Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В целях реформирования бюджетного процесса в 2008-2009 годах по муниципальному образованию Тверской области «Сонковский район» в части внедрения станд...полностью>>
'Документ'
В соответствии с Программой Правительства Республики Коми по повышению эффективности бюджетных расходов Республики Коми на период до 2012 года, утвер...полностью>>
'Урок'
В мире … остаётся множество тайн, загадок. Результаты исследований, проведённые с разными …, изумляет даже самых опытных учёных. Исследователи считают...полностью>>
'Методические рекомендации'
1. Настоящие Методические рекомендации определяют порядок создания и организации деятельности подразделений пожарной охраны Всероссийского добровольн...полностью>>

1 рабочая программа дисциплины «Английский язык для неязыковых специальностей» пояснительная записка

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

(1) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Английский язык

для неязыковых специальностей»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обучение иностранному языку студентов неязыковых специальностей рассматривается как составная часть вузовской программы гуманитаризации высшего образования, как органическая часть процесса осуществления подготовки высококвалифицированных специалистов, активно владеющих иностранным языком как средством интеркультурной и межнациональной коммуникации, как в сферах профессиональных интересов, так и в ситуациях социального общения.

Применение коммуникативной и языковой компетенции осуществляется в соответствии с основными положениями теории речевой деятельности на основе коммуникативного системно-деятельностного подхода в соответствии с принципами единства целей, процесса и методики обучения иностранному языку; сочетания практической направленности с систематизацией языкового и речевого материала в сознании обучаемых; системности в организации взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности; эффективного управления контролируемыми и самостоятельными формами работы; интенсификации учебного процесса на основе активизации речемыслительной деятельности студентов; аутентичности в отборе и организации учебных материалов; соизучения языка и культуры; индивидуализации обучения; использования аудиовизуальной и информационных технологий.

Расширение международного сотрудничества в экономической, политической, научно-технической, культурной и образовательной областях требует от современного выпускника высшей школы активного владения иностранным языком, что нашло отражение в квалификационных характеристиках специалиста.

Владение иностранным языком позволяет реализовать такие аспекты профессиональной деятельности, как своевременное ознакомление с новейшими технологиями, открытиями и тенденциями в развитии науки и техники, установление профессиональных контактов с зарубежными партнерами. Оно обеспечивает повышение уровня профессиональной компетенции.

Мотивацией при овладении иностранным языком прежде всего служит профессиональная потребность студента, готовящегося стать высококвалифицированным специалистом со знанием иностранного языка. В этой связи одной из главных особенностей этого учебного предмета в вузе является его профессионально-ориентированный характер, отраженный в учебной цели и содержании обучения.

Организация учебной деятельности реализуется в виде дискретных циклов. Конкретная учебная задача решается применительно к ситуации учебного общения, которая является шагом на пути последовательного овладения иностранным языком. От цикла к циклу усложняются состав и формы учебных действий: от элементарных до целостных актов письменного и устного общения. В программе выделяется роль и значение самостоятельной деятельности студента в процессе овладения языком в изменившихся условиях обучения.

На всех этапах вузовского курса иностранного языка обращается внимание на обучение студентов методике самообразования, которая позволяет им овладеть приемами извлечения информации из текстов, знакомит со способами ее передачи в виде аннотаций, рефератов, устных докладов и сообщений.

Основой построения программы является разделение курсов на два направления или аспекта - «Общий язык» и «Язык для специальных целей», каждому из которых отводится по 50 % учебного времени на всех этапах обучения. Они различаются между собой тематикой и лексическим составом учебного материала, приоритетом того или иного вида речевой деятельности, развитием навыков, необходимых для освоения соответствующего регистра речи. Оба направления связаны между собой в учебном процессе наличием общих грамматических тем и необходимостью овладения сходными синтаксическими явлениями и базовыми речевыми навыками.

В аспекте «Общий язык» осуществляется развитие навыков восприятия звучащей (монологической и диалогической) речи, развитие навыков устной разговорно-бытовой речи, развитие навыков чтения и письма. Обучение общему языку ведется на материале про изведений речи неспециализированной (бытовой и общепознавательной) тематики, а также страноведческого и культурологического характера.

В аспекте «Язык для специальных целей» осуществляется развитие навыков публичной речи (сообщение, доклад, дискуссия), развитие навыков чтения специальной литературы с цепью получения информации, знакомство с основами реферирования, аннотирования и перевода литературы по специальности, развитие основных навыков письма для подготовки публикаций и ведения переписки. Обучение языку специальности ведется на профессионально-ориентированном материале.

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Новый социальный заказ общества обучать иностранному языку как средству межкультурной коммуникации, формировать личность, вобравшую в себя ценности родной н иноязычной культур и готовую к межнациональному общению во всех сферах жизни, находит свое отражение в определении новых целей и подходов в обучении иностранному языку в неязыковом вузе.

Владение иностранным языком позволяет реализовать такие аспекты профессиональной деятельности, как своевременное ознакомление с новейшими технологиями, открытиями и тенденциями в развитии науки и техники, установление профессиональных контактов с зарубежными партне­рами. Оно обеспечивает повышение уровня профессиональной компетенции.

Изложенное определяет основную и конечную цель обучения ­обеспечить активное владение выпускниками неязыкового вуза иностранным языком как средством «формирования и формулирования мыслей» в социально обусловленных и профессионально-ориентированных сферах общения.

Теоретические исследования процесса овладения иностранным языком, весь практический опыт преподавания позволяют утверждать, что путь к конечной цели должен быть маркирован промежуточными задачами обучения, которые формируются следующим образом:

  • переориентировать студентов в психологическом плане на понимание иностранного языка как внешнего источника информации и иноязычного средства коммуникации, на усвоение и использование иностранного языка для выражения собственных высказываний и понимания других людей;

  • подготовить студентов к естественной коммуникации в устной и письменной формах иноязычного общения,

  • научить студентов видеть в иностранном языке средство получения, расширения и углубления системных знаний по специальности и средство самостоятельного повышения своей профессиональной квалификации;

  • раскрыть перед студентами потенциал иностранного языка как возможности расширения их языковой, лингвострановедческой и социокультурной компетенции.

СТРУКТУРА КУРСА

Структурно полный профессионально-ориентированный курс иностранного языка как органический компонент квалификационной характеристики студента состоит из обязательных и факультативных занятий.

В течение курса формируются три уровня обученности: предпороговый (исходный), пороговый (основной) И пороговый продвинутый.

Обязательный минимум - предпороговый уровень – предусматривает обязательные аудиторные занятия в I, II семестрах.

Пороговый уровень (III и IV семестры) предполагает занятия в III-IV семестрах.

На предпороговый и пороговый уровни обучения иностранному языку согласно учебным планам отводится из расчета на одну учебную группу 272

Пороговый уровень - это степень готовности студента адекватно пользоваться средствами языка для достижения целей обучения.

… часа обязательных занятий. Объем факультативных часов определяется факультетом в пределах лимита учебных часов.

Пороговый продвинутый уровень предусматривает занятия в … семестрах. Количество академических часов, отведенных на данный этап, зависит от факультета.

УРОВНИ ОБУЧЕННОСТИ

Предпороговый уровень характеризует готовность студента рационально использовать учебные действия и приемы для точного и полного понимания содержания текста при чтении, а также при выполнении роли говорящего и слушающего. Эта задача решается в зависимости от реальных условий в течение I-II семестров.

Пороговый уровень характеризует готовность студента участвовать в различных видах речевой деятельности: чтении, говорении, аудировании и письме. Этот уровень должен достигаться студентом по окончании IV семестра.

Пороговый продвинутый уровень обученности предполагает готовность студента дифференцированно применять иностранный язык в вариативных ситуациях речевого общения, связанных с его будущей профессиональной деятельностью.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ВЛАДЕНИЮ

ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ

  1. Этап (предпороговый) I-II семестры

Задачи:

1. Обобщить полученное в школе умение и навыки чтения на расширенном языковом материале с целью подготовки студентов к различным видам чтения.

2. Научить студентов формулировать мысли на иностранном языке в вопросно-ответной форме и монологических формах речи с привлечением элементов профессионально-ориентированного регистра речи.

Требования к практическому владению видами речевой деятельности

Чтение

  1. Уметь понять учебный текст, написанный языком повседневного общения и отвечающий критериям тематической целостности, структурной оформленности и информативности, с использованием словаря в заданной ситуации общения с полным точным пониманием его содержания и выделением смысловой информации.

  2. Уметь понимать учебный текст , написанный языком повседневного общения в ситуации ознакомления с общим содержанием без словаря.

  3. Умение четко , выразительно и правильно в звуковом и интонационном отношении читать вслух адаптированный текст, содержащий в основном усвоенный лексико-грамматический материал; формулировать серии логически связанных вопросов, уметь излагать содержание прочитанного.

  4. уметь понимать адаптированные тексты профессионально-ориентированного содержания.

Говорение

Монологическая речь

1. Умение простым языком представить людей или описать условия жизни и работы, повседневные занятия, то, что нравиться и что не нравиться, и т.д. в виде ряда коротких простых фраз и предложений в форме перечня.

  1. Умение ответить на ряд вопросов по своему выступлению, но при этом время от время просить повторить вопрос, если он был произнесен в слишком быстром темпе.

Диалогическая речь

  1. Умение участвовать в простом диалоге, но успешность коммуникации целиком основана на более медленном повторе фраз собеседником, перефразировании. Умение задавать и отвечать на простые вопросы, произносить и реагировать на простые утверждения, касающиеся непосредственно знакомых тем.

  2. Умение без подготовки участвовать в беседе на знакомую тему, обмениваться информацией по известным темам в рамках профессиональных интересов или относящимся к повседневной жизни (например, семья, хобби, работа, путешествия и текущие события).

Аудирование

  1. Умение понимать очень простые высказывания о себе, о знакомых людях и предметах при условии, что речь собеседника медленная и внятная.

  2. Умение понимать основное содержание беседы на знакомую тему, связанную с работой, образованием, отдыхом и т.д., осуществляемой посредством четкого стандартного языка.

Письмо

Требования к обученности письму:

1. Уметь правильно графически и орфографически писать в пределах активного лексико-грамматического минимума при выполнении соответствующих учебных заданий.

2. Уметь кратко излагать в письменной форме содержание прочитанного материала.

3. Уметь заполнить подробную анкету о себе; написать открытки различных функциональных типов.

4. Уметь пере водить несложные фразы профессионально-ориентированного содержания с родного языка на иностранный.

Предметно-тематическое содержание

1. Национальность, страны, языки. Семья, семейное положение, вступление в брак, состав семьи, родственные связи. Внешность, характер.

2. Жилье. Дом, квартира, сад. Мебель, удобства. Обязанности по дому. Общежитие, проживание в квартире.

3. Учеба в университете. Студенческая жизнь. Учебные предметы. Распорядок

дня.

4. Факультет, на котором я учусь. Моя будущая профессия.

II. Этап (пороговый) III-IV семестры

Задачи:

1. Развивать и закрепить способности студента выражать свои мысли на

иностранном языке адекватно намерению и коммуникативной ситуации.

2. Активно вводить студентов в области иноязычной профессионально ориентированной речевой деятельности.

Требования к практическому владению видами речевой деятельности

Чтение

1. Умение понимать более развернутые, сложные по структуре тексты, которые написаны языком повседневного общения.

2. Умение понимать короткие простые тексты на темы, связанные с профессиональной деятельностью.

3. Умение понимать тексты, непосредственно излагающие вопрос, входящий в сферу интересов студента.

4. Умение найти и понять необходимую информацию общего характера в таких материалах для каждодневного использования как письма, брошюры и короткие официальные документы.

Говорение

Монологическая речь

1. Умение сделать простой, заранее подготовленный доклад по знакомой тематике в рамках сферы деятельности, который будет ясным настолько, что практически на всем его протяжении можно следить за мыслью, и основные положения которого достаточно четко разъяснены.

  1. Умение ответить на ряд вопросов по своему выступлению, но при этом время от времени просить повторить вопрос, если он был произнесен в слишком быстром темпе.

Диалогическая речь

1. Умение выполнять простые коммуникативные задания, требующие простого и прямого обмена информацией по простым, стандартным вопросам, касающимся

работы других сфер деятельности.

2. Умение довольно уверенно общаться на профессиональные темы из области личных и профессиональных интересов. Умение обмениваться информацией, убеждаться в ее правильности и подтверждать ее правильность.

3. Умение довольно уверенно общаться на повседневные и другие темы из области

личных или профессиональных интересов.

4. Умение высказать свою точку зрения по довольно абстрактным темам,

касающимся культуры, политики и т. д.

Аудирование

1. Умение понимать выражения и часто встречающиеся слова по наиболее значимым для слушающего темам, то есть основная информация о себе и своей семье, поход в магазин, работа.

2. Умение понимать основную идею коротких, четких, простых сообщений и объявлений.

3. Умение следить за ходом длинного доклада или сложной системы доказательств при условии, что тема достаточно хорошо знакома.

Письмо

1. Умение писать короткие сообщения и записки на простые темы и для удовлетворения повседневных потребностей (например, простое благодарственное письмо).

2. Умение писать простые тексты на знакомые или интересующие темы, личные письма, содержащие описание впечатлений и переживаний.

3. Умение пользоваться первичными навыками деловой переписки и оформления документации с использованием современных технологий (Fax, E-mail и Т.П.)

4. Умение переводить аутентичные тексты по специальности с иностранного языка на родной язык с использованием словаря и справочников.

Предметно-тематическое содержание

1. По странам и континентам. Родные места. Республика, в которой я живу. Страна изучаемого языка. Столица. Жизнь в Республике Беларусь и за рубежом. Праздники и традиции. Организации образования в нашей республике и за рубежом.

2. Романтика и будни избранной профессии. Профессии, которые мы

выбираем. Планы на будущее. Современный взгляд на трудоустройство.

III. Этап (пороговый продвинутый) V-VI семестры

Задачи:

закрепить и развить приобретенные знания, умения и навыки активного владения иностранным языком в повседневной, общественно-политической и профессиональной сферах устной и письменной форм речи.

Требования к практическому владению видами речевой деятельности

Чтение

1. Умение понимать повседневную информацию и статьи по текущим

вопросам, а также общее значение новой информации, входящей в знакомую сферу.

2. Умение понимать практически без затруднений любые тексты, содержащие трудные слова и грамматические конструкции (руководства, специализированные статьи).

3. Умение понимать специальные язык в статьях и технических инструкциях, даже если эти тексты выходят за рамки профессиональной деятельности читающего.

4. Умение читать достаточно бегло, чтобы справиться с учебным курсом, читать публикации в средствах массовой информации для получения сведений и понимать не стандартную переписку.

5. Умение понимать документы, корреспонденцию и доклады, включая тонкие нюансы сложных текстов.

Говорение

Монологическая речь

1. Умение давать четкие, подробные описания по широкому кругу интересующих его вопросов, развивая отдельные мысли и подкрепляя их дополнительными положениями и примерами.

2. Умение давать четкие подробные описания и делать доклады на сложные профессиональные темы, углубляясь в подтемы, развивая отдельные положения и заканчивая подходящим выводом.

3. Умение пояснить свою точку зрения по актуальному вопросу, указывая на плюсы и минусы различных вариантов.

4. Умение привести ряд обоснованных доводов.

5 Умение разворачивать четкую систему аргументации, развивая и подкрепляя свою точку зрения достаточно развернутыми утверждениями и примерами.

Диалогическая речь

  1. Умение вести диалог довольно бегло и без подготовки, что позволяет регулярно и подолгу общаться с носителями языка без особых трудностей для обеих сторон.

  2. Умение бегло, точно и эффективно говорить на разнообразные темы: общие, учебные, профессиональные.

  3. Умение выбрать наиболее адекватное из имеющихся в его распоряжении средств языка для общения в нетипичных, трудных ситуациях.

  4. Умение переключаться на другой регистр общения, гибко реагировать на изменения в теме, направленности, тоне разговора, при необходимости перефразировать высказывание.

  5. Соблюдение правил речевого этикета в ситуациях научного диалогического общения.

Аудирование

  1. Умение без труда следить за ходом сложных диалогов, которые ведутся третьей стороной в процессе группового обсуждения/дискуссии даже по абстрактной, незнакомой тематике.

  2. Умение понимать основные положения по смысловому наполнению речи на конкретные или абстрактные темы, произносимые на нормативном языке, включая технические обсуждения по темам, находящимся в рамках сферы деятельности.

  3. Умение понимать основные положения лекций, бесед, докладов и других видов тематически сложных выступлений, касающихся профессиональной деятельности.

  4. Умение извлекать конкретную информацию из объявлений в общественных местах, например, на вокзале, на стадионе и др., несмотря на плохую слышимость и помехи. Умение понимать сложную техническую информацию, к примеру, правила эксплуатации, технические условия.

Письмо

  1. Умение написать отзыв о статье, тезисы на конференцию.

  2. Умение писать четкие тексты (доклады), подробно освещающие разнообразные интересующие студента вопросы, синтезируя и оценивая информацию и аргументы, поступающие из нескольких источников.

  3. Умение синтезировать информацию и аргументы из нескольких источников.

  4. Умение написать эссе или доклад, в котором доказательства разворачиваются системно, важные моменты подчеркиваются и приводятся детали, подкрепляющие излагаемую точку зрения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины «Английский язык» для направления 030600. 62 Журналистика подготовки бакалавра Автор программы: ст преп. Смирнова М. А

    Программа дисциплины
    Цели и задачи программы: Курс носит коммуникативно-ориентированный характер и предусматривает формирование и развитие основных навыков и умений в области языковой компетенции, которые в дальнейшем позволят студентам использовать приобретенные
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «английский язык» Для студентов заочной формы обучения специальностей

    Учебно-методический комплекс
    В учебно-методическом комплексе приводятся рекомендации по изучению дисциплины “Английский язык” (требования Государственного стандарта по дисциплине “Английский язык”, структура предмета, тематические планы практических занятий,
  3. Программы учебных курсов по дисциплине «русский язык как иностранный» для студентов, аспирантов и стажеров

    Документ
    Качество подготовки специалистов, его соответствие российским и международным образовательным стандартам призваны обеспечить Государственные образовательные стандарты по русскому языку как иностранному (РКИ), которые были разработаны
  4. Пояснительная записка по умк «перспективная начальная школа» (2)

    Пояснительная записка
    Рабочая программа для 1-4 классов составлена на основе Примерной программы начального общего образования, Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторских программ образовательной системы
  5. Пояснительная записка 1 Цель и задачи прграммы. 2 Ценностные ориентиры начального общего образования. 3 Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов

    Пояснительная записка
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «СОШ № 12 г. Чебоксары» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре

Другие похожие документы..