Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Открытое акционерное общество » далее Общество, в лице Генерального директора общества. действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Раб...полностью>>
'Конкурс'
Стань волшебником: возьми в руки кусочек пластилина, создай пластилиновую зимнюю фантазию и сфотографируй результат. Обязательно придумай название св...полностью>>
'Документ'
Туберкулёз относится к инфекционным заболеваниям, вызывается микобактерией туберкулеза. Туберкулёз чаще поражает органы дыхания, но встречаются и вне...полностью>>
'Документ'
Благодарю Сашу, согласившуюся пожить у меня перед родами и её мужа Виталия, помогавшего мне с компьютером, ставшего моим первым читателем. Лену и Еле...полностью>>

Основы налоговой системы штеркель Лариса Владимировна

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Общие правила проведения камеральной налоговой проверки.

  1. Проводится только по месту нахождения налогового органа.

  2. Проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без специального решения руководителя налогового органа.

  3. Срок проведения: в течение 3 месяцев со дня представления налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если налоговым законодательством не предусмотрены иные сроки.

  4. Проводится на основе налоговых деклараций и документов, представляемых налогоплательщиком, и документов налогового органа либо имеющихся у налогового органа.

  5. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

  6. В случае выявления ошибок в заполнении документов или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, налоговый орган направляет сообщение налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

  7. На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, направляется требование об уплате суммы налога и пеней.

На каждом документе принятой налоговой отчетности проставляется дата ее принятия, штамп или отметка налогового органа и подпись ответственного лица, принимающего отчетность. По просьбе налогоплательщика (его представителя) на остающихся у него копиях отчетности налоговый орган проставляет указанные реквизиты.

Вся представленная отчетность подвергается визуальному контролю на предмет их соответствия следующим требованиям: полнота представления бухгалтерской отчетности, наличие заполнения всех реквизитов и т.д.

Камеральная налоговая проверка не предполагает специального назначения проверки путем вынесения какого-либо решения руководителя налогового органа. Началом проведения камеральной налоговой проверки является день представления налогоплательщиком налоговой декларации. Как правило, день представления налоговой декларации устанавливается законами, регулирующими порядок уплаты конкретных налогов. Длительность проведения камеральной проверки составляет 3 месяца с даты представления налоговой декларации. После истечения указанного срока в отношении налогоплательщика не могут производиться действия налоговых органов по осуществлению камеральной налоговой поверки.

В ходе камеральной налоговой проверки осуществляется проверка правильности заполнения установленных форм соответствующих отчетных документов, налоговых деклараций, расчетов сумм налогов, правильность применения налоговых льгот, наличие необходимых платежных документов, проверка соблюдения установленных сроков уплаты налогов и представления документов, производится учет поступивших в бюджет сумм налогов и сборов и другое. При этом используются различные методы проведения налоговых проверок:

  1. арифметическая проверка – проверяется арифметическая правильность расчетов (проверка правильности исчисления налоговой базы, используемой для расчета налога);

  2. формальная проверка – проверка правильности заполнения установленных форм и наличия необходимых документов (проверка обоснованности применения налогоплательщиками налоговых льгот регрессивных ставок налога, их соответствие действующему налоговому законодательству);

  3. проверка соблюдения сроков уплаты налогов и представления документов;

  4. сопоставление различных документов.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговые органы вправе требовать представления только тех документов, которые связаны с правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов (платежные документы, выписки и т.д.). В случае обнаружения ошибок в заполнении документов или противоречий в сведениях, содержащихся в документах, налоговый орган устанавливает срок (в пределах срока проведения налоговой проверки), в который налогоплательщик должен внести соответствующие исправления.

В ходе проведения камеральных налоговых проверок, как правило, сразу же могут быть выявлены и зафиксированы нарушения сроков постановки на налоговый учет, нарушения сроков уплаты налогов, сроков представления налоговых деклараций или других документов и т.д., т.е. материалы камеральной налоговой проверки позволяют квалифицировать совершение налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом налогового правонарушения. В таком случае, очевидно, что по результатам камеральной налоговой проверки возможно возбуждение производства по делу о налоговом правонарушении, тем более что ст. 101 НК РФ предусматривает привлечение к ответственности не на основании акта выездной налоговой проверки, а на основании материалов налоговой проверки (в том числе и камеральной проверки). Однако в этом случае особое значение приобретает документальное оформление результатов камеральной налоговой проверки.

Налоговый кодекс не устанавливает документ, которым оформляются результаты камеральной налоговой проверки. Однако предусматривается, что по её результатам может быть направлено требование об уплате налога и пеней. В соответствии со ст. 70 НК РФ предусмотрены два вида требований об уплате налога. Очевидно, что по результатам камеральной налоговой проверки должно быть выставлено требование, которое основывается на результатах налоговой проверки. В таком случае в соответствии со ст. 70 НК РФ в результате проведения любой налоговой проверки должно быть вынесено решение налогового органа, а требование об уплате налога, выставленное по результатам проверки. Направляется в течение 10 дней с даты вынесения соответствующего решения.

Если считать, что по итогам камеральной проверки должно направляться другое требование, которое не предусматривает вынесения решения налогового органа и выставляется в течение 3 месяцев после наступления срока уплаты налога, то указанное требование нельзя будет направить налогоплательщику в том случае, когда камеральные проверки проводятся по истечении квартала, т.е. 3-месячный срок для направления требования может истечь до даты начала проведения камеральной проверки.

За непредставление налоговому органу запрашиваемых сведений или отказ от представления документов по запросу налогового органа налогоплательщик несет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ (штраф 50 рублей за каждый не представленный документ).

Таким образом, по результатам камеральной проверки в случае необходимости направления требования и привлечения к ответственности должно быть вынесено решение налогового органа.

Камеральному анализу и углубленной камеральной проверке с истребованием первичных документов должны подвергаться следующие категории налогоплательщиков:

  • крупные и крупнейшие налогоплательщики, обеспечивающие наибольшие объемы налоговых поступлений на контролируемой территории;

  • налогоплательщики, без видимых причин, резко снизившие объемы налоговых поступлений по сравнению с предыдущими отчетными периодами;

  • налогоплательщики, представившие в налоговые органы «нулевые» балансы;

  • налогоплательщики, по которым выездные или углубленные камеральные проверки не проводились более двух лет;

  • налогоплательщики, которые заявили в налоговых декларациях какие-либо льготы. В данном случае должны быть проверены все необходимые документальные основания предоставления налоговых льгот.

В настоящее время камеральные проверки остаются существенным фактором пополнения бюджета. Обнаруженные в ходе камеральных проверок ошибки в налоговых декларациях в обосновании льгот дают существенную прибавку в бюджетных платежах. Особо важным направлением камеральной проверки является проверка обоснованности заявленных плательщиком к возмещению сумм налога на добавленную стоимость по экспорту, так как сами по себе эти суммы, как правило, велики, а по объему и составу проверяемых документов такая камеральная проверка приближается к выездной.

Налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами, представляет собой не только предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), но и привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

Состав налоговых правонарушений и санкции установлены Налоговым кодексом РФ.

В НК РФ также установлен состав налоговых правонарушений и санкции за незаконное воспрепятствование проведению налогового контроля со стороны налогоплательщика. Так, например, непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах влечет ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 126 НК РФ – взыскание штрафа за каждый не представленный документ и другие.

Кроме взыскания штрафов за определенные виды налоговых правонарушений, а также во исполнение обязанностей по уплате налогоплательщиками налогов и сборов Налоговым кодексом РФ предусмотрены другие способы их обеспечения: залог имущества, поручительство, пеня, приостановление операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.

Базируясь на предложенных различными авторами концепциях методов налогового контроля, следует говорить о сложившейся многоуровневой системе методов налогового контроля, которая включает в себя следующие виды методов:

- общенаучные методы, такие как анализ и синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, статистические методы, логический метод, сравнительный метод и другие методы, которые применяются при осуществлении любого вида деятельности;

- специальные методы исследования, такие как проверка документов, экономический анализ, исследование предметов и документов, осмотр помещений (территорий) и предметов, инвентаризация, экспертиза и т.д., применение которых характерно именно для определенных видов деятельности, в частности таких, как контрольная деятельность;

- методы воздействия на проведение проверяемых лиц в ходе осуществления налогового контроля, такие как убеждение, поощрение, принуждение и др.

Специально-правовые методы налогового контроля представляют собой совокупность способов изучения объекта и предмета налогового контроля. К ним можно отнести визуальный осмотр, арифметическую и формальную проверку документов, сопоставление данных, выборочный и сквозной методы проверки документов и т.д.

Необходимо отметить, что формы и методы налогового контроля существуют в неразрывном, ограниченном единстве. Поэтому, как ни парадоксально, но при осуществлении контрольной деятельности в правовой форме налоговой проверки уполномоченные органы применяют проверку документов как прием или способ изучения реального состояния расчетов по налогам и с бюджетом. При этом проверка документов будет являться лишь одним из целого комплекса методов налогового контроля, применяемых налоговыми органами при проведении своей контрольной деятельности в форме налоговых проверок.

Направления и формы налогового контроля и их характеристика

Под направлениями налогового контроля можно понимать относительно обособленные в структуре налогового контроля сферы контрольной деятельности. Охватывающие однородные по своему содержанию действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и иных лиц по исполнению возложенных на них обязанностей в сфере налогообложения. Можно выделить следующие направления налогового контроля:

- учет организаций и физических лиц;

- налоговый контроль за своевременностью уплаты налогов и сборов;

- налоговый контроль за правильностью исчисления и полнотой уплаты сумм налогов и сборов, за надлежащим учетом доходов, расходов и объектом налогообложения;

- налоговый контроль за своевременностью и правильностью удержания сумм налогов налоговыми агентами;

- налоговый контроль за законностью использования налоговых льгот;

- налоговый контроль за соответствием крупных расходов физических лиц их доходам;

- налоговый контроль за своевременным перечислением налоговых платежей и исполнением платежных поручений налогоплательщиков и исполнением платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов в кредитных организациях;

- налоговый контроль за правомерностью возмещения сумм косвенных налогов;

- организация и контроль за соблюдением налоговых режимов.

Налоговый контроль осуществляется путем применения различных приемов и способов, а также использования специальных процедур, которые в совокупности образуют методы налогового контроля.

Первичной формой налогового контроля является учет налогоплательщиков в налоговых органах. Юридические лица подлежат постановке на налоговый учет по месту нахождения (по юридическому адресу организации, ее обособленного подразделения), а физические лица – по месту жительства. Налоговому учету подлежат также налогооблагаемое имущество и транспортные средства налогоплательщиков, которые учитываются по месту нахождения. Местом нахождения имущества признается:

1) для недвижимого имущества – место фактического нахождения этого имущества;

2) для морских, речных и воздушных транспортных средств – место нахождения (жительства) собственника имущества;

3) для прочих транспортных средств – место (порт) прописки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых – место нахождения (жительства) собственника имущества.

Заявление о постановке на учет организации и физические лица – предприниматели подают в налоговый орган в течение 10 дней со дня их государственной регистрации. Заявление о постановке на учет филиала организации подается по месту его нахождения в течение месяца с его создания.

Организация также обязана стать на налоговый учет по месту нахождения ее недвижимого имущества или транспортных средств, подлежащих налогообложению, в течение 30 дней со дня их государственной регистрации.

Постановка на налоговый учет физического лица по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества, подлежащего налогообложению, а также транспортных средств осуществляется на основе информации, представляемой в налоговые органы органами, регистрирующими это имущество и транспортные средства.

Постановка на налоговый учет осуществляется путем подачи заявления по утвержденной форме с представлением всех необходимых документов в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

В течение 5 дней с момента подачи налогоплательщиком всех необходимых документов налоговая инспекция обязана поставить его на учет, присвоить идентификационный номер налогоплательщика и выдать Свидетельство о постановке на учет.

Учет налогоплательщиков – одно из основных условий осуществления контроля правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды.

При постановке на учет сведения о каждом налогоплательщике вносятся в базу данных Единого государственного реестра налогоплательщиков (БД ЕГРН), и ему в установленном порядке присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

ИНН представляет собой цифровой код, состоящий из кода территории, когда налогового органа, осуществившего постановку на учет, порядкового номера налогоплательщика и контрольного числа. ИНН организации, созданной в соответствии законодательством РФ, выражается десятизначным цифровым кодом, а ИНН физического лица – двенадцатизначным кодом.

Присвоенный ИНН каждый налогоплательщик указывает во всех документах, подаваемых в налоговый орган: в декларациях, балансах, отчетах, заявлениях, справках, платежных поручениях и др.

Поскольку Налоговым кодексом предусмотрена постановка на учет не только по месту нахождения организации (месту жительства физического лица), но и по месту нахождения филиалов и представительств, налогооблагаемого имущества и т.д., а ИНН при этом может быть присвоен только один, во избежание путаницы введен код причины постановки на учет (КПП). КПП представляет собой девятизначный код, включающий:

♦ код налоговой инспекции, поставивший на учет организацию, ее филиал, недвижимость или транспортное средство;

♦ код причины постановки на учет (например, код 06 – по месту нахождения имущества; код 16 – по месту нахождения транспортных средств и т.д.);

♦ порядковый номер постановки на учет по соответствующей причине.

В случае ликвидации или реорганизации юридического лица, либо прекращения деятельности предпринимателя, снятие с учета производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика, подаваемому в течение 3 дней со дня принятия решения о ликвидации. Снятие с налогового учета производится только после проведения проверки полноты и правильности уплаты налогов и сборов ликвидируемым предприятием. В дальнейшем налоговые органы обеспечивают контроль недопущения повторного присвоения ИНН другими налогоплательщикам.

В соответствии с Налоговым кодексом налоговый контроль осуществляется в форме проведения налоговых проверок.

В настоящее время налоговые органы проводят следующие налоговые проверки:

♦ документальные и фактические;

♦ полные и частичные;

♦ первичные, повторные (дополнительные), встречные;

♦ камеральные и выездные;

♦ плановые и внезапные.

Документальная проверка проводится в основном путем анализа отчетных и бухгалтерских документов налогоплательщика непосредственно в налоговом органе. Однако при значительном документообороте производятся выезды на предприятие, т.е. по месту проведения проверки (камеральной).

Фактическая проверка предполагает использование методов контроля не только с изучением документов, но и с получением объяснений проверяемых лиц, с обследованием помещений, используемых для извлечения доходов, фактическими замерами, инвентаризацией.

В зависимости от объема проверки подразделяются на полные (комплексные) и частичные (тематические). Полные связаны с изучением и оценкой уплаты всех налогов, частичные – конкретных налогов.

Проверки могут быть:

♦ первичными (когда документы проверяются впервые);

♦ повторные (если выводы первичной поставлены под сомнение);

♦ дополнительными (при установлении обстоятельств, не вскрытых предыдущими проверками).

В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествующие году проведения проверки. Запрещается проведение повторных проверок за уже проверенный налоговый период за исключением случаев, когда такая проверка проводится в соответствии с реорганизацией или ликвидацией предприятия-налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля деятельности нижестоящего налогового органа, проводившего проверку.

Если при проведении проверок возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы с этих лиц бухгалтерские документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика. Такая проверка называется встречной.

К налоговой проверке могут привлекаться свидетели, понятые, эксперты, переводчики.

Акт налоговой проверки

По результатам проверки налогоплательщика должностное лицо (лица) налоговой инспекции составляет акт, в котором отражаются основные характеристики предприятия, факты выявленных нарушений налогового законодательства, ошибок в бухгалтерском учете, а также порядка представления документов налоговым органам. При обнаружении занижения прибыли (дохода) или других объектов налогообложения, помимо подробного описания этих нарушений, к актам проверки прилагаются соответствующие изъятые документы, о чем в актах делается специальная запись.

В акте налоговой проверки излагаются обязательные для выполнения требования, как об устранении выявленных нарушений, так и о внесении в бюджет доначисленных сумм налогов и штрафов. Если при проверке выявляются суммы налогов, излишне перечисленные в бюджет, то они возвращаются налогоплательщику либо засчитываются в счет предстоящих платежей.

Налогоплательщик вправе знакомиться с актами проверки, давать в письменной форме объяснения и возражения по приведенным в акте фактам, представлять в свое оправдание необходимые документы. Налоговая инспекция должна доказать факты выявленных нарушений.

Акт проверки подписывается сотрудником налоговой инспекции, проводившим проверку, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия, либо проверяемым гражданином. Налогоплательщик вправе произвести в акте запись о наличии возражений и приложить к нему письменные объяснения и документы. Хотя это и не приостановит действия санкции по результатам проверки, но, зафиксированные таким образом, возражения могут быть использованы в качестве доказательств в суде при обжаловании принудительных акций налоговых органов. После подписания акта проверки один его экземпляр со всеми приложениями передается под расписку налогоплательщику. Все материалы проверок не позднее следующего дня после подписания регистрируются в налоговом органе по установленной форме, и передаются начальнику для принятия письменного решения о соответствующих действиях по результатам проверки.

Налогообложение некоммерческих организаций

Некоммерческие организации (далее — НКО) создаются и функционируют для выполнения социальных, образовательных, благотворительных, религиозных и т. п. задач, при этом являются полноценными субъектами налогового права, хотя по­ступления от этих организаций не играют существенной роли в системе доходных источников бюджета. К некоммерческим организациям относятся: негосу­дарственные и общественные организации, осуществляющие деятельность за счет собственных доходов; государственные и муниципальные учреждения и организации, основная деятельность которых полностью или частично финансирует­ся за счет средств соответствующего бюджета.

Согласно Налоговому кодексу РФ, эти организации обязаны представлять в на­логовые органы разные налоговые декларации, в которых отражаются расчеты по каждому виду федеральных, региональных и местных налогов и сборов, плательщиками которых являются НКО.

Прежде всего, рассмотрим порядок налогообложения по федеральным налогам и сборам: налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость (НДС), единому социальному налогу (ЕСН), государственной пошлине, таможенной пошлине. Как правило, именно эти федеральные налоги и сборы обязаны уплачивать НКО; при налогообложении учитываются льготы, обусловленные спецификой их дея­тельности. Эта специфика заключается в следующем:

1. Гражданским кодексом РФ определено, что НКО не могут иметь в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Отдельные виды деятельности могут осуществляться только на основе специальных разрешений — лицензий.

2. НКО не зарегистрированы в качестве предпринимателей. Вместе с тем по роду своей работы они могут оказывать различные услуги как физическим, так и юридическим лицам на платной основе, осуществлять другие виды предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, чтобы иметь возможность развивать основную некоммерческую деятельность, предусмотренную учредительными документами организации.

Именно поэтому при исчислении налога на прибыль в составе доходов неком­мерческих организаций не учитывается ряд доходных источников. Перечень це­левых поступлений и целевого финансирования, присущих некоммерческим организациям, которые при их целевом использовании освобождаются от уплаты налога на прибыль, определялся до 01.01.2005 г. приказами Министерства по налогам и сборам. Чтобы получить право на такие льготы, НКО обязаны соблюдать ряд требований налогового законодательства.

Во-первых, все поступления НКО, от­носимые к целевым, налогом на прибыль не облагаются только при условии ведения раздельного учета и использования их в соответствии с условиями получения. В противном случае указанные средства подлежат налогообложению. По окончании финансового года некоммерческие организации обязаны представлять в налоговый орган отчет о целевом использовании полученных средств.

Во-вторых, некоммерческие организации обязаны вести раздельный бухгалтерский учет не только целевых поступлений, но и доходов от предприниматель­ской и иной приносящей доход деятельности, которые подразделяются на 2 груп­пы. Одна группа включает в себя доходы от реализации товаров, работ и услуг. К примеру, в образовании такими доходами являются доходы от платной образо­вательной деятельности. Сюда же относятся доходы от реализации учебно-мето­дической литературы, являющейся товаром, и т. д. Ко второй группе относятся внереализационные доходы, включающие: доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду); плату кредитных организаций, начисляемую за размещение средств на расчетном счете; доходы, полученные в результате начисления суммовых раз­ниц при совершении сделок в иностранной валюте; пени и штрафы за неуплату членских взносов; излишки товарно-материальных ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, и др.

Все доходы первой и второй групп, приносящие экономическую выгоду НКО, подлежат налогообложению в порядке, установленном гл. 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций». Налогооблагаемая база НКО определяется как разница между объемом полученных доходов без НДС и акцизов и суммой фактических экономически обоснованных и документально подтвержденных рас­ходов по группам: материальные расходы; расходы на оплату труда; амортизацион­ные начисления на имущество, приобретенное за счет доходов от предпринима­тельской деятельности и используемое для извлечения дохода; прочие расходы.

В соответствии со ст. 41 ч. I HK РФ доходом считается экономическая выгода НКО в денежной или натуральной формах. Поступления, не приносящие налогоплательщику экономической выгоды, не относятся к доходам, учитываемым при налогообложении. Например, не подлежат налогообложению транзитные платежи, к которым относятся: средства, поступившие от арендующих организаций в виде возмещения фактических расходов за оплаченные арендодателем коммунальные услуги и услуги связи; плата за стационарное обслуживание граждан пожилого воз­раста и инвалидов в государственных учреждениях для престарелых и инвалидов; средства, поступившие во временное пользование от госпитализированных в ста­ционар больных, подлежащие впоследствии возврату гражданам; плата родителей за содержание детей в государственных дошкольных образовательных учреждени­ях и учреждениях интернатного типа.

Расходы в соответствии с законодательством делятся на прямые и косвенные (накладные). Обоснованными расходами считаются экономически оправданные затраты, в частности все затраты, произведенные в пределах установленных пра­вовыми актами норм и нормативов (размер суточных при направлении работника в командировку, стоимость представительских расходов, нормы использования горюче-смазочных материалов и т. д.). Под документально подтвержденными рас­ходами понимаются затраты, оформленные соответствующими документами (до­говорами, счетами-фактурами, ведомостями на выдачу заработной платы работ­никам, авансовыми отчетами и т. д.). Необходимым условием является отнесение расходов на цели, связанные с деятельностью, направленной на получение дохода.

Важно подчеркнуть, что ставки налога на прибыль являются универсальными как для коммерческих структур, так и для НКО, и составляют 20% от налогооблага­емой базы (2,5% направляется в федеральный бюджет, 17,5% — в бюджет субъекта РФ). Органы власти субъектов РФ для отдельных категорий налогоплательщиков вправе устанавливать пониженную налоговую ставку в части сумм налога, зачисля­емых в бюджет субъекта РФ. Независимо от того, имеется ли у НКО превышение доходов над расходами, они обязаны ежеквартально представлять налоговые дек­ларации.

Налог на добавленную стоимость. Некоммерческие организации, реализующие продукцию, товары, работы, услуги, становятся плательщиками НДС в общеустановленном порядке. Однако отдельные виды деятельности от налога на добавлен­ную стоимость освобождены (подчеркнем, что от НДС освобождаются не органи­зации, а виды деятельности). Перечень льгот приведен в НК РФ и Методических рекомендациях МНС РФ от 20.12.2000 г.№ БГ-3-03/447 по применению гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ. Главное условие освобождения тех или иных товаров, работ или услуг от НДС заключается в их социальной значимости.

НДС не начисляется на ряд услуг и товаров, непосредственно выполняемых или реализуемых некоммерческими организациями:

  • услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми в государственных и муниципальных учреждениях социальной защиты (частные и обществен­ные организации такой льготы не имеют);

  • услуги по содержанию детей в дошкольных некоммерческих организациях;

  • услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные), студиях. Основное отличие этих услуг от приведенных выше заключается в том, что льгота по НДС предоставляется образовательным, спортивным, общественным организациям, организациям культуры и искусства и другим организациям любой формы собственности, а также индивидуальным предпринимателям;

  • медицинские услуги определенного перечня, оказываемые физическим и юри­дическим лицам лечебными, санитарно-профилактическими организациями и врачами, занимающимися частной практикой. Форма собственности и ведомственная принадлежность организации может быть любой;

  • услуги по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказыва­емых государственными и негосударственными архивными учреждениями и организациями. Индивидуальным предпринимателям льгота не предостав­ляется;

  • услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений, теат­рально-зрелищные, спортивные, культурно-просветительные, развлекательные мероприятия, включая видеопоказ. Под услугами религиозных объеди­нений понимается проведение обрядов и церемоний. От НДС освобождаются также изготовление и реализация этими объединениями предметов культа и религиозного назначения. При проведении театрально-зрелищных, спортив­ных, культурно-просветительных, развлекательных мероприятий от НДС осво­бождается плата за посещение этих мероприятий;

  • услуги по изготовлению копий учебных пособий, фотокопированию, репро­дуцированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов;

  • товары (работы, услуги) собственного производства, реализуемые обществен­ными организациями инвалидов;

  • товары (работы, услуги) собственного производства (за исключением бро­керских и иных посреднических услуг), реализуемые организациями, в которых инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников.

Это далеко не полный перечень, но даже из него следует, что в каждом конкрет­ном случае для учета индивидуальных особенностей льготных видов деятельно­сти обращение к инструктивному материалу обязательно. В одних случаях до­полнительным условием является наличие лицензии на тот или иной вид услуг, в других — таких лицензий не требуется, в третьих — имеются определенные требования к содержанию услуги. Например, если учреждение дополнительного про­фессионального образования оказывает платные услуги по программе, объем кото­рой составляет менее 72 часов, то независимо от наличия лицензии оно не имеет льготы по НДС.

Некоммерческие организации наряду с коммерческими являются плательщиками единого социального налога, если они являются работодателями. В п. 14.2 рассмотрен порядок исчисления и уплаты ЕСН. Поэтому остановимся лишь на специфических льготах для некоммерческих организаций. Сразу отметим, что этот налог не взимается, если суммы начисленной в течение года заработной пла­ты и других вознаграждений в расчете на каждого отдельного работника НКО не превышают 100 тыс. руб. Данное ограничение распространяется на:

  1.  общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновитель, опекун, по­печитель) составляют не менее 80%);

  2.  организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и где среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда — не менее 25%;

  3.  некоммерческие организации, основной уставной целью которых является оказание образовательных, физкультурно-спортивных, информационных, культурно-просветительских, правовых и иных реабилитационных услуг для инвалидов, включая детей-инвалидов и их родителей, либо осуществле­ние научных разработок по проблемам инвалидности и инвалидов, един­ственными собственниками имущества которых являются указанные обще­ственные организации инвалидов.

Снижение платежей нашло отражение в регрессивной шкале налогообложения (чем выше фонд оплаты труда, тем ниже ставка единого социального налога), поэтому перечень льгот сведен до минимума. Для получения льготы организации необходимо документально подтвердить свой статус, предъявив решение учре­дителей о ее создании, устав или положение, в которых должны содержаться све­дения о собственниках имущества.

Государственную пошлину, являющуюся федеральным доходом, некоммерче­ские организации уплачивают в том случае, когда они совершают юридически зна­чимые действия, обращаются в судебные органы за разрешением спорных вопросов, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью. В гл. 25.3 ч. II НК РФ пред­усмотрено, что от уплаты госпошлины освобождаются как организации в целом, так и отдельные виды совершаемых НКО действий. В частности, государствен­ную пошлину не должны платить:

  1.  государственные внебюджетные фонды РФ, бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из федерального бюджета. Следует иметь в виду, что если учреждения и организации финансируются из регионально­го или местного бюджета, от уплаты госпошлины они не освобождаются;

  2.  государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные госу­дарственные и муниципальные хранилища культурных ценностей — за пра­во вывоза культурных ценностей;

3) общественные организации инвалидов — по всем видам нотариальных дей­ствий, при обращении в арбитражные суды, суды общей юрисдикции и к миро­вым судьям;

  1. специальные учебно-воспитательные учреждения для детей с девиантным (об­щественно опасным) поведением — за совершение исполнительных надписей о взыскании с родителей задолженности по уплате сумм на содержание их детей в таких учреждениях;

  2. государственные, муниципальные предприятия и учреждения — за первич­ную государственную регистрацию прав Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество казны соответствующего уровня.

Таможенная пошлина. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от организационно-правового статуса лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом РФ «О таможенном тарифе».

От таможенной пошлины освобождаются товары, а не организации. К их числу относятся:

  • товары, ввозимые на таможенную территорию РФ и /или вывозимые с этой территории в качестве безвозмездной помощи и /или на благотворительные цели по линии государств, правительств, международных организаций, вклю­чая оказание технического содействия;

  • товары, ввозимые на таможенную территорию РФ и вывозимые из страны в качестве гуманитарной помощи; в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий; учебные пособия для государственных и муниципальных учреждений образования и лечебных учреждений;

  • периодические печатные издания и книжная продукция, связанная с обра­зованием, наукой и культурой.

Далее рассмотрим порядок налогообложения по видам региональных налогов, к числу которых относятся налог на имущество и транспортный налог.

Налог на имущество. Все организации, в том числе имеющие льготу по налогу на имущество, должны представлять налоговые декларации по этому налогу и одно­временно заявлять о праве на льготу. Основой для расчета среднегодовой стои­мости имущества служит остаточная стоимость движимого и недвижимого иму­щества. Остаточной стоимостью является разница между первоначальной стоимостью и ежемесячно начисляемой амортизацией. Такой порядок является единым для коммерческого и некоммерческого секторов экономики, включая бюджетные учреждения. По НК РФ ставка налога установлена в размере 2,2%, при этом региональные власти вправе ее снижать, так как этот вид налога являет­ся региональным и полностью зачисляется в бюджет субъекта РФ.

Все НКО можно сгруппировать в 4 группы, каждая из которых имеет свои осо­бенности при исчислении налога на имущество.

К первой группе относятся НКО, имеющие безусловные льготы по федерально­му законодательству, которые не ограничены сроком действия: государственные научные центры; религиозные объединения и организации в отношении имущества, используемого для осуществления религиозной деятельности (например, культовые здания и сооружения); общественные организации инвалидов; органи­зации, имеющие на балансе памятники истории и культуры федерального значе­ния.

Во вторую группу включены НКО, которым льгота по налогу предоставлена в 2005 г. К их числу относятся: организации социально-культурной сферы, ис­пользующие имущество для нужд культуры и искусства, образования, физиче­ской культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения. Эта льгота предоставляется только в том случае, если имущество используется строго по це­левому назначению; научным организациям РАН, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, РАО, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, использующие имущество для научной и научно-исследовательской деятельности; организациям жилищно-коммунальной сферы, полностью или частично финан­сируемым за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюдже­тов. Этой льготой могут воспользоваться, к примеру, товарищества собственни­ков жилья. Если же организация сдает помещения в аренду, то независимо от вида деятельности арендатора при исчислении налога в налогооблагаемую базу будет включена стоимость основных средств, определяемая пропорционально сданной в аренду площади.

Третья группа — НКО, имеющие условную льготу по налогу на имущество. При определенных условиях освобождаются от налога на имущество: обществен­ные объединения и ассоциации, если они не осуществляют предпринимательс­кую деятельность; организации, где численность инвалидов составляет не менее 50% от общего числа работников, или организации, в которых объем научно-исследовательских, опытно-конструкторских и экспериментальных работ составляет не менее 70% в общем объеме производства.

В четвертую группу НКО включаются некоммерческие партнерства, автоном­ные некоммерческие организации; фонды (кроме общественных фондов как раз­новидности общественных объединений). Они не имеют льгот по налогу на имущество.

Региональным органам власти предоставлено право не только устанавливать пониженные ставки налога на имущество, но и расширять перечень организаций, имеющих право на льготы. Например, в Санкт-Петербурге в соответствии с региональным законодательством льготой по налогу на имущество, находящееся в соб­ственности Санкт-Петербурга, могут воспользоваться бюджетные учреждения, жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья, организации водоснабжения, коммунального хозяйства, а также садоводческие, ого­роднические и дачные объединения граждан.

Транспортный налог. Некоммерческие организации обязаны в общеустановлен­ном порядке уплачивать транспортный налог, если они имеют в соб­ственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении зарегистрированные транспортные средства (автомобили, снегоходы, водные и воздушные суда и др.).

Земельный налог уплачивают НКО, имеющие земельные участки на праве соб­ственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения. В соответствии с Земельным кодексом РФ постоянное (бес­срочное) пользование земельными участками предоставляется государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и местного самоуправления.

Ставка земельного налога составляет 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков. Прямое освобождение от земельного налога имеют учреждения уголов­но-исполнительной системы Министерства юстиции РФ и учреждения, един­ственными собственниками имущества которых являются общероссийские обще­ственные организации инвалидов; религиозные организации; общероссийские общественные организации инвалидов и их союзы, членами которых являются ин­валиды и их законные представители, и количество которых составляет не менее 80% от общей численности работающих.

До 1 января 2006 г. освобождены от уплаты земельного налога научные орга­низации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образо­вания, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской ака­демии художеств. Они смогут пользоваться льготой лишь 1 год.

Бюджетные учреждения культуры и спорта, искусства, кинематографии, обра­зования, здравоохранения по федеральному законодательству не освобождаются от уплаты земельного налога. Льготы им могут быть предоставлены по решению органов местного самоуправления, а в Москве и Санкт-Петербурге — по законо­дательству этих субъектов РФ.

Таким образом, мы видим, что налогообложение некоммерческих организа­ций — сложный процесс, требующий глубоких специальных знаний в области налогового законодательства.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Штеркель Лариса Владимировна старший преподаватель Бухгалтерский учет, финансы и аудит Тюмень 2009 год рабочая программа

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена в соответствии с типовой программой на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлениям 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», программа утверждена

Другие похожие документы..