Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
безотходной переработки широкого класса ТБПО и решения на этой основе задачи санитарной очистки городских и прилегающих территорий и вновь возникающи...полностью>>
'Лекции'
Социальное прогнозирование как разновидность социального проектирования или как социальная прогностика возникла в 20–30-е гг. XX в. Это было связано ...полностью>>
'Документ'
Нормативный срок освоения основных образовательных программ подготовки инженера в рамках направления подготовки дипломированного специалиста "Эн...полностью>>
'Документ'
Новая часть будет даваться посредством «впечатлений», поскольку моя задача ещё не завершена и предстоит публикация ещё одной серии трактатов, связующ...полностью>>

«Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

«Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

доцент Е.Ю. Промоторова

Курс подготовки «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» в блоке обще-профессиональных дисциплин занимает центральное место и является методологической основой современной биологии. «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» преподается в течение 1 семестра на первом курсе.

На изучение курса отводится 72 часа (из них: на ОДО – 18 лекционных и 18 часов (ОДО- семинарских занятий. Для самостоятельной работы по дисциплине отводится 36 часов на (ОДО). Изучение данной дисциплины заканчивается зачетом. Выполнение контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ не предусмотрено. По данной дисциплине вопросы на государственную аттестацию не выносятся.

Вопросы к коллоквиумам

Коллоквиум 1.

Назовите особенности развития детей в разные возрастные периоды:

а) единство организма и окружающей среды, их взаимосвязь;

б) внутренняя среда организма, гомеостаз и регуляция функции в организме;

в) понятие роста и развития;

г) возрастная периодизация;

д) рост и пропорции тела в разных этапах развития;

е) оценка физического развития детей и подростков;

ж) возрастные особенности второй сигнальной системы.

Коллоквиум 2

1. Что представляет собой половое созревание?:

а) назовите стадии полового созревания;

б) назовите особенности развития систем организма в подростковый и юношеский периоды;

в) перечислите заболевания, передающиеся половым путем, какие мероприятия необходимо принимать для их профилактики;

г) что такое СПИД, перечислите способы передачи данного заболевания, какие мероприятия необходимо принимать для профилактики СПИДа?

д) что такое семья, какие бывают семьи в обществе?

е) какие знаете периоды развития человека?

Коллоквиум 3

1. В чем заключается профилактика вредных привычек?:

а) какие показатели включает здоровье человека?

б) какой вред оказывает курение на организм человека?

в) какой вред оказывает алкоголь на здоровье детей и подростков?

г) какое оказывает влияние наркотические вещества на растущий организм?

д) какая связь существует между наследственностью и вредными привычками?

*- Содержание текущего промежуточного контроля и методические yказания к его выполнению приведены в приложении № 4 YМК

Перечень примерных вопросов к зачету

  1. Расскажите о строении и возрастных особенностях опорно-двигательной системы.

  2. Расскажите о работе мышц, утомляемости мышц и возрастных особенностях координации движений.

  3. Расскажите о строении и возрастных особенностей сердечно-сосудистой системы.

  4. Расскажите о строении и возрастных особенностей дыхательной системы.

  5. Расскажите о строении и возрастных особенностей нервной системы

  6. Расскажите о возрастных особенностях выделительной системы.

  7. Расскажите о возрастных особенностях и строении половой системы.

  8. Каков механизм деятельности процессов возбуждения, торможения?

  9. В чем заключается рефлекторная деятельность мозга?

  10. Назовите основные функции анализаторов.

  11. Какие возрастные изменения происходят в пищеварительной системе детей и подростков?

  12. В чем разница между первой и второй сигнальной системой действительности?

  13. В чем заключается разница, между безусловно-, и условно-рефлекторной деятельности мозга?

  14. Что такой биологический ритм основных систем организма человека?

Примерная тематика рефератов

1.Основные вехи истории развития анатомии, физиологии и гигиены

2.Ученые, внесшие вклад в развитие возрастной анатомии, физиологии и гигиены.

3.Биоритмы различных систем организма в возрастном аспекте.

4.Режим и качество воспитания детей и подростков.

5.Внутриутробное развитие ребенка. Особенности полового созревания.

6.Здоровье человека и методы его укрепления.

7.Профилактика вредных привычек.

8.Типы высшей нервной деятельности и поведенческие реакции.

9.Возрастная периодизация.

Методика проведения контрольных мероприятий

Цель данных методических указаний интенсифицировать процесс усвоения учебного материала по «Возрастной анатомии и физиологии», выработать четкость изложения знаний, умение актуализировать, обобщить, проводить сравнения и умозаключения.

Освоения учебного материала осуществляется в трех направлениях:

  • аудиторные занятия;

  • самостоятельная работа;

  • коллоквиумы, зачеты, экзамены.

План самостоятельной работы:

  • уяснить сущность вопроса;

  • определить главные положения;

  • переработать лекционный конспект и внести в него дополнения из учебников;

  • просмотреть иллюстрирующий учебный материал рисунки, схемы, графики;

  • сделать краткую запись в виде плана, таблицы, схемы;

  • выписать в словарь новые термины.

Форма отчетности - оформление реферата.

Работа над рефератом.

Реферат – краткое изложение в письменной форме или в форме публичного доклада содержания научных трудов, периодической литературы по определенной теме.

Цель написания – научиться самостоятельно отбирать, анализировать и обобщить материал, выявить общие закономерности биологических процессов.

Для написания реферата необходимо:

  • выбрать тему;

  • используя список рекомендуемой литературы;

  • подобрать необходимые источники (монографии, сборники, периодику);

  • составить план реферата;

  • сделать литературный обзор материала и написать конспект;

  • проиллюстрировать работу схемами, таблицами, графиками;

  • сделать выводы, выразив свое отношение к изученной проблеме;

  • оформить реферат согласно требованиям ГОСТа;

  • учитывая замечания преподавателя, внести исправления;

  • представить прорецензированную работу к защите и сдать преподавателю.

Работа с литературными источниками.

  1. Ознакомиться с имеющимися в библиотеке систематическими, алфавитными, предметными каталогами.

  2. В первую очередь изучить педагогическую, методическую, научную, периодическую литературу, содержащую теоретические основы проблемы. Затем познакомиться с литературными источниками, раскрывающими более узкие и частные вопросы.

  3. Детально проработать публикации (если таковые есть) преподавателей кафедры посвященной данной теме.

  4. Составить собственную библиографическую картотеку.

Работа при подготовке к коллоквиуму, зачету, экзамену.

  1. Внимательно прочитать вопрос.

  2. Составить план и при необходимости конспект вопроса.

  3. Вспомнить основные термины, понятия, закономерности и законы по теме.

  4. Найти соответствующие наглядные пособия (таблицы, схемы, микро- и макропрепараты и т. д.) , имеющиеся в учебном кабинете.

  5. Подтвердить ответ схематическими рисунками и примерами.

6. Сделать Доклад на практических и специальных тематических занятиях.

7. Использовать материал в школе, на уроке или внеклассных мероприятиях.

Рекомендуемая литература

Основная:

  1. Агаджанян Н.А. и др. Физиология человека. -М.: Медицинская книга Н.Новгород:

Издательство НГМА, 2003.-528 с. (стр. 113-114).

  1. Аизман Р.И., Ширшова В.М.. Избранные лекции по возрастной физиологии и школьной гигиене: Учеб. пособие.- Новосибирск. Сиб. унив. изд-во, 2002.-138 с.

  2. Антонова О. А. Возрастная анатомия и физиология: Пособие для сдачи экзамена.- М.: Высшее образование, 2006.- 192 с.

  3. Безруких М.М., Фарбер Д.А., Сонькин В.Д. Возрастная физиология. М.: Aсademia, 2000-416 с.

  4. Сапин М.Р., Брыскина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учебн. пособие для студ. вузов.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 456 с: ил.

  5. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека:Учебник для студентов образовательных учреждений.-М: Издат. центр. «Академия», 2005.-384 с.

  6. Ильин Ф. Е. «Возрастная физиология и школьная гигиена».- Учебное пособие.- Тобольск 1999.- 100 с.

Дополнительная

  1. Великанова Л.К. Физиологические основы психологии.- Новосибирск: НГПУ, 2000.- 74.

  2. Губарева Л. И. Экология человека: Практикум для вузов.- М.: Изд. ВЛАДОС, 2005.- 112с.

  3. Дубровинская Н.В. , Фарбер Д.А, Безруких М. Психофизиология ребенка. - М.: Владос, 2000.- 144 с

  4. Физиологические основы здоровья / Под ред. Р.И. Аизмана, А.Я. Герпер.- Новосибирск: Лада, 2002.-522 с.

  5. Ильин Ф.Е., Даринский Ю.А. Физиология человека и животных: Учебно-методический комплекс.- Тобольск: ТГПИ им Д.И.Менделеева, 2004.-50 с.

  6. Ильин Ф.Е., Трошина А.И., Промоторова Е.Ю., Алемасова Н.В. Выполнение выпускных квалификационных, курсовых и контрольных работ по биологии: Методическое пособие.- Тобольск: ТГПИ им Д.И.Менделеева, 2007.-96 с.

Литература к лабораторным занятиям

1. Батуев А.С., Никитина И.П., Журавлев В.Л., Соколова Н.Н. Малый практикум по физиологии человека и животных: Учебн. пособие / Под ред. А.С. Батуева.- СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2001.- 348 с.

2. Ильин Ф.Е., Даринский Ю.А. Общая возрастная физиология. Руководство к лабораторно-практическим работам.- С-Пб.- Изд-во РГПУ Им Герцена.- 2004.- 126 с.

3.. Практикум по психофизиологической диагностике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 128 с.

4. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учебное пособие /Н. Н. Алипов и др.- М.: Изд. Центр: «Академия».- 2005.- 336 с.

График контроля за самостоятельной работой студентов

по возрастной анатомии, физиологии и гигиене

в 1 семестре 2008 –2009 уч. года

Неделя

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

1.

Подготовка доклада на тему: «Онто-и филогенез

10.09.08. в 14.00 ауд. 39

Подготовка реферата на тему: «Анализаторы»

8.10.08. в 14.00ауд. 39

Подготовка к коллоквиуму на тему: «Строение скелета человека»

5.11.08. в 14.00 ауд. 39

Подготовка сообщений на тему: «Оценка здоровья детей и подростков»

3.12.08. в 14.00 ауд. 39

2

Подготовка сообщений на тему: «Наследствен

ные заболевания»

17.09.08. в 14.00 ауд. 39

Подготовка к коллоквиуму на тему: «Обмен веществ»

15.10.08. в 1.00ауд. 39

Подготовка реферата на тему: «Строение головного мозга»

12.11.08. в 14.00 ауд. 39

Опрос на тему: «Методы оценки физического развития»

10.12.08. в 14.00 ауд. 39

3

Подготовка реферата на тему: «Влияние абиотических и антропогенных факторов на организм человека»

24.09.07. в 14.00 ауд. 39

Опрос на тему: «Адаптация»

22.10.08. в 14.00ауд. 39

Подготовка доклада на тему: «Высшая нервная деятельность детей и подростков»

19.11.08. в 14.00ауд. 39

Тестирование

17.12.08. в 14.00 ауд. 39

15.12.07. в 14.00 ауд. 39

4.

01.10.08. в 14.00 ауд. 39

Подготовка сообщений на тему: Оценка состояния обмена веществ и энергии человека

29.10.08. в 14.00ауд. 39

Опрос на тему: Типы высшей нервной деятельности

26.11.08. в 14.00ауд. 39

Тестирование

24.12.08. в 14.00 ауд. 39

22.12.07. в 14.00 ауд. 39



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебник по курсу "Возрастная анатомия, физиология и гигиена"

    Учебник
    Григорьева Ольга Витальевна – доцент кафедры «Психологии» Института экономики, управления и права с 2002 года. Является автором 38 опубликованных научных обзоров и статей.
  2. План: Предмет и задачи возрастной анатомии, физиологии и гигиены. Значение возрастной анатомии и физиологии для логопедов. История развития

    Лекция
    1. Анатомия – это наука о форме и строении живых организмов, в частности строение человеческого тела, его органов. Название «анатомия» происходит от греческого слова anatome – рассечение, расчленение, что указывает на один из основных
  3. Рабочая программа Курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Специальность 030600 Технология и предпринимательство Выписка из учебного плана

    Рабочая программа курса
    1. Рабочая программа дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» соответствует ГОС ОПД.Ф.05. по специальности 03.06.00 – «Технология и предпринимательство» и составлена согласно «Требованиям к уровню подготовки выпускника»
  4. Рабочая программа учебная дисциплина Возрастная анатомия и физиология (наименование)

    Рабочая программа
    Закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация. Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза.
  5. Методические рекомендации к занятиям по курсам «Анатомия», «Физиология»

    Методические рекомендации
    Теоретическая, функциональная, возрастная и динамическая анатомия систем исполнения (скелета и мышц), обеспечения (пищеварительной, дыхательной, выделительной,

Другие похожие документы..