Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Электрические поля промышленной частоты. Допустимые уровни напряженности и требования к проведению контроля на рабочих местах. - Взамен ГОСТ 1 ....полностью>>
'Документ'
Облицовка стен стекло-магнезитовыми листами осуществляется с помощью металлического каркаса или монтажного клея (шпаклевочной смеси ). Основа каркаса...полностью>>
'Документ'
Цель дисциплины: дать знания принципиального характера по использованию Интернет маркетинга в рыночной деятельности предприятия, развить первичные на...полностью>>
'Программа'
Программа по истории России (с древнейших времен до 1917 года) / сост. П.С.Кабытов, Э.Л.Дубман, Ю.Н.Смирнов, Н.Н.Кабытова, М.И.Леонов, О.Б.Леонтьева,...полностью>>

План работы творческой группы на 2009-2010 учебный год Четверть

Главная > Семинар
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема: «Личностное самоопределение обучающихся в самоуправленческой деятельности средней общеобразовательной школы»

План работы

творческой группы на 2009-2010 учебный год

Четверть

Содержание деятельности

Продукт деятельности

Примечание

1 четверть

Семинар

«Теоретико- методологические проблемы личностного самоопредления обучающихся средней общеобразовательной школы»:

-Генезис понятий «сознание», «самосознание», «самоопределение», «личностное самоопределение», «социальное самоопределение», «жизненное самоопределение».

-Личностное самоопределение как фактор социализации современного школьника

Единый понятийный аппарат.

Методическая

брошюра

«Личностное самоопределение как фактор социализации современного школьника

Список литературы

2 четверть

Семинар – практикум

«Теория и технология самоуправленческой деятельности школы в личностном самоопределении учащихся»:

-Сущность самоуправленческой деятельности обучающихся в современной школе,

-Самоуправленческая деятельность в личностном самоопределении обучающихся средней школы,

- Механизмы в организации самоуправленческой деятельности личностного самоопределения обучающихся

Методическая памятка «Технология самоуправленческой деятельности в школе»

Список литературы

3 четверть

Презентация

Программы экспериментального исследования эффективности самоуправленческой деятельности в личностном самоопределении обучающихся средней школы

Слайдовая презентация,

Программа,

критерии оценки Программы.

Список литературы

4 четверть

Практикум

«Организация экспериментального исследования по проверке эффективности самоуправленческой деятельности в личностном самоопределении обучающихся средней школы»

Пакет методик

Список литературы

Руководитель: Борисовская М.В., заместитель директора по воспитательной работе, обладатель Грантов Губернатора ХМАО – Югры.

Состав творческой группы

:

  1. Борисовская М.В.

  2. Тарасова Ю.А.

  3. Вакуленко С.С.

  4. Шелехова В.К.

  5. Загоруйко О.А.

  6. Ковпак И.А.

  7. Панфилова Т.И.

  8. Грицунова О.М.

  9. Денискина В.П.

  10. Новокрещенов В.А.

  11. Смирнова Т.М.

  12. Ломанова В.В.

  13. Карнаухова Л.В.

  14. Шпак А.Ю.

  15. Щебетько И.М.

Семинар

«Теоретико- методологические проблемы личностного самоопредления обучающихся средней общеобразовательной школы»

План семинара:

  1. Теоретический материал по теме: Генезис понятий «сознание», «самосознание», «самоопределение», «личностное самоопределение», «социальное самоопределение», «жизненное самоопределение».

  2. Выводы по лекции.

  3. Решение секции.

Лекция

Генезис понятий «сознание», «самосознание», «самоопределение», «личностное самоопределение», «социальное самоопределение», «жизненное самоопределение»

Задача данной лекции выяснить, какие методолого – теоретические проблемы личностного роста обучающихся школ существуют, кто из зарубежных и российских ученых занимался и занимается изучением данной проблемы, а также выяснить генезис понятий «сознание», «самосознание», «самоопределение», «личностное самоопределение» «социальное самоопределение», «жизненное самоопределение».

Новая образовательная парадигма, которую теоретики Римского клуба в докладе 1978 г. обозначили как инновационная, исходит из того, что образование должно подготовить человека к жизни в быстро меняющихся условиях постиндустриальной культуры. Современная социокультурная ситуация девальвировала «образование на всю жизнь», т.к. любые знания устаревают быстрее, чем их успевают адаптировать к жизни, переведя на «язык учебника». Поэтому актуализировалась проблема - «образование через всю жизнь».

Школьный возраст является тем этапом в развитии личности, когда она, находясь на пороге вступления в самостоятельную жизнь, начинает интересоваться многими серьезными вопросами: как найти свое место в жизни? как выбрать дело в соответствии со своими интересами, возможностями и способностями? в чем смысл жизни? как стать настоящим человеком? и многие другие. Это связано с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности, проблема выбора профессии и определение дальнейшего жизненного пути находится в центре интересов, планов школьника. Ученые, изучающие вопросы формирования личности (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, И.В.Дубровина, В.И.Журавлев, А.В. Захаров, И.С.Кон, А.В.Мудрик, A.M.Прихожан, В.Ф.Сафин и др.), связывают данные поиски с личностным самоопределением, рассматривая его как важное психологическое новообразование школьника. Это во многом характеризует социальную ситуацию развития, в которой происходит формирование личности.

Сущностные характеристики личностного самоопределения связаны с анализом термина, который в контексте различных наук употребляется в самых различных значениях. На основе этого критерия большинство имеющейся литературы по самоопределению относится к социологическому подходу; количество работ, в которых рассматриваются собственно психологические механизмы самоопределения, чрезвычайно ограничено. Этот анализ представлен в таблице №1.

Таблица № 1

Значение термина «самоопределение»

Автор

Содержание, источник

Характеристика

С.Ожегов

Определить свое место в жизни, обществе, осознать свои общественные, классовые, национальные интересы

Можно выделить три типа самоопределения:
• самоопределение человека к цели и смыслу своей жизни;

• самоопределение человека к нормам общественного поведения и к своему вкладу в жизнь общества;

• самоопределение человека к нормам своей профессиональной деятельности;

И.Кон

Самоопределение как процесс определения своего положения в мире, направленное наружу, но допускает и определенную внутреннюю работу

«Направлено наружу» означает, что человек определяет свое участие во внешней действительности.

Определенная «внутренняя работа» связана с самоопределением и заключается в вырабатывании приемлемой для себя роли во внешних событиях. Требования внешних условий руководят поведением человека.

С.Рубинштейн

«Должное, с одной стороны, противостоит индивиду, поскольку оно осознается как независимое от него - общественно всеобщее, не подвластное его субъективному произволу; вместе с тем, если мы переживаем что-то как должное, а не только абстрактно знаем, что оно считается таковым, должное становится личностно значимым». «Человек не только находится в определенных отношениях с миром, но и сам определяет свое положение. В этом заключается сознательное самоопределение человека»

Сознательное самоопределение человека возникает только тогда, когда человек сам определяет свое отношение к миру. Когда это не происходит, человек сам становится или рабом своих стихийных инстинктов или жертвой манипуляторов, формирующих нужное для них «отношение», или объектом «силового» влияния со стороны представителей социума, требующих от индивида принятия и подражания общественных норм. Чаще всего, при отсутствии самостоятельного самоопределения, человек испытывает на себе все три указанных варианта в разной конфигурации.

О «неосознанном самоопределении» можно говорить только метафорично, поскольку в данном случае нет самостоятельного волевого акта определения своего поведения, а потому нет и самоопределения. В данном случае можно говорить только о мотивационно-бесконтрольном состоянии человека.

О.Анисимов

«Если предлагается самоопределиться, то необходимо иметь образ “себя” с актуальным состоянием потребностей, системой стремлений, с одной стороны, и образ нормативного поведения, чувств, мышления, иных проявлений человека, с другой стороны.

Результат самоопределения - вхождение или невхождение в процесс реализации требований» (Анисимов О. С. Педагогическая концепция последипломного образования)

Самоопределение происходит на базе мотивационных механизмов человека, зависимо от их развития.

К.Абульханова -Славская

Субъект самоопределяется, ориентируясь на свои задачи. Он может самоопределиться в смысле включения, вхождения в нее, отношения к ней, более или менее активного, заинтересованного

Самоопределение происходит в процессе оценки собственных возможностей, выбора варианта действия, стратегии и тактики деятельности.

Б.Братусь

«Стать личностью - это, во-первых, занять определенную позицию, прежде всего в жизни, в отношениях, моральную; во-вторых, осознать ее и нести за нее ответственность; в-третьих, подтверждать ее своими поступками, делами, всей жизнью»

Личностное самоопределение заключается в осознанной жизненной позиции, утверждении себя в этом мире.

Как результат анализа выделяем семь основных признаков самоопределения:

1) установление собственных особенностей, качеств, возможностей, способностей;

2) выбор критериев, норм самооценки, «планки» для себя, точки отсчета, координат на основе системы идеалов, ценностей: что нужно для социума, чего от меня ожидают, какие из этих требований социума я принимаю;

3) определение своих качеств принятия или непринятия себя: соответствую ли я на сегодняшний день этим нормам, что я могу сделать сегодня, какова сегодня моя личность и др;

4) предвидение своих потенциальных качеств, соответствующих необходимым нормам, принятие или непринятие себя как соответствующего нормам в ситуации завтрашнего дня: что я могу сделать завтра, каким я могу стать завтра как личность, как профессионал;

5) построение своих целей, задач, планов для развития необходимых качеств, для самовосприятия: чего я хочу и каковы мои намерения;

6) пересмотр критериев и оценок, поскольку изменяются ценности, менталитет общества, - человек сам выбирает их на разных этапах своего развития;

7) новое самоопределение - человек заново принимает или не принимает себя, затем цикл может возобновляться. Косвенным свидетельством процесса самоопределения (и нового самоопределения, смены ценностей) человека являются внешние изменения, которые человек делает в своей жизни - меняет профессию, круг знакомых, образ жизни, религию и др.

По сути процесс самоопределения продолжается у достаточно зрелого человека всю жизнь: он ищет ответы на вопросы, кто я, зачем я живу, чего могу добиться, чем я могу помочь своим близким, своей стране, в чем мое индивидуальное предназначение и др. Эти потребности самоопределения, связаны с поиском смысла жизни. В самоопределении объединяются обобщенные представления о мире и о себе, определяется смысл существования. Потребность самоопределения, его уровень зависят от среды, системы отношений, в которой находится ученик, от его зрелости, готовности, мотивированности. На практике, кроме потребности самоопределения, нужны способности к самоанализу, умение включить себя в социальный контекст. Для стратегического управления важно, что самоопределение - это сложный, многоступенчатый процесс развития человека, народа. Самоопределение проявляется как личностное формирование, это результат готовности личности к выбору в сложной ситуации, самооценки, саморегуляции субъекта деятельности, способности самостоятельно ставить цели и осуществлять свободный выбор.

Итак, личностное самоопределение - это сознательный процесс, посредством которого индивид учится выявлять и утверждать собственную позицию в жизни и деятельности. Анализ данного феномена представляем в таблице №2.

Таблица № 2.

Связь мотивации и самоопределения

Автор

Содержание

Ключевая мысль

П.Флоренский

Основная разница не в способах действования, а в интимных механизмах действий - мотивах. Волевой акт определяется мотивами

Самоопределение персонала взаимозависимо с комплексом мотивов и волевыми механизмами.

В.Соловьев

Действующая или производственная причина труда в потребностях человека... Рабочий как живое существо нуждается в средствах к существованию, и как рабочая сила является предметом потребности для предпринимателя

Причина труда в потребностях.

А.Шопенгауэр

Когда человек хочет, он всегда хочет чего-то: его волевой акт обязательно направлен на какой-либо предмет, который он осмысливает. Волевой акт возникает из-за чего-то, что является мотивом

Волевой акт направлен на предмет интереса, который становится мотивом

А.Леонтьев

Развитие человеческих потребностей начинается с того, что человек действует для удовлетворения своих витальных потребностей .Потребности управляют деятельностью субъекта, но они могут выполнять эту функцию только при условии, что они являются предметными

Потребности управляют

деятельностью

Итак, личностное самоопределение - это сознательный процесс, посредством которого индивид учится выявлять и утверждать собственную позицию в жизни и деятельности. Связь между мотивацией и самоопределением представляем в таблице №3.

Таблица №3.

Переход от мотивации к самоопределению

Автор

Содержание

Ключевая

мысль

Аристотель

Что такое свободный выбор, стремленье это или нет? /…/ Выбор направленный не на саму цель, а на то, что ведет к цели; так, никто не выбирает себе здоровья, но мы выбираем то, что полезно для здоровья, - прогулки, бег; желание, направленное на саму цель: мы хотим быть здоровыми. То есть желание и выбор не совпадают. Мы выбираем одно вместо другого

Выбор, направленный

на цель, осуществление

которой требует воли.

В.Соловьев

Бесспорная разница между механическим движением и душевной реакцией, вызванной мотивами, т. е. представлениями, соединенными с чувствами и желаниями.
Все совершенное самим своим существованием предполагает некоторое освобождение от низшего, или, точнее, от исключительного господства низшего. Так, способность определяться к действию посредством представлений или мотивов является освобождением от исключительной подчиненности вещественным толчкам, ударам, т. е. необходимость психологическая свободна от необходимости механической. Если кто-то способен определяться к действиям в силу чистой идеи добра или по безусловному требованию нравственного долга, то такой человек свободен от искренне-сердечных аффектов, которые перебарывает и может успешно бороться против самых могущественных

Самоопределение к деятельности - это стратегический фактор управления персоналом. Самоопределение происходит после формирования образа цели, мотива ее достижения, внутренней свободы.

Л.Рубинштейн

«Человек не только находится в определенных отношениях с миром, но и определяет свое отношение. В этом сознательное самоопределение человека»

Самоопределение происходит осознано.

Г.Батищев

Самоопределение - свободное избрание человеком своей судьбы. Важная роль внутреннего момента самоопределения в противовес подчинению внешнему.
«Каждый самоопределяется соответственно своей совести, которую нельзя заполнить и заменить»

В самоопределении важен внутренний момент - свобода избрания персоналом своего пути.

Л.Божович

«Переходный критический период завершается возникновением особого личностного новообразования, которое можно обозначить термином самоопределение»

Самоопределение - это особая личностная новообразованная программа действий.

Методологические основы психологического подхода к проблеме самоопределения были заложены С.Л.Рубинштейном. Самоопределение выступает как самодетерминация, в отличие от внешней детерминации; в понятии самоопределения, таким образом, выражается активная природа «внутренних условий». По отношению к уровню развития человека в понятии «самоопределения» для С.Л.Рубинштейна выражается самая суть, смысл принципа детерминизма: «смысл его заключается в подчеркивании роли внутреннего момента самоопределения, верности себе, неодностороннего подчинения внешнему». Более того, сама специфика человеческого существования заключается в мере соотнесения самоопределения и определения другими (условиями, обстоятельствами), в характере самоопределения в связи с наличием у человека сознания и действия.

Таким образом, на уровне конкретной психологической теории проблема самоопределения выглядит следующим образом. Для человека «внешние причины», «внешняя детерминация» - это социальные условия и социальная детерминация.

Самоопределение, понимаемое как самодетерминация представляет собой, собственно говоря, механизм социальной детерминации, которая не может действовать иначе, как будучи активно преломленной самим субъектом. Проблема самоопределения, таким образом, есть узловая проблема взаимодействия индивида и общества, в которой как в фокусе высвечиваются основные моменты этого взаимодействия: социальная детерминация индивидуального сознания (шире психики) и роль собственной активности субъекта в этой детерминации.

На разных уровнях это взаимодействие обладает своими специфическими характеристиками, которые нашли свое отражение в различных психологических теориях по проблеме самоопределения.

Так на уровне взаимодействия человека и группы эта проблема была детально проанализирована в работах А.В.Петровского по коллективистическому самоопределению личности (КСО). В этих работах самоопределение рассматривается как феномен группового взаимодействия.

Подход, намеченный С.Л.Рубинштейном, развивает в своих работах К.А. Абульханова-Славская, для которой центральным моментом самоопределения является также самодетерминация, собственная активность, осознанное стремление занять определенную позицию. По К.А.Абульхановой-Славской, самоопределение - это осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений.

Идеи А.В.Мудрика дополняют и расширяют это понимание. Со своей стороны он рассматривает самоопределение не только как процесс нахождения личностью позиции, но позиции благоприятной [3]. Отсюда мы можем сделать вывод, что самоопределение есть условие формирования жизненной позиции, позитивно воспринимаемой личностью. Мы разделяем мнение А.Н.Леонтьева, который указывает на активность самой позиции в процессе самостроительства индивида, что, с его точки зрения, и составляет сущность самоопределения (деятельность по самостроительству - активная позиция) [4]. Мы полагаем, что активность пронизывает весь процесс самоопределения, активная деятельность человека формирует активную жизненную позицию (как систему ценностно-смысловых представлений), непосредственно влияющую на процесс и результат его самоопределения. В этой связи мы не можем не сказать о принципе «свободы выбора». Патриотически воспитанная личность пожизненно испытывает психологическую потребность во внешнем управлении и контроле, предпочитая порядок как результат деятельности государственной власти – личной свободе. Свобода и демократия как форма социальной организации психологически чужды патриотически воспитанной личности с коллективистской психологией. Свобода переживается ею как личностный дискомфорт. Герцен писал, что нельзя людей освобождать к наружной жизни болыше, чем они освобождены внутри. Как ни странно, но опыт показывает, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы. Внутренняя свобода человека - это жизнь по своим личным убеждениям и взглядам, жизнь в соответствии с принятыми им принципами, жизненное кредо. Самоопределение состоит в понимании выбора как нравственного права и психологической готовности «осознанно направить свободу воли в конкретное русло поведения и деятельности, задать себе некоторые цели и средства их достижения, наметить возможные решения проблем на основе личного интереса и позиции» [6].

Исследования В.К.Рябцева показывают, что самоопределение это сознательное отношение индивида к своей деятельности, осуществляемое проживание проблемных ситуаций (сознательная активность). Таким образом, под самоопределением В.К.Рябцев понимает совокупность сознательных актов выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях, т.е. формирование позиции личности через ее активность, что сочетается с идеями К.А.Абульхановой-Славской.

Пробующий, проблемный и сознательный характер активности в процессе самоопределения дополняется ее творческостъю, согласно исследованиям В.В.Давыдова, Л.И.Анциферовой, В.А.Петровского и др. Самоопределение в данном случае выступает как творческая деятельность, направленная человеком на себя (самоустремленность) и на свою жизнь. Построение и коррекция человеком своего образа является логическим творческим продолжением процесса самопознания [7].

Направленность самоопределения на жизнь человека приводит к тому, что проявляемая им активность начинает приобретать мотивирующий характер. В частности, мотивирующий характер активности подчеркивали Л.И.Божович, И.Г.Шендрик и др. утверждая, что самоопределение как выбор человеком дальнейшего жизненного пути упорядочивает и приводит в систему разнообразные мотивационные тенденции выбора, идущие как от непосредственных интересов и склонностей человека, так и от других многообразных мотивов, порождаемых всей ситуацией выбора [8].

Попытка построения общего подхода к самоопределению личности в обществе была предпринята В.Ф. Сафиным и Г.П.Никовым. В психологическом плане раскрытие сущности самоопределения личности, как считают авторы, не может, не опираться на субъективную сторону самосознания - осознания своего «Я», которое выступает как внутренняя причина социального созревания. Они исходят из характеристики «самоопределившейся личности», которая для авторов является синонимом «социально созревшей» личности. В возрастном аспекте проблема самоопределения наиболее глубоко и полно была рассмотрена

Л.И.Божович. Характеризуя социальную ситуацию развития старших школьников, она указывает, что выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение представляет собой аффективный центр их жизненной ситуации, подчеркивая важность самоопределения, Л.И.Божович не дает его однозначного определения; это «выбор будущего пути, потребность нахождения своего места в труде, в обществе, в жизни», «поиск цели и смысла своего существования», «потребность найти свое место в общем потоке жизни».

Пожалуй, наиболее емким является определение потребности в самоопределении как потребности слить в единую смысловую систему обобщенные представления о мире и обобщенные представления о самом себе и тем самым определить смысл своего собственного существования. В своей более поздней работе Л.И.Божович характеризует самоопределение как личностное новообразование старшего школьного возраста, связанное с формирование внутренней позиции взрослого человека, с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего.

Работы Л.И.Божович многое дают для понимания психологической природы самоопределения.

Во-первых, она показывает, что потребность в самоопределении возникает на определенном этапе онтогенеза - на рубеже старшего школьного возраста, и обосновывает необходимость возникновения этой потребности логикой личностного и социального развития. Во-вторых, потребность в самоопределении рассматривается как потребность в формировании определенной смысловой системы, в которой слиты представления о мире и о себе самом, формирование этой смысловой системы подразумевает нахождение ответа на вопрос о смысле своего собственного существования; в-третьих, самоопределение неразрывно связывается с такой существенной характеристикой старшего школьного возраста, как устремленность в будущее; и, в-четвертых, самоопределение подразумевает выбор профессии, но не сводится к нему.

И.В.Дубровина вносит уточнение в проблему самоопределения, как центрального момента в старшем школьном возрасте. Результаты проведенных ею исследований, позволяют утверждать, что основным психологическим новообразование этого возраста следует считать не самоопределение как таковое (личностное, профессиональное, жизненное), а психологическую готовность к самоопределению, которая предполагает:

а) сформированность на высоком уровне психологических структур, прежде всего самосознания;

б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, ценностные ориентации и временные перспективы;

в) становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов каждым старшеклассником.

С.И.Краснов подробно рассматривает динамику рефлексии при самоопределении личности. В частности, он указывает, что самоопределение предусматривает осуществление человеком:

1) понимающей рефлексии - вписывание себя в существующую культурную традицию через принятие ее, но связанное с «хочу» человека;

2) критической рефлексии - нахождение границ культуры и выход за ее пределы, через принятие себя, как соразмерного культуре, т.е. связанное с «могу» человека.

Представления о самоопределении как о результате проживания человеком ситуаций выбора, имеет наибольшее число сторонников.

В зарубежной психологии в качестве аналога понятия «личностное самоопределение» выступает категория «психосоциальная идентичность», разработанная и введенная в научный оборот американским ученым Э.Эриксоном. Главной задачей, которая встает перед индивидом, по Э.Эриксону, является формирование чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личностного «Я». Субъект должен ответить на вопросы: «Кто я?» и «Каков мой дальнейший путь?» В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием собственной ценности и компетентности. Регулятивные характеристики личностного самоопределения связаны с выявлением механизмов данного процесса, которые различными авторами определяются по-разному.

Так, А.В.Мудрик, рассматривая механизмы самоопределения, вводит дихотомную пару «идентификация - обособление». Автор говорит о том, что самоопределение личности предполагает как усвоение накопленного человечеством опыта, который в психологическом плане протекает как идентификация (уподобление); так и формирование у индивида неповторимых, только ему присущих свойств, которое протекает как персонификация (обособление). Идентификация вслед за подражанием и конформностью выступает ведущим началом, обуславливая персонификацию личности. В.Ф.Сафин и Г.П.Ников считают движущей силой самоопределения личности противоречия между «хочу» - «могу» - «есть» - «ты обязан», которые трансформируются в «я обязан, иначе не могу».

Раскрывая структурно-содержательные характеристики личностного самоопределения, мы ориентируемся на концепцию, предложенную в работах отечественного психолога М.Р.Гинзбурга. Основой, с позиции которой автор подходит к решению проблемы личностного самоопределения, является представление о ценностно-смысловой природе личностного самоопределения, что отражают следующие основные положения:

1) существование в мире смыслов есть существование на собственно личностном уровне, область смыслов и ценностей есть та область, в которой и происходит взаимодействие личности и общества; ценности и смыслы есть, собственно говоря, язык этого взаимодействия

2) в формировании личности ведущая роль принадлежит ценностным ориентациям, поскольку обретение ценности есть обретение личностью самой себя

3) главной функцией ценностных ориентации является создание эталона, образа будущего и оценка деятельности с ее нравственной, смысловой стороны.

Двойственная природа человека конкретизируется как сосуществование в человеке временного и вневременного аспектов, причем в этом соотношении вневременной аспект является носителем смыслов и осмысляющим основанием временного. Весьма существенное и крайне плодотворное в психологическом отношении развитие этой темы мы находим у М.М.Бахтина. Прежде всего, это противоположность (при одновременном сосуществовании) смыслового содержания жизни и ее пространственно-временного развертывания. Подход М.М.Бахтина скорее философско-психологический, он показывает, что противоречие, между духовным и материальным аспектами бытия (которое уже конкретизировано как противоречие между его смысловым и пространственно-временным аспектами) является напряженным противоречием, пронизывающим жизнь конкретного индивида, более того - формирующим ее основу. Все вышесказанное можно представить в таблице №4.

Таблица №4.

«Ученые о самоопределении»

ФИО ученого

О самоопределении

С.Л.Рубинштейн

«Социальные условия и социальная детерминация»

А.В.Петровский

«Коллективистическое самоопределение»

К.А.Абульханова-Славская

«Жизненная позиция личности»

А.И.Мудрик

«Процесс нахождения личностью благоприятной позиции»

А.Н.Леонтьева

«Система ценностно-смысловых жизненных представлений»

И.Д.Фрумин

«Пробующая активность личность»

Н.Б.Крылова

«Культурная проба человека»

В.К.Рябцев

«Сознательное отношение индивида к своей деятельности, утверждение собственной позиции в проблемной ситуации»

Л.И.Божович

«Выбор человеком жизненного пути, своего места в труде, поиск цели и смысла своего существования»

И.В.Дубровина

«Психологическая готовность войти во взрослую жизнь»

Р.Берне

«Механизм освоения новых социальных ролей»

В.К.Иманаев

С.И.Краснов

«Соотнесение человеком внешнего и внутреннего горизонтов самосознания»

В.В.Давыдов

Л.И.Анцифирова

«Творческая деятельность, направленная человеком на себя»

В.Ф.Сафин

Г.П. Ников

«Социально созревшая личность»

Э.Эриксон

«Осознание собственной ценности и компетентности»

М.Р.Гинзбург

«Ценностно- смысловая природа самоопределения»

М.М.Бахтин

«На человеке лежит ответственность за формирование собственного смыслового единства и за его реализацию»

П.О.Кенкманн определяет следующие виды самоопределения:

- социальное самоопределение т.е. вхождение в социально-классовую структуру общества;

- общественно-политическое самоопределение т.е. установление определенной позиции и вхождения в политическую жизнь;

- профессиональное самоопределение, т.е. приобретение профессиональной подготовки, достижение стабильной профессиональной позиции;

- образовательное самоопределение т.е. приобретение общеобразовательной и профессиональной подготовки в системе образования;

- семейное самоопределение т.е. формирование молодой семьи и занятие его позиции в структуре общества, занятие определённого места в малых группах и формирование межличностного общения.

В качестве этапов жизненного указываются такие события в жизни:

- завершение учебы;

- стабилизация социального положения;

- вступление в брак;

- рождение ребёнка.

Говоря о проблеме личностного самоопределения, можно сделать следующие выводы:

1) личностное самоопределение - это процесс, связанный с формированием внутренней позиции молодого человека, с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего;

2) личностное самоопределение имеет ценностно-смысловую природу, включающую активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования; обретение человеком своего ценностно-смыслового единства и его реализация;

3) существенной особенностью личностного самоопределения является его ориентированность в будущее, причем различаются два вида будущего: смысловое и временное будущее;

4) личностное самоопределение лежит в основе процесса жизненного самоопределения, оно детерминирует развитие всех других видов самоопределения (социального, профессионального, семейного, религиозного и др.);

5) итоговым продуктом личностного самоопределения является «Я-концепция», выступающая как динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на личность внешних факторов;

6) при нарушении самореализации организационно-педагогическая помощь должна заключаться в обеспечении возможностей (пространства) самореализации и ее активного, творческого характера.

Это значит, что в рамках системы общего среднего образования необходимо формировать у ученика механизмы саморазвития. Только способность к самообразованию и саморазвитию, а не «багаж знаний» обеспечит возможность собственного совершенствования в ходе всей жизни в соответствии с изменяющимися социокультурными условиями.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Анализ работы педагогического коллектива Анализ работы педагогического коллектива за 2009 2010 учебный год

    Анализ
    Формирование образовательного пространства, обеспечивающего углублённое изучение предметов программы полного общего образования (математика, английский язык,
  2. Анализ учебной работы за 2009 2010 учебный год

    Анализ
    В 2009 – 2010 учебном году педагогический коллектив школы работал над единой методической темой «Повышение качества воспитательно-образовательного процесса»,
  3. План работы мо учителей на 2011 2012 учебный год Мероприятия

    Заседание
    1. Выход на родительские собрания учащихся 6-8 классов с целью анализа учебного процесса. 2. Консультации родителей учащихся 7-9 классов по подготовке к ГИА.
  4. План воспитательной работы на 2009-2010 учебный год Обсужден и принят на заседании

    Документ
    Воспитательная работа школы воплощает в себе совокупную деятельность школы, которая реализуется в 4 сферах: в процессе обучения, во внеклассной образовательной сфере, во внеучебной и внешкольной сферах.
  5. План работы с родительской общественностью школы на 2009 2010 учебный год

    Доклад
    Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 города Нижний Тагил - одно из старейших образовательных учреждений Дзержинского района, создано в 1935 году.

Другие похожие документы..