходе межкультурного и межгруппового социокультурного диалога.

Инверсия и медиация как механизмы социокультурного развития. Диалектика инверсии и медиации в истории мировой и отечественной культуры. Выведение глобальных циклов исторического развития через изучение инверсионных и медиативных процессов в истории различных национальных культур. Образ и стиль жизни с точки зрения социологии культуры. Типология образа жизни и стилей жизни. Архитектоника культуры как динамическая модель истории. Принципы архитектонического подхода к культуре.

Тема 12. Социокультурная политика и управление культурой Культурная политика как форма социального регулирования и управления. Цели и задачи государства в осуществлении культурной и социокультурной политики. Управление культурой и границы управляемости культурой в различных исторических, социально-политических, этнонациональных и региональных условиях. Относительная и абсолютная независимость культуры от политики и социальной власти. Культура официальная и неофициальная. Контркультурные тенденции как предмет культурной политики. Негосударственные и частные структуры, влияющие на развитие культуры. Меценатство и спонсирование в области культуры.

Социальные институты культуры и управление культурой. Администрирование в области культуры. Самоуправление культуры. Изучение социальных групп и территорий как предпосылка принятия социокультурных решений. Инфраструктура культуры и ее динамика. Состав сети культурных учреждений, специфика их функционирования в различной среде (большой и малый город, сельская местность, поли- и моноэтническая среда, многоукладность экономики и образа жизни, конфликтность традиций и т. п.

Типы культурной политики в зависимости от исторических и иных условий и конкретной социокультурной ситуации. Коммерциализация и экономика культуры. Культура и рынок. Менеджмент в сфере культуры. Политизация и идеологизация культуры. Авторитаризм, тоталитаризм и либерализм в культуре и культурной политике. Культурная политика в традиционном обществе. Социокультурный смысл модернизации. Сущность модернизации; исходное противоречие модернизационного процесса. Варианты развития модернизационных процессов: симбиоз, конфликт культур, синтез. Структурная модернизация как форма социокультурного компромисса. Региональные варианты модернизации.

Социокультурное планирование и проектирование. Прогностические функции социологии культуры. Социология культура как футурология. Социологическая интерпретация культурной политики в социологии культуры.

Тема 13. Методология и методика социологических исследований культуры Многообразие методов и подходов к социологическому исследованию культуры. Теоретическое и эмпирическое исследование культуры в социологии. Количественный и качественный подход к анализу результатов исследований. Сочетание методов социологического исследования культуры на практике.

Методы социологического изучения культуры. Интервью. Опрос. Включенное наблюдение. Контент-анализ. Статистические данные. Тесты. Измерения. Достоинства и недостатки конкретных методик социологического исследования культуры. Валидность методик. Верификация данных. Историзм и антиисторизм; критика К.Поппером историцизма. «Обратный историзм» при исследовании культуры. Выбор оптимальных методологий и методик социологического исследования в зависимости от поставленных целей и задач. Комплексный подход к конкретному изучению культуры. Методологический плюрализм в социологии культуры. Принципы организации крупномасштабных комплексных исследований культуры. Социальные показания развития культуры. Международные социологические исследования в области культуры. Международное сотрудничество в области социологии культуры.

Возможности социокультурного изучения культуры прошлого и настоящего. Менталитет культуры как предмет социологического изучения. Обыденная и специализированная, институциональная и спекулятивная культуры и их эмпирическая дифференциация. Национальные образы мира и социологическое изучение культурных и религиозных предпочтений. Досуг как форма культурного общения и развития личности. Виды и цели культурной деятельности. Совокупное и мозаичное в культурной деятельности. Роль социологических исследований в обосновании и коррекции культурной политики.

Тема 14. Культурная индустрия в социальных условиях современной цивилизации Образование как механизм социализации культуры : структура и современные проблемы функционирования и развития. Специфика распространения научных знаний и художественной продукции посредством массовых коммуникаций. Современные формы социального признания ученого, писателя, художника и педагога.

Стратификация населения по социокультурным показателям (по уровням образованности, религиозности, потребления художественной продукции, образу и стилю жизни).Динамика индексов «человеческого развития» для России по годам (по данным ЮНЕСКО).

Научная идея и художественная продукция как товар. Структура рынка научных знаний и художественной продукции. Изучение потребителей художественной продукции (читателей, зрителей, слушателей), Сегментация рынка по группам потребителей. Исследование мотивов их поведения на рынке.

Формы и каналы сбыта научной и художественной продукции. Формирование стратегии продвижения научного и художественного продукта на рынке.

Реклама как социокультурное явление. Символическое пространство и реклама. Классификация рекламы. Стили организации рекламного процесса. Законодательное регулирование рекламной деятельности.

Коммуникативные процессы в информационном обществе. Структура и функции средств массовой коммуникации: кино, телевидения, театра, прессы и радио. Становление аудиовизуальной культуры, ее показатели. Типология потребителей продукции масс-медиа. Специфика виртуальных миров и направления их воздействия на духовную жизнь современного общества.

Средства массовой коммуникации и государство - масс-медиа как "четвертая власть". Методы манипулирования массовым сознанием (формирование клише, стереотипов, имиджей, сокрытие правды, распространение полуправды, склонность к сенсациям). Конфликт интерпретаций социальных фактов в масс-медиа.

2.2 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. «Понимающая» социология культуры М. Вебера

Принципы «понимающей социологии» М. Вебера.

Социология культуры М. Вебера.

Анализ протестантской этики с социологической точки зрения.

Понятие «типа рациональности» у М. Вебера.

Логика наук о культуре с позиций социологии.

Принцип «свободы от оценки» в социологии.

Тема 2. Большевистская социология культуры в действии

«Большевистский модерн» с точки зрения социологии культуры.

Общее и особенное в социологических концепциях культуры большевизма.

Критика большевистской социологии культуры (Г. Плеханов, «веховцы», русские формалисты, М. Бахтин, представители первого поколения русской эмиграции).

Тема 3. Социология культуры Франкфуртской школы

Критика буржуазного общества и буржуазной культуры представителями Франкфуртской школы.

Позитивная программа франкфуртской социологии культуры.

Идеологи Мая 1968 г. Теория контркультуры у «франкфуртцев».

Понятие «одномерного человека» у Г. Маркузе.

Эрос и цивилизация в анализе Г. Маркузе и Э. Фромма. Неофрейдизм.

Неомарксизм социологии культуры Франкфуртской школы.

Тема 4. Методология социокультурного анализа российского общества в труде А.С. Ахиезера «Россия: критика исторического опыта»

Критика российской истории у А.С. Ахиезера. Цель и смысл.

Инверсия и медиация как социокультурные механизмы всемирной и отечественной истории.

Раскол как концентрированное выражение российской цивилизационной специфики.

Алгоритм российской истории.

Пути разрешения социокультурного кризиса в России.

Тема 5. Социология культуры западного постмодернизма

Общее и особенное в постмодернистских социологических концепциях.

Полемика постмодерна с модерном: содержание и смысл.

Маргинальные проблемы общества как предмет социологии культуры постмодерна.

Ценностно-смысловой релятивизм постмодернистской социологии культуры.

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

3.1 ПЕРЕЧЕНЬ И ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ

В процессе изучения курса дисциплины «Социология культуры» студенты выполняют самостоятельную частно-исследовательскую, поисковую работу реферативного характера. Результаты которой оформляются в виде реферата. Объём подобного рода работы должен равняться 10-20 листам печатного текста и содержать, в обязательном порядке, следующие структурные компоненты: введение, основную часть (распадающуюся при необходимости на отдельные главы, параграфы), заключение, список использованных источников и литературы.

3.2 ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

  1. Предметная область социологии культуры.

  2. Морфология культуры народа.

  3. Социальность и культура

  4. Принципы понимающей социологии

  5. Социологический статус понятия «ценность».

  6. Норма как социокультурный регулятор.

  7. Социокультурный образец (функции, типология, механизмы трансляции).

  8. Жизненный опыт личности как предмет социокультурного анализа

  9. Менталитет субьекта жизни. Соотношение знания и веры.

  10. Верование как социокультурное явление

  11. Архетипы культуры. Гипотеза К. Юнга.

  12. Здравый смысл и научное знание. Картина мира личности.

  13. Культура повседневности: основные показатели.

  14. Душевное здоровье. Религиозная и светская психотерапия.

  15. Астрология как предмет социокультурного анализа.

  16. Знак и значение в системе культуры.

  17. Массовая культура: функции и показатели.

  18. Преемственность культуры: механизмы трансляции.

  19. Этикет, ритуал и церемониал в различных культурах.

  20. Религия как социокультурное явление.

  21. Социокультурный процесс: структура и факторы саморегуляции.

  22. Жестикуляция и мимика как культурный код (сравнительный анализ двух культур).

  23. Шоу: функции, структура, принципы организации.

  24. «Культурошок». Приемы адаптации личности к другой культурной среде.

  25. Научное творчество: типология предрасположенности людей и необходимые качества личности.

  26. Историческая социология гуманитарного научного сообщества Р. Коллинза

  27. Творчество в искусстве: основные обьяснительные концепции

  28. .Социализация студента: описание изменений его личности по годам обучения

  29. Современный школьник: социокультурный портрет

  30. Специфика интервью в социокультурном исследовании.

  31. Наблюдение в социокультурном исследовании.

  32. Социометрический метод и его применение при изучении ценностных установок научного и художественного сообщества.

  33. Принципы герменевтики и их применение при исследовании исторических текстов.

  34. Тесты в системе образования: принципы использования.

  35. «Одаренные дети»- методика выявления.

  36. Экспертная оценка художественной продукции.

  37. Аудитория кино большого города.

  38. Контент-анализ программ телевидения .

  39. Современный кинорынок. Факторы коммерческого успеха.

  40. Книга как социокультурное явление.

  41. Книгоиздательство: типология, организация, коммерческий эффект.

  42. Книгопродавец : функции и типология.

  43. Культурный конфликт: методы устранения и профилактики.

  44. Стиль жизни студенчества: показатели и тенденции.

  45. Жаргон как атрибут культуры.

  46. Сексуальная культура студенчества.

  47. Ритуалы ухаживания в культурах Запада и Востока.

  48. Русская культура : архетипы и современные ценности.

  49. Этнокультура: факторы самоидентификации личности.

  50. Половая самоидентификация в культурах Запада и Востока.

  51. Феминизм- политическая и культурная аспекты.

  52. Культурный климат семьи: система показателей.

  53. Культурные регуляторы взаимоотношений мужчины и женщины в русской культуре.

  54. Социальные функции культурных памятников.

  55. Реклама художественной продукции: типология и методы.

  56. Театр как обьект социокультурного анализа

  57. Выставка картин: принципы организации и факторы коммерческого успеха.

  58. Гений и талант в искусстве. Контент-анализ биографий лауреатов Нобелевских премий по литературе

3.3 ОБЗОР РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Важным аспектом работы студента над курсом дисциплины «Социология культуры» выступает самостоятельное изучение литературы. Приступая к данному виду работы студенту следует внимательно изучить приводимые списки литературы, обратив особое внимание на перечень основной литературы.

Начинать работу с литературой по курсу дисциплины «Культура массовых коммуникаций» следует со знакомства с книгой Ф.И. Минюшева Социология культуры: Учебное пособие для вузов / Ф.И. Минюшев. – М.: Академический Проект, 2004. – 272 с., логика изложения материала в которой следует за логикой социокультурной жизни российского общества, рассмотренной в связи с функционированием элементов её современных инфраструктур. Следующим шагом в знакомстве с литературой по курсу дисциплины является изучение содержания книг Л.Г. Ионина Социология культуры: Учебное пособие. - М.,1998 и Л.И. Михайловой Социология культуры. Учебное пособие.М., 1999.

Социологические аспекты функционирования и исследования массовой коммуникации изложены в работах С.В. Бориснева Социология коммуникации: Учебное пособие для студ. вузов / С.В. Бориснев.—М.: ЮНИТИ-ДАНА: 2003.—270с.

Социологические особенности функционирования и исследования массовой культуры рассматриваются в книге Массовая культура: учебное пособие для вузов / К. З. Акопян, А. В. Захаров, С. Я. Кагарлицкая и др. — М.: Альфа-М; ИНФРА-М: 2004.—304 с.

Самостоятельное изучение литературы по курсу дисциплины «Социология культуры» должно сопровождаться систематическими выписками, составлениями кратких конспектов отдельных разделов и словников по ключевым понятиям, содержащимся в рекомендованной литературе.

3.4 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Проблемное поле и предмет социологии культуры.

  2. Система категорий социологии культуры.

  3. Социокультурное творчество : условия и факторы.

  4. Культурная динамика. Способы распространения культурной продукции

  5. Взаимодействие культур. Понятие «Культурный шок».

  6. Проблемное поле социологии науки.

  7. Этос науки (Р. Мертон об институциональных императивах).

  8. Т. Кун. Научная революция: критерии и фазы.

  9. Научная парадигма ( функция и структура).

  10. Причины и социальные последствия эмиграции специалистов.

  11. Факторы и процесс научного творчества. Характеристика творческой личности.

  12. Методы оценки научной продукции.

  13. Категория «духовность».

  14. Категории «духовная жизнь», «культурная жизнь»

  15. Социокультурная дифференциация общества.

  16. Взаимосвязь идеологии, мифа и искусства

  17. Художественное творчество. Современные объяснительные схемы.

  18. Художественная культура и государство

  19. Художественный рынок в России

  20. Художественная ценность как товар

  21. Принципы маркетингового исследования рынка художественной продукции

  22. Поле рекламной деятельности как символический мир

  23. Рекламный процесс: субъекты и стили рекламной деятельности

  24. Факторы, влияющие на покупательское поведение(социальные, культурные и личностные).

  25. Мода. Роль в производстве и продвижении художественной продукции к потребителю.

  26. Социальные функции кино. Причины и социокультурные последствия вестернизации кино.

  27. Функции телевидения. Методы социологического анализа содержания программ.

  28. Правовые и этические аспекты рекламной деятельности.

  29. Метод семантического дифференциала Ч. Осгуда. Применение в социокультурном исследовании.

  30. Метод личных конструктов Дж.Келли

  31. Контент - анализ культурной продукции

  32. Интервью в кросскультурном исследовании

  33. Тестирование в системе образования

  34. Профессиональная культура социолога : факторы формирования и требования к деятельности.

  35. Взаимодействие культур : донор и реципиент ( доминирование, экспансия, аккультурация и инкультурация).

  36. Конфликт культур и маргинальные слои в обществе (варианты их развития).

  37. Фанатизм и подвижничество в культуре.

4. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

4.1 ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Бориснев С.В. Социология коммуникации: Учебное пособие для студ. вузов / С.В. Бориснев.—М.: ЮНИТИ-ДАНА: 2003.—270с.

  2. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. - М.,1998.

  3. Массовая культура: учебное пособие для вузов / К. З. Акопян, А. В. Захаров, С. Я. Кагарлицкая и др. — М.: Альфа-М; ИНФРА-М: 2004.—304 с.

  4. Минюшев Ф.И. Социология культуры: Учебное пособие для вузов / Ф.И. Минюшев. – М.: Академический Проект, 2004. – 272 с.

  5. Михайлова Л.И. Социология культуры. Учебное пособие.М.,1999.

4.2 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Американская социологическая мысль. Тексты. / Под ред. В.И.Добренькова. Изд-во МГУ,1994

  2. Белова Т.В. Культура и власть. Изд-во МГУ, 1991

  3. Вебер М. Избранные произведения. М.,1990

  4. Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М.,1993

  5. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М.,1991.

  6. Гудков Л., Дубинин Б. Литература как социальный институт. М.,1994

  7. Гуревич П.С. Психология имиджа : типология телевизионного образа и парадоксы ее восприятия. М.,1991

  8. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Пособие для студентов вузов в 2 частях. М.,1994, ч.1

  9. Зиммель Г.П. Конфликт современной культуры. М.,192

  10. Киноаудитория на переходе к рынку./ под ред. М.И.Жабского. М., 1994

  11. Книга и чтение в зеркале социологии../ Сост. В.Я.Стельмах и др. М.,1990

  12. Культурная политика России: история и современность./ Отв. ред. К.Э. Разлогов., И.А. Бутенко. М.,1996

  13. Кухтевич Т.Н. Социология воспитания. М.,1991.

  14. Ляхович Е.С., Ревушкин А.С. Университеты в истории и культуре дореволюционной России. Томск, 1998

  15. Минюшев Ф.И. Социокультурное творчество // Культурология. Под ред. В.И.Добрыниной. М.,1993,ч.1

  16. Минюшев Ф.И. Евразийская культура и ее роль в новой архитектуре Европы // Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа. Роль университетов. М.,1995

  17. Нечаев В.Я. Социология образования. Курс лекций.1 ч.М., 1998

  18. Овчинников В.Ф. Творческая личность в контексте русской культуры. Калиниград, 1994

  19. Пригожин А.И. Нововведения : стимулы и препятствия. М.,1989

  20. Разлогов К. Коммерция и творчество. М.,1992

  21. Рахаев В.А. Регулирование сферы культуры в условиях перехода к рыночным отношениям. Л.,1991

  22. Рикер П.Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.,1995

  23. СоколовК.Б. Социальная эффективность художественной культуры. М.,1990

  24. Субкультуры и этносы в художественной жизни. /Под ред. Соколова К.Б. М.1996

  25. Социокультурное исследование/под ред. Минюшева Ф.И. Изд-во МГУ, 1995

  26. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации: Учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 350400 "Связи с общественностью" / Л.Н. Федотова.—СПб.: Питер: 2003.—400с.

  27. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М.,1992.

5. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

  1. Адаптация - приспособление индивида или группы к внешним условиям, в ходе которого нечто меняется в субъектах А., нечто — во внешних условиях. В ходе физической А. человек приспосабливается к иному климату, в ходе социальной А. он приспосабливается к требованиям иной культуры, общества. Новоселы, осваивающие северные районы страны, испытывали физическую, но не социальную А. Эмигранты, покинувшие Россию и выехавшие в сходные по климатическим параметрам страны, вынуждены проходить культурную и социальную, но не физическую А. Если физическая А. требует серьезной перестройки мировоззрения, культурных установок и ценностей, изменения образа и стиля жизни, то она перерастает в социализацию.

  2. Аккомодация - (от лат. accomodatio — приспособление) обратимый процесс на уровне малой или большой социальной группы с разделением на меньшие группы.

  3. Ассимиляция - (от лат. assimilatio — уподобление, слияние, усвоение) — процесс и результат постепенного усвоения представителями той или иной социальной группы или ею самой социально-культурных черт другой группы, общества, в итоге чего они теряют былой социо-культурный облик и сливаются с последними.

  4. Аудитория - (лат. auditorium) — социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором (индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности).

  5. Быт - сфера повседневной жизнедеятельности людей, ориентированная на удовлетворение материальных потребностей и освоение духовных благ, на общение, отдых и развлечения, складывающаяся и изменяющаяся под влиянием материального производства, общественных отношений, уровня культуры, этнонациональных особенностей социальных общностей людей.

  6. Геронтосоциология - (от греч. gerontos — старик и logos — слово, понятие, учение) — область социологических исследований определенного социально-демографического слоя — пожилых людей, их образа жизни, способов их социальной адаптации к новым условиям в связи с выходом на пенсию. Переменами в их социальном статусе и престиже, в материальном, семейном положени, в социальной роли и др.

  7. Глобализация - унификация и монополизация социокультурных ценностей. Нивелирование понятия личной жизни. Неизбежность полной интеграции, перехода от множественности государств, народов, наций и культур к униформному One World. Нарциссизм — основа самоощущения. Вместе с унификацией, а значит, исчезновением различий, складывается жесткая система контроля, при которой остается «либо быть конформным, либо быть исключенным». Культ здоровья и информированности при одновременном ограничении источников информации (сокращение языков и образование транснациональных медиа-гигантов).

  8. Девиантное поведение - отклоненное от норм поведение. Способ определения новых границ дозволенного поведения.

  9. Дезорганизация социальная - ценностно-нормативный «вакуум», своего рода «отсутствие» норм; низкая степень воздействия социальных норм на индивидов, неэффективность их влияния в качестве средства социальной регуляции поведения; неустойчивость, расплывчатость и противоречивость нормативных предписаний; противоречие между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства достижения этих целей и др.

  10. Досуг - та часть свободного времени (оно является частью внерабочего времени), которым человек располагает по своему усмотрению. Основные параметры Д. — продолжительность, место и способ проведения, структура. Д. входит как составная часть в категорию «свободное время», которое, в свою очередь, выступает частью внепроизводственного времени.

  11. Знаковая система - совокупность знаков, обладающая внутренней структурой, явными (формализованными) или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов, используемая для осуществления индивидуальных и групповых коммуникативных, трансляционных, культурно-функциональных процессов.

  12. Значение - один из основных элементов культуры, выступающий наряду с обычаем, нормой, ценностью и смыслом в качестве социокультурного средства соединения личности или группы (общности) с окружающим миром через посредство знаков.

  13. «Идеальный тип» - важнейшая категория концепции социально-исторического исследования М. Вебера, представляющая собой абстрактно-теоретическое выражение идеальной модели, эталона общих рациональных ценностных установок соответствующей эпохи и служащая средством познания социальной реальности.

  14. Идентификация - (от ср.-век. лат. identifico — отождествляю), отождествление друг друга и себя с определенной культурной категорией, социальными символами, территорией, статусом, ценностями, исполняемой ролью и т.п.

  15. Идентичность социальная - (от позднелат. identicus — тождественный, одинаковый), тождество, совпадение двух или более социальных взглядов.

  16. Иерархия социальная - (от греч. hierarchia — букв. священная власть) — форма построения сложных социальных систем на основе подчинения, когда «нижние» уровни контролируются «верхними». В И.с. проявляется централизация управления и одновременно его бюрократизация. И.с. выступает и как односторонняя личная зависимость одного индивида от др.

  17. Изоляция - разобщение особей или их групп друг от друга. Изоляция внутри группы служит одним из важнейших факторов мобильности. Защитный механизм, заключающийся в уходе от общества, от других людей; погружение вглубь себя.

  18. Индустриальное общество - стадия (ступень) исторического развития общества, которой присущи достаточно высокий уровень промышленного производства, его механизация и автоматизация, развитое разделение труда и его специализация, использование достижений научно-технической революции, динамичность, гибкость и открытость в организации социально-политической жизни.

  19. Инновация социальная - активное воздействие на социальные процессы и явления в целях создания более благополучных условий для развития социальных объектов и систем.

  20. Интеграция - (от лат. integratio — восстановление, восполнение) — процесс и результат взаимосвязи, взаимодействия, сближения и объединения в единое целое каких-либо частей, элементов — стран, их экономик, социальных и политических структур, культур, социальных и политических групп, этносов, партий, движений, организаций и т.д.

  21. Интервью - (англ. interview), жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам. Подразделяется на И.-сообщение, преследующее главным образом информационную цель, и И.-мнение, комментирующее известные факты и события.

  22. Интерес - (от лат. interest — имеет значение, важно) — выражение потребностей общества, социальной группы или общности, партии, организации или движения в социальной и политической сферах, служащих причиной, источником, побуждением, мотивом социально-политических действий, субъектов общественной жизни.

  23. Маргинальность - (от франц. marginal — побочный, на полях), ситуация, когда индивид чувствует себя находящимся между двумя культурами или социальными стратами с присущими им образом жизни. В маргинальном или промежуточном состоянии человек ощущает глубокий дискомфорт и неудовлетворенность: от одного берега он отплыл, а к другому еще не пристал.

  24. Масса социальная - масса — это средний человек. Таким образом, чисто количественное определение — «многие» — переходит в качественное. В сообществе, чуждых массовости, совместная цель, идея или идеал служат единственной связью, что само по себе исключает многочисленность.

  25. Менталитет - (от позделат. mentalis — умственный), образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущие индивиду или группе.

  26. Мода - (от лат. modus — мера, способ, правило). Непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры. В отличие от стиля, м. отражает более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм бытовых предметов и художественных произведений; в узком смысле — смена форм и образцов одежды. Непрочная, быстропроходящая популярность. М. выражает социальные символы.

  27. Постиндустриальное общество - третья (после аграрного и индустриального обществ) ступень, стадия прогрессивного развития человечества и отдельных стран, отражающая для большинства мира их будущее и характеризующаяся теми социальными изменениями, которые связаны с достижениями и перспективами современных научно-технологической, информационной и иных революций.

  28. Роль социальная - (франц. role), модель поведения, часть статуса; стереотипное поведение, ожидаемое от человека, занимающего определенную позицию (или статус) в социальной структуре. Принятие социальных Р. происходит в процессе социализации. Овладение социальными Р. происходит бессознательно.

  29. Санкция социальная - важный элемент социального регулирования, направленный на обеспечение соблюдения социальных норм членами общества и их объединениями.

  30. Социальная технология - система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы в соответствии с целями ее развития, совокупность операций и процедур социального воздействия на объект на пути получения оптимального социального результата.

  31. Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих большой социальной группе. С. отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но С. не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.

  32. Установка социальная - такое социальное качество личности, которое выражает ее готовность к определенной социальной активности и действиям в определенной сфере действительности в соответствии со своими ценностными ориентациями, а также с социально принятыми способами поведения, предписываемыми ей как члену определенной группы или общества.

  33. Ценность - социально одобряемая и разделяемая большинством людей представление о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ц. выражает то, как должен быть устроен мир и каким должен быть человек. Она не подвергается сомнению, служит эталоном и идеалом для всех людей. Если верность является Ц., то отступление от нее осуждается как предательство.

  34. Цикл социальный - совокупность однонаправленных и повторяющихся действий, которые можно выделить из множества других социальных действий.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. 5

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСИЦИПЛИНЫ 9

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА 32

4. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

5. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ 40



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Социология культуры как теория исследования молодежной субкультуры

    Документ
    Термин культура в его современном значении возник сравнительно недавно. Первоначально культура обозначала  способы обработки земли. Философия нового  времени,   отталкиваясь от  лингвистического  значения латинского  cultura – возделывание,
  2. Программа кандидатского экзамена по специальности 22. 00. 06 «Социология культуры, духовной жизни»

    Программа
    Настоящая программа кандидатского экзамена по специальности «Социология культуры, духовной жизни» ориентирована на освоение соискателем понятия культуры, рассмотренной через призму социологического подхода, в соответствии с которым
  3. Программа минимум кандидатского экзамена по специальности [Социология культуры, духовной жизни] по социологическим наукам

    Программа
    Настоящая программа кандидатского экзамена по специальности [Социология культуры, духовной жизни] ориентирована на освоение соискателем понятия культуры, рассмотренной через призму социологического подхода, в соответствии с которым
  4. Социология досуга опирается на теорию социально-культурной, культурно-досуговои деятельности и социальную педагогику, которые предшествуют или изучаются параллельно с курсом социологии досуга. Поэтому лекции Т. Г

    Лекции
    Социология досуга опирается на теорию социально-культурной, культурно-досуговои деятельности и социальную педагогику, которые предшествуют или изучаются параллельно с курсом социологии досуга.
  5. М. В. Ломоносова Социологический факультет Кафедра социологии культуры, воспитания и безопасности Кузнецов В. Н. Соломатина Е. Н. Социология конфликта учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс содержит программу дисциплины специализации «Социология конфликта», методические рекомендации по изучению дисциплины, тематическое и практическое содержание семинарских занятий, контрольные вопросы и задания

Другие похожие документы..