Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
, Михеева Л.А. Аналитический отчет Электронная таблица Размещение документов на сайте ОУ Раздел в публичном отчете ОУ Образовательная деятельность Цен...полностью>>
'Анализ'
Цель: Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуация...полностью>>
'Закон'
Закон Ома для замкнутой цепи ЭДС источника электрической энергии Режимы работы источника электрической энергии Источники электрической энергии Альтер...полностью>>
'Урок'
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас итоговый, обобщающий урок по древнегреческим мифам. Вы много читали мифов и самостоятельно, и на уроках ...полностью>>

Учебно-методический комплекс по направлению «Новейшая политическая история России»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

С 2004 г. глава субъекта Федерации наделяется соответствующими полномочиями законодательным органом данного субъекта по представлению президента России. Сформированная таким образом вертикаль исполнительной власти делает проведение государственной политики более эффективным, а действия федеральных и региональных структур власти более согласованными. В рамках этой политики предполагается расширить полномочия региональных властей, сделав главу исполнительной власти субъекта РФ реальным координатором деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти на местах.

Однако такой «бюрократической сшивки» государства явно недостаточно. Известно, что контроль за бюрократией при помощи самой бюрократии имеет свои естественные пределы, поэтому необходимо было создать систему общественного контроля за государственным аппаратом. Но чтобы такая полноценная система сформировалась, первоначально должны появиться субъекты демократического общественного контроля. В первую очередь — это сильные общенациональные партии.

В 2004 г. были внесены изменения в федеральное законодательство, касающиеся выборов в Государственную Думу, а несколько ранее, в 2002 году, – в законодательные органы субъектов РФ. В обоих случаях направление изменений одно – переход от системы выборов одномандатных округах (мажоритарная избирательная система относительного большинства) к пропорциональной избирательной системе, то есть избранию депутатов по спискам партий.

В случае Государственной Думы этот переход означал замену смешанной избирательной системы, где половина депутатов избиралась в одномандатных округах, а половина по спискам партий, чисто пропорциональной системой, где все 450 депутатов избирались по спискам партий.

В случае с законодательными собраниями регионов это был переход от чисто мажоритарной системы (все депутаты избираются по одномандатным округам) к смешанной избирательной системе (часть избирается по одномандатным округам, а часть по партийным спискам). Государственная Дума стала целиком формироваться по этому принципу, а законодательные собрания регионов – наполовину.

И мировая политическая наука, и политическая практика однозначно утверждают одно: выборы по партийным спискам позволяют более точно отразить нюансы в политических предпочтениях избирателей. Мажоритарная избирательная система (особенно в том варианте, в каком она чаще практиковалась в России, как система относительного большинства) создает реальные шансы быть представленной в парламенте только одной или двум партиям, обладающим относительно высокой поддержкой избирателей. Третья, четвертая, пятая и т.д. по уровню поддержки избирателями партии фактически лишаются шансов прохождения в парламент, а их избиратели – права быть представленными в парламенте.

Переход к пропорциональной системе не только расширяет политическое представительство, но и стимулирует политическую конкуренцию между партиями, а также расширяет возможности политической оппозиции. Полноценные, крупные политические партии выступают как главные связующие звенья между гражданским обществом и государством, как механизм обеспечения ответственности власти. Пропорциональные системы позволяют быстро создать значимые партии. Проводимая политика очевидным образом направлена на развитие партийной системы современной России. Ее стимулирует и переход к пропорциональной системе, и отмена в избирательных бюллетенях графы «против всех» (ее, кстати, нет ни в одной демократической стране мира), и увеличение с 5% до 7% барьера прохождения в Государственную Думу. Последний шаг, наряду с новым федеральным законом о партиях, требующим от партий большого количества членов и разветвленной территориальной инфраструктуры, стимулирует формирование крупных национальных партий. В перспективе именно такие партии смогут стать ключевыми посредниками между обществом и государством и сформировать механизм демократической ответственности должностных лиц перед избирателями. Выдвигая человека на какой-то пост, солидная партия рискует своей репутацией, а значит - заинтересована в том, чтобы в период между выборами контролировать и корректировать, если это нужно, его поведение. Партии должны быть обременены социальной ответственностью, помнить, что они обещали избирателю.

Межпартийная конкуренция на выборах позволяет, наконец, сделать их не соревнованием остроумий и хитроумных политических технологий, а борьбой идей и политических курсов. Это существенно облегчает для избирателя задачу выбора, напрямую связывая для него голосование за партию и определенный вариант политики. Это значит, что избиратель начинает в большей степени влиять на содержание проводимой политики.

Партии в этих условиях становятся единственными участниками избирательного процесса, заставляя всех независимых политиков прибиваться к общенациональным партиям. А крупные общероссийские партии, в свою очередь, являются важнейшими скрепами государственного единства, противостоящими региональному сепаратизму. Таким образом, в этом пункте политика расширения представительства тесно связана с политикой обеспечения единства страны.

В том же направлении работает введение в 2005 г. института парламентских расследований. В 2005 г. создана Общественная палата России, а по ее образцу и подобию в настоящее время возникают общественные палаты в субъектах РФ. Система общественных палат – это институт, позволяющий осуществлять регулярный контроль за деятельностью государственного аппарата со стороны общественных организаций. При этом, однако, важно помнить, что общественный и партийный контроль должны протекать в строго оговоренных законом рамках, так, чтобы не парализовать деятельность аппарата государственной власти.

Совершенствование системы федеративных отношений и местного самоуправления. Политика в области федеративных отношений и местного самоуправления концентрируется вокруг двух ключевых целей: ясное распределение ответственности, полномочий и ресурсов между уровнями власти и создание механизмов эффективного взаимодействия между ними.

После образования в 2000 г. федеральных округов и введения института полномочных представителей основное внимание руководства страны сконцентрировалось на четком разграничении компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами, пересмотре на этой основе федерального законодательства. В результате масштабной работы, проделанной Комиссией при Президенте Российской Федерации под руководством Д. Н. Козака, поэтапно (в 2003–2004 гг.) были приняты законы, закрепившие концепцию федеративной реформы.

За регионами были закреплены полномочия, которые они обязаны выполнять за счет своего бюджета и за исполнение которых несут ответственность. Остальные полномочия по предметам совместного ведения остаются за федеральным Центром и могут передаваться субъектам РФ только с соответствующими финансовыми средствами. Такой подход был обусловлен сложившейся практикой, когда руководители регионов, не реализуя свои полномочия, перекладывали ответственность за собственное бездействие на федеральный Центр. Ярким проявлением этого стали массовые нарушения в обеспечении населения теплом и электричеством во многих регионах страны, притом что средства, предусмотренные бюджетом на решение этих проблем, оставались в ведении властей регионов.

Федеральным законом от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ был установлен закрытый перечень полномочий (в количестве 41) регионов. Тем самым снизились риски нецелевого использования средств регионального бюджета. За регионами для финансирования этих расходов были закреплены собственные доходы. Параллельно федеральный Центр стремился к снижению числа льгот с заменой их на деньги с целью привести в соответствие с рыночными реалиями существующую социальную систему. С января 2005 г. вступил в силу закон о замене льгот денежными компенсациями. К сожалению, из-за плохой проработки законопроекта и неготовности регионов к его введению он вызвал существенное недовольство льготников. Правительству пришлось значительно увеличить выделяемые компенсации, что сняло градус напряжения в обществе. Политическое значение этих реформ состояло в том, что региональным руководителям было предложено вплотную заниматься проблемами своих регионов, а не решать эти проблемы путем давления на федеральную власть.

В 2003 г. был принят новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», который создал достаточно понятную и универсальную систему разделения полномочий и ответственности между государственной властью и местным самоуправлением, а также внутри системы местного самоуправления между его различными уровнями.

Одним из основных направлений реформы стало укрупнение регионов в основном за счет присоединения по итогам референдумов экономически несостоятельных автономных округов к областям и краям. В начале 2005 г. законодательно закреплен процесс объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край. Успешно для сторонников укрупнения завершились референдумы по объединению Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, Эвенкийского автономного округа и Красноярского края, Корякского автономного округа и Камчатской области, Агинского Бурятского округа и Читинской области, а также Усть-Ордынского Бурятского округа и Иркутской области.

Такое укрупнение в большинстве случаев экономически обосновано. Субъекты РФ – это достаточно скромные по мировым меркам с точки зрения численности населения федеральные единицы. Например, в США, с населением, в два раза превосходящим население России, – всего 50 штатов, в Индия, превосходящей Россию по численности населения в восемь раз, – 25 штатов и 7 объединенных земель. Канада – страна, сопоставимая с Россией по территории, – состоит из 10 провинций и 3 территорий.

Россия – самая большая по количеству субъектов федерация в мире. Укрупнение субъектов Федерации позволяет в ряде случаев добиться существенного эффекта от масштаба. Создание вместо двух или трех региональных администраций одной, но содержащей большее количество специализированных подразделений, лучше оснащенной и укомплектованной, способно не только сократить административные издержки, но и повысить эффективность работы государственных структур. Соответствующие изменения происходят и на уровне региональных подразделений федеральных структур (вместо трех региональных прокуратур, УВД, ФСБ, казначейств и т.д. – одно).

Наибольший эффект от политики слияний субъектов Федерации достигается в так называемых «матрешках» – регионах, составными частями которых являются самостоятельные субъекты Федерации (краях и областях, включающих в себя автономные округа). Это наследство советского и отчасти постсоветского периодов сегодня выглядит во многих случаях явным анахронизмом. Политика укрупнения не является самоцелью. Очевидно, что слияние нужно проводить, когда выгоды от него очевидны прежде всего для жителей самих субъектов Федерации.

Борьба с коррупцией. Борьба с коррупцией – одно из ключевых направлений повышения эффективности государственной власти в современной России. Решение проблемы коррупции может быть только комплексным. Во-первых, наиболее очевидная часть – это ужесточение уголовного преследования за коррупцию. Ее реализация требует как изменений в законодательстве, так и более последовательной работы правоохранительных органов. Сегодня в России предпринимаются меры, чтобы сделать правовое поле адекватным для борьбы с этим социальным злом. Россия подписала и ратифицировала в 2006 г. Международную конвенцию по борьбе с коррупцией, принятую ООН в 2003 г., которая предусматривает полный комплекс мер по борьбе с коррупцией: меры по ее предупреждению, обязательства об установлении уголовной ответственности, в том числе за подкуп и взятки, направления межгосударственного взаимодействия.

Ожидается, что использование всех этих механизмов должно не просто уменьшить количество преступлений, связанных со взяточничеством, но и помочь вернуть из–за рубежа средства, которые ушли туда по коррупционным путям. В повестке дня стоит ратификация аналогичного европейского документа – Международной конвенции об уголовной ответственности за коррупцию. Россия ратифицировала ее одной из первых в Европе.

В последние годы правоохранительные органы демонстрируют большую последовательность в борьбе с коррупцией. Об этом говорят не только громкие дела, подобные делу «оборотней в погонах» (2003 г.), раскрытию коррупционной сети в органах таможни (2006 г.), освобождению от своих должностей по подозрению в коррупции ряда членов Совета Федерации (2006 г.) и др., но и обычная статистика. Только в 2006 году Генеральной прокуратурой направлено в суды около 24 тыс. дел, связанных с коррупцией в органах государственной власти.

Во-вторых, это расширение открытости органов государственной власти для политического и общественного контроля, что, в частности, предполагает разработку и внедрение организационных механизмов: раскрытия информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; проведения публичных обсуждений подготавливаемых решений; проведения общественной экспертизы социально значимых решений органов исполнительной власти; включения представителей гражданского общества в рабочие группы, другие структуры по подготовке нормативных правовых актов, иных затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций решений органов исполнительной власти; включения представителей гражданского общества в коллегии надзорных органов; создания и деятельности общественных советов с участием представителей гражданского общества при органах исполнительной власти; построения рейтингов органов исполнительной власти и местного самоуправления по открытости и прозрачности.

В-третьих, это дебюрократизация экономики. Зарегулированность российской экономики создает сегодня замечательные возможности коррупции. Несовершенство и сложность процедур открытия бизнеса, противоречивость законодательства создают почву для необоснованного вмешательства чиновника в бизнес.

В-четвертых, составной частью государственной политики в сфере противодействия коррупции должна стать кадровая политика и управление персоналом в системе государственного и муниципального управления, в том числе: конкурсный отбор на государственную службу; достойная оплата труда; развитая система социальной защиты чиновника, тесно связанная с его незапятнанной репутацией (если чиновник уличается в коррупции, например, уже после ухода с госслужбы, то он теряет свою пенсию и льготы).

Судебная реформа. Тесно связанным с политикой противодействия коррупции является совершенствование российской правоохранительной системы, прежде всего, системы судебной власти, а также органов прокуратуры, Министерства юстиции и Министерства внутренних дел. В ноябре 2000 г. Президентом России Владимиром Путиным была создана рабочая группа по вопросам совершенствования законодательства в сфере судопроизводства. Законопроекты, разработанные комиссией, вызвали серьезные дискуссии в судейском сообществе. В конце 2000 г. они были обсуждены на V съезде судей, а в конце 2001 г. компромиссный вариант законодательных изменений был принят Госдумой. В России был введен институт мировых судей, реально заработал суд присяжных (хотя и не во всех регионах), изменился статус судей (сократились возможности для злоупотреблений, а также усилилась независимость судебного корпуса).

Во многом благодаря институту мировых судей (а сегодня по России действует свыше 6,5 тыс. мировых судей) удалось существенным образом разгрузить федеральные суды, что сделало правосудие более доступным и эффективным для миллионов граждан. Как свидетельствует статистика судебного департамента Верховного суда, в 2005 г., например, федеральными судами уровня субъекта Федерации было принято к производству в первой инстанции 9,6 тыс. гражданских исков и заявлений, федеральными судами районного уровня – 1 млн. 3887 тыс., а мировыми судьями — 4 млн. 842 тыс. исков и заявлений. В результате за последние восемь лет количество обращений граждан в суды всех инстанций возросло более чем в шесть раз.

Институт присяжных, в свою очередь, распространил практику демократического участия граждан на осуществление судебной власти. И хотя в его функционировании мы можем сегодня наблюдать определенные проблемы, в целом это шаг на пути создания более открытой демократичной судебной системы. Государство многократно за последние годы увеличило финансирование системы судебной власти с тем, чтобы обеспечить достойные условия для работы судей и профилактику коррупции в самих судах.

Была также проведена реформа процессуального законодательства. Госдумой в течение 2001—2002 гг. были приняты Гражданско-процессуальный кодекс (ГПК), Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) и Арбитражно-процессуальный кодекс (АПК). В итоге были расширены полномочия судов и в то же время сократили возможности для внесудебного преследования (в частности, сегодня только суды могут выдавать разрешения на аресты людей).

Постоянно велась работа по созданию более прозрачной и эффективной системы прокурорского надзора, в том числе в части разделения функций следствия и надзора. Так, Федеральным законом от 5 июня 2007 г. в рамках прокуратуры РФ был создан Следственный комитет. Основными задачами СКП являются разработка мер по формированию государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве; совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности; обеспечение законности при производстве предварительного следствия и защиты прав и свобод человека и гражданина; оперативное и качественное расследование преступлений и др.

Административная реформа стартовала в России в 2003 г. Ее цели: повышение качества и доступности государственных услуг; снижение издержек бизнеса, возникающих в связи с государственным регулированием экономики; повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти. Ее основные направления: ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования; исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти; развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики; организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам; завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оптимизация деятельности территориальных и федеральных органов исполнительной власти.

В 2003–2006 гг. происходила конкретизация и разделение функций органов исполнительной власти. В итоге возникла новая структура федеральной исполнительной власти, состоящая из подразделений трех типов: министерств, служб и агентств. Министерство — федеральный орган исполнительной власти, несущий полную ответственность за состояние подведомственной сферы управления и ее развитие. Именно федеральные министерства должны стать в точном соответствии с Конституцией РФ опорными элементами системы исполнительной власти во главе с Правительством Российской Федерации, политически ответственными за эффективное проведение государственной политики в определенных для них сферах управления. Федеральная служба — федеральный орган исполнительной власти, создаваемый для непосредственного осуществления специализированных правоприменительных функций и функций надзора. Федеральное агентство — подразделение федеральной исполнительной власти, отвечающее за предоставление определенных видов общественных благ и услуг населению или другим органам власти.

Тема 2. Социально-экономическая модернизация: на пути к инновационной конкурентоспособной экономике

Основные направления экономического развития. Они вытекали из той ситуации, которая сложилась в экономическом секторе к 2000 г. В целом ее можно охарактеризовать следующими штрихами: дефолт 1998 г., оживление экономического роста в 1999 г., незавершенность формирования рыночных институтов, хотя в значительной степени болезненно и нечестно они были созданы в предыдущий период. Результаты развития России к 1999 г. были предопределены не только трудностями переходного периода, но и самим механизмом функционирования олигархического капитализма. Олигархи через коррупционные механизмы управляли властью, как на центральном, так и на региональном уровне. Это позволяло им безбоязненно уклоняться от налогов. В результате государство сталкивалось с хроническим бюджетным дефицитом. Слабое государство не могло обеспечить нормальных и равных для всех правил игры в экономике. Это в свою очередь стимулировало экономический кризис. Невозможно было сформировать долгосрочную стратегию развития. Отсутствие такой стратегии делало маловероятным приток инвестиций. Отсутствие инвестиций вело к деградации экономики. Бюджетный дефицит заставлял залезать в долги к Западу и контролируемым им международным финансовым структурам, это не позволяло России эффективно отстаивать свои интересы на международной арене.

Экономическая программа, которая стояла на повестке дня, включала необходимость завершения структурной перестройки экономики, формирования рыночных институтов, создание благоприятного инвестиционного климата, дальнейшей капитализации экономики. Это должно было работать на достижение стратегической цели - завершение перехода к современной рыночной экономике.

Для достижения поставленной цели была предложена экономическая доктрина, которая сочетала идеи упорядоченного рыночного хозяйства и эффективного государственного регулирования. В отличие от коммунистов, рассматривавших рынок в лучшем случае как сегмент «многоукладной социалистической экономики», Путин видит современную экономику как рыночную в своей основе. В то же время, в отличие от либералов он настаивает на необходимости активного государственного регулирования экономики, во всяком случае, на этапе построения современной рыночной экономики.

Причем роль государства – это, прежде всего, роль силы не только 1) обеспечивающей равные для всех правила игры в рыночной экономике; но и 2) осуществляющей координацию всех иных экономических и социальных сил для достижения общих целей быстрого и устойчивого социально-экономического развития страны. Государство брало на себя роль активизировать все факторы экономического роста (природные ресурсы, капитал, труд, предпринимательство, технологии, общественные институты и культуру) и задействовать их в национальном развитии. Государство – это национальный экономический стратег, дирижер согласованного национального экономического ансамбля. Получалась модель прогосударственного, социально ориентированного капитализма.

Основой экономической доктрины стал анализ тех преимуществ, на которые могла опираться Россия в своем перспективном развитии. К числу сравнительных преимуществ России можно отнести: ее богатейшие природные ресурсы (по оценкам, на Россию приходится до 30% мирового природно-ресурсного потенциала); выгодное транпортно-географическое положение в Евразии, в частности транзитность территории (этот пока еще мало задействованный потенциал может обеспечить огромные доходы от транзитной транспортировки грузов по линиям Восток-Запад и Север-Юг); научные и технологические заделы (в физике, химии, электронике, производстве военной технике, в области освоения космического пространства, в энергетике и др.); систему образования (даже несмотря на нынешний упадок, отечественная система высшего образования относится к числу лучших в мире, о чем свидетельствует высокая востребованность за рубежом российских специалистов и ученых, включая молодых выпускников вузов); человеческий капитал (наличие уникальных научных и конструкторских школ и коллективов, высокий средний уровень образования рабочей силы, традиционный для России низкий уровень заданности и схематизма творческого мышления); динамичное российское предпринимательство; многокультурность (этот фактор может приобрести решающее значение в новой волне мирового экономического роста, в которой в противовес унификации и стандартизации, господствовавших в эпоху развития массовой индустриализации и массового потребления, окажутся востребованными как уникальная культурная самобытность, так и мультикультурный синтез).

Однако надо отметить, что в политической элите до сих пор не выработан четкий экономический курс. В 2000-2008 гг. наблюдалось противостояние нескольких центров, причастных к разработке и реализации экономической политики: министерства финансов, министерства экономического развития и торговли, Центрального банка.

Начало экономической политики нового руководства страны происходило в сравнительно благоприятных условиях. Сохранялись высокие цены на нефть, принося большие доходы государству и обеспечивая экономические запасы. Положительная динамика основных экономических показателей представлена в таблице.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «новая и новейшая история зарубежных стран» специальности 050401 история

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя истории и права (в соответствии с дополнительной специальностью) по специальности 050401 История с дополнительной специальностью при очной форме обучения 5 лет.
  2. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров (1)

    Учебно-методический комплекс
    История политических и правовых учений: учебно-мето­ди­ческий комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция«, по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине Книговедение и история книги Специальности «Музейное дело и охрана памятников»

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Книговедение и история книги» преподается в целях приобретения студентом знаний о системе взаимодействия культуры и отраслей народного хозяйства, связанных с созданием, производством и распространением книги.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Историография Отечественной истории» Для направления/специальности

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «Историография Отечественной истории» предназначен для изучения студентами 5 курса исторического факультета Воронежского государственного педагогического университета и призван сыграть важную роль в профессиональной подготовке
  5. Учебно-методический комплекс по направлению 080504 «Государственное и муниципальное управление» уфа 2010

    Учебно-методический комплекс
    Г 72 Государственная служба в Российской Федерации и Республике Башкортостан : учеб.-метод. комплекс по направлению «Государственное и муниципальное управление» / сост.

Другие похожие документы..