Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита диссертации состоится « » 2011 г. в часов на заседании Диссертационного Совета Д 001.051.01 при Учреждении Российс-кой Академии Медицинских На...полностью>>
'Кодекс'
До Комітету Верховної Ради України з питань фінансів, банківської діяльності, податкової та митної політики надходять звернення платників податків що...полностью>>
'Документ'
п Вищої математики Інформатика 30 4 90 3 18 3 1 5 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 п. Н ІС у менеджменті 5. Макроекономіка 30 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 5 80 48 3 0 ...полностью>>
'Документ'
Это любые начисления в денежной и натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, премии и единовременные поощрит...полностью>>

Рабочая программа учебной дисциплины «Методика развития детского изобразительного творчества» Специальность

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Самостоятельная работа

Отработка умения демонстрировать детям приемы рисования (динамично с хронометражем): по технике рисования кистью (гуашь) и графическими материалами (цветные карандаши, мелки).

Разработка содержания отдельных занятий по рисованию и методических комплексов.

Тема 2.2. Занятия по рисованию с детьми 3-4 лет

Студент должен:

иметь представление:

об особенностях организации и проведения занятий по рисованию с детьми 3-4 лет;

знать:

цели, задачи, программное содержание, примерную тематику занятий по

рисованию с детьми 3-4 лет;

виды занятий по рисованию и формы их организации с детьми 3-4

лет;

методы и приемы обучения детей 3-4 лет графическому и живописному

изображению;

уметь:

планировать систему работы по рисованию с детьми 3-4 лет; показывать простейшие приемы изображения графическими и живописными материалами; грамотно анализировать детские работы.

Особенности изобразительной деятельности детей 3-4 лет. Формирование интереса детей к изобразительной деятельности.

Задачи воспитания и развития, содержание занятий, обучение технике рисования карандашами и гуашью.

Методы и приемы обучения, их своеобразие.

Роль наглядно-действенных и игровых приемов в обучении рисованию по формированию замысла детей, по показу способов изображения, по технике рисования: Примерная тематика занятий.

Особенности методики проведения занятий рисованием с детьми младшего дошкольного возраста.

Практическое занятие

Отработка умения демонстрировать детям приемы рисования (динамично с хронометражем): по технике рисования кистью (гуашь) и графическими материалами (цветные карандаши, мелки).

Разработка содержания отдельных занятий по рисованию и методических комплексов к ним.

Тема 2.3. Занятия по рисованию с детьми 4-5 лет

Студент должен:

иметь представление:

об особенностях организации и проведения занятий по рисованию с детьми 4-5 лет;

знать:

цели, задачи, программное содержание, примерную тематику занятий по

рисованию с детьми 4-5 лет;

специфику организации и проведения занятий по рисованию с детьми 4-5 лет;

методы и приемы обучения графическому и живописному изображению детей 4-5 лет;

уметь:

планировать систему работы по рисованию с детьми 4-5 лет;

использовать разнообразные приемы работы с графическими и живописными

материалами;

демонстрировать способы и приемы изображения с учетом специфики

различных материалов;

знакомить детей с техникой рисования декоративных элементов в определенной

ритмической последовательности;

аргументировано оценивать детские работы.

Особенности рисования детьми средней группы детского сада предметов, образов и явлений окружающего мира с акцентом на четкость и определенность форм, близких к геометрическим (круг, квадрат, овал, треугольник). Совершенствование технических умений и навыков владения кистью, карандашом (положение руки, характер движения и сила нажима, темп). Формирование понимания взаимосвязи техники рисования и качества рисунка. Последовательное обучение декоративному рисованию. Ознакомление с техникой рисования декоративных элементов (прямых линий, мазков, точек, кругов, колец) в определенной ритмической последовательности. Обучение различному расположению узоров (в полосе, круге, квадрате, треугольнике и на силуэтных формах) с передачей симметрии, цвета. Создание узоров по образцу и по замыслу.

Разнообразие методов обучения рисованию (наглядно-действенные, игровые, словесные).

Специфика организации занятий с детьми среднего дошкольного возраста по рисованию. Роль индивидуальных форм работы с детьми и игровых приемов. Подведение детей к созданию образных сюжетных композиций на основе развития воображения и творческого замысла.

Практическое занятие

Упражнения в технике рисования разными изобразительными материалами для передачи сходства с образами предметами и явлениями окружающего мира.

Отработка методики показа обобщенных способов изображения:
-деревьев (лиственное дерево, ель, дерево зимой, осенью);
-зданий (дом, детский сад, сказочный домик);
-рыб, птиц (золотая рыбка, аквариум, цыпленок, утенок);
-животных (ежик, мышка, зайчик, кошка и др.);
-человека (кукла, девочка, снегурочка). ,

Упражнения по созданию образных сюжетных композиций на основе свободного заполнения пространства листа бумаги (использование разного формата).

Отработка методики показа и рисования элементов узора: мазков, прямых линий, кругов, колец, точек, составления несложных декоративных композиций в различных замкнутых формах.

Тема 2.4. Занятия по рисованию с детьми 5-6 и 6-7 лет Студент должен:

иметь представление:

об особенностях организации и проведения занятий по рисованию с детьми 5-6 и 6-7 лет;

знать:

цели, задачи, программное содержание, примерную тематику занятий по рисованию с детьми 5-6 и 6-7 лет;

специфику организации и проведения занятий по рисованию с детьми 5-6 и 6-7 лет; методы и приемы, направленные на обучение детей 5-6 и 6-7 лет

изображению на плоскости графическими и живописными материалами; пути и методы развития изобразительного творчества детей;

уметь:

планировать систему работы по рисованию с детьми 5-6 и 6-7 лет;

использовать в работе с детьми графические и живописные материалы; выбирать натуру и грамотно организовывать ее обследование;

показывать приемы стилизации природных форм в декоративном изображении;

использовать разные формы организации занятий по рисованию.

Особенности рисования старших дошкольников. Отражение в рисунках впечатлений, наблюдений окружающей действительности. Рисование с натуры. Отражение в рисунках своего эмоционального настроения. Создание разнообразных сюжетных композиций, передача динамики, художественных акцентов, пространственных соотношений. Совершенствование техники рисования различными материалами. Использование нетрадиционных способов изображения (пальчиковая и ладошковая техники; нитяная, тек­стильная фактура; штампы, печатки). Создание декоративных композиций по мотивам народных промыслов. Использование образцов в декоративном рисовании для прямого следования и для решения творческих задач. Ознакомление детей с принципами стилизации природных форм.

Формирование у детей знаний об особенностях выразительных средств живописи, графики, декоративно-прикладного искусства (цвет, композиция, колорит, ритм, динамика, экспрессия, фактура, детали и др.). Подведение детей к восприятию понятия жанра в изобразительном искусстве. Особенности методики, проведения занятий по различным жанрам (пейзаж, натюрморт, портрет, бытовые сюжеты, мифология и др.).

Формы организации анализа детских работ. Воспитание самостоятельности, критической самооценки, доброжелательной оценки работ товарищей. Самостоятельная художественно-творческая деятельность.

Практическое занятие

1. Обучение детей 5-6 и 6-7 лет изображению предметного мира, растений, цветов,
овощей, фруктов и др. на занятиях рисованием.

Техника рисования различными материалами, передача красоты обыденных предметов (цвет, форма, линия, объем) графическими материалами.

Разработка содержания отдельных занятий, отработка приемов и способов изображения. Рисование с натуры. Декоративный натюрморт.

2. Обучение изображению деревьев, пейзажа детей 5-6 и 6-7 лет на занятиях по
рисованию.

Анализ детских рисунков с изображением деревьев, пейзажа.

Использование произведений живописи и графики (жанр «Пейзаж») при обучении детей. Использование разных изобразительных материалов и приемов рисования. Отработка приемов и способов изображения пейзажа, различных пород деревьев.

3. Обучение изображению архитектуры детей 5-6 и 6-7 лет на занятиях по рисованию.
Сравнительный анализ детских рисунков с изображением зданий. Отработка

приемов и способов рисования зданий и транспорта. Алгоритм написания конспекта и плана занятий.

4. Обучение изображению животных и птиц детей 5-6 и 6-7 лет на занятиях по
рисованию.

Изображение животных и птиц в рисунках детей. Анализ детских рисунков. Отработка методики показа обобщенных способов изображения животного мира различными материалами. Разработка комплекса занятий анималистической тематики.

5. Обучение изображению человека детей 5-6 и 6-7 лет на занятиях по рисованию.
Просмотр и анализ произведений искусства и детских работ с изображением человека.

Техника рисования портрета разными материалами с раскрытием характера и настроения изображаемого человека.

Отработка методики проведения занятий по изображению человека.

б.Сюжетное рисование с детьми 5-6 и 6-7 лет. Просмотр и анализ произведений художников.

Анализ детских рисунков. Отбор доступного содержания для сюжетных композиций (тематика занятий бытового, сказочно-былинного жанра, иллюстрированных литературных произведений, фантастические сюжеты).

Отработка техники рисунка разными материалами с передачей выразительности сюжетов.

Разработка содержания отдельных занятий или блоков.

7. Декоративное рисование.

Анализ детских рисунков, конспектов студентов и методических разработок по декоративному рисованию. Отработка методики показа приемов рисования различных декоративных элементов по мотивам декоративно-прикладного искусства, выполнение декоративных узоров и композиций. Разработка системы занятий.

Тема 2.5. Подготовка детей к школе на занятиях по рисованию

Студент должен:

иметь представление:

об особенностях организации и проведения работы по подготовке к школе на занятиях по рисованию с детьми 5-6 и 6-7 лет;

знать:

цели, задачи, содержание работы с детьми на занятиях по рисованию по подготовке к школе;

специфику, методы и приемы работы с детьми 5-7 лет на занятиях по рисованию;

уметь:

планировать систему работы по рисованию с целью подготовки детей к школе;

использовать графические и живописные материалы для подготовки руки ребенка к письму;

развивать творческие способности детей средствами изобразительного искусства.

Специфика, методы и приемы обучения рисованию в подготовительной группе ДОУ. Преемственность в работе по развитию изобразительного творчества дошкольников и детей младшего возраста. Психолого-педагогические особенности организации и проведения работы с детьми 5-6 лет и 6-7 лет по подготовке к школе на занятиях рисованием.

Особенности методики работы в разновозрастной группе.

Самостоятельная работа

Анализ содержания программ, конспектов занятий с детьми подготовительной к школе группе.

Анализ рисунков детей.

Разработка системы работы с детьми 5-7 лет по рисованию с целью подготовки их к школе.

Алгоритм написания конспектов и планов.

Тема 2.6. Планирование занятий по изобразительной деятельности и конструированию в дошкольных учреждениях

Студент должен:

иметь представление:

  • о современных формах планирования работы по развитию изобразительного и конструктивного творчества в дошкольных учреждениях;знать:

  • общие принципы планирования занятий по изобразительной деятельности и конструированию;

  • особенности планирования по разделам программы, по видам изобразительной
    деятельности, по типам занятий;

  • уметь: работать с различными программами и специальной литературой;

  • планировать отдельные занятия, составляя планы, конспекты, комплексы занятий;

  • планировать систему перспективной работы на длительный срок.

Общие принципы планирования.

Планирование по разделам программы - обучение изображению предметов, сюжета, узоров и технике работы с различными материалами.

Планирование по видам изобразительной деятельности и конструированию.

Планирование занятий по типам. Взаимосвязь занятий. Отбор предметного и сюжетного содержания занятий. Специфика планирования занятий с использованием натуры.

Разработка содержания занятий по видам изодеятельности. Виды, особенности, структура конспектов занятий и методических комплексов к ним.

Усвоение детьми программ по изобразительному искусству и конструированию. Определение уровня усвоения программ. Индивидуальные различия усвоения умений и проявления творческих способностей.

Раздел 3. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛЕПКЕ

Тема 3.1. Лепка в дошкольном учреждении. Методика организации и проведения занятий по лепке с детьми 2-3 и 3-4 лет

Студент должен:

иметь представление:

  • о теоретических основах скульптуры;

  • об особенностях организации и проведения занятий лепкой в до
    школьных учреждениях;

« о психолого-педагогических основах обучения детей дошкольного возраста лепке; знать:

  • цели, задачи, содержание обучения лепке с учетом возрастных особенностей
    детей;

  • особенности восприятия предметов дошкольниками;

  • виды лепки, пластические материалы, приемы работы с ними, их выразительные
    особенности;

  • необходимое оборудование и технику безопасности работы с ним на занятиях
    лепкой;

уметь:

  • работать с различными пластическими материалами;

  • демонстрировать приемы и способы лепки.

Значение лепки для эстетического воспитания и творческого развития дошкольников. Виды лепки, особенности организации и проведения занятий по лепке.

Использование произведений искусства, разных видов скульптуры на занятиях с детьми по лепке. Методика восприятия произведений скульптуры для эстетического развития детей.

Зрительно-осязательное обследование предметов, предназначающихся для изображения. Объяснение задания. Этапы выполнения заданий.

Разнообразный характер наглядного материала (игрушки, муляжи, натура, предметы искусства). Показ приемов работы (преимущественно для детей младшего дошкольного возраста), частичный показ и лепка без показа на основании обследования и восприятия предметов.

Коллективные и комплексные занятия по лепке.

Обучение изображению предметов. Постепенное усложнение программных требований в зависимости от возраста детей. Усложнение техники изображения.

Обучение сюжетной лепке. Постепенное усложнение программных требований для средней и старших групп детского сада. Постепенный переход от изображения отдельных предметов, расположенных рядом или на общей подставке, к созданию скульптурных групп. Роль деталей и характеристик образов.

Обучение декоративной лепке. Задачи и содержание обучения декоративной лепке б разных возрастных группах. Декоративное оформление предметов. Организация дидактических игр для развития сенсорики. Знакомство детей с эталонами объемных тел, обучение их умению сравнивать части предметов с наиболее простыми объемными телами.

Особенности пластической формы, создаваемой детьми младшего дошкольного возраста.

Доизобразительный период. Возникновение ассоциаций.

Формирование интереса к лепке, знакомство с материалами, правилами и приемами работы. Подведение к выполнению изображений.

Изображение простых одночастных предметов и предметных изображений из нескольких частей. Передача формы и величины.

Особенности организации и проведения занятий по лепке с детьми младшего дошкольного возраста. Постепенное усложнение программного материала. Последовательное освоение приемов лепки (раскатывание, скатывание, расплющивание, защипывание) в получении простейших форм. Примерная тематика занятий. Лепка по замыслу.

Обследование предметов с участием различных анализаторов. Особенности использования показа способов изображения в лепке знакомых форм (привлечение детей, их опыта). Игровые приемы обучения. Роль упражнений. Анализ детских работ.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа дисциплины «методика развития детской речи с практикумом по логопедии» Специальность 050704

    Рабочая программа
    Составлена в соответствие с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050704 «Дошкольное образование»
  2. Программа дисциплины Дпп ф. 11. 5 теория и методика развития детского изобразительного творчества 1

    Программа дисциплины
    Произведения искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры) как фактор развития личности ребенка и основа его самостоятельной художественно-творческой деятельности
  3. Рабочая программа по дисциплине «Методика преподавания изобразительного искусства» Для специальности

    Рабочая программа
    Рабочая программа учебной дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070901 специализация
  4. Методика преподавания начального курса математики История Москвы

    Учебно-методический комплекс
    Использование федеральных, региональных документов, периодической печати по вопросам защиты прав детей и правового регулирования сферы образования в РФ.
  5. Рабочая программа учебной дисциплины «Психология» Специальность

    Рабочая программа
    Основные задачи преподавания психологии детей раннего и дошкольного возраста на дошкольном отделении педагогического колледжа состоит в том, чтобы раскрыть определяющие закономерности психического развития детей в его связи с воспитанием

Другие похожие документы..