Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Книга'
М. В. Ильин, канд. пед. наук, доцент, проректор по учебно-методиче­ской работе Республи­кан­ского института профессионального образования (РИПО); Н. ...полностью>>
'Закон'
Я, Иванов Иван Иванович, родился 24 мая 1980 года в г. Краснодаре. В 1997 году закончил с «золотой медалью» среднюю школу №1 с углубленным изучением ...полностью>>
'Документ'
| Технічне переоснащення виробничого комплексу шляхом впровадження інноваційних проектів, енергоефективних і ресурсозберігаючих технологій, маловідхо...полностью>>
'Конспект'
8. Бурдье П. Поле науки Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. М.: Институт э...полностью>>

Учебно-методический комплекс по направлению «Новейшая политическая история России»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Учебно-методический комплекс по направлению

«Новейшая политическая история России»

Раздел №1

Тематический план

Тематика

Лекции

Сем./Практич. зан.

Самостоятельная (дистанционная) работа

Россия в период трансформации социально-политической системы и кризиса государственных институтов (1991-2000)

4

8

Тема 1. Политический кризис в России в 1991-1993 гг.

1

2

Тема 2. Внутриполитическое развитие России в 1994-1999 гг.

1

2

Тема 3. Социально-экономическое развитие России в 1991-1999 гг. и его результаты

1

2

Тема 4. Общественная и культурная жизнь в стране

1

2

Россия в 2000-2008 гг.: преодоление кризиса государственности.
Социально-экономическая модернизация страны

4

2

6

Тема 1. Политические реформы В.В. Путина

1

1

2

Тема 2. Социально-экономическая модернизация: на пути к инновационной конкурентоспособной экономике

1

1

4

Тема 3. Общество и культура

1

1

Итого:

8

2

14

Раздел №2

Пояснительная записка

Курс «Новейшая история России» предназначен для обучения инструкторов Всероссийского молодежного форума «Селигер 2011».

Основной целью курса раздела является новейшего периода истории России, основных политических, социальных, экономических и культурных тенденций её развития.

Достижение этой цели предполагает решение в процессе обучения ряда взаимосвязанных задач:

  1. Анализ основных направлений и тенденций внутриполитического развития России в 1991-2008 гг.

  2. Рассмотрение причин, содержания, методов реализации и последствий реализации политических реформ Владимира Путина.

  3. Выявление сильных и слабых сторон экономической системы России.

  4. Формирование представлений о существующих проблемах в социальной сфере России, путях и способах их решения.

  5. Изучение основных тенденций общественно-политической и культурно-нравственной жизни России.

  6. Выявление особенностей формирования внешнеполитического курса России в 1991-2008 гг.

Содержание учебных материалов по данному разделу включают в себя анализ основных тенденций развития России в 1991-2008 гг.

Раздел №3

Конспект лекций

  1. Россия в период трансформации социально-политической системы и кризиса государственных институтов (1991-2000)

Основные идеи курса

Тема 1. Политический кризис в России в 1991-1993 гг.

1. Оформление двоевластия в стране.

2. Генезис политических кризисов.

3. Разработка Конституции Российской Федерации.

4. Кризис федерации.

5. Кризис 21 сентября – 4 октября 1993 г.

6. Преодоление кризиса.

Тема 2. Внутриполитическое развитие России в 1994-1999 гг.

1. Государственное строительство.

2. Россия в 1994-1996 гг.

3. Россия в 1997-1999 гг.

Тема 3. Социально-экономическое развитие России в 1991-1999 гг. и его результаты

1. Экономические реформы Е. Гайдара и их последствия

2. Экономическое состояние страны в 1995-1997 гг.

3. Экономический кризис 1998 г.

Тема 4. Общественная и культурная жизнь в стране

1. Социальные трансформации

2. Общественная и духовная жизнь

3. Культурное развитие страны

  1. Россия в 2000-2008 гг.: Преодоление кризиса государственности.

Социально-экономическая модернизация страны

Основные идеи курса

Тема 1. Политические реформы В.В. Путина

1. Основные задачи и направления внутриполитического развития

2. Политика «равноудаления» олигархов

3. Восстановление дееспособного государства

4. Совершенствование системы федеративных отношений и местного самоуправления

5. Борьба с коррупцией

6. Судебная реформа

7. Административная реформа

Тема 2. Социально-экономическая модернизация: на пути к инновационной конкурентоспособной экономике

1. Основные направления экономического развития

2. Социальная политика и ее результаты

Тема 3. Общество и культура

1. Общественная жизнь

2. Духовная жизнь общества

3. Культурная жизнь

Послесловие. Россия сегодня

Историко-политическая дискуссия по спорным темам

  1. События 3-4 октября 1993 г.

  2. Чем были 90-е годы для России?

  3. Дело ЮКОСа

  4. Грузино-Югоосетинский конфликт

  1. Россия в период трансформации социально-политической системы и кризиса государственных институтов (1991-2000)

Основные идеи курса

Осенью 1991 г. и зимой 1991-1992 гг. Россия столкнулась с первостепенно важными задачами государственного строительства. Происходила переруппировка кадров, формирование новых органов власти. Переход России к суверенному и демократическому существованию не был простым. Крах советской государственности и слабость российской государственности в начале 1990-х гг. спровоцировали углубление экономического кризиса, усиление центробежных сил внутри страны.

После распада СССР в руководстве страной отсутствовало единство по поводу дальнейшего пути развития. Президент и правительство отстаивали целесообразность радикальных реформ. Съезд народных депутатов и Верховный совет считали предпочтительным умеренные преобразования. Разногласия детерминировали на протяжении 1992-1993 г. периодические политические кризисы в стране, которые нередко сопровождались пересмотром состава правительства. Они тормозили разработку Конституции, а также способствовали кризису федеративных отношений, выразившемуся в центробежных тенденциях, когда национальные республики и округа провозглашали суверенитет.

В политическом кризисе 21 сентября – октября 1993 г. следует понимать наличие двух сторон. С одной стороны незаконность с точки зрения действовавшей конституции действия президента, что подтвердил своим решением Конституционный суд, с другой стороны, апрельский референдум (25 апреля 1993 г.) легитимировал политику президента, предоставив кредит доверия непосредственно от народа России.

Результатом сентябрьско-октябрьских событий 1993 г. стало ускоренное строительство новой политической системы. Повсеместно прекращалась деятельность советов. Власть перешла к исполнительным органам. Возобновилась работа над проектом Конституции. 12 декабря 1993 г. состоялись референдум и выборы в новый парламент. По большому счету этот шаг предотвратил гражданскую войну и распад страны.

Конституция РФ определяет нашу политическую систему как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Ключевую роль в системе государственной власти играет институт Президента Российской Федерации, который не входит ни в одну из ветвей власти. Президент является главой государства. Президент обладает по Конституции РФ весьма широкими полномочиями. Политическая система, предусмотренная Конституцией РФ, позволила удержать государство от разрушения и распада и оказалась достаточно адаптивной, способной функционировать в различных режимах. Она волне соответствует российской политической традиции.

Однако слабость российского государства в условиях борьбы между сторонниками коммунистического реванша и сторонниками либеральных реформ, ползучей дезинтеграции страны, экономического кризиса привели к середине 1990-х гг. к возникновению олигархической системы, в которой немногочисленные крупные собственники, получившие свою собственность из рук государства, фактически это государство приватизировали. В итоге следует говорить о псевдодемократическом характере политической системы России в 1990-е гг. Следствием существования олигархического режима были: слабость и неэффективность российского государства, его неспособность обеспечивать безопасность и социальную защиту своих граждан, односторонняя зависимость от зарубежных центров принятия решений (МВФ, Госдеп США и др.). В то же время именно в олигархический период были заложены основы капитализма (пусть и «дикого») и некоторые важные демократические институты и практики (Конституция, регулярные выборы и др.). Сформировался класс собственников, получило развитие предпринимательство.

Противоречия олигархического периода, угрожавшие России утратой национального суверенитета, породили на массовом уровне запрос на формирование в России нормальной демократической системы, обеспечивающей одновременно национальный суверенитет России. Ответом на этот запрос было избрание Президентом РФ В. Путина, возникновение и политический успех движения «ЕДИНСТВО».

В поисках путей выхода из экономического кризиса Б. Ельцин сделал ставку на молодых экономистов во главе с Е. Гайдаром, который в начале 1990-х гг. заявили о себе как приверженцы быстрого перехода от командно-административной экономики к рыночной и выступали за применение радикальных методов борьбы с инфляцией и бюджетным дефицитом.

Основная идея гайдаровской программы реформ – переход к рыночной экономике путем «прыжка», «шоковой терапии», главными элементами которой выступили либерализация цен и торговли и финансовая стабилизация. Реализация мер «шоковой терапии» имела драматические последствия, выразившиеся в непрогнозируемом росте цен, падении реальных доходов населения, потере сбережений, инфляции, падению курса рубля, взаимным неплатежам предприятий. Следует отметить и позитивные последствия, в частности, насыщение рынка товарами.

Рассматривались несколько вариантов приватизации, но избран был вариант ваучерной приватизации, которая по замыслу инициаторов наиболее соответствовал идеалу социальной справедливости. Однако сама по себе ваучерная приватизация из-за экономического кризиса, прежде всего, инфляции, не дала большого эффекта ни для бюджета, ни для предприятий. Залоговые аукционы 1995 г. и приватизационные сделки 1996-1997 гг. привели к появлению олигархов, которые выступили системообразующим фактором социальной опоры власти Б. Ельцина. При всей скандальнос­ти приватизационных сделок середины 1990-х гг. в них был крайне важный положительный момент. Стратегичес­ки важные предприятия приобретались российскими, а не иностранными бизнесменами.

Причины неудачи реформ Е. Гайдара следует искать в том, что пересаживание абстрактных схем экономической модернизации на российскую почву без учета ее специфики обречено на провал. Открыть экономику удалось, но сформировать нужные рыночные институты за короткий отрезок времени не получилось. В итоге эта открытость обернулась против страны. Начался отток ресурсов, которые так нужны были в экономике. Эффект от реформирования оказался прямо противоположным ожидаемому. Неэффективность олигархического капитализма продемонстрировал экономический кризис 1998 г., который привел к банковскому кризису, падению банковских вкладов, разорению фирм, сокращению среднего класса.

В 1990-х гг. в обществе начались процессы самоорганизации, которые в конце 90-х готов стали принимать черты нового российского общества, с новой структурой, новыми социальными группами. К началу XXI века в России сложилась новая социальная структура. Она отличалась доминированием слоя малоимущих, малочисленностью и нестабильностью среднего класса и узостью слоя богатых. Указанная социальная структура выступала следствием ускоренной модернизации социально-политической и социально-экономической сфер общества, но порождала негативные последствия в виде социальной поляризации, социальной апатии, роста социальных конфликтов, социальной деградации части населения. Тем не менее, в 1990-е гг., в этих сложных условиях, людьми осваивались новые социальные практики.

Общественная жизнь характеризовалась разнообразием трендов. С одной стороны, шли процессы самоорганизации общества, выражавшиеся в институционализации партийной системы, профсоюзов, различных общественных объединений и т.п. Наблюдалась активизация их деятельности, что свидетельствовало о складывании основ гражданского общества в России, освоении новых социальных практик. С другой стороны, отмечается политический скептицизм у населения, его склонность к радикальным формам выражения своих социальных интересов.

Отличительной чертой общественной жизни 1990-х гг. стал духовный кризис. Подверглись сомнению все духовные, идейные опоры здоровой жизни. Шла активная дискредитация отечественной истории. Это сопровождалось деморализацией населения. Одним из немногих источником духовных сил стала Русская православная церковь. Состояние культуры в 1990-х гг. также характеризовалось неоднозначно. С одной стороны, появились возможности для культурного развития. Но, с другой стороны, наблюдались негативные тенденции в культурной жизни. Коммерциализация современного российского искусства в конечном итоге привела к понижению культурного уровня населения.

Окончание «холодной войны» и распад СССР означали кардинальное изменение глобальной расстановки сил в мире. В результате распада СССР, экономического и политического кризисов, отсутствия у России адекватной национальной элиты международные позиции России резко ослабли. В течение 1990-х гг. США и их союзники последовательно стремились ограничить роль и место России в долгосрочном переустройстве мира и концу десятилетия создали предпосылки для ее территориальной изоляции по западным и южным границам. Руководство России пыталось интегрироваться в структуры Запада. Запад, осуществляя выдавливание России из международной политики, готов был предлагать варианты интеграции только на правах младшего партнера.

Россия пошла на грандиозные уступки по сокращению ядерного потенциала, ускоренному выводу военного контингента из Германии и стран Балтии. Но адекватных ответов от Запада она не получила. Западная помощь и кредиты оказались незначительными. Россия потеряла авторитет мировой державы, превратившись в рядового игрока на международной арене. Но Россия смогла сохранить свой суверенитет и ряд преимуществ, унаследованных ею от СССР. Со второй половины 1990-х гг. российская внешняя политика стала постепенно приобретать черты более определенной, самостоятельной и нацеленной на перспективу.

Тема 1. Политический кризис в России в 1991-1993 гг.

Оформление двоевластия в стране. Политическая система Российского государства строилась на основе Конституции РСФСР 1978 г., в которую впоследствии было внесено огромное количество поправок в духе западных демократий. В результате многократного изменения система управления представляла собой удивительное сочетание, с одной стороны, советских органов власти, а с другой, институтов, свойственных демократическим странам.

Законодательную власть осуществляли два органа: Съезд народных депутатов и Верховный Совет, действовавший в перерывах между съездами. При этом последний обладал еще и контрольными и распорядительными функциями. Другими словами, в руках одного властного органа сосредотачивались как законодательные, так и исполнительные функции, что противоречило принципу разделения власти.

Исполнительную власть олицетворяли Президент и правительство. После конституционных реформ 1991 г. Президент был наделен довольно широкими правами, однако в решении основных вопросов его контролировал Верховный Совет. Президент должен был согласовывать с ним кандидатуры главы правительства и ряда ключевых министров, а также ежегодно отчитываться перед ним о выполнении программы социально-экономического развития.

В политической сфере оставались нерешенными два ключевых вопроса: во-первых, соотношение полномочий законодательной и исполнительной ветвей власти и, во вторых, национально-государственное устройство страны. Эти проблемы оказались тесно переплетены. Слабость центральных органов власти и борьба между ними породили процесс суверенизации различных субъектов России: региональные и национальные элиты стали проявлять стремление к максимальной самостоятельности.

С распадом СССР российские органы государственной власти и новая политическая элита наконец-то получили возможность провести реформы, планы которых вынашивались чуть ли не с 1989 г. Надо сказать, что в это время складывалась вполне благоприятная обстановка для модернизации страны по сравнению с другими историческими периодами. Во-первых, в стране пока еще сохранялась стабильная социальная ситуация. Во-вторых, проведению реформ весьма способствовала внешнеполитическая обстановка. В-третьих, тогда можно было говорить об определенной сплоченности политической элиты.

В 1990-1991 гг. и Съезд, и Верховный Совет, и правительство проявляли относительное единомыслие. Их объединяла борьба за суверенитет, введение поста Президента России, ограничение влияния КПСС и союзных министерств. К концу 1991 г. эти задачи были решены, и на первый план вышли проблемы экономической реформы и соотношения полномочий законодательной и исполнительной ветвей власти. И вот тут-то реформаторское большинство раскололось. Очень скоро выяснилось, что при наличии общей идеологии отсутствовала сколько-нибудь проработанная программа конкретных экономических и политических преобразований. Более того, в политической элите не было единства в представлениях о пути реформирования России.

Одно течение представляли политики из окружения президента Б. Ельцина. Президент считал, что справиться с управленческим хаосом и дезорганизацией власти в стране, являвшейся ядерной сверхдержавой, сможет команда экономистов, которая должна будет предложить план экономических реформ для России как самостоятельного государства.

Такая команда была собрана. 8 ноября 1991 г. было сформировано новое правительство России из так называемых «младореформаторов» – экспертов и политиков либерального толка, – которые выступали за введение свободного рыночного обмена товарами и услугами. Это направление возглавляли Е. Гайдар, А. Чубайс, Г. Бурбулис. Именно рынок, по их мнению, мог быстро преобразовать экономику страны и сделать ее конкурентоспособной. Одновременно они заявили о своей приверженности демократии, обязательными элементами которой считали многопартийность, правовое государство, разделение власти.

Ко всему прочему эти политики отвергали любые формы авторитаризма, например, президентское правление, даже на переходный период экономических реформ. В целом можно сказать, что «младореформаторы» исходили не из того, что можно было построить в условиях посттоталитарной России, а из того, что должно быть в идеале. Этот идеал был нарисован, а точнее срисован ими с западных стран, которые взяли за образец. Его-то и стремились воплотить в России без всякого учета ее социально-экономических, политических и социально-культурных особенностей.

Другое направление представляли депутаты Съезда и Верховного Совета. Эта политическая группа оформилась сразу же после начала проведения в стране «шоковой терапии» Е. Гайдара. Шок от либерализации цен оказался настолько сильным, что уже в начале 1992 г. правительство «младореформаторов» начал активно критиковать Председатель Верховного Совета Р. Хасбулатов, который был проведен на этот пост ельцинским («демократическим») большинством Съезда после избрания Ельцина Президентом России. Хасбулатов и примкнувший к нему вице-президент России А. Руцкой резко осуждали экономическую стратегию «шоковой терапии» (от того времени запомнилась характеристика, данная Хасбулатовым правительству, – «мальчики в розовых штанишках»).

В течение 1992 г. примерно половина депутатского состава перешла в ряды оппозиции правительству. Объединившись с консервативными депутатами, они теперь составляли большинство. Анализ поименных голосований на съезде в 1992 г. показывает, что только 240 депутатов так или иначе поддерживали правительство, 571 голосовал против радикальных экономических реформ, а 227 занимали промежуточную позицию.

Программу правительственной оппозиции сформулировать трудно. Можно сказать, что она объединила противников шоковой терапии и сторонников регулируемой экономики и сохранения советов как органов государственной власти.

В этой ситуации решающую роль сыграла позиция Президента РСФСР. Ельцин твердо встал на сторону правительства. В результате в стране возникло противостояние двух легитимных органов власти, которое впоследствии переросло в двоевластие: с одной стороны всенародно избранный Президент, с другой – всенародно же избранный Съезд народных депутатов и Верховный Совет.

Борьба между ними способствовала, во-первых, развитию экономического кризиса, поскольку никакая стратегия реформ не может быть эффективной без законодательной поддержки парламента, и во-вторых, распаду страны. В обществе усиливалась поляризация социальных и политических сил. В результате страна вошла в полосу серьезных общественных потрясений, которые потенциально могли привести к политической конфронтации. К сожалению, дальнейшее развитие событий пошло именно по такому сценарию.

Генезис политических кризисов. Первый взлет противостояния обозначился на VI съезде народных депутатов, который принял резолюцию, осуждающую реформы правительства. Президенту было предложено поменять состав правительства. Ельцин пошел на некоторые уступки депутатам. Но этот компромисс был недолгим. Б. Ельцин сохранил правительство, но дал возможность депутатам легализовать свои амбиции и заложить основу для аналогичных шагов в будущем. При этом депутаты нашли способ ослабить исполнительную власть. Они наделили себя правом вносить изменения в действующую конституцию, а принятие новой Конституции заблокировали.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «новая и новейшая история зарубежных стран» специальности 050401 история

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя истории и права (в соответствии с дополнительной специальностью) по специальности 050401 История с дополнительной специальностью при очной форме обучения 5 лет.
  2. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров (1)

    Учебно-методический комплекс
    История политических и правовых учений: учебно-мето­ди­ческий комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция«, по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине Книговедение и история книги Специальности «Музейное дело и охрана памятников»

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Книговедение и история книги» преподается в целях приобретения студентом знаний о системе взаимодействия культуры и отраслей народного хозяйства, связанных с созданием, производством и распространением книги.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Историография Отечественной истории» Для направления/специальности

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «Историография Отечественной истории» предназначен для изучения студентами 5 курса исторического факультета Воронежского государственного педагогического университета и призван сыграть важную роль в профессиональной подготовке
  5. Учебно-методический комплекс по направлению 080504 «Государственное и муниципальное управление» уфа 2010

    Учебно-методический комплекс
    Г 72 Государственная служба в Российской Федерации и Республике Башкортостан : учеб.-метод. комплекс по направлению «Государственное и муниципальное управление» / сост.

Другие похожие документы..