Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Инструкция'
Требования к оформлению: титульный лист с указанием курса, вида работы, полностью свои фамилия, имя, отчество, группы и даты – типовое оформление титу...полностью>>
'Документ'
Ислам (араб., букв. — покорность), монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи — мусульм...полностью>>
'Экзаменационные билеты'
Существуют разные возможности познания мира (средства массовой информации, книги, путешествия, посещение музеев, встречи с интересными людьми и т. д.)...полностью>>
'Документ'
Степень развития рынка труда оказывает непосредственное влияние на процессы, происходящие в обществе. Рынок труда – очень важный и сложный элемент рын...полностью>>

Научно-методическое обеспечение и организация многоуровневой подготовки кадров информатизации региональной системы общего образования (на примере Дальневосточного федерального округа) 13.

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Поличка Анатолий Егорович

Научно-методическое обеспечение и организация многоуровневой подготовки кадров информатизации региональной системы общего

образования

(на примере Дальневосточного федерального округа)

13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания

(информатизация образования)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва – 2006

Работа выполнена в Институте информатизации образования Российской академии образования, в лаборатории проблем информатизации профессионального образования

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор

Козлов Олег Александрович

Официальные оппоненты: академик РАО, доктор технических наук, профессор

Жураковский Василий Максимилианович,

доктор технических наук, профессор

Павлов Александр Алексеевич,

доктор педагогических наук, профессор

Бешенков Сергей Александрович

Ведущая организация: Омский государственный

педагогический университет

Защита состоится «29» декабря 2006 года в 15-00 часов на заседании диссертационного совета Д 008.004.01 в Институте информатизации образования Российской академии образования по адресу: 119121,

г. Москва, ул. Погодинская, 8.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института информатизации образования Российской академии образования и

на сайте <>.

Автореферат разослан «28» ноября 2006 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета С.С. Кравцов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Развитие представлений в области информатизации общества приводит как к теоретическому осмыслению этого процесса, так и к рассмотрению его законодательных основ (Каплан Д., Крупнов А.Е., Руделл Т., Смолян Г.Л., Ткачева Н.В., Тоффлер Э., Черешкин Д.С., Финько О.А., Штрик А.А. и др.). Важную роль в развитии информатизации общества имеет информатизация образования - процесс, включающий обучение и воспитание, направленный на обеспечение образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических и учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в здоровьесберегающих условиях (И.В. Роберт, В.А. Поляков).

Научным исследованиям в области информатизации образования посвящены труды многих ученых (Ваграменко Я.А., Каракозова С.Д., Кирилова Г.И., Колина К.К., Кузнецова А.А., Лапчика М.П., Латышева В.Л., Панюковой С.В., Полякова В.А., Роберт И.В., Софроновой Н.В., Шолохович В.Ф. и др.), в которых изучаются методологические, дидактические и методические вопросы, психологические аспекты этого процесса. В частности, И.В. Роберт и В.А. Поляковым определены основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования, одним из которых является подготовка кадров информатизации профессионального образования.

Процесс информатизации образования активно развивается в регионах, где система образования ориентируется на конкретные и реальные носители образовательных ценностей, учет разнообразия и различных форм взаимодействия региональных и федеральных органов управления (Бордовская Н.В., Петров Ю.Н., Стрелова О.Ю. и др.). Реализация образовательных потребностей жителей региона в местных условиях является обходимым условием развития постоянного развития образования. Изучение развития информатизации образования в аспекте ее реализации в регионах, муниципальных образованиях, различных образовательных учреждениях (Бобович А.В., Богословский В.И.,. Ваграменко Я.А., Громов Г.Р., Извозчиков В.А., Космачев В.М., Коротков А.М., Потемкин М.Н., Чирцов А.С. и др.) указывает на необходимость исследования регионального аспекта информатизации образования (Акопян Д.А., Васильев В.Н., Еляков А.Д., Жожиков А.В., Казиев В.М., Касторнова В.А., Синиборов И.Д., Софронова Н.В., Хеннер Е.К. и др.).

Используемая в практике работы обширная информация как научная, так и нормативная дает, в основном, только общие представления о процессе информатизации образования в регионе. Научные теоретические установки, изложенные в концепциях информатизации, на региональном уровне не всегда реализуются, так как методология их использования в реальной ситуации не достаточно разработана. В регионах, тем не менее, проделана большая эмпирическая работа по информатизации образования на своем уровне (Акимов А., Акопян Д.А., Василев А.К., Готсдинер Г.Я., Еляков А.Д., , Николаев М.Е. и др.). Вместе с тем, на региональном уровне имеет место стихийный характер развития информатизации образования, реализуемого управленцами как исполнителями государственных предписаний и учителями-энтузиастами. Это объясняется, с одной стороны, большой потребностью в средствах ИКТ у обучаемых, а, с другой стороны, отсутствием методологических и организационных разработок, направленных на реализацию как научных достижений, так и законодательных предписаний по информатизации общего образования в регионах. В этой связи рассмотрим информатизацию региональной системы общего образования (ИРСОО), под которой будем понимать целенаправленно организованный учебно-воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях региона, обеспечивающий оптимальное использование средств ИКТ при заинтересованности в этом обучаемых, обучающих, управленцев, родителей, а также специалистов других организаций для реализации своей деятельности в экономико-географических, социально-культурных и технико-технологических условиях.

Информатизация региональной системы общего образования признана на государственном уровне. В своем развитии нормативные представления прошли уже ряд этапов создания и утверждения концепций и программ информатизации образования. В частности, в них выделены направления информатизации профессионального и общего образования, а также уровни информатизации образования: региональный, муниципальный уровни и уровень образовательного учреждения (Лапчик М.П., Матрос Д.Ш., Минин М.Г., Могилев А.В., Хеннер Е.К. и др.). Кроме того, имеется опыт работы регионов, когда на каждом этапе изменения федеральных документов были разработаны соответствующие программы или концепции информатизации образования конкретных областей, краев или других регионов (Акимов, А., Акопян Д.А., Агранович Б.Л., Богатырь Б.Н., Василев А.К., Еляков А.Д., Ершов Ю.Л., Николаев М.Е., Югай С.А., Яковлев Ю.Б., Ямпольский В.С. и др.).

В связи с развитием информатизации образования существенно изменяются основные представления об учебном информационном взаимодействии, структуре представления учебного материала, информационной деятельности в предметной среде, учебно-методическом обеспечении (электронное средство учебного назначения, цифровой образовательный ресурс, распределенный информационный ресурс образовательного назначения и т.п.). Особое значение при этом приобретает подготовка кадров, способных освоить эти изменения и реализовывать их на практике.

Под подготовкой кадров информатизации образования будем понимать научное направление и практико-ориентированную деятельность, которые направлены на разработку содержания и методики подготовки педагогических кадров в области реализации основных направлений информатизации образования и прикладных аспектов применения средств ИКТ в своей профессиональной деятельности в условиях информатизации общества массовой глобальной коммуникации (И.В.Роберт, О.А.Козлов).

Подготовке педагогических кадров информатизации образования посвящены работы Ваграменко Я.А., Дашниц Н.Л., Жданова С.А., Козлова О.А., Колина К.К., Кравцовой А.Ю., Кузнецова А.А., Лавиной Т.А., Лапчика М.П., Мартиросян Л.П., Матросова В.Л., Меламуд В.Э., Панюковой С.В., Роберт И.В., Тарабрина О.А., Хеннера Е.К и др. В этих исследованиях разработаны организационно-методические условия, инфраструктура, подходы к содержанию, программы курсовой подготовки кадров информатизации образования разного профиля. Вместе с тем, в этих работах недостаточно исследована подготовка педагогических кадров информатизации региональной системы общего образования на трех уровнях образования: начальное профессиональное; среднее профессиональное; первое и второе высшее профессиональное, повышение квалификации, переподготовка и дополнительное образование в экономико-географических, демографических, этнических, социальных, культурологических и технико-технологических условиях (назовем такую подготовку многоуровневой подготовкой кадров ИРСОО).

В настоящее время не достаточно подробно разработаны также и такие вопросы: региональные условия реализации процесса информатизации системы общего образования, влияющие на научно-методическое обеспечение и организацию подготовки кадров информатизации; организация деятельности педагогических кадров по региональной трактовке нормативно-методических материалов в области информатизации системы общего образования; теоретическое и технологическое обеспечение реализации федеральной составляющей информатизации региональной системы образования. В данном контексте под научно-методическим обеспечением многоуровневой подготовки кадров ИРСОО будем понимать научное обоснование и разработку: целей; перечня специальностей и специализаций; квалификационных характеристик; содержания подготовки; программ, учебных планов, методов, организационных форм, средств обучения, воспитания для системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров информатизации образования в экономико-географических, социально-культурных и технико-технологических условиях региона на каждом уровне подготовки.

В настоящее время интенсивно развивается процесс инновационной и проектировочной деятельности и их нормативно-методического сопровождения для решения различных региональных проблем (Гамидов Г.С., Колосов В.Г., Левинталь А.Б., Османов Н.О.и др.). Также исследуется роль инновационных процессов в образовании (Бордовский В.А., Иванов Д.А., Мартисян Б.П. и др.). Вместе с тем, остаются не исследованными вопросы согласования проектирования, инновационной деятельности и информатизации образования в регионах, а также вопросы научно-методического обеспечения управления инновационными процессами при организации информатизации образования на разных уровнях образования. Это важно в связи с тем, что развитие этих процессов во многом определяется подготовленностью управленцев.

В этой связи необходима организация многоуровневой подготовки кадров ИРСОО, под которой в данном контексте будем понимать процесс выбора и осуществления целенаправленных действий по: координации деятельности уровней региональной системы образования, достижению взаимного соответствия функционирования ее частей, проектированию подготовки кадров ИРСОО в экономико-географических, социально-культурных и технико-технологических условиях региона.

В современных исследованиях (Михайлова Е.И., Король А.М., Кузнецова А.Г., Флейдер Н.Г., и др.) и в практике организации подготовки кадров ИРСОО можно выделить следующие направления: моделирование системы методической деятельности для работников образования по информатизации образования в регионе; использование современного компьютерного оборудования для организации системы непрерывного повышения квалификации педагогических и управленческих работников по использованию средств ИКТ; выявление особенностей профессиональной подготовки педагогических работников в условиях внедрения средств ИКТ в массовой школе; подготовка учителей информатики к управлению информатизацией образовательного учреждения.

Вместе с тем, в настоящее время отсутствуют значимые теоретические основания для организации такого рода подготовки. В основном, каждый отдельный региональный подход к подготовке кадров не имеет достаточно обоснованную теоретическую базу и представляет набор программ, ориентированных на технико-технологические аспекты применения средств ИКТ в деятельности учителя или администратора образовательного учреждения. Кроме того, в настоящее время недостаточно исследованы следующие вопросы: обобщение опыта деятельности региональных органов управления образованием по информатизации образования; влияние процесса проектирования информатизации на подготовку кадров ИРСОО; воздействие ИРСОО на изменение системы подготовки учителей-предметников и специалистов управления образованием.

Рассмотренные выше научные исследования и анализ практики в регионах позволяют выделить следующие основополагающие противоречия между:

  • необходимостью подготовки учителей, работников администрации образовательного учреждения, работников органов управления муниципального, регионального уровней системы общего образования в области применения средств ИКТ в управлении образованием при использовании распределенного информационного ресурса локальных, глобальной сетей, при создании методических систем обучения, реализующих возможности ИКТ, и отсутствием теоретических разработок по выявлению принципов создания методического обеспечения подготовки кадров в экономико-географических, социально-культурных, технико-технологических условиях подготовки, повышения квалификации, переподготовки кадров информатизации образования, а также разработок по определению состава, выявлению принципов создания научно-методического обеспечения многоуровневой подготовки кадров информатизации региональной системы общего образования;

  • существующей практикой подготовки педагогических кадров, не реализующих: координацию деятельности по подготовке специалистов на каждом уровне региональной системы общего образования в области проектирования целевых программ информатизации системы образования; соответствие содержания подготовки относительно уровней образования, проектирование подготовки этих кадров и научными достижениями современной теории управления по реализации программно-целевого подхода, а также достижениями в области проектировочной деятельности;

        • отсутствием методических разработок по определению целей; перечня специальностей, специализаций; квалификационных характеристик; содержания подготовки; программ, учебных планов, методов, организационных форм, средств обучения, воспитания для системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических кадров и потребностью разработки научно-методического обеспечения многоуровневой подготовки кадров информатизации региональной системы общего образования;

  • необходимостью координации деятельности по подготовке специалистов на каждом уровне региональной системы образования в области проектирования целевых программ информатизации системы образования, согласованных с инновационной деятельностью, а также в области достижения соответствия содержания подготовки относительно уровней и недостаточной разработанностью методических подходов по: использованию опыта работы в регионах, выявлению структуры целей информатизации образования, описанию технологии проектирования информатизации на каждом региональном уровне образования, проведению мониторинга, оценки программ информатизации региональной системы общего образования.

Сформулированные противоречия определяют проблему исследования.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью: теоретического обоснования, разработки и использования научно-методического обеспечения подготовки кадров информатизации региональной системы общего образования, компетентных в области: реализации основных направлений информатизации образования, проектировочной деятельности, использования средств ИКТ в своей профессиональной деятельности в региональных условиях в условиях изменений представлений об учебном информационном взаимодействии, о структуре представления учебного материала, об информационной деятельности в предметной среде, об учебно-методическом обеспечении; разработки и использования методического обеспечения для проектирования целевых программ информатизации, координации и взаимного соответствия процессов подготовки кадров для информатизации образования на всех уровнях региональной системы общего образования.

Объект исследования процесс подготовки кадров информатизации региональной системы общего образования.

Предмет исследованиятеоретические аспекты разработки научно-методического обеспечения многоуровневой подготовки кадров информатизации системы общего образования в регионе и методические подходы к ее организации.

Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка научно-методического обеспечения и организация многоуровневой подготовки педагогических кадров, способных осуществлять основные направления информатизации системы общего образования и применять средства ИКТ в своей профессиональной деятельности в региональных условиях.

Гипотеза исследования: если cодержание научно-методического обеспечения подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических кадров информатизации образования будет основано на принципе динамического обновления содержания адекватно достижениям научно-технического прогресса, принципе соответствия образовательным потребностями жителей региона, принципе взаимодействия региональных и федеральных органов образования, а организация многоуровневой подготовки кадров информатизации региональной системы общего образования будет основана на координации деятельности специалистов всех уровней региональной системы образования по проектированию подготовки кадров в условиях взаимного соответствия содержания подготовки кадров по уровням, то будет реализованы возможности национально-региональной компоненты образовательных программ, совместные межотраслевые программы и проекты по разработке инфраструктуры информатизации образования регионального уровня, муниципального уровня и уровня образовательного учреждения в области информатизации образования.

В соответствии с гипотезой исследования определяются задачи исследования.

  1. Проанализировать существующее положение подготовки педагогических кадров в области применения средств ИКТ в своей профессиональной деятельности и современное состояние методического обеспечения подготовки кадров информатизации общего образования в регионах.

  2. Теоретически обосновать и сформулировать принципы разработки методического обеспечения подготовки кадров информатизации региональной системы общего образования в экономико-географических, социально-культурных и технико-технологических условиях.

  3. Провести анализ существующей практики организации в регионах подготовки кадров информатизации системы общего образования.

  4. Теоретически обосновать и сформулировать принципы, условия и требования организации деятельности региональных уровней образования по подготовке кадров информатизации региональной системы общего образования.

  5. Определить содержание научно-методического обеспечения многоуровневой подготовки кадров информатизации региональной системы общего образования и выявить этапы его создания.

  6. Разработать методические подходы к организации подготовки кадров информатизации региональной системы общего образования.

  7. Разработать методические рекомендации по реализации и внедрению научно-методического обеспечения и организации многоуровневой подготовки кадров информатизации региональной системы общего образования.

Методологической основой исследований являются фундаментальные работы в области: педагогики, психологии и теории деятельности и применении деятельностного подхода в образовании (Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.В. Краевский, В.С. Леднев, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, С.Л. Рубинштейн, В.В. Рубцов, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина, В.Д. Шадриков и др.); информатизации образования и подготовки педагогических кадров по этому направлению (Я.А. Ваграменко, С.А Жданов, О.А. Козлов, А.Ю. Кравцова, А.А. Кузнецов, М.П. Лапчик, С.В. Панюкова, В.А. Поляков, И.В. Роберт и др.), теории и методики обучения информатике (С.А. Бешенков, Т.А. Бороненко, В.А. Бубнов, И.Б. Готская, С.Д. Каракозов, А.А. Кузнецов, Э.И. Кузнецов, М.П. Лапчик, В.Л. Матросов, С.В. Панюкова, И.В. Роберт, Н.И. Рыжова, Е.К. Хеннер и др.); теории инноватики и ее приложений для региональных процессов (Бордовский В.А., Гамидов Г.С., Иванов Д.А., Лазарев В.С., Левинталь А.Б., Мартисян Б.П. и др.); теории управления и методологии проектирования информатизации (Б.Л Агранович., Б.Н. Богатырь, С.А. Дятлов, Б.В. Кристальный, Д.С. Черешкин, В.С. Ямпольский и др.).

Методы исследования: теоретический анализ положений психолого-педагогической науки: по теории деятельности; информатизации образования, подготовке педагогических кадров по этому направлению; теории и методике обучения информатике; теории инноватики и ее приложений для региональных процессов; методологии управления и проектирования; проведение анализа и обобщения положений правовых, научно-технических и производственно-экономических источников, экспертизы проектировочных документов по информатизации образования, методического обеспечения подготовки кадров информатизации образования; использование системного анализа, моделирования, морфологического анализа; мозговой атаки; проведение наблюдений, бесед, интервьюирования, анкетирования.

Научная новизна исследования состоит в следующем: разработаны состав и содержание научно-методического обеспечения многоуровневой подготовки кадров информатизации региональной системы общего образования; выявлены особенности экономико-географических, социально-культурных, технико-технологических условий реализации подготовки кадров информатизации общего образования; определены основные направления создания научно-методического обеспечения многоуровневой подготовки кадров информатизации региональной системы общего образования; сформулированы требования к структуре и содержанию научно-методического обеспечения многоуровневой подготовки кадров информатизации системы общего образования в регионах; разработаны требования к структуре многоуровневой подготовки кадров информатизации системы общего образования в экономико-географических, демографических, этнических, социальных, культурологических и технико-технологических условиях региона; сформулированы требования к этапам проектирования процесса подготовки кадров информатизации региональной системы общего образования; сформулированы основные направления и требования к реализации координации деятельности региональных уровней образования по подготовке кадров информатизации региональной системы общего образования и достижения взаимного соответствия содержания подготовки кадров информатизации образования по образовательным уровням региона.

Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании научно-методического обеспечения и организации подготовки кадров информатизации региональной системы общего образования с использованием в практике регионов достижений современных теоретических и экспериментальных исследований в области реализации информатизации образования; в теоретическом обосновании и формулировании основных принципов разработки методического обеспечения подготовки кадров информатизации региональной системы общего образования в региональных условиях; в описании направлений создания научно-методического обеспечения многоуровневой подготовки кадров информатизации региональной системы общего образования на основе проектной деятельности с использованием условий региона и разработке подходов: по определению целей подготовки кадров, определению перечня специальностей и специализаций подготовки кадров информатизации образования, в теоретическом обосновании методического обеспечения организации многоуровневой подготовки кадров информатизации региональной системы общего образования: теоретических аспектов проектирования, принципов координации деятельности уровней региональной системы образования, условий взаимного соответствия содержания подготовки кадров информатизации на уровнях образования; разработке подходов реализации возможностей национально-региональной компоненты образовательных программ при проектировании методических систем обучения для подготовки кадров информатизации.

Практическая значимость исследования состоит: в разработке методических рекомендации по определению целей, методических подходов к определению набора специальностей и специализаций, требований к структуре и содержанию методического обеспечения многоуровневой подготовки кадров информатизации общего образования; в разработке методических рекомендаций: по созданию и корректировке образовательных программ подготовки кадров информатизации региональных систем общего образования, по разработке содержания и методических аспектов подготовки кадров информатизации общего образования к инновационной и проектировочной деятельности, по созданию целевых программ информатизации системы общего образования регионального и муниципального уровней и уровня образовательного учреждения, согласованных с инновационной деятельностью, региональными условиями и многоуровневой подготовкой кадров информатизации общего образования; в применении методических указаний по разработке научно-методического обеспечения и организации подготовки кадров информатизации образования при инновационном проектировании информатизации региональных систем общего образования в различных регионах Дальневосточного федерального округа и страны; в реализации методических рекомендаций по организации работы вузов и их взаимодействия по подготовке кадров информатизации общего образования; в применении методических рекомендаций для разных образовательных уровней региона по созданию программ информатизации образования соответствующего уровня, содержащих описание системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров; во внедрении методических материалов по созданию и реализации программы информатизации муниципального образовательного учреждения, по мониторингу и оценке программ информатизации образования школы.

Этапы исследования. Исследования по теме диссертации выполнялись в рамках научно-исследовательских работ Института информатизации образования РАО, государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (ГОУ ВПО) «Дальневосточный государственный гуманитарный университет» (ДВГГУ), ГОУ ВПО «Тихоокеанский университет» (ТОГУ), ГОУ ВПО «Дальневосточная государственная академия государственной службы (ДВАГС), ГОУ ВПО «Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия» (ДВГСГА), Министерства образования Хабаровского края (МО ХК), Хабаровского краевого института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров (ХК ИППК ПК), Хабаровского краевого Центр технического творчества (ХКЦТТ), Дальневосточного центра развития образования (ДВЦРО).

На этапе 1998−2000 гг. изучалась степень разработанности проблемы в отечественной и зарубежной науке, анализировалась социальная, педагогическая, психологическая и техническая литература и сетевые источники информации, нормативная документация федерального, регионального, муниципального уровней и образовательных учреждений. Осуществлялась практическая деятельность по разработке «Программы информатизации системы общего образования Хабаровского края до 2001 года» (Решение коллегии комитета общего образования Администрации Хабаровского края №7 от 18.12. 1998 г.).

На этапе 2000−2005 гг. разрабатывались: программа исследования и учебно-методические материалы по элементам, составляющим научно-методическое обеспечение и организацию многоуровневой подготовки кадров ИРСОО; проходило внедрение этих материалов в практику работы учреждений уровней регионального системы образования. В этот период в рамках проекта «Хабаровская краевая заочная физико-математическая школа» ХКЦТТ подготавливались программы дополнительного образования (Приказы Министерства образования Хабаровского края об утверждении программ Летних физико-математических школ: №293 от 18.07.2001 г., №571 от 18.07.2003 г., №496 от 05.07.2004 г., №430 от 08.06.2005 г.); совместно с коллективом школы подготовлена «Концепция лицея информационных технологий (ЛИТ) г. Хабаровска» (1998 г.). При участии автора в совместной работе ДВГГУ и ТОГУ по программе «Система совместных учебно-научных центров по развитию научного потенциала Хабаровского края» (Рег. А 0028) разработаны комплекты нормативных документов по открытию специальностей; получены лицензии и начата подготовка по трем специальностям со специализациями: «010100 Математика» со специализацией 010119 - «Математическое моделирование» (15.03.2000 г., № 414 ЕН/СП), «010400 – Физика» со специализацией 010441 - «Информационные технологии в образовательной и научной деятельности» (17.03.2000 г., № 172 ен/СП), «030100 – Информатика» со специализацией «Организация информатизации образования» (03.01.2005 г., № 661 пед/СП); уточнялись и разрабатывались содержание, программы дисциплин инвариантной, вариативной и дополнительной подготовки по специальностям: «030100.00 - Информатика с дополнительной специальностью английский язык», «030100.00 - Математика с дополнительной специальностью и информатика», «032200.00 - Физика с дополнительной специальностью информатика». Разработаны и внедрены в ДВГГУ и ДВГСГА: документация по проектировочному подходу изложения дисциплины «Теория и методика обучения информатики»; курсов региональной компоненты и по выбору: «Социальная информатика», «Актуальные проблемы информатизации региональной системы образования», «Основы моделирования в авторских средах», «Технология инновационного проектирования методической системы обучения учителя информатики», «Инновационные технологии в образовании». По грантам РГНФ № 02-06-00326 а/Т «Национально-региональный компонент (НРК) государственных образовательных стандартов высшего педагогического образования» разработаны методические рекомендации по использованию НРК, которые внедрены в ДВГГУ и ДВГСГА (2002-2003 гг.). Проводились исследования по гранту РГНФ 04-06-00229а «Обучение в распределенных группах гибридного интеллекта российского постиндустриального общества как фактор развития регионального образования», которые оформлены в виде методических рекомендаций для ДВГГУ и ДВГСГА. При участии автора подготовлены «Концепция развития регионального (Хабаровского краевого) ресурсного центра ДВГГУ» и «Стандарт электронных изданий» (2003 г.), разработаны «Программа информатизации системы общего образования г. Хабаровска на период с 2001 по 2005 годы» (Решение Коллегии управления образованием администрации г. Хабаровска от 18.02.1999 г.) и «Программа информатизации системы общего образования г. Хабаровска на 2006–2008 гг.); по проекту ТОГУ «Научно-методическое и техническое обеспечение информатизации образования Хабаровского края» (Коды ГРНТИ: 20.01.04) автором разработаны модели концепции и программы ИРСОО. По заказу ХК ИППК ПК разработаны четыре образовательные программы повышения квалификации и переподготовки.

На этапе 2005−2006 гг. произведены: систематизация и обобщение полученных результатов, их качественный и количественный анализ, подготовка монографий и других научных публикаций, написание диссертации и продолжено внедрение результатов по методическому обеспечению подготовки кадров ИРСОО.

Апробация результатов исследований проводилась посредством публикаций, а так же докладов и обсуждений на научных и научно-практических конференциях, совещаниях и других форумах: очных и заочных международных научно-практических конференциях, выставках, симпозиумах: «40-летию Северного международного университета» (Магадан, 2001 г.); «Информационные технологии в образовании: проблемы, перспективы » (Санкт-Петербург, 2000 г.); «Интеграция науки и образования – основа развития и возрождения национально-регионального менталитета» (Биробиджан, 2004 г.); «Информатизация образования – 2006» (Тула, 2006 г.); «Компьютерное моделирование» (Санкт-Петербург, 2004 г.); «Формирование и функционирование информационного пространства в условиях рынка» (Пенза, 2001 г.); «Информационные технологии в образовании» (Москва, 2003 г., 2004 г., 2005 г; 2006 г.); «Проблемы открытого образования» (Владивосток, 2003 г.); «Инициирование и формирование стратегических векторов развития образования» (Саратов, 2004 г.); «Высокие технологии в педагогическом процессе» (Н.Новгород, 2005 г.); «Интеллектуальные технологии в образовании, экономике и управлении – 2004» (Воронеж, 2004 г.); «Новые технологии в образовании» (Воронеж, 2005 г.); «Инновационные технологии в системе высшего и среднего образования» (Саратов, 2005 г); «Педагогика пограничных территорий» (Хабаровск, 2006 г.); «Актуальнi проблеми соучасних наук: теорiя та практика – 2006» (Днiпропетровськ, 2006 г); Российской Академии Естествознания (Аталия (Турция), 2004 г.; Паттайа (Тайланд), 2005 г.); всероссийских: «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании» (Москва, 2003 г., 2005 г., 2006 г., Калининград, 2004 г.); «Информатизация-2000, 2001» (Хабаровск, 2000 г., Екатеринбург, 2001 г.); «Образование XXI века: инновационные технологии, диагностика и управление в условиях информатизации и гуманизма» (Красноярск, 2000); Симпозиуме Академии информатизации образования «Информационные технологии и методология обучения точным наукам» (Москва, 2003 г.); «Актуальные проблемы информатики и информационных технологий» (Тамбов, 2003 г.); II, III, V Всероссийском научно-методическом симпозиуме «Информатизация сельской школы (Инфосельмаш-2003, 2004, 2006)» (Анапа, 2003 г., 2004 г., 2006 г.); «Модернизация системы профессионального образования на основе реализуемого эволюционирования» (Челябинск, 2004 г., 2005 г.); «Проблемы информатизации образования: региональный аспект» (Чебоксары, 2003 г., 2004 г., 2005 г.); «Психолого-педагогические исследования в системе образования» (Челябинск, 2004 г.); «Единая образовательная информационная среда: Проблемы и пути развития» (Омск, 2004 г); «Качество высшего профессионального образования: достижения, проблемы, перспективы» (Барнаул, 2005 г.); «Актуальные вопросы методики преподавания математики и информатики в свете модернизации Российского образования» (Биробиджан, 2006 г.); «Проблемы обеспечения эффективности и устойчивости функционирования сложных технических систем» (Серпухов, 2005 г.); межрегиональных научно-практических конференциях: преподавателей школ, инновационных учебных заведений и вузов (Иркутск, 2000 г., 2001 г.); «Информатизация образования на современном этапе» (Санкт-Петербург, 2001г.); «Роль средств массовой информации и информационно-коммуникационных технологий в региональном развитии» (Хабаровск, 2003 г.); «Информационные технологии в управлении и учебном процессе вуза (Владивосток, 2001 г.); «Экономика, управление и право на Востоке России» (Хабаровск, 2002 г., 2003г., 2005 г.); региональных: «Региональный проект ЕАО» (Биробиджан, 2000 г.); «Управление образовательным процессом в современном педагогическом вузе» (Красноярск, 2003 г.); «Моделирование социально-педагогических систем» (Пермь, 2004 г.); «Опыт и проблемы работы с одаренными детьми Хабаровского края в сфере информационных технологий» (Хабаровск, 2004 г.); научных конференциях ДВГГУ, ДВАГС (Хабаровск, 1998 – 2006 гг.).

Внедрение результатов исследования.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Управление стратегическим развитием региональной системы профессионального образования в условиях социально-экономических преобразований (на примере Республики Саха (Якутия) 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита состоится «24» июня 2010 года в часов на заседании диссертационного совета Д 212.302.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата педагогических наук при ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический
  2. Программа международной научно-методической конференции классический университет в российском образовательном пространстве

    Программа
    Международная научно-методическая конференция «Классический университет в российском образовательном пространстве» состоится 11-14 октября 2006 г. в Пермском государственном университете по адресу: г.
  3. В. С. Холзаков Государственное научное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации»

    Реферат
    Государственное научное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации» (Реферативный сборник научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,
  4. На правах рукописи дадаев лёма Мухадинович экономический контекст становления региональных инновационно-образовательных комплексов

    Автореферат
    Защита состоится «11» июля 2009 года в 10 часов на заседании объединенного диссертационного совета ДМ 521.002.01 по экономическим наукам при Кисловодском институте экономики и права (357700, г.
  5. Организационно-педагогические условия формирования инновационной инфраструктуры региональной системы образования 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре педагогики профессионального образования Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Амурский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Другие похожие документы..