Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Розвиток досліджень радіоактивного випромінювання, з одного боку, і квантової теорії - з іншого, привели до створення квантової моделі атома Резерфор...полностью>>
'Пояснительная записка'
Данная программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе государственного стандарта основного общего образования с учетом индивидуальных ...полностью>>
'Закон'
В ходе разработки теоретической конструкции механизма обеспечения законности деятельности органов местного самоуправления следует исходить из методол...полностью>>
'Документ'
З метою сприяння зайнятості населення шляхом підвищення ефективності використання діючих та створення робочих місць, відповідно до статті 14 Закону У...полностью>>

Математические модели экономической эффективности коммерческой и инвестиционной деятельности предприятий холдингов розничной торговли

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Александрова Зульфия Зайнитдиновна

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ХОЛДИНГОВ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

Специальность 08.00.13математические и инструментальные

методы экономики

08.00.05экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями и инвестиционной деятельностью)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Пермь 2009

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет».

Научные руководители: доктор экономических наук, профессор Зайнашев Надим Карамович;

доктор технических наук, профессор

Маслаков Валерий Павлович

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор Файзрахманов Рустам Абубакирович; кандидат экономических наук, Потапов Дмитрий Борисович

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет»

Защита состоится 11 декабря 2009 г. в 16-00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.189.07 при ГОУ ВПО «Пермский государственный университет» по адресу: 614990 Пермь, ул. Букирева, 15.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Пермского государственного университета, с авторефератом – в библиотеке и на сайте Пермского государственного университета .

Автореферат разослан 10 ноября 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор экономических наук

доцент Малышев Ю.А.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Розничная торговля - одна из значимых отраслей национальной российской экономики. В условиях развивающей и обостряющей конкуренции на внутренних и внешних рынках торгово-посредническая сфера деятельности не может оставаться в стороне от процессов инновационного развития.

Развитие интегрированных процессов в торгово-посреднической сфере инициирует создание торговых холдингов. Инновационная деятельность холдингов, наряду с коммерческой деятельностью, направлена на удовлетворение растущих потребностей населения в качественных товарах и услугах. В этих условиях инвестиционная активность торговых холдингов приобретает все более целенаправленный характер.

Экономические результаты функционирования предприятий розничной торговли носят выраженный случайный характер, предсказывать их достаточно сложно. Они существенно зависят от изменений спроса и предложения, от характера возникающих ситуаций сбыта. Они также связаны с возможными сбоями в торговле, происходящими по различным причинам. Поэтому особенно востребованы задачи построения стохастических моделей ожидаемой эффективности работы торговых предприятий, обоснованного выбора критериев и показателей эффективности, количественной оценки пребывания предприятий торговли в состоянии сбоев и частоты их возникновения.

Учитывая ограниченность инвестиционных возможностей, возникает актуальная задача оптимального распределения ресурсов предприятия, направляемых на обеспечение заинтересованности работников в высокопроизводительном труде, в повышении эффективности деятельности и на инновационную деятельность. Для решения данной оптимизационной задачи необходимо разработать адекватные модели эффективности привлекаемых инвестиций. Эти модели должны функционально увязать между собой объемы получаемой выручки и средства, предназначенные для потребления и развития. Они должны учитывать также ситуационный характер, особенности, направления и содержание инвестиционной деятельности предприятий розничной торговли. На основе таких моделей появляется возможность разработать необходимые для менеджеров практичные методики оптимизации инвестиционной деятельности.

Разработанность темы исследования. Проблемы розничной торговли подробно исследованы в работах Иванова В.Н., Коротковой Т.П., Котлера Ф., Федько В.П., Фетюхина О.Н., Якименко Н.И. и др. Значительный вклад в развитие теоретических положений и разработку методов эффективности функционирования холдингов предприятий розничной торговли внесли Аванесов Ю.А., Пилюгин М.А. и др.

Исследования в области эффективности управления инвестиционной деятельностью предприятий холдингов отраженны в работах Косаль Л.Я., Мухамедьярова А.М., Рудаковой И.Е., Трифоновой А.А., Уткина Э.А., Фатхутдинова Р.А., Чернышева Я.А. и др. В этих работах исследуются формы и механизмы инновационных процессов, конкретные направления развития предприятий розничной торговли. Однако недостаточно внимания уделяется построению математических моделей эффективности инвестиций и инновационного развития предприятий, рассмотрению задач оптимального распределения инвестиционных ресурсов предприятий на инновационную деятельность и на цели потребления.

Все вышеизложенное определило тему диссертации, ее логическое построение и направление исследований.

Результаты исследований, представленных в диссертации, соответствуют следующим областям исследований, определенных Паспортом специальностей ВАК РФ:

  1. 08.00.13. Математические и инструментальные методы экономики:

1.4. Разработка и исследование моделей и математических методов анализа микроэкономических процессов и систем: отраслей народного хозяйства, фирм и предприятий, домашних хозяйств, рынков, механизмов формирования спроса и потребления, способов количественной оценки предпринимательских рисков и обоснования инвестиционных решений.

  1. 08.00.05. Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями и инвестиционной деятельностью):

4.2. Развитие методологии и методов оценки, анализа, моделирования и прогнозирования инновационной деятельностью в экономических системах.

4.22. Разработка теории, методологии и показателей эффективности социальных инвестиций.

Целью диссертационного исследования являются методы, алгоритмы, модели эффективности функционирования торговых холдингов розничной торговли в условиях неопределенности, а также моделей эффективности инвестиционной деятельности холдингов.

Поставленная цель реализована в следующих задачах:

  1. Выбор и обоснование критериев эффективности текущей торговой деятельности холдингов и их предприятий по реализации товаров необходимого ассортимента;

  2. Разработка математической модели, связывающей вероятность достижения необходимого уровня прибыли предприятия холдинга с заданным ассортиментом товаров, а также модели вероятности получения желаемых экономических показателей по конкретной позиции ассортимента при возможных сбоях в процессе торговли;

  3. Разработка модели, соединяющей математическое ожидание прибыли предприятия холдинга с частотой появления и длительностью сбоев в торговле, с экономическим ущербом от сбоев;

  4. Обоснование наличия временной взаимосвязи в решении задач обеспечения эффективности текущего функционирования предприятий и задач, связанных с инвестированием в инновационную деятельность.

  5. Разработка синтетической модели эффективности инвестиций в инновационное развитие предприятий холдинга, определяющей оптимальное соотношение между величиной инвестируемых ресурсов в инновационную деятельность и величиной ресурсов, направляемых на текущую деятельность.

  6. Построение аналитических моделей эффективности инвестиций в инновационное развитие торговых предприятий холдинга и моделей, отражающих заинтересованность работников торговых предприятий в повышении эффективности деятельности с учетом степени инновационной активности предприятий.

Объектом исследования являются коммерческая и инвестиционная деятельность предприятий торговых холдингов.

Предметом исследования являются математические модели экономической эффективности функционирования предприятий торговых холдингов и оптимизации распределения ресурсов предприятий, предназначенных для обеспечения текущей деятельности и инвестирования в инновационную деятельность

Наиболее существенные результаты, обладающие научной новизной и полученные лично автором:

  1. Обоснованы и разработаны критерии эффективности торговой деятельности холдингов и их предприятий, отражающие вероятность достижения желаемой прибыли при реализации товаров заданного ассортимента в условиях конкуренции и математическое ожидание прибыли при стабильном характере рынка. Установлено, что вероятность достижения желаемых показателей прибыли холдинга равна произведению вероятностей достижения прибыли каждым предприятием, а математическое ожидание - сумме математических ожиданий прибыли отдельных предприятий (п. 1.4 паспорта специальностей ВАК РФ по специальности 08.00.13 – математические и инструментальные методы экономики (математические методы);

  2. Выявлена зависимость вероятности достижения необходимого уровня прибыли предприятия холдинга от вероятностей успешной торговли товарами данного ассортимента; зависимость учитывает структурную избыточность ассортимента реализуемых товаров (п. 1.4 паспорта специальностей ВАК РФ по специальности 08.00.13 – математические и инструментальные методы экономики (математические методы).

  3. Построены модели вероятности получения желаемой прибыли и математического ожидания прибыли торгового предприятия и холдинга, включающие в себя функции распределения случайной продолжительности торговли при отсутствии сбоев и случайной длительности сбоев (п. 1.4 паспорта специальностей ВАК РФ по специальности 08.00.13 – математические и инструментальные методы экономики (математические методы).

4. Установлено, что при управлении предприятиями холдинга задачи обеспечения эффективности текущего функционирования предприятий и задачи, связанные с инвестированием в инновационную деятельность, должны решаться синхронно, а финансовые ресурсы предприятий распределяться одновременно на потребление и на развитие по выбранному критерию оптимальности (п. 1.4. паспорта специальностей ВАК РФ по специальности 08.00.13 – математические и инструментальные методы экономики (математические методы); п. 4.2;4.22 по специальности 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями и инвестиционной деятельностью).

5. Построены математические модели эффективности инвестиций в инновационное развитие предприятий холдинга. Модели определяют оптимальное соотношение между величиной инвестируемых ресурсов в инновационную деятельность и величиной ресурсов, направляемых на текущую деятельность, которое обеспечивает максимум достигаемой выручки. (4.2;4.22 по специальности 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями и инвестиционной деятельностью).

6. На основе разработанной в диссертации классификации торговых предприятий по признаку «способность результативно аккумулировать инвестиции в инновационное развитие и мотивировать заинтересованность работников в повышении эффективности предприятий холдинга» построены модели эффективности, определяющие, исходное оптимальное соотношение для инновационно активных, инновационно пассивных и инновационно нейтральных предприятий (4.2. по специальности 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями и инвестиционной деятельностью).

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании подхода к построению математических моделей экономической эффективности деятельности предприятий торговых холдингов, синтезирующих процессы коммерческой торгово-посреднечской деятельности и процессы, связанные с инвестированием в инновационную деятельность.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования научные результаты будут содействовать повышению эффективности деятельности торговых предприятий в условиях неопределенности и обеспечат научно-обоснованное использование инвестиций в инновационной деятельности.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на научных семинарах в Уфимском государственном авиационном техническом университете и на следующих научных конференциях: всероссийской научно-практической конференции «Конкурентоспособность предприятий и организаций» (Пенза 2008); российской научно-технической конференции «Мавлютовские чтения» (Уфа 2008); всероссийской Зимней школе-семинаре аспирантов и молодых ученых с международным участием (Уфа 2009).

Публикации по теме. Опубликовано 8 работ общим объемом 2,5 п. л., в том числе одна статья в научном журнале «Вестник Московской академии рынка труда и информационных технологий», входящем в перечень изданий ВАК РФ для публикаций материалов по докторским и кандидатским диссертациям.

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав и заключения. Список литературы содержит 155 наименований. Основное содержание изложено на 151 страницах машинописного текста.

В первой главе «Деятельность предприятий розничной торговли. Холдинги предприятий розничной торговли» рассмотрены особенности деятельности предприятий розничной торговли, изложены организационные формы интеграции, особенности холдингов торговых предприятий.

Вторая глава «Критерии и модели эффективности коммерческой деятельности холдингов предприятий розничной торговли» посвящена выбору критериев эффективности экономической деятельности холдингов и входящих в них предприятий, построению математических моделей критериев эффективности.

В третьей главе «Модели эффективности инвестиционной деятельности холдингов торговых предприятий» определены критерии эффективности распределения средств из прибыли предприятия, направляемых на обеспечение коммерческой деятельности и на инновационное развитие, построены математические модели эффективности инвестиций в развитие, предложена методика оптимального распределения прибыли торговых предприятий.

В заключении приведены основные выводы и результаты диссертационного исследования.

2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

2.1. Обоснованы и разработаны критерии эффективности торговой деятельности холдингов и их предприятий, отражающие вероятность достижения желаемой прибыли при реализации товаров заданного ассортимента в условиях конкуренции и математическое ожидание прибыли при стабильном характере рынка. Установлено, что вероятность достижения желаемых показателей прибыли холдинга равна произведению вероятностей достижения прибыли каждым предприятием, а математическое ожидание - сумме математических ожиданий прибыли отдельных предприятий.

В диссертации приводится доказательство дисперсии прибыли торговых предприятий как особо выраженной случайной величины и сделан вывод о необходимости определения критериев эффективности распределения прибыли по направлениям деятельности на основе измерения случайных величин.

Поскольку предприятия холдинга свою торговую деятельность осуществляют независимо друг от друга, то вероятность достижения требуемого уровня прибыли всеми k предприятиями холдинга можно записать как , где k – количество предприятий в холдинге;

При этом математическое ожидание прибыли за некоторое заданное время по всему холдингу определяется как где – математическое ожидание прибыли i – го предприятия.

2.2. Выявлена зависимость вероятности достижения необходимого уровня прибыли предприятия холдинга от вероятностей успешной торговли товарами данного ассортимента; зависимость учитывает структурную избыточность ассортимента реализуемых товаров.

В условиях конкуренции руководство компании на каждый предстоящий период определяет основные желаемые показатели. Так как успешность деятельности торгового предприятия в многом определяется ассортиментом товаров, то вероятность в обеспечении успеха и, следовательно, вероятность получения заданной прибыли предприятия, должна определяться применительно к установленному товарному ассортименту. В связи с этим необходимо ответить на два вопроса: будут ли достигнуты рубежные значения экономических показателей, намеченные на предстоящий отрезок времени, и каковы возможные шансы на положительный исход деятельности при данном ассортименте.

В диссертации предлагается следующий подход к определению искомой вероятности. Вначале определяется уровень минимальной (допускаемой) прибыли для предприятия. Затем устанавливается приемлемая величина вероятности p () того, что прибыль предприятия будет не менее , при этом значения и p() определяются экспертным путем. После выполнения данных процедур намечаются рубежные значения финансовых показателей торговли по каждому отдельному l - му товару ассортимента.

Установлено, что ассортимент реализуемых товаров обладает структурной избыточностью: отсутствие сбыта отдельных товаров может компенсироваться успешными результатами деятельности по другим товарам, может обеспечить достижение намеченных рубежей в целом по всему ассортименту. Именно данное обстоятельство определяет специфику оценки вероятности достижения желаемой прибыли.

Поэтому необходимо знание особенностей структурной избыточности ассортимента. С этой целью производится перебор всех возможных благоприятных сочетаний достижения или недостижения намеченных значений прибыли по товарам ассортимента, определяются вероятности этих сочетаний. Сумма данных вероятностей будет равна вероятности получения предприятием желаемой прибыли, т.е.

(1)

.

Здесь , - вероятности достижения (недостижения) предприятием намеченной прибыли по l – му товару.

Вся информация о вероятностях pl или ql формируется на основании изучения всей статистической совокупности данных о результатах торговли.

2.3. Построены модели вероятности получения желаемой прибыли и математического ожидания прибыли торгового предприятия и холдинга, включающие в себя функции распределения случайной продолжительности торговли при отсутствии сбоев и случайной длительности сбоев.

Поскольку в конкурентной среде система управления холдингом ориентирована на достижение желаемых финансовых показателей каждым предприятием, эффективность управления холдингом должна оцениваться исходя из той меры уверенности в получении финансовых результатов деятельности, которой обладает каждое предприятие. В связи с этим в качестве критерия эффективности системы управления холдингом можно принять вероятность того, что каждым предприятием будет получена прибыль не менее заданной величины.

Обозначим через намеченный уровень прибыли i – го предприятия холдинга, Pi( ) – вероятность того, что i - м предприятием уровень прибыли будет достигнут, k – количество предприятий в холдинге. Поскольку как уже говорилось торговая деятельность субъектов холдинга по условию является независимой, вероятность достижения намеченной прибыли, будет равна произведению вероятностей Pi( ), т.е. . Это соотношение может быть принято в качестве критерия эффективности управления холдингом и следовательно, в качестве основы распределение получаемой прибыли.

Не смотря на то, что каждое предприятие холдинга реализует свои намерения по каждому товару ассортимента, следует учитывать, что процесс реализации товаров подвержен разнообразным сбоям. Возникают такие состояния, когда торговля тем или иным товаром приостанавливается, что, естественно, наносит ущерб экономике предприятия.

Прибыль Vj (T) оценивается за некоторое заданное время Т. При каких-либо отклонениях при реализации товара прибыль в единицу времени в среднем составляет vj (удельная прибыль j товара). При устойчивой, организованной торговле сбой – явление достаточно редкое, поэтому будем исходить из того, что за время Т сбой может произойти не более одного раза. Так как прибыль при сбое отсутствует, обозначим через Vjпр предельную прибыль, получаемую за время Т в условиях бесперебойной торговли. Если возникает сбой, то Vj ( Т ) < Vj пр.

Обозначим Vjо желаемое значение прибыли за время Т. Оно достигается, если фактическая прибыль Vj ( Т ) будет не меньше ее Vjо, т.е. если Vj ( Т )Vj о. По определению Vjо < Vj пр, т.е. предполагается возможность появление сбоя за время Т. Поэтому можно говорить о допустимом снижении прибылиVj доп от предельной Vj пр. По определению Vjдоп = Vjпp - Vjо, или Vj доп= vj τj, где τj - допустимая продолжительность сбоя в торговле.

Далее необходимо определить вероятность достижения желаемого уровня прибыли по определенному товару, если известны функция распределения случайной продолжительности x бесперебойной торговли товарами и функция распределения случайной длительности y пребывания торговли в состоянии сбоя.

Поскольку по условию за заданное время Т может произойти не более одного сбоя, реальное отклонение Vj (T) будет не более допустимого Vjдоп, т.е. намеченный уровень прибыли Vj (T) будет достигнут в следующих случаях:

- за время Т - τj не было сбоя; вероятность такого исхода

ро = , (2)

- за время Т в момент х ≤ Т - τj произойдет сбой в торговле, затем в течение y < τj он будет устранен и за оставшееся время z = Tx - y сбоев не будет. Здесь τj – такая продолжительность, за которую происходит снижение прибыли на Vj доп = vj τj, vj - прибыль в единицу времени.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Оценка экономической эффективности горизонтальной интеграции предприятий (на примере сахарной промышленности республики татарстан)

    Диссертация
    Актуальность темы исследования. Пережив с начала XX в. пять волн слияний и поглощений, мировая экономика в конце второго тысячелетия подошла к новому рубежу, который ознаменовался появлением супергигантов.
  2. G оптовая и розничная торговля (1)

    Реферат
    ВЗАМЕН Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), частей I и IV (применительно к экономической деятельности) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности,
  3. G оптовая и розничная торговля (2)

    Реферат
    14.50.2 Добыча драгоценных и полудрагоценных камней; добыча природных абразивов, пемзы, асбеста, слюды, кварца и прочих неметаллических минералов, не включенных в другие группировки
  4. G оптовая и розничная торговля (4)

    Реферат
    14.50.2 Добыча драгоценных и полудрагоценных камней; добыча природных абразивов, пемзы, асбеста, слюды, кварца и прочих неметаллических минералов, не включенных в другие группировки
  5. G оптовая и розничная торговля (5)

    Реферат
    14.50.2 Добыча драгоценных и полудрагоценных камней; добыча природных абразивов, пемзы, асбеста, слюды, кварца и прочих неметаллических минералов, не включенных в другие группировки

Другие похожие документы..