Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Британские острова начали отделяться от континента 8-6 тысяч лет до н.э. Еще в третьем тысячелетии существовал сухопутный переход в Британию. С 3 тыс...полностью>>
'Документ'
1. БЖД - представляет собой область научных знаний охватывающих теорию и практику защиты чел-ка от опасных вредных факторов во всех сферах человеческ...полностью>>
'Закон'
Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ»О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»(с изменениями от 16 июля 1998 г., ...полностью>>
'Семинар'
Посредством телевидения и интернета, печатных изданий и видео мужчины постоянно подвергаются влиянию чувственных образов. Избежать этих искушений нево...полностью>>

Ассоциативно – цветовая палитра рассказа К. Паустовского «Снег»

Главная > Рассказ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Попова Екатерина,

ученица 10б класса МОУ СОШ № 36

руководитель:

Подрезова И.И., учитель русского языка и литературы

Ассоциативно – цветовая палитра рассказа К. Паустовского «Снег»

(опыт словесно-изобразительного анализа)

Цель моей работы: рассмотреть с помощью словесного и изобразительного анализа рассказ К.Паустовского «Снег».

Ассоциация – связь между отдельными представлениями, при
которой одно из представлений вызывает другое.

Слово разными своими гранями обращено ко всем уровням художественного текста: к сюжетному, образному, эмоциональному, тематическому, предметно-логическому. Весь мир художественного произведения образно отражается в слове, материализуется в нём. Востребованными оказываются разные стороны слова: фонетический облик, морфемная структура, лексическое значение, стилистическая принадлежность. Все эти лингвистические особенности слова отражаются в его ассоциативных связях. [1, с.30-31]

Ассоциативное развёртывание текста можно представить как сложно организованную сеть ассоциатов, в образовании которой участвуют ассоциативно – смысловые поля слов. Текстовые ассоциативно-смысловые поля стимулируются лексическими структурами разного типа, включая ключевые слова-стимулы, опорные слова. [1, с.38-39]

Текстовые ассоциативно-смысловые поля могут быть организованы ассоциативно – блочным способом. Под ассоциативным блоком понимается «пучок» текстовых ассоциатов, раскрывающих общий эстетический смысл слова-стимула. Соотнесённость ключевого слова с одним текстовым смыслом называется ассоциативной параллелью. [1, с.134-135]

Механизм ассоциативного развёртывания текста выявляется в процессе наблюдения над взаимодействием ассоциативно-смысловых полей ключевых слов.

Характерным признаком ассоциативно-смыслового поля ключевых слов в рассказе К.Паустовского «Снег» является контрастный принцип их организации. Покажем это на примере текстовых АСП, ключевых для рассказа «Снег» слов: «снег» - холод, одиночество, разлука, тепло, родной дом, любовь; «сад» - зима, дом; «письмо» - война, любовь.

Ключевое слово-заглавие обычно имеет повышенный коммуникативный потенциал. Оно является доминантой, образующей узел, к которому стягиваются пучки ассоциативно-смысловых связей различных элементов структуры текста.

Ключевое слово-заглавие всегда значимо в идейном отношении, оно намеренно актуализируются автором, в том числе и количественно. [1, с.147] В рассказе К.Паустовского слово «снег» употребляется 10 раз.

В анализе ключевого слова важно знать, что это своего рода «свёрнутый текст» (оно имеет образность, ассоциативный потенциал). Ключевые слова не только взаимодействуют друг с другом, но и порождают другие ассоциаты, являясь стимулами.

Обязательный элемент стиля К.Паустовского – цветопись. Это значит, что цветообозначения (прилагательные, существительные и глаголы) специально отбираются и распределяются в тексте так, чтобы средствами языка воссоздать зрительно ощутимую цветовую картину мира. [3, с.715] Паустовский внимателен к оттенкам, полутонам: красный-розовый, белый-белоснежный. Подобная полутоновость цветописи несколько приглушает её яркость.

Гармоничность красок сочетается с их смягчённостью, которая достигается полутоновыми синонимами, писатель обращает внимание на переходы тонов.

Цветовые эпитеты в рассказе «Снег» играют особую роль. Именно с их помощью создаётся полная картина всего происходящего. Главенствующую позицию занимает белый цвет, так как именно на фоне зимнего пейзажа развивается действие рассказа. Белый цвет может иметь несколько значений: смерти, безжизненности; спокойствия, чистоты; праздничности. К.Паустовский в рассказе придаёт белому цвету множество новых значений.

Цветовая палитра рассказа разнообразна, она отражает переживания, чувства героев. (См. Приложения № 2, № 3).

Рассказ К.Паустовского «Снег» написан в 1943 году. Время написания рассказа и его внутреннее время совпадают. 1943 год – середина Второй мировой войны. Время жестокого и переломного момента в жизни каждого человека. В своих произведениях К. Паустовский рассказывает о том, как война настигает мирных людей в их обыденности, «гражданской» жизни. Рассказ «Снег» написан Паустовским в тревожном напряжении сорок третьего года. Писатель не стремился в своём произведении акцентировать внимание на жестокостях и тяготах войны. Он хотел внести в суровое, скудное существование людей немного радости, напомнить о близких людях, о родном доме.

Название рассказа «Снег» становится одним из главных действующих лиц. К.Паустовский строит повествование по принципу ассоциативных связей. В рассказе можно выделить следующие ключевые ассоциаты: «снег», «сад», «письмо». Рассмотрим ассоциат «снег».

В рассказе ассоциации к слову «снег» выполняют разную композиционную роль, деля произведение на две части. Ассоциативно-смысловое поле ключевого слова «снег» выглядит следующим образом:

  • ядерная часть – «снег»;

  • периферия – смерть, разлука, горе, печаль, разочарование, потеря, война, одиночество, печаль, грусть, отчаяние; встреча, счастье, воспоминания, родной очаг, радость, любовь. (См. Приложение №1)

В начале рассказа героиня недовольна собой, городком, куда попала волею судьбы. Но постепенно она успокоилась, «особенно когда пришла зима и завалила его (городок) снегом» [2, с.264]. Татьяна Петровна однажды ночью проснулась: «Снега тускло светили в окна. С дерева беззвучно сорвалась птица, стряхнула снег» [2, с.265]. И поняла, что это действительно близкий ей дом, с родной для неё атмосферой. И уже не жалко было оставленную Москву и прерванную карьеру. Всё случилось так, как и должно было случиться, по-другому и быть не могло.

Ключевое слово «снег» может иметь разные варианты – синонимы, формы слова или однокоренные образования других частей речи: «пришла зима и завалила его снегом»[2, с.264], «снега тускло светили в окна» [2, с.265], «стряхнула снег» [2, с.265], «сыпал белой пылью, запорошил стёкла» [2, с.265], «зима, снег» [2, с.265], «редкий снежок» [2, с.267], «сорвался снег» [2, с.267], «в снегу дорожка» [2, с.267], «чтобы сбить снег с ботиков» [2, с.268], «бросали на снег лёгкие тени» [2, с.269], «таял снег» [2, с.268], «снежный сад» [2, с.270].

Но слово «снег» в рассказе не просто деталь зимнего пейзажа, но олицетворение холодности, суровости тяжёлого военного времени, напоминание о родном доме.

В первой части рассказа зимний пейзаж вызывает ощущение тревоги, печали, так как дан глазами Потапова, находящегося в тяжёлом эмоциональном состоянии: он скучает по родному дому и часто вспоминает то время, когда жил в нём «Я часто вспоминаю тебя, папа... и наш , и наш городок» [2, с.265]. Также его тоску обостряют и некие проблемы: «…вот уже месяц, как я лежу в госпитале. Рана не очень тяжёлая» [2, с.265]. И это понятно, ведь любые невзгоды легче пережить у себя, в отчем доме. А Потапов вынужден переживать это в разлуке. Таким образом, возникают следующие ассоциации:



В первой части рассказа краски в зимнем пейзаже приглушены. (См. Приложение № 2) Они словно говорят за героев, рассказывая их историю жизни. В цветовых оттенках отражены эмоциональные переживания героев. Цвет передаёт ощущение грусти, печали, одиночества. Большинство этих чувств отражаются в описании снега и окружающей природы. Снег не блестит, не сверкает: «белела берёзовая роща» [2, с.264], «до сумерек» [2, с.2 ], «дни…серые» [2, с.264], «снега тускло светили» [2, с.265], «сизое небо» [2, с.267]. Тусклая цветовая гамма отражает подавленное состояние главного героя. Автор рисует печальную картину, вызывающую грусть. Даже дом глазами Потапова выглядит потускневшим: «пожелтевшим фотографиям» [2, с.264], «выцветшим зелёным сукном» [2, с.264], «серый кот» [2, с.265].

Цвет в рассказе Паустовского «Снег» играет большую роль. Цветовая гамма изменяется вследствие развития событий, развития отношений героев, изменения времени. (См. Приложение № 2)

Сначала дом и отдалённый городок для героини кажется чужим, но постепенно он принимает образ родного дома, а городок – уютного места. «Маленький дом – всего в три комнаты – стоял на горе, над северной рекой, на самом выезде из городка» [2, с.264], «…к пустынному городку, к его домишкам, скрипучим калиткам, к глухим вечерам, когда было слышно, как потрескивает в керосиновой лампе огонь» [2, с.265], «…выступать в лазаретах - их было несколько в городке…»[2, с.264], «Городок начал ей даже нравиться, особенно когда пришла зима и завалила его снегом…»[2, с.264], «наш дом и наш городок» [2, с.265].

Во второй части рассказа цветовая гамма постепенно приобретает насыщенность, яркость: «розовело небо» [2, с.267], «за облаками поднималась луна» [2, с.2 ], «на золотые нашивки» [2, с.268], «лёгкие тени» [2, с.269], «меркнущее небо» [2, с.270], «горел…не мог погаснуть…неяркий закат…»[2, с.270]. (См.Приложение № 3)

Слово «снег» приобретает противоположные ассоциации:

родной очаг



«Туманная луна поднялась уже высоко. В ее свете слабо светились березы, бросали на снег легкие тени» [2, с.269], - таков пейзаж, где нет войны, где человек с фронта восстанавливает свои силы. Поэтический образ снега подчеркивает чистоту отношений между героями.

У лейтенанта Потапова лучшие воспоминания о родном доме связаны именно с зимним пейзажем: «Зима, снег, но дорожка к старой беседке над обрывом расчищена, а кусты сирени все в инее» [2, с.267]. И Татьяна Петровна постепенно «оттаивает», тусклые краски оживают, наполняются теплом.

Писатель создаёт не только атмосферу тепла родного дома, но и тепла в душе героев. В рассказе «Снег» К.Паустовский представил нам маленькое чудо любви, что выпало тогда немногим, но было желанным для всех. Действие происходит в маленьком пустынном городке. Паустовский так нарисовал этот уголок России, что, наверное, каждый мог узнать свой родной дом. Писатель сумел увидеть нравственные качества своих героев. В их душах нет корысти, жизненного отчаяния, а есть вера в будущее, которое неразрывно связано с ушедшим прошлым.

Мастерство Паустовского, как писателя, проявилось в умении оживить природу, сад. Рассмотрим ассоциат «сад».


Сад, словно проводник памяти героев, вбирает в себя жизнь прошлого. Он изображён как одушевлённое существо: «Сад как бы вздрогнул. С веток сорвался снег, зашуршал» [2, с.267].

Ключевое слово «сад» так же актуализируется автором количественно: «за облетевшим садом» [2, с.264], «отворяю калитку, вхожу в сад» [2, с.2 ], «наш сад» [2, с.266], «в инее сад» [2, с.264], «заглянуть в сад» [2, с.267], «на снежный сад» [2, с.270].

Приехав домой, Потапов первым делом идёт в сад, сад своего детства, сад своих надежд, в сад своих мечтаний. Вдалеке от родных мест он часто вспоминал его как что-то, имеющее некую родственную связь с домом и с самой жизнью. Сад изображён и как место отдыха, где в беседке можно было спокойно поразмышлять о завтрашнем дне, и как лучший друг, которому можно было раскрыть все сокровенные тайны, получив лёгкий шёпот в ответ. Даже в зимнюю стужу в заснеженной беседке сада чувствовалось родное тепло. Сад для Потапова – это маленький кусочек родины, нуждающийся в защите. Сберечь сад – значит, сберечь Родину. Потапов вспоминает сад в своих письмах к отцу. Рассмотрим ассоциат «письмо».

любовь

дом родина


письмо душа

память

тепло

война

Именно в письмах стирается грань времени. В письма каждый вкладывает частичку себя, своей теплоты. Именно на бумаге можно излить душу, откровенно рассказать о своих тревогах.

«Среди зимы начали приходить письма на имя Потапова, написанные одной и той же рукой. Татьяна Петровна складывала их на письменном столе. «Милый мой старик, - читала Татьяна Петровна, - вот уже месяц, как я лежу в госпитале. ….Я часто вспоминаю тебя, папа, - читала дальше Татьяна Петровна, - и наш , и наш городок. Все это страшно далеко, как будто на краю света. Я закрываю глаза и тогда вижу: вот я отворяю калитку, вхожу в сад. Зима, снег, но дорожка к старой беседке над обрывом расчищена, а кусты сирени все в инее. В комнатах трещат печи. Пахнет березовым дымом. Рояль, наконец, настроен, и ты вставил в подсвечники витые желтые свечи - те, что я привез из . И те же ноты лежат на рояле: увертюра к "Пиковой даме" и романс "Для берегов отчизны дальней". Звонит ли колокольчик у дверей? Я так и не успел его починить. Неужели я все это увижу опять? Неужели опять буду умываться с дороги нашей колодезной водой из кувшина? Помнишь? Эх, если бы ты знал, как я полюбил все это отсюда, издали! Ты не удивляйся, но я говорю тебе совершенно серьезно: я вспоминал об этом в самые страшные минуты боя. Я знал, что защищаю не только всю страну, но и вот этот ее маленький и самый милый для меня уголок - и тебя, и наш сад…»[2, с.265-266].

Потапов пишет письма домой, даже не понимая, что там, в его доме, эти письма читает совсем другой, пока чужой для него человек. Но именно эти письма являются знаками, хранителями прошлой жизни, в которой нет проблем и расставаний, светлой домашней жизни. Прочитав письма Потапова, Татьяна Петровна воссоздаёт картину прежнего, довоенного времени. И он возвращается действительно в свой дом с прежней обстановкой, с прежним теплом внутри.

Герои этого рассказа все время ощущают, что знакомы давно. Такое происходит между людьми, у которых много общего. Рано утром Потапов уезжает на фронт. Татьяна Петровна обещает ждать его. Вот оно простое человеческое счастье, без которого в той страшной войне одиноко.

«Татьяна Петровна проводила Потапова на станцию через ночной город. После второго звонка они попрощались. Татьяна Петровна протянула Потапову обе руки, сказала: «Пишите. Мы теперь как родственники. Правда?» [2, с. ].

Через несколько дней Татьяна Петровна получила от Потапова письмо с дороги. «Я вспомнил, конечно, где мы встречались, – писал Потапов, – но не хотел говорить вам об этом там, дома. Помните Крым в двадцать седьмом году? Осень. Старые платаны в Ливадийском парке. Меркнущее небо, бледное море. Я шел по тропе в Ореанду. На скамейке около тропы сидела девушка. Ей было, должно быть, лет шестнадцать. … Этой девушкой были вы. Я не мог ошибиться. Я смотрел вам вслед и почувствовал тогда, что мимо меня прошла женщина, которая могла бы и разрушить всю мою жизнь и дать мне огромное счастье. Я понял, что могу полюбить эту женщину до полного отречения от себя. … Но жизнь оказалась милостивой ко мне, я встретил вас. И если все окончится хорошо и вам понадобится моя жизнь, она, конечно, будет ваша»[2, c. 269-270].

Встреча, о которой пишет Потапов, не имела никакого отношения к Татьяне Петровне, так как на самом деле не её он видел в Крыму. Письмо – кусочек той, довоенной, прошлой жизни, в которую неумолимо вторгается настоящее – любовь Потапова к Татьяне Петровне. Два письма связывают прошлое, настоящее и будущее героев. Уважение, внимание к памяти прошлого помогают обрести любовь.

Мы видим, что ассоциаты «снег», «сад», «письмо» объединяет общее значение дома, памяти, тепла, любви, родины. (См. Приложение № 4)

Паустовский в своем рассказе показал ценности «незамысловатых» вещей, тех самых, которые помогали поддерживать в человеке мужество жить и бороться.

Таким образом, словесно-изобразительный анализ рассказа К.Паустовского «Снег» помог увидеть главное: всегда нужно верить в будущее, стремиться к прекрасному и учиться видеть мир вокруг себя. Воспитать же душевную чуткость в людях призван мир Паустовского, который каждому напоминает о том, что всё это вечно.

Мир одного человека оказался настолько велик, что смог отобразить в себе переживания и жизнь всей эпохи. Каждый человек, прочитавший рассказ, найдёт в нём что-то своё, до боли знакомое.

Цветообозначения в рассказе дают чёткую картину происходящего. Цвет играет одну из основных ролей, с помощью него рождаются дополнительные ассоциации. Рассказ приобретает цвет, но какой это цвет – белый? Я думаю, каждый увидит свой белый цвет и все его оттенки: цвет встречи, радости и светлого чувства любви.

К.Паустовский превращает маленький рассказ «Снег» в целый мир человеческих чувств. Кто-то вспомнит давно ушедшую молодость, а кто-то задумается о завтрашнем дне. Но все они поймут одно, что «снег» – это не только бескрайние холодные просторы, но и малая Родина, отчий дом, радость встречи с родными и близкими людьми.

Литература

  1. Н.С. Болотнова, И.И. Бабенко, А.А. Васильева и др. Коммуникативная стилистика художественного текста: лексическая структура и идиостиль / Под ред. Н.С.Болотновой. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2001.

  2. К. Паустовский. Повести и рассказы. – Ленинград: «Художественная литература» Ленинградское отделение, 1985.

  3. Куликова И.С. Две цветовые картины мира// Повести. Рассказы. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. – С.715-720.

  4. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Рольф, 2000.

  5. Трефилова Г.К.Паустовский: Мастер прозы. М.,1983.

  6. Унковский А.А. Цвет в живописи: МГЗПИ, 1983.

Приложение №1.

СНЕГ


Приложение №2.

Приложение №3.

12



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования (3)

    Основная образовательная программа
    Основой образовательной программы начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» г.
  2. Учебный план начального общего образования Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

    Программа
    Основная образовательная программа начального общего образования для МОУ СОШ №4, работающей по ОС «Школа 2100», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
  3. Образовательная программа гоу сош №828 соответствует принятым стандартам образования. Образовательная программа начального общего образования государственного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №828 направлена

    Образовательная программа
    Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школы № 828 открыта приказом № 01/64 Московского городского отдела народного образования города Москвы от 11.
  4. Приказ №127 от 31. 08. 2011г Рассмотрено на педагогическом совете Протокол №1 от 31. 08. 2011

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной
  5. Основная образовательная программа начального общего образования 2011 2015г

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной

Другие похожие документы..