Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Человеческая память устроена так, что запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздраже...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 2 апреля 2009 года в 14 час. 30 мин. на заседании Диссертационного совета Д 203.002.06 при Академии управления МВД России по адресу:...полностью>>
'Документ'
Актуальність теми дослідження. Різноманіття літературних і культурних явищ, зміна шкіл і напрямів, яскрава неповторність талантів, народження важливи...полностью>>
'Программа'
Это сокращённая программа рекомендована для любителей и профессионалов, которым необходимо дополнить теоретические знания и приобрести практические н...полностью>>

Учебно-методический комплекс по направлению «Новейшая политическая история России»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Новое обострение произошло летом 1992 г. В июле-августе рассматривался вопрос о выборе способа кредитования промышленных предприятий. Правительство настаивало на свертывании финансовой помощи неэффективным предприятиям, но Съезд и Верховный Совет, в рядах которых было много представителей промышленного сектора, не захотели поддержать такое решение и выступили против правительственных мер. Под давлением оппозиции Ельцин отправил в отставку Г. Бурбулиса и ввел в состав правительства опытных хозяйственников В. Черномырдина и В. Шумейко. Вместе с тем Президенту удалось уравновесить эти уступки назначением Е. Гайдара исполняющим обязанности Председателя Правительства.

Очередной политический кризис разразился в конце 1992 г. Его катализаторами послужили начавшаяся приватизация государственной собственности и озвученные обществу основные итоги экономического развития. Они оказались печальными. За первые три квартала 1992 г. спад производства составил 20%. Инфляция превзошла самые пессимистичные прогнозы. Бюджет был подорван. Законодатели готовились дать решающее сражение правительству Е. Гайдара. В декабре 1992 г. на VII съезде народных депутатов Р. Хасбулатов выступил с критикой Президента и правительства. Он назвал ситуацию в стране взрывоопасной, обвинил исполнительную власть в провале реформ, спаде производства и обнищании масс. 5 декабря Съезд принял постановление «О ходе экономической реформы в Российской Федерации», в котором признал деятельность правительства неудовлетворительной. Верховному Совету было предложено ускорить рассмотрение ряда законопроектов, необходимых для экономической реформы. Следовательно, они, а не указы Президента должны были стать правовой основой экономических преобразований.

Депутаты попытались внести очередные поправки в Конституцию, согласно которым правительство должно было подчиняться Съезду и только потом Президенту. Верховный Совет наделялся правом отменять указы Президента и постановления местных органов власти. Таким образом, исполнительная власть могла оказаться под контролем советских органов.

Б. Ельцин выступил против этих решений. 10 декабря 1992 г. в обращении к гражданам он заявил о невозможности работать с таким съездом и о необходимости проведения референдума. Президент потребовал назначить референдум с вопросом для граждан: «Кому вы поручаете вывод страны из экономического и политического кризиса, возрождение Российской Федерации: нынешнему составу Съезда и Верховного Совета или Президенту России?» С трибуны съезда Ельцин обвинил депутатов в саботаже курса реформ и призвал своих сторонников покинуть зал заседания. Государственная власть оказалась в тупике. Спор между двумя ветвями власти уже тогда мог обернуться столкновением полярных сил в стране. Но на этот раз выход был найден. Председатель Конституционного суда России В. Зорькин обратился к Президенту и депутатам, призвав их преодолеть личные амбиции и прийти к компромиссу. 11 декабря появилось совместное заявление Президента и Съезда, в котором они выразили намерение решать спорные вопросы исключительно конституционными методами.

В итоге Съезд признал право Президента иметь своего кандидата на посту председателя правительства. А Президент согласился предлагать на рассмотрение Съезда не одну, а три кандидатуры. На 11 апреля 1993 г. был назначен референдум по основным положениям новой Конституции. Действие принятых законов, ограничивающих полномочия Президента, приостанавливалось до подведения итогов референдума.

VII съезд признал работу правительства неудовлетворительной, после чего принял отставку Е. Гайдара. Надо сказать, что эта отставка не вызвала особых протестов. К концу 1992 г. в стране не осталось ни одной партии, которая бы безоговорочно поддерживала проводимый курс. Сформировать новое правительство было поручено В. Черномырдину – крупному советскому хозяйственнику. Предполагалось, что он как выразитель интересов директорского корпуса откажется от политики шоковой терапии.

1993 г. не принес существенных изменений в политическую ситуацию в стране. Он стал годом усиления противостояния между законодательной и исполнительной ветвями власти. Правительство В. Черномырдина, несмотря на заявления о желании начать новый курс, продолжило меры, которые были выработаны правительством Е. Гайдара. Главные усилия были направлены на укрепление рубля, финансовую стабилизацию и борьбу с инфляцией. Сколько-нибудь убедительной альтернативы гайдаровскому курсу новое правительство предложить так и не смогло. Все это не могло не привести к очередному конфликту между Президентом и Верховным Советом.

Разработка Конституции Российской Федерации. Разработка новой Конституции РФ началась еще в 1990 г., когда решением I съезда народных депутатов была образована Конституционная комиссия. Уже осенью 1990 г. был подготовлен первый проект Основного закона, который в дальнейшем постоянно совершенствовался. Однако принятие Конституции в 1990, да и в 1991 г. было вряд ли возможно в силу того, что концепция общественного строя России еще не сложилась. К тому же еще существовал СССР, и многие российские нововведения наталкивались на сопротивление союзного центра.

С 1992 г. в условиях противостояния ветвей власти конституционный вопрос стал особым инструментом в политической борьбе. Переключение внимания депутатов на борьбу с исполнительной властью сделало невозможным принятие новой конституции в течение 1992 г. Действующая Конституция РСФСР стала использоваться ими для ослабления позиций Президента и правительства. Законодатели стали вносить в текст документа изменения, которые отодвигали исполнительную власть на второй план. Это имело плачевные последствия: нейтрализация исполнительной власти привела к углублению социально-экономического кризиса. Парламент не отвечал за осуществление принимаемых им решений. В этих условиях многие законы, которые вроде бы должны были привести к росту доходов населения, оказались заведомо неисполнимыми, поскольку парламент не волновало, откуда возьмутся деньги на их реализацию, а правительство не могло найти источник средств.

Парламент стал принимать решения, которые изначально противоречили базовым принципам новой государственности. Так, согласно одному из таких решений съезд мог принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Российской Федерации. Таким образом, получалось, что законодательный орган мог осуществлять полномочия, которые согласно принципу разделения власти являлись прерогативой исполнительных и судебных органов.

К весне 1993 г. вновь обострился политический кризис. Многие вернулись к идее референдума. Его сторонники надеялись, что решение народа об основах конституционного строя и разделении полномочий поможет выйти из драматической ситуации. Но VIII съезд 13 марта 1993 г. наложил запрет на проведение референдума, полагая, что это может иметь опасные последствия для государственной и территориальной целостности России.

20 марта последовал ответный шаг Президента. Ельцин выступил с обращением к гражданам России, в котором объявил о введении особого порядка управления вплоть до преодоления кризиса в стране. На 25 апреля назначался референдум о доверии Президенту, проекте новой конституции и выборах нового парламента. Предусматривалось, что в случае одобрения нового проекта конституции деятельность съезда и Верховного Совета будет приостановлена. Ельцин заявил, что любые попытки отменить его указы и распоряжения или приостановить их действие являются незаконными. Фактически речь шла о введении в стране президентского правления вплоть до принятия новой Конституции.

Верховные Совет и его сторонники сразу же выступили против заявления Президента, обвинив его в попытке установления авторитарной диктатуры. Конституционный Суд Российской Федерации в ответ на запрос Верховного Совета признал действия Президента не соответствующими Конституции. После этого был созван IX чрезвычайный съезд. Обстановка на нем накалялась. Депутаты были недовольны действиями не только Президента Ельцина, но и Председателя Верховного Совета Р. Хасбулатова. Было решено провести голосование по вопросам об отрешении Президента и отзыве председателя Верховного Совета. Однако оба голосования не дали требуемого большинства.

Тогда законодатели согласились на референдум и составили для него вопросы. Референдум состоялся 25 апреля 1993 г. В нем приняли участие около 64% избирателей. За доверие президенту высказались 58,7% от числа принявших участие в голосовании. За одобрение социально-экономической политики – 53%. Предложения о досрочном прекращении полномочий Президента и депутатов не прошли. Россияне требовали от власти работать дальше и искать компромисс. Конечно, народ выбирал «из двух зол». Меньшим для него оказалась политика Б. Ельцина, которая при всех издержках давала надежду на продвижение общества вперед. Большим злом избиратели признали консервативную и зачастую бездеятельную позицию Верховного Совета.

Получив кредит доверия от населения, Б. Ельцин расценил это как политический выигрыш и подтверждение большей легитимности Президента, чем Съезда народных депутатов. Тем не менее, в той ситуации он не предпринял попытки силового разрешения конфликта, а предпочел путь мирной конституционной реформы. Президент и правительство сразу после референдума перешли к активной подготовке новой российской конституции. В начале мая 1993 г. в прессе был опубликован ельцинский вариант Конституции, который предусматривал определяющую роль Президента как главы государства по большинству ключевых вопросов государственной жизни. С этого момента пошла параллельная работа над двумя проектами: президентским и Конституционной комиссии.

Б. Ельцин стремился опередить депутатов. 20 мая он издал указ о созыве Конституционного совещания для завершения работы над проектом Конституции. Оно включало представителей федеральных и региональных органов государственной власти, местного самоуправления, политических партий, общественных объединений, предпринимателей. Конституционное совещание приступило к работе 5 июня 1993 г. К участию в совещании было приглашено и руководство Верховного Совета. Однако выступивший в день открытия Совещания Хасбулатов попытался объявить незаконной саму возможность выработки Конституции кем-либо кроме Съезда народных депутатов. И в дальнейшем ни он, ни Руцкой, ни лидеры оппозиционного большинства Съезда в работе Совещания участия не принимали.

26 июня участники Конституционного совещания выработали первый вариант проекта новой Конституции России. После того, как он был отредактирован юристами президентской администрации, согласован с руководителями всех пяти секций Конституционного Совещания и принят в качестве проекта Основного закона на заключительном заседании 12 июля, его разослали в субъекты. Предполагалось, что в сентябре завершится обсуждение проекта, и он будет одобрен. Примерно тогда же в регионы поступил проект Конституции, подготовленный Конституционной комиссией Съезда. Сравнение проектов конституции показывает, что президентское видение политического строя России, подкрепленное результатами референдума 25 апреля, существенно отличалось от представлений Съезда.

И хотя представительные органы субъектов Федерации в большинстве своем ориентировались на Верховный Совет и Съезд народных депутатов, на местах явно ждали единого согласованного документа и уклонились от поддержки какого-то конкретного варианта. Все это демонстрировало, что политическая система двоевластия достигла крайней точки. Дальнейшее его существование было невозможно, поскольку конфликт между исполнительной властью (в лице Президента и правительства), и властью Советов так и не удалось разрешить конституционным путем, что означало паралич власти как таковой.

Кризис федерации. Политический тупик, в который завела Россию система конституционного двоевластия, сделал реальной угрозу неминуемого распада государства. К этому подталкивала и его федеративная форма, доставшаяся России «в наследство» от СССР. Развернувшаяся в Москве в 1991-1993 гг. политическая борьба подрывала легитимность высших органов государства, парализовала аппарат исполнительной власти и стимулировала сепаратистские тенденции в регионах.

Инерция распада СССР перекинулась на Российскую Федерацию. В федеративных отношениях нарастал хаос. В течение 1991 г. большинство входивших в Россию национальных республик и округов приняли декларации о своем суверенитете. Татарстан позиционировал себя в качестве суверенного государства и заявил об ассоциированном членстве в Российской Федерации. Летом 1991 г. Общенациональный конгресс чеченского народа провозгласил полную независимость Чеченской республики и ее намерение выйти из состава России. Аналогичную политику стали проводить Башкирия (Башкортостан), Тува. Нигде федеральные законы не признавались выше региональных. Власти субъектов постепенно разрывали единое экономическое пространство Российской Федерации.

Руководство страны предприняло попытки сгладить остроту национально-государственных проблем. В марте 1992 г. в Москве был подписан Федеративный договор. Согласно этому документу в состав Российской Федерации вошли 89 субъектов (21 республика, 6 краев, 49 областей, 10 автономных округов, 1 автономная область и 2 города федерального значения). Были определены основные условия взаимоотношений между центром и субъектами. Однако и договор не устранил всех противоречий. К тому же Чечня, Татарстан и Башкортостан отказались его подписывать.

Тогда Федеральный центр пошел на существенные уступки регионам, поскольку Президенту и правительству требовалась их поддержка в борьбе со Съездом и Верховным Советом. Башкортостан получил статус самостоятельного субъекта. Татарстан в феврале 1994 г. подписал с Россией конфедеративное соглашение. Чеченская республика вообще не приняла никаких условий. Такая непродуманная политика еще более усилила сепаратистские тенденции. Теперь края и области стали выбивать себе все бóльшие полномочия. Например, было заявлено о создании Уральской республики на территории Свердловской и соседних областей. Ряд краев и областей подписали соглашения о создании Сибирской республики. При этом Президент и правительство шли всем на уступки и подписывали соглашения о разграничении полномочий, как правило, в пользу регионов. В результате все больше росло неравноправие субъектов, что только усугубляло противоречия в национально-государственных отношениях.

Сепаратистские настроения в бывших автономных республиках нашли отражение на Конституционном совещании, где выдвигались такие предложения, как создание федерации из национальных республик и одной «Русской республики», которая объединила бы все края, области, автономные округа и автономную область. Этот проект предложил президент Калмыкии (Республики Хальмг Танч) Кирсан Илюмжинов. Такой вариант при сохранении двоевластия вел к распаду России по модели распада СССР.

В этих условиях под давлением национальных республик проект Конституции был существенно изменен в сравнении с проектом Съезда от 1992 г. Раздел 4 «Федеративное устройство» был превращен в отдельную часть в виде «Федеративного договора» между «центром» и «суверенными республиками», «краями, областями и городами Москвой и С.-Петербугом», а также «автономными округами и областью». По существу, предлагалась модель «договорной федерации», т.е. создание государства по типу США. Россия как государство должна была возникнуть лишь в результате согласия субъектов федеративного договора на ее создание. Тем самым ее тогдашнее состояние признавалось состоянием отсутствия единого государства, состоянием «перехода»: РСФСР как части СССР уже не было, а России как самостоятельного государства еще не было.

Это была существенная уступка федеральных властей бывшим автономиям, на которую президентская команда вынуждена была пойти в условиях противостояния с группой Хасбулатова-Руцкого. Обе стороны боролись за поддержку со стороны бывших советских автономий, но уступки со стороны Президента казались представителям регионов более многообещающими, нежели курс большинства Съезда на восстановление СССР.

В 1992-1993 гг. в ряде регионов страны обострились национальные конфликты. В республиках Северного Кавказа, Туве, Осетии и Ингушетии имели место столкновения на межэтнической почве. Аналогичная ситуация прослеживалась в Дагестане, Карачаево-Черкесии, Адыгее. Но самой болевой точкой оставалась Чечня.

Кризис 21 сентября – 4 октября 1993 г. Все лето длилось противостояние двух ветвей власти. Оно практически парализовало деятельность государства. Верховный Совет не принял ни одной законодательной инициативы от правительства, приостановил указы Президента о механизме приватизации, готовил законы о контроле над СМИ.

Осенью Верховный Совет намеревался начать контрнаступление на исполнительную власть. Но Б. Ельцин снова проявил талант находить выход в экстремальных ситуациях. В условиях паралича федеральной власти и полураспада федерации президент Ельцин принял решение о завершении конституционной реформы. С этой целью он издал указ № 1400 от 21 сентября 1993 г. «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» и «Обращение Президента к гражданам России», которыми объявил о прекращении полномочий Съезда народных депутатов и Верховного Совета и начале конституционной реформы. Президент возложил ответственность за кризис на депутатов, обвинив их в противодействии воле народа. Поскольку, по его мнению, действующая Конституция не предлагала никаких способов выхода из кризиса, он должен был прибегнуть к чрезвычайным мерам. На 11-12 декабря 1993 г. назначались выборы в Государственную Думу и голосование по новой Конституции.

Неконституционность данного указа была очевидной. Согласно действующей Конституции Президент не имел права распускать законодательные органы. Он не обладал полномочиями учреждать новые конституционные органы, а в указе это было сделано (Государственная Дума). Наконец, Президент никак не мог объявлять какие-либо положения Конституции недействующими. Конституционный Суд в тот же день признал указ № 1400 и Обращение не соответствующими Конституции и служащими основанием для отрешения Президента от должности.

Естественно, Верховный Совет отказался подчиниться Президенту. Реакция противников Ельцина была предсказуемой. Верховный Совет квалифицировал действия Б. Ельцина как государственный переворот. Его полномочия как Президента были прекращены 21 сентября, а исполняющим обязанности Президента стал вице-президент А. Руцкой.

На основе специально принятого закона, относившего к числу государственных преступлений роспуск или приостановление деятельности «законно избранных органов представительной власти», действия Ельцина были квалифицированы как повод для его отрешения от власти. Эта процедура и была осуществлена X съездом при поддержке Конституционного Суда. 22 сентября законодатели дополнили Уголовный кодекс статьей, карающей антиконституционную деятельность, невыполнение его и Съезда народных депутатов решения наказанием «вплоть до расстрела». В ночь с 23 на 24 сентября сторонники Верховного Совета попытались захватить штаб объединенных вооруженных сил СНГ. Уже тогда пролилась первая кровь.

Реальная сила была полностью в руках Б. Ельцина – милиция, армия, внутренние войска, служба безопасности и др. Он просто игнорировал решения Съезда и Верховного Совета. Народные депутаты отказались покинуть Дом Советов – резиденцию Съезда и Верховного Совета. Тогда 27 сентября здание было окружено милицией и военными, плотным заграждением из автомашин, а потом и колючей проволокой. Периодически отключались энергоснабжение, водоснабжение, не было нормального питания. Переговоры сторон не привели к мирному исходу.

3 октября Белый дом (так стали именовать Дом Советов) предпринял решительные шаги по отстранению Б. Ельцина. Колонна демонстрантов, поддерживавших Съезд, прорвала блокаду и двинулась от Калужской площади по Садовому кольцу, вступая в стычки с милицейскими кордонами, разоружая их и громя все вокруг. Вооруженные защитники Дома Советов начали штурм московской мэрии и Останкино. Спецподразделения применили против них оружие. В ночь с 3 на 4 октября прошли кровавые стычки. Атаки отрядов Верховного Совета были отбиты. Указом Президента в столице было введено чрезвычайное положение, в Москву вошли правительственные войска. Утром 4 октября военные начали осаду Белого дома и его обстрел. По зданию Съезда и Верховного Совета на Краснопресненской набережной вели огонь орудия четырех танков. После нескольких часов обстрела в здании начался пожар. На штурм пошла группа спецназа «Альфа». К вечеру Дом Советов был взят, а его руководство во главе с Р. Хасбулатовым и А. Руцким арестовано.

Две недели в Москве действовал комендантский час. Было приостановлен выпуск оппозиционных газет и деятельность организаций, поддерживающих Верховный Совет. Б. Ельцин сосредоточил в своих руках всю полноту власти в государстве и прекратил деятельность многих органов в центре и на местах.

Эти драматические события повлекли за собой гибель 150 человек с обеих сторон. События показали, что обе стороны конфликта не обладали должной политической культурой. Они оказались неспособными найти выход из тупика, достойный цивилизованных народов. При этом стоит вспомнить, что всего лишь за два с половиной года до октябрьских событий, в марте 1991 г., Б. Ельцин заявил об отказе от применения силы, в том числе и военной, как средства политической борьбы.

Надо признать, что ничто не мешало двум политическим линиям в реформе не конфликтовать. Однако каждый видел спасителем Отечества только себя и не допускал к этой роли никого более. Каждый из участников конфликта стремился навязать всем остальным только свою легитимность. Каждая ветвь власти стремилась выйти из конфликта, только победив соперника. Примечательно, что победа любой из них не входила в интересы основной массы народа, который не разделял экстремистских настроений. События 1992-1993 г. не только не способствовали сплочению общества, но еще больше его отдалили.

Преодоление кризиса. Результатом сентябрьско-октябрьских событий стало ускоренное строительство новой политической системы. Возобновилась работа над проектом Конституции. Снова начало работать Конституционное совещание, хотя на деле доработка текста Конституции велась в рамках узкой группы, состоящей из лиц президентского окружения и отдельных ученых-экспертов. По спорным вопросам решение принимал сам Президент, некоторые окончательные положения вошли в текст в его формулировках. На 12 декабря были назначены голосование по новой Конституции и выборы в новый парламент – Федеральное Собрание. Такое совмещение несло в себе определенный риск: если за Конституцию проголосовали бы менее 50% избирателей, то выборы в парламент оказались бы незаконными. Тогда новый орган законодательной власти страны не мог бы начать работу. Это обстоятельство добавляло нервозности в обществе.

Осень 1993 г. отмечена напряженностью политических отношений в стране. Повсеместно прекращалась деятельность советов. Власть перешла к исполнительным органам. Деятельность ряда общественных организаций и СМИ то прекращалась, то возобновлялась. Началась активная подготовка к выборам и референдуму. Появилось более десятка политических блоков и партий. Правительственный курс поддерживали блок «Выбор России» во главе с Е. Гайдаром, движение «Яблоко» (Г. Явлинский, Ю. Болдырев, В. Лукин), Партия Российского единства и согласия (ПРЕС) во главе с С. Шахраем, Демократическая партия (Н. Травкин). На противоположном фланге избирательной кампании выступили Коммунистическая партия (Г. Зюганов), Аграрная партия (М. Лапшин), Либерально-демократическая партия (В. Жириновский).

12 декабря 1993 г. состоялись референдум и выборы в новый парламент состоялись. Видимо, доверие Б. Ельцину в обществе было еще высоко. В голосовании приняло участие 54,8% избирателей. За принятие Конституции проголосовало 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании. Результаты голосования и текст принятой Конституции были опубликованы 25 декабря 1993 г. Именно этот день считается официальным днем вступления в силу Конституции Российской Федерации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «новая и новейшая история зарубежных стран» специальности 050401 история

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя истории и права (в соответствии с дополнительной специальностью) по специальности 050401 История с дополнительной специальностью при очной форме обучения 5 лет.
  2. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров (1)

    Учебно-методический комплекс
    История политических и правовых учений: учебно-мето­ди­ческий комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция«, по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине Книговедение и история книги Специальности «Музейное дело и охрана памятников»

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Книговедение и история книги» преподается в целях приобретения студентом знаний о системе взаимодействия культуры и отраслей народного хозяйства, связанных с созданием, производством и распространением книги.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Историография Отечественной истории» Для направления/специальности

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «Историография Отечественной истории» предназначен для изучения студентами 5 курса исторического факультета Воронежского государственного педагогического университета и призван сыграть важную роль в профессиональной подготовке
  5. Учебно-методический комплекс по направлению 080504 «Государственное и муниципальное управление» уфа 2010

    Учебно-методический комплекс
    Г 72 Государственная служба в Российской Федерации и Республике Башкортостан : учеб.-метод. комплекс по направлению «Государственное и муниципальное управление» / сост.

Другие похожие документы..