Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Рефератроботи «Методи та пристрої відмовостійкого багаторозрядного перетворення форми інформації в системах числення з ваговою надлишковістю» авторів...полностью>>
'Примерная программа'
Примерная программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полно...полностью>>
'Документ'
Духовность славян общеизвестна. Современная Россия, как и не раз издавна, подтвердила высокий потенциал духовности славян, сначала додумавшись в лице...полностью>>
'Документ'
Создание рабочей группы из числа руководителей и специалистов финансового, экономического, правового и кадрового подразделений учреждения с участием ...полностью>>

Васильева Галина Алексеевна высшая квалификационная категория ( Ф. И. О., категория) Рассмотрено на заседании Педагогического совета Протокол № от 2010г учебно-тематическое планирование

Главная > Учебно-тематическое планирование
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Классы 11 класс

Количество часов

Всего 102 час; в неделю 3 час.

Плановых контрольных уроков 3,зачетов -, тестов 14;

Практических – 5, решение биологических задач -5

Административных контрольных уроков .

Планирование составлено на основе_________________________________ Программа

Учебник ______________________________________________________________

Название, автор .издательство, год издания

Дополнительная литература

_________________________________________________________________

Название, автор. Издательство, год издания

согласовано Утверждено

Пояснительная записка 11 класс.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 11 классов (профильный уровень) автора В.Б.Захарова, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся.

На изучение биологии в 11 классе выделяется 3 часа в неделю. Программа общей биологии включает 2 больших курса «эволюция органического мира» и «экология». Эволюция органического мира вносит существенный вклад в формирование современной естественнонаучной картины мира. При освещении проблем возникновения жизни, происхождения человека, эволюции органического мира конкретизируются философские понятия материи, структурных уровней ее организации, форм движения, всеобщности диалектических законов. Учащиеся овладевают умением применять знания теории эволюции для объяснения исторических изменений в живой природе, процессов возникновения приспособлений, образования видов, эффективности способов борьбы с вредителями культурных растений, мероприятий по охране природы. Изучение эволюции начинается с изложения теории Ч.Дарвина о движущих силах и результатах эволюции. В основе построения эволюционного учения лежит синтетическая теория эволюции. Центральное место занимает учение о микроэволюции: элементарное явление, элементарный материал, элементарная единица, элементарные факторы. Микроэволюция изучается как синтез классического дарвинизме и генетики. В сопоставлении с микроэволюцией раскрывается понятие макроэволюции. При этом главное внимание обращается на освещение основных направлений филогенеза, прогрессивной направленности и необратимости эволюционного процесса. Дальнейшему развитию понятий о факторах, результатах и направлениях эволюции способствует рассмотрение картины развития живой природы, вопросов происхождения человека. Программа курса экологии немного расширена. Программой предусмотрено овладение учащимися научными основами экологии, изучение взаимосвязей природных явлений, экологических основ охраны природы. В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Значение экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления. Обучение школьников опирается на полученные ими раннее знание по биологии, химии, географии, физике, обществознанию и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоение научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовка учеников к практической деятельностей. Усилению практической направленности курса «общей биологии» призваны служить запланированные программой демонстрации биологических объектов, учебных пособий, практические работы, экскурсии в природу, исследовательские работы.

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).

Требования к уровню подготовки выпускника

Учащиеся должны знать:- основные положения биологических теорий ( синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза, ), учений (В.И.Вернадского о биосфере), сущность законов ( зародышевого сходства, биогенетического), правил( экологической пирамиды), гипотез ( сущности и происхождения жизни, происхождения человека); - критерин вида; определение понятия популяции; мероприятия по охране видов; - значение теории эволюции для сельского хозяйства, охраны природы; - определение понятий аромофорза, идиоадаптации; характеристика основных аромофорзов в эволюции растений и позвоночных животных; идиоадаптаций в эволюции птиц и млекопитающих, покрытосеменных растений; - биологические и социальные факторы антропогенеза; основные черты древнейшего, древнего и ископаемого человека современного типа; генетическое единство человеческих рас; - применение теории эволюции для объяснения процессов формирования приспособлений, видообразования, происхождения растений и животных; теории антропогенеза для объяснения происхождения человека; - определение понятий»биоценоз»,»агроценоз», результаты деятельности человека в экосистемах; особенности агроценозов и пути повышения их продуктивности; цепи питания, правило экологической пирамиды; - применение знаний о движущих силах , направлениях эволюции для определения мероприятий по охране видов, биогеоценозов, оценки последствий деятельности человека на природу; для обоснования всеобщего характера связей в природе и опровержения религиозных взглядов на приспособленность организмов к среде обитания, на происхождение видов растений и животных, происхождение человека, для критики расизма. Учащиеся должны уметь: -- объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; законы и правила; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов; - устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции; - решать задачи разной сложности по биологии и экологии; - составлять схемы путей переноса веществ и энергии в экосистемах; - описывать особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; - выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона; -исследовать биологические системы на биологических моделях; - сравнивать экосистемы и агроэкосистемы, формы естественного отбора, способы видообразования, макро- и микроэволюцию, пути и направления эволюции и делать выводы на основе сравнения; - анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере; -осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - грамотного оформления результатов биологических, экологических исследований; - обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде; - определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде

Методические указания.

Каждый выпускник сегодня должен быть экологически грамотным, поэтому дополнительный час я сочла нужным отвести на расширение раздела «Экология». Добавлены темы по экологии популяций, где рассматриваются вопросы демографии и динамики. Расширена тема об агроэкосистемах . Введен раздел «Экология и здоровье человека». На данных уроках раскрывается материал о факторах здоровья, рассматривается окружение человека с экологической точки зрения. Глава «Возникновение жизни на Земле» из курса биологии 10 класса перенесена в 11 класс и рассматривается в разделе «Развитие жизни на Земле».

Содержание программы

Эволюционное учение.(26) Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К.Линнея по систематике растений и животных; принципы линнеевской систематики. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. Первые русские эволюционисты. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина. Учение Ч.Дарвина о искусственном отборе. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Вид , его критерии и структура. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор. Генетика и эволюционная теория. Популяция – элементарная эволюционная единица. Исследование С.С.Четвериковым генетической структуры природных популяций. Изменчивость особей – основа их генетического разнообразия; Генофонд популяций. Идеальные и реальные популяции. Закон Харди-Вайнберга. Генетические процессы в популяции. Резерв наследственной изменчивости популяций. Изменение генофонда популяции – элементарное эволюционное явление . современные данные об эволюционных факторах; мутационный процесс и волны жизни – поставщики элементарного материала. Ненаправленный характер мутационного процесса. Популяционные волны – случайные колебания концентраций разных аллелей в природных популяциях. Изоляция – фактор, закрепляющий и усиливающий различия в генном составе популяций, ее виды. Дрейф генов как фактор, способствующий распространению отдельных генов в популяции. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Эффективность и скорость естественного отбора, его творческая роль. Формы естественного отбора. Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Микроэволюция как результат взаимодействия ненаправленного и направленных факторов эволюции.. Современные представления о видообразовании. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации. Темпы эволюции. Практическая часть. 1.сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию. 2. Выявление у организмов приспособлений к среде обитания.3. решение биологических задач.

Основные закономерности эволюции. Макроэволюция.(11) Макроэволюция. Методы исследования и доказательства макроэволюции. Сравнительно-анатомические доказательства эволюции: общий план строения позвоночных животных, атавизмы и рудименты, гомологичные и аналогичные органы. Палеонтологические доказательства: ископаемые формы, сочетающие в себе признаки двух классов, филогенетические ряды. Эмбриологические доказательства: сходство зародышей, биогенетический закон. Биогеографические доказательства: сходство и различие флор и фаун разных областей. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса. Арогенез; сущность ароморфных изменений и их роль в эволюции. Возникновение крупных систематических групп живых организмов – макроэволюция. Аллогенез и прогрессивные приспособления к определенным условиям существования. Катагенез как форма достижения биологического процветания групп организмов. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации. Микро- и макроэволюции – этапы единого эволюционного процесса. Практическая часть. 1. Выявление ароморфозов у растений и животных. 2. Выявление идиоадаптаций у растений и животных. 3. Решение биологических задач.

Развитие жизни на Земле.(6ч)

Сущность жизни. Определения живого. Гипотезы возникновения жизни. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера. Современные представления о возникновении жизни.
      Атмосфера древней Земли. Абиогенный синтез органических веществ. Образование и эволюция биополимеров. Роль ДНК и РНК в образовании систем с обратной связью. Образование и эволюция биологических мембран. Образование первичных гетеротрофов.
      Изучение истории Земли. Палеонтология. Методы геохронологии. Изменение климата на Земле. Дрейф континентов. Симбиотическая теория образования эукариот. Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Общая характеристика и систематика вымерших и современных беспозвоночных; основные направления эволюции беспозвоночных животных. Первые хордовые. Направления эволюции низших хордовых. Развитие водных растений. Развитие жизни в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыб, земноводных, пресмыкающихся. Главные направления эволюции позвоночных. Развитие жизни в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Эволюция наземных позвоночных. Возникновение птиц и млекопитающих. Сравнительная характеристика вымерших и современных наземных позвоночных. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся. Развитие жизни в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых. Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Возникновение приматов. Появление первых представителей семейства Люди.

Происхождение Человека.(8ч) Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Прямохождение; анатомические предпосылки к трудовой деятельности и дальнейшей социальной эволюции. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens ; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность расизма.

Организм и среда. (6ч) Возможности размножения организмов и их ограничения средой. Геометрическая прогрессия размножения. Кривые потенциального роста численности видов. Ограничение их ресурсами и факторами среды. Общие законы зависимости организмов от факторов среды. Закон экологического оптимума. Понятие экстремальных условий. Закон ограничивающего фактора. Основные пути приспособления организмов к среде. Активная и скрытая жизнь. Избегание неблагоприятных условий. Пути воздействия организмов на среду обитания. Газовый и водный обмен. Пищевая активность . рост. Роющая деятельность. Фильтрация. Другие формы активности. Практическое значение средообразующей деятельности организмов. Приспособительные формы организмов. Внешнее сходство представителей разных видов при сходном образе жизни. Связь с условиями среды. Жизненные формы. Приспособительные ритмы жизни. Ритмика внешней среды. Суточные и годовые ритмы в жизни организмов. Сигнальное значение факторов. Фотопериодизм. Суточные ритмы человека, их значение для режима деятельности и отдыха. Практические часть. 1 Изучение суточных ритмов на примере сердечного цикла.

Сообщества и популяции.(10ч) Типы взаимоотношений организмов. Биотическое окружение как часть среды жизни. Классификация биотических связей. Сложность биотических отношений. Экологические цепные реакции в природе. Законы и следствия пищевых отношений. Типы пищевых отношений. Пищевые сети. Количественные связи хищника и жертвы. Экологические правила рыболовства и промысла. Последствия нарушения человеком пищевых связей в природе. Законы конкурентных отношений в природе. Виды конкуренции. Способы выхода из конкуренции межвидовой и внутривидовой. Правило конкурентного исключения. Законы конкурентных отношений и сельскохозяйственная практика. Роль конкурентных отношений при интродукции новых видов. Популяции . понятие популяции. Типы популяций. пространственная структура , этологическая структура популяции. Демографическая структура популяции. Численность, плотность, рождаемость, смертность. Кривая выживания. Соотношение возрастных и половых групп и устойчивость популяции. Рост численности и плотности популяций. Кривая роста популяции в среде с ограниченными возможностями. Понятие емкости среды. Процессы, происходящие при возрастании плотности. Их роль в ограничении численности. Популяции как системы с механизмами саморегуляции. Численность популяций и ее регуляция. Односторонние изменения и обратная связь в динамике численности популяции. Роль внутривидовых и межвидовых отношений в динамике численности популяций. Типы динамики численности популяции. Задачи поддержания регуляторных возможностей в природе. Биоценоз и его устойчивость. Видовая ( разнообразие видов, доминирование, эдификаторы) и пространственная структура( ярусность, мозаичность). Экологическая ниша. Условия устойчивости природных сообществ. Практические часть.1 Решение экологических задач.

Экосистемы. (15ч) Законы организации экосистем. понятие экосистемы . биоценоз как основа природной экосистемы. Круговорот веществ, поток энергии. Продуценты, консументы, редуценты. Законы биологической продуктивности. Пищевые цепи и сети питания. Законы потока энергии по цепям питания. Первичная и вторичная биологическая продукция. Экологические пирамиды. Пирамида чисел, пирамида биомассы, пирамида энергии. Масштабы биологической продукции в экосистемах разного типа. Факторы, ограничивающие биологическую продукцию. Саморазвитие экосистем . неустойчивые и зрелые экосистемы. Причины смены экосистем. Общие закономерности саморазвития экосистем. Темпы изменения сообществ на разных этапах формирования экосистем. Природные возможности восстановления сообществ, нарушенных деятельностью человека. Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов и экосистем. Взаимозаменяемость видов со сходными функциями. Принцип надежности в функционировании биологических систем. Взаимная дополняемость видов в природе. Взаимная регуляция численности и распределения в пространстве. Снижение устойчивости экосистем при уменьшении видового разнообразия. Биосфера как глобальная экосистема. В.И.Вернадский и его учение о биосфере. Компоненты биосферы: живое вещество, косное вещество, биокосное вещество, биогенное вещество, радиоактивное вещество, рассеянные атомы, вещество космического происхождения. Функции живого вещества: концентрационная, окислительно-восстановительная, газовая, энергетическая, деструктивная, биогеохимическая. Условия стабильности и продуктивности биосферы. Распределение биологической продукции на земном шаре. Роль человека в использовании ресурсов и преобразовании биосферы. Экология как научная основа природопользования. Влияние деятельности человека на развитие экосистем. Общее представление об агроэкосистеме. Понятие агроценоза и агроэкосистемы. Сходства и различия естественных и искусственных экосистем. Видовое разнообразие агроценозов. Пищевые цепи. Устойчивость . Роль человека в поддержании агроценозов. Почва – главный ресурс агроэкосистемы. История возделывания земли. Плодородие и пути повышения. Севообороты. Сидеральные культуры. Использование удобрений. Прочие ресурсы агроэкосистемы. Водоемы, леса, луга, их роль в агроэкосистеме. Контроль сорняков. Биологические особенности сорняков. Основные конкуренты культурных растений. Способы борьбы с сорными растениями. Экология животноводства. Культурные животные. Взаимосвязь растениеводства и животноводства. Отходы животноводства. Хранение навоза. Сельскохозяйственное загрязнение. Энергосбережение в сельском хозяйстве. Зеленые революции. Экологические проблемы и их решения. Практическая часть. 1 . сравнение естественных и искусственных экосистем. 2. Решение экологических задач.

Экологические проблемы и их решения (7ч) Современные проблемы охраны природы. Исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы. Современное состояние окружающей человека природной среды и природных ресурсов. Необходимость охраны природы. Основные аспекты охраны природы: хозяйственно-экономический, социально-политический, здравоохранительный, эстетический, воспитательный, научно-познавательный. Правила и принципы охраны природы. Охрана природы в процессе ее использования. Правило региональности . Охрана одного природного ресурса через другой правовые основы охраны природы . Современное состояние и охрана атмосферы. Состав и баланс газов в атмосфере и их нарушения. Естественные и искусственные источники загрязнения атмосферы. Парниковый эффект, смог химический и фотохимический, озоновые дыры, кислотные дожди. Причины их возникновения и последствия. Пути решения этих проблем. Рациональное использование и охрана водных ресурсов. Круговорот воды на планете. Дефицит пресной воды и его причины: возрастание расхода воды на орошение и нужды промышленности, нерациональное использование водных ресурсов и загрязнение водоемов. Основные меры по рациональному использованию и охране вод: бережное расходование, предупреждение загрязнений. Очистные сооружения. Использование оборотных вод в промышленности. Использование и охрана недр. Минеральные и энергетические природные ресурсы и использование их человеком. Проблема исчерпаемости полезных ископаемых. Истощение энергетических ресурсов. Рациональное использование и охрана недр. Использование новых источников энергии, металлосберегающих производств, синтетических материалов. Охрана окружающей среды при разработке полезных ископаемых. Современное состояние и охрана растительности. Растительность как важнейший природный ресурс планеты. Роль в народном хозяйстве. Современное состояние лесных ресурсов. Причины и последствия сокращения лесов. Рациональное использование , охрана и воспроизводство лесов. Охрана и рациональное использование других растительных сообществ: лугов, болот. Охрана хозяйственно ценных и редких видов растений. Красная книга Международного союза охраны природы и Красная книга России. Редкие растения РТ и нашей местности. Рациональное использование и охрана животных. Прямое и косвенное воздействие человека на животных, их последствия. Причины вымирания животных в настоящее время: перепромысел, отравление ядохимикатами, изменение местообитаний,беспокойство. Рациональное использование и охранга промысловых животных: птиц, рыб, млекопитающих. Редкие и исчезающие виды животных Красной книги МСОП и Красной книги России , их современное состояние и охрана. Черные страницы красной книги. От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию. Практическая часть. 1. Работа с Красной книгой РТ. 2. Экскурсия на водоем, с целью изучения источников загрязнения. 3. Решение экологических задач.

Окружающая среда и здоровье человека.(10ч) Химическое и биологическое загрязнение атмосферы и здоровье человека. Вещества, вызывающие различные заболевания, канцерогенные вещества, вещества- мутагены. Радиационное загрязнение и здоровье человека. Биологическое загрязнение. Влияние звуков и шума на организм человека. Погода и самочувствие человека. Питание и здоровье человека. Ландшафт как фактор здоровья. Экосистема населенного пункта. Адаптация человека к окружающей среде. Практическая часть. 1. Изучение экологического состояния своего жилища. 2. Изучение пищевых добавок.3. решение экологических задач.

Обобщение.(3ч) мини-проект «Экосистема населенного пункта».

Календарно-тематическое планирование по биологии 11 класс.

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Дата

провед.

УМК

Вид учебной деятельности

Планируемые результаты обучения

план

факт

Учение об эволюции органического мира 26 ч.

1

Античные средневековые представления о сущности и развитии жизни.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

3.09.

фронтальная, групповая, индивидуальная

Знать о сущности взглядов на разнообразие живых организмов в разные периоды человеческой истории.

2

Система органической природы К.Линнея

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

6.09.

Разд. материал

«система классификации растений»., портрет К.Линнея

фронтальная, групповая, индивидуальная

Знать о системе органической природы, созданной Линнеем, о его вкладе в биологию. Уметь раскрыть вклад Линнея в развитие биологии

3.

Развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

8.09.

фронтальная, групповая, индивидуальная

Знать сущность эволюционной теории Ж.Б.Ламарка. , ее положительные и противоречивые утверждения.

4

Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

10.09

фронтальная, групповая, индивидуальная

Иметь представления о предпосылках возникновения и утверждения эволюционного учения Дарвина.

5.

Учение Дарвина об искусственном отборе.

1

комбинированный

13.09.

Фотографии разных пород животных,сортов растений, их описание.

фронтальная, групповая, индивидуальная

Знать виды искусственного отбора. Уметь показать перспективу идеи искусственного отбора для формирования эволюционной теории

6.

Учение Дарвина об естественном отборе.

1

Комбинированный

15.09.

фронтальная, групповая, индивидуальная

Знать основные положения эволюционной теории Дарвина.

уметь раскрыть заслугу Ч.Дарвина перед наукой.

7.

Формы борьбы за существование

1

Комбинированный

17.09.

фронтальная, групповая, индивидуальная

Знать формы борьбы за существование, использование человеком форм борьбы за существование в своей практической деятельности.

8.

Образование новых видов

1

Комбинированный

20.09.

фронтальная, групповая, индивидуальная

знать

9.

Вид. Критерии и структура

1

Комбинированный

22.09.

фронтальная, групповая, индивидуальная

Знать критерии и структуру вида. Уметь характеризовать вид как реально существующую, генетически неделимую единицу.

10

Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию

1

Урок-практикум

24.09

Картинки, описание разных видов, гербарный материал

Практическая работа.

Уметь описывать вид по морфологическому критерию

11.

Популяция- элементарная эволюционная единица

1

Урок совершенствования умений и знаний

27.09.

фронтальная, групповая, индивидуальная

Знать причины генетического разнообразия популяций. Уметь характеризовать популяцию как эволюционную единицу.

12.-13

Введение в популяционную генетику. Закон Харди-Вайнберга

2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

29.09-1.10.

Решение задач

фронтальная, групповая, индивидуальная

знать влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, Уметь перечислять причины, обуславливающие генетическую стабильность популяций. Знать сущность закона Харди-Вайнберга и его значение для оценки эволюционных процессов.

14

Элементарный эволюционный материал, явление, структура.

1

Урок совершенствования знаний и умений

4.10.

фронтальная, групповая, индивидуальная

Знать основные понятия, уметь их анализировать. Уметь работать с дополнительной информацией, использовать интернет-ресурсы.

15.

Элементарные факторы эволюции. Мутационный процесс.

1

Урок совершенствования знаний и умений

6.10.

Т. Мутации

фронтальная, групповая, индивидуальная

Знать роль мутационного процесса в генетической стабильности популяции. Уметь раскрывать их взаимосвязь

16

Популяционные волны. Генетический дрейф.

1

Комбинированный

8.10.

фронтальная, групповая, индивидуальная

знать роль популяционных волн, дрейфа генов в изменении генофонда популяции. Уметь объяснить механизм действия этих эволюционных факторов.

17.

Изоляция.

1

Комбинированный

11.10.

фронтальная, групповая, индивидуальная

Знать виды изоляции. Уметь характеризовать изоляцию как один из факторов эволюции.

18

Естественный отбор- направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора.

1

Комбинированный

13.10

фронтальная, групповая, индивидуальная

Знать формы естественного отбора. Уметь характеризовать механизмы каждой из форм.

19.

Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отборов.

1

Урок совершенствования знаний и умений

15.10

фронтальная, групповая, индивидуальная

Уметь сравнивать формы отбора, применять знания в новых условиях

20.

Приспособленность организмов к условиям внешней среды

1

Комбинированный

18.10.

Гербарный материал, коллекции насекомых

фронтальная, групповая, индивидуальная

Знать формирование приспособленности к среде обитания . Уметь выявлять приспособительные черты у конкретных растений и животных.

21.

Забота о потомстве

1

Комбинированный

20.10.

фронтальная, групповая, индивидуальная

Знать разные способы защиты потомства. уметь находить связь между уровнем организации организма и способом защиты

22

Выявление у организмов приспособлений к среде обитания

1

Урок-практикум

22.10.

Т.Хищные птицы, животные морей, и др.

Практическая работа

Уметь работать с гербарным материалом, коллекциями. На основе наблюдений, описаний делать соответствующие выводы.

23

Видообразование как результат эволюции

1

Комбинированный

25.10

Т. способы видообразования.

фронтальная, групповая, индивидуальная

знать способы видообразования. Уметь находить причинно-следственные связи на примере вида изоляции и способа видообразования

24

Сравнение процессов экологического и географического видообразования

1

Урок совершенствования знаний и умений

27.10.

Решение задач

знать особенности способов видообразования. Уметь сравнивать, приводить примеры.

25

Обобщение. Синтетическая теория эволюции.

1

Урок систематизации и обобщения знаний

29.10.

фронтальная, групповая, индивидуальная

Знать - применение знаний о движущих силах для обоснования всеобщего характера связей в природе и опровержения религиозных взглядов на приспособленность организмов к среде обитания, на происхождение видов растений и животных

26

Урок-конференция

1

Урок-семинар

10.11.

Сообщения учащихся

осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках;

Макроэволюция 11

27

Доказательства единства происхождения органического мира. Сравнительно-анатомические доказательства.

1

Комбинированный

12.11.

Скелеты животных и человека,

фронтальная, групповая, индивидуальная

знать примеры сравнительно-анатомических доказательств эволюции. Уметь аргументировать свои ответы, доказывать свою точку зрения.

28

Палеонтологические доказательства

1

Комбинированный

15.11

фронтальная, групповая, индивидуальная

знать какие доказательства эволюции представляет палеонтология. Уметь находить биологическую информацию о переходных формах и филогенетических рядах.

29

Эмбриологические доказательства

1

Комбинированный

17.11

фронтальная, групповая, индивидуальная

знать сущность биогенетического закона. Уметь на конкретных примерах объяснять значение биогенетического закона для доказательства эволюции

30

Биогеографические доказательства

1

Комбинированный

19.11.

фронтальная, групповая, индивидуальная

знать фауну и флору разных биогеографических зон. Уметь сравнивать , анализировать, обобщать.

31

Арогенез , аллогенез, катагенез.

1

Комбинированный

22.11

презентация

фронтальная, групповая, индивидуальная

знать понятия арогенез, аллогенез, катагенез. Уметь сравнивать пути и направления эволюции и делать выводы на основе сравнения;

32

Выявление ароморфозов у растений и животных.

1

Урок-практикум

24.11

Практическая работа

знать понятие ароморфоза. Уметь выявлять ароморфозы у растений и животных,

33

Выявление адаптаций у растений и животных.

1

Урок-практикум

26.11

Практическая работа

знать понятие адаптаций. Уметь выявлять идиоадаптации у растений и животных,

34

Закономерности эволюционного процесса.

1

комбинированный

29.11

фронтальная, групповая, индивидуальная

Знать применение теории эволюции для объяснения процессов формирования приспособлений, видообразования, происхождения растений и животных;

35

Правила эволюции

1

Комбинированный

1.12

фронтальная, групповая, индивидуальная

знать правила эволюции. Уметь выявлять взаимосвязь ароморфозов и идиоадаптаций.

36

Сравнительная характеристика макро- и микроэволюции.

1

Урок совершенствования знаний и умений

3.12

Решение задач

знать особенности и механизмы микро- и макроэволюций. Уметь сравнивать макро- и микроэволюцию и делать выводы на основе сравнения;

37

Контрольная работа.

1

Урок контроля и коррекции знаний

6.12

индивидуальные контрольные задания

индивидуальная

Уметь применять полученные знания

Развитие жизни на Земле 9 ч.

38

Сущность жизни. Представления о возникновении жизни на Земле

1

Комбинированный

8.12.

фронтальная, групповая, индивидуальная

- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни . Уметь пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле

39

Образование биологических мономеров

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

10.12.

фронтальная, групповая, индивидуальная

Знать химическую эволюцию

Уметь характеризовать этапы химической эволюции.

40

Образование и эволюция биополимеров, возникновение систем с обратной связью.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

13.12

фронтальная, групповая, индивидуальная

знать теории образования биополимеров. Уметь раскрывать сущность коацерватной теории

41

Формирование мембранных структур, эволюция протобионтов.

1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

15.12

фронтальная, групповая, индивидуальная

знать начальные этапы эволюции метаболизма. Уметь объяснить возникновение генетического кода, энергетической системы

42

Развитие жизни в архейскую и протерозойскую эры

1

Комбинированный

17.12

фронтальная, групповая, индивидуальная

знать начальные этапы биологической эволюции. Уметь анализировать значение появления эукариот, фотосинтеза, полового процесса, многоклеточности для дальнейшего развития жизни.

43

Развитие жизни в палеозое.

1

Комбинированный

20.12

фронтальная, групповая, индивидуальная

знать основные ароморфозы, произошедшие в палеозое. Уметь раскрывать условия и особенности выхода растений и животных на сушу.

44

Развитие жизни в мезозое

1

Комбинированный

22.12

фронтальная, групповая, индивидуальная

знать основные ароморфозы, произошедшие в мезозое. Уметь раскрывать эволюционное значение ароморфозов.

45

Развитие жизни в кайнозое

1

Комбинированный

24.12

фронтальная, групповая, индивидуальная

знать закономерности развития жизни в кайнозое. Уметь охарактеризовать важнейшие идиоадаптации в растительном и животном мире.

46

Обобщение

1

Урок систематизации и обобщения знаний

27.12

фронтальная, групповая, индивидуальная

знать историю развития органического мира. Уметь объяснять смену направлений эволюции.

Происхождение человека 8 ч.

47

Положение человека в системе животного мира

1

Комбинированный

.10.01

Т.эволюционное древо

фронтальная, групповая, индивидуальная

Знать систематическое положение человека . уметь доказывать принадлежность человека к типу хордовых, классу млекопитающих, отряду приматов, к роду человек.

48

Эволюция приматов

1

Комбинированный

12.01.

фронтальная, групповая, индивидуальная

Знать происхождение человека от животных. Уметь характеризовать ранние этапы антропогенеза.

49-50

Стадии эволюции человека

2

Комбинированный

14.01-17.01.

Т. неандертальцы, кроманьонцы

фронтальная, групповая, индивидуальная

Знать биологические и социальные факторы антропогенеза. Уметь объяснять причины эволюции человека, .

51

Современный этап эволюции человека

1

Комбинированный

19.01.

фронтальная, групповая, индивидуальная

Знать биологические и социальные факторы антропогенеза. Уметь объяснять причины эволюции человека, .

52

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

1

Урок-семинар

21.01

фронтальная, групповая, индивидуальная

- анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения человека

53

Формирование человеческих рас. Расизм, расоведение.

1

Комбинированный

24.01.

Т.расы человека

фронтальная, групповая, индивидуальная

анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения человеческих рас, Знать биологические и социальные факторы антропогенеза. Уметь объяснять причины единства человеческих рас.

54

Итоговый контроль.

1

Урок контроля и коррекции знаний

26.01

Инд.контрольные задания

фронтальная, групповая, индивидуальная

Уметь применять полученные знания

Организм и среда 6 ч.

55

Общие законы зависимости организма от факторов среды

1

Комбинированный

28.01.

фронтальная, групповая, индивидуальная

Уметь выявлять абиотические и биотические компоненты экосистем,

56

Основные среды жизни

1

Комбинированный

31.01.

фронтальная, групповая, индивидуальная

Знать особенности сред жизни. Уметь работать с текстом, представить его в виде других знаковых систем.

57

Пути воздействия организма на среду обитания

1

Комбинированный

2.02.

фронтальная, групповая, индивидуальная

знать пути воздействия организма на среду обитания. Уметь показать взаимосвязь и взаимозависимость среды обитания и организма.

58

Приспособительные формы организмов.

1

Комбинированный

4.02.

фронтальная, групповая, индивидуальная

Знать основные жизненные формы животных и растений. Уметь объяснять приспособления к условиям обитания.

59

Приспособительные ритмы жизни

1

Комбинированный

7.02.

Практ.работа.

Изучение суточных ритмов на примере сердечного цикла.

знать ритмы жизни. Уметь приводить примеры , характеризовать каждый ритм

60

Урок повторения, решения задач.

1

Урок совершенствования знаний и умений

9.02.

фронтальная, групповая, индивидуальная

Уметь применять знания, решать экологические задачи разной сложности

Сообщества и популяции 10 ч.

61

Типы взаимодействия организмов.

1

Комбинированный

11.02

фронтальная, групповая, индивидуальная

Знать основные типы взаимодействия организмов. Уметь характеризовать каждый тип, приводить примеры.

62

Законы и следствия пищевых отношений

1

Комбинированный

14.02.

фронтальная, групповая, индивидуальная

знать законы и следствия пищевых отношений. Уметь находить причинно-следственные отношения

63

Законы конкурентных отношений в природе

1

Комбинированный

16.02.

фронтальная, групповая, индивидуальная

Знать законы конкурентных отношений в природе. Уметь на конкретных примерах объяснять данные законы, решать экологические задачи

64

Популяции

1

Комбинированный

18.02.

фронтальная, групповая, индивидуальная

Знать основные экологические характеристики популяции. Уметь анализировать основные понятия, владеть экологической терминологией

65

Демографическая структура популяций

1

Комбинированный

21.02

фронтальная, групповая, индивидуальная

Знать демографическую структуру популяции. Уметь решать задачи , строить возрастную пирамиду популяции

66

Рост численности и плотности популяций

1

Комбинированный

25.02

фронтальная, групповая, индивидуальная

Знать типы роста численности популяции, зависимость ее от плотности популяции. Уметь характеризовать популяцию как систему с отрицательной обратной связью.

67

Численность популяций и ее регуляция.

1

Комбинированный

28.02

фронтальная, групповая, индивидуальная

Знать основные типы динамики популяции, уметь объяснять механизмы регуляции численности популяции.

68

Решение задач.

1

Урок-практикум

2.03

фронтальная, групповая, индивидуальная

Уметь решать экологические задачи разной степени сложности.

69

Биоценоз и его устойчивость.

1

Комбинированный

4.03.

фронтальная, групповая, индивидуальная

Знать структуру биоценоза. Уметь объяснять механизмы устойчивости биоценозов.

70

Обобщение по темам «организм и среда», «сообщества и популяции»

1

Урок систематизации и обобщения знаний

7.03.

фронтальная, групповая, индивидуальная

Уметь систематизировать изученный материал, обобщать.

Экосистемы 15 ч.

71

Законы организации экосистем

1

Комбинированный

9.03.

презентация

фронтальная, групповая, индивидуальная

Знать основные законы организации экосистем. Уметь объяснять значение круговорота веществ и потока энергии. Уметь составлять схемы путей переноса веществ и энергии в экосистемах

72

Законы биологической продуктивности

1

Комбинированный

11.03.

фронтальная, групповая, индивидуальная

Знать основные понятия, уметь их анализировать. Уметь составлять цепи питания, решать экологические задачи

73

Саморазвитие экосистем

1

Комбинированный

14.03.

фронтальная, групповая, индивидуальная

Знать виды сукцессий, Уметь объяснять причины саморазвития и смены экосистем,

74

Биологическое разнообразие.

1

Комбинированный

16.03.

фронтальная, групповая, индивидуальная

знать роль биологического разнообразия. Уметь раскрывать взаимосвязь биологического разнообразия со свойствами биоценозов

75

Биосфера

1

Комбинированный

18.03

Т.биосфера

фронтальная, групповая, индивидуальная

Знать компоненты биосферы, их функции. Уметь характеризовать оболочки земли.

Знать круговороты воды, углерода, азота, серы, фосфора. Уметь раскрывать значение данных круговоротов веществ для сохранения биосферы

76

Экология как научная основа природопользования.

1

Комбинированный

30.03.

фронтальная, групповая, индивидуальная

знать основные экологические законы и правила. Уметь аргументировать значимость экологических знаний для правильного использования природных ресурсов.

77

Общее представление об агроэкосистеме

1

Комбинированный

1.04.

рабочая тетрадь

фронтальная, групповая, индивидуальная

знать особенности агроэкосистемы, агроценозов. Уметь сравнивать экосистемы и агроэкосистемы и делать выводы

78

Почва-главный ресурс агроэкосистемы

1

Комбинированный

4.04

рабочая тетрадь

фронтальная, групповая, индивидуальная

знать

79

Прочие ресурсы агроэкосистемы

1

Комбинированный

6.04

рабочая тетрадь

фронтальная, групповая, индивидуальная

80

Контроль сорняков

1

Комбинированный

8.04

рабочая тетрадь

фронтальная, групповая, индивидуальная

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

81

Экология животноводства

1

Комбинированный

11.04.

рабочая тетрадь

фронтальная, групповая, индивидуальная

Знать

Уметь

82

Сельскохозяйственное загрязнение

1

Комбинированный

13.04.

рабочая тетрадь

фронтальная, групповая, индивидуальная

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде;

83

Энергосбережение в сельском хозяйстве

1

Комбинированный

15.04.

рабочая тетрадь

фронтальная, групповая, индивидуальная

84

Зеленые революции

1

Комбинированный

18.04

рабочая тетрадь

фронтальная, групповая, индивидуальная

85

Обобщение

1

Урок систематизации и обобщения знаний

20.04

фронтальная, групповая, индивидуальная

Экологические проблемы и их решения 7 ч.

86

Современные проблемы охраны природы

1

Комбинированный

22.04

фронтальная, групповая, индивидуальная

Знать глобальные, региональные и местные проблемы.

Уметь характеризовать причины данных проблем.

87

Современное состояние и охрана атмосферы

1

Комбинированный

25.04

презентация, интернет-ресурсы

фронтальная, групповая, индивидуальная

Знать основные экологические проблемы атмосферы. Уметь объяснять механизмы образования парникового эффекта, смога, кислотных дождей. Уметь работать с разными источниками информации.

88

Рациональное использование и охрана водных ресурсов.

1

Комбинированный

27.04

презентация

Фронтальная, групповая, индивидуальная

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде; - определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам.

89

Использование и охрана недр.

1

Комбинированный

29.04

Фронтальная, групповая, индивидуальная

знать основные месторождения полезных ископаемых, методы добычи. Уметь высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.

90

Современное состояние и охрана растительности

1

Урок-семинар

4.05.

Красная книга

фронтальная, групповая, индивидуальная

Знать примеры растений, занесенных в красную книгу. Уметь работать с разными источниками информации, находить нужную информацию, выступать перед аудиторией

91

Рациональное использование и охрана животных.

1

Урок-семинар

6.05

Красная книга

Фронтальная, групповая, индивидуальная

знать животных Красной книги, причины сокращения их численности и методы восстановления. Уметь высказывать свою позицию по данной экологической проблеме

92

От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию.

1

Урок-семинар

11.05.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках;

Окружающая среда и здоровье человека 7 ч.

93-94

Загрязнение среды и здоровье человека.

2

Комбинированный

13.05

16.05

Фронтальная, групповая, индивидуальная

знать основные источники загрязнения окружающей среды. Уметь выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно),

95

Питание и здоровье человека

1

Урок-семинар

18.05

Фронтальная, групповая, индивидуальная

знать правила здорового питания. Уметь применять полученные знания в повседневной жизни.

96

Влияние звуков и шума на организм человека.

1

Комбинированный

20.05

фронтальная, групповая, индивидуальная

знать причины шумового загрязнения, их влияние на здоровье человека. Уметь применять полученные знания в повседневной жизни.

97-98

Экосистема населенного пункта.

2

Урок-практикум

20.05-23.05

Экскурсия

Уметь описывать экосистемы и агроэкосистемы своей местности, выявлять антропогенные изменения

100

Окружающая среда и здоровье человека

1

Урок-семинар

25.05

Защита презентаций учащихся

осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Нтов и проведения государственной аккредитации утвержденного приказом Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области от 10

    Документ
    Составлено на основании порядка представления документов и проведения государственной аккредитации утвержденного приказом Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области от 10.
  2. Н. А. Криволапова и о. ректора Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, доктор педагогических наук

    Документ
    и.о. проректора по науке и развитию образования Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, кандидат педагогических наук,
  3. Публичный доклад моу средняя общеобразовательная школа №3 г. Тарко-Сале за 2009 – 2010 учебный год Информационная справка

    Доклад
    Деятельность современного педагога в условиях интенсивного реформирования образования усложняется и наполняется новым содержанием. Педагогический коллектив нашей школы находился в постоянном поиске, совершенствуя и модернизируя работу,
  4. Образовательная программа Центра образования II. Анализ кадрового потенциала: > Качественный состав педагогического коллектива анализ базы данных курсовой подготовки педагогов

    Образовательная программа
    БИК 047719001 р/счет 402048101 1 23 в ГРКЦ ГУ Банка России по Чукотскому АО (ОК 01, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Центр образования поселка Угольные Копи,
  5. F научно-исследовательская работа

    Научно-исследовательская работа
    В муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Валуйки Белгородской области в 2011 – 2012 учебном году обучается 1102 человека.

Другие похожие документы..