Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Курс «Русский язык и культура речи» призван помочь в повышении уровня практического владения современным русским литературным языком и осуществлять я...полностью>>
'Документ'
Рассмотрено 640 обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей, из них о нарушении прав потребителей в сфере торговли заявили – 381 человек, в...полностью>>
'Документ'
СУББОТА. Львов. Встреча каждого туриста. 08:30 со Львова, а в 14:00 с Чопа – переезд на Родину известного вина – «Короля вин – вина королей!» – город...полностью>>
'Конкурс'
по проведению открытого конкурса на право заключения государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских работ для государственных нужд...полностью>>

Рабочая программа учебной дисциплины «Методика развития детского изобразительного творчества» Специальность

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины «Методика развития детского изобразительного творчества» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0313 Дошкольное образование (повышенный уровень) среднего профессионального образования и является единой для всех форм обучения: очной, очно-заочной .

Учебная дисциплина «Методика развития детского изобразительного творчества» входит в цикл специальных дисциплин, основывается на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении таких дисциплин, как «Изобразительное искусство» и «Практикум по художественному труду и конструированию». Она предусматривает изучение психолого-педагогических основ, развития художественно-творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности, знакомит с задачами, содержанием и методами обучения дошкольников рисованию, лепке, аппликации, конструированию и методикой ознакомления детей с изобразительным искусством.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

иметь представление:

  • об основных научно-практических проблемах теории и технологии художественно-
    эстетического воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;

  • о перспективах развития изобразительного творчества детей в дошкольных
    учреждениях;

  • об основных направлениях, видах, формах и методах обучения детей дошкольного
    возраста изобразительной деятельности;

знать:

  • психолого-педагогические особенности развития изобразительного творчества
    дошкольников;

  • цели, задачи, методику ознакомления дошкольников с произведениями
    изобразительного искусства;

  • основные принципы, методы и приемы обучения различным видам
    изобразительной деятельности в дошкольных учреждениях;

  • критерии оценки детских работ и произведений изобразительного искусства;

  • основные требования к педагогическому рисунку, образцу, демонстрационным
    материалам и методическим пособиям;

  • новые педагогические технологии, направленные на развитие изобразительного и
    конструктивного творчества дошкольников;

  • правила техники безопасности при работе с различными материалами, оборудованием,
    инструментами;

уметь:

  • работать с программами, специальной, справочной литературой и другими
    информационными источниками;

  • использовать методы и приемы для воспитания, обучения и развития детей
    дошкольного возраста средствами изобразительного

  • искусства;

  • организовывать занятия по изобразительной деятельности и конструированию с
    детьми в дошкольных учреждениях;

  • использовать выразительные средства различных материалов в работе с детьми;

  • планировать работу, составлять планы и конспекты занятий;

  • аргументировано анализировать произведения изобразительного искусства и детские
    работы;

  • демонстрировать способы и приемы изображения;

• подбирать наглядные, демонстрационно-иллюстративные материалы.

Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков и умений программой учебной дисциплины предусматривается проведение практических занятий, перечень которых носит рекомендательный характер.

При изложении материала необходимо соблюдать единство терминологии и обозначений в соответствии с действующими стандартами.

Для проверки знаний студентов в рабочей программе указаны вопросы и определены практические задания

Итоговый контроль знаний - экзамен.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ

Студент должен:

иметь представление:

  • о содержании учебной дисциплины и ее задачах, связи с другими дисциплинами;

  • о роли и значении учебной дисциплины в профессиональной деятельности
    специалиста дошкольного образования;

  • о роли изобразительного искусства в формировании творческой личности
    ребенка;

знать:

  • педагогические основы изобразительной деятельности;
    познавательные и воспитательные функции изобразительного искусства;

  • объективные и субъективные основы творчества.

Цели и задачи учебной дисциплины, ее особенности и своеобразие. Предметные требования. Теория и практика изобразительного искусства, его исторические, философские, психологические и педагогические основы. Познавательные и воспитательные функции изобразительного искусства. Роль изобразительного искусства в развитии эстетического восприятия и художественного творчества детей.

Способность к творчеству как специфическая особенность человека. Творческая деятельность ребенка дошкольного возраста. Объективные и субъективные основы творчества. Этапы творческой деятельности. Результат творчества.

Раздел 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ И

КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Тема 1.1. Изобразительное творчество дошкольников и

особенности его развития

Студент должен:

иметь представление:

  • об особенностях изобразительного творчества;

  • о современных концепциях детского творчества;

знать:

  • особенности изобразительного творчества детей дошкольного возраста;

  • пути и условия изобразительного творчества дошкольников;

  • этапы творческой деятельности ребенка.

Своеобразие творческой деятельности ребенка. Психологическая готовность к творчеству (накопление опыта, приобретение умений, навыков, развитие воображения, зрительной памяти). Этапы творческой деятельности ребенка. Выразительные средства, используемые ребенком в создании образа. Условия развития изобразительного творчества детей. Мотивы творческой деятельности и их развитие. Личностные особенности детского творчества.

Тема 1.2. Организация изобразительной и конструкторской деятельности в дошкольных учреждениях

Студент должен:

иметь представление:

об основных современных концепциях художественного образования в

дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ);

о действующих программах обучения изобразительной деятельности детей

дошкольного возраста;

виды изобразительной деятельности;

формы организации изобразительной деятельности в ДОУ; типы занятий и их

особенности;

структуру и специфику государственных программ по изобразительной и

конструктивной деятельности для дошкольных учреждений;

уметь:

  • определять формы организации восприятия произведений искусств;

  • определять программное содержание различных видов изобрази

  • тельной деятельности с учетом возрастных особенностей детей.

Виды изобразительной деятельности дошкольников: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Специфика их содержания, техники, материалы. Формы организации изобразительной деятельности. Занятия изобразительной и

конструктивной деятельностью как форма обучения и творческого развития детей.

Тематические, комплексные, комбинированные занятия. Место занятий в режиме дня.

Синтез игры и занятия.

Типы занятий: на тему, предложенную воспитателем (занятия по освоению нового программного материала и повторению пройденного, упражнения в изобразительных и технических навыках); на тему, выбранную ребенком (по замыслу).

Основные принципы дидактики, на которых строится содержание программ обучения изобразительной деятельности (научность, доступность, последовательность и систематичность, наглядность, осознанность усвоения детьми знаний и умений, индивидуальный подход к детям и др.)

Структурные особенности программы по изобразительной и конструктивной деятельности для дошкольных учреждений. Современные образовательные программы. Итоговые знания, умения, навыки по изобразительной деятельности и конструированию при переходе детей из дошкольного учреждения в школу.

Самостоятельная работа

Анализ программных документов и методических пособий к ним. Анализ детских работ.

Тема 1.3. Методы, приемы обучения и развития изобразительного и конструктивного творчества детей дошкольного возраста

Студент должен:

иметь представление:

о традиционных педагогических технологиях, направленных на развитие изобразительного и конструктивного творчества дошкольников;

знать:

понятия, классификации методов и приемов обучения детей изобразительному искусству;

содержание различных методов в обучении детей изобразительной деятельности и конструированию;

уметь:

выбирать методы и приемы для эффективного обучения изобразительной, конструктивной деятельности и художественному творчеству; использовать разнообразные методы и приемы обучения в соответствии с возрастными особенностями детей, с учетом их знаний и опыта; составлять алгоритм художественной деятельности.

Классификация методов и приемов: наглядные, словесные, игровые; информационно-рецептивный, репродуктивный, исследовательский, эвристический, метод проблемного обучения. Содержание различных методов в обучении детей изобразительной деятельности и конструированию. Дифференцированный выбор методов и приемов с учетом возрастных особенностей детей, их знаний и опыта. Использование игровых приемов обучения и развития в разных возрастных группах.

Задачи, структура и приемы руководства изобразительной и конструктивной деятельностью детей. Выбор методов и приемов обучения в зависимости от характера программного материала и типа занятий. Приемы активизации мыслительной творческой деятельности детей на занятиях.

Самостоятельная работа

Игровые методы и приемы в обучении изобразительной деятельности и конструированию на занятиях в ДОУ (круглый стол, деловые игры).

Методы и приемы, направленные на развитие изобразительного творчества и конструирования вне занятий.

Тема 1.4. Методика организации и проведения занятий по изобразительной деятельности и конструированию

Студент должен:

знать:

  • типы, формы, структуру занятий по изобразительной деятельности и
    конструированию;

  • особенности организации и проведения занятий в детском саду и вне дошкольного
    учреждения;

  • требования к подбору изобразительных и конструктивных материалов;

  • особенности педагогического руководства изобразительной и конструктивной
    деятельностью вне занятий;

уметь:

  • организовывать художественно-эстетическую среду в группе дошкольных
    учреждений;

  • правильно подбирать, использовать, хранить материалы и оборудование для
    занятий;

  • организовывать занятия по изобразительной деятельности в разновозрастных
    группах.

Занятия изобразительной деятельностью как форма обучения и творческого развития дошкольников. Место занятий в режиме дня разных возрастных групп детского сада.

Гигиенические и эстетические требования к помещению, материалам, оборудованию. Типы занятий.

Формы проведения занятий: фронтальные, со всеми детьми группы; по подгруппам; индивидуальные и коллективные работы детей.

Подготовка к занятию воспитателя - методическая и практическая. Подготовка детей. Дежурства и самообслуживание.

Изобразительные материалы. Требования к подбору материалов: эстетические достоинства, оправданность для данного занятия и др. Хранение материалов и оборудования; подготовка их к использованию; размещение во время работы детей. Специальное оборудование для демонстрации натуры, образцов и т.п. Показ способов выполнения.

Организация педагогического процесса. Структура занятия. Оформление детских работ и их использование в жизни детского сада.

Распределение программного материала с учетом возрастных особенностей детей. Руководство изобразительной деятельностью младших и старших дошкольников. Развитие творческих способностей детей в разновозрастной группе.

Специфика работы по изобразительной деятельности в разновозрастных группах. Методика организации занятий по лепке, рисованию, аппликации и конструированию в разновозрастной группе.

Значение самостоятельной изобразительной и конструктивной деятельности детей. Выполнение индивидуальных и коллективных работ.

Уголок изобразительной и конструктивной деятельности в группе, его материально-техническое и методическое обеспечение.

Особенности педагогического руководства изобразительной и конструктивной деятельностью вне занятий. Работа воспитателя с подгруппами и отдельными детьми. Взаимосвязь с игровой деятельностью. Стимулирование инициативы и творчества. Организация выставок.

Взаимосвязь изобразительного творчества детей с другими видами их деятельности I музыкальной, речевой, театрально-игровой и т.д.).

Специфика, особенности организации и проведения комплексных занятий по разительному искусству или с элементами изобразительной деятельности. Подбор ^разительных материалов. Роль педагога, взаимодействие нескольких педагогов в занятии.

Тестовые, диагностические занятия. Интегрированные, цикловые занятия за пределами дошкольного учреждения, музейная работа, выставки, конкурсы детского творчества и др. Сотворчество педагогов и детей в изобразительной деятельности.

Самостоятельная работа

Отбор тематики занятий по рисованию, лепке, аппликации и конструированию (с учетом возрастной группы, в которой студенты проходят практику в дошкольных учреждениях). Работа с программой, учебником, тетрадью, дополнительной литературой.

Составление примерного календарно-тематического плана по изобразительному искусству и конструированию.

Анализ занятий, фрагментов занятий с детьми-в дошкольных учреждениях (в ДОУ, видеоматериалы, деловые игры). Анализ детских работ.

Анализ уголков изобразительного творчества, материалов и оборудования, художественно-творческой среды в базовых дошкольных учреждениях.

Раздел 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА НА ЗАНЯТИЯХ ПО

РИСОВАНИЮ

Тема 2.1. Методика организации и проведения занятий по рисованию в дошкольных учреждениях. Занятия по рисованию с детьми 2-3 лет

Студент должен:

иметь представление:

о психолого-педагогических основах развития рисования в дошкольном детстве; о специфике, программном содержании, задачах, интеграционных связях рисования с другими видами изобразительной деятельности и конструированием в ДОУ;

знать:

виды рисования, содержание, методы и приемы обучения в дошкольном

учреждении;

особенности организации и методику проведения занятий с детьми с учетом их

возрастных особенностей;

требования к педагогическому рисунку, образцу, демонстрационным материалам и

пособиям;

особенности возникновения и развития рисования у детей раннего возраста;

специфику работы с детьми 2-3 лет по рисованию;

уметь:

определять содержание и методы работы с детьми с учетом их возрастных

особенностей;

работать с различными графическими и живописными материалами,

используемыми в работе с дошкольниками;

грамотно организовывать занятия по рисованию, показ приемов изображения,

восприятие и обследование натуры.

Развитие эстетического восприятия и эмоций, формирование эстетических чувств, эстетического отношения к окружающему миру, эстетических оценок и художественного вкуса на занятиях рисованием.

Особенности организации и методика проведения занятий по рисованию. Виды рисования в дошкольном учреждении: изображение предметов, сюжетов, их декоративное значение, особенности и место разных возрастных групп.

Обучение детей технике, рисования, приемам работы с различными материалами.

Задачи рисования с натуры, по памяти, по представлению в работе с детьми разных возрастных групп. Рисование по воображению, творческие, фантазийные композиции детей.

Обучение изображению предметов. Задачи и содержание обучения. Постепенное усложнение задач обучения и требований к качеству изображения и выразительности.

Обучение сюжетному рисованию. Задачи и содержание обучения в средних и старших группах. Принципы композиционного построения детских рисунков. Использование цвета и колорита как выразительного и изобразительного средства.

Обучение декоративному рисованию. Задачи, содержание обучения в каждой возрастной группе. Значение декоративного рисования для формирования художественного вкуса и развития эстетического восприятия. Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством на занятиях, декоративным рисованием -основа обучения приемам построения узоров.

Различные формы организации занятий по рисованию. Комбинированные, коллективные занятия. Анализ детских работ.

Возникновение и развитие рисования у детей раннего возраста. Формирование интереса детей к изобразительной деятельности.

Программа, методы и приемы обучения рисованию предметов и явлений окружающего мира. Примерная тематика занятий.

Особенности методики проведения занятий рисованием с детьми 2-3 лет.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа дисциплины «методика развития детской речи с практикумом по логопедии» Специальность 050704

    Рабочая программа
    Составлена в соответствие с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050704 «Дошкольное образование»
  2. Программа дисциплины Дпп ф. 11. 5 теория и методика развития детского изобразительного творчества 1

    Программа дисциплины
    Произведения искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры) как фактор развития личности ребенка и основа его самостоятельной художественно-творческой деятельности
  3. Рабочая программа по дисциплине «Методика преподавания изобразительного искусства» Для специальности

    Рабочая программа
    Рабочая программа учебной дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070901 специализация
  4. Методика преподавания начального курса математики История Москвы

    Учебно-методический комплекс
    Использование федеральных, региональных документов, периодической печати по вопросам защиты прав детей и правового регулирования сферы образования в РФ.
  5. Рабочая программа учебной дисциплины «Психология» Специальность

    Рабочая программа
    Основные задачи преподавания психологии детей раннего и дошкольного возраста на дошкольном отделении педагогического колледжа состоит в том, чтобы раскрыть определяющие закономерности психического развития детей в его связи с воспитанием

Другие похожие документы..