Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Проводят: Фонд поддержки системного проектирования, стандартизации и управления проектами (Фонд ФОСТАС) и Центр компетенции по электронному правительс...полностью>>
'Методические указания'
Для студентов ИЭУТС заочной формы обучения специальности «Экономика и управление на предприятии (транспорта)»специализации управление финансами предп...полностью>>
'Документ'
Подготовку и проведение фестиваля осуществляет организационный комитет, утвержденный совместным постановлением Координационного совета Белгородской э...полностью>>
'Программа дисциплины'
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский универси...полностью>>

Методические рекомендации по составлению бизнес-плана Введение

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методические рекомендации по составлению бизнес-плана

  

Введение

Вы нуждаетесь в хорошей идее, полны решимости начать свое дело или Вы уже создали свою фирму, Вам нужно дальнейшее развитие своей фирмы: привлечение иностранных инвестиций, получение льготных кредитов или грантов для реализации хорошего проекта. Вам поможет данная книга с методическими рекомендациями по составлению бизнес-плана фирмы или проекта, являющегося перспективным планом Вашей деятельности.

Бизнес-план нужен в любом случае как перспективный и незаменимый документ именно для воплощения Ваших замыслов и практической деятельности по их реализации. Он нужен Вашим сотрудникам, особенно высококвалифицированным и ключевым, для ознакомления при приеме на работу, поскольку именно с ними Вы хотите достичь поставленные цели. Он пригодится должностным лицам, которые хотят оценить Вашу фирму и знать о Ваших перспективах.

Бизнес-план как необходимый документ нужен:

  • иностранным инвесторам для сотрудничества и создания совместного предприятия;

  • банкам, в которых Вы хотите получить кредит;

  • международным и отечественным фондам, предоставляющим льготные кредиты и гранты, в которых Вы нуждаетесь.

Таким образом, возникает настоятельная необходимость составления бизнес - плана и при этом мы хотим и настаиваем, чтобы именно Вы - как руководитель приняли непосредственное участие в его составлении.

Для Вас и разработаны настоящие методические рекомендации и рабочая тетрадь по составлению бизнес-плана, создана консультативная служба и функционирует Учебно-тестирующий компьютеризованный центр по составлению бизнес-плана. Все это во имя того, чтобы Вы уважаемые врачи-предприниматели осознали необходимость бизнес-плана и самостоятельно приняли участие в его составлении.

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА

Бизнес-план нужен всем: лично Вам, чтобы лучше представлять свои перспективы и добиться поставленной цели; он нужен вашим сотрудникам, желающим узнать больше о фирме и определить свое место и задачи; конечно, он нужен банкам и фондам, которые выделяют кредиты или гранты, и иностранному инвестору для создания совместного предприятий. Следовательно, для любого предприятия наличие бизнес-плана является необходимым условием его успешного создания, функционирования и перспективного его развития.

Личное участие руководителя в составлении бизнес-плана настолько важно, что многие зарубежные банки, фонды и инвестиционные фирмы вообще отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план был от начала и до конца подготовлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан.

Это не значит, однако, что не надо пользоваться услугами консультантов. Совсем наоборот - привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами. Речь о другом. Составление бизнес-плана требует личное участие руководителя фирмы или человека, собирающегося открыть свое дело. Включаясь в эту работу лично, Вы как бы моделируете свою будущую деятельность, проверяя на крепость и сам замысел, и себя - хватит ли у Вас сил довести его до успеха и продвинуться дальше?

Разговор о бизнес-планах сегодня становится крайне актуальным в силу трех причин:

  1. во-первых, в экономику приходит новое поколение предпринимателей. Многие из них никогда не руководили коммерческим предприятием и поэтому крайне смутно представляют весь круг ожидаемых проблем, особенно в рыночной экономике;

  2. во-вторых, меняющаяся хозяйственная среда ставит и опытных руководителей предприятий перед необходимостью по-иному просчитывать свои будущие шаги и готовиться к непривычному до сегодняшнего дня делу - конкуренции, в которой не бывает мелочей;

  3. в-третьих, если мы расчитываем привлечь иностранные инвестиции для подъема экономики, то должны уметь обосновывать заявки и доказывать инвесторам, что способны просчитать все аспекты использования инвестируемых средств не хуже бизнесменов из других стран.

Решению всех этих задач и призван помочь бизнес-план т.е. документ, который вскоре, вероятнее всего, заменит привычное нам технико-экономическое обосно-вание. Бизнес-план - специальный инструмент менеджмента, используемый в совре-менной рыночной экономике независимо от масштабов, сферы деятельности и фор-мы предпринимательства. Успех в обычной рыночной торговле, и в выходе фирмы с новым продуктом на рынок, и даже в организации свободной экономической зоны, невозможен без полного и ясного представления о перспективах предпринимаемого дела, без разработки надежных предварительных ориентиров и реального плана действий. Бизнес-план позволяет очертить круг проблем, с которыми столкнется предприниматель при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде, сформировать и обеспечить пути решения этих проблем.

Как начать свое дело в соответствии с поставленными целями, как эффективно организовать деятельность фирмы на рынке оказываемых услуг, кто будет организовывать новое производство и когда будут получены первые доходы, как уменьшить риск, выжить и победить в конкурентной борьбе ? Ответы на эти и другие вопросы управления, финансирования, маркетинга, распределения обязанностей предприниматель должен получить при разработке своего бизнес-плана.

Бизнес-план выступает в качестве основы бизнес-предложения при переговорах с возможными инвесторами и будущими партнерами, используется при приглашении ключевых сотрудников, при подписании контрактов с персоналом фирмы. Он является не только внутренним документом фирмы, но и используется при установ-лении контактов. Это предъявляет определенные требования к его оформлению, форме и структуре.

Он должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и перспективах своего участия в нем. Поэтому не существует жестко регламентированной формы его представления и структуры. Однако, как правило, в нем предусматриваются разделы, в которых раскрываются основная идея и цели бизнеса, характеризуется специфика деятельности фирмы и удовлетворение им потребностей рынка, дается оценка рынка и устанавливается стратегия поведения фирмы на определенных рыночных сегментах, определяются организационные и производственные структуры, формируется финансовый проект дела, включая стратегию финансирования и предложения по инвестициям, описываются перспективы роста фирмы. Объем и степень конкрети-зации разделов плана определяются спецификой компании и областью ее деятельности.

Как часто должен составляться бизнес-план? Он составляется, как правило, на несколько лет вперед и пересматривается по мере необходимости, но не реже чем раз в год. Возможно, первоначальный план придется пересматривать основательно. По мере накопления опыта облегчается не только процесс собственно планирования, но и корректировка плана.

Почему мы советуем прежде всего заняться составлением плана деятельности в письменном виде?

  1. Сам процесс составления плана, детальный анализ, который предшествует его написанию, заставляет непредвзято и беспристрастно взглянуть на затеваемое Вами дело во всех его деталях.

  2. Конечный продукт - готовый план действий - представляет собой рабочий инструмент, который при умелом обращении поможет Вам управлять своим пред-приятием и довести дело до успешного завершения.

  3. Наконец, Ваш план - прекрасный способ довести свои идеи до других людей, а также основа для планирования финансовой деятельности.

Важность планирования не следует недооценивать. Трезвый взгляд на свое предприятие поможет выявить его слабые и сильные стороны, точно определить, что Вам потребуется, не упустить чего-либо из виду, оценить открывающиеся перспективы и приступить к выработке плана конкретных действий, направленных на достижение поставленной цели, заранее предвидеть возможные трудности, не дать им перерасти в серьезную проблему, докопаться до причин затруднений, а, значит, найти пути их устранения.

Бизнес - план позволит получить необходимую информацию тем, кто заинтересован в объективной оценке Вашего предприятия, в особенности, если Вам понадобится внешнее финансирование. Тщательно составленный план может быть быстро переработан в финансовую заявку, которая удовлетворит большинство кредиторов.

МАКЕТ БИЗНЕС - ПЛАНА

 Обложка: название фирмы, фамилия главы фирмы, адрес фирмы, номер телефона и факса фирмы.

 Резюме: краткое содержание бизнес-плана.

 Местонахождение фирмы.

 Цель деятельности.

 Отрасль и создаваемая (созданная) фирма.

 Описание вида деятельности.

 Виды услуг.

 Оценка рынка медицинских услуг.

 Конкуренция и конкурентное преимущество.

 Организация и практика внешнеэкономических связей.

 Стратегия маркетинга.

 Прогнозирование объема оказываемых услуг.

 Затраты на оказание услуг.

 План технического оснащения оборудованием (приборами) и системами.

 План деятельности фирмы.

 Управление и персонал.

 Планируемая прибыль.

 Оценка риска.

 Финансовый план.

 Стратегия финансирования.

 Деловое расписание.

 Безопасность коммерческой и деловой информации.

 Информационная справка о финансовом положении и деловой репутации.

Деловой план должен быть выполнен на высоком полиграфическом уровне. На титульном листе размещают название плана, подтверждение о конфиденциальности содержащейся информации, проставляют номер и напоминание о том, чтобы инвестор вернул экземпляр, если его не заинтересовало это дело. Общий объем документа до 40-50 страниц.

При составлении плана следует широко пользоваться статистической информацией, всякий раз подтверждая ее ссылкой на первоисточник, цитатами известных экспертов. Все предложения в плане четко обозначены. При необходимости в нем используют фотографии, таблицы и рисунки. Чтобы инвестору, потенциальному партнеру легко было найти интересующий его раздел, план должен иметь оглавление, а каждый раздел - свой шмуцтитул.

При переводе делового плана на иностранный язык нужно использовать термины и понятия, к которым привык иностранный инвестор.

Методические рекомендации по составлению бизнес - плана. Часть 2.

  

2. РЕЗЮМЕ: КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА

Надо иметь ввиду, что банки или западные инвесторы, фонды и организации, предоставляющие льготные кредиты и гранты, получают десятки бизнес-планов. Поэтому резюме бизнес-плана следует дать сжатым, коротким (не более 2-3 страниц), что будет обзором делового предложения, способного привлечь внимание инвестора и стимулировать его к дальнейшему рассмотрению плана. Нередко именно эта информация используется при представлении заявки в банк или фонд на дополнительное или начальное финансирование.

В этом разделе должно быть четко определено, какая возможность для предпринимателя в бизнесе открывается, в чем ее привлекательность, кто будет во главе нового бизнеса, каковы его (их) достоинства, как новая фирма проникнет на рынок, каковы ее перспективы и т.д.

Обычно резюме составляют на основе уже готовых пунктов плана. Затем, как бы обобщая их, из каждого раздела выписывают одно-две наиболее существенных предложения и цифровые показатели. Ориентировочно можно выделить следующие позиции данной части плана:

- Ваши цели в бизнесе;

- возможности бизнеса и стратегия их реализации;

- намечаемые рынки сбыта и прогноз;

- конкурентное преимущество;

- прогнозируемые финансовые результаты;

- компетенция и профессионализм Вашей управленческой команды;

- требуемая сумма инвестиций.

В рамках одного абзаца опишите Ваши цели и основные направления его достижения. Какие возможности имеются: новые услуги без конкурентов, укажите перспективы расширения рынка реализации Ваших услуг, включая международный. Этот пункт должен занимать 2-3 абзаца.

В следующем пункте резюме описываете: какой сегмент рынка Вы охватываете с предполагаемой реализацией в количественном и денежном выражениях и моменты ценовой политики. Данный пункт должен занимать 3-4 абзаца.

Очень коротко опишите конкурентное преимущество Ваших услуг, в чем прояв-ляются эти моменты. Объем места для этого 1-2 абзаца. Какие слабые места имеют Ваши конкуренты на рынке.

Следующий пункт резюме должен быть посвящен финансовым результатам Вашего бизнеса: доходы и прибыль от деятельности, сроки оборота капитала, рентабельность производства и другие финансовые показатели, характеризующие эффективность Вашей деятельности.

Дайте характеристику руководителям и специалистам в плане компетентности и наличия опыта, профессиональных качеств, достаточных для реализации целей и задач фирмы, отраженных в бизнес-плане.

В завершение данного раздела-резюме оцените требуемую сумму для инвестиции или финансирования бизнес-плана в национальной валюте или в долларах США.

3. МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ ФИРМЫ

В этом разделе необходимо написать о выборе местонахождения фирмы, если этот вопрос решен, тогда какое значение оно имеет в реализации плана. Если данный вопрос будет решен в перспективе, тогда опишите какой идеальный вариант для Вас представляется и каким способом Вы достигнете это. В данном разделе необходимо ответить на следующие вопросы:

- по какому адресу находится фирма?

- какое значение имеет местонахождение фирмы для достижения цели и решения задач плана.

- каковы особенности занимаемого помещения ?

- есть ли необходимость реконструкции помещения или офиса, если “Да” то, во что это обойдется?

- как отразится на финансовой деятельности фирмы, оптимальный выбор местонахождения?

4. ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Цель можно рассматривать как путь к желаемому состоянию, которого Вы хотели бы достичь. Целесообразно выделить общие и конкретные цели. Вообще целевая ориентация бизнес-плана является очень важной, поскольку от правильно сформулированной цели зависит конечная оценка Вашей деятельности. Таким образом, необходимо сформулировать общие цели и более конкретные цели, долговременные и текущие или оперативные цели. Желательно, правильно сформулировать основную цель деятельности фирмы, а конкретным целям дать описание их приоритетности и сроки их исполнения, что является условием достижения общей цели.

5. ОТРАСЛЬ И СОЗДАВАЕМАЯ (СОЗДАННАЯ) ФИРМА



Необходимо описать общую картину и состояние рынка той отрасли, в которой работает Ваша фирма. Дайте емкость рынка, тенденции роста услуг и возможности появления новых потребителей. После описания отрасли, необходимо определить место фирмы или компании в данной отрасли и какую концепцию бизнеса необходимо сформулировать, т.е. какие услуги Ваша фирма будет предлагать; кто будет ее основным потребителем?

Данный раздел завершится описанием стратегии выхода на рынок, роста услуг и объемов реализации. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:

- описание предыдущей сферы в деятельности фирмы;

- укажите связь между новыми видами услуг с предыдущей деятельностью фирмы;

- каковы тенденции выбранной Вами области предпринимательства?

- что обнадеживает перспективу выбранной Вами области предпринимательства?

- видите ли Вы возможность выхода Вашего бизнеса на внешний рынок?

- за счет чего Вы собираетесь выигрывать конкуренцию на рынке?

- Ваши представления о тенденции расширения услуг в данной отрасли;

- как Ваш деловой опыт поможет в экспансии на рынке?

6. ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ



Цель данного раздела заключается в описании конкретных видов деятельности на ближайшие годы, при этом в перечне видов деятельности необходимо полнее их отражать. Однако, заметим, что из перечня видов деятельности указанных в Уставе, необходимо выделить именно те, которым и действительно будет заниматься фирма, т.е. какие услуги будет оказывать. Ответ на следующие вопросы отражают содер-жание данного раздела:

- каково положение дел к моменту составления бизнес-плана: становление, расширение действующего предприятия, слияние или выделение из состава крупной компании?

- каков юридический статус Вашей фирмы - частное владение, партнерство, корпорация, совместное предприятие и т.д.?

- когда Ваша фирма начала (или будет начинать) функционировать?

В случае создания новой фирмы, дополнительно описать следующие моменты:

- почему Вы уверены в успехе своего предприятия?

- обладаете ли Вы опытом предпринимательской или управленческой деятельности?

При описании данного момента надо исходить из факта, что при отсутствии опыта управленческой деятельностью, будет ли возможно руководство фирмой другим лицам.

Необходимо описать, при создании фирмы, пользовались ли советами и консультациями преуспевающих бизнесменов. Будете ли пользоваться услугами других фирм или их представителями.

В завершении данного раздела надо охватить вопросы применения контрактной системы при принятии на работу.

Описание данного раздела при слиянии с другой фирмой или поглощения другой фирмы, необходимо осветить причины принятия того или иного решения. Необходимо детально анализировать причину поглощения другой фирмы, к каким результатам может привести этот шаг и наоборот если Ваша фирма собирается влиться в другую фирму, какое место будет принадлежать Вашей фирме.

7. ВИДЫ ОКАЗЫВАЕМЫХ ВАМИ УСЛУГ



Эта часть бизнес-плана начинается с раздела, в котором описываются те услуги, которые Вы хотите предложить будущим потребителям. Здесь от Вас потребуется предельная четкость и прежде всего ответы на такие вопросы:

- какие потребности призваны удовлетворить Ваши услуги?

- в чем особенность и почему потребитель будет отличать их от услуг Ваших конкурентов и отдавать им предпочтение?

- какими патентами или авторскими свидетельствами защищены особенности Вашей технологии?

Очень важно наглядно изображать новые приборы и системы в виде фотографий или качественно оформленными рисунками.

Здесь же в разделе должна быть указана цена услуг и сравнительный анализ с ценами аналогичных услуг. Необходимо указать основные показатели качества услуг, преимущества его перед другими. Главный акцент делается на потребительские свойства услуг и какую пользу он может принести потенциальному потребителю. Кроме того, целесообразно ответить на следующие вопросы:

- каковы слабые стороны оказываемых услуг?

- охарактеризуйте качество жизненного цикла Ваших услуг?

- какое время необходимо для начала оказания новых услуг?

- каковы возможности адаптации (модификации) Ваших услуг к изменениям рынка?

- могут ли Ваши услуги быть защищенны авторскими правами, патентами, отличительными знаками?

8. ОЦЕНКА РЫНКА ОКАЗЫВАЕМЫХ УСЛУГ



Чтобы добиться устойчивого роста объема оказываемых услуг, Вы должны дос-конально изучить свой рынок, другими словами, людей, которые будут пользоваться Вашими услугами. Необходимо держать под контролем круг Ваших потребителей. Тогда Вы всегда сможете решить, остаться на этом рынке или покинуть его. Однако действуйте осторожно. Появление на рынке или уход с него относится к числу наиболее важных стратегических решений и требует тщательного расчета.

Конечно, Вы заинтересованы в тех потребителях, которые пользуются услугами по цене, обеспечивающей получение прибыли в достаточном объеме и на протя-жении длительного периода с тем, чтобы Ваша фирма могла существовать и развиваться. Значит, Ваша первая задача-определить свой целевой рынок.

Поиск целевого рынка осуществляется путем логических рассуждений на тему: “Кто заинтересован в Ваших услугах?” Начните со своей сегодняшней клиентуры или того, кто мог бы стать потенциальным клиентом, как только фирма начнет функ-ционировать.

Вы должны ответить на следующие вопросы:

1) Каким Вы представляете свой рынок?

2) Какие услуги пользуются спросом?

3) Кто является Вашим клиентом в настоящее время?

Сравнительно легко установить особенности покупательского спроса и прочие характеристики таких рынков, ежедневно наблюдая за ними и проводя выборочные исследования.

Третий вопрос заслуживает особого внимания, поскольку Вашими услугами пользуются не только пациенты, но и работники фирм и организаций. Данные демографических исследований, которые сами по себе необходимы, подскажут, где найти свое место на рынке и как лучше организовать работу. Уже одно проведение простейшего демографического анализа даст Вам преимущество перед подавляю-щим большинством бизнесменов и менеджеров, которые полагаются на привычку и инерцию вместо того, чтобы заняться изучением рынка. Вам нужно научиться распознавать самого выгодного клиента и с полуслова понимать, что ему нужно. Это облегчит Вам последующий поиск нужной клиентуры, если Вы хотите ее увеличить.

4) Как бы Вы охарактеризовали свой рынок?

Ниже приведены возможные критерии сегментации рынка.

Для частных лиц:

Для фирм:

Возраст
Пол
Вредные привычки
Любимое занятие
Образование
Образ жизни
Социальная принадлежность
Профессия
Уровень дохода

Сфера деятельности

Местонахождение
Численный состав
Доходность

Сегментирование рынка оправдывает себя даже в рамках маленькой фирмы. Установив, кто является самым желанным Вашим клиентом, не ленитесь вновь и вновь задаваться этими вопросами.

5) Почему люди пользуются Вашими услугами?

6) Почему они приходят к Вам, а не к другим?

7) Какими именно услугами больше пользуются?

8) Каким образом расширить круг клиентов?

Восьмой вопрос является ключевым для определения Вашей стратегии в буду-щем. Оказывать услуги своим постоянным клиентам всегда легче, чем привлекать новых. Тем не менее, нужно постоянно следить за тем, чтобы на смену клиентов, которых Вы теряете по тем или иным причинам, приходили новые. Рост фирмы возможен только при расширении клиентуры.

9) Какова емкость Вашего рынка (рынков)?

10) Какая доля рынка приходится на Вашу фирму?

11) Каков потенциал роста данного рынка?

12) Что будет происходить с Вашей долей по мере расширения рынка - сокра-щение или увеличение?

13) Относится данный рынок к числу конкурентных или нет? Если нет почему?

Вам необходимо оценить емкость своего рынка. Если клиентура малочисленна, Ваша фирма неминуемо обанкротится.

14) Чем привлечь клиентов и как удержать их внимание?

15) Как добиться расширения границ рынка?

Последние два вопроса подразумевают способ и место проведения рекламной компании, привлекательность и доступность Вашей фирмы, степень соответствия профиля Вашей фирмы запросам избранного сегмента рынка.

Для предпринимателя составление рассматриваемого раздела плана крайне затрудняется тем, что очень сложно найти достоверные сводные исследования рынка. У зарубежных предпринимателей путь здесь куда проще: они могут получить нужные данные в местных медицинских учреждениях, ассоциациях. У нас же делают лишь первые шаги в этом направлении. За границей все члены ассоциации предоставляют информацию добровольно и бесплатно. Так же бесплатно (все расходы оплачены членскими взносами) они получают регулярные сводные обзоры: как меняется спрос на услуги отрасли, какие сдвиги произошли или наметились в его структуре, что происходит с ценами на услуги отрасли. Так что конкуренция конкуренцией, а общая потребность в сводной картине рынка столь велика, что ради ее удовлетворения конкурирующие предприятия согласны даже делиться своей коммерческой информацией. Думается, что создание таких ассоциаций важно и для отечественной экономики.

Обследование и анализ рынка рекомендуется проводить по следующей схеме.

А. Потребители медицинских услуг.. Потребители медицинских услуг.

Необходимо определить, кто является потребителем Ваших услуг или кто может стать им в будущем, при этом потенциальные потребители должны быть клас-сифицированы по относительно однородным группам в соответствии с общими идентифицируемыми характеристиками (например, на основе сегментов рынка).

Покажите, легко ли выйти на потребителей, как они будут пользоваться Вашими услугами. Опишите особенности приема клиентов, включая высокий уровень оказываемых услуг, что является для них главным.

Перечислите любые заказы на виды услуг, контракты или письменные обяза-тельства, которые у Вас уже есть на руках. Это наиболее сильная информация, которой Вы располагаете для привлечения кредитора или партнера. Перечислите также всех потенциальных потребителей услуг, уже выразивших заинтересованность в этих услугах, и объясните, почему эти услуги их заинтересовали.

Назовите также потенциальных клиентов, не проявивших заинтересованность в предложенных услугах. Объясните, как Вы собираетесь их завоевать; покажите, как быстро, по Вашему мнению, все виды Ваших услуг утвердятся на рынке.

Б. Размер рынка и возможные тенденции его развития. Размер рынка и возможные тенденции его развития

Оцените на пять лет размер рынка и Вашу долю в нем по отдельным сегментам рынка в региональном или страховом разрезе в цифрах, сумах и долларах. Покажите их потенциальную прибыльность. Покажите возможный ежегодный рост рынка Ваших услуг, по крайней мере для трех лет по каждой из основных групп потребителей, если возможно, в региональном и страховом разрезах. Опишите основные факторы, влияющие на рост рынка (например, тенденции, правительственная политика и изменения в демографическом составе местности), дайте обзор предшествовавших тенденций развития рынка. Любые различия между прошлыми и проектируемыми тенденциями темпов роста рынка необходимо объяснить.

В. Оценка доли рынка и объема оказываемых Вами услуг. Оценка доли рынка и объема оказываемых Вами услуг

Обобщите особые характеристики Ваших услуг, которые делают их конкурентоспособными в настоящем и будущем. Назовите потребителей услуг, которые готовы заключить или заключили договоры о пользовании Вашими услугами. Почему они это сделали? Оцените долю рынка и объем ваших услуг в штуках и сумах (или долларах) в каждом из трех последующих лет.

Покажите, как рост услуг в цифрах и оцениваемая доля рынка связаны с разви-тием самой отрасли и ростом спроса потребителей, силой и слабостью конкурентов.

Составить правильно раздел Вам помогут следующие вопросы.

По основной характеристике рынка по Вашим услугам:

1) Какова емкость рынка Ваших услуг?

2) Какова степень насыщенности рынка подобными услугами?

3) Каковы тенденции изменения емкости и насыщенности рынка на ближайшие 5 лет?

4) Что делает Ваши услуги уникальными и почему клиенты предпочтут именно Ваши услуги?

5) Какова общая тенденция спроса на Ваши услуги?

По сегментированию рынка:По сегментированию рынка:

1) Какие принципы сегментирования рынка являются наиболее соответствующими Вашим видам услуг?

2) Какие сегменты и почему являются наиболее перспективными?

3) Какие сегменты и почему являются для Вас целевыми сегментами (целевыми рынками)?

4) Что привлекает типичного клиента данного целевого рынка (цена, качество, дополнительные услуги и т.п.)?

По перспективам рынков:По перспективам рынков:

1) Какие из этих рынков имеют наиболее благоприятные перспективы (объем услуг, уровень цен)?

2) Какие из этих рынков являются наиболее выгодными для Вас?

По прогнозированию оказания услуг:По прогнозированию оказания услуг:

1) На какую долю рынка Вы рассчитываете?

2) Какие виды услуг Вы собираетесь оказывать на выбранных Вами рынках в будущем году?

3) Какой объем услуг Вы прогнозируете на этих рынках?

4) Каков прогнозируемый рост оказываемых услуг на этих рынках в ближайшие 5 лет?

5) Какие цены Вы прогнозируете на каждом этапе Вашей деятельности?

О клиентах на Ваших рынках:О клиентах на Ваших рынках:

1) Какие клиенты будут пользоваться Вашими услугами?

2) Укажите конкретных пользователей для первого года деятельности фирмы.

По продвижению Ваших услуг в условиях конкуренции:По продвижению Ваших услуг в условиях конкуренции:

1) Какие другие фирмы оказывают аналогичные услуги на выбранных Вами рынках?

2) Будете ли Вы пользоваться услугами специальных компаний для маркетинга и продвижения Ваших услуг?

Методические рекомендации по составлению бизнес - плана. Часть 3.

  



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по составлению бизнес-плана образовательного учреждения рекомендации по составлению титульного листа и оглавления

    Методические рекомендации
    Титульный лист бизнес-плана - это визуальное обращение от Вашей организации к потенциальному инвестору или партнеру. Он создает первое впечатление читателя.
  2. Методические рекомендации по составлению технико-экономического обоснования (бизнес-плана) инвестиционного проекта для представления на рассмотрение в Администрацию города Новый Уренгой

    Методические рекомендации
    по составлению технико-экономического обоснования (бизнес-плана) инвестиционного проекта для представления на рассмотрение в Администрацию города Новый Уренгой
  3. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Основы менеджмента» для студентов технических специальностей Москва 2007

    Методические рекомендации
    Для развития навыков самостоятельной работы с экономической литературой, статистическими, производственно-техническими и другими материалами с целью анализа производственно-хозяйственной деятельности отраслевых предприятий, расчета
  4. Методическое пособие по разработке бизнес-планов

    Учебно-методическое пособие
    Настоящие Методические рекомендации разработаны с целью упорядочить подготовку бизнес-планов, разрабатываемых торгово-промышленными палатами, их клиентами и партнерами.
  5. «Методические рекомендации по разработке учебного плана конкретного профиля обучения»

    Методические рекомендации
    Базисный учебный план представляет собой нормативную базу для создания общеобразовательными учреждениями Российской Федерации рабочих учебных планов с учетом специфики и условий их функционирования.

Другие похожие документы..