Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Рабочая программа учебной дисциплины «Методика развития детского изобразительного творчества» Специальность
Практическое занятие
Отработка умений демонстрировать детям этапы лепки несложных предметных изображений.
Поэтапное выделение методов и приемов в структуре отдельных занятий для младших дошкольников.
Тема 3.2. Обучение лепке детей среднего дошкольного возраста
Студент должен: иметь представление:
• об особенностях организации и проведения занятий лепкой с детьми 4-5 лет;
знать:
цели, задачи, содержание, примерную тематику занятий лепкой с детьми 4-5 лет;
методы, приемы обучения и развития творчества на занятиях лепкой;
особенности пластических изображений, создаваемых детьми 4-5 лет;
специфику организации и проведения занятий лепкой с детьми 4-5 лет;
уметь:
планировать систему работы с детьми 4-5 лет по лепке;
определять содержание и методы работы с детьми 4-5 лет на занятиях лепкой;
• выполнять работу над пластической формой последовательно,
грамотно показывать и объяснять действия.
Особенности пластической формы, создаваемой детьми средней группы. Последовательное усложнение программного материала на основе знаний, умений, навыков, приобретенных в предыдущих группах. Примерная тематика занятий.
Развитие эстетического восприятия формы, симметрии, пропорций, чувства ритма. Передача выразительности. Подведение к передаче сюжета. Обучение новым техническим приемам лепки.
Обучение детей умению воспринимать предметы (видеть основную форму, пропорции, детали). Использование частичного показа приемов и способов лепки с опорой на опыт детей. Использование игровых приемов и художественного слова. Поощрение творчества и самостоятельности. Обучение умению анализировать свои работы, работы других детей.
Практическое занятие
Отработка методики показа этапов и новых приемов лепки на примере 2-3
изображений.
Разработка содержания отдельных занятий по лепке с детьми средней группы. Составление моделей занятий.
Тема 3.3. Обучение лепке детей старшего дошкольного возраста. Значение занятий по лепке в подготовке детей к школе
Студент должен: ,
иметь представление:
• об особенностях организации и проведения занятий по лепке с детьми 5-6 и 6-7 лет;
знать:
цели, задачи, содержание, примерную тематику занятий лепкой с детьми 5-6 и 6-7 лет;
особенности пластической формы, создаваемой детьми 5-6 и 6-7 лет;
особенности организации и проведения занятий по лепке с детьми 5-6 и 6-7 лет;
методы, приемы обучения и развития изобразительного творчества на занятиях
лепкой;
критерии оценки детских работ;
значение занятий лепкой в подготовке к школе;
уметь:
планировать систему работы с детьми 5-6 и 6-7 лет по лепке;
определять содержание, формы и методы работы с детьми 5-6 и 6-7 лет на
занятиях лепкой;грамотно организовывать восприятие и анализ предметов, используемых в качестве
наглядного материала на занятиях;руководить коллективными, творческими работами.
Особенности пластической формы, создаваемой детьми старшего дошкольного возраста.
Изображение предметов более сложного строения с передачей особенностей формы, относительной величины, пропорций, характерных особенностей. Обучение лепке с натуры с передачей характерного и индивидуального в предмете. Создание сюжетных композиций. Передача движения, поиск выразительности. Усложнение технических приемов лепки. Более высокие требования к качеству лепки (прочность соединения, устойчивость положения).
Декоративная лепка с использованием различных приемов и способов. Лепка по мотивам народной игрушки, керамических изделий декоративного искусства.
Использование в работе разнообразных приемов украшения объемных форм. Последовательное прохождение программного материала. Совершенствование техники лепки.
Раздел 4. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АППЛИКАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тема 4.1. Аппликация в дошкольных учреждениях. Методика обучения аппликации на занятиях с детьми 3-4 лет
Студент должен:
иметь представление:
о теоретических основах аппликации как вида декоративно-прикладного искусства;
о психолого-педагогических основах обучения детей дошкольного возраста аппликации;
знать:
виды аппликации, оборудование и материалы;
цели, задачи, содержание обучения аппликации на занятиях с
детьми 3-4 лет;особенности организации и методику проведения занятий с детьми 3-4 лет;
технику безопасности работы с материалами и оборудованием на занятиях
аппликацией;
уметь:
определять содержание, методы и приемы работы с детьми разного возраста на
занятиях аппликацией;последовательно объяснять и выполнять аппликативную работу;
аргументировано оценивать детские работы;
организовывать занятия аппликацией с детьми 3-4 лет.
Аппликация как вид народного декоративно-прикладного искусства, ее своеобразие и
эстетические достоинства. Задачи, содержание и особенности занятий аппликацией с детьми дошкольного возраста. Приемы аппликации (вырезание, выкладывание форм, наклеивание). Техника безопасности.
Требования к аппликационному образцу и показу приемов работы. Анализ готовых образцов и детских работ. Методические приемы, используемые на занятиях. Коллективные работы детей. Развитие детского творчества на занятиях аппликацией.
Аппликация в младшей группе.
Особенности аппликационных работ детей 3-4 лет. Программные задачи.
Последовательное усложнение программного содержания. Составление изображения предметов, состоящих из 2-3 частей. Использование готовых форм. Выполнение декоративных работ из геометрических и растительных форм на бумаге разной формы (полоса, круг, квадрат, силуэты различных предметов). Развитие у детей чувства цвета, ритма, симметрии. Обучение приемам выкладывания и наклеивания элементов на бумаге.
Особенности руководства на занятиях аппликацией с детьми 3-4 лет (организация восприятия предметов, игрушек, картинок: показ способов выкладывания и наклеивания).
Практическое занятие
Упражнения в демонстрации приемов раскладывания, наклеивания готовых форм. Рассматривание и анализ изображаемых предметов, детских аппликационных работ. Разработка содержания занятий по аппликации с детьми 3-4 лет.
Тема 4.2. Методика обучения аппликации на занятиях
с детьми 4-5 лет
Студент должен:
иметь представление:
об особенностях организации и проведения занятий аппликацией с детьми 4-5 лет;
знать:
цели, задачи, программное содержание, примерную тематику занятий
аппликацией с детьми 4-5 лет;специфику организации и проведения занятий аппликацией с детьми 4-5
лет;
методы и приемы обучения аппликации детей 4-5 лет;
технику безопасности при работе с материалами и оборудованием;
уметь:
планировать систему работы по аппликации с детьми 4-5 лет; грамотно использовать технику работы ножницами; выбирать натуру и демонстрационный материал.
Особенности аппликационных работ детей 4-5 лет.
Программные задачи. Последовательное усложнение программного содержания. Усложнение в изображении предметов, передача более сложного строения. Расширение знаний о форме предметов. Развитие пространственных представлений. Усвоение знаний о цвете и оттенках.
Выполнение декоративных работ с использованием геометрических и растительных форм на бумаге разной формы.
Выполнение аппликации по мотивам русского народного декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушек и др.
Развитие композиционных навыков.
Освоение техники работы ножницами: правильно держать и пользоваться, резать бумагу по прямой линии, делать косые срезы, вырезать предметы округлой формы.
Сюжетная аппликация. Выполнение коллективных работ. Методы и приемы обучения в работе с детьми среднего дошкольного возраста.
Особенности руководства на занятиях аппликацией с детьми 4-5 лет. Упражнения и игровые приемы обучения.
Практическое занятие
Упражнения в демонстрации различных приемов вырезания, используемых на занятиях аппликацией с детьми 4-5 лет.
Отработка умения правильно организовывать и проводить обследование изображаемого предмета.
Разработка содержания разных видов занятий аппликацией с детьми 4-5 лет.
Тема 4.3. Методика обучения аппликации и развития изобразительного творчества на занятиях с детьми 5-6 и 6-7 лет
Студент должен:
иметь представление:
• об особенностях организации и проведения занятий аппликацией с детьми 5-6 и 6-
7 лет;
знать:
цели, задачи, содержание, примерную тематику занятий аппликацией с детьми 5-6
и 6-7 лет;специфику организации и проведения занятий аппликацией с детьми 5-6 и 6-7
лет;методы и приемы обучения аппликации детей 5-6 и 6-7 лет;
пути и методы развития изобразительного творчества на занятиях аппликацией; •
• технику безопасности при работе с ножницами;
уметь:
планировать систему работы по аппликации с детьми 5-6 и 6-7
лет;
комментировано показывать приемы вырезания и наклеивания;
изготавливать демонстрационный материал.
Особенности аппликационных работ детей 5-6 лет. Усложнение программных задач с учетом возрастных особенностей детей, приобретенных знаний и умений. Формирование знаний о форме предметов, их величине, пропорциях. Умение видеть конструкцию предметов и некоторых особенностей, имеющих значение в аппликации.
Выполнение аппликации с натуры и по представлению.
Создание сюжетно-тематических композиций. Выполнение коллективных работ.
Составление узоров на бумаге разной формы и величины. Аппликационные работы по мотивам русского народного декоративно-прикладного искусства: дымковской игрушки, гжельской посуды, городецких предметов быта, игрушек, жостовских подносов, хохломской посуды.
Усложнение техники вырезания: обучение симметричному вырезанию из бумаги, сложенной в несколько раз - гармошкой; силуэтному вырезанию без предварительной прорисовки линии контура; обрывание.
Знакомство с техникой аппликации из засушенных растений.
Полный и частичный показ способов выполнения аппликации. Активизация детей в процессе анализа изображаемого предмета, показа способов выполнения (опора на опыт детей). Организация индивидуальной работы детей.
Особенности использования натуры, иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства, образцов в зависимости от вида и цели работы.
Особенности методики аппликации с натуры, по представлению, по замыслу. Руководство коллективными работами.
Использование дидактических игр и упражнений.
Роль анализа детских работ в обучении видеть удачное, выразительное, замечать ошибки, объяснять их причину.
Практическое занятие
Отработка умения правильно организовывать и проводить обследование предмета с учетом особенностей, которые важны для его аппликационного изображения (форма, величина, пропорции, конструкция, силуэтная (контурная) линия, характерные детали, цвет и др.).
Упражнения в демонстрации различных приемов вырезания.
Отработка умения проводить занятия по созданию коллективных композиций.
Тема 4.4. Значение занятий аппликацией в подготовке детей к
школе
Студент должен:
иметь представление:
об особенностях организации и проведения работы по подготовке детей к школе на занятиях аппликацией;
знать:
цели, задачи, содержание работы с детьми на занятиях аппликацией по подготовке
к школе;психолого-педагогические основы организации и проведения занятий аппликацией
с детьми 5-6 и 6-7 лет;специфику методики работы с детьми 5-6 и 6-7 лет по подготовке
к школе на занятиях аппликацией;
уметь:
планировать систему работы по подготовке к школе на занятиях аппликацией;
определять содержание работы с детьми 5-6 и 6-7 лет на занятиях аппликацией с
целью подготовки к школе;соблюдать технику безопасности при работе с различными материалами и
оборудованием.
Особенности организации занятий аппликацией с детьми в подготовительной к школе группе.
Характер, выразительные особенности аппликационных работ детей 5-6 и 6-7 лет.
Роль занятий аппликацией в подготовке ребенка к школе. Усложнение задач обучения и содержания аппликационных работ.
Усложнение техники вырезания.
Методы и приемы обучения разным видам аппликации.
Самостоятельная работа
Анализ детских аппликационных работ. Отработка усложнений техники вырезания. Составление планов, конспектов отдельных занятий.
. Примерная тематика занятий. Выполнение коллективных работ. Обучение умению планировать задание, выполнять его последовательно, работать рационально. Использование на занятиях скульптуры малых форм, игрушек, предметов декоративно-прикладного искусства, иллюстративного материала. Обучение восприятию предметов с учетом тех особенностей и свойств, которые передаются в лепке.
Приемы активизации творчества детей с опорой на их знания, умения и навыки. Развитие творческих способностей на занятии и в свободное время. Подготовка к школе. Обучение умению самостоятельно анализировать произведения искусства, работы детей.
Практическое занятие.
Отработка методики формирования обобщенных способов изображения: пластический, комбинированный, ленточный.
Упражнения в декоративном оформлении вылепленных изделий (налепы, использование печаток, роспись сеткой, изменение фактуры поверхностей).
Выполнение коллективных композиций (зоопарк, летом в деревне, на ферме, зимние развлечения, спортивные игры, сказочные и литературные сюжеты и др.).
Разработка содержания отдельных занятий.
Раздел 5. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ КОНСТРУИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ
Тема 5.1. Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста на занятиях конструированием и ручным трудом
Студент должен:
иметь представление:
о психолого-педагогических и художественно-эстетических основах обучения
дошкольников конструированию и ручному труду;о своеобразии занятий конструированием и ручным трудом в до
школьном учреждении;
знать:
взаимосвязь конструирования и ручного труда с другими видами художественно-
творческой деятельности дошкольников;виды занятий по конструированию, их особенности;
цели, задачи, содержание обучения конструированию и ручному труду с учетом
возрастных особенностей детей;условия для развития конструктивного творчества детей в ДОУ;
технику безопасности при работе с различными материалами и оборудованием;
роль конструктивного творчества и ручного труда в подготовке детей к школе;
уметь:
планировать систему занятий по конструированию и ручному труду;
самостоятельно создавать наглядный и демонстрационный материалы;
организовывать конструктивную деятельность детей вне занятий;
грамотно демонстрировать приемы работы;
анализировать работы детей.
Своеобразие занятий по конструированию и ручному труду, связь их с игрой. Влияние конструктивной деятельности на развитие ребенка. Возможности творческого развития детей дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности. Развитие пространственных представлений, усвоение названий объемных фигур, деталей конструкторов, величин, направлений.
Виды занятий, содержание и методика занятий конструированием в разных возрастных группах.
Типы конструктивных занятий: по образцу и показу воспитателя; по образцу, но без показа; по чертежу или рисунку, по предложенной теме, по собственному замыслу детей.
Приемы обучения. Словесные приемы обучения (совет, анализ, сравнение и т.п.).
Конструктивная деятельность вне занятий.
Виды и особенности занятий по возрастным группам.
Психолого-педагогические и художественно-эстетические основы развития конструктивной творческой деятельности дошкольников.
Условия для развития конструктивного творчества детей. Создание художественно -эстетической развивающей среды.
Основные принципы планирования работы с детьми дошкольного возраста по конструированию и ручному труду.
Практическое занятие
Анализ поделок и сувениров, выполненных руками детей из различных материалов (бумага, картон, природный, бросовый, текстиль и др.).
Разработка планов-конспектов, методических блоков с использованием изделий и образцов, сделанных на занятиях по практическому обучению из бумаги и картона.
Деловые игры по организации и проведению конструктивных занятий с использованием бумаги, картона и других материалов.
Тема 5.2. Методика организации и проведения занятий со строительными материалами и конструктором
Студент должен:
знать:
задачи, содержание, методы обучения художественному конструированию в
разных возрастных группах;
критерии оценки объемных детских работ;
технику безопасности при работе с конструктором, крупным и мелким
строительным материалом;
уметь:
определять содержание, методы и приемы работы с различным
строительным материалом и конструктором с учетом возрастных
особенностей детей;анализировать работы детей, показывать приемы работы со строи
тельным материалом и конструктором;самостоятельно разрабатывать методические пособия, наглядные материалы для
занятий по конструированию.
Методика работы с мелким строительным материалом
Мелкий строительный материал, его особенности и виды.
Знакомство детей с деталями и их свойствами. Развитие способности группировать предметы по сходству, назначению и строению, формирование умения устанавливать зависимость конструкции от ее назначения.
Методика работы с мелким строительным материалом на занятиях и в свободное время.
Знакомство детей с деталями и их свойствами. Развитие способности группировать предметы по сходству, назначению и строению, формирование умения устанавливать зависимость конструкции от ее назначения.
Примерная тематика занятий, ее варианты, усложнение. Виды и методика проведения занятий по возрастным группам.
Методика работы с крупным строительным материалом
Ознакомление детей с деталями строительного материала, наименование деталей.
Развитие пространственных, величинных, конструктивных представлений. Овладение обобщенными способами возведения построек. Развитие творчества в работе с крупным строительным материалом.
Формирование навыков коллективной работы. Обучение планированию работы, последовательному поэтапному выполнению ее.
Методика ознакомления дошкольников с конструктором
Ознакомление дошкольников с разными видами конструкторов и их особенностями. Характеристика различных видов конструктора. Методика работы с конструктором на занятиях и в свободное время. Использование образца, показа приемов конструирования, активизация опыта и самостоятельной работы детей. Руководство работой по замыслу. Использование созданных конструкций в игровой деятельности.
Практические занятия
Ознакомление с наборами конструкторов и их анализ. Анализ детских работ и образцов по таблицам, фотографиям, схемам, видеофильмам.
Разработка планов, конспектов занятий.
Деловые игры по отработке и проведению занятий по конструированию с использованием различных видов конструкторов.
Тема 5.3. Методика организации и проведения занятий по конструированию из бумаги, картона, природного и других материалов. Ручной труд на занятиях с
детьми в дошкольных учреждениях
Студент должен:
иметь представление:
• об особенностях организации и проведения занятий по
конструированию из бумаги, картона, природного и других
материалов, по ручному труду с учетом возрастных особенностей
дошкольников;
знать:
своеобразие занятий по ручному труду и конструированию из бумаги, картона,
природного и др. материалов;виды материалов для ручного труда и приемы работы с ними;
задачи, содержание, методы и приемы проведения занятий по ручному труду и
конструированию из бумаги, картона, природного и других материалов с детьми 4-
5, 5-6 и 6-7 лет;критерии оценки детских работ;
требования по технике безопасности при работе с различными материалами,
оборудованием для ручного труда;
уметь:
определять содержание, методы и приемы работы с детьми разного возраста на
занятиях конструированием и ручным трудом;грамотно демонстрировать приемы работы с различными материалами;
разнообразно использовать выразительные средства различных материалов в
работе с детьми;создавать образцы, дидактические пособия для занятий;
аргументировано оценивать детские работы по ручному труду.
Задачи, содержание и методика проведения занятий по конструированию из бумаги и картона в среднем и старшем дошкольном возрасте. Обучение детей получению объемных форм путем складывания, сгибания, надрезания, склеивания. Методика организации и проведения занятий по изготовлению игрушек на основе полосы, складывания бумаги пополам. Изготовление игрушек по технике оригами, на основе коробочек из 9 и 16 квадратов; на основе конуса и цилиндра. Бумагопластика.
Обучение работе по готовой выкройке, по несложному чертежу, по образцу. Развитие воображения и творчества детей в процессе конструктивной деятельности с бумагой и картоном. Видовое разнообразие материалов, используемых на занятиях по конструированию для свободного творчества, их особенности. Работа с текстилем, с природным и использованными материалами.
Значение занятий по ручному труду в воспитании и обучении дошкольников. Специфика занятий. Подготовка материалов. Практическое использование продуктов ручного труда.
Активизация опыта детей, развитие самостоятельности, творческой инициативы, детской фантазии.
Практическое занятие
Анализ пособий и методических комплексов, созданных на уроках практического обучения.
Составление технологических карт.
Раздел 6. МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Тема 6.1. Изобразительное искусство как фактор развития творческой личности ребенка
Студент должен:
иметь представление:
о роли произведений изобразительного искусства в формировании творческой личности ребенка;
об особенностях организации работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства;
знать:
виды и жанры изобразительного искусства;
требования к отбору произведений для занятий с детьми дошкольного возраста; формы и методы ознакомления дошкольников с искусством; проблемы восприятия произведений изобразительного искусства детьми дошкольного возраста;
уметь:
использовать произведения изобразительного искусства для организации
художественно-эстетической среды в группах, в ДОУ, в
семье;
отбирать произведения изобразительного искусства для занятий с детьми.
Роль произведений изобразительного искусства в формировании творческой личности ребенка. Виды изобразительного искусства, используемые в работе с детьми.
Отбор художественных произведений для детей. Требования к выбору произведений (доступность содержания, доступность выразительных и изобразительных средств, воспитательная и познавательная ценность).
Формы, методы и приемы ознакомления детей с искусством (беседы, сравнительный анализ произведений, рассказы воспитателя и художников, чтение литературы по искусству для детей, экскурсии, организация музеев и выставок, музыка, художественное слово).
Проблемы восприятия произведений изобразительного искусства детьми дошкольного возраста.
Создание эстетической среды в дошкольных учреждениях. Роль взрослых в ознакомлении детей с искусством.
Самостоятельная работа
Анализ художественно-эстетической среды в базовых дошкольных учреждениях.
Тема 6.2. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства в разных возрастных
группах
Студент должен:
знать:
цели, задачи, методы ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями
изобразительного искусства в разных возрастных группах;
основы изобразительного искусства;
принципы подбора произведений изобразительного искусства с учетом
возрастных особенностей детей;
уметь:
организовывать занятия с детьми по изобразительному искусству в группе и за ее
пределами;
использовать различные формы и методы ознакомления детей с произведениями
изобразительного искусства;
составлять опорные конспекты бесед по ознакомлению детей с изобразительным
искусством;
составлять рекомендации, советы для родителей к посещению с детьми музеев,
выставок, по организации дома благоприятной художественно-творческой среды.
Виды и содержание работы по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства в разных возрастных группах. Задачи ознакомления с учетом возрастных особенностей детей. Характеристика программных требований.
Формы и методы организации работы по ознакомлению с изобразительным искусством детей разных возрастных групп.
Организация работы на занятиях и в свободное время.
Проведение комбинированных и комплексных занятий. Организация специальных выставок репродукций картин, иллюстраций произведений декоративно-прикладного искусства в группе, методическом кабинете, холлах, рекреациях, экскурсии.
Проведение экскурсий в музеях, на выставках.
Роль слова в процессе восприятия произведений искусства. Специфика рассказа воспитателя о произведениях изобразительного искусства для младших, для старших дошкольников.
Практическое занятие
Составление опорных конспектов для проведения бесед с детьми по восприятию произведений изобразительного искусства (студенты подбирают репродукции, открытки, иллюстрации, скульптуру малых форм, произведения декоративно-прикладного искусства с учетом программы и той возрастной группы, в которой работают на практике в детском саду).
Отработка умений правильно организовать процесс восприятия произведения детьми («Деловая игра» по составленным конспектам).
Составление конспектов экскурсий в музей или на выставку изобразительного искусства.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
Методика формирования графических навыков у детей 3-4, 4-5, 5-6 и 6-7 лет.
Ознакомление детей дошкольного возраста с основами живописи (графики, скульптуры, архитектуры) как средство развития изобразительного творчества.
Взаимосвязь различных видов искусств в формировании творческой личности детей дошкольного возраста.
Использование образцов народной глиняной игрушки разных областей России на занятиях по рисованию (по лепке) с детьми 3-4, 4-5 и 5-6 лет как средство развития изобразительных способностей детей.
Методика ознакомления дошкольников с творчеством художников (И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.А. Серов, М.А. Врубель).
Развитие восприятия на занятиях по рисованию с детьми 5-6 и 6-7 лет.
Формирование технических умений на занятиях по аппликации (конструированию) с детьми старшего дошкольного возраста.
Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию.
Методика использования образцов текстильной орнаментовки (кружева, вышивки, ткачество, набивки и др.) на занятиях рисованием и аппликацией в дошкольных учреждениях.
Формирование композиционных умений дошкольников в процессе создания коллективных работ.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ
Развитие художественно-творческих способностей детей 5-6 лет в процессе обучения технике рисования акварелью (гуашью, графическими материалами).
Занимательные занятия с различными изобразительными материалами как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста.
Использование нетрадиционных техник в рисовании графическими (живописными) материалами как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Развитие творческого мышления детей 4-5 и 5-6 лет на занятиях по конструированию.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства.
Использование рисуночных тестов в диагностике готовности детей к обучению в школе.
Методика обучения детей дошкольного возраста простейшим приемам стилизации, составления узоров и орнаментальных композиций как средство развития изобразительного творчества.
Развитие эмоционального мира детей дошкольного возраста в процессе •изобразительной (конструктивной) деятельности.'
Развитие воображения детей дошкольного возраста на занятиях сюжетного рисования (лепки, аппликации).
Педагогическое и художественное творчество воспитателя дошкольного учреждения как средство развития творческих способностей детей.
Влияние занятий по ознакомлению с архитектурой на развитие конструктивного творчества детей дошкольного возраста.
Новые программы и технологии по развитию художественно-изобразительного и конструктивного творчества для дошкольных учреждений.
Развитие творческого мышления на занятиях по рисованию сказочно-фантастических сюжетов.
Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов как средство развития содержания сюжетных композиций.
Культура педагогического труда на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию.
Вопросы к экзамену
по дисциплине:
«Методика развития детского изобразительного
творчества»
для студентов 5 курса отделения «Дошкольное образование»
Преподаватель: Кириенко Т.А.
Значение изодеятельности во всестороннем развитии и
воспитании дошкольника.Конструирование в старшей группе.
Материалы и оборудование занятий по изодеятельности.
Ознакомление дошкольников с книжной графикой.
Лепка в подготовительной группе,
Дежурства на занятиях по изодеятельности.
Ознакомление дошкольников с живописью.
Подготовка воспитателя к занятиям по изодеятельности.
Методы и приемы работы по изодеятельности.
Конструирование из строителя в детском саду.
Репродуктивный метод обучения.
Конструирование во второй младшей группе.
Исследовательский и эвристический метод обучения.
Лепка в средней группе
Наблюдения по изодеятельности .
Конструирование из бумаги.
Рассматривание образцов рисунков.
Рисование фигуры человека.
Программа работы по изодеятельности.
Конструирование в средней группе.
ТРИЗ в изодеятельности.
Рисование узоров на круге и полосе.
Альтернативные программы «Детство», «Радуга».
Витраж.
Альтернативные программы «Истоки», «Неменского и
др.»
Тестопластика.
Показ способов изображения в разных возрастных
группах.Рисование в первой младшей группе.
Использование литературных текстов на занятиях по
изодеятельности.Конструирование в первой младшей группе.
Использование репродукций картин на занятиях по
изодеятельности.Декоративная лепка.
Структура занятий по изодеятельности.
Рисование в средней группе.
Виды и формы организации занятий.
Нетрадиционная техника изображения.
Рисование в подготовительной группе
Приемы и способы лепки посуды в разных возрастных
группах.Игровые приемы в обучении.
Рисование транспорта.
Организация работы по изодеятельности в (свободное
время) режиме дня.Рисование во второй младшей группе.
Планирование работы по изодеятельности.
Ознакомление дошкольников с пейзажем.
Декоративное рисование в детском саду.
Ознакомление дошкольников с натюрмортом
Сюжетное рисование в детском саду.
Требования к отбору произведений.
Рисование с натуры.
Предметная лепка.
Рисование по представлению.
Конструирование в подготовительной группе.
Конструирование в детском саду. Материалы и
оборудование.Лепка в старшей группе.
Организация работы с пластическим материалом.
Рисование деревьев.
План - конспект занятия по изодеятельности.
Сюжетная лепка.
Лепка в первой и второй младшей группе.
Рисование зданий.
Методы и приемы ознакомления с искусством.
Рисование птиц.
Условия формирования детского изобразительного
творчества.Рисование животных.
Предметное рисование.
Методы и приемы лепки.
Анализ детских работ.
Конструирование из природного и бросового материала.
Рисование в старшей группе.
Обследование.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная
Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Просвещение, 1991.
Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: «AKADEMIA», 1997.
Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М, «AKADEMIA», 2000.
Казакова Р.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности. — М., 1985.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. - М.: Педагогика, 1990.
Дополнительная
Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. - М.: Просвещение, 1993.
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. - М.: Просвещение, 1992.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1967.
Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. - М.: Просвещение, 1983.
Грибовская А.А. Организация работы изостудии в дошкольных учреждениях. -М.: Ротэкс, 1993.
Грибовская А.А. Ознакомление детей дошкольного возраста со скульптурой. -М.: МИПРО, 1997.
Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала? - М.: Просвещение, 1990.
Гусаков М.А. Аппликация. - М.: Просвещение, 1987.
Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Просвещение, 1976.
Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. - М.: Просвещение, 1992.
Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 1969.
Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. — М.: Просвещение, 1996.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. -М.: Просвещение, 1991.
Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества. - М., 1994.
Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. - М.: Столетие, 1998.
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М: Просвещение, 1985.
Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - М.: Просвещение, 1987.
Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.
Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом, знакомим с пейзажной живописью. -С-Пб., Детство - Пресс, 2000.
Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Просвещение, 1990.
Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Просвещение, 1981.
Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Просвещение, 1981.
Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. -М: Просвещение, 1982.
Чумичева P.M. Дошкольникам о живописи. - М., 1992.Эстетическое воспитание в детском саду. Под ред. Н.А. Ветлугиной. -М.: Просвещение, 1986.
Похожие документы:
Рабочая программа дисциплины «методика развития детской речи с практикумом по логопедии» Специальность 050704
Рабочая программаСоставлена в соответствие с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050704 «Дошкольное образование»Программа дисциплины Дпп ф. 11. 5 теория и методика развития детского изобразительного творчества 1
Программа дисциплиныПроизведения искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры) как фактор развития личности ребенка и основа его самостоятельной художественно-творческой деятельностиРабочая программа по дисциплине «Методика преподавания изобразительного искусства» Для специальности
Рабочая программаРабочая программа учебной дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070901 специализацияМетодика преподавания начального курса математики История Москвы
Учебно-методический комплексИспользование федеральных, региональных документов, периодической печати по вопросам защиты прав детей и правового регулирования сферы образования в РФ.Рабочая программа учебной дисциплины «Психология» Специальность
Рабочая программаОсновные задачи преподавания психологии детей раннего и дошкольного возраста на дошкольном отделении педагогического колледжа состоит в том, чтобы раскрыть определяющие закономерности психического развития детей в его связи с воспитанием