Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
ПОНЕДЕЛЬНИК. Завтрак. Выселение из отеля. Переезд в Сербию. Приглашаем на экскурсию "столица Сербии – Белград". Это один из старейших европ...полностью>>
'Автореферат'
Специальность 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (строи...полностью>>
'Лекция'
Прежде чем мы начнём изучать конкретные приёмы написания и шлифовки вопросов, я хочу предложить Вашему вниманию несколько принципов, отражающих моё п...полностью>>
'Документ'
Качество промышленной продукции. Точность. Определение понятий. Связь с экономическими показателями. Понятие допуска. Точность размера, формы, взаимн...полностью>>

Тема Процесс муниципального управления

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

136 Раздел 4. Технология муниципального управления

тивного решения комплексных проблем, затрагивающих интерес многих органов, ведомств.

Программные структуры получают все большее признание в усло­виях развития самоуправленческих механизмов и реализации целе­вых программ. При возникновении проблемы, требующей решения в течение определенного отрезка времени, составляется программа ра­бот, выделяются необходимые для ее выполнения ресурсы и форми-. руется временный коллектив работников. Работники органов госу­дарственного управления, вошедшие во временный коллектив, находятся в период выполнения программы в двойном подчинении: административном — у линейного руководителя (вертикальная связь) — и функциональном — у руководителя программы (горизон­тальная связь).

Программные структуры группируют сотрудников в соответствии с услугами и клиентурой — отсюда меньшая неопределенность в том, что касается проблем ответственности и подотчетности. Размеры и состав таких подразделений могут быть определены в зависимости от спроса с минимальными отклонениями. Благодаря способности бы­стро реагировать на изменения спроса на услуги такая организация управления может оптимизировать использование ресурсов.

После успешного завершения проекта члены группы возвращаются в свои функциональные зоны. В этом есть двойная выгода: люди приоб­ретают новые навыки в ходе выполнения проекта; исчезают традицион­ные сепаратистские конфликты между отделами, поскольку сотрудники знакомятся с работой других функциональных подразделений.

Матричная (или смешанно-матричная) структура, где специальная проектная или целевая группа как бы,накладывается на традиционную функциональную организацию, способствует новаторским тенденци­ям в процессе управляющего воздействия. Здесь делается упор на го­ризонтальные связи, четко осуществляется концепция единых ценно­стей и норм. Зоны служебных обязанностей накладываются одна на другую, люди общаются через границы этих зон, информация распро­страняется без помех, руководители располагают свободными средст­вами в своих бюджетах, многие управленцы занимают должности со свободным кругом обязанностей, а системы вознаграждения ориенти­рованы на будущие результаты, а не на прошлые заслуги.

Тема 4.3. Построение организационной структуры муниципального управления 137

Прогресс в сфере информационных технологий и особенно разра­ботки компьютерных систем, обслуживающих проектные группы, способствует выполнению функции матричной структуры управле­ния, но с меньшими затратами.

Все программно-целевые структуры (управление по проекту, служ­бы нововведений, матричные координационные комиссии и др.) в за­висимости от характера складывающихся обстоятельств могут быть чрезвычайными и ординарными, кратко- и долгосрочными. В по­следнее время в управленческой практике России все больше возни­кает чрезвычайных целевых структур — правительственных комиссий в период стихийных бедствий, аварий, локальных войн, вынужден­ных миграций населения и т.д.

Программные структуры управления могут быть уязвимы в отно­шении давления заинтересованных групп, добивающихся снижения нормативных требований или профессиональных стандартов обслу­живания, и привести к затратности управления.

Конечно, нужно учитывать и то, что программная структура уп­равления может быть использована в корыстных целях, например чтобы помешать совместимости операций в рамках всей организации или выработке обобщенной точки зрения.

Сформулируем принципы оптимизации функционально-струк­турной составляющей управления.

  1. Оптимальное соотношений целей, предполагающее приоритет базовых, общественно значимых целей перед целями—заданиями му­ниципальному органу и подчиненность последним целей-ориентаций. Этот принцип обязывает к изучению и регулированию интересов, цен­ностных ориентации, мотиваций труда персонала муниципальных ор­ганов, отдельных его формальных и неформальных групп, с тем чтобы не допустить конфликта интересов, проявления дисфункций.

  2. Подчиненность функций муниципальных органов, их подразде­лений целям муниципального управления. Этот принцип обязывает исключить:

  • «пустые» функции, связанные с исчезающими организационны­ми формами управления;

  • несвойственные функции как следствие их передачи (перекладыва­ния) другими подразделениями или даже организационными системами;

138 Раздел 4. Технология муниципального управления

Тема 4.3. Построение организационной структуры муниципального управления 139

• вольную интерпретацию функций членами организации соглас­но схеме «что могу, то и делаю».

  1. Обусловленность структуры организации ее функциями с целью предупреждения структурной избыточности или структурной недо­статочности. Этот принцип предусматривает определенную автоно-мизацию отдельных функций, тенденцию к их самодостаточности. Вновь возникшая функция, обусловленная новыми потребностями, может быть выполнена и путем создания нового структурного подраз­деления или самостоятельного органа, а также путем более полной и интенсивной деятельности уже существующих структур.

  2. Наличие у каждого структурного подразделения своего специ­фического целевого предназначения и соответствующей ему опреде­ленной организационно-правовой самостоятельности внутри аппара­та данного органа, т.е. полномочий и ответственности за конкретный участок, работы. С этим принципом связано нормативное возложение на руководителя каждого органа функциональной обязанности по установлению и четкому закреплению ответственности структурных подразделений и должностных лиц за конкретные результаты выпол­нения возложенных на них задач. У каждой функции должен быть от­ветственный за ее реализацию, исполнение.

  3. Минимально возможное число иерархических уровней в орга­низационной структуре управления, дабы предусмотреть кратчайший путь накопления и прохождения информации, сузить «ножницы» между приказом (решением) и исполнением.

  4. Возможность (принцип) взаимодополняемости и взаимозаменяе­мости работников, которую целесообразно предусмотреть для того, что­бы каждый умел выполнить функцию по крайней мере двух работников его уровня, а руководитель — имитировать функции вышестоящего и нижестоящего в иерархии управления. Этот принцип трансформируется в формулу: обучение + практика = условия взаимодополняемости.

Структура муниципального органа зависит от его места в органи­зационной структуре государственного и муниципального управле­ния, объема и содержания его компетенции и, соответственно, роли в управлении общественными процессами. Она всецело подчинена ре­ализации компетенции муниципального органа и строится сверху вниз. Для нее часто используется синоним «штатное расписание».

Штатное расписание — документ, утверждаемый первым руководите­лем и содержащий сведения о численности работников соответствую­щих категорий (штатных единиц) по каждой должности; наименова­ниях должностей; должностных окладах и надбавках к ним.

Структура должна отвечать определенным требованиям. Среди них можно выделить, например, требование мобильности, в соответ­ствии с которым численный состав и количество внутренних подраз­делений муниципального органа устанавливаются по оптимальным критериям управляемости; требование оперативности, определяющее сложность внутренних и внешних, связей муниципального органа, быстроту и сохранность прохождения управленческой информации, своевременность принятия и организации исполнения решений; тре­бование экономичности, которое обусловливает необходимость опре­деления стоимости содержания аппарата управления и затрат на осу­ществление управленческой деятельности его сотрудниками.

Особую проблему при формировании и оценке структуры муници­пального органа представляет определение потенциальной нормы уп­равляемости. Потенциальная норма управляемости — это достаточ­ный, необходимый и гарантированный уровень выполнения данной структурой возложенных на нее целей, функций и полномочий при управлении соответствующими процессами в обществе.

На норму управляемости оказывают воздействие многие факторы, в частности определяемые порученными задачами, зависящие от лич­ности руководителя, от персонала, от причин технического характера. Поэтому если подходить к структуре муниципального органа с точки зрения ее рациональности и эффективности, то надо просчитать не­мало факторов, порой противоречащих друг другу.

Первой задачей в построении структуры любого муниципального ор­гана управления является четкое определение (отграничение) руково­дящего звена, т.е. той совокупности должностей, которая по правовому статусу органа непосредственно связана с использованием властных полномочий, фиксируемых в управленческих решениях. В коллегиаль­ном муниципальном органе это состав должностей, образующих соот­ветствующую коллегию — руководящее звено данного органа. В едино-начальном — его руководитель и тот из его заместителей, кто уполномочен на принятие решений в его отсутствие.

140 Раздел 4. Технология муниципального управления

Вторая задача, исходя из первой, состоит в построении подразде­лений, чтобы они могли сполна и качественно способствовать руко­водящему звену в осуществлении компетенции соответствующего му­ниципального органа. Естественно, что в рамках закрепленных за ними объемов и видов управленческой деятельности подразделения выполняют необходимые управленческие функции, в которых высту­пают именно как подразделения. Есть разные подходы к построению подразделений: при горизонтальной структуре создается крупная группа должностей, которая возглавляется одним руководителем; при вертикальной — небольшие группы должностей с подчиненностью нескольким руководителям.

Горизонтальная структура считается более рациональной, ибо она сближает исполнителя с руководителем, улучшает общение, обеспе­чивает гибкость и возможность взаимозамены, позволяет объектив­нее оценивать исполнение должностей, яснее делает ответственность, создает благоприятную среду.

Преобладание вертикальных структур в построении подразделе­ний ведет к тому, что между ними слабо осуществляются горизонталь­ные организационные связи (горизонтальная координация) и прояв­ляются элементы конкуренции за влияние на реализацию компетенции государственного органа.

Третьей задачей является выделение и описание в муниципальном органе должностей и рабочих мест. Разница между должностью и рабо­чим местом заключается в том, что по должности выполняется дея­тельность, которая непосредственно связана с реализацией компетен­ции муниципального органа, обслуживанием властных полномочий руководящего звена, а рабочее место представляет собой вид и объем деятельности по обслуживанию и вспомогательному обеспечению уп­равленческих процессов в муниципальном органе (содержание в по­рядке помещений, связь и техническое обслуживание информацион­ных систем, транспорт и т.д.). Должность описывается через управленческие обязанности и полномочия по ней, и она исполняет­ся. Последствия управленческих решений и действий, реальный уро­вень управляемости соответствующих процессов — таков критерий анализа и оценки исполнения должности в органах местного самоуп­равления.

Тема 4.3. Построение организационной структуры муниципального управления 141

Выводы

  1. Организационная структура муниципального управления — это особое государственно-правовое явление, обусловленное общественно-политичес­кой природой, социально-функциональной ролью, целями и содержанием муниципального управления.

  2. В распоряжении проектировщиков организационной структуры муни­ципального управления или отдельных ее подсистем имеется немало органи­зационных оснований (типовых модулей), которые при необходимой привяз­ке их к объективным и субъективным условиям и факторам способны поддерживать эту структуру в гармоничном и действенном состоянии.

  3. Линейное (или чисто линейное) основание создает структуру верти­кальной, однонаправленной подчиненности муниципальных органов, обра­зующую в завершенном виде строгую иерархическую пирамиду.

  4. Функциональное основание — это формирование муниципальных орга­нов, специально приспособленных к ведению конкретных функций управления.

  5. Линейно-функциональное основание обеспечивает соединение досто­инств линейного и функционального оснований и способствует созданию структуры, в которой одни органы принимают управленческие решения и вла-стно проводят их в жизнь, а другие обеспечивают их информацией консульта­тивного, статистического, планирующего, координационного и иного свойства.

  6. Программно-целевая структура управления — один из видов организа­ционных структур управления, который представляет собой упорядоченную совокупность структурных единиц, объединенных организационно для реше­ния комплексных задач.

  7. Матричные структуры управления обеспечивают параллельное выполне­ние участниками программы функций и в стационарной системе, т.е. занятость в программе не освобождает их от выполнения постоянных обязанностей.

  8. Структура муниципального органа зависит от его места в организацион­ной структуре государственного и муниципального управления, объема и со­держания его компетенции и, соответственно, роли в управлении обществен­ными процессами.

  9. Потенциальная норма управляемости — это достаточный, необходи­мый и гарантированный уровень выполнения данной структурой возложен­ных на нее целей, функций и полномочий при управлении соответствующи­ми процессами в обществе.

142

Раздел 4. Технология муниципального управления

Тема 4.4. Выработка и реализация управленческих решений... 143

Вопросы и задания

1. Что представляет собой организационная структура муниципального

управления?

  1. Назовите достоинства и недостатки линейной организационной структуры.

  2. Назовите достоинства и недостатки, функциональной организационной

структуры.

4. Назовите достоинства и недостатки линейно-функциональной органи­
зационной структуры.

5. Назовите достоинства и недостатки программно-целевой организаци­
онной структуры.

6. Назовите достоинства и недостатки матричной организационной

структуры.

7. Каким требованиям должна отвечать структура органов муниципально­
го управления?

Тема 4.4. Выработка и реализация управленческих решений на уровне муниципального управления

В рамках всего муниципального управления реализуется очень много управленческих решений как текущего, оперативного, так и перспек­тивного, нормативного и стратегического, характера. Здесь особенно нужны научно обоснованные технологии подготовки, принятия и ре­ализации управленческих решений, начиная с унифицированного языка и кончая графическими формами конкретных документов.

Управленческие решения принимаются на всех уровнях руководст­ва в соответствии с функциями, обязанностями и правами руководи­телей. Процесс принятия решений связан с необходимостью выбора из большого числа возможных вариантов действительно наилучшего. Управленческое решение — это наилучший способ достиже-ния какой-либо цели управления, выбранный в процессе анализа не­скольких вариантов.

Управленческое решение является социальным актом, где в логиче­ской форме (текстуальная модель) выражены воздействия управляю-

щих звеньев (муниципальных органов, должностных лиц) на общест­венную систему (управляемые объекты) для достижения поставленных целей, обеспечения интересов и удовлетворения соответствующих по­требностей в управлении.

Каждый муниципальный служащий в своей практической дея­тельности постоянно сталкивается с необходимостью принятия ре­шений по самым различным вопросам. Характерной чертой любой ситуации, связанной с принятием решения, является наличие боль­шого числа возможных вариантов действий, из которых нужно вы­брать наилучший.

Под решением понимается некое предписание к действию для объ­екта управления (план, программа, инструкция, приказ и т.п.). Обычно разрабатывается несколько вариантов такого предписания. Выбор наи­лучшего мы будем называть принятием решения, а процесс, включаю­щий разработку альтернатив, — процессом принятия решения.

Наилучший вариант действий, обеспечивающий максимальную эффективность, принято называть оптимальным, а процесс поиска этого варианта — оптимизацией. Варианты действий, эффективность которых близка к максимально возможной в данных условиях, назы­вают рациональными или целесообразными. Руководитель всегда стремится найти оптимальный или хотя бы близкий к нему рацио­нальный вариант.

Научная подготовка и принятие оптимального управленческого решения является комплексной проблемой, включающей технику, технологию, экономико-математические методы, теорию информа­ции, логику, социологию и психологию поведения людей.

Обычно конкретный процесс принятия решения начинается не на пустом месте. Еще до его начала муниципальный служащий обла­дает определенной базовой содержательной и процедурной инфор­мацией. Базовая информация пополняется и в связи с реализацией ранее принятых решений, запоминанием удачных соотношений факторов, моделей решений, процедур. На этой основе складывается и совершенствуется определенный стереотип мышления и поведения муниципального служащего. Он может содержать сложный набор программ поведения, в которых сконцентрированы коллективный и личный опыт, мотивы и установки, формирующие ориентацию му-

144 Раздел 4. Технология муниципального управления

Тема 4.4. Выработка и реализация управленческих решений... 145

ниципального служащего, в свете которой он воспринимает внеш­нюю среду в целом и какую-либо ситуацию в частности.

Процесс принятия решений включает ряд последовательных эта­пов, которые могут быть соединены друг с другом как прямыми, так и обратными связями, образуя итеративные циклы (см. рис. 4.6). В кон­кретных случаях, особенно при разработке массовых «стандартных» решений, отдельные этапы выпадают или интегрируются. Таким об­разом, фактическое число этапов определяется самой проблемой.

Информация

о внешней и

внутренней среде

Резул

ьтаты

мулиро-

информации

тика) проблемы

Постановка целей

Установление

ограничений и

критериев

Формирование и

отбор возможных

вариантов решения

Контроль

Реализация

Выбор лучшего

реш

гния

реш

;ния

варианта

Рис. 4.6. Условная модель процесса принятия и реализации решения



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Темы дипломных работ по специальности «Государственное и муниципальное управление»

    Диплом
    Энергосберегающие технологии – основа технической политики при реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» (на местных материалах).
  2. Программа по организации и проведению учебной, производственной и преддипломной практик для студентов специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление». Санкт Петербур г 2011 год

    Программа
    Программа учебной, производственной и преддипломной практик разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к уровню и качеству подготовки выпускников по специальности 080504 – «Государственное
  3. Темы курсовых работ по: Системе государственного и муниципального управления общие

    Исследование
    Организация управления муниципальной собственностью: институты и механизмы. Технократия в государственном управлении.
  4. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Муниципальное управление» по специальности 080507 (061100) менеджмент организации

    Учебно-методический комплекс
    Муниципальное управление — научная дисциплина в системе экономических знаний, изучающая управление социально-экономическими системами различного ранга.
  5. Программа дисциплины «Система государственного и муниципального управления»

    Программа дисциплины
    Программа дисциплины «Система государственного и муниципального управления» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по специальности 080504.

Другие похожие документы..