Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Нравственные истины, бесспорно, стоят ближе к жизни, чем догматические, которые носят более отвлеченный характер. Ведь вопросы о том, что делать и как...полностью>>
'Документ'
Производство и экономический рост. Экономическая и социальная эффективность. Экономическая система общества. Понятие, элементы и уровни экономической...полностью>>
'Документ'
Переворот в биологии, совершенный Дарвином, публика впоследствии навеки связала с тезисом «человек произошел от обезьяны». Однако этот тезис Дарвину ...полностью>>
'Сказка'
Горница в избушке на курьих ножках. На лавке сидит Старшая Баба-Яга. Средняя Баба-Яга натирает ей мазью костяную ногу. Звучит музыка, которая дает пон...полностью>>

В. П. Казначеев д м. н., академик рамн, президент зсо мса (3)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Международная Славянская академия наук,

образования, искусств и культуры (Западно-Сибирское отделение)

Институт Человека

Российский государственный социальный университет

Новосибирская региональная организация

Всероссийского музыкального общества

Институт социальной работы, социологии и психологии

Казначеевские чтения

3, 2010

Духовность в контексте культуры.

Вырастут ли наши дети русскими интеллигентами?

Сборник докладов участников международной научно-практической конференции.

Под общей редакцией академика В.П. Казначеева

Новосибирск

2010

ББК – 94.3 Утверждено к печати

К – 148 РИС ЗСО МСА

Под общей редакцией академика В.П. Казначеева

Казначеевские чтения №3, 2010. Социальная жизнь славянских народов в ХХI веке. Сборник докладов участников международной научно-практической конференции / Под общей редакцией академика В.П. Казначеева. – Новосибирск: ЗСО МСА, 2010 г. – 206 с.

ISBN 5-7241-0215-3

Материалы сборника отражают взгляды, концепции, теоретические и практические направления научной деятельности учёных Москвы, Новосибирска, по обозначенным проблемам. Надеемся, что помещенные публикации будут интересны для специалистов различных направлений.

ББК – 94.3

ISBN 5-7241-0215-3

 ЗСО МСА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ

Председатель

В.П. Казначеев – д. м. н., академик РАМН, президент ЗСО МСА

Заместители председателя

В.В. Ромм – д. культурологии, профессор НГК, академик МСА,

вице-президент ЗСО МСА

А.М. Егорычев – д.ф.н., к.п.н., академик МСА,

вице-президент ЗСО МСА,

С.В. Казначеев – д.м.н., профессор, академик МСА,

вице-президент ЗСО МСА

Наши авторы: 7

О задачах и организации прикладной научной работы Академии наук СССР 8

Феномен культуры. 19

Проблемы исторической интеграции 19

Эволюция природы, человека и общества к тройственной гармонии 34

Несколько слово возможных перспективах научных исследований и поисков в МНИИКА 52

Трансформация бинарной атрибутивной оппозиции «свое-чужое» в сознании нашего народа, или духовное осмысление истории. 63

Преемственность духовно-нравственных традиций как фактор оздоровления современного этноконфессионального сознания 72

Четвёртый международный конкурс классического танца имени Любови Гершуновой 82

Международная Славянская академия, совместно с Институтом Человека, Новосибирским государственным хореографическим колледжем организовало Четвёртый международный конкурс классического танца имени Любови Гершуновой. Конкурс получил грант Администрации новосибирской области. 88

Физическая культура в пожилом и старческом возрасте. 89

Развитие воспитательного потенциала российской семьи 95

Традиционные детские игры белорусских крестьян-переселенцев Сибири начала ХХ в. 106

Этнокультурные группы русских крестьян Южной Сибири: история и идентичность 109

Новый этап благотворительного проекта «Сокровища искусств – детям-сиротам». 131

Экспозиция демократии 138

Новые поколения будут далеки от интеллигентности. 156

К исследованию информационной системы образования. 161

О переполюсовке магнитного поля Земли 168

Формирование патриотических качеств учащихся на основе изучения культурно-исторических традиций русского народа на уроках математики 187

Детское патриотическое объединение «Ратибор»: содержание и эффекты деятельности 198

Военно-патриотическое воспитание учащихся посредством деятельности школьного музея. 205

Содержание

Наши авторы ……………………………………..………………………….. 6

Вернадский В.И. О задачах и организации прикладной научной работы Академии наук СССР ..7

Раздел I. Феномен культуры в развитии и становлении человеческой цивилизации .18

Казначеев В.П. Феномен культуры. Проблемы исторической интеграции ..18

Егорычев А.М. Ноосфера как явление и феномен русской культуры

Харитонов А.С. Эволюция природы, человека и общества к тройственной гармонии ..33

Казначеев В.П. Несколько слово возможных перспективах научных исследований и поисков в МНИИКА ..51

Голова Л.А. Трансформация бинарной атрибутивной оппозиции «свое-чужое» в сознании нашего народа, или духовное осмысление истории ..63

Краснова О.П. Преемственность духовно-нравственных традиций как фактор оздоровления современного этноконфессионального сознания …72

Раздел II. Культурно-исторические традиции в формировании современного человека ..82

Ромм В.В. Четвёртый международный конкурс классического танца имени сибирской балерины Любови Гершуновой …82

Казначеев С.В., Пузынин В.А. Физическая культура в пожилом и старческом возрасте ..84

Мардахаев Л.В. Развитие воспитательного потенциала российской семьи ..91

Голомянов А.И., Фурсова Е.Ф. Традиционные детские игры белорусских крестьян-переселенцев Сибири начала ХХ в. …101

Фурсова Е.Ф. Этнокультурные группы русских крестьян Южной Сибири: история и идентичность ..104

Ромм В.В. Новый этап благотворительного проекта «Сокровища искусств детям-сиротам» …. 126

Раздел III. Современные социокультурные и образовательные процессы в российском обществе ..133

Есаулов И.Г. Экспозиция демократии ..133

Мурыгин Г.И. Новые поколения будут далеки от интеллигенции ..151

Купрюхин А.И. К исследованию информационной системы образования ..156

Раздел IV. Научные исследования как форма проекции современной культуры .163.

Дмитриев А.Н. О переполюсовке магнитного поля Земли …163

Раздел V. Победители Всероссийских заочных конкурсов ЗСО МСА "Мир молодости", "Патриот России" …180

Гривицкая Л.Н. Формирование патриотических качеств учащихся на основе изучения культурно-исторических традиций русского народа на уроках математики …..180

Фарафонов А.В., Фарафонова Е.Н. Детское патриотическое объединение «Ратибор»: содержание и эффекты деятельности …. 191

Евдокимова Т.Ю. Военно-патриотическое воспитание учащихся посредством деятельности школьного музея …..198

Наши авторы:

В.И. Казначеев - д.м.н., академик РАМН, президент ЗСО МСА

А.Базарова – студентка магистратуры НГК (академии) им. М. И. Глинки

О.В. Габидулин – доцент, зав. кафедрой физического воспитания Новосибирского государственного университета экономики у управления «НИНХ»

Л.А. Голова – преподаватель НГТУ ФГО

А.И. Голомянов – к.т.н., профессор МСА, Новосибирский государственный аграрный университет

Л.Н. Гривицкая – ГО, ЗАТО Сибирский, краевое государственное общеобразовательное учреждение кадетская школа-интернат «Алтайский кадетский корпус»

А.Н. Дмитриев – д.г-м.н, к.ф.-мат.н., Институт геологии и минералогии СО РАН (Новосибирск)

И.Г. Есаулов – чл.-корр. МСА. Ижевск.

С.В. Казначеев – д.м.н., профессор, академик МСА (Новосибирск)

О.П.Краснова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной антропологии Российского государственного социального университета, Москва

А.И. Купрюхин – Руководитель молодежной секции, член.-корр. МСА

Мардахаев Л.В. – д.пед.н., проф., заведующий кафедрой социальной и семейной педагогики РГСУ

Г.И. Мурыгин – профессор МСА

В.В. Ромм – д. культурологии, профессор НГК, академик МСА

Е.Ф. Фурсова – д.и.н., профессор института археологии и этнографии, чл.-корр. МСА (Новосибирск)

А.С. Харитонов – кандидат физико-математических наук, доцент кафедры социального менеджмента и туризма Российского государственного социального университета

О задачах и организации прикладной научной работы Академии наук СССР

В. И. Вернадский

Эта записка вызвана предположениями, возникшими в среде Академии, об изменении структуры Комиссии по изучению есте­ственных производительных сил нашей страны. Она печатается согласно постановлению Академической Комиссии, специально выбранной для этой цели.

Еще раньше в среде самой КЕПС возник и обсуждался вопрос о необходимости расширения и изменения ее функций. Записка выражает те взгляды, которые выросли на почве этих суждений.

К этой записке примыкает в той же серии наших Отче­тов (№ 21) записка Секретаря нашей Комиссии, проф. Б. Л. Личкова, о работе Отделов КЕПС.

Председатель КЕПС,

Акад. В. И, Вернадский.

Октябрь 1928.

О задачах и организации прикладной научной работы Академия Наук

1.

Одной из основных задач академии наук нашего вре­мени должно являться изучение естественных производитель­ных сил той страны, в которой она находится. Оно должно идти в тесной связи с изучением их использования.

Эти задачи вытекают из сути дела. В случаях, когда, как это имеет место в нашей Академии Наук, эти задачи определенно введены в ее устав (1927, § 2, п. б.), — это озна­чает, что составители устава правильно поняли структуру современных академий; ничего нового для Академии Наук этим путем в нее не внесено.

Задачей науки должно являться не только изучение научной истины, не только развитие научных представлений о Вселенной — ее задачей должно быть освоение научных истин и научного мировоззрения в их приложении к потреб­ностям жизни. Наука не является самодовлеющей, независи­мой от мира сущностью — она есть создание мысли и жизни человечества и от этой жизни не отделима. Проникая в пони­мание законов мира и, в частности, законов жизни, она увели­чивает силу человечества, и это увеличение, само по себе, есть, по существу, основа ее дальнейшего движения вперед.

Так называемое „прикладное" знание составляет неотде­лимую составную часть научного знания. Это было всегда так. Легко может в этом убедиться каждый, кто научно подойдет к история знания и к истории научной мысли. В наше время огромного расширения мощи науки это стало ясным для всех, кто стоит на почве точной, то-есть эмпи­рической, научной мысли.

„Прикладное" знание, каким является изучение естествен­ных производительных сил любой страны, отличается от „чистого" знания новыми проблемами, которые иначе в науку войти не могут, и новыми формами научных .методов, кото­рые только при этих условиях являются доступными ученым.

Без этих новых научных проблем н без этих новых форм научных методов наука XX столетия развиваться не может. Больше того, теснейшая связь чистой и прикладной науки является, кажется мне, основным условием, обеспечивающим дальнейший рост научного знания и исключающим то его движение в другую сторону, какое наблюдалось не раз в его истории. Остановка и регресс происходили всегда, когда связь науки с потребностями жизни, научный их охват, пре­кращались или искажались.

В науке „чистой" проблемы ставятся вне отношения к человеческой жизни, к структуре человеческих обществ и человеческого быта. В картине мира, которая получается в совокупности этой работы, человечество занимает неболь­шое место.

Даже если то незначительное место, которое оно зани­мает сейчас в научно построяемом Космосе, отчасти является следствием современного уровня научных знаний и получит большее значение в будущем, — все-же не человечество с его жизнью выдвинется в Космосе на первый план.

В конце - концов задачей точного, „чистого" знания является систематическое научное описание (без пропусков, могущих быть вносимыми человеческой волей) — самое точное и бесстрастное — всего нас окружающего и вокруг нас проис­ходящего. Это описание определяет ту область знания, в какой могут итти научные искания.

Только в пределах, этим описанием ограниченных, может итти личное творчество, могут выдвигаться новые проблемы-Они всегда выдвигаются индивидуальной мыслью.

Выдвигание на первое место той или иной новой про­блемы зависит только от человеческой личности, время их чередования — от отсутствия или присутствия в данной стране понимающей значение данной проблемы или умеющей ее фор­мулировать личности.

Личность (если не признать в ней интуиции, выходящей за пределы логически научно построенного, современного ей Космоса) никогда не найдет ничего, чего в действительности уже не было бы в скрытой форме в пределах, Установленных (в данный момент истории науки) эмпирическим описанием всего сущего и всего происходящего. Действительное расширение пределов науки происходит не путем личного науч­ного творчества.

Наука захватывает действительно новое только путем научного наблюдения, точного описания — „ничто же сумняшеся" - всего нас окружающего и кругом нас происходящего. Личное творчество и научный опыт углубляют так полученную и этим образом ограниченную область знания. Новые области открываются для научной работы только таким грандиозным научным каталогом происходящего и существующего. Доста­точно вспомнить историю электричества, магнетизма, палеон­тологии, учения о радиоактивности, атомной физики, радио­химии, учения о химических элементах ... Здесь всюду рамки знания — его пределы — раздвинуты не исканием индивидуаль­ной мысли, а систематическим научным, бесстрастным изуче­нием и описанием окружающего.

Но так получаемые новые области, доступные изучению, превращаются в науку только личным творчеством. Оно, опираясь на новые открытые явления, ставит новые проблемы, выявляет новые научные области знания, их утончает и углубляет. В теоретической научной области роль лич­ности в постановке новых проблем стоит на первом месте; она нигде в других областях знания не повторяется. Здесь правильность постановки проблем может быть проверяема логикой, может связываться с вырабатываемой отвлеченной мыслью системой знания. Стремление к системе, к логиче­ской стройности научных проблем, здесь является и плодо­творным и правильным. Умение ставить в этих пределах-новые проблемы и их вводить в рамки научно построяемого Космоса — есть то великое искусство мастера, которое двигает вперед человеческую м&^\ь.

Но наряду с этим есть другой способ точного проник­новения в окружающее, независимый от эмпирического, бес­страстного описания действительности и от личной инициа­тивы и интуиции в постановке новых научных проблем.

Это — изучение окружающего и происходящего в тесной связи с нашей жизнью. Здесь проблемы ставит не свободная человеческая личность или их ассоциация, а ставит жизнь своими требованиями. Это — область прикладной науки, значе­ние которой в истории человеческой мысли и в достижениях науки огромно. Достаточно вспомнить, например, что этим путем вошло в науку понятие об энергии, создались термо­динамика, политическая экономия. Этил* путем идет расши­рение области знания, по существу — того же характера, как то, какое создается в чист 0V науке точным, систематическим, без пропусков, бесстрастным описанием всего происходящего.

Несомненно все достижения прикладного знания входят сейчас же в общий фонд чистой науки, используются ею для построения ее основной задачи - научной картины Космоса. Но в области прикладного знания существует своя основная задача, аналогичная научному построению Космоса, исполне­ние которой требует независимой от точного, чистого знания — и в нем несуществующей — обобщающей работы.

Не входя в общее рассмотрение этой проблемы и свя­занного с ней глубокого различия основных обобщений чистого знания и прикладного научного охвата жизни—что выходит за пределы этой записки,—я остановлюсь на этом постольку, поскольку это связано с естественными производительными силами нашей страны.

Естественные производительные силы нашей страны являются потенциальной формой свойственной ей энергии, которая мотет быть превращена человеческим знанием и трудом в ее богатство.

Основной задачей изучения естественных производитель­ных сил является их количественный учет, поставленный так, чтобы все силы были выражены в сравнимой форме, в одной и той же общей им единице.

Это сейчас достигнуто только - в одной их части, и в общем задача еще не решена.

Здесь открывается огромная, мало затронутая область систематической научной работы, которая уже ставилась в нашей Комиссии в 1916 г., когда предполагалось, что в пер­вом томе ее издания „Естественные производительные силы России" будут выдвинуты общие проблемы учения об_естественных производительных силах, в том числе и эта.

Но помимо такого конкретного значения, эта область при­кладного знания должна глубоким образом отразиться в общей научной работе — в области чистого знания. Уже сейчас вопросы этого рода привели нас к тому познанию единых единиц — к тем принципам метрологии, которые имеют такое . исключительное значение в росте точного знания XIX — XX вв. Это могло быть достигнуто только потому, что создания таких единиц - мер — властно требовали веления жизни. Наука отвлеченная воспользовалась здесь проблемой, поставленной наукой прикладной, пошла намеченным ею путем Она лишь усовершенствовала ее методы и, приложив их к кар­тине мироздания, совершенно изменила духовный облик чело­вечества.

На более ограниченном объекте — на части природы, доступной влиянию человеческой жизни, — были созданы те основные параметры научной мысли, которые позволили подойти к величайшим измерениям Космоса и к тончайшим количе­ственным учетам материи и энергии. Параметры научной мысли, единицы - меры — едины, так как и „наука приклад­ная и наука теоретическая являются частями одного и того же ЯН""""

Количественный учет прикладных научных проблем при­вел не только к выработке единиц-мер.

Работа в этом направлении иначе и не менее мощно влияет на точное теоретическое знание. Она выявляет в этом знании новые важные конструкции его областей, новые науч­ные дисциплины.

Это связано с тем подходом — геополитическим и коли­чественным,—какой был применен к учету естественных про­изводительных сил.

Сюда, совершенно логически правильным путем, был перенесен навык инженеров в решении практических задач — энергетическое выражение естественных производительных сил в виде их запасов, в единицах HP или CGS.

Это вызванное жизнью требование незаметным образом приобретает огромное научное значение, которого не подо­зревали первые деятели прикладного знания — его инициаторы инженеры во второй половине XIX века, — когда они стали на этот путь выражения жизненной работы и исканий нашей цивилизации.

Открываются под этим влиянием новые проблемы чистого знания и новые его области. Так, в науках геологических подходят к динамике атмосферы, к энергетике земной коры; в науках биологических число начинает входить в области, ему до сих пор чуждые. Сильно меняются географические, экономические и статистические представления. Это все выявится в будущем, — но ход глубокого процесса изменения и созидания чувствуется.

Уже по одному этому, проблема энергетического выраже­ния естественных производительных сил требует сейчас большого внимания крупных научных организаций. В этой области много еще темных сторон и частных заданий; и прежде всего, огромная область производительных сил страны не све­дена еще целиком к единому учету отвечающей им энергии, могущей превратиться волей и трудом населения в народное богатство. Мы не имеем еще обшей единицы для количествен­ного сравнения всех естественных производительных сил, или, вернее, мы не умеем все их свести к этой единой еди­нице, не можем одной единицей, напр., выразить добычу металлов и горючего. А между тем необходимо и возможно свести к единой единице все; только при этом условии можно подойти к полному количественному учёту той потенциальной энергии страны, которая может дать удобное для жизни пред­ставление о пределах заключающегося в данной стране народ­ного богатства. Только при этом условии можно подойти к энергетической картине окружающей человека природы с точки зрения потребностей его жизни.

Пока же можно дать в общих единицах, скажем в CGS, могущую быть в распоряжении нашего государства силу ветра, движущихся вод—рек, водопадов, морского прибоя, приливов и отливов, горючих — ископаемых углей, нефтей, древесного топлива, солнечной энергии. Но сейчас мы не можем к этой же единице свести металлические руды, наши почвы, культурную и дикую растительность и животный мир, истирающие, дорож­ные или строительные тела — весь тот разнообразный мир окружающей природы, который человеческий гений может использовать для строительства жизни, для ее мощи и углу­бления.

Свести точно, научно, все это разнообразие к одной единице-мере, выразить энергетически и естественные про­изводительные силы и народное богатство — огромного значе­ния общая научная задача прикладного, а не теоретического знания. К ее решению должна быть направлена, прежде I всего, научная работа в этой области. Она аналогична, / и сравнима, с научным построением мироздания — конечной научной задачей чистого знания. В прикладной науке должна быть дана научная картина той части природы, которая может быть человеком превращена в народное богатство и которую он действительно превращает в него своей многовековой жизнью.

Точно так же, как в создании научно построенного Кос­моса мысль неизбежно стремится свести его к числу, к мере, к геометрическому образу, и веками к этому идет, не счи­таясь с тем, насколько эта задача в полной мере исполнима, — точно так же должно стремиться выразить — числом, мерой, геометрическим образом — область приводы, могущей быть пре­вращенной в народное богатство. Только опыт — исполнение этой работы — может показать, как и в случае построения научно выраженного Космоса, существует или нет несводи­мый к этим, отличным от научной картины чистого знания параметрам жизни остаток.

Решение этой проблемы есть основная работа в области изучения естественных производительных сил.

К ней должны быть приноровлены все бесчисленные, конкретные задачи, которые в этой области ставятся жизнью. Порядок их постановки мало зависит от индивидуальной воли исследователя. Он зависит от сложнейших, едва поддающихся логическому обоснованию требований жизни.

Поэтому необходимо подходить к ним иначе, чем к проблемам, поставленным в области чистого знания. Там про­блемы исследования ставятся индивидуальной мыслью, — пра­вильность и срочность постановки должна оцениваться логи­ческим путем в связи с системой знаний, с большим или меньшим значением задач исследования в представлении науки данного времени. Решающим являются логика и сила дарования исследователя, уменье его возбудить интерес современ­ников, вызвать их доверие.

В вопросах естественных производительных сил про­блемы ставятся жизнью, выдвигаются часто людьми прак­тики. Несомненно и здесь могут быть возбуждены вопросы, зна­чение которых еще неясно современникам, Могут быть пред­видения будущего значения в жизни явлений, которые кажутся современникам неимеющими значения. Но эти проблемы вязаны не с состоянием научных знаний, не с системой наук, не с значением явлений для понимания мироздания. Задача выдвигается государственным деятелем или государственным мыслителем, пытающимся предвидеть ход жизни.

Это еще труднее, чем предвидеть ход мысли. Редко поэтому наблюдается правильная постановка проблем жизни раньше яркого выявления их жизненного значения в окружаю­щей государственной или общественной жизни.

Большею частью исследование той или иной проблемы, связанной с естественными производительными силами, не­ожиданно выдвигается жизнью. И только с этой точки — жизненного их значения и достигнутого уже его понимания — постановка тем научной работы может и должна оцени­ваться.

Может быть, даже вероятно, проявление в жизни той или другой задачи исследования по существу не случайно и действительно отвечает реальной, большой ее ценности в данную эпоху. Но это явление очень сложно и сейчас не поддается нашему научному учету.

История науки, однако, с несомненностью показывает огромное значение для роста точного знания частных проблем исследования, поставленных на научное обсуждение требова­ниями жизни. Достаточно вспомнить здесь роль и значение таких проблем, например, в научном изучении металлов, и то глубокое отражение, какое имело в чистой науке, в новейшее время, вызванное жизнью изучение цементов.

2.

Из всего предыдущего ясно огромное значение приклад­ного знания не только для жизни, но и для развития чистой науки, и в то же время коренное его различие в конструкции научной работы по сравнению с чистым, отвлеченным знанием.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. В. П. Казначеев д м. н., академик рамн, президент зсо мса (1)

    Документ
    Казначеевские чтения №1, 2010. Качество социальной жизни в России: история и современность. Сборник докладов участников международной научно-практической конференции / Под общей редакцией академика В.
  2. В. П. Казначеев д м. н., академик рамн, президент зсо мса (2)

    Документ
    Казначеевские чтения №2, 2009. Глобальные проблемы ноосферы: природа, человек, общество, культура. Сборник докладов участников международной научно-практической конференции «Глобальные проблемы ноосферы: природа,
  3. Д. С. Лихачёва и проблемы современного мегаполиса Сборник докладов участников международной научно-практической конференции

    Доклад
    Казначеевские чтения №3, 2009. Декларация прав культуры Д.С. Лихачёва и проблемы современного мегаполиса. Сборник докладов участников международной научно-практической конференции «Декларация прав культуры Д.

Другие похожие документы..