Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
У квітні 2011 року групою піротехнічних робіт аварійно-рятувального загону спеціального призначення УМНС України в Тернопільській області (далі – АРЗ...полностью>>
'Урок'
Оборудование: компьютер, мультимедийный видеопроектор, презентации по теме «Иван Грозный», программа по истории Отечества «1С Образование», электронно...полностью>>
'Документ'
как эхо в сказках повторил Ницше тоже нам загадки подарил, И звучат сегодня эти эхо – фразы Предисловием к поэме Маснави? Или, может быть, к Эзопов...полностью>>
'Доклад'
Школа №21 - это среднее общеобразовательное учреждение, расположенное в административном центре города, в привокзальном микрорайоне, в исторической ч...полностью>>

Рабочая программа учебной дисциплины «Методика развития детского изобразительного творчества» Специальность

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Практическое занятие

Отработка умений демонстрировать детям этапы лепки несложных предметных изображений.

Поэтапное выделение методов и приемов в структуре отдельных занятий для младших дошкольников.

Тема 3.2. Обучение лепке детей среднего дошкольного возраста

Студент должен: иметь представление:

• об особенностях организации и проведения занятий лепкой с детьми 4-5 лет;

знать:

  • цели, задачи, содержание, примерную тематику занятий лепкой с детьми 4-5 лет;

  • методы, приемы обучения и развития творчества на занятиях лепкой;

  • особенности пластических изображений, создаваемых детьми 4-5 лет;

  • специфику организации и проведения занятий лепкой с детьми 4-5 лет;
    уметь:

  • планировать систему работы с детьми 4-5 лет по лепке;

  • определять содержание и методы работы с детьми 4-5 лет на занятиях лепкой;

• выполнять работу над пластической формой последовательно,
грамотно показывать и объяснять действия.

Особенности пластической формы, создаваемой детьми средней группы. Последовательное усложнение программного материала на основе знаний, умений, навыков, приобретенных в предыдущих группах. Примерная тематика занятий.

Развитие эстетического восприятия формы, симметрии, пропорций, чувства ритма. Передача выразительности. Подведение к передаче сюжета. Обучение новым техническим приемам лепки.

Обучение детей умению воспринимать предметы (видеть основную форму, пропорции, детали). Использование частичного показа приемов и способов лепки с опорой на опыт детей. Использование игровых приемов и художественного слова. Поощрение творчества и самостоятельности. Обучение умению анализировать свои работы, работы других детей.

Практическое занятие

Отработка методики показа этапов и новых приемов лепки на примере 2-3

изображений.

Разработка содержания отдельных занятий по лепке с детьми средней группы. Составление моделей занятий.

Тема 3.3. Обучение лепке детей старшего дошкольного возраста. Значение занятий по лепке в подготовке детей к школе

Студент должен: ,

иметь представление:

• об особенностях организации и проведения занятий по лепке с детьми 5-6 и 6-7 лет;

знать:

цели, задачи, содержание, примерную тематику занятий лепкой с детьми 5-6 и 6-7 лет;

особенности пластической формы, создаваемой детьми 5-6 и 6-7 лет;

особенности организации и проведения занятий по лепке с детьми 5-6 и 6-7 лет;

методы, приемы обучения и развития изобразительного творчества на занятиях

лепкой;

критерии оценки детских работ;

значение занятий лепкой в подготовке к школе;

уметь:

  • планировать систему работы с детьми 5-6 и 6-7 лет по лепке;

  • определять содержание, формы и методы работы с детьми 5-6 и 6-7 лет на
    занятиях лепкой;

  • грамотно организовывать восприятие и анализ предметов, используемых в качестве
    наглядного материала на занятиях;

  • руководить коллективными, творческими работами.

Особенности пластической формы, создаваемой детьми старшего дошкольного возраста.

Изображение предметов более сложного строения с передачей особенностей формы, относительной величины, пропорций, характерных особенностей. Обучение лепке с натуры с передачей характерного и индивидуального в предмете. Создание сюжетных композиций. Передача движения, поиск выразительности. Усложнение технических приемов лепки. Более высокие требования к качеству лепки (прочность соединения, устойчивость положения).

Декоративная лепка с использованием различных приемов и способов. Лепка по мотивам народной игрушки, керамических изделий декоративного искусства.

Использование в работе разнообразных приемов украшения объемных форм. Последовательное прохождение программного материала. Совершенствование техники лепки.

Раздел 4. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АППЛИКАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема 4.1. Аппликация в дошкольных учреждениях. Методика обучения аппликации на занятиях с детьми 3-4 лет

Студент должен:

иметь представление:

о теоретических основах аппликации как вида декоративно-прикладного искусства;

о психолого-педагогических основах обучения детей дошкольного возраста аппликации;

знать:

  • виды аппликации, оборудование и материалы;

  • цели, задачи, содержание обучения аппликации на занятиях с
    детьми 3-4 лет;

  • особенности организации и методику проведения занятий с детьми 3-4 лет;

  • технику безопасности работы с материалами и оборудованием на занятиях
    аппликацией;

уметь:

  • определять содержание, методы и приемы работы с детьми разного возраста на
    занятиях аппликацией;

  • последовательно объяснять и выполнять аппликативную работу;

  • аргументировано оценивать детские работы;
    организовывать занятия аппликацией с детьми 3-4 лет.

Аппликация как вид народного декоративно-прикладного искусства, ее своеобразие и

эстетические достоинства. Задачи, содержание и особенности занятий аппликацией с детьми дошкольного возраста. Приемы аппликации (вырезание, выкладывание форм, наклеивание). Техника безопасности.

Требования к аппликационному образцу и показу приемов работы. Анализ готовых образцов и детских работ. Методические приемы, используемые на занятиях. Коллективные работы детей. Развитие детского творчества на занятиях аппликацией.

Аппликация в младшей группе.

Особенности аппликационных работ детей 3-4 лет. Программные задачи.

Последовательное усложнение программного содержания. Составление изображения предметов, состоящих из 2-3 частей. Использование готовых форм. Выполнение декоративных работ из геометрических и растительных форм на бумаге разной формы (полоса, круг, квадрат, силуэты различных предметов). Развитие у детей чувства цвета, ритма, симметрии. Обучение приемам выкладывания и наклеивания элементов на бумаге.

Особенности руководства на занятиях аппликацией с детьми 3-4 лет (организация восприятия предметов, игрушек, картинок: показ способов выкладывания и наклеивания).

Практическое занятие

Упражнения в демонстрации приемов раскладывания, наклеивания готовых форм. Рассматривание и анализ изображаемых предметов, детских аппликационных работ. Разработка содержания занятий по аппликации с детьми 3-4 лет.

Тема 4.2. Методика обучения аппликации на занятиях

с детьми 4-5 лет

Студент должен:

иметь представление:

об особенностях организации и проведения занятий аппликацией с детьми 4-5 лет;

знать:

  • цели, задачи, программное содержание, примерную тематику занятий
    аппликацией с детьми 4-5 лет;

  • специфику организации и проведения занятий аппликацией с детьми 4-5
    лет;

  • методы и приемы обучения аппликации детей 4-5 лет;

  • технику безопасности при работе с материалами и оборудованием;

уметь:

планировать систему работы по аппликации с детьми 4-5 лет; грамотно использовать технику работы ножницами; выбирать натуру и демонстрационный материал.

Особенности аппликационных работ детей 4-5 лет.

Программные задачи. Последовательное усложнение программного содержания. Усложнение в изображении предметов, передача более сложного строения. Расширение знаний о форме предметов. Развитие пространственных представлений. Усвоение знаний о цвете и оттенках.

Выполнение декоративных работ с использованием геометрических и растительных форм на бумаге разной формы.

Выполнение аппликации по мотивам русского народного декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушек и др.

Развитие композиционных навыков.

Освоение техники работы ножницами: правильно держать и пользоваться, резать бумагу по прямой линии, делать косые срезы, вырезать предметы округлой формы.

Сюжетная аппликация. Выполнение коллективных работ. Методы и приемы обучения в работе с детьми среднего дошкольного возраста.

Особенности руководства на занятиях аппликацией с детьми 4-5 лет. Упражнения и игровые приемы обучения.

Практическое занятие

Упражнения в демонстрации различных приемов вырезания, используемых на занятиях аппликацией с детьми 4-5 лет.

Отработка умения правильно организовывать и проводить обследование изображаемого предмета.

Разработка содержания разных видов занятий аппликацией с детьми 4-5 лет.

Тема 4.3. Методика обучения аппликации и развития изобразительного творчества на занятиях с детьми 5-6 и 6-7 лет

Студент должен:

иметь представление:

• об особенностях организации и проведения занятий аппликацией с детьми 5-6 и 6-
7 лет;

знать:

  • цели, задачи, содержание, примерную тематику занятий аппликацией с детьми 5-6
    и 6-7 лет;

  • специфику организации и проведения занятий аппликацией с детьми 5-6 и 6-7
    лет;

  • методы и приемы обучения аппликации детей 5-6 и 6-7 лет;

  • пути и методы развития изобразительного творчества на занятиях аппликацией; •

• технику безопасности при работе с ножницами;
уметь:

  • планировать систему работы по аппликации с детьми 5-6 и 6-7
    лет;

  • комментировано показывать приемы вырезания и наклеивания;

  • изготавливать демонстрационный материал.

Особенности аппликационных работ детей 5-6 лет. Усложнение программных задач с учетом возрастных особенностей детей, приобретенных знаний и умений. Формирование знаний о форме предметов, их величине, пропорциях. Умение видеть конструкцию предметов и некоторых особенностей, имеющих значение в аппликации.

Выполнение аппликации с натуры и по представлению.

Создание сюжетно-тематических композиций. Выполнение коллективных работ.

Составление узоров на бумаге разной формы и величины. Аппликационные работы по мотивам русского народного декоративно-прикладного искусства: дымковской игрушки, гжельской посуды, городецких предметов быта, игрушек, жостовских подносов, хохломской посуды.

Усложнение техники вырезания: обучение симметричному вырезанию из бумаги, сложенной в несколько раз - гармошкой; силуэтному вырезанию без предварительной прорисовки линии контура; обрывание.

Знакомство с техникой аппликации из засушенных растений.

Полный и частичный показ способов выполнения аппликации. Активизация детей в процессе анализа изображаемого предмета, показа способов выполнения (опора на опыт детей). Организация индивидуальной работы детей.

Особенности использования натуры, иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства, образцов в зависимости от вида и цели работы.

Особенности методики аппликации с натуры, по представлению, по замыслу. Руководство коллективными работами.

Использование дидактических игр и упражнений.

Роль анализа детских работ в обучении видеть удачное, выразительное, замечать ошибки, объяснять их причину.

Практическое занятие

Отработка умения правильно организовывать и проводить обследование предмета с учетом особенностей, которые важны для его аппликационного изображения (форма, величина, пропорции, конструкция, силуэтная (контурная) линия, характерные детали, цвет и др.).

Упражнения в демонстрации различных приемов вырезания.

Отработка умения проводить занятия по созданию коллективных композиций.

Тема 4.4. Значение занятий аппликацией в подготовке детей к

школе

Студент должен:

иметь представление:

об особенностях организации и проведения работы по подготовке детей к школе на занятиях аппликацией;

знать:

  • цели, задачи, содержание работы с детьми на занятиях аппликацией по подготовке
    к школе;

  • психолого-педагогические основы организации и проведения занятий аппликацией
    с детьми 5-6 и 6-7 лет;

  • специфику методики работы с детьми 5-6 и 6-7 лет по подготовке
    к школе на занятиях аппликацией;

уметь:

  • планировать систему работы по подготовке к школе на занятиях аппликацией;

  • определять содержание работы с детьми 5-6 и 6-7 лет на занятиях аппликацией с
    целью подготовки к школе;

  • соблюдать технику безопасности при работе с различными материалами и
    оборудованием.

Особенности организации занятий аппликацией с детьми в подготовительной к школе группе.

Характер, выразительные особенности аппликационных работ детей 5-6 и 6-7 лет.

Роль занятий аппликацией в подготовке ребенка к школе. Усложнение задач обучения и содержания аппликационных работ.

Усложнение техники вырезания.

Методы и приемы обучения разным видам аппликации.

Самостоятельная работа

Анализ детских аппликационных работ. Отработка усложнений техники вырезания. Составление планов, конспектов отдельных занятий.

. Примерная тематика занятий. Выполнение коллективных работ. Обучение умению планировать задание, выполнять его последовательно, работать рационально. Использование на занятиях скульптуры малых форм, игрушек, предметов декоративно-прикладного искусства, иллюстративного материала. Обучение восприятию предметов с учетом тех особенностей и свойств, которые передаются в лепке.

Приемы активизации творчества детей с опорой на их знания, умения и навыки. Развитие творческих способностей на занятии и в свободное время. Подготовка к школе. Обучение умению самостоятельно анализировать произведения искусства, работы детей.

Практическое занятие.

Отработка методики формирования обобщенных способов изображения: пластический, комбинированный, ленточный.

Упражнения в декоративном оформлении вылепленных изделий (налепы, использование печаток, роспись сеткой, изменение фактуры поверхностей).

Выполнение коллективных композиций (зоопарк, летом в деревне, на ферме, зимние развлечения, спортивные игры, сказочные и литературные сюжеты и др.).

Разработка содержания отдельных занятий.

Раздел 5. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ КОНСТРУИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ

Тема 5.1. Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста на занятиях конструированием и ручным трудом

Студент должен:

иметь представление:

  • о психолого-педагогических и художественно-эстетических основах обучения
    дошкольников конструированию и ручному труду;

  • о своеобразии занятий конструированием и ручным трудом в до
    школьном учреждении;

знать:

  • взаимосвязь конструирования и ручного труда с другими видами художественно-
    творческой деятельности дошкольников;

  • виды занятий по конструированию, их особенности;

  • цели, задачи, содержание обучения конструированию и ручному труду с учетом
    возрастных особенностей детей;

  • условия для развития конструктивного творчества детей в ДОУ;

  • технику безопасности при работе с различными материалами и оборудованием;

  • роль конструктивного творчества и ручного труда в подготовке детей к школе;

уметь:

  • планировать систему занятий по конструированию и ручному труду;

  • самостоятельно создавать наглядный и демонстрационный материалы;

  • организовывать конструктивную деятельность детей вне занятий;

  • грамотно демонстрировать приемы работы;

  • анализировать работы детей.

Своеобразие занятий по конструированию и ручному труду, связь их с игрой. Влияние конструктивной деятельности на развитие ребенка. Возможности творческого развития детей дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности. Развитие пространственных представлений, усвоение названий объемных фигур, деталей конструкторов, величин, направлений.

Виды занятий, содержание и методика занятий конструированием в разных возрастных группах.

Типы конструктивных занятий: по образцу и показу воспитателя; по образцу, но без показа; по чертежу или рисунку, по предложенной теме, по собственному замыслу детей.

Приемы обучения. Словесные приемы обучения (совет, анализ, сравнение и т.п.).

Конструктивная деятельность вне занятий.

Виды и особенности занятий по возрастным группам.

Психолого-педагогические и художественно-эстетические основы развития конструктивной творческой деятельности дошкольников.

Условия для развития конструктивного творчества детей. Создание художественно -эстетической развивающей среды.

Основные принципы планирования работы с детьми дошкольного возраста по конструированию и ручному труду.

Практическое занятие

Анализ поделок и сувениров, выполненных руками детей из различных материалов (бумага, картон, природный, бросовый, текстиль и др.).

Разработка планов-конспектов, методических блоков с использованием изделий и образцов, сделанных на занятиях по практическому обучению из бумаги и картона.

Деловые игры по организации и проведению конструктивных занятий с использованием бумаги, картона и других материалов.

Тема 5.2. Методика организации и проведения занятий со строительными материалами и конструктором

Студент должен:

знать:

  • задачи, содержание, методы обучения художественному конструированию в
    разных возрастных группах;

  • критерии оценки объемных детских работ;

  • технику безопасности при работе с конструктором, крупным и мелким
    строительным материалом;

уметь:

  • определять содержание, методы и приемы работы с различным
    строительным материалом и конструктором с учетом возрастных
    особенностей детей;

  • анализировать работы детей, показывать приемы работы со строи
    тельным материалом и конструктором;

  • самостоятельно разрабатывать методические пособия, наглядные материалы для
    занятий по конструированию.

Методика работы с мелким строительным материалом

Мелкий строительный материал, его особенности и виды.

Знакомство детей с деталями и их свойствами. Развитие способности группировать предметы по сходству, назначению и строению, формирование умения устанавливать зависимость конструкции от ее назначения.

Методика работы с мелким строительным материалом на занятиях и в свободное время.

Знакомство детей с деталями и их свойствами. Развитие способности группировать предметы по сходству, назначению и строению, формирование умения устанавливать зависимость конструкции от ее назначения.

Примерная тематика занятий, ее варианты, усложнение. Виды и методика проведения занятий по возрастным группам.

Методика работы с крупным строительным материалом

Ознакомление детей с деталями строительного материала, наименование деталей.

Развитие пространственных, величинных, конструктивных представлений. Овладение обобщенными способами возведения построек. Развитие творчества в работе с крупным строительным материалом.

Формирование навыков коллективной работы. Обучение планированию работы, последовательному поэтапному выполнению ее.

Методика ознакомления дошкольников с конструктором

Ознакомление дошкольников с разными видами конструкторов и их особенностями. Характеристика различных видов конструктора. Методика работы с конструктором на занятиях и в свободное время. Использование образца, показа приемов конструирования, активизация опыта и самостоятельной работы детей. Руководство работой по замыслу. Использование созданных конструкций в игровой деятельности.

Практические занятия

Ознакомление с наборами конструкторов и их анализ. Анализ детских работ и образцов по таблицам, фотографиям, схемам, видеофильмам.

Разработка планов, конспектов занятий.

Деловые игры по отработке и проведению занятий по конструированию с использованием различных видов конструкторов.

Тема 5.3. Методика организации и проведения занятий по конструированию из бумаги, картона, природного и других материалов. Ручной труд на занятиях с

детьми в дошкольных учреждениях

Студент должен:

иметь представление:

• об особенностях организации и проведения занятий по
конструированию из бумаги, картона, природного и других
материалов, по ручному труду с учетом возрастных особенностей
дошкольников;

знать:

  • своеобразие занятий по ручному труду и конструированию из бумаги, картона,
    природного и др. материалов;

  • виды материалов для ручного труда и приемы работы с ними;

  • задачи, содержание, методы и приемы проведения занятий по ручному труду и
    конструированию из бумаги, картона, природного и других материалов с детьми 4-
    5, 5-6 и 6-7 лет;

  • критерии оценки детских работ;

  • требования по технике безопасности при работе с различными материалами,
    оборудованием для ручного труда;

уметь:

  • определять содержание, методы и приемы работы с детьми разного возраста на
    занятиях конструированием и ручным трудом;

  • грамотно демонстрировать приемы работы с различными материалами;

  • разнообразно использовать выразительные средства различных материалов в
    работе с детьми;

  • создавать образцы, дидактические пособия для занятий;

  • аргументировано оценивать детские работы по ручному труду.

Задачи, содержание и методика проведения занятий по конструированию из бумаги и картона в среднем и старшем дошкольном возрасте. Обучение детей получению объемных форм путем складывания, сгибания, надрезания, склеивания. Методика организации и проведения занятий по изготовлению игрушек на основе полосы, складывания бумаги пополам. Изготовление игрушек по технике оригами, на основе коробочек из 9 и 16 квадратов; на основе конуса и цилиндра. Бумагопластика.

Обучение работе по готовой выкройке, по несложному чертежу, по образцу. Развитие воображения и творчества детей в процессе конструктивной деятельности с бумагой и картоном. Видовое разнообразие материалов, используемых на занятиях по конструированию для свободного творчества, их особенности. Работа с текстилем, с природным и использованными материалами.

Значение занятий по ручному труду в воспитании и обучении дошкольников. Специфика занятий. Подготовка материалов. Практическое использование продуктов ручного труда.

Активизация опыта детей, развитие самостоятельности, творческой инициативы, детской фантазии.

Практическое занятие

Анализ пособий и методических комплексов, созданных на уроках практического обучения.

Составление технологических карт.

Раздел 6. МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Тема 6.1. Изобразительное искусство как фактор развития творческой личности ребенка

Студент должен:

иметь представление:

о роли произведений изобразительного искусства в формировании творческой личности ребенка;

об особенностях организации работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства;

знать:

виды и жанры изобразительного искусства;

требования к отбору произведений для занятий с детьми дошкольного возраста; формы и методы ознакомления дошкольников с искусством; проблемы восприятия произведений изобразительного искусства детьми дошкольного возраста;

уметь:

использовать произведения изобразительного искусства для организации

художественно-эстетической среды в группах, в ДОУ, в

семье;

отбирать произведения изобразительного искусства для занятий с детьми.

Роль произведений изобразительного искусства в формировании твор­ческой личности ребенка. Виды изобразительного искусства, используемые в работе с детьми.

Отбор художественных произведений для детей. Требования к выбору произведений (доступность содержания, доступность выразительных и изобразительных средств, воспитательная и познавательная ценность).

Формы, методы и приемы ознакомления детей с искусством (беседы, сравнительный анализ произведений, рассказы воспитателя и художников, чтение литературы по искусству для детей, экскурсии, организация музеев и выставок, музыка, художественное слово).

Проблемы восприятия произведений изобразительного искусства детьми дошкольного возраста.

Создание эстетической среды в дошкольных учреждениях. Роль взрослых в ознакомлении детей с искусством.

Самостоятельная работа

Анализ художественно-эстетической среды в базовых дошкольных учреждениях.

Тема 6.2. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства в разных возрастных

группах

Студент должен:

знать:

цели, задачи, методы ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями

изобразительного искусства в разных возрастных группах;

основы изобразительного искусства;

принципы подбора произведений изобразительного искусства с учетом

возрастных особенностей детей;

уметь:

организовывать занятия с детьми по изобразительному искусству в группе и за ее

пределами;

использовать различные формы и методы ознакомления детей с произведениями

изобразительного искусства;

составлять опорные конспекты бесед по ознакомлению детей с изобразительным

искусством;

составлять рекомендации, советы для родителей к посещению с детьми музеев,

выставок, по организации дома благоприятной художественно-творческой среды.

Виды и содержание работы по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства в разных возрастных группах. Задачи ознакомления с учетом возрастных особенностей детей. Характеристика программных требований.

Формы и методы организации работы по ознакомлению с изобразительным искусством детей разных возрастных групп.

Организация работы на занятиях и в свободное время.

Проведение комбинированных и комплексных занятий. Организация специальных выставок репродукций картин, иллюстраций произведений декоративно-прикладного искусства в группе, методическом кабинете, холлах, рекреациях, экскурсии.

Проведение экскурсий в музеях, на выставках.

Роль слова в процессе восприятия произведений искусства. Специфика рассказа воспитателя о произведениях изобразительного искусства для младших, для старших дошкольников.

Практическое занятие

Составление опорных конспектов для проведения бесед с детьми по восприятию произведений изобразительного искусства (студенты подбирают репродукции, открытки, иллюстрации, скульптуру малых форм, произведения декоративно-прикладного искусства с учетом программы и той возрастной группы, в которой работают на практике в детском саду).

Отработка умений правильно организовать процесс восприятия произведения детьми («Деловая игра» по составленным конспектам).

Составление конспектов экскурсий в музей или на выставку изобразительного искусства.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

Методика формирования графических навыков у детей 3-4, 4-5, 5-6 и 6-7 лет.

Ознакомление детей дошкольного возраста с основами живописи (графики, скульптуры, архитектуры) как средство развития изобразительного творчества.

Взаимосвязь различных видов искусств в формировании творческой личности детей дошкольного возраста.

Использование образцов народной глиняной игрушки разных областей России на занятиях по рисованию (по лепке) с детьми 3-4, 4-5 и 5-6 лет как средство развития изобразительных способностей детей.

Методика ознакомления дошкольников с творчеством художников (И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.А. Серов, М.А. Врубель).

Развитие восприятия на занятиях по рисованию с детьми 5-6 и 6-7 лет.

Формирование технических умений на занятиях по аппликации (конструированию) с детьми старшего дошкольного возраста.

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию.

Методика использования образцов текстильной орнаментовки (кружева, вышивки, ткачество, набивки и др.) на занятиях рисованием и аппликацией в дошкольных учреждениях.

Формирование композиционных умений дошкольников в процессе создания коллективных работ.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

Развитие художественно-творческих способностей детей 5-6 лет в процессе обучения технике рисования акварелью (гуашью, графическими материалами).

Занимательные занятия с различными изобразительными материалами как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста.

Использование нетрадиционных техник в рисовании графическими (живописными) материалами как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Развитие творческого мышления детей 4-5 и 5-6 лет на занятиях по конструированию.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства.

Использование рисуночных тестов в диагностике готовности детей к обучению в школе.

Методика обучения детей дошкольного возраста простейшим приемам стилизации, составления узоров и орнаментальных композиций как средство развития изобразительного творчества.

Развитие эмоционального мира детей дошкольного возраста в процессе •изобразительной (конструктивной) деятельности.'

Развитие воображения детей дошкольного возраста на занятиях сюжетного рисования (лепки, аппликации).

Педагогическое и художественное творчество воспитателя дошкольного учреждения как средство развития творческих способностей детей.

Влияние занятий по ознакомлению с архитектурой на развитие конструктивного творчества детей дошкольного возраста.

Новые программы и технологии по развитию художественно-изобразительного и конструктивного творчества для дошкольных учреждений.

Развитие творческого мышления на занятиях по рисованию сказочно-фантастических сюжетов.

Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов как средство развития содержания сюжетных композиций.

Культура педагогического труда на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию.

Вопросы к экзамену

по дисциплине:

«Методика развития детского изобразительного

творчества»

для студентов 5 курса отделения «Дошкольное образование»

Преподаватель: Кириенко Т.А.

  • Значение изодеятельности во всестороннем развитии и
    воспитании дошкольника.

  • Конструирование в старшей группе.

  • Материалы и оборудование занятий по изодеятельности.

  • Ознакомление дошкольников с книжной графикой.

  • Лепка в подготовительной группе,

  • Дежурства на занятиях по изодеятельности.

  • Ознакомление дошкольников с живописью.

  • Подготовка воспитателя к занятиям по изодеятельности.

  • Методы и приемы работы по изодеятельности.

  • Конструирование из строителя в детском саду.

  • Репродуктивный метод обучения.

  • Конструирование во второй младшей группе.

  • Исследовательский и эвристический метод обучения.

  • Лепка в средней группе

  • Наблюдения по изодеятельности .

  • Конструирование из бумаги.

  • Рассматривание образцов рисунков.

  • Рисование фигуры человека.

  • Программа работы по изодеятельности.

  • Конструирование в средней группе.

  • ТРИЗ в изодеятельности.

  • Рисование узоров на круге и полосе.

  • Альтернативные программы «Детство», «Радуга».

  • Витраж.

  • Альтернативные программы «Истоки», «Неменского и

др.»

  • Тестопластика.

  • Показ способов изображения в разных возрастных
    группах.

  • Рисование в первой младшей группе.

  • Использование литературных текстов на занятиях по
    изодеятельности.

  • Конструирование в первой младшей группе.

  • Использование репродукций картин на занятиях по
    изодеятельности.

  • Декоративная лепка.

  • Структура занятий по изодеятельности.

  • Рисование в средней группе.

  • Виды и формы организации занятий.

  • Нетрадиционная техника изображения.

  • Рисование в подготовительной группе

  • Приемы и способы лепки посуды в разных возрастных
    группах.

  • Игровые приемы в обучении.

  • Рисование транспорта.

  • Организация работы по изодеятельности в (свободное
    время) режиме дня.

  • Рисование во второй младшей группе.

  • Планирование работы по изодеятельности.

  • Ознакомление дошкольников с пейзажем.

  • Декоративное рисование в детском саду.

  • Ознакомление дошкольников с натюрмортом

  • Сюжетное рисование в детском саду.

  • Требования к отбору произведений.

  • Рисование с натуры.

  • Предметная лепка.

  • Рисование по представлению.

  • Конструирование в подготовительной группе.

  • Конструирование в детском саду. Материалы и
    оборудование.

  • Лепка в старшей группе.

  • Организация работы с пластическим материалом.

  • Рисование деревьев.

  • План - конспект занятия по изодеятельности.

  • Сюжетная лепка.

  • Лепка в первой и второй младшей группе.

  • Рисование зданий.

  • Методы и приемы ознакомления с искусством.

  • Рисование птиц.

  • Условия формирования детского изобразительного
    творчества.

  • Рисование животных.

  • Предметное рисование.

  • Методы и приемы лепки.

  • Анализ детских работ.

  • Конструирование из природного и бросового материала.

  • Рисование в старшей группе.

  • Обследование.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Просвещение, 1991.

Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: «AKADEMIA», 1997.

Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М, «AKADEMIA», 2000.

Казакова Р.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности. — М., 1985.

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. - М.: Педагогика, 1990.

Дополнительная

Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. - М.: Просвещение, 1993.

Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. - М.: Просвещение, 1992.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1967.

Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. - М.: Просвещение, 1983.

Грибовская А.А. Организация работы изостудии в дошкольных учреждениях. -М.: Ротэкс, 1993.

Грибовская А.А. Ознакомление детей дошкольного возраста со скульптурой. -М.: МИПРО, 1997.

Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала? - М.: Просвещение, 1990.

Гусаков М.А. Аппликация. - М.: Просвещение, 1987.

Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Просвещение, 1976.

Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. - М.: Просвещение, 1992.

Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 1969.

Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. — М.: Просвещение, 1996.

Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. -М.: Просвещение, 1991.

Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества. - М., 1994.

Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. - М.: Столетие, 1998.

Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М: Просвещение, 1985.

Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - М.: Просвещение, 1987.

Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.

Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом, знакомим с пейзажной живописью. -С-Пб., Детство - Пресс, 2000.

Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Просвещение, 1990.

Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Просвещение, 1981.

Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Просвещение, 1981.

Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. -М: Просвещение, 1982.

Чумичева P.M. Дошкольникам о живописи. - М., 1992.Эстетическое воспитание в детском саду. Под ред. Н.А. Ветлугиной. -М.: Просвещение, 1986.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа дисциплины «методика развития детской речи с практикумом по логопедии» Специальность 050704

    Рабочая программа
    Составлена в соответствие с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050704 «Дошкольное образование»
  2. Программа дисциплины Дпп ф. 11. 5 теория и методика развития детского изобразительного творчества 1

    Программа дисциплины
    Произведения искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры) как фактор развития личности ребенка и основа его самостоятельной художественно-творческой деятельности
  3. Рабочая программа по дисциплине «Методика преподавания изобразительного искусства» Для специальности

    Рабочая программа
    Рабочая программа учебной дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070901 специализация
  4. Методика преподавания начального курса математики История Москвы

    Учебно-методический комплекс
    Использование федеральных, региональных документов, периодической печати по вопросам защиты прав детей и правового регулирования сферы образования в РФ.
  5. Рабочая программа учебной дисциплины «Психология» Специальность

    Рабочая программа
    Основные задачи преподавания психологии детей раннего и дошкольного возраста на дошкольном отделении педагогического колледжа состоит в том, чтобы раскрыть определяющие закономерности психического развития детей в его связи с воспитанием

Другие похожие документы..