Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
1. В моем ежегодном докладе о работе Организации сделан обзор усилий Организации Объединенных Наций, направленных на поиск конструктивных решений осно...полностью>>
'Документ'
Свято Миколая прийшло до нас 1088-1089 р. за часів князя Всеволода Ярославовича і в церковному календарі називається „Празник Святого Отця нашего Мик...полностью>>
'Закон'
В соответствии с действующим законодательством таможенным органам РФ предоставлено право применять «контролируемые поставки». Суть данной процедуры со...полностью>>
'Документ'
Проект МОУ «Светлодольская средняя общеобразовательная школа» «Школа будущего» предполагает новую организацию образовательного процесса, минимизирующ...полностью>>

Учебно-методический комплекс по циклу дисциплин гсэ. В. 01а для студентов очной (заочной) формы обучения по специальностям: 080105. 65  «финансы и кредит»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кузбасский ИНСТИТУТ экономики и права»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра «ЭКОНОМИКА И организация предприятия»

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ЦИКЛУ ДИСЦИПЛИН ГСЭ.В.01а

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ (ЗАОЧНОЙ) ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ:

080105.65  «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

080503.65  «АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

080502.65  «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

(ИНФОРМАЦИОНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СВЯЗЬ)»

КЕМЕРОВО 2006

История экономической мысли: учебно-методический комплекс для студентов очной (заочной) формы обучения / сост. Л.В. Кусургашева; Кузбас. ин-т экон. и права. – Кемерово, 2006.

Настоящий учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальностям: 060400  «Финансы и кредит», квалификация «экономист»; 311000 - «Антикризисное управление», квалификация «экономист-менеджер»; 060800 – «Экономика и управление на предприятии», квалификация «экономист-менеджер».

В данном комплексе содержатся все необходимые для изучения и преподавания дисциплины «История экономической мысли» учебно-методические материалы, взятые в системе.

Предназначен для студентов второго курса очной (заочной) формы обучения на экономическом факультете института.

Утвержден на заседании кафедры экономики и организации

предприятия.

Протокол №____ от «___»____________ 200_ г.

Зав. кафедрой к.э.н., проф. _____________А.И. Щербаков

Рекомендован для издания методической комиссией института

Протокол №____ от «____»_____________ 200_ г.

Председатель комиссии ____________Н.М. Ильдимиров

Утвержден

Проректор по учебной работе

____________ Г.А. Мартынов

«___» ___________ 200____ г.

Зарегистрирован в методкабинете «__» ___________ 200___ г.

Регистрационный номер _______

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

1. Учебно-тематические планы 5

1.1. Учебно-тематический план для студентов очной

формы обучения 5

1.2. Учебно-тематический план для студентов

заочной формы обучения 6

2. Программа дисциплины 7

3. Список литературы 12

4. Планы семинаров и методические рекомендации по их проведению 14

5. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы 30

6. Тематика контрольных работ 32

7. Примерные вопросы к экзамену 42

ВВЕДЕНИЕ

История экономической мысли входит в один из разделов экономической теории, являющейся дисциплиной федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин (ГСЭ. Ф. 11). Она занимает важное место в системе экономических наук, вырабатывая представления об историческом и логическом развитии экономической теории. Рассматривая исторический процесс формирования, развития и смены экономической мысли, данная дисциплина формирует необходимый контекст для усвоения экономических категорий и законов. История экономической мысли тесно связана с историей экономики, экономической теорией, историей и философией науки.

Цель преподавания истории экономической мысли заключается в формировании у студентов историко-экономических знаний, необходимых для понимания объективных законов функционировании и развития экономики, а также в выработке практических умений и навыков для анализа и оценки различных рыночных ситуаций и мероприятий экономической политики правительства.

В результате изучения дисциплины по истории экономической мысли студенты должны:

− знать основные этапы развития мировой экономической мысли;

− знать методологические принципы, содержание и практические выводы экономических учений; их историческую и логическую обусловленность и преемственность; их основоположников и представителей;

− понимать особенности развития экономической мысли в России; уметь выделять отдельные этапы в развитии отечественной экономической теории; знать вклад российских экономистов в развитие мировой экономической мысли;

− уметь провести сравнительный анализ экономических школ и направлений и адекватно оценить их место в развитии экономической теории и экономической практики.

Основными видами занятий по истории экономической мысли являются лекции и семинарские занятия. Для студентов очной формы обучения по результатам изучения отдельных тем дисциплины предусматривается проведение контрольных работ и тестирование. Для студентов заочной формы обучения обязательным является выполнение контрольной работы. Формой проверки знаний, полученных при изучении дисциплины истории экономической мысли, является экзамен.

1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

1.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

п/п

Наименование

темы

Количество часов

Аудиторные занятия

Самост.

работа*

Всего

Всего ауд.

Лекции

Семи-

нары

3 семестр

1

Возникновение экономической

теории

4

2

2

4

8

2

Классическая политическая

экономия

6

4

2

6

12

3

Экономические взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса

4

2

2

6

10

4

Маржинализм и возникновение неоклассического направления

7

5

2

5

12

5

Возникновение и развитие кейнсианства

7

5

2

5

12

6

Отечественная экономическая мысль XX века

8

8

8

16

7

Неоклассическое направление в XX веке

8

4

4

5

13

8

Новая институциональная теория

2

2

_

5

7

Экзамен (4 семестр)

Всего

46

32

14

44

90

*Примечание. В объем самостоятельной (внеаудиторной) учебной работы входят подготовка к семинарским занятиям, а также подготовка и сдача экзамена.

1.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

п/п

Наименование

темы

Количество часов

Аудиторные занятия

Самост.

работа*

Всего

Всего ауд.

Лекции

Семи-

нары

3 семестр

1

Возникновение экономической

теории

-

-

-

9

9

2

Классическая политическая

экономия

2

2

-

9

11

3

Экономические взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса

2

2

-

9

11

4

Маржинализм и возникновение неоклассического направления

2

2

-

9

11

5

Возникновение и развитие кейнсианства

2

2

-

10

12

6

Отечественная экономическая мысль XX века

-

-

-

14

14

7

Неоклассическое направление в XX веке

-

-

-

11

11

8

Новая институциональная теория

-

-

-

11

11

Экзамен (4 семестр)

Всего

8

8

0

82

90

*Примечание. В объем самостоятельной (внеаудиторной) учебной работы входят подготовка и выполнение контрольных работ, подготовка и сдача экзамена.

2. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Возникновение экономической теории

Предмет истории экономических учений. Факторы возникновения, развития и смены экономических учений. Различные подходы к изучению истории экономических учений. Проблема истинности экономических учений.

Становление экономической теории. И периодизация истории экономической мысли. Экономическая мысль в Древней Греции. Экономические воззрения Аристотеля. «Экономика» и «хрематистика». Природа обмена и равенство товаров в обмене. Концепция денег и богатства Аристотеля. Отношение к ссудному проценту. Древний Рим. Катон об организации рабовладельческого хозяйства.

Общая характеристика экономических учений средневековья. Экономическое учение канонистов. Ф. Аквинский. Отношение к труду, частной собственности и богатству. Учение о «справедливой цене».

Становление экономической теории как самостоятельной науки. Меркантилизм и его особенности в различных странах. Проблема богатства и его источника. Природа обмена и «прибыль от отчуждения». Ранний и поздний меркантилизм: денежный и торговый баланс. Т. Ман. «Революция цен» и её объяснение в трудах меркантилистов. Зачатки количественной теории денег. Значение меркантилизма.

Экономические идеи России XVII – начала XVIII в.в. Особенности социально-экономического развития России и их влияние на развитие экономической мысли. Русский меркантилизм. И.Т. Посошков и его «Книга о скудности и богатстве». Трактовка богатства и денег. Источник и факторы роста богатства. Практическая программа И.Т. Посошкова.

Тема 2. Классическая политическая экономия

Возникновение классической школы в Англии и во Франции. Исторические условия формирования, принципы и характерные черты классической школы. Физиократы. Ф. Кенэ. Учение о чистом продукте. Производительный и непроизводительный труд. Анализ воспроизводства в «Экономической таблице» Ф. Кенэ.

Английская классическая школа. Экономическое учение А. Смита и Д. Рикардо. Работа А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Методология А. Смита. Идея естественного порядка и «невидимой руки». Роль государства в трактовке А. Смита. Учение о разделении труда. Общество как «меновый союз» и деньги. Проблема стоимости. Классы и распределение доходов. Учение о капитале, его строении и накоплении. Производительный и непроизводительный труд. Значение экономического учения А. Смита. Д. Рикардо и его время. Работа Д. Рикардо «Начала политической экономии и налогового обложения». Методология Д. Рикардо. Развитие Д. Рикардо трудовой теории стоимости. Трактовка денег. Учение Д. Рикардо о распределении доходов. Условия и механизм образования ренты. Естественная и рыночная цена труда. Величина заработной платы. Определение прибыли. Динамика доходов по Д. Рикардо. Противоречия теории Д. Рикардо.

Экономические теории начала и середины XIX века в Англии, Франции, Германии и США. Закон народонаселения Т.Р. Мальтуса и учение о прибыли У.-Н. Сениора. Дж. С. Милль как представитель школы Рикардо. Распространение идей классической школы во Франции. Ж.-Б. Сэй и его учение о факторах производства. Закон Сэя. Историческая школа в Германии. «Национальная система политической экономии» Ф. Листа: критика классической школы. Метод исторической школы. «Старая» (В. Рошер, Б. Гильдебрант, К. Книс) и «новая» (Г. Шмоллер, Л. Брентано, К. Бюхер) историческая школа. Критики капитализма. Социалисты – рикардианцы. Экономические взгляды социалистов-утопистов А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна.

Экономическая мысль России XVIII- середины XIX вв. Проникновение идей А. Смита в Россию. С.Е. Десницкий и И.А. Третьяков. Влияние идей физиократов на русскую экономическую мысль. Превращение политической экономии в академическую науку: Х.А. Шлёцер и А.К. Шторх. Экономические идеи декабристов. «Русская правда» П.И. Пестеля. Славянофильство и западничество: спор о путях развития России.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности специальность 260204 «Технология бродильных производств и виноделие»

    Публичный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности технология бродильных производств и виноделия ведется в Воронежской государственной технологической академии с 2 года в соответствии
  2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (92)

    Основная образовательная программа
    4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению подготовки «Агрономия»

Другие похожие документы..