Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
На первый взгляд глава, посвященная теоретическим соображениям и формализации знаний, кажется излишней в книге, адресованной широким кругам кинологов...полностью>>
'Документ'
Осуществляя требования Концепции модернизации образования, коллектив МОУ в качестве приоритетной выдвинул следующую проблему: Осуществление перехода ...полностью>>
'Диплом'
Організація режиму в групах подовженого дня в світлі реалізації міжгалузевої комплексної програми „Здоров’я нації на 2002 – 2011роки”. Матеріали семі...полностью>>
'Документ'
Во время осенних каникул я прочитал книгу «В стране легенд». Эта книга легенд и преданий средневековой Западной Европы. Легенды рассказывали о верной...полностью>>

Учебно-методический комплекс по циклу дисциплин гсэ. В. 01а для студентов очной (заочной) формы обучения по специальностям: 080105. 65  «финансы и кредит»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема 3: Экономические взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса

Время - 2 часа

1. Факторы возникновения и общая характеристика экономического учения К.Маркса.

2. Учение К. Маркса о стоимости и прибавочной стоимости.

3. Учение К. Маркса о прибыли и ее конкретных формах.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Цель занятия состоит в изучении исторических условий формирования экономического учения К. Маркса и анализе основных положений его. Необходимо также выявить связь взглядов К. Маркса с взглядами предшествующих экономистов, определить место и роль К. Маркса в политической экономии и дать современную оценку его теории. для подготовки к данному семинарскому занятию следует использовать следующие источники и учебные пособия: 2, 4, 6, 10, 11, 13, 19.

Первый вопрос. В этом вопросе необходимо дать общую характеристику экономического учения К. Маркса. Прежде всего, выделите экономические, политические и идейные предпосылки его формирования. Обратите внимание на то, что сам К. Маркс в качестве научных источников своей теории называл английскую классическую политическую экономию, немецкую классическую философию и французский утопический социализм. В каком смысле можно говорить, что экономическое учение К. Маркса есть продолжение учения А. Смита и Д. Рикардо? С другой стороны, попытайтесь найти в них принципиальные различия. И в связи с этим покажите особенности метода и методологии К. Маркса. Внимательно прочитайте 24 главу п. VII I тома Капитала 11 и проанализируйте ход его рассуждений. Как К. Маркс доказывает тезис об исторически преходящем характере капиталистического способа производства?

Рассматривая вопрос о значении теории К. Маркса, обратите внимание, как оценивают ее крупные западные экономисты и историки. Какой вклад внес К. Маркс в развитие политической экономии? Какие идеи К. Маркса можно считать устаревшими с точки зрения современной экономической теории?

Второй вопрос. Исходным моментом при изучении данного вопроса является то, что К. Маркс, также как А. Смит и Д. Рикардо, развивал трудовую теорию стоимости. Однако он внес в неё существенные изменения. Вспомните, как определяли стоимость А. Смит и Д. Рикардо и сравните с этим определение стоимости, данное К. Марксом. Уже на этом уровне видно, что К. Маркс, в отличие от А. Смита и Д. Рикардо, связывал стоимость со специфическим характером труда товаропроизводителя. Внимательно изучите пункт 4 главы первой I тома «Капитала», в котором резюмируются основные положения теории стоимости К. Маркса 11. Выделите основное противоречие товарного производства по К. Марксу и покажите, как оно разрешается. При каких условиях продукт труда становится товаром и, соответственно – приобретает стоимость? Обратите внимание на анализ К. Марксом нетоварных форм производства 11. Попытайтесь сформулировать суть товарного фетишизма по К. Марксу и понять, чем он обусловлен.

Исходя из трудовой теории стоимости, К. Маркс создал теорию эксплуатации. В чем состоит суть эксплуатации при капитализме по К. Марксу? Выяснив это, проанализируйте механизм создания прибавочной стоимости. Обратите внимание на то, что К. Маркс, в отличие от предшествующих экономистов, говорит о купле-продаже не труда, а рабочей силы. Вспомните, что Д. Рикардо не смог на основе трудовой теории стоимости объяснить обмен труда на капитал (первое противоречие в теории Д. Рикардо). Разрешил ли К. Маркс данное противоречие?

Третий вопрос. Рассмотрение данного вопроса начните с определения прибыли по К. Марксу. Почему он называет ее превращенной формой прибавочной стоимости? Используя первую главу III тома «Капитала» 11, покажите различие между затратами труда и затратами капитала и, соответственно, между стоимостью и издержками производства. В чем состоит объективная основа того, что прибавочная стоимость предстает как порождение всего авансированного капитала? На примере прибыли объясните суть превращенных форм по К. Марксу.

С помощью учебного материала проанализируйте процесс образования средней прибыли. Что такое цена производства и как она связана со стоимостью товара по К. Марксу? Ознакомьтесь с критикой учения К. Маркса о средней прибыли и цене производства. Разрешил ли К. Маркс второе противоречие, оставшееся в теории Д. Рикардо (противоречие между трудовой теорией стоимости и образованием средней прибыли)? Ответить следует самостоятельно на основе изученного материала.

Выделите конкретные формы прибыли, анализ которых был дан К. Марксом. Что является их источником и каков механизм образования торговой прибыли, ссудного процента и предпринимательского дохода?

В заключение вопроса сравните теории прибыли Д. Рикардо, как завершителя классической политической экономии, и К. Маркса.

Обратите внимание на коренное, принципиальное сходство обеих теорий и выделите их различия.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

К первому вопросу:

  1. Выделите факторы формирования экономического учения К. Маркса?

  2. Чем теория К. Маркса отличается от предыдущих теорий?

  3. Какой метод анализа использовал К. Маркс?

  4. Как К. Маркс определял предмет политической экономии?

  5. В чем, по К. Марксу, состоит историческая тенденция капиталистического накопления?

  6. В чем выражается классовый подход К. Маркса?

  7. В чем состоит современное значение теории К. Маркса?

Ко второму вопросу:

  1. В чем состоят отличия трудовой теории стоимости К. Маркса от трудовой теории стоимости А. Смита и Д. Рикардо?

  2. Почему К. Маркс утверждал, что стоимость носит исторический характер?

  3. Охарактеризуйте стоимость как общественное отношение.

  4. В чем состоит суть эксплуатации при капитализме по К. Марксу?

  5. Покажите механизм образования прибавочной стоимости.

К третьему вопросу:

  1. Почему К. Маркс определял прибыль как превращенную форму прибавочной стоимости?

  2. Назовите источник капиталистических доходов по К. Марксу.

  3. Покажите общее и различие теорий прибыли К. Маркса и Д. Рикардо.

Тема 4: Маржинализм и возникновение неоклассического

направления

Время – 2 часа

1. Факторы возникновения и общая характеристика маржинализма.

2. Теория предельной полезности австрийской школы.

3. Теория предельной производительности Дж. Б. Кларка.

4.Теория А.Маршалла.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Цель занятия состоит в анализе причин и содержания «маржиналистской революции». На основе изучения взглядов представителей австрийской школы необходимо показать новые подходы и идеи, которые начали разрабатываться в экономической теории в 70-е гг. XIX в. и которые привели в конечном итоге к ее принципиальному обновлению.

Для подготовки к данному семинарскому занятию следует использовать следующие источники и учебники: 2, 4, 6, 10, 13, 18, 19.

Первый вопрос. Рассмотрение данного вопроса необходимо начать с выявления сути «маржиналистской революции». Что такое маржинализм и каковы его методологические принципы? Проведите сравнение принципов маржинализма и классической школы. В чем состоит их отличие? Обратите внимание на то, что новые подходы к анализу экономических явлений положили начало изменению предмета экономической теории.

Далее следует проанализировать факторы формирования маржинализма (. Внимательно изучите взгляды М Блауга. по данному вопросу 2 и сделайте самостоятельные выводы. «Маржиналистская революция» действительно имела объективную основу (на практике и в теории) или никаких причин кардинального изменения содержания экономической теории не существовало? И, может быть, революции не было, а была лишь «постепенная трансформация старых идей»?. Свой ответ обоснуйте.

В заключение вопроса рассмотрите значение маржинализма и его недостатки. В качестве дополнения по данному вопросу можно прочитать материал о предшественниках маржинализма 10, 13.

Второй вопрос. Представители австрийской школы построили теорию стоимости (ценности), исходя из полезности. С помощью первоисточника 18 дайте определение ценности. Обратите внимание на различие между объективной и субъективной ценностью, а также между полезностью и ценностью. Какое значение придавали представители австрийской школы редкости?

Центральным понятием в теории австрийской школы является предельная полезность. Рассмотрите это понятие у О. Бём-Баверка 18. Как он обосновывает положение о том, что величина ценности определяется именно предельной полезностью? Вспомните «парадокс Смита» и проанализируйте его объяснение О. Бём-Баверком. Разрешили ли представители австрийской школы «парадокс Смита»? Обратите внимание на то, что определение ценности предельной полезностью усложняется, когда принимается во внимание взаимосвязь предметов потребления 18. В частности, как определяется величина ценности тех материальных благ, которые имеют различные способы употребления или взаимно дополняют друг друга (комплементарные блага)? Выясните далее различие между потребительскими и производительными благами с точки зрения образования ценности 18. Почему О. Бём-Баверк утверждал, что «не издержки производства дают ценность своим продуктам, а наоборот, издержки производства получают ценность от своих продуктов»?

Наиболее сложным моментом теории предельной полезности является переход от стоимости к цене (по терминологии О. Бём-Баверка, от субъективной ценности к объективной). Внимательно прочитайте II часть книги О. Бём-Баверка 18. Обратите внимание, как он определяет сущность обмена («правила» обмена) и его законы. Для лучшего понимания данного вопроса обратитесь к учебной литературе, в которой описывается механизм образования цены на примере рынка лошадей.

В заключение сформулируйте отличия теории австрийской школы от классической политической экономии.

Третий вопрос. Приступая к изучению данного вопроса, вспомните, какое место занимает проблема распределения доходов. Обратите внимание на постановку этой проблемы Дж. Б. Кларком 18. В каком смысле можно считать, что от решения этой проблемы зависит «устойчивость общественного организма»?

Основная идея Дж. Б. Кларка сформулирована им в предисловии к работе «Распределение богатства» 18. Выделите ее. Здесь же он указывает на различия между статикой и динамикой. Далее Дж. Б. Кларк формулирует закон убывающей производительности факторов производства. Какую роль играет этот закон в теории Дж. Б. Кларка?

Внимательно ознакомьтесь с доказательством того, что каждый фактор производства получает в виде дохода ту часть богатства, которую он сам создает (на примере заработной платы – 18). В этой части своей теории Дж. Б. Кларк фактически воспроизводит ход рассуждений представителей австрийской школы, только применительно к производительным благам. На примере труда выясните, почему Дж. Б. Кларк утверждал, что «каждая единица труда … ценится предпринимателем во столько, сколько производит последняя единица»?

При подготовке данного вопроса использовать можно любой учебник. Здесь же можно ознакомиться с критикой теории предельной производительности. Можно ли теорию предельной производительности рассматривать как теорию распределения?

В заключение сравните решение проблемы распределения доходов Дж. Б. Кларком и предшествующими экономистами (А. Смитом и Д. Рикардо, Ж.-Б. Сэем, К. Марксом). В чем состоит вклад Дж. Б. Кларка в развитие экономической теории?

Четвертый вопрос. Изучение данного вопроса следует начать с рассмотрения общей характеристики теории А. Маршалла. Выделите факторы формирования экономического учения А. Маршалла и его методологию. Почему А. Маршалла называют систематиком, а его теорию характеризуют как компромиссную?

Центральное место в теории А. Маршалла занимает проблема цены. Выделите факторы, влияющие на цену. Рассмотрите их с помощью первоисточника, начав со спроса. Спрос связан с потребностями человека и, соответственно, с полезностью вещи. Проанализируйте эти понятия у Маршалла 12 и покажите отличие подхода А. Маршалла и австрийцев. Что понимал А. Маршалл под ценой спроса? Далее сформулируйте закон спроса. Обратите внимание на то, что этот закон А. Маршалл выводит из закона насыщаемых потребностей (закона убывающей полезности). Дайте определения эластичности спроса и ренты потребителя.

Рассматривая предложение, выделите те факторы, которые, по А. Маршаллу, влияют на него 12. Что такое цена предложения и как она связана с издержками производства? Обратите внимание на различие реальных и денежных издержек производства.

Покажите механизм установления равновесной цены. При этом выделите условия, при которых он действует. Почему А. Маршалл утверждал, что рыночное равновесие является устойчивым? 12.

С помощью учебного материала рассмотрите, как изменяется механизм установления рыночного равновесия в связи с вводом в анализ фактора времени. От чего зависит цена в краткосрочном и долгосрочном периодах? Какова динамика издержек производства в долгосрочном периоде? Сформулируйте законы постоянной, возрастающей и убывающей отдачи.

Завершая рассмотрение вопроса, выделите значение теории А. Маршалла.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

К первому вопросу:

  1. Выделите факторы формирования маржинализма.

  2. В чем состоит суть маржиналистской революции?

  3. Выделите методологические принципы маржинализма и сравните их с классическими.

Ко второму вопросу:

  1. Чем определяется и почему величина ценности в теории австрийской школы?

  2. Выделите факторы, влияющие на предельную полезность.

  3. Как формируется цена с точки зрения представителей австрийской школы?

  4. В чем состоит общее и различия в теориях австрийской и классической школ?

К третьему вопросу:

  1. Какой вклад внес Дж. Б. Кларк в методологию экономического анализа?

  2. Сформулируйте закон убывающей производительности факторов производства.

  3. Чем определяется величина заработной платы и процента по Дж. Б. Кларку?

  4. Как образуется предпринимательская прибыль по Дж. Б. Кларку?

  5. Сравните теорию распределения доходов Дж. Б. Кларка и Д. Рикардо.

К четвертому вопросу:

  1. Выделите методологические принципы А. Маршалла.

  2. В чем заключается принцип частичного экономического равновесия, обоснованный А. Маршаллом?

  3. Сформулируйте законы спроса и предложения.

  4. Как устанавливается рыночное равновесие по А. Маршаллу?

  5. Покажите общее и различие теорий А. Маршалла и австрийской школы.

  6. Покажите общее и различие теорий А. Маршалла и классической школы.

Тема 5: Возникновение и развитие кейнсианства

Время – 2 часа

1. Факторы формирования и общая характеристика теории Дж. М. Кейнса.

2. Теория занятости Дж. М. Кейнса.

3. Концепция государственного регулирования экономики Дж. М. Кейнса.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Цель занятия состоит в анализе факторов возникновения, основных положений и значения теории Дж. М. Кейнса. Кейнсианство – это не просто одно из двух основных направлений современной экономической мысли, но и теоретическая основа государственного регулирования экономики. С этой точки зрения необходимо выявить необходимость и дать общую характеристику методов государственного вмешательства в экономику.

Для подготовки к данному семинарскому занятию следует использовать следующие источники и учебники: 2, 5, 8, 10, 13, 19.

Первый вопрос. Отправным пунктом при изучении данного вопроса служит выявление причины кризиса неоклассической школы в к. 20-х – н. 30-х годов XX в. Важно понять, что неспособность неоклассиков объяснить трудности, которые переживала в тот период рыночная экономика, была связана, прежде всего, с объективными факторами. Покажите, чем был вызван экономический кризис 29 – 33 годов. Обратите внимание на то, что практика в данном случае «забежала» вперед теории: если в теории все еще господствовала предпосылка о способности рынка саморегулироваться, то на практике уже начали осуществляться государственные программы выхода из кризиса («новый курс» Рузвельта).

Далее необходимо выделить методологические принципы кейнсианского анализа. Что нового внес Дж. М. Кейнс в методологию? Чем отличается макроанализ (Дж. М. Кейнс) от микроанализа (неоклассики). Проанализируйте критику Дж. М. Кейнсом основных постулатов неоклассической школы (закон Сэя, полная занятость, уравнивание сбережений и инвестиций через изменение уровня процента).

В заключение покажите значение экономической теории Дж. М. Кейнса. Подумайте, почему данный этап нередко называют «кейнсианской революцией». В чем состоит вклад Дж. М. Кейнса в развитие экономической науки?

Второй вопрос. Рассматривая данный вопрос, обязательно ознакомьтесь с работой Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» 8. Книга эта трудна для понимания, поэтому, прежде всего, изучите соответствующие главы учебников.

Основной проблемой в работе Дж. М. Кейнса является проблема занятости и, соответственно, безработицы. Решая эту проблему, он вводит понятие эффективного спроса 8. Опираясь на учебники, объясните, почему именно эффективный (совокупный) спрос определяет уровень занятости. Обратите внимание на то, что по Дж. М. Кейнсу экономическая система может находиться в состоянии равновесия и при неполной занятости, т.е. при наличии безработицы. Внимательно изучите основные положения теории занятости Дж. М. Кейнса, изложенные им в 3 главе своей работы 8. Выделите элементы эффективного спроса и назовите факторы, влияющие на них. Что является причиной безработицы по Дж. М. Кейнсу? Проанализируйте приведенный Кейнсом «парадокс бедности среди изобилия» («парадокс бережливости»). Почему он утверждал, что «чем богаче общество, … тем более очевидны и возмутительны недостатки экономической системы» (безработица, бедность)?

Более подробный анализ эффективного спроса начните с его первого элемента – потребления. Выделите объективные факторы, оказывающие влияние на склонность к потреблению. Почему Дж. М. Кейнс считал склонность к потреблению устойчивой функцией дохода? Решая вопрос о виде этой функции, Дж. М. Кейнс сформулировал основной психологический закон. Рассмотрите как Дж. М. Кейнс доказывает, что «люди склонны… увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере в какой растет доход». Какой вывод сделал Дж. М. Кейнс из этого закона? 8.

Количественную интерпретацию основного психологического закона Дж. М. Кейнс дает в своей концепции мультипликатора. Покажите, какой смысл вкладывал Дж. М. Кейнс в понятие «мультипликатор» и какова его количественная определенность. Что такое предельная склонность к потреблению? Проанализируйте ее связь с занятостью (через мультипликатор) 8.

Дальнейший анализ эффективного спроса связан с факторами, которые оказывают влияние на его второй элемент – инвестиции. Что такое предельная эффективность капитала и какова ее нижняя граница? Важно понять, что величина инвестиций зависит от субъективных оценок того, кто инвестирует деньги. Рассмотрите факторы, определяющие условность, ненадежность и непрочность таких оценок 8.

Изучая взгляды Дж. М. Кейнса на процент, объясните, почему Дж. М. Кейнс связывал его с предпочтением ликвидности. Обратите внимание на то, что наряду с предпочтением ликвидности, норму процента определяет количество денег. Выделите мотивы предпочтения ликвидности и покажите, как изменяется процент при возрастании (уменьшении) количества денег.. Почему Дж. М. Кейнс утверждал, что «норма процента – в значительной степени психологический феномен» 8?

Завершая рассмотрение вопроса, вернитесь к тем страницам работы Кейнса, где он дает краткое изложение своей теории занятости 8. Сделайте вывод.

Третий вопрос. Положение о неспособности рынка обеспечивать равновесие при полной занятости и вытекающей отсюда необходимости государственного вмешательства в экономику пронизывает всю работу Кейнса «Общая теория занятости». Поэтому не могут быть рекомендованы отдельные страницы, посвященные этой проблеме и поэтому при подготовке данного вопроса следует использовать учебники.

Выясните необходимость государственного регулирования экономики по Дж. М. Кейнсу и назовите ее цель. Покажите направления государственного регулирования. Почему Кейнс считал, что основное внимание государство должно уделять стимулированию инвестиций?

Проанализируйте методы стимулирования инвестиций. Что понимал Кейнс под «социализацией инвестиций»? Выясните, почему кредитно-денежная политика, по мнению, Дж. М. Кейнса является малоэффективным методом.

В заключение подумайте, могут ли рекомендации Дж. М. Кейнса использоваться в условиях современной России?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

К первому вопросу:

  1. Назовите факторы формирования экономического учения Дж. М. Кейнса.

  2. Выделите отличия теория Дж. М. Кейнса от неоклассической теории.

  3. Что нового внес Дж. М. Кейнс в развитие экономической теории?

Ко второму вопросу:

  1. В чем состоит причина безработицы по Дж. М. Кейнсу?

  2. Что такое эффективный спрос и из каких элементов он состоит?

  3. Назовите факторы, влияющие на эффективный спрос по Дж. М. Кейнсу.

  4. Сформулируйте основной психологический закон Дж. М. Кейнса и покажите, какое значение он имеет.

  5. Какая связь между нормой процента и инвестициями в теории Дж. М. Кейнса?

  6. Как связаны склонность к ликвидности, количество денег и норма процента по Дж. М. Кейнсу?

К третьему вопросу:

  1. В чем состоит необходимость государственного вмешательства в экономику по Дж. М. Кейнсу?

  2. Охарактеризуйте кейнсианские методы государственного регулирования экономики.

  3. Что понимал Дж. М. Кейнс под «социализацией инвестиций»?

Тема 6: Неоклассическое направление в XX веке

Время – 4 часа

1. Монетаризм.

2. Теория предложения.

3. Теория рациональных ожиданий.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Цель занятия состоит в анализе причин «неоклассического возрождения» и характеристике образующих его школ. Важной задачей является также выявление особенностей в трактовке роли государства современными неоклассическими концепциями.

Для подготовки к данному семинарскому занятию необходимо использовать следующие источники и учебники: 2, 6, 7, 13, 15, 19.

Первый вопрос. Наиболее полно данный вопрос изложен в учебниках. В качестве первоисточника рекомендуется использовать работы М. Фридмена 15, 18.

Прежде всего, рассмотрите причины кризиса государственного регулирования в 60-70-х годах. В чем состоят негативные последствия кейнсианской политики «накачивания» совокупного спроса? Проанализируйте изменения, которые произошли к этому времени в экономике развитых стран и которые послужили основой распространения и признания неоклассических взглядов.

Далее следует выделить методологические принципы монетаризма. В частности, как М.Фридмен решает дилемму: «план или рынок» и в чем он видит преимущества рыночной системы? 18.

Обратите внимание на то, что монетаризм представляет собой современную версию количественной теории денег. Чем монетаризм отличается от традиционной количественной теории денег? 15

Сформулируйте основную идею монетаризма. Что означает стабильность денежного спроса 15? Рассмотрите факторы, определяющие предложение денег, и покажите, какой характер оно носит. Сделайте вывод о влиянии денежной сферы на реальный сектор экономики.

Изучая практические рекомендации монетаристов, обратите внимание на их трактовку инфляции. В чем состоит ее причина? Сформулируйте «денежное правило» монетаризма. Почему монетаристы выступают против кейнсианской политики поддержания полной занятости? Выделите отличия монетаризма от кейнсианства.

В заключение подумайте над проблемой: «монетаризм и Россия». Применимы ли рекомендации монетаристов к условиям современной России? 6

Второй вопрос. Ввиду недоступности первоисточников, при подготовке данного вопроса может быть использован только учебный материал.

Начните рассмотрение вопроса с особенностей теории предложения. Обратите внимание на сугубо прагматический характер этой теории. Почему представители теории предложения выступают против активной роли государства в экономике? Выделите практические рекомендации теории предложения.

Более подробно рассмотрите рекомендации в области налоговой политики. Почему сторонники теории предложения выступают за снижение налогов? В чем смысл эффекта Лаффера?

В заключение найдите общее и различия монетаризма и теории предложения.

Третий вопрос. Центральным понятием в теории рациональных ожиданий являются «рациональные ожидания». Чем они отличаются от адаптивных ожиданий? Обратите внимание на условия, необходимые для того, чтобы ожидания и поведение субъектов хозяйственной деятельности были рациональными 2.

Рассмотрите, как представители теории рациональных ожиданий доказывают положение о ненужности и вредности государственного регулирования. Что является причиной неожиданных изменений (шоков) в экономике и к каким последствиям они ведут?

В заключение подумайте, почему теорию рациональных ожиданий называют в некоторых источниках «новой классической макроэкономикой»? 2.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

К первому вопросу:

  1. Выделите методологические принципы монетаризма.

  2. Какую роль, с точки зрения монетаристов, играют деньги в экономике?

  3. Чем определяется стабильность денежного спроса?

  4. Что является причиной циклических колебаний, по мнению монетаристов?

  5. Сформулируйте «денежное правило» монетаризма.

Ко второму вопросу:

  1. Что является основой экономического роста, в точки зрения представителей теории предложения?

  2. Почему сторонники теории предложения выступают против государственного регулирования экономики?

  3. Выделите практические рекомендации теории предложения.

  4. В чем состоит смысл эффекта Лаффера?

К третьему вопросу:

  1. Что такое рациональные ожидания?

  2. Почему, с точки зрения представителей теории рациональных ожиданий, государственное вмешательство в экономику ненужно и вредно?

  3. В чем состоит причина циклических колебаний с точки зрения представителей теории рациональных ожиданий?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности специальность 260204 «Технология бродильных производств и виноделие»

    Публичный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности технология бродильных производств и виноделия ведется в Воронежской государственной технологической академии с 2 года в соответствии
  2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (92)

    Основная образовательная программа
    4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению подготовки «Агрономия»

Другие похожие документы..