Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диссертация'
Защита состоится: 10 марта 2011 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 311.005.01 по присуждению ученой степени доктора педагогиче...полностью>>
'Документ'
Настоящее издание является популярным очерком одной из древнейших религий мира – зороастризма. Зороастризм был государственной религией трех великих и...полностью>>
'Документ'
По вопросу, касающемуся запрета на применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, см. ст...полностью>>
'Планы семинарских занятий'
Предлагаемые планы семинарских занятий составлены в соответствии с про­граммой учебной дисциплины «Макроэкономика». Макроэкономика - динамично развива...полностью>>

Г. Г. Парфенова «Основы идеологии белорусского государства» Введение

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Вместе с тем, многие принимаемые меры не принесли ожидаемого эффекта в силу неотработанности механизмов их реализации. Растет число детей, рожденных вне брака (в 2002 г. каждый пятый ребенок был рожден вне брака), и число детей, воспитывающихся в неполных семьях. Ухудшается качество здоровья детей, растет детская заболеваемость, снижается число «абсолютно» здоровых детей (1-ая группа здоровья). В 2002 г. удельный вес таких детей составлял лишь 27,6%, хроническую патологию имели 12,9% детей. Увеличивается число детей-инвалидов (на начало 2003 г. их насчитывалось более 30,2 тыс. в возрасте до 18 лет, или 1,3% численности всех детей). Неразвитость сети восстановительного лечения, неудовлетворительная оснащенность медицинских учреждений современной диагностической и реанимационной аппаратурой ведут к несвоевременному выявлению врожденных и наследственных заболеваний, недостаточно эффективной реабилитации детей-инвалидов.

Наиболее болезненными проблемами белорусского общества являются социальное сиротство, детская безнадзорность. На начало 2003 г. насчитывалось 32,9 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно увеличивается число родителей, лишенных родительских прав или ограниченных в этих правах. Не созданы эффективные механизмы профилактики детской наркомании, насилия над детьми, все действия в этом направлении ограничиваются узковедомственными усилиями.

В условиях явной и скрытой коммерциализации систем образования и здравоохранения затруднен доступ к ним детей из малообеспеченных семей. Отмечается увеличение проблем в области школьного образования: отставание содержания и качества обучения от современных требований, снижение уровня нравственного и патриотического воспитания, отсутствие идеологической направленности школьных учебников.

Цели государственной политики в отношении детей – обеспечение благоприятных условий для полноценного физического, интеллектуального и нравственного развития, повышения качества жизни, защита прав и учет их интересов.

Среди проблем, которые должны решаться в рамках первого этапа: обеспечение прав детей; поддержка жизнедеятельности семьи; образование детей; охрана здоровья детей; социальная реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; реабилитация детей-инвалидов; защита детей от любого рода насилия и жестокого обращения, включая экономическую и сексуальную эксплуатацию.

В области обеспечения прав детей необходимо:

принять Закон «Об уполномоченном по правам ребенка»;

создать систему ювенальной юстиции, включая ювенальные суды, переориентировав характер их деятельности с карательного на восстановительный, обеспечив применение мер социализирующего, профилактического и развивающего характера;

развивать и повышать эффективность системы социального обслуживания семьи и детей, расширять спектр предоставляемых услуг. Обеспечить подготовку социальных работников для работы с детьми по новым специализациям (социальные работники для работы в семьях, социальные работники в ювенальных судах, социальные работники реабилитационных программ), а также специалистов по проблеме жестокого обращения с детьми и оказания им помощи в кризисных ситуациях;

разработать и принять Законы Республики Беларусь «О социальном заказе» и «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

В области поддержки жизнедеятельности семьи необходимо:

осуществлять поддержку усилий семьи в получении дополнительных доходов (от вторичной занятости, личного подсобного хозяйства, сбережений и ценных бумаг); содействовать становлению и развитию семейного бизнеса; обеспечить предоставление различных видов кредитов семьям с детьми;

совершенствовать систему адресной поддержки семей, воспитывающих несовершеннолетних детей;

осуществлять мониторинг социально-экономического потенциала семей, положения детей в семьях разного типа, в первую очередь в семьях социального риска;

создать условия для рационального сочетания мужчинами и женщинами профессиональных и семейных обязанностей (поэтапное распространение на мужчин права на льготные режимы занятости в связи с выполнением семейных обязанностей; создание условий для более равномерного распределения семейных обязанностей между членами семьи, включая введение дополнительных пособий работающим отцам в целях повышения мотивации к использованию отпуска по уходу за ребенком и активности по воспитанию детей.

В области повышения качества образования детей предусматривается:

оптимизировать сеть лицеев, гимназий, школ и классов с углубленным изучением предметов;

увеличить число школ с разной ступенью сложности изучения школьных предметов;

ввести в школах изучение новых предметов, соответствующих социально-экономическим преобразованиям в стране: основы экономики и основы экологии, современные информационные технологии;

способствовать реализации творческого потенциала детей, оказывать государственную поддержку талантливым детям;

предусмотреть подготовку девочек и мальчиков к организации будущей семейной жизни, изучение основ семейной экономики, культуры семейных взаимоотношений, семейной психологии и педагогики.

В области охраны здоровья детей приоритетными являются:

обеспечение государственных гарантий бесплатной, оптимальной по объему и качеству, дифференцированной в зависимости от возраста и состояния здоровья медицинской помощи детям и женщинам;

обеспечение полноценным питанием детей, беременных женщин и кормящих матерей.

В целях профилактики социального сиротства необходимо:

разработать комплекс мер по устранению причин, ведущих к передаче детей на государственное обеспечение (профилактическая работа с родителями, ведущими асоциальный образ жизни, профилактика отказов от детей, прежде всего среди несовершеннолетних матерей); развивать новые формы и совершенствовать процедуры передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи; осуществлять социально-экономическую, правовую и психолого-педагогическую поддержку семей, принимающих детей на воспитание;

осуществлять постоянную информационно-просветительскую деятельность по формированию позитивного и ответственного родительства;

совершенствовать статистическую отчетность по таким показателям, как количество детей школьного возраста, не посещающих образовательные учреждения, не имеющих места жительства, подвергающихся насилию в семье.

В сфере детской инвалидности предусматриваются следующие меры:

предупреждение инвалидности, массовое обследование новорожденных с целью выявления на ранней стадии отклонений в развитии и принятии необходимых мер медицинской реабилитации;

обеспечение детей-инвалидов техническими реабилитационными средствами;

оказание социальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов;

комплексная медицинская реабилитация детей-инвалидов в семье;

направление средств, выделяемых государством для развития и образования ребенка-инвалида, непосредственно семье (основные формы реализации – реабилитационно-образовательный полис, именные финансовые обязательства).

На втором этапе (2011–2020 гг.) предусматривается продолжить деятельность, обеспечивающую формирование максимально благоприятной для ребенка окружающей социальной среды, прежде всего семейной, повышение качества жизни детей, защиту прав и учет их интересов.

В процессе достижения устойчивого развития должна быть повышена роль молодежи. Это наиболее способная и активная часть общества. Формирование жизнеспособного молодого поколения является одним из главных факторов обеспечения устойчивого развития государства и общества. Молодежь несет особую ответственность за сохранение и развитие страны, за преемственность исторического и культурного наследия.

В последнее время отмечается усиление негативных тенденций в молодежной среде. Ухудшается состояние здоровья молодежи, растет число молодых инвалидов, снижается готовность призывников к службе в армии. Расширяется география и интенсивность заболеваний молодежи наиболее опасными болезнями (СПИД, туберкулез, инфекции, передающиеся половым путем). Так, в возрастной структуре ВИЧ-инфицированных преобладают молодые люди (до 30-ти лет) – 83,3%, из которых молодежь до 20-ти лет составляет 16,0%. Ситуация усугубляется ростом токсикомании, наркомании, алкоголизма, правонарушений среди молодежи.

Продолжается процесс социального расслоения в молодежной среде, ослабляется зависимость социального положения молодых людей от уровня образования, квалификации, результатов труда. Существует неравенство доступа сельской молодежи к качественному образованию. Обостряется проблема трудоустройства выпускников образовательных учреждений. В настоящее время каждый второй безработный находится в возрасте 16–29 лет, их которых каждый четвертый состоит в государственной службе занятости от 6 месяцев до 1 года, каждый восьмой – более года.

Цель государственной молодежной политики – создание правовых, экономических и организационных условий для развития социального, интеллектуального, культурного и экономического потенциала молодежи, формирования у нее общественно полезных интересов и потребностей. Эта политика должна основываться на приоритетности учета интересов и потребностей молодежи в жизни общества и необходимость социальной поддержки молодежи как находящейся на начальном этапе формирования жизненных ориентиров и ценностей, начале профессионально-трудовой деятельности и создании семьи.

К числу основных направлений государственной молодежной политики относятся: образование, занятость, охрана здоровья и формирование здорового образа жизни, организация досуга, обеспечение жильем, социальная поддержка молодых семей.

На первом этапе (до 2010 г.) необходимо обеспечить:

разработку государственной программы «Молодежь»;

внесение изменений и дополнений: в трудовое законодательство в части определения дополнительных мер по содействию и обеспечению профессиональной ориентации, профподготовки и переподготовки, занятости молодых граждан, сочетания учебы с профессиональной деятельностью; в налоговое законодательство в части установления налоговых льгот нанимателям, создающим или предоставляющим рабочие места для молодых граждан, впервые начинающих трудовую деятельность; в жилищное законодательство в части определения дополнительных гарантий молодым гражданам и молодым семьям на получение целевых субсидий, льготных кредитов, ипотечного кредитования для строительства или приобретения жилья, по внедрению механизмов аренды жилья; в законодательство по охране здоровья в части установления гарантированных мер формирования здорового образа жизни, предупреждения смертности молодежи, профилактики наркомании и зависимости от психоактивных веществ, лечения и реабилитации молодых граждан, больных наркоманией, сохранения психического здоровья молодежи;

создание условий для получения полноценного образования молодыми гражданами из малообеспеченных семей, проживающими в сельской местности, находящимися в трудной жизненной ситуации;

реализацию мер по повышению мотивации молодежи к непрерывному повышению образовательного и культурного уровня;

решение вопросов занятости молодежи, в том числе за счет создания молодежных бирж труда, студенческих трудовых отрядов, организации сезонной и временной работы, содействие профессиональной самореализации молодежи, молодежному предпринимательству, прежде всего в небольших городах и сельской местности, решение проблем мотивации труда;

активизацию работы по поддержке и поощрению талантливой молодежи, проявившей способности в науке, технике, искусстве;

реализацию мер, направленных на улучшение здоровья, снижение смертности молодых людей, развитие системы отдыха и оздоровления;

профилактику и снижение уровня токсикомании, наркомании и алкоголизма в молодежной среде;

профилактику правонарушений несовершеннолетних, предотвращение вовлечения молодежи в противоправную деятельность;

недопущение в средствах массовой информации пропаганды бездуховности, потребительства, криминального поведения, нацеленного на легкое и быстрое обогащение, насилия, жестокости и других проявлений, несовместимых с нравственными нормами;

организацию просветительской работы среди молодых граждан по вопросам репродуктивного здоровья, безопасного материнства, воспитания детей, организации семейного и детского отдыха;

содействие становлению и развитию молодежных и детских общественных объединений, в том числе экологической направленности, волонтерской деятельности, реализации общественно значимых инициатив.

На втором этапе (2011–2020 гг.) предусматривается:

формирование у молодежи активной жизненной позиции; повышение электоральной культуры, готовности к участию в общественно-политической жизни;

активизацию государственных инвестиций, направленных на сокращение смертности среди молодых граждан от неестественных причин, обеспечение здоровья и формирование здорового образа жизни молодежи, на улучшение их репродуктивного здоровья и активизацию репродуктивного поведения, обеспечение безопасного материнства;

создание условий для развития массовых видов молодежного туризма, включая сельский, инфрастуктуры отдыха и досуга, проведения республиканских и региональных спортивных соревнований среди молодежи по массовым видам спорта.

6.2.3.Региональные и местные инициативы обеспечения устойчивого развития

В Плане выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (Йоханнесбург, сентябрь 2002 г.) подтверждена решимость мирового сообщества продолжать содействие созданию и укреплению советов по устойчивому развитию не только на национальном, но и на местном уровне, а также повысить роль и возможности местных властей, а также других заинтересованных сторон в осуществлении Повестки дня на XXI век.

Создание экономических, социальных и экологических основ для устойчивого развития страны невозможно без участия в этом процессе местных сообществ, призванных осуществлять поиск путей и средств обеспечения устойчивого развития в конкретных регионах, городских и сельских поселениях. В Беларуси имеются лишь четыре местные инициативы по разработке и реализации локальных стратегий устойчивого развития («Местных повесток XXI»): проекты в Турове, Минске, Вилейке, Дзержинске.

Ряд общественных организаций, инициатив и проектов осуществлял информационно-обучающие кампании по вопросам разработки и реализации «Местных повесток XXI». Среди них – общественное объединение «Экодом», Белорусское отделение общественного объединения «Международная академия экологии», Фонд реализации идей, Проект ПРООН «Содействие в разработке и реализации Национальной стратегии устойчивого развития».

В связи с этим одной из основных целей Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. является создание организационных, правовых, финансовых и иных механизмов, стимулирующих выдвижение региональных и местных инициатив, направленных на формирование экономических, социальных и экологических основ для устойчивого развития региональных и местных сообществ в Беларуси, активный поиск собственных ресурсов для решения связанных с этим задач, а также обеспечивающих эффективную поддержку этих инициатив на национальном и международном уровне.

Для достижения этой цели на разных этапах реализации НСУР-2020 потребуется решить ряд важных задач, обеспечивающих совершенствование действующей системы государственного управления, местного самоуправления и направленных на дальнейшую демократизацию всего белорусского общества.

Целью региональных и местных инициатив является удовлетворение социальных и экономических потребностей жителей соответствующих территорий при сохранении и улучшении среды обитания и других условий их проживания.

Инициаторами разработки и осуществления «Местных Повесток XXI» и других мероприятий такого рода должны стать местные органы управления и самоуправления, общественные организации, субъекты хозяйствования, товарищества собственников жилья, отдельные граждане, которые будут самостоятельно определять круг решаемых проблем, формы, сроки и механизмы их реализации с учетом местных потребностей, социально-экономических, природных, экологических и иных условий, оказывающих определяющее влияние на обеспечение устойчивости развития территориальных образований.

При определении круга, масштабов и сроков реализации местных инициатив по выполнению задач устойчивого развития предусматривается обеспечить:

развитие территориальных хозяйственных систем с учетом комплексной оценки социальных, экономических, природоохранных и других аспектов их функционирования;

расширение сфер, видов и объемов хозяйственной деятельности на основе использования местных природных ресурсов с одновременным внедрением экологически безопасных технологий;

обеспечение нужд, потребностей и занятости местного населения путем приоритетного развития производств и видов деятельности, гарантирующих сохранение природных экосистем;

проектирование и размещение новых производств с учетом достигнутого уровня освоения территорий и развития инфраструктуры, необходимости сохранения существующих природно-ландшафтных преимуществ и особенностей.

К региональным и местным инициативам, которые в прогнозируемом периоде будут рассматриваться в качестве приоритетных направлений государственной поддержки, относятся предложения и программы, нацеленные на:

стабилизацию социально-экономической ситуации в региональных и локальных сообществах;

обеспечение рационального природопользования и охрану природы;

улучшение демографической ситуации в региональных и локальных сообществах, поддержку института семьи;

повышение качества жизни и последовательное сокращение численности бедного населения;

сохранение памятников истории и культуры, развитие туризма;

создание новых и (или) сохранение существующих рабочих мест, развитие малого и среднего бизнеса в административно-территориальных единицах;

совершенствование местной социальной, экологической, транспортной, информационно-коммуникационной и энергетической инфраструктуры;

обеспечение доступа населения к местным земельным ресурсам;

совершенствование управления коммунальным хозяйством, развитие жилищного строительства, территориального планирования в административно-территориальных единицах;

развитие местных систем здравоохранения, образования и социального обеспечения.

Конкретные способы осуществления поставленных задач должны определяться местными властными и общественными структурами самостоятельно. В качестве основы таких действий рекомендованы:

местным органам управления:

непосредственное и прямое управление процессом внедрения принципов и требований обеспечения устойчивости развития регионов и корректировка осуществляемых мер в этой сфере;

включение принципов устойчивости в проекты, планы и иные виды деятельности, предпринимаемые в рамках существующих властных полномочий по управлению хозяйственной деятельностью территориального образования.

общественным организациям:

осуществление мероприятий, направленных на повышение сознательности и уровня образования населения;

консультирование общественности и его вовлечение в процесс реализации принципов устойчивости;

укрепление партнерских отношений с властью и бизнесом, позволяющих влиять на ситуацию в регионе в социально-экономической и экологической сфере;

выработка стратегии и тактических действий для целей местной устойчивости;

активное участие в мониторинге, управлении и общей оценке ситуации и прогресса в достижении устойчивости развития региона.

Республиканским органам государственного управления Республики Беларусь предстоит обеспечить постоянное укрепление и повышение эффективности сотрудничества с международными организациями – ПРООН, ХАБИТАТ, ЮНЕП, Всемирным банком, ЕБРР и другими, а также с Евросоюзом и правительствами стран, добившихся в последние годы наибольших успехов в государственной поддержке региональных и местных инициатив, и в частности, в проведении национальных кампаний по разработке «Местных повесток XXI» (Германия, Швеция, Великобритания, Дания и др.).

Для эффективной координации региональных и местных инициатив местные органы управления должны иметь более широкую организационную, правовую и финансовую автономию, а также значительно более тесные связи с международными организациями, содействующими международному сотрудничеству региональных и местных органов управления, обмену передовым опытом управления муниципальным хозяйством, охране окружающей среды – Международным союзом местных органов управления (IULA), Международным советом по местным экологическим инициативам (ICLEI) и др.

В связи с этим уже на первом этапе реализации НСУР-2020 (до 2010 г.) в Республике Беларусь необходимо осуществить корректировку региональной политики государства, децентрализацию государственного управления, а также продолжить реформирование действующей системы местного управления и самоуправления.

Реализуя общегосударственную задачу, региональные органы власти и органы местного самоуправления должны максимально учитывать особенности своих территорий и всемерно использовать предпосылки и возможности, которыми располагают регионы, города и другие населенные пункты. Важнейшая задача состоит в создании на каждой территории прочной экономической основы для улучшения жизни людей.

Учитывая новизну и масштабность стратегии устойчивого развития, необходимость перестройки массового сознания в целях признания жизненной важности нового концептуального подхода к проблемам развития общества, для ее реализации намечается создание условий широкого вовлечения в этот процесс населения с использованием демократических процедур обсуждения содержащихся в ней принципиальных направлений и намечаемых мероприятий.

На региональном и местном уровне необходимо создать механизмы стимулирования инициативной деятельности населения, различных социальных групп и объединений, нацеленной на обеспечение устойчивого развития в конкретной области, районе, городе или селе. Местные органы управления и самоуправления в тесном контакте с республиканскими органами государственного управления должны разрабатывать предложения, программы государственной поддержки региональных и местных инициатив с помощью налогово-бюджетных, финансово-кредитных и иных инструментов, осуществляют реализацию государственной политики в этой сфере, а также координацию инициативной деятельности населения, различных социальных групп и объединений непосредственно в административно-территориальных единицах, в микрорайонах, дворах, школах отдельных домах.

В качестве важнейших инструментов административного, экономического, финансового регулирования социально-экономического развития регионов рассматриваются:

  • комплекс мер, направленных на повышение финансовой самостоятельности местных органов власти, расширение их возможностей по развитию и поддержанию объектов социальной инфраструктуры, оказанию социальной помощи населению в условиях смещения акцентов реализации социальной политики на местный уровень;

  • оказание дополнительной государственной поддержки проблемным регионам, с целью создания на этих территориях возможностей для местных властей в полной мере реализовать свои функции.

  • разработка комплексных программ социально-экономического развития регионов, «Местных повесток XXI», позволяющих местным органам управления эффективно планировать и реализовывать наиболее перспективные направления повышения экономического потенциала территорий, улучшения социальных и экологических условий жизни населения;

  • усиление экологического контроля со стороны местных органов управления и повышение их заинтересованности в поддержании благоприятной экологической обстановки посредством передачи на местный уровень части собираемых «экологических» налогов и штрафов;

  • содействие созданию комиссий по устойчивому развитию при местных органах самоуправления всех уровней;

  • обеспечение подготовки, массового тиражирования и широкого распространения методических рекомендаций по разработке и реализации «Местных повесток XXI» для местных органов управления и самоуправления, неправительственных организаций и различных групп населения, размещение их на web-сайтах соответствующих республиканских органов государственного управления, а также демонстрационных и пилотных проектов на уровне административно-территориальных единиц разного уровня;

  • широкое вовлечение местного населения в решение текущих задач на уровне предприятий, организаций, ЖЭСов; повышение экологической культуры населения.

На всех этапах реализации НСУР-2020 предстоит обеспечить мониторинг процесса выдвижения и реализации региональных и местных инициатив с регулярной оценкой практики их поддержки со стороны государственных органов и публикацией соответствующих итогов в периодических докладах.

Эти и другие меры позволят реализовать инициативы местных органов власти по созданию благоприятных условий проживания населения на подведомственной территории.

6.3.Экологическое образование и просвещение, подготовка кадров, информационное обеспечение населения

Экологическое образование, экологизация общественного сознания являются решающим фактором обеспечения экологической безопасности, формирования условий для перехода страны к устойчивому развитию.

Положительным итогом предшествующего периода явилось осознание общественностью и государственными органами управления необходимости осуществления непрерывного экологического образования, что нашло отражение в Концепции образования в области окружающей среды и Республиканской программе совершенствования образования в области окружающей среды.

В соответствии со статьей 75 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» система непрерывного экологического образования и формирования экологической культуры граждан включает дошкольное, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование, а также повышение квалификации и переподготовку кадров. Значительный опыт экологической подготовки и воспитания учащихся накоплен учреждениями внешкольного образования и воспитания, работу которых координирует Республиканский экологический центр детей и юношества. В системе школьного образования задачи формирования экологической культуры учащихся решаются через включение в содержание учебных предметов в интегрированном виде знаний о природе, обществе и человеке; выделение в структуре учебных предметов естественно-научного цикла тем и разделов, углубляющих и расширяющих отдельные аспекты экологического образования; через создание профильных классов экологической направленности и общеобразовательных учебных заведений экологического профиля. В системе средних специальных учебных заведений введены предметы «Основы охраны окружающей среды» и «Основы промышленной экологии», а также другие специальные дисциплины по природоохранным вопросам. В профессионально-технических училищах вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования включены в отдельные темы специальных дисциплин и курсов.

В ряде высших учебных заведений созданы кафедры природоохранного профиля и ведется подготовка специалистов-экологов по следующим направлениям: биоэкология, геоэкология, охрана окружающей среды и экономика природопользования, радиоэкология, медицинская экология, экологический менеджмент и аудит в промышленности. Во всех ВУЗах страны введены обязательные экологические курсы.

В последнее время инициирована разработка Республиканской многоуровневой интегрированной программы по экологическому воспитанию, образованию и просвещению на 2006–2010 гг., призванной совершенствовать полученный опыт и расширить меры по просвещению населения. Значительная научно-методическая работа по совершенствованию системы повышения квалификации кадров в области окружающей среды осуществляется Республиканскими курсами повышения квалификации экологических кадров на базе учреждения «Белорусский научно-исследовательский центр ЭКОЛОГИЯ».

Совершенствование экологического воспитания и образования также сочетается с экологическим просвещением населения, которое осуществляют СМИ, учреждения культуры (музеи, зоопарки, ботанические сады), библиотеки, общественные экологические организации и др. Просвещение является предварительным условием достижения устойчивого развития и одним из основополагающих инструментов для улучшения структур потребления и производства, закладывает основу для научных исследований и разработки технологий, обеспечивающих повышение качества окружающей среды и способствует активному решению гражданами экологических проблем в повседневной деятельности.

Значительная часть населения Республики Беларусь еще не в полной мере осознает тесную взаимосвязь между деятельностью человека и состоянием окружающей среды, поскольку не имеет достаточных экологических знаний. Требует совершенствования нормативно-правовая база в сфере экологического образования, просвещения и информирования. Недостаточно целевое финансирование экологического образования, а также координация деятельности государственных структур и неправительственных организаций в сфере экологического образования, просвещения и воспитания населения. Подготовка, переподготовка, повышение квалификации управленческих кадров в области экологии не в полной мере соответствуют нынешним потребностям. Недостаточно используется зарубежный опыт экологического образования. Все это свидетельствует о том, что система непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения нуждается в совершенствовании.

Для решения этих сложных задач необходимо приобретение всеми гражданами знаний в области окружающей среды и осознания сложного характера взаимоотношений в системе «человек–окружающая среда–экономика».

Цель экологического образования и просвещения – создание условий для приобретения всеми гражданами знаний в области экологии, формирование экологического мировоззрения в обществе, включающего культурные и этические принципы и нормы поведения, обеспечивающие устойчивое развитие страны. В Республике Беларусь необходимо завершить создание системы непрерывного экологического образования, просвещения и воспитания, которая должна охватить все уровни национальной системы образования: дошкольное, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское.

Для достижения этих целей в прогнозируемый период необходимо:

  • совершенствовать нормативно-законодательные основы экологического образования, воспитания и просвещения населения;

  • включить вопросы охраны окружающей среды, формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения, устойчивого развития в республиканские, региональные и местные программы социально-экономического развития, в том числе целевые программы;

  • обеспечить экологическую подготовку и переподготовку педагогических кадров для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования и просвещения;

  • повысить заинтересованность малого и среднего предпринимательства в переходе к устойчивому развитию на основе принципов «Повестки дня на ХХI век»;

  • укрепить материально-техническую базу профессиональной подготовки экологов.

На ближайший период (до 2010 г.) потребуется:

обеспечить реализацию положений Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» в сфере экологического образования;

разработать механизм взаимодействия и координации деятельности всех участников системы непрерывного экологического образования с учетом требований устойчивого развития: учреждений образования и культуры, природоохранных органов, органов управления образованием, других учреждений исполнительной и законодательной власти, общественных организаций;

шире использовать зарубежный опыт экологического образования, воспитания и информирования населения страны;

усилить роль общественных организаций и граждан в принятии и реализации мероприятий по решению этих задач;

разработать на базе Стратегии ЕЭК ООН по образованию Концепцию и национальный план просвещения с учетом приоритетов устойчивого развития;

принять меры по созданию единого информационного экологического и образовательного пространства;

усилить роль средств массовой информации и общественных объединений в просвещении для устойчивого развития;

включить аспекты устойчивого развития во все программы базовой подготовки преподавательских кадров и программы переподготовки и повышения квалификации.

На втором этапе должен быть осуществлен переход к экологическому образованию и просвещению в интересах устойчивого развития. Для этого необходимо осуществить комплекс мероприятий по:

интегрированию аспектов устойчивого развития в системы образования и просвещения на всех уровнях;

научному, информационному и учебно-методическому обеспечению экологического образования и просвещения;

разработке индикаторов качества образования для устойчивого развития и созданию системы мониторинга;

созданию условий для повышения уровня компетентности в секторе образования, сотрудничества между преподавателями и работниками системы просвещения в целях поощрения изучения вопросов устойчивого развития и навыков в области просвещения, обмена опытом, методиками освоения материала и преподавания, в том числе и на международном уровне;

реализации прогрессивных методов достижения целевых показателей экологического образования и просвещения и оценке их соответствия национальным целям и международным обязательствам.

Важным элементом, дополняющим процессы экологического образования и просвещения, является информирование. В стране сделаны первые шаги по формированию системы информационного обеспечения, призванной повысить эффективность механизма управления природопользованием и охраной окружающей среды. Республика Беларусь ратифицировала Орхусскую конвенцию «О доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды».

Значительным шагом в развитии демократического процесса принятия экологически значимых решений явилось создание при Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Общественного координационного экологического совета, в который вошли многие общественные организации и объединения. Вместе с тем, в рассматриваемой области имеют место нерешенные проблемы. В связи с этим в области информационного обеспечения следует:

расширить экологическую информацию в СМИ, особенно на телевидении и радио;

обеспечить в соответствии с Орхусской конвенцией доступ общественности к экологической информации и к участию принятия решений на региональном и местном уровнях;

создать сеть центров экологического просвещения и информирования населения во всех административно-территориальных единицах;

совершенствовать нормативно-правовые и организационные условия для повышения уровня информированности населения, разработать процедуры непосредственного участия общественности в принятии решений, затрагивающих их конституционные права, в том числе право на благоприятную окружающую среду;

принять ряд мер по обеспечению свободного доступа к полной достоверной экологической информации и создать сеть пунктов предоставления экологической информации.

В сфере международного экологического сотрудничества:

расширить участие Республики Беларусь в международных проектах по экологическому образованию населения;

поощрять проведение научных исследований в сфере экологического образования и информирования в совместных проектах с зарубежными партнерами;

развивать международное сотрудничество в области подготовки научно-педагогических кадров.

Координация всей системы экологического образования, воспитания и подготовки кадров на всех уровнях должна осуществляться Министерством образования Республики Беларусь.

7. Создание системы мониторинга устойчивого развития

Мониторинг устойчивого развития представляет собой систему наблюдений за параметрами устойчивого социально-экономического развития и состоянием окружающей среды и прогноз их изменения под воздействием природных и антропогенных факторов. Она включает государственные органы управления, общественные организации и соответствующее правовое, методическое и информационное обеспечение. Цель создания – оперативное отслеживание уровней достижения целевых показателей-индикаторов устойчивого развития, предусмотренных НСУР-2020 (социальная, экономическая и экологическая сферы) и своевременная разработка предложений по принятию необходимых управленческих решений в случае недовыполнения отдельных заданий.

Целевые ориентиры НСУР отражаются большим количеством показателей, но в качестве индикаторов выбраны важнейшие из них, которые характеризуют наиболее существенные взаимосвязи процессов устойчивого развития.

В зависимости от объекта устойчивого развития, индикаторы различаются на глобальном, национальном, региональном, локальном, отраслевом уровне и на уровне предприятий и населенных пунктов.

Предлагаемые индикаторы на национальном уровне для Республики Беларусь определены с учетом индикаторов устойчивого развития, рекомендуемых «Повесткой дня на XXI век», принятой Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), комплексных показателей устойчивого развития, разработанных Евростатом, а также отдельных индикаторов, предусмотренных стратегией устойчивого развития Российской Федерации4.

В основу разработки системы индикаторов положены следующие принципы:

  • отображение системой индикаторов верхнего уровня дерева целей устойчивого развития;

  • иерархичность (соподчиненность) построения индикаторов;

  • согласованность ключевых индикаторов с международными индикаторами устойчивого развития;

  • соответствие выбранных индикаторов системе сбора и обработки информации, используемой в государственной статистической отчетности;

  • включение в систему, прежде всего, индикаторов на макро- и мезоуровне;

  • относительно небольшое количество индикаторов, обеспечивающих их достаточность для комплексной характеристики основных процессов и мониторинга устойчивого развития.

Система индикаторов включает общесистемные индикаторы и индикаторы, отражающие закономерности и процессы устойчивого развития социальной, экономической и экологической сфер, которые являются основными звеньями системы «человек–окружающая среда–экономика». Общесистемные индикаторы характеризуют процессы устойчивого развития всех сфер в целом, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Они количественно измеримы и сопоставимы в динамике, обеспечивают возможность сравнения аналогичных процессов с другими странами и, кроме того, дополняются и конкретизируются индикаторами, характеризующими развитие основных компонентов системы устойчивого развития.

В качестве общесистемных индикаторов приняты:

  • интегральный показатель устойчивого развития, базирующийся на индексе развития человеческого потенциала (ИРЧП);

  • производство валового внутреннего продукта на душу населения;

  • уровень антропогенной нагрузки на окружающую среду.

ИРЧП по методике ООН интегрирует на национальном уровне основные процессы устойчивого развития лишь в социальной сфере (продолжительность жизни, уровень образования) и экономической (ВВП на душу населения) и недостаточно отражает их в экологической сфере. В связи с этим при определении интегрального показателя устойчивого развития в расчет ИРЧП включен индекс, характеризующий экологическое состояние – «Объемы выбросов вредных веществ в расчете на единицу ВВП». Этот агрегированный показатель должен включать выбросы вредных веществ в атмосферу, в водный бассейн и может быть приведен к единой размерности при учете классов вредности, включать трансграничные переносы вредных веществ.

Расчет индекса экологического состояния производится аналогично другим составляющим ИРЧП по формуле5:

где Xзначение показателя.

Для условий Республики Беларусь в 2000 г. Iэкол составит 0,224.

, где

1,279 – объем ВВП на 1 кг выбросов вредных веществ (долл. США) в РБ;

0,478 – минимальное его значение (ОАЭ), где самый высокий показатель 37,5 т выбросов вредных веществ на одного жителя;

4,05 – максимальное значение показателя (страны с наименьшим объемом выбросов вредных веществ 0,3 т на одного жителя).

Индексы продолжительности жизни, уровня образования, ВВП на душу населения и экологического состояния складываются и сумма делится на 4 (учитывая равнозначность социальной, экономической и экологической сфер, их веса должны быть одинаковыми).

ВВП на душу населения характеризует уровень социально-экономического развития страны. Рассчитывается в национальной валюте и в долл. США по паритету покупательной способности для сравнения с другими странами.

Уровень антропогенной нагрузки характеризует воздействие хозяйственной деятельности человека на экосистему и рассчитывается как частное от деления объемов потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов (в т.у.т) на 1 кв. км территории.

Для целей мониторинга и обеспечения согласованности система индикаторов строится по иерархическому принципу с выделением следующих характеристик: пороговое значение, ниже которого нельзя опускаться, ибо в противном случае произойдут необратимые процессы и система может быть подвергнута разрушению; фактическое значение индикатора; ранг (вес) индикатора, характеризующий степень его влияния на интегральный показатель (обычно коэффициент, устанавливаемый экспертным путем, или коэффициент взаимосвязи (эластичности) исследуемого и интегрального индикатора); государственный орган управления или неправительственная организация, ответственные за регулирование индикатора. Система индикаторов устойчивого развития на уровне страны приведена в приложении 1 (обозначены звездочкой). При построении системы мониторинга эти макроэкономические индикаторы должны быть дополнены индикаторами по основным составляющим модели устойчивого развития.

Информационная подсистема, основу которой составляют индикаторы устойчивого развития, должна базироваться на уже действующих методах сбора и обработки информации, используемых в государственной статотчетности. В этой подсистеме важная роль отводится экспертам, которые определяют, каждый в своей сфере деятельности, показатели-индикаторы устойчивого развития, устанавливают их минимальные и максимальные пороговые значения, допустимую динамику изменения.

Кроме информационной, система мониторинга должна включать подсистемы организационного, правового и методического обеспечения, определяющие организационные структуры мониторинга, порядок предоставления, обработки первичной информации, методы анализа, включая международные сопоставления, а также подготовки предложений в соответствующие государственные органы управления по обеспечению достижения целевых параметров НСУР в случае их недовыполнения.

Подсистемы правового и методического обеспечения должны включать перечень организаций, ответственных за предоставление первичных данных, порядок и формы подготовки исходной информации, методы и инструментарий обработки данных, периодичность и сроки, унифицированные формы представления информации; механизм санкционированного доступа для срочного (внепланового) запроса аналитических материалов мониторинга. Эти подсистемы должны охватывать три территориальных уровня: район (город), область, республика – и отличаться необходимой полнотой для анализа всех сторон деятельности общества, содержать нормативные материалы, требующиеся при выработке текущих и перспективных решений для поддержания устойчивого сбалансированного, экологически безопасного социально-экономического развития, и регламентировать взаимодействие между министерствами и другими органами государственного управления, организациями, осуществляющими государственный мониторинг окружающей среды.

На потенциально опасных объектах потребуется совершенствование специальных (локальных) систем мониторинга воздействия на окружающую среду и здоровье населения; улучшение системы государственных кадастров природных ресурсов, а также особо охраняемых и ценных природных территорий; введение единого государственного реестра Республики Беларусь для учета результатов государственной экологической экспертизы программ и проектов; обеспечение бесплатного доступа граждан Республики Беларусь к экологической информации, жизненно важной для их безопасности.

К участию в реализации мероприятий по устойчивому развитию и контролю за их выполнением должны привлекаться широкие слои общественности, неправительственные организации, население. Для них потребуется издавать сборники, бюллетени, альманахи, аналитические доклады, справочники. Для освещения проблем устойчивого развития целесообразно шире привлекать средства массовой информации Республики Беларусь.

Основные показатели и индикаторы устойчивого развития Республики Беларусь даны в приложении 1 и 2.

1

3 Сельское хозяйство РБ 2003. Статистический сборник. Минск, 2003, с. 198.

4 Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке. М. «Экономика», 2002 г.

5 Поскольку показатель «Объемы выбросов вредных веществ на единицу ВВП» по отношению к ИРЧП имеет обратно пропорциональную зависимость (чем меньше объем выбросов на единицу ВВП, тем большее значение показателя должно быть), то в формуле числитель и знаменатель следует поменять местами и расчет вести по объему ВВП (долл. США) в расчете на 1 кг выбросов вредных веществ.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания по выполнению письменной контрольной работы реферативного типа Для слушателей переподготовки

    Методические указания
    Выполнение контрольной работы реферативного типа позволяет проверить степень усвоения слушателями учебного материала, а также углубить теоретические знания по дисциплине, прививает необходимые навыки использования этих знаний.
  2. Россия между «норд-остом» и бесланом (1)

    Реферат
    Как известно, в России всегда существовали извечные русские вопросы: кто виноват? что делать? и кому на Руси жить хорошо? Последнее десятилетие сформулировало такие же извечные русские ответы с некоторой поправкой на время:
  3. Россия между «норд-остом» и бесланом (2)

    Реферат
    Как известно, в России всегда существовали извечные русские вопросы: кто виноват? что делать? и кому на Руси жить хорошо? Последнее десятилетие сформулировало такие же извечные русские ответы с некоторой поправкой на время:
  4. Рекомендации по демократизации избирательного процесса. Глава Избирательное законодательство Беларуси и правоприменительная практика

    Закон
    Глава 1. Международные обязательства Беларуси в области проведения выборов, их выполнение в предыдущих избирательных кампаниях и рекомендации международных органов по демократизации избирательного процесса.
  5. Диалог культур и цивилизаций

    Документ
    Д 44 Диалог культур и цивилизаций. Материалы X Всероссийской научной конференции молодых историков. Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2009. – 198 с.

Другие похожие документы..