Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы она воспитывала самостоятельность, трудолюбие, добросовестность, уважительное отношение к окр...полностью>>
'Закон'
ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАССЕЯНИЯ ДОКУМЕНТНОЙ ИНФОРМАЦИИ 10. НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 3 11. ОТРАСЛЕВАЯ СИСТЕМА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОБЛАС...полностью>>
'Документ'
Конституционные принципы прав человека и гражданина — это закрепленные в Конституции наиболее общие, основополагающие положения Конституции РФ, на ко...полностью>>
'Документ'
М. Лафайет «Принцесса Клевская». П. Буало «Поэтическое искусство». Ж. Лафонтен....полностью>>

Доклад в Минрегионразвитии

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Эксперт

ВРП к 2010 г увеличится почти вдвое

28/03/2006

Алексей Воробьев, председатель правительства Свердловской области

/Доклад в Минрегионразвитии России. 21 марта 2006 г./

Работу над стратегией развития Свердловской области на период до 2015 года мы начали в 1999 году. И с 2000-го схема была принята постановлением правительства Свердловской области, а также совместными решениями правительства, Союза промышленников и предпринимателей, президиума областной Федерации профсоюзов, Союзом местных властей.

После значительного периода реформирования отношений собственности мы пришли к пониманию того, что важно заняться развитием производительных сил, как наиболее активной составляющей экономических отношений. Для нас это очень важно.

Было решено строить стратегию регионального развития, опираясь на методы индикативного планирования, с одной стороны, и управление производительными силами - с другой.

Методологической базой для нас в этой работе явились следующие элементы.

Во-первых, с учетом современных тенденций мировой экономики в разработку, наравне с традиционными элементами производительных сил, были включены также малое предпринимательство, инновационный и научный потенциал, потребительский рынок, состояние инфраструктуры. Во-вторых, Схема построена на партнерских отношениях с хозяйствующими субъектами, учитывает территориальные интересы.

Кроме того, при разработке использовалась широкая информационная, научная, методологическая база - в работе участвовали академические и отраслевые научные институты, отраслевые министерства и союзы предпринимателей. Наконец, прошло широкое общественное обсуждение с выездом во все крупные муниципальные образования Свердловской области, научно-практические конференции.

Главное, как мы считаем, - при разработке Схемы развития нам удалось обеспечить методологическое единство всей проведенной работы. Формулировка сценарных условий и рекомендаций по разработке Схемы стала основой для дальнейших процессов. Предприятия и муниципальные образования представили свои долгосрочные планы развития. Их сведение воедино легло в основу инерционного варианта развития Свердловской области.

Свою роль как региональной власти мы видели в определении с учетом этих намерений стратегических ориентиров развития области, в выработке путей ликвидации диспропорций, ресурсных и инфраструктурных ограничений. В результате, был создан инновационный вариант.

Таким образом, при разработке Схемы были применены качественно новые методологические и организационные подходы.

Принципиальная новизна подходов, заложенных в стратегии, подтверждена российскими учеными - стратегический документ был обсужден на Президиуме Уральского отделения Российской академии наук, на заседании Ученого совета по изучению производительных сил при Министерстве экономического развития и торговли РФ и на Президиуме Российской академии наук, в ряде компетентных научных организаций.

Мне хотелось бы подчеркнуть: Схема развития содержит не только целевые установки и индикаторы. В документе содержатся детальные планы развития каждой отрасли экономики и социальной сферы.

Схема развития Свердловской области - это 45 книг, всего около полутора тысяч страниц, содержащих схемы развития и размещения производительных сил по 17 отраслям хозяйственного комплекса области, 12 территориальных схем (по управленческим округам и крупным городам области), а также обобщенный блок - сопряжение отраслевого и территориального разделов.

Какие же цели мы поставили перед собой на столь длительный период.

В качестве главной долгосрочной цели Схема определяет создание многоотраслевой социально ориентированной экономики, базирующейся на новом научно-технологическом укладе и информационно-индустриальных технологиях, обеспечивающей переход к новым стандартам качества жизни и среды обитания населения области, строительство современного демократического общества.

Несколько слов о целевых параметрах. Должен сказать, несмотря на то, что наша стратегия разрабатывалась в конце 90-х годов прошлого века, ее целевые установки оказались полностью созвучными с задачами, поставленными Президентом России. Мы изначально запланировали к 2010 году рост ВРП в 1,9-2,1 раза, а к 2015 году - почти в 3 раза.

Объем промышленного производства должен увеличиться к 2015 году в 2,5-2,7 раз, валовая продукция сельского хозяйства - в 2,1-2,4 раза.

Особенностью нашего старопромышленного региона является то, что скорость наращивания объемов инвестиций, должна вдвое превышать темпы роста объемов производства.

В "подкрепление" Схемы был разработан блок концептуальных документов развития различных сфер до 2015 года: концепции государственной поддержки малого предпринимательства, продовольственной, экологической безопасности области, модернизации горнорудных предприятий, строительного комплекса, совершенствования системы страхования, реформирования ЖКХ, действий на рынке труда, миграционной политики, государственной семейной политики, управления госимуществом Свердловской области, основные направления развития банковской политики.

Схема развития положена в основу при формировании главных документов областного значения, таких как план мероприятий правительства Свердловской области по реализации Послания Президента Российской Федерации, программы действий правительства Свердловской области по выполнению Программы губернатора Свердловской области, по реализации трехстороннего соглашения, планы действий правительства на текущий год, показатели средне- и краткосрочного прогноза, бюджет области, контрольные параметры, устанавливаемые исполнительным органам государственной власти, как оценка результативности их деятельности.

На основе Схемы разрабатываются программы социально-экономического развития всех муниципальных образований Свердловской области. Ежегодно рассматривается ход реализации программ нескольких муниципальных образований.

В целях своевременной реализации Схемы правительством Свердловской области ежегодно рассматривается и утверждается перечень важнейших объектов технического и технологического перевооружения, реконструкции, строек в отраслях материального производства и осуществляется контроль за выполнением мероприятий. Ежегодно этот перечень расширяется - с 67 промышленных объектов в 2002 году до 176 проектов важнейших строек не только в промышленном комплексе, но и сельском хозяйстве, транспорте и связи в 2005-м. Растет и контролируемый объем инвестиций - с 4,7 млрд. рублей до 19,4 млрд. рублей. В настоящее время разрабатывается такой перечень на 2006-2008 годы.

Для работы с инвесторами и поддержки инвестиционного имиджа области создан Фонд поддержки инвестиций при губернаторе Свердловской области и Консультативный совет по иностранным инвестициям в Свердловскую область.

Еще одним, традиционно широко применяющимся в Свердловской области инструментом, направленным сегодня на реализацию положений стратегии, является программно-целевой метод.

Ежегодно на территории области реализуются мероприятия федеральных целевых программ и областных государственных целевых программ, нацеленные на решение острейших проблем экономики и социальной сферы: строительство жилья, развитие образования, здравоохранение, культуру; экологических.

К решению этих проблем привлекаются средства предприятий области и частных инвесторов.

Сформирована такая модель функционирования региональной экономики, где существенное влияние в сочетании с малым бизнесом оказывают крупные компании, брэнды которых известны всему миру.

Среди них интегрированные бизнес-группы: Евраз Групп, Группа СУАЛ, УГМК-Холдинг, Корпорация ВСМПО-АВИСМА, Трубная металлургическая компания, Макси-групп, Уралвагонзавод, Уралмашзавод, Группа ЧТПЗ.

Можно твердо сказать, Схема развития и размещения производительных сил Свердловской области стала действенным документом, нацеливающим власть, бизнес и общество на достижение устойчивых долгосрочных темпов роста областной экономики, повышение качества жизни населения.

Об этом свидетельствуют итоги реализации первого этапа Схемы развития, которые мы подвели в 2005 году.

Так, объем валового регионального продукта области по итогам 2005 года возрос по сравнению с 2000 годом в сопоставимых условиях на 43,7% (в стратегии предполагался рост на 28-34%),

объем промышленной продукции увеличился на 45,7% (в Схеме развития - на 23-28%),

инвестиции (с учетом иностранного капитала) возросли в 2,5 раза (в Схеме развития предполагался рост в 2-2,2 раза),

оборот розничной торговли - в 2,3 раза вместо роста в 1,3-1,4 раза, запланированного в Схеме развития.

Номинальная начисленная заработная плата увеличилась в 2005 году в 3,8 раза по отношению к 2000 году (в Схеме развития - в 3,1-3,3 раза).

Стабильное экономическое развитие Свердловской области на протяжении ряда лет позволяет ей по всем ключевым показателям находиться в лидирующей группе российских регионов.

По интегральной оценке уровня социально-экономического развития регионов, проводимой Минэкономразвития России, Свердловская область отнесена к регионам с уровнем развития выше среднего. Ранг области повысился с 35 места в 2000 году до 6 места в 2005-м.

По рейтингу инвестиционного климата регионов, Свердловская область входит в пятерку регионов, относящихся к категории "Высокий потенциал - умеренный риск".

Этому в значительной степени способствует открытие области для иностранных инвесторов.

На территории Свердловской области действуют 9 дипломатических миссий. В ближайшее время планируется открытие генеральных консульств Вьетнама, Азербайджана, Франции, Китая и Италии. В этой сфере наш губернатор прилагает очень серьезные усилия.

За последние пять лет объем внешнеторгового оборота увеличился в 2,2 раза и составил в 2005 году 7,5 млрд. долларов США. Объем иностранных инвестиций за 2001-2005 годы вырос в 7 раз и составил в 2005 году - 1,1 млрд. долларов США.

Важнейшим результатом нашей работы над Схемой развития стало своевременное выявление и устранение диспропорций в обеспечении нашего промышленного комплекса, в частности, рудным сырьем.

Собственная сырьевая база алюминиевого комплекса не обеспечивала возрастающие потребности металлургов, единственной сырьевой базой являлось месторождение бокситов Среднего Тимана в Республике КОМИ.

С руководством Республики КОМИ было подписано Соглашение о сотрудничестве и совместном развитии сырьевой базы черной и цветной металлургии.

Приняли участие в долевом строительстве железной дороги к месторождению бокситов длиной 146 км и привезли с Тимана уже более 4 млн. тонн боксита. Это - яркий пример объединения усилий двух регионов не только в интересах отдельных субъектов, но и всей России.

В прошлом году в городе Североуральске мы пустили в эксплуатацию единственную построенную в современной России шахту по добыче бокситов - "Ново-Кальинскую" (ОАО "СУАЛ-Холдинг" вложил в строительство 1,5 млрд. рублей инвестиций, производительность шахты - 800 тысяч тонн боксита в год).

Активно развиваем сырьевую базу медной промышленности в Республике Башкортостан и Оренбургской области, а добытое сырье везем на наши медеплавильные заводы.

Мы благодарны нашим соседям за совместную работу.

Не менее острой была и проблема старения основных фондов.

При среднем их износе в промышленности наполовину, в ряде отраслей степень износа достигла более 60%.

Поэтому техническое перевооружение, модернизация производства, повышение конкурентоспособности продукции стало важнейшей задачей экономической политики региона.

Повсеместная реконструкция, переход на новые прогрессивные технологии охватил многие предприятия области. Среди них: Нижнетагильский металлургический комбинат, Нижнесергинский метизно-металлургический завод, Металлургический завод им. А.К.Серова, Уралэлектромедь, Уральский и Богословский алюминиевые заводы.

Полагаем, через 4-5 лет будем иметь самую передовую металлургию.

Мы ставим задачу - увеличить к 2010 году промышленное производство стали - в 2 раза, меди - в 1,4 раза, алюминия - в 1,5 раза.

Активно осуществляют модернизацию производства наши машиностроители - Уралвагонзавод, Уралэлектротяжмаш, УОМЗ, Трансмаш и ряд других.

Для преодоления негативных демографических тенденций в области принята Концепция "Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года". Это - комплекс мер по развитию здравоохранения, образования, культуры, повышению качества жизни населения.

Одновременно реализуются программы по укреплению материально-технической базы социальной сферы. Особое внимание уделено строительству новых и реконструкции действующих объектов здравоохранения, образования, культуры, спорта.

В 2001-2005 годах на территории Свердловской области введены в эксплуатацию:

14 общеобразовательных школ;

23 здания лечебных учреждений;

6 санаторно-курортных учреждений;

3 объекта учреждений социальной защиты населения.

Среди наиболее значимых объектов:

в сфере здравоохранения - кардиохирургический операционно-реанимационный корпус областной больницы мощностью 1000 операций в год, детский онкогематологический центр, корпус кардиологического восстановления в санатории "Руш", поликлиника областного госпиталя инвалидов войн на 850 посещений в смену, перинатальный центр на 44 койки, противотуберкулезный диспансер; особое внимание уделяется реформированию первичного звена медицинской помощи: развитию общих врачебных практик и амбулаторно-поликлинического звена медицинской помощи;

в сфере культуры - фондохранилище областного краеведческого музея и книгохранилище областной библиотеки, развлекательный центр "Аквапарк" площадью более 20,0 тыс.кв. метров;

в сфере физической культуры и спорта - Дворцы игровых видов спорта в городах Екатеринбурге и Верхней Пышме, спортивный комплекс "Металлург-Форум" в Нижнем Тагиле, Дворец спорта с ледовой ареной, комплекс для мини-футбола и дворец единоборств "Рингс", реконструкция горно-лыжных комплексов, включая комплекс на горе Уктус в Екатеринбурге.

Одно из важнейших направлений нашей работы - газификация, особенно сельских территорий.

За истекший период реализации Схемы развития на территории области с привлечением различных источников финансирования построены и введены в эксплуатацию газопроводы-отводы, распределительные газопроводы и газовые сети общей протяженностью 1840 км.

Жилищно-коммунальный комплекс Свердловской области - один из самых масштабных и социально-значимых объектов реформирования.

Общая площадь жилищного фонда составляет около 90 млн.кв.м.

На территории области теплоснабжение обеспечивается ОАО "Свердловэнергосбыт" и 1863 котельными в муниципальных образованиях.

Общая протяженность уличных паровых сетей в двухтрубном измерении составляет 8 тыс.км. Протяженность сетей водоснабжения - 10,4 тыс.км.

В Свердловской области разработана Концепция реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

В процессе её реализации только в 2005 году:

ликвидировано 27 баз сжиженного газа (с приходом в муниципалитеты природного газа);

в результате перевода котельных на газ потребности в угле и мазуте из расчета на 100 дней снизились значительно;

построено 14 блочных котельных на различных видах топлива;

ведутся работы по строительству систем водоснабжения. В течение пяти лет по программе "Родники" обустроено около двух тысяч родников и колодцев (обеспечены питьевой водой около 300 тыс. человек).

В результате реализации концепции сбережения нашего населения и Схемы развития и размещения производительных сил нам удалось самое главное - объединить усилия промышленников, общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления на достижение тех параметров, которые мы определили. Как видим по результатам первого этапа, с основными показателями мы не только справляемся, но и перевыполняем их. Это, в свою очередь, подтолкнуло нас к корректировке Схемы, к более напряженным и масштабным заданиям. Основные макроэкономические показатели нашей области были существенно скорректированы в сторону увеличения, в том числе и по уровню жизни населения.

Так, рост номинальной начисленной среднемесячной заработной платы одного работника в экономике в 2010 году к уровню 2005 года составит 2,3 раза (ранее - 2-2,1 раза). Реальная зарплата за этот период увеличится в 1,6 -1,7 раза.

Уточненные расчеты показали, что валовой региональный продукт (ВРП) области к 2010 году вырастет в 2,2 раза к уровню 2000 года. Область с запасом выполнит свою часть задачи, поставленной Президентом Российской Федерации по удвоению валового внутреннего продукта страны.

Несмотря на снижение доли производства товаров, промышленный комплекс продолжает оставаться базовым в экономике Свердловской области. Хотя при сложившейся его структуре по видам экономической деятельности и сокращении доли в ВРП с 40% в текущем периоде до 35% в 2006-2010 годы его влияние на экономику области в целом несколько снизится.

При этом темпы роста металлургического комплекса, внесшего в предыдущие годы наибольший вклад в рост ВРП и во многом обеспечившего запас прочности для решения задачи удвоения экономического роста, в 2006-2010 годы составят 104-105%. Умеренные темпы обусловлены тем, что производственные мощности в этом секторе загружены практически полностью.

Чтобы возместить замедление темпов роста в металлургическом комплексе и обеспечить удвоение валового регионального продукта области к 2010 году, в следующем пятилетнем периоде мы планируем темпы роста машиностроительного комплекса не ниже 110% в год.

Учитывая снижение доли промышленного комплекса, о чем уже было сказано, наибольший эффект на увеличение ВРП в следующем периоде будут оказывать торговля, транспорт, нерыночные услуги (услуги бюджетной сферы).

Доля услуг в структуре ВРП области в 2010 году составит 52,3% в основных ценах, а к 2015 году мы должны выйти на соотношение производства услуг и производства товаров - 60 на 40.

Если говорить об основных задачах на очередной пятилетний период, я бы отметил следующие.

Первая и самая главная - обеспечение устойчивого энергоснабжения растущей экономики Свердловской области.

Сегодня потребности населения и экономики области в электрической и тепловой энергии обеспечивают пять ГРЭС, семь теплоэлектроцентралей, Белоярская атомная электрическая станция, блок-станции крупнейших промышленных предприятий, свыше 1800 муниципальных и ведомственных котельных области. Общая установленная мощность составляет 8,5 тысяч мегаватт.

Взаимодействие с энергосистемами Тюменской области и Поволжья обеспечивают относительно высокую надежность работы энергосистемы Среднего Урала.

Свердловская область является одним из наиболее энергоемких регионов России. В 2005 году, по сравнению с 2000-м, производство электроэнергии увеличилось на 5,7 процента, а тепловой энергии - на 23,5 процента.

Вместе с тем, обеспечение потребности населения и экономики области в энергоресурсах за счёт существующих источников, начиная с 2008 года, становится всё более проблематичным. Это обусловлено вводом в эксплуатацию новых производственных мощностей на промышленных предприятиях. Дефицит электрической мощности, прежде всего, коснётся основных промышленных узлов: Серово-Богословского, Первоуральско-Ревдинского и города Екатеринбурга.

Для обеспечения надежного энергоснабжения развивающейся экономики Свердловской области необходимо ускорить завершение строительства уникального технически прогрессивного объекта национального значения, относящегося к новейшим технологиям ХХI века, - энергоблока № 4 Белоярской атомной электростанции с реактором на быстрых нейтронах БН-800.

Одновременно мы ведем в координации с РАО "ЕС России" работу по созданию новых генерирующих и передающих мощностей в энергодефицитных территориях области.

Вторая важнейшая задача - ресурсное обеспечение наших промышленных предприятий. В этом плане мы активно ведем работу по освоению имеющихся месторождений.

Не менее важным считаем и переработку техногенных образований. Ежегодный экономический эффект от переработки техногенных образований составляет три миллиарда рублей, хотя наш потенциал гораздо выше.

Но есть одна проблема, которую самостоятельно мы решить не в состоянии. 82 тысячи тонн монацитового концентрата хранятся на территории области и создают угрозу жизни людей. Мы в пределах своих возможностей поддерживаем места его хранения, разработали проект по переработке монацита с целью извлечения редкоземельных металлов, отработали технологию, определились с местом, подали заявку на создание в этих целях особой экономической зоны. Но, к сожалению, на федеральном уровне нас пока не поддержали.

Еще одна задача, которую мы ставим, - это развитие Свердловской области в качестве крупного транспортно-логистического узла Российской Федерации.

В этом направлении уже сделаны определенные шаги. На сегодняшний день реализован проект строительства нового международного пассажирского терминала в аэропорту "Кольцово" площадью 15,4 тыс. кв. м, который введен в декабре 2005 года. Стоимость проекта составила 30 млн. долларов США. Ввод терминала в эксплуатацию позволил увеличить общую пропускную способность аэропорта на международных воздушных линиях до 1,4 млн. пассажиров в год, повысить качество и безопасность авиаперевозок за счет увеличения площадей аэровокзального комплекса и использования современных технологий.

Следующим межрегиональным проектом федерального значения является создание Евро-Азиатского международного транспортно-логистического центра в городе Екатеринбурге, как главного регионального грузоперерабатывающего комплекса Уральского федерального округа.

Очень важным в этом отношении является строительство автодорожного коридора "Пермь - Серов - Ханты-Мансийск - Сургут - Нижневартовск - Томск", сокращающего расстояние между крайними точками более, чем на тысячу километров.

В пределах Свердловской области обеспечен сквозной проезд от границы Пермской области до города Серова. Разворачиваются работы на участке Серов - Ивдель протяженностью 154 км. Ведется подготовка к строительству участка Ивдель - граница Ханты-Мансийского автономного округа протяженностью 139,5 км.

Мы настоятельно просили бы, чтобы в рамках регионального развития транспортных артерий страны этот вопрос нашел бы поддержку со стороны Министерства регионального развития РФ.

С учетом того, что в нашей Схеме мы, прежде всего, опираемся на развитие и качество жизни наших людей, сформулировали себе задачу строительства Большого Евразийского университета.

В этой связи просили бы Министерство регионального развития РФ осуществить политическую поддержку этого решения. Понимаем, средства на этот проект получить трудно, но нам очень нужна политическая поддержка.

Без качественного образования невозможно успешно решать задачи воспитания новой интеллектуальной элиты, реализовывать стоящие перед нами задачи.

Существующая материальная база наших высших учебных заведений, служившая 40-50 лет, требует замены. Решать ее надо принципиально правильно, с учетом общих задач, стоящих перед нами.

Заканчивая выступление, хочу от имени Свердловской области поблагодарить Министерство регионального развития РФ за ту практику, которая сложилась в части рассмотрения планов и стратегий развития регионов.

В качестве предложения: с учетом опыта, который накопился, может быть, в Министерстве регионального развития РФ провести практическую конференцию по обобщению опыта, чтобы регионы могли перенять самое лучшее и ценное. В каждом субъекте РФ есть очень хорошие наработки, требующие их внедрения в практику другими территориями.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доклад начальника департамента экономического развития и торговли Светланы Давлетовой на отчетной коллегии по итогам работы ведомства в 2010 году

    Доклад
    Сегодня необходимо не только подвести итоги работы Департамента за 2010 год, но и определить главные задачи Департамента и основные мероприятия, направленные на их достижение, на 2011 год по всем сферам деятельности, относящимся к ведению Департамента.
  2. Доклад Начальника Департамента жкх ивановской области

    Доклад
    Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, проводящим единую государственную политику и осуществляющим исполнительно-распорядительную
  3. Доклад Председателя Президиума Совета муниципальных образований Новосибирской области Терепы А. Г. на общем собрании членов смо нсо 19. 06. 2009г

    Доклад
    2008 год стал стартовым для исполнения программ социально-экономического развития муниципальных образований. Прорывные направления, связанные с реализацией федеральных, областных и районных программ по строительству и капитальному
  4. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека свердловской области в 2007 году

    Доклад
    Все доклады, которые готовлю по итогам года, про­пущены через сердце. Состоялись тысячи встреч с раз­ными людьми, а вопрос возникает один и тот же: поче­му столь красивые, щедрые, добрые люди не могут быть спокойны за своё завтра.
  5. Доклад о соблюдении прав человека в липецкой области (2)

    Доклад
    В соответствии со ст.28 закона Липецкой области от 27 августа 2001 г. № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», Уполномоченным по правам человека в Липецкой области ежегодно готовится доклад, отражающий актуальные

Другие похожие документы..