Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические указания'
По учебному плану специальности 10.01.03 «Социально-культурный сервис и туризм», специализация «Ресторанный сервис» изучение дисциплины «Технология п...полностью>>
'Программа'
Национальная программа продвижения книги: Уральский вариант. Материалы Уральской библиотечной ассамблеи / ЧГАКИ; сост. Т. Д. Рубанова. – Челябинск, 2...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Курс предполагает использование интердисциплинарного подхода, обращение к основам теории менеджмента, маркетинга, этике деловых коммуникаций, культур...полностью>>
'Документ'
Финансовое обеспечение Программы предусматривает использование средств районного бюджета. Общий объем финансирования за счет средств районного бюджет...полностью>>

Нп «сибирская ассоциация консультантов» (308)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

НП «СИБИРСКАЯ АССОЦИАЦИЯ КОНСУЛЬТАНТОВ»

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Батраченко Ирина Петровна

учитель начальных классов ГОУ ЦО №1453,г Москва

Е-mail:irina160569mail@/ru

Формирование орфографической зоркости у учащихся - это одна из актуальных проблем, стоящих перед школой на протяжении всего её исторического развития. Но, несмотря на её возраст, проблема развития орфографической зоркости до сих пор не решена.

Орфографическая зоркость – это «способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы» [4]. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие). Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограммы в процессе письма.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий: языкового анализа и синтеза – выделения звуков и букв, морфем (корня, приставки, суффиксов, окончаний), при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Зоркость требует развитого внимания: школьник должен видеть все буквы в слове. При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение первых этапов орфографического действия: обнаруживание и распознавание орфограммы.

Период обучения грамоте – очень ответственный этап для формирования орфографических навыков. Именно в этот период создаются предпосылки для успешного развития орфографической зоркости, школьникам показывают неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным, причём наблюдения ведутся от звука к букве. Действенность наблюдений существенно возрастает, если в это время дети получают представление о сильной и слабой позициях звуков. «Звуки хорошо справляются со своей работой» - позиция сильная, «звуки плохо справляются со своей работой» - позиция слабая.

М.С. Соловейчик считает, что «целесообразно начать работу по формированию орфографической зоркости одновременно с обучением двум видам чтения: «читаем, как говорим» и «читаем как пишем» Прочитать слово «как написано»- это значит проговорить его орфографически, побуквенно [6]. Такой способ чтения называют проговариванием. Проговаривание давно используется как один из приёмов в обучении орфографии. Изучавший механизмы речи Н.И. Жинкин писал: «Обучающийся должен усвоить код перехода отслышимых слов (диктант) и внутренне произносимых слов (изложение и сочинение) к зрительно видимым. Добиться выработки нового кода невозможно иначе как опираясь на исходный, первоначальный для всех видов речи код речедвижений. Следовательно, необходимо выработать такую систему речедвижений, которая была бы в полной мере эквивалентной буквенному ряду. Иначе говоря, необходимо ввести орфографическое проговаривание (выделено автором) учащимся всех слов прежде, чем они будут написаны» [2].

В букварный период проговаривание включается как необходимый компонент в обучении списыванию. Орфографическое проговаривание помогает детям писать без пропусков и искажений и, кроме того выступает в качестве контрольной операции при повторном прочтении уже написанного слова. Особенно эффективно послоговое проговаривание при проверке списанного, если оно сопровождается подчёркиванием каждого прочитанного слова дужкой.

В дальнейшем формируется осознанные умения находить орфограммы в тексте и на слух. Младшие школьники знакомятся с наиболее общими признаками орфограмм гласных и согласных и учатся по этим признакам находить орфограммы. Иначе говоря, первый и начало второго класса – это период активного становления орфографической зоркости. Лингвисты, психологи, методисты постоянно подчёркивают зависимость обучения орфографии от первоначального этапа, т.е. от того насколько развита у младшего школьника способность ставить перед собой орфографические задачи. Ещё в 1960 году психолог В.В. Репкин писал, что широко распространённые упражнения, «в которых орфограммы заранее выделены тем или иным способом (вставить пропущенные буквы, объяснить правописание выделенных букв, корней, слов ит.д.) не способствуют формированию умения выделять орфограммы» [5] О том же пишут психологи и сегодня: «…систематическое подсказывание ученику трудных мест в слове порождает «орфографическую слепоту» [1, с. 42].

Умение ставить орфографические задачи, как и всякое другое орфографическое умение, формируется или стихийно, или целенаправленно. Одним из первых способы формирования умений ставить орфографические задачи начал разрабатывать в 60-х годах А.И. Кобзев. Он предложил диктант «Проверяю себя» Во время этого диктанта дети пропускают букву, в которой сомневаются. Затем ученики задают вопросы товарищам или учителю, после чего они заполняют пропуски или вносят необходимые исправления. Учащиеся выполняют сложное упражнение, воспитывающее орфографическую зоркость, а именно: письмо с пропусками орфограмм, или как его называют дети, письмо с «окошками».

Достоинством этой методики является то, что ученики ищут трудные орфограммы не после записи, а в момент перевода устной речи в её письменную форму. Однако, как показывает практика, недостаточно разрешить ученикам пропускать сомнительные буквы – надо ещё «научить их сомневаться». Вот почему для эффективного применения диктанта «Проверяю себя» необходимо вооружить младших школьников знанием наиболее общих признаков орфограмм, т. е. перевести школьников с уровня инструкции на уровень осознания.

Кроме письма с пропусками, способом развития орфографической зоркости является специально организованное списывание, которое проводится по алгоритму:

1.Читают предложение, чтобы понять и запомнить его.

2.Повторяют предложение, не глядя в текст.

3.Выделяют орфограммы в тексте.

4.Читают (вслух или шёпотом) предложение так, как оно написано.

5.Повторяют орфографически (вслух или шёпотом) предложение.

6.Пишут, диктуя орфографически.

7.Проверяют себя: читают то, что написано в тетради, подчёркивают орфограммы в написанном тексте, сверяют с печатным текстом.

Итак, главное средство воспитания орфографической зоркости - правильное и своевременное формирование понятия об орфограмме. При этом обучение умению находить орфограммы – ставить орфографические задачи – рассматривается как первоначальный и специальный период в обучении правописанию.

Список литературы:

  1. Граник Г.Г. Психологические механизмы формирования грамотного письма.-Русский язык и литература в средних учебных заведениях. 1988 №12

  2. Жинкин Н.И. Механизмы речи.-Москва, 1958

  3. Жинкин Н.И. Психологические основы мышления и речи.-Русский язык в школе.1985, №1

  4. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М. «Просвещение» 1990.

  5. Репкин В.В.Формирование орфографического навыка как умственного действия. Вопросы психологии. 1960. №2

  6. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. М., 1997

Материалы международной заочной научно-практической конференции

«ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ»

24 ОКТЯБРЯ 2011 Г.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Нп «сибирская ассоциация консультантов» (49)

    Документ
    Улучшение результатов деятельности компании зависит от успеха реализованных ею интеграционных проектов и проектов по реинжинирингу бизнес-процессов. Подобного рода проекты являются по своей природе комплексными, высокий уровень управления
  2. Нп «сибирская ассоциация консультантов» (70)

    Документ
    Индивидуальное психологическое консультирование как один из видов деятельности практического психолога в настоящее время становится всё более популярным в России.
  3. Нп «сибирская ассоциация консультантов» (359)

    Документ
    В процессе развития российской экономики наблюдается потребность современных промышленных предприятий в оптимизации логистических процессов. В связи с этим актуальным становится изучение возможностей оптимизации процессов погрузочно-разгрузочных
  4. Нп «сибирская ассоциация консультантов» (36)

    Документ
    Психологическое консультирование как профессиональная деятельность появилось сравнительно недавно и до сих пор находится на стадии развития. Однако за последнее время в обществе наметилась устойчивая тенденция, состоящая в том, что
  5. Нп «сибирская ассоциация консультантов» (172)

    Документ
    Актуальность исследования состоит в том, процедура производства по делам о налоговых правонарушениях не только обеспечивает надлежащий контроль исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налогов, но и предоставляет возможность
  6. Нп «сибирская ассоциация консультантов» (221)

    Документ
    В современных условиях вопросы регулирования кадровых процессов в органах местного самоуправления особенно актуальны. От должностных лиц местных администраций и муниципальных служащих, руководителей предприятий, организаций и учреждений,

Другие похожие документы..