Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
(У тексті Закону слова "службова особа державного органу у справах захисту прав споживачів", "господарюючий суб'єкт", "виготі...полностью>>
'Доклад'
2.6.Организация специализированной (коррекционной) помощи детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья (деятельность педагогов-псих...полностью>>
'Книга'
Книга, которая лежит перед вами, познакомит с историей гипноза, тайнами сознания и подсознания, видами внушения, методикой погружения в гипноз, углуб...полностью>>
'Сценарий'
А сегодня мы, ребята, Вспомним басню эту вновь. (На переднем плане сцены появляется Муравей. Он поет песню.) Первая песня Муравья. Я Муравей, Всем зд...полностью>>

Учебно-методический комплекс по направлению «Новейшая политическая история России»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

5. Ситуация в художественной культуре была несколько лучше. Современная литература характеризуется преобладанием прозаических произведений, а также многообразием направлений и жанров. В начале XXI в. наблюдалось возрождение отечественного кино. Появились новые интересные имена, стало больше кинозалов с хорошим техническим оснащением. Театральное искусство характеризуется популярностью классики отечественной и мировой драматургии. Новым можно считать тот факт, что постановки отличала авторская интерпретация известных текстов. Продолжалось укрепление авторитета российского искусства на международной арене.

Активные методики. При изучении данной темы можно провести деловую игру. Тема деловой игры: «Политика демократизации».

1 этап. Постановка задания.

Группа разбивается преподавателем на три подгруппы. Первая подгруппа играет за «Единую Россию», вторая – за либеральную оппозицию, третья – за коммунистическую оппозицию. Цель первой подгруппы - доказать, а цель второй и третей - опровергнуть тезис о том, что политика Путина и «Единой России» это политика демократизации. При этом вторая группа должна защищать достижения коммунистического периода, а третья – олигархического. Помимо этого из числа слушателей выделяется жюри (3 чел.) и помощники преподавателя (2 чел.).

После постановки целей игры (10 мин.) группам дается время (20 мин.) на подготовку. Подготовка должна включать в себя

а) подготовку презентации;

б) подготовку обвинений в адрес оппонентов (вторая и третья подгруппы против первой, первая – против второй и третьей) и контраргументов.

Первая подгруппа готовит презентацию «Политика Путина и «Единой России» - политика демократизации». Вторая подгруппа - презентацию «90-е годы – период подлинной свободы и демократии». Третья подгруппа – презентацию «Советский период – период подлинного народовластия и заботы о народе». В процессе подготовки могут быть использованы материалы учебно-методического комплекта.

2 этап. Дебаты.

Группам дается время для презентации своих позиций без обсуждения другими группами (до 10 мин на каждую подгруппу).

После этого проводятся дебаты:

сначала между «Единой Россией» и либералами,

затем между «Единой Россией» и коммунистами.

Дебаты между коммунистами и либералами не проводятся. На каждый раунд дебатов дается не более 20 мин.

Дебаты проводятся по следующей схеме:

сначала «Единая Россия» нападает на оппонентов (5 мин.), оппонент защищается (5 мин.),

затем оппонент нападает на «Единую Россию» (5 мин.), «Единая Россия» защищается (5 мин.).

В процессе дебатов представители подгрупп и помощники преподавателя фиксируют основные аргументы и контраргументы сторон на листах флипчарта. Задача преподавателя, который выступает в роли ведущего, постоянно фокусировать внимание оппонентов на центральной теме – демократизации.

3 этап. Рефлексия.

Сначала преподаватель и жюри подводят итоги дебатов, делая оценку, тому, кто был убедительнее во время презентаций и дебатов. После этого группа объединяется и преподаватель организует «разбор полетов» с уже с позиции «Единой России». В ходе обсуждения очень важно ответить на вопросы:

- какие наши аргументы и контраргументы были убедительны?

- какие наши аргументы и контраргументы были неубедительны и почему?

- какие аргументы и контраргументы еще могут быть применены в защиту нашей позиции;

- какие аргументы по данной теме наши оппоненты еще могут применить против нас?

- как мы можем построить тактику защиты?

- какие еще аргументы по данной теме мы еще можем применить против наших оппонентов?

Тема 4. Международные отношения и внешняя политика России в 2000-2008 гг.

Основные идеи, рассматриваемые в ходе изучения данной темы.

Международная обстановка. Основные тенденции развития мира. Глобализация мировой экономики. Универсализация экономической и политической жизни. Обострение конкуренции между государствами. Рост религиозного и этнического экстремизма и международного терроризма. Распространение оружия массового уничтожения. Усиление международной напряжённости. Формирование однополярной структуры мира.

Внешнеполитические цели и направления внешней политики России. Основные внешние угрозы и вызовы. Необходимость обеспечения суверенитета и территориальной целостности.

Россия и Запад. Трансформация российско-американских отношений. Участие России в международной антитеррористической коалиции. Охлаждение отношений России и США. Экспансия НАТО на восток. Нападение США на Ирак и позиция России. Россия и Европа. Вхождение России в «Группу семи». Создание «Совета Россия-НАТО». Парижский клуб.

Россия и страны СНГ. Пророссийские и антироссийские настроения. Создание Евразийского экономического сообщества и Организации договора о коллективной безопасности. Образование ГУУАМ. Шанхайская организация сотрудничества. Российско-украинские отношения. Грузино-Югоосетинский конфликт. Принуждение Грузии к миру.

Россия и страны Азии. Активизация участия России в азиатских интеграционных структурах. Стратегическое партнёрство с Китаем и Индией.

Южное направление. Россия и иранская ядерная программа. Участие России в «ближневосточном квартете». Российско-турецкие отношения.

Ключевые вопросы:

а) В чём причины глобализации? Каковы её последствия? Каковы движущие силы антиглобализма?

б) Почему одной из основных тенденций современных международных отношений является усиление международного экстремизма и терроризма?

в) В чём состоит угроза распространения оружия массового уничтожения?

г) Почему формирование однополярного мира является дестабилизирующим фактором для системы международных отношений?

д) каковы основные внешние угрозы, характерные для положения России в 2000-2008 гг.?

е) В чём причины эволюции российско-американских отношений в 2000-2008 гг.

ж) Почему Россия поддержала действия США в отношении Афганистана в 2001 г., но выступила с критикой действий в отношении Ирака в 2003 г.?

з) Почему Россия считает страны СНГ сферой своих приоритетных интересов? Какие страны являются военными союзниками России?

и) В чём причины сложностей в российско-американских отношениях в 2000-2008 гг.? По каким вопросам у России и Украины существуют противоречия?

Основные понятия:

Глобализация, «Группа восьми», национальная самобытности, экстремизм, гонка вооружений, локальные конфликты, международный терроризм, оружие массового уничтожения, однополярный мир, «гуманитарная» интервенция, «ограниченный суверенитет», наркотрафик, противоракетная оборона, международная антитеррористическая коалиция, Талибан, поправка Джексона-Вэника, доктрина «смены режимов», цветные революции, «энергетическая дипломатия», политика двойных стандартов, «газовая война», «пятидневная война», «План Медведева-Саркози», «северные территории».

В процессе обсуждения важно акцентировать внимание слушателей на следующих ключевых моментах.

1. Стратегической целью внешней политики России являлась интеграция в мировое сообщество и повышение статуса страны. Ключевыми оставались отношения России и США. В 2000-2008 гг. в отношениях с США Россия проводила политику избирательного партнерства. Первые годы нового тысячелетия отмечены ухудшением взаимоотношений, что было связано с вопросом о противоракетной обороне. Но после 11 сентября 2001 г. Россия поддержала США в их борьбе с талибами. Однако уже с февраля 2002 г. вновь наметилось охлаждение отношений, поскольку оказалось, что США не собирались выводить свои военные базы с территории Киргизии и Узбекистана после окончания операции в Афганистане. Они поддержали дальнейшее расширение НАТО на Восток. Игнорировали позицию России во время иракского кризиса. Более того, США поддерживали цветные революции в странах СНГ, в результате которых к власти пришли проамериканские правительства.

2. Начало XXI века можно охарактеризовать как европеизация внешней политики России. Россия во взаимоотношениях со странами Западной Европы использовала «энергетическую дипломатию». Оказалось, что взаимные экономические интересы послужили основой для политического диалога. Но при этом сохраняется проблемы расширения НАТО, двойных стандартов и др. Периодически наблюдаются кризисные моменты в отношениях России и отдельных стран Европы.

3. Принципиально не изменилась ситуация в СНГ. Россия стремилась укрепить свое влияние в этом регионе. 10 октября 2000 г. был подписан договор об образовании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Была учреждена военно-политическая структура – Организация договора коллективной безопасности. Успех интеграционных процессов ослабил позиции группы ГУУАМ. Одновременно российское руководство предпочло работать с каждым государством, входящим в антироссийский блок по отдельности, используя средства и принуждения и сотрудничества. И эта тактика имела определенные положительные результаты. В январе 2001 г. Президент России посетил Баку. Был подписан Договор о разделении шельфа Каспийского моря. В 2000-2008 гг. не удалось принципиально изменить отношения России и Украины. Их отражением стал «газовый кризис». Сложными оставались отношения России и Молдовы. Наиболее конфликтные отношения со странами постсоветского пространства сложились у Москвы с Тбилиси. Апогеем кризиса стала Пятидневная война 2008 г. – военное противостояние в августе 2008 г. между Грузией с одной стороны и Россией вместе с непризнанными республиками Южная Осетия и Абхазия с другой.

4. Быстро набирал силу азиатский вектор внешней политики России. Упор был сделан на активизации участия России в основных интеграционных структурах Азиатско-Тихоокеанского региона: форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество», региональном форуме Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) по безопасности, в созданной при инициативной роли России «шанхайской пятерке» (Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан).

5. Можно говорить о выделении южного направления. Ключевой характер носят отношения России и Турции. Вместе с США, ООН и Евросоюзом Россия входит в состав «ближневосточного квартета» по урегулированию арабо-израильского конфликта

Активные методики. При изучении данной темы целесообразно проведение деловой игры. Тема: «Заседание Совета Безопасности ООН по вопросу о Грузино – Югоосетинском конфликте»

Цель – формирование представления о причинах, содержании и последствиях конфликта, роли в нём Грузии, России, США, стран Западной и Восточной Европы.

Ход занятия.

1 этап. Постановка задания и подготовка (продолжительность – 15 мин.)

Преподаватель разбивает студентов на четыре группы. Первая должна представлять позицию России, вторая – позицию Грузии, третья – позицию США. Четвёртая группа состоит из представителей стран – членов Совета Безопасности ООН. В 2008 году в состав СБ ООН входили Россия, США, Великобритания, Франция, Китай, Бельгия, Буркина-Фасо, Вьетнам, Индонезия, Италия, Коста-Рика, Ливия, Панама, Хорватия, ЮАР. Если в четвёртой группе 15 человек, каждый из них является представителем отдельного государства; если меньше – возможна группировка (например, один человек представляет одновременно Францию, Бельгию и Италию, второй – Китай, Вьетнам, Индонезию и т.д.). Заседание происходит по поводу обращения России с требованием признать факт нарушения прав национальных меньшинств и геноцида Грузии в отношении югоосетинского народа. Задача первой группы – выдвинуть аргументированное обвинение, второй и третьей группы – представить позиции Грузии и США. Задача представителей четвёртой группы – представить позицию «своей» страны (стран) по поводу данного конфликта.

2 этап. Презентации групп.(продолжительность – 20 мин.)

Основной этап происходит в форме дебатов представителей групп в следующей последовательности: Россия, Грузия, США, представители стран – членов СБ ООН. Каждому основному участнику (Россия, Грузия, США) представители других групп задают вопросы (до пяти вопросов). В ходе дебатов можно использовать наглядные материалы (фотографии разрушенных зданий, статистические данные о жертвах, оценки очевидцев событий и пр.). Дебаты завершаются голосованием, в котором каждый член четвёртой группы голосует в соответствии с позицией своей страны в конфликте.

3 этап. Подведение итогов (продолжительность – 5 мин.)

Преподаватель подводит итоги, обсуждает ошибки, отмечает сильные и слабые места в аргументации групп, формирует общий вывод об уроках конфликта и его последствиях для России, Кавказа, всего мира

Продолжительность второй части занятия – один академический час.

Раздел 9.

Инструменты оценки эффективности прохождения различных этапов обучения

Тест №1

1. Законодательную власть в РСФСР в 1991-1992 гг. осуществлял(о(а))

1. Президент

2. Съезд народных депутатов

3. Правительство

4. Государственная дума

2. Лидерами группы «младореформаторов» являлись

1. И. Хакамада, А. Чубайс, Г. Бурбулис

2. Б. Ельцин, А. Чубайс, Е. Гайдар

3. Б. Ельцин, А. Чубайс, Г. Бурбулис

4. Е. Гайдар, А. Чубайс, Г. Бурбулис

3. Конституционная комиссия, занимавшаяся разработкой проекта новой конституции России, была создана в

1. 1990 г.

2. 1991 г.

3. 1992 г.

4. 1993 г.

4. На референдуме 25 апреля 1993 г. население России высказалось за

1. Доверие Верховному совету

2. Доверие А. Руцкому

3. Доверие Б. Ельцину

4. Доверие Р. Хасбулатову

5. Конституция Российской Федерации и выборы в Федеральное собрание состоялись

1. 25 апреля 1993 г.

2. 4 октября 1993 г.

3. 12 декабря 1993 г.

4. 17 декабря 1995 г.

6. По Конституции Российской Федерации исполнительную власть осуществлял(о)

1. Президент

2. Правительство

3. Государственная дума

4. Совет Федерации

7. Первая чеченская война проходила в

1. 1992-1996 гг.

2. 1993-1997 гг.

3. 1994-1996 гг.

4. 1994-1997 гг.

8. «Либерализация цен» стала элементом политики

1. Перестройки

2. Ускорения социально-экономического развития

3. Шоковой терапии

4. Приватизации

9. Процесс установления нелегитимного частного контроля над публичными институтами, протекавший во второй половине 1990-х гг., называется

1. Приватизация государства

2. Коррупция

3. Дефолт

4. Олигархия

10. Секвестр федерального бюджета, проведенный в 1997 г., – это

1. Резкое увеличение расходных статей бюджета

2. Резкое сокращение доходных статей бюджета

3. Резкое сокращение расходных статей бюджета

4. Резкое увеличение доходных статей бюджета

11. В 1992-1997 гг. государственные расходы на науку сократились в

1. 10 раз

2. 15 раз

3. 20 раз

4. 25 раз

12. Отказ Российского государства в 1998 г. от исполнения своих финансовых обязательств называется

1. Залоговый аукцион

2. Ваучер

3. Дефолт

4. Приватизация

13. Фильм А. Балабанова «Брат» вышел на экраны в

1. 1996 г.

2. 1997 г.

3. 1998 г.

4. 1998 г.

14. Процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации называется

1. Модернизация

2. Вестернизация

3. Европеизация

4. Глобализация

15. Во внешней политике России 1990-х гг. выделяются следующие периоды

1. 1991-1995; 1996-2000

2. 1991-1996; 1997-2000

3. 1991-1994; 1995-2000

4. 1991-1993; 1994-2000

16. Государственный деятель, возглавлявший внешнеполитическое ведомство в 1996-1999 годах, и осуществивший диверсификацию внешней политики России

1. А. Козырев

2. Е. Примаков

3. А. Чубайс

4. А. Кокошин

17. Косовский кризис разразился в

1. 1996 г.

2. 1997 г.

3. 1998 г.

4. 1998 г.

18. Государства, создавшие Шанхайскую организацию сотрудничества

1. Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан

2. Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан

3. Россия, Китай, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан

4. Россия, Китай, Индия, Киргизия, Таджикистан

19. Гуманитарная интервенция – это

1. Применение мировым сообществом мер для смены власти в отдельных государствах

2. Применение мировым сообществом мер для прекращения кровопролития в отдельных конфликтах

3. Вооруженное вмешательство коалиции государств в конфликт третьих стран с целью обеспечения прав населения

4. Вооруженное вмешательство коалиции государств в конфликт третьих стран для защиты интересов своих граждан

20. Союз ГУУАМ во второй половине 1990-х гг. образовали

1. Армения, Грузия, Молдова, Узбекистан, Украина

2. Азербайджан, Грузия, Молдова, Украина

3. Азербайджан, Грузия, Молдова, Узбекистан

4. Азербайджан, Грузия, Молдова, Узбекистан, Украина

Тест №2

    1. Назовите общественную организацию, выражающую интересы бизнес-сообщества:

1) «Солидарность»

2) «Товарищество инициативных граждан России»

3) «Русский стиль»

4) «Опора России»

    1. Перечислите федеральные округа, созданные в 2000 г.:

1) Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный

2) Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Южный, Уральский, Сибирский, Дальневосточный

3) Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный

4) Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Южный, Приволжско-Уральский, Сибирский, Дальневосточный

3.Построение «вертикали исполнительной власти» – это:

1) Введение должности полномочного представителя Президента России в каждом субъекте Федерации

2) Восстановление конституционного принципа единства системы органов исполнительной власти

3) Ликвидация независимости органов местного самоуправления, их подчинение органам государственной исполнительной власти

4) Подчинение всех органов исполнительной власти непосредственно Президенту России

4.Какой механизм формирования Совета Федерации был принят в 2000 г. в результате реализации реформы Совета Федерации:

1) Прямые всеобщие выборы членов Совета Федерации на основании мажоритарной избирательной системы

2) Одни представителем Субъекта Федерации в Совете Федерации являлся глава исполнительной власти субъекта (губернатор), вторым – глава законодательной власти субъекта

3) Один член Совета Федерации назначался главой исполнительной власти субъекта Федерации, второй избирался органом законодательной власти субъекта

4) Оба члена Совета Федерации назначались органом законодательной власти субъекта Федерации по представлению главы исполнительной власти субъекта

5.Государственный совет – это совещательный орган при Президенте России, созданный в 2000 г., в состав которого входят:

1) Главы исполнительной власти субъектов Федерации

2) Главы исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации

3) Лидеры политических партий

4) Руководители всех федеральных органов исполнительной власти

6.С 2004 г. утвердился следующий принцип наделения полномочиями глав исполнительной власти субъектов Федерации (губернаторов):

1) Глава исполнительной власти субъекта избирается населением на прямых всеобщих выборах

2) Глава исполнительной власти субъекта назначается Президентом России

3) Глава исполнительной власти субъекта утверждается в должности органом законодательной власти субъекта по представлению Президента России

4) Главой исполнительной власти субъекта назначается лидер политической партии, победившей на выборах в орган законодательной власти субъекта

7.В 2004 г. был принят следующий порядок формирования Государственной Думы:

1) Все депутаты Государственной Думы избираются по мажоритарной системе относительного большинства (плюральная система)

2) Половина депутатов Государственной Думы избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина – по пропорциональной системе

3) Все депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе

4) Все депутаты Государственной Думы избираются по мажоритарной системе абсолютного большинства

8.В 2002 г. был принят следующий порядок формирования органов законодательной власти субъектов Федерации:

1) Все депутаты органа законодательной власти субъекта Федерации избираются по мажоритарной системе относительного большинства (плюральная система)

2) Не менее половины депутатов органа законодательной власти субъекта Федерации избираются по пропорциональной системе, вторая половина – по мажоритарной системе относительного большинства

3) Все депутаты органа законодательной власти субъекта Федерации избираются по пропорциональной системе

4) Все депутаты органа законодательной власти субъекта Федерации избираются по мажоритарной системе абсолютного большинства

9.Избирательная система, особенностью которой является выдвижение кандидатов партиями (партийные списки), голосование избирателей за партии и распределение депутатских мандатов между партиями пропорционально поданным за партии голосам избирателей – это:

1) мажоритарная избирательная система,

2) пропорциональная избирательная система,

3) плюральная система,

4) мажоритарно-преференциальная система.

10.В результате реформирования избирательной системы избирательный барьер был:

1) увеличен с 5% до 7%

2) увеличен с 3% до 5%

3) уменьшен с 7% до 5%

4) уменьшен с 5% до 3%

11.Основная функция Общественной палаты – это:

1) инициирование законопроектов

2) участие в обсуждении кандидатур на занятие должностей руководителей федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств

3) инициирование отставки руководителей федеральных органов исполнительной власти

4) общественных контроль за деятельностью органов государственной власти

12.В результате укрупнения субъектов Федерации количество субъектов сократилось с 89 до:

1) 86

2) 85

3) 84

4) 83

13.В 2001 г. в России был введён институт:

1) мировых судов

2) арбитражных судов

3) уставных судов

4) ювенальных судов

14.В результате административной реформы возникла так называемая трёхзвенная структура федеральных органов исполнительной власти, состоящая из:

1) федеральных министерств, государственных комитетов и федеральных служб

2) федеральных министерств, федеральных служб, федеральных агентств

3) федеральных министерств, федеральных служб, государственных комитетов

4) федеральных агентств, федеральных служб, государственных комитетов

15.В 2002-2008 гг. в России существует:

1) бюджетный дефицит

2) бюджетный профицит

3) сбалансированный бюджет

4) действуют разнонаправленные тенденции: в 2002-2005 гг. – бюджетный дефицит, в 2006-2008 гг. – бюджетный профицит

16.Результатом налоговой реформы стало:

1) снижение налоговой нагрузки на предприятия

2) увеличение налоговой нагрузки на предприятия

3) введение налога на роскошь

4) введение прогрессивной шкалы налогообложения

17.В какую из указанных международных экономических организаций входит Россия?

1) Всемирная торговая организация (ВТО)

2) Европейский Союз (ЕС)

3) Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК)

4) Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)

18.Монетизация льгот – это:

1) увеличение денежных выплат малообеспечнным слоям населения

2) ежегодная индексация денежных выплат пенсионерам и малообеспеченным слоям населения, обеспечивающее защиту доходов от инфляции

3) замена натуральных льгот денежными выплатами

4) переход к принципу адресной выплаты льгот

19.Приоритетные национальные проекты направлены на развитие сфер:

1) образования, здравоохранения, науки, жилищного строительства

2) образования, здравоохранения, науки, сельского хозяйства

3) образования, здравоохранения, сельского хозяйства, жилищного строительства

4) образования, здравоохранения, науки, инновационного производства

20.В каком году был принят Федеральный закон «О политических партиях»?

1) 1993,

2) 1999,

3) 2001,

4) 2002.

1 Интервью телекомпании «Имеди» // /newstext/news/id/989900.htm

2 В настоящее время Абхазия и Южная Осетия признаны в качестве суверенных государств Россией, Венесуэлой, Никарагуа и Науру.

3 После теракта 11 сентября 2001 года получило известность выражение: «Сегодня мы все - американцы», Таким образом, подчёркивалась солидарность представителей разных стран с пострадавшими жителями США и осуждение международного терроризма.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «новая и новейшая история зарубежных стран» специальности 050401 история

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя истории и права (в соответствии с дополнительной специальностью) по специальности 050401 История с дополнительной специальностью при очной форме обучения 5 лет.
  2. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров (1)

    Учебно-методический комплекс
    История политических и правовых учений: учебно-мето­ди­ческий комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция«, по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине Книговедение и история книги Специальности «Музейное дело и охрана памятников»

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Книговедение и история книги» преподается в целях приобретения студентом знаний о системе взаимодействия культуры и отраслей народного хозяйства, связанных с созданием, производством и распространением книги.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Историография Отечественной истории» Для направления/специальности

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «Историография Отечественной истории» предназначен для изучения студентами 5 курса исторического факультета Воронежского государственного педагогического университета и призван сыграть важную роль в профессиональной подготовке
  5. Учебно-методический комплекс по направлению 080504 «Государственное и муниципальное управление» уфа 2010

    Учебно-методический комплекс
    Г 72 Государственная служба в Российской Федерации и Республике Башкортостан : учеб.-метод. комплекс по направлению «Государственное и муниципальное управление» / сост.

Другие похожие документы..