Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Осеннее небо пасмурно. Воздух пронизан сыростью. Холодный ветер усиливает резкую свежесть раннего утра. Уныло чернеет голыми ветвями потерявшая листь...полностью>>
'Документ'
БИОСФЕРА, НООСФЕРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ В.И. Вернадский родился в Петербурге в 1863 году, всего через два года после отмены крепостного права в России, в се...полностью>>
'Урок'
На последней странице тетради выстроилась таблица умножения. Строгие колонки чисел стоят, сомкнув ряды, и готовы по первому знаку продемонстрировать ...полностью>>
'Документ'
Украинская обсерватория на пике Терскол, построенная в 1980-90-е годы, имеет сегодня уникальные комплексы для проведения астрономических наблюдений м...полностью>>

О преподавании русского языка в 2010-2011 учебном году

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

- формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении), промежуточной и итоговой аттестации учащихся (в соответствии с соответствующими Положениями).

Компонент структуры Рабочей программы «Требования к уровню подготовки учащихся» включается, если:

- в авторскую учебную программу внесены значительные изменения,

- авторская учебная программа отсутствует, а Рабочая программа составлена на основе примерной (типовой) учебной программы и авторскому учебно-методическому комплекту.

Компонент «Требования к уровню подготовки учащихся» представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью диагностических инструментов. Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, должны соответствовать требованиям, сформулированных в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32).

Календарно-тематический план оформляется в виде таблицы на весь срок обучения (таблица 2).

Таблица 2

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки похождения

Примечание

1

2

Содержание учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) Рабочей программы включает краткое описание каждой темы (3-4 предложения). Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания.

Структурный компонент Рабочей программы «Формы и средства контроля» включает материалы в виде тестовых, контрольных работ, вопросов для зачета и др. для оценки освоения школьниками содержания учебного материала. Количество контрольных работ определяется инструктивно-методическими документами о преподавании учебных предметов и дисциплин, принятыми на уровне региона.

Перечень учебно-методических средств обучения как компонент Рабочей программы включают основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии); справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы и т.п. Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого учебно-методического средства должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

Используемый перечень учебно-методических средств обучения может быть классифицирован на две группы: «Литература (основная и дополнительная)», «Оборудование и приборы».

С целью отражения специфики предмета может быть предложена следующая форма календарно-тематического плана по русскому языку:

Календар-ные сроки
Тема учебного занятия
Основные компетенции филологического образования (содержание и виды работы учащихся) // Формирование универсальных учебных действий
Диагно
стика

Подготовка к ЕГЭ

Использование ресурсов кабинета, ИКТ

Коммуникативная
Лингви
стическая
Культуро
ведческая

Примечание: графа «Основные компетенции филологического образования» заполняется в течение учебного года перед началом изучения темы.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VII, VIII-IX классы).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Дидактическое обеспечение учебного процесса включает:

  • учебники и учебные пособия;

  • учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);

  • учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся);

  • инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания филологического образования);

  • варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;

  • материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине, требования к НИР, рекомендуемая литература).

Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета должно быть ориентировано на реализацию федерального компонента Государственного образовательного стандарта по русскому языку и литературе и соответствовать требованиям к оснащению образовательного процесса, изложенным в письме МОиН РФ от 01 апреля 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений».

Документ расположен на сайте /

II

При планировании работы по русскому языку необходимо ориентироваться на требования итоговой аттестации выпускников.

ИМП 2009-2010 года содержало рекомендации по формированию у учащихся умения понимать содержание, постигать культурно-ценностные категории текста, умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенций учащихся, связанных с выполнением творческих заданий части С ГИА и ЕГЭ.

Результаты ГИА по русскому языку 2009 года выявили ряд проблем:

  1. Проблема соединения изучения необходимых теоретических основ предмета с формированием на их базе устойчивых практических умений и навыков.

  2. Бессистемность представлений учащихся о языковых явлениях и их многофункциональности как грамматических, лексических, коммуникативных и эстетических феноменов.

  3. Проблема изолированного развития основных видов речевой деятельности в процессе изучения языка.

  4. Недостаточно уверенное владение основными методами компрессии текста.

  5. Проблема формулирования аргумента и введения его в текст сочинения.

  6. Несформированность у учащихся умения при аргументации собственной позиции проводить лингвистический эксперимент.

  7. Проблемы, связанные с информационной обработкой текста.

  8. Снижение уровня орфографической грамотности.

  9. Снижение уровня пунктуационной грамотности.

В этой связи рекомендуем:

  1. При изучении любого языкового явления опираться на его семантическую характеристику и функциональные особенности, закладывая основы для прагматической синтетической деятельности учащихся в области русского языка.

  2. При обучении русскому языку акцентировать внимание на многофункциональности языковых явлений, их грамматических, лексических, коммуникативных и эстетических сторонах, развитии у учащихся чувства языка, потребности совершенствовать свою речь.

  3. Написание сжатого изложения по прослушанному тексту как форма итоговой аттестации выпускников 9 класса требует не просто мобилизации памяти школьника и сосредоточенности его на правописных нормах, но прежде всего овладения рядом определённых умений и навыков. Целесообразно продолжить работу по формированию у учащихся умения определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения слова, анализировать их структурно-смысловые связи; отрабатывать умение членить текст на смысловые части, то есть определять не только его главную тему, но и микротемы; разграничивать в тексте главную и второстепенную информацию текста и добиваться того, чтобы ученики научились распознавать её на слух.

  4. Обучение основным приёмам сжатия текста следует начинать с 5 класса, вводить их постепенно, навык отрабатывать в течение нескольких последующих уроков. Обучение свёртыванию и развёртыванию информации небольшого объёма (конспектированию, реферированию, составлению планов и отзывов, подготовке докладов и пр.) должно стать постоянным видом работы в основной школе. Таким образом, при организации работы с текстом необходимо обратить внимание на формирование навыков содержательной и языковой обработки текста.

  5. Предполагается, что сочинения на лингвистическую тему будут охватывать различные разделы русского языка (лексику, фонетику, морфемику). В этой связи работа по осознанному и глубокому овладению учащимися теоретическими знаниями в области русского языка приобретает всё большее значение. Целесообразно при изучении теоретического материала акцентировать внимание учащихся на внутрипредметных связях, учить приёмам развертывания и свертывания лингвистической информации, предлагать дополнять учебное определение, приводить собственные примеры, подтверждающие определение учебника.

  6. При решении проблемы аргументации текста руководствоваться риторическим (коммуникативным) пониманием аргументации. Уже в основной школе работать по формированию навыков различных видов аргументации. Необходимо формировать у школьников представление о том, что аргументом может быть только такой пример, который соответствует высказанному тезису и доказывает его правильность.

  7. Механическое указание на причину использования того или иного языкового факта не может в полной мере служить подтверждением глубокого и осознанного понимания сути лингвистического понятия. Поэтому, планируя работу над теоретическим материалом, учителю необходимо создать условия для обучения школьников лингвистическому моделированию. Аргументацию своего высказывания целесообразно подтверждать проведением лингвистического эксперимента: «что изменится, если это средство убрать или заменить другим». Это умение является одним из важнейших при создании связного высказывания на лингвистическую тему.

  8. Проводить обучение восприятию текста и обучение связной письменной речи в курсе русского языка в их единстве и взаимосвязи. При обучении пониманию прослушанного или прочитанного текста необходимо опираться на приёмы и методы медленного чтения, а также содержательного, речеведческого и текстоведческого анализа.

  9. Развитию чувства языка способствуют приёмы редактирования текста, работа с синонимами на разных языковых уровнях. Используя современные методики, необходимо добиваться того, чтобы учащиеся овладели основными функциональными стилями, типами и формами речи, необходимыми для коммуникации в современном мире. Особенно важным представляется решение вопроса об отборе коммуникативно значимых элементов содержания обучения русскому языку и о пропорциональном увеличении их доли в обучении.

  10. Серьёзное внимание уделять формированию комплекса умений, связанных с информационной обработкой текста, использовать методы внутрипредметной интеграции (например, изучая явления синтаксиса, одновременно работать над синтаксической синонимией).

  11. С целью повышения уровня пунктуационной грамотности при обучении синтаксису и пунктуации следует уделять большее внимание формированию умения распознавать разнообразные синтаксические структуры в живой речи, прежде всего в тексте, и применять полученные знания на практике, в продуктивной речевой деятельности. Необходимо добиваться осознанного подхода учащихся к употреблению знаков препинания, формируя представления об их функциях в письменной речи.

  12. Повышение уровня практической грамотности целесообразно решать на основе формирования понимания школьниками мотивированности правописных умений морфемикой, словообразованием, лексикой и этимологией. Проводя комплексную работу в этом направлении, необходимо использовать коммуникативно-деятельностный и практико-ориентированный подходы к обучению, позволяющие сделать процесс обучения активным и осознанным.

Методическую помощь учителю при подготовке учащихся к ГИА могут оказать следующие материалы, размещенные на сайте ФИПИ:

- документы, регламентирующие разработку контрольных измерительных материалов для государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в основной школе (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы);

- учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9-х классов;

- перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ;

- перечень учебных пособий, имеющих гриф «Допущено ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях».

ЕГЭ

В 2009 году в контрольных измерительных материалах единого государственного экзамена по русскому языку произошли следующие изменения (при сохранении основных характеристик работы).

    1. В связи с необходимостью дифференциации содержания проверки в рамках государственной итоговой аттестации содержания обучения за курс основной (9 класс) и средней (полной) (11 класс) школы из экзаменационной работы по русскому языку исключены задания, проверяющие умение проводить фонетический (А1) и морфемный (А13) анализ слова.

    2. В экзаменационную работу включено задание базового уровня, проверяющее умение выпускников адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения и использовать приёмы сжатия текста (задание А27).

    3. Изменены критерии оценивания выполнения задания с развёрнутым ответом (С1).

По критерию К4 добавлен 1 балл (аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме): если экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы), то он получает 3 балла (в отличие от 2 баллов в предыдущие годы).

    1. Изменено распределение заданий по уровню сложности.

Результаты единого государственного экзамена по русскому языку в 2009 выявили проблемы в преподавании русского языка:

  1. Игнорирование ключевой роли планомерной работы по развитию и совершенствованию всех видов речевой деятельности в их взаимосвязи.

  2. Проблема реализации личностно ориентированного подхода в обучении русскому языку, при котором в центре внимания оказываются интересы и творческий потенциал ученика, его личный и читательский опыт.

  3. Проблема интеграции как внутренней (усвоение лингвистических понятий основных разделов курса русского языка во взаимосвязи с понятиями, характеризующими выразительность речи, её эстетический аспект), так и внешней.

Выявленные проблемы позволяют выработать некоторые рекомендации по совершенствованию процесса преподавания русского языка.

  1. В процессе обучения русскому языку следует ориентироваться на речевую деятельность, что соответствует главному требованию коммуникативной лингвистики: язык всегда следует рассматривать и исследовать в конкретной ситуации общения. В методике преподавания русского языка основные принципы такого подхода представлены в работах М.Т. Баранова, Е.А. Быстровой, Т.К. Донской, Н.А. Ипполитовой, С.И. Львовой, Л.П. Федоренко и др.). Одним из главных требований к организации учебной деятельности по усвоению языка при таком подходе должно быть пристальное внимание к различным языковым значениям (лексическому, грамматическому, словообразовательному и др.).

  2. В процессе преподавания русского языка необходимо целенаправленно развивать диалогическую и монологическую речь учащихся (устную и письменную); формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, умение делать выводы; этически корректно вести диалог.

  3. При изучении русского языка целесообразно активизировать межпредметные связи дисциплин филологического цикла, выделенных в Базисном учебном плане предметной области «Филология», и других школьных предметов.

  4. Следует использовать современные способы проверки знаний, умений и навыков учащихся, критериальный подход к оценке творческих работ учащихся, важно также соблюдать единые нормы проверки ученических работ.

  5. Учителям русского языка и литературы рекомендуется своевременно проходить переподготовку на курсах повышения квалификации по проблеме «Подготовка учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ».

На сайте ФИПИ размещены следующие нормативные, аналитические, учебно-методические и информационные материалы, которые могут быть использованы при организации учебного процесса и подготовке учащихся к ЕГЭ:

- аналитические отчеты «Результаты единого государственного экзамена»;

- документы, регламентирующие разработку КИМ ЕГЭ по русскому языку;

- учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом;

- методические письма прошлых лет;

- обучающая компьютерная программа «Эксперт ЕГЭ»;

- тренировочные задания из открытого сегмента Федерального банка тестовых материалов;

- перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к единому государственному экзамену;

- перечень учебных изданий, подготовленных авторскими коллективами ФИПИ.

В связи с тем, что сегодня по-прежнему актуальным остается вопрос о включении в планирование курса тех понятий, которые в действующих авторских программах представлены слабо либо не представлены вообще необходимо сделать акцент на сведениях по теории речевого общения, реализацию принципа интеграции лингвистических понятий, обязательных для усвоения в основном курсе русского языка (звук, морфема, словосочетание, одушевленность-неодушевленность, обращение, переносное значение слова и т.п.), и понятий, характеризующих эстетический аспект художественного высказывания (звукопись, риторическое обращение, риторический вопрос, метафора, олицетворение и т.п.). С этой целью в календарно-тематическое планирование должны быть включены темы: «Основные выразительные средства фонетики. Понимание и оценка звукописи как одного из выразительных средств русского языка. Словесное ударение как одно из средств создания ритма стихотворного текста», «Основные выразительные средства морфемики и словообразования. Использование индивидуально-авторских слов в художественных текстах. Повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приемов выразительности», «Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Наблюдение за использованием синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов в переносном значении, диалектизмов и т.д. как средствами выразительности в художественных и публицистических текстах», «Правильное употребление различных частей речи в устных и письменных текстах», «Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах», «Основные выразительные средства синтаксиса. Использование различных синтаксических конструкций как средства усиления выразительности речи», «Авторское употребление знаков препинания».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Анализ деятельности кафедры гуманитарного образования по направлению «Русский язык» в 2010/2011 учебном год

    Анализ
    Анализ деятельности кафедры гуманитарного образования по направлению «Русский язык» в 2010/2011 учебном году и рекомендации методической службе для проведения августовских совещаний
  2. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании иностранных языков в 2010 2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»

    Инструктивно-методическое письмо
    Основной задачей иноязычного школьного образования в XXI веке стало создание благоприятных условий для устойчивого непрерывного развития языковой личности, в то время как его целью - достижение базового (порогового по общеевропейской
  3. План учебно-воспитательной работы на 2010-2011 учебный год Принят на заседании педагогического совета

    Анализ
    Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 22 находится в хуторе Восточном муниципального образования Ленинградский район и, учитывая особенности местоположения и условия социального развития,
  4. С. В. Василёва за 2010 2011 учебный год

    Публичный отчет
    2010 – 2011 учебный год являлся первым годом основного этапа реализации Программы развития гимназии «Совершенствование гимназического образования в условиях модернизации Российского образования» (2009 – 2014 г.
  5. Анализ преподавания русского языка и литературы 2010 -2011 учебный год

    Анализ
    Преподавание русского языка и литературы осуществляется в соответствии с Базисным учебным планом, методическими письмами «О преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык в условиях введения федерального компонента государственного

Другие похожие документы..