Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сказка'
Она была такая многогранная, желанная, интересная, ошеломительная и необходимая, не иссякающая и в то же время утоляющая. Ее жаждали все, хотя это не ...полностью>>
'Документ'
СВЕДЕНИЯ О СДЕЛКАХ, СОВЕРШЕННЫХ БАНКОМ В 2010 ГОДУ, ПРИЗНАВАЕМЫХ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ «ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ» СДЕЛКАМИ, В СОВЕРШЕН...полностью>>
'Урок'
- Да, в конце 19 века детская литература обогатилась произведениями А.П.Чехова. Он родился в 1860 году и прожил всего 44 года. За эти годы он успел н...полностью>>
'Документ'
(організаційно-правова форма , ідентифікаційний код ЄДРПОУ , ідентифікаційний код фізичної особи - платника податків та інших обов'язкових платежів , ...полностью>>

Руководство для профессионалов

Главная > Руководство
Сохрани ссылку в одной из сетей:

18 программ тренингов: руководство для профессионалов

под редакцией В. А. Чикер

В книге представлены 18 программ тренингов разной проблематики и для разной аудитории; изложена авторская концепция каждого из тренин­гов и общая структура их построения.

Книга предназначена для профессионалов, которые уже ведут тренинги, но, тем не менее, испытывают потребность в обращении к опыту своих кол­леги новом осмыслении уже известного в области тренинга, а также в поис­ке идей по построению собственных модифицированных авторских про­грамм. Поэтому все программы тренингов носят концептуальный авторский характер.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОТ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА……………………………………………………………………… 5

Коротко об авторах книги…………………………………………………………………………… 7

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ……… 9

ГЛАВА 2. ТРЕНИНГ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ…………………………………………… 17

ГЛАВА 3. ТРЕНИНГ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УМЕНИЙ…………………………………………… 30

ГЛАВА 4. ТРЕНИНГ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ……………………………………… 46

ГЛАВА 5. ТРЕНИНГ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ………………………………………………… 55

ГЛАВА 6. ТРЕНИНГ ЛИДЕРСТВА………………………………………………………………… 71

ГЛАВА 7. ТРЕНИНГ ЭФФЕКТИВНОЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ………………………………… 81

ГЛАВА 8. ТРЕНИНГ ПРОДАЖ……………………………………………………………………… 103

ГЛАВА 9. ТРЕНИНГ УПРАВЛЕНИЯ АГРЕССИЕЙ……………………………………………… 113

ГЛАВА 10. ТРЕНИНГ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ………………………………………… 121

ГЛАВА 11. ТРЕНИНГ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ……………………………… 144

ГЛАВА 12. ТРЕНИНГ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОПОНИМАНИЯ………………………… 155

ГЛАВА 13. КОГНИТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ТРЕНИНГ ТОЛЕРАНТНОСТИ………… 176

ГЛАВА 14. ТРЕНИНГ РАСШИРЕНИЯ РОЛЕВОГО РЕПЕРТУАРА ПОДРОСТКА…………… 193

ГЛАВА 15. ТРЕНИНГ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ… 211

ГЛАВА 16. ТРЕНИНГ РАЗВИТИЯ СПЛОЧЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА……… 230

ГЛАВА 17. АДАПТАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ……… 249

ГЛАВА 18. ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ- ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВЛЕЧЕНИЕ: ЯЗЫК

ЖЕСТОВ В ТАНЦЕ…………………………………………………………………………………… 257

ГЛАВА 19. КАКУЮ КНИГУ НЕ НАДО ЧИТАТЬ НАЧИНАЮЩЕМУ ТРЕНЕРУ……………… 268

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………………274

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 2………………………………………………………………………… 274

Конструктивные и неконструктивные средства при переговорах (по Р. Фишеру и У. Юри)…… 274

15 общих рекомендаций по управлению конфликтом……………………………………………… 275

Вопросы для группового обсуждения на тренинге разрешения конфликтов……………………… 276

Рекомендации для решения конфликта через сотрудничество…………………………………… 276

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 3………………………………………………………………………… 277

Опросник К. Вилсона………………………………………………………………………………… 277

Мотивация и духовный настрой коллектива……………………………………………………… 281

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВАМ 4-6……………………………………………………………………… 283

Основные командные роли по классификации Р. М. Белбина……………………………………… 283

Опросник Р. М. Белбина на определение командных ролей………………………………………… 284

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 5…………………………………………………………………………… 288

Сравнительный анализ рисунков, сделанных участниками в начале и в конце тренинга

командообразования …………………………………………………………………………………288

Анкета по оценке основных параметров работы в команде………………………………………… 289

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 6…………………………………………………………………………… 291

Игра «Ярмарка обмена»………………………………………………………………………………… 291

Технология отказа в просьбе…………………………………………………………………………… 292

Типы манипуляций и способы защиты от них………………………………………………………… 292

Функции и исследовательские задачи каждой «шляпы»……………………………………………… 294

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 7………………………………………………………………………………296

Тест самомониторинга…………………………………………………………………………………… 296

Шкала измерения тактик самопрезентации (С. Ли, Б. Куигли и др.)………………………………… 299

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 8……………………………………………………………………………… 299

Характеристика продукта………………………………………………………………………………… 302

Техника «Свойство — выгода»…………………………………………………………………………… 302

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 10………………………………………………………………………………303

Методика «Критерии оценки информативности речи»………………………………………………… 303

Методика «Критерии оценки убеждающей речи»……………………………………………………… 304

Методика «Самоанализ выступления»…………………………………………………………………… 305

Шкала «Способность к публичному выступлению»…………………………………………………… 306

Анкета по оценке содержания тренинга межкультурных коммуникаций (авторская разработка

С. 3. Гуриевой)………………………………………………………………………………………… 308

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 11……………………………………………………………………………… 308

Карта «Культурных ассоциаций»……………………………………………………………………………308 ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 12…………………………………………………………………………………309 Тест культурно-ценностных ориентации……………………………………………………………………309

Методика «Показатели индивидуализма — коллективизма» (ПИК)………………………………………313 Тест «Маскулинность—фемининность» (BSRI)…………………………………………………………… 318

Методика «Интолерантность — толерантность» (ИНТОЛ)……………………………………………… 320

Шкала «Толерантность к двусмысленности »………………………………………………………………322

Методика «Толерантность к неопределенности»……………………………………………………………325

Методика «Культура делового общения» ………………………………………………………………… 332

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 13……………………………………………………………………………… 338

Анкета обратной связи (авторская разработка Г. Л. Бардиер)…………………………………………… 338

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 14……………………………………………………………………………… 338

Типичные ситуации и роли, выделяемые подростками……………………………………………………338

Бланк для работы участника в упражнении «Фильм о моей жизни»…………………………………… 340 ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 15……………………………………………………………………………… 340

Семейный тест отношений. Модифицированный вариант……………………………………………… 340 Примерный перечень того, что должны делать дети по обслуживанию себя и близких……………… 344

Дети учатся тому, что видят в своей жизни……………………………………………………………… 345 Анкета обратной связи (авторская разработка Т. Н. Чикер и Т. В. Скляровой)……………………… 346

Шаги беспроигрышного решения конфликтов (по Т. Гордону)………………………………………… 346

Биографический опросник (BiV)…………………………………………………………………………… 347

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 16……………………………………………………………………………… 347

Анкета обратной связи (авторская разработка Т. Б. Горшечниковой)………………………………… 366

Авторские (Т. Б. Горшечникова) упражнения, предлагаемые для тренинга сплоченности………… 367

ОТ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

Желание написать эту книгу возникло у авторов, в большинстве своем сотрудников и выпускников факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, в связи с накоплен­ным опытом в области тренинга и постоянной работой с группами различной направленности. Эта работа осуществляется как в учеб­ных целях — при подготовке будущих психологов и тренеров, так и на практике — при решении конкретных проблем реальных орга­низаций и индивидуальных клиентов. Почти все авторы программ являются не только ведущими различных групп, но и занимаются методической подготовкой психологов, выбирающих работу в этой области практической психологии. На наш взгляд, кроме желания поделиться своим опытом, написание такой книги связано с безу­словной необходимостью подведения некоторых итогов тренинговой работы в нашей стране. Ситуация «захвата» различными тре­нингами современного психологического рынка и мода на них породили, к нашему великому сожалению, большое количество не­качественных услуг.

Книга предназначена для профессионалов, которые уже ведут тренинги, но, тем не менее, испытывают потребность в обращении к опыту своих коллег и новом осмыслении уже известного в области тренинга, а также в поиске идей по построению собственных моди­фицированных авторских программ. Поэтому все программы тре­нингов носят концептуальный авторский характер.

Мы не ставили своей целью представить подробные пошаговые процедуры тренинга с микродизайном и доскональным представ­лением дискуссий, игр, упражнений и психогимнастик, так как опытный тренер всегда поймет, чем конкретно должна быть напол­нена предлагаемая и реализуемая им программа. Вопросы реального воплощения программы всегда можно легко решить, исходя из ее идеи и концепции, а также понимания того, как технически осу­ществляются поставленные в тренинге цель и задачи. Каждая программа построена на основании теоретической базы и общей методологической стратегии, которые близки автору как специалисту в той области деятельности, которую он представляет.

Большинство представленных программ тренингов направлены на отработку умений и получение знаний в области социального взаимодействия в различных сферах жизни — начиная с межлично­стного и профессионального, которое осуществляется в семье, в группах, в командах, в организациях и заканчивая межкультуральным. Последний аспект особенно актуален и важен для современ­ного общества и многих организаций, проходящих путь взаимной адаптации различных культур в бизнесе. Большинство программ отражают бихевиоральный подход к тренингам, когда психологи­ческий анализ касается преимущественно поведенческих умений, а не глубинных личностных характеристик. Исключение составля­ет тренинг, ориентированный на преодоление внутриличностных, межличностных и социальных причин и последствий агрессии.

Материалы книги не исчерпывают всех разработок сотрудников факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета (например, в книге отсутствует такая широко извест­ная базовая программа тренинга коммуникативной компетентно­сти, которая, на наш взгляд, являясь основой для бихевиоральных тренингов, очень хорошо известна и неоднократно представлена в психологической литературе). Однако, по нашему мнению, содер­жание книги вполне отражает огромный и глубокий вклад кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета в развитие прикладных исследований в области груп­повой и индивидуальной психологической работы, а также эффек­тивного взаимодействия с руководством и персоналом самых раз­личных организаций.

От всей души благодарю всех без исключения авторов книги — моих друзей и коллег — за отклик на призыв о ее создании и за тер­пение, связанное с довольно длительным временем ее редактирова­ния. Надеюсь, что наш общий труд принесет реальную пользу и по­дарит удовольствие от работы не только создателям книги, но и ее читателям.

Научный редактор книги — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии СПбГУ Вера Александровна Чикер

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ КНИГИ

Чикер Вера Александровна — кандидат психологических наук, до­цент кафедры социальной психологии СПбГУ (научная редакция, введение, главы 2, 3, 4, 5, 7, 19).

Капустина Александра Николаевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии СПбГУ (глава 1).

Захарова Александра Михайловна — кандидат филологических наук, бизнес-тренер (глава 5).

Водопьянова Наталия Евгеньевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического обеспечения профессио­нальной деятельности СПбГУ (глава 6).

Пикулева Оксана Анатольевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры экономики и управления Межотраслевого инсти­тута повышения квалификации руководящих кадров при Санкт-Петербургском государственном инженерно-экономическом уни­верситете (глава 7).

Гаврилко Татьяна Николаевна — кандидат психологических наук, бизнес-тренер (глава 8).

Курбатова Татьяна Николаевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры поведения СПбГУ (глава 9).

Почебут Людмила Георгиевна — доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии СПбГУ (главы 10,12).

Гуриева Светлана Дзахотовна — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии СПбГУ (глава 11).

Бардиер Галина Леонидовна — кандидат психологических наук, психолог Гуманитарного политологического Центра «Стратегия» СПбГУ (глава 13).

Яничева Татьяна Гелиевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии СПбГУ (глава 14).

Березников Андрей Александрович — заместитель директора НОУ ДО «Архитектура Будущего» (глава 14).

Чикер Татьяна Николаевна — педагог-психолог высшей катего­рии Центра психолого-медико-социального сопровождения Фрун­зенского района Санкт-Петербурга (глава 15).

Склярова Татьяна Васильевна — педагог-психолог высшей кате­гории Центра психолого-медико-социального сопровождения Фрунзенского района Санкт-Петербурга (глава 15).

Горшечникова Татьяна Борисовна — психолог Центра психолого-медико-социального сопровождения, старший преподаватель кафедры социальных и гуманитарных дисциплин Старооскольского Филиала Воронежского Государственного университета (глава 16).

Сафонова Марина Вадимовна — кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Красноярского государ­ственного педагогического университета (глава 17).

Пилипчевская Наталья Викторовна — старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Красноярского государственно­го педагогического университета (глава 17).

Мостицкая Татьяна Альбертовна — кандидат психологических наук, специалист по танцедвигательной терапии и лечебной физ­культуре, г. Кисловодск (глава 18).

Глава 1

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Понятие «эффективный руководитель» (менеджер) соответству­ет, как отмечал Р. Л. Кричевский, пониманию того, что руководи­тель считается эффективным, если возглавляемая им организация имеет высокие показатели по психологическим и непсихологиче­ским критериям организационной эффективности (4). Не рассмат­ривая показатели непсихологической эффективности деятельнос­ти организации, коснемся проблемы психологических, а точнее, личностных особенностей руководителя, обеспечивающих эффек­тивность его управленческой деятельности.

Эти особенности необычайно многообразны. Классификация М. Шоу предполагает рассмотрение личности руководителя по трем основным личностным «блокам»: биографические характеристики, способности, черты личности (4). Биографические характеристики ка­саются, прежде всего, таких категорий, как возраст, пол, образование. Л. Якокка отмечает, что возраст — это во многом опыт, то есть не толь­ко природная, но и, в значительной степени социально-психологичес­кая характеристика личности (9). Однако не только зрелый возраст, а значит, и опыт дает возможность человеку рассчитывать на высокую Должность в организационной структуре. Существует множество при­меров великолепно работающих менеджеров очень молодого возрас­та. Следует отметить, что связь возраста с эффективностью управле­ния зависит от такой характеристики, как зрелость личности. А. Маслоу отмечает, что зрелость личности может быть сформирована в двух воз­растных периодах: от 19 до 35 лет и от 35 до 60 лет.

Другая биографическая характеристика личности руководителя— пол — особенно подвержена сильному влиянию социальных факторов. Последние исследования гендерного поведения, множе­ства фактов предпринимательской, политической деятельности че­ловека показывают все возрастающую роль женщины-менеджера в эффективном руководстве (2). И все же, по официальной статисти­ке, процент женщин-руководителей сравнительно с представитель­ством мужчин на высоких постах, невысок. В целом можно сказать, что вопрос о половых различиях в контексте проблемы эффектив­ного руководства основывается, прежде всего, на поло-ролевых сте­реотипах, которые постепенно разрушаются под воздействием со­циальных реалий.

Образование, в отличие от предыдущих биографических характе­ристик, не нуждается в особом анализе, так как профессиональные знания являются чрезвычайно важной составляющей управленче­ской деятельности. Отмечается необходимость обладания менедже­рами разнообразными знаниями не только в области управления и бизнеса, не только владения иностранными языками, но и психо­логическими умениями, знаниями в области культуры и искусства. То есть необходимо быть широко образованным человеком и иметь высокий уровень культуры (1—9).

Наряду с биографическими параметрами обязательно рассмат­риваются личностные характеристики руководителя, а именно спо­собности. Среди них выделяют, прежде всего, интеллект, как совокупность всех познавательных функций человека (1). Боль­шинство эмпирических исследований показывают устойчивую вза­имосвязь эффективности руководства и уровня интеллекта, в том числе, по терминологии Б. М. Теплова, и его практического ком­понента.

Проявление других способностей человека связано с его управ­ленческой деятельностью, менеджерскими функциями и в первую очередь с чертами личности и индивидуальными особенностями, то есть со структурой личности. В структуре личности руководителя особо выделяются социально-психологические качества: выражен­ная склонность к лидерству, общительность, независимость и само­стоятельность, уверенность в себе и своих силах, ответственность, гибкость и пластичность как в общении, так и в принятии реше­ний, предприимчивость, склонность к разумному риску, эмоцио­нальная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность.

Выявлению и формированию указанных социально-психологи­ческих качеств в немалой степени может способствовать социаль­но-психологический тренинг, концепцию которого мы предлагаем.

Безусловно, эти качества формируются, прежде всего, в непосред­ственной деятельности менеджера, а также в целенаправленном научении и усвоении специальных управленческих умений и знаний. Итак, основой современного эффективного менеджмента явля­ется личность руководителя, ее психологические составляющие в сочетании с управленческими знаниями и умениями, а также с вы­полнением менеджерских функций, обусловленных организацион­ной спецификой предприятия.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. *для поиска книг используйте стандартный поиск word (35)

    Литература
    Адрес: Украина, г. Харьков, ст.м. Советская, ул. Квитки-Основьяненко 4/6 (рядом с Органным залом)Телефон/факс: (057) 731-17-58  e-mail: ln@kharkov.net  Сайт: .
  2. *для поиска книг используйте стандартный поиск word (24)

    Литература
    Адрес: Украина, г. Харьков, ст.м. Советская, ул. Квитки-Основьяненко 4/6 (рядом с Органным залом)Телефон/факс: (057) 731-17-58  e-mail: ln@kharkov.net  Сайт: .
  3. Руководство для медсестер

    Руководство
    Руководство для медсестер, осуществляющих медсестринское консультирование в целях формирования доверительных отношений с низкомотивированными пациентами, нуждающимися в ВААРТ.
  4. Руководство для врачей (2)

    Руководство
    ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ НА РАБОТУ И ПЕРИОДИЧЕСКИМ МЕДИЦИНСКИМ ОСМОТРАМ НА ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПЕРЕДАВАЕМЫЕ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ, ПАРАЗИТАРНЫЕ И ЗАРАЗНЫЕ КОЖНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
  5. Руководство для корпоративного Макиавелли 1

    Руководство
    Пройдя хитросплетения корпоративных интриг и кажущуюся упрощенность улицы; избегая набоковских претензий отставных полковников и наигранных эскапад с претензиями на объективность полубогемных телеведущих; поняв принципы Дарвина и Андропова;

Другие похожие документы..