Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Государственное Собрание – Эл Курултай Республики Алтай представляет доклад «О состоянии республиканского законодательства: пути его совершенствовани...полностью>>
'Документ'
Рассматривается история развития работ по термомагнитной обработке, начатая в СССР М. Л. Бернштейном и продолженная на Урале в работах В. Д. Садовско...полностью>>
'Закон'
За 9 месяцев 2011 года в Бобруйской межрайонной инспекцией труда рассмотрено 215 обращений работников предприятий города Бобруйска по вопросам наруше...полностью>>

Совет Министров Республики Беларусь постановляет:  Утвердить прилагаемую Республиканскую программу энергосбережения на 2011-2015 годы* далее - республиканская программа

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ

Мероприятия по повышению энергоэффективности, внедрению энергосберегающих технологий и развитию возобновляемых источников энергии в полной мере отвечают положениям и требованиям важнейших международных соглашений в области изменений климата – Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (далее  – Рамочная конвенция) и Киотского протокола к Рамочной конвенции.

Планируемые на 2011 – 2015 годы меры в сфере энергосбережения будут способствовать соблюдению ограничений по выбросам парниковых газов, установленных названными выше документами, и станут основой при проведении в Республике Беларусь работы по сокращению удельного потребления углеводородного топлива.

Выбросы CO2 от сжигания ископаемых топливных ресурсов являются основным источником парниковых газов в Республике Беларусь. Более 65 процентов суммарных выбросов парниковых газов и около
95 процентов выбросов CO2 вызваны сжиганием ископаемых.

Поэтому любые меры, направленные на повышение энерго­эффективности при производстве и потреблении энергии и сокращение потерь энергоносителей, приводят к уменьшению расходования ископаемого топлива и практически пропорциональному сокращению выбросов вредных продуктов сгорания в атмосферу.

Количественное сокращение выбросов в атмосферу в результате достигнутой экономии 1 т.у.т. можно определить при помощи ”факторов эмиссии“ – удельных показателей, которые характеризуют количество выбросов техногенных загрязняющих веществ и парниковых газов в атмосферу в расчете на единицу израсходованного топлива. Минимальное сокращение выбросов парниковых газов при экономии 1 т.у.т. составляет 1,646 т CO2.

Экологический анализ эффективности, проведенный на основании методологии Международной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), показал, что за 2006 – 2009 годы за счет реализации энергосберегающих мероприятий и увеличения использования возобновляемых энергоресурсов сдерживание роста выбросов парниковых газов составило почти 12 млн. т CO2 в эквиваленте.

При планируемой экономии топлива в 2011 – 2015 годах в размере
7,1 – 8,9 млн. т.у.т. сокращение выбросов парниковых газов составит
12,3 млн. т CO2 в эквиваленте, или по 2,6 – 2,8 млн. т CO2 в эквиваленте ежегодно.

В 2011 – 2015 годах намечаются изменения в структуре используемых видов топлива – увеличение объемов использования угля и торфа, что приведет к увеличению выбросов парниковых газов от энергетических и промышленных установок. При замещении 2 млн. т.у.т. природного газа торфом и углем увеличение выбросов углекислого газа составит 3 млн. т CO2. Увеличение объемов использования биомассы (дров и древесных отходов) на 1 млн. т.у.т. ослабит это воздействие расчетно на 50 процентов.

Таким образом, суммарное воздействие перечисленных факторов (изменение структуры потребления топлива и реализация энергосберегающих мероприятий) обеспечит снижение выбросов парниковых газов не менее чем на 11 млн. т CO2 в эквиваленте.

Введенные Киотским протоколом рыночные механизмы позволяют привлечь дополнительные финансовые средства на реализацию энергосберегающих мероприятий. После окончания срока действия Киотского протокола (после 2012 года) планируется к вступлению новое климатическое соглашение, которое расширит область их приложения.

Так, предполагается установить механизмы, в рамках которых будут предоставляться дополнительные финансовые средства не только за выполнение отдельных мероприятий (проектов) по сокращению выбросов парниковых газов, но и целого комплекса таких мероприятий, реализуемых в масштабе целого сектора или отрасли экономики.

ГЛАВА 9

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Стратегической целью научно-технической политики в области энергосбережения является создание устойчивой национальной системы развития технического прогресса, обеспечивающей в требуемом объеме все отрасли экономики республики высокоэффективными отечественными технологиями и оборудованием на базе фундаментальных и прикладных исследований отечественной и мировой науки.

Для достижения поставленной цели в 2011 – 2015 годах будут реализованы следующие задачи:

создание системы государственной поддержки и стимулирования деятельности отраслей экономики и отдельных организаций по разработке и реализации инвестиционных проектов;

использование потенциала международного сотрудничества для применения передовых мировых достижений и повышения уровня отечественных разработок;

создание и постоянное обновление информационной базы энергосберегающих технологий и оборудования, проведение тематических конференций, осуществление подборки и публикации зарубежных образцов в специализированных журналах.

В 2011 – 2015 годах будет осуществлена разработка:

технологий, оборудования и материалов, обеспечивающих повышение эффективности использования традиционных энергоресурсов;

технологий и оборудования для использования МВТ с технико-экономическими показателями, не уступающими аналогичным, использующим природный газ и другие традиционные энергоносители. Основное внимание должно уделяться технологиям, связанным с использованием всех видов древесного топлива, торфа, бурых углей, соломы и других отходов растениеводства;

экологически чистых технологий по использованию потенциала ВЭР;

НИОКР в сфере использования возобновляемых энергоресурсов;

методического обеспечения энергосбережения и новых поколений информационных систем, приборов учета и регулирования.

ГЛАВА 10

СТАНДАРТЫ И НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ В СФЕРЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

Требования, устанавливаемые нормативными документами по стандартизации энергопотребляющих продукции, работ и услуг, должны основываться на современных достижениях науки и техники в сфере энергосбережения, учитывать нормы и правила, регламентирующие рациональное использование топливно-энергетических ресурсов и их экономию.

Приоритетные направления развития системы технического нормирования, стандартизации и подтверждения соответствия в сфере энергосбережения:

разработка технических нормативных правовых актов в сфере ресурсо- и энергосбережения, обеспечивающих комплексный подход к установлению требований к ТЭР (в том числе использованию бурых углей белорусских месторождений), энергопотребляющей продукции, теплоизоляции зданий и сооружений, теплоизоляционным материалам, средствам учета и контроля, использованию отходов производства и применению вторичных и возобновляемых источников энергии;

корректировка действующих и принятие новых стандартов, соответствующих международнопризнанным показателям по энерго­использованию и энергоэффективности;

повышение требований технических регламентов к качеству топливно-энергетических ресурсов, в том числе требований к топливу на основе торфа, древесному топливу, биомассе и рапсовому маслу;

обеспечение гармонизации технических нормативных правовых актов с директивами Европейского союза, международными и европейскими стандартами;

обеспечение паспортизации субъектов хозяйствования, объектов теплового хозяйства и теплоснабжения жилищно-коммунального комплекса.

В целях развития системы технического нормирования, стандартизации и подтверждения соответствия в сфере энергосбережения планируется:

разработка и выполнение мероприятий Программы развития системы технического нормирования, стандартизации и подтверждения соответствия в области энергосбережения на 2011 – 2015 годы;

разработка технических регламентов, технических кодексов установившейся практики и государственных стандартов, а также нормативных правовых актов, определяющих технические требования в части энергоэффективности к ветроэнергетическим установкам, биогазовым комплексам, индивидуальным устройствам, использующим возобновляемые энергоресурсы для отопления и горячего водоснабжения;

выполнение работ по совершенствованию оценки соответствия энергопотребляющей продукции и услуг в рамках Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь;

определение порядка вовлечения в хозяйственный оборот новых видов топлива, увеличение использования МВТ, вторичных энергетических ресурсов, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;

осуществление организационных мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения требований технических нормативных правовых актов в сфере энергосбережения;

разработка оптимальной номенклатуры и уровня показателей эффективности использования ТЭР и методов оценки, соответствующих современным достижениям науки и техники;

применение прогрессивных методов испытаний продукции, стимулирующих переоснащение испытательных лабораторий Республики Беларусь современным испытательным оборудованием и средствами измерений;

обеспечение энергетической маркировки энергопотребляющей продукции за счет разработки стандартов по энергетической маркировке бытовых электрических приборов и радиоэлектронного оборудования.

выполнение разработанных в 2010 году технических нормативных правовых актов (государственных стандартов, технических кодексов практики и др.), предусматривающих установление нормативов расхода топливно-энергетических ресурсов на производство тракторов, автомобилей, стекла и изделий из него, минеральных удобрений, автомобильных и мотоциклетных шин, электрической тяги городского пассажирского и железнодорожного транспорта, переработку нефти и газового конденсата, транспортировку нефти, волокон и нитей химических, смол синтетических и пластмассы, картона и изделий из него, проката черных металлов, цемента, асфальта и асфальтобетона, тканей, отопление теплиц, подъем и подачу воды, прием, очистку и подачу сточных вод и т.д.

ГЛАВА 11

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

В СФЕРЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

Цели международного сотрудничества:

взаимовыгодный обмен информацией об энергоэффективных технологиях, оборудовании, материалах и инновациях в сфере энергосбережения;

привлечение иностранных инвестиций для реализации проектов по повышению энергоэффективности;

гармонизация с международными стандартами действующих технических нормативных правовых актов в части стандартизации энергетических показателей.

Направления международного сотрудничества:

развитие взаимодействия со Всемирным банком для привлечения заемных средств в целях повышения энергоэффективности социальной сферы;

развитие сотрудничества Госстандарта с Программой развития Организации Объединенных Наций) и Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций;

организация сотрудничества Госстандарта, других республиканских органов государственного управления с иностранными и международными организациями в рамках реализации Рамочной конвенции и Киотского протокола;

развитие сотрудничества Госстандарта с федеральными органами и субъектами Российской Федерации по вопросам повышения энерго­эффективности и обмена передовым опытом в сфере энергосбережения в рамках межправительственных соглашений, договоренностей и протоколов;

установление стабильных контактов между Госстандартом и организациями, занимающимися вопросами повышения энергоэффективности в государствах – участниках Содружества Независимых Государств;

установление и развитие контактов со странами Европейского союза и другими государствами по вопросам развития возобновляемых источников энергии в Беларуси;

развитие сотрудничества Департамента по энергоэффективности Госстандарта с Австрийским энергетическим агентством и Германским энергетическим агентством в рамках подписанных протоколов о намерениях (меморандумов о взаимопонимании).

Формы международного сотрудничества:

распространение информации о развитии энергосбережения в Беларуси в сети Интернет и посредством печатных материалов;

участие белорусских специалистов по энергоэффективности в работе международных организаций, а также в международных конференциях, семинарах, выставках;

подготовка совместно с иностранными партнерами информационных сборников и каталогов по энергоэффективным технологиям, оборудованию, материалам;

отработка механизма по участию Беларуси в международной торговле квотами на выбросы CO2 в рамках деятельности по выполнению обязательств Киотского протокола;

разработка с учетом международного опыта системы стимулирования выработки и потребления энергии от возобновляемых источников;

подготовка и реализация международных проектов по энерго­эффективности с использованием привлеченных средств международных организаций и государств-доноров.

Базовый перечень проектов международной технической помощи, планируемых к выполнению в 2011 – 2015 годах, представлен в приложении 6.

ГЛАВА 12

ИНФОРМАЦИОННОЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В 2011 – 2015 годах работа по информационному кадровому обеспечению будет осуществляться в рамках реализации мероприятий Директивы Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 ”Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 146, 1/8668).

Основные направления работы по информационному обеспечению и подготовке кадров:

создание специализированного учреждения образования по разработке нормативных документов, информационному обеспечению в области энергосбережения, а также подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в области энергосбережения.

Функциями названного учреждения образования должны стать:

аккредитация организаций на право проведения мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности;

организация курсов повышения квалификации и практических семинаров по вопросам нормирования потребления ТЭР, проведения энергетических аудитов, внедрения высокоэффективных энергосберегающих мероприятий в различных отраслях народного хозяйства и другим приоритетным направлениям энергосбережения;

обеспечение профессиональными кадрами в области энергосбережения организаций всех отраслей народного хозяйства.

Для этого:

ввести в общий классификатор Республики Беларусь ”Профессии рабочих и служащих“ должность инженера-энергоменеджера и определить квалификационную характеристику этой должности;

ввести в структуру организаций с суммарным годовым потреблением топливно-энергетических ресурсов свыше 1 тыс. т.у.т. должность инженера-энергоменеджера;

проводить производственную практику студентов вузов на промышленных предприятиях и в организациях, работающих с использованием современных энергоэффективных технологий;

создание системы пропагандистской и методической работы учреждений образования всех уровней, включающую:

проведение факультативных и других занятий по вопросам культуры энергопотребления и изучения основ энергосбережения в общеобразовательных учреждениях в соответствии с утвержденными программами;

создание на базе учреждений образования региональных ресурсных центров по энергосбережению;

разработку методических рекомендаций для всех категорий педагогических работников по организации исследовательской и досуговой деятельности по энергосбережению с воспитанниками и учащимися;

обеспечение организации и ежегодного проведения республиканского конкурса школьных проектов по экономии и бережливости ”Энергомарафон“;

создание условий для распространения передового педагогического опыта в Республике Беларусь и его обмена с зарубежными партнерами.

Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению эффективности использования ТЭР должно осуществляться регулярно посредством:

организации тематических акций, пресс-туров, пресс-конференций, онлайн-конференций по вопросам рационального потребления энергоресурсов, передового опыта внедрения энергоэффектвных технологий, в том числе зарубежных, приоритетным направлениям энергосбережения;

размещения в республиканских и региональных средствах массовой информации тематических материалов в данной области;

ведения тематических рубрик в средствах массовой информации;

информирования потребителей о классах энергоэффективности бытовых и других товаров;

создания и размещения на каналах республиканского и регионального радио и телевидения социальной рекламы;

организации и проведения совместно с Национальной государственной телерадиокомпанией программ агитационного и познавательного характера для молодежи;

организации и проведения совместно с Национальным пресс-центром и журналом ”Энергоэффективность“ республиканского конкурса журналистских работ ”Внедрение высокоэффективных инновационных технологий и оборудования“;

проведения ежегодной республиканской акции для представителей средств массовой информации ”Энергоэффективность в действии“ с посещением объектов внедрения новых энергоэффективных технологий и оборудования на объектах народного хозяйства республики;

систематического информирования организациями, осуществляющими снабжение потребителей энергетическим ресурсами, о способах экономии энергетических ресурсов и повышении эффективности их использования;

расширения информационного поля в сети Интернет, создания новых рубрик на интернет-сайте Департамента по энергоэффективности Госстандарта, в том числе для детей и молодежи;

размещения на интернет-сайтах республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных органов власти информации по энергосбережению, повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, замещению импортируемых энергоресурсов местными видами и другую;

осуществления издательской деятельности;

участия в тематических отечественных и зарубежных выставочных мероприятиях;

проведения научно-технических, практических, обучающих семинаров, в том числе в рамках реализации международных проектов по энергосбережению в Республике Беларусь.

Основные мероприятия в области пропаганды, информации и обучения изложены в приложении 7.

ГЛАВА 13

ИМПОРТОЕМКОСТЬ

В целях сокращения потребления импортируемого природного газа предусматривается строительство и ввод в эксплуатацию в 2011 – 2015 годах:

35 биогазовых комплексов суммарной электрической мощностью 39,35 МВт;

111 энергоисточников, работающих на местных видах топлива, суммарной электрической мощностью 25,7 – 33,7 МВт и тепловой –
719,9 МВт;

33 гидроэлектростанции суммарной электрической мощностью 102,3 МВт;

8 ветропарков суммарной электрической мощностью 420 МВт;

265 МВт электрогенерирующего оборудования с удельным расходом топлива 170 – 180 г.у.т./кВт·ч.

Так как многие виды оборудования (газопоршневые установки, турбины, генераторы, отдельные виды котельного оборудования, ветроустановки, оборудование для биогазовых комплексов и др.) в республике не выпускаются, их необходимо закупить по импорту.

Конкретные виды оборудования для реализации мероприятий программы и его стоимость будут определены при проведении тендерных торгов и разработке проектно-сметной документации.

Для реализации мероприятий Республиканской программы предусматривается привлечение связанных кредитов Финляндии, Китая.

Реализация мероприятий Республиканской программы позволит сократить потребление порядка 8 млн. т.у.т. импортируемого природного газа.

В настоящее время в организациях Министерства промышленности, Министерства энергетики начаты работы по производству отдельных видов оборудования, комплектующих изделий для строительства биогазовых комплексов и энергоисточников, работающих на местных видах топлива. Это позволит сократить количество оборудования, закупаемого по импорту.

ГЛАВА 14

МЕХАНИЗМ КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ ВЫПОЛНЕНИЯ



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Совет Министров Республики Беларусь постановляет: Утвердить прилагаемую Государственную программу инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы далее Государственная программа

    Программа
    В целях системной модернизации национальной экономики, ее структурной перестройки и повышения конкурентоспособности белорусских товаров (работ, услуг) на внутреннем и внешних рынках Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
  2. Совет Министров Республики Беларусь постановляет:  Утвердить прилагаемую Государственную программу строительства энергоисточников на местных видах топлива в 2010-2015 годах далее - программа

    Программа
    заказчиками Программы Министерство жилищно-коммунального хозяйства, облисполкомы, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство транспорта и коммуникаций,
  3. Совет Министров Республики Беларусь постановляет:  Утвердить прилагаемую Государственную программу развития лесного хозяйства Республики Беларусь на 2011-2015 годы* далее - государственная программа

    Программа
    1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития лесного хозяйства Республики Беларусь на 2011–2015 годы* (далее – Государственная программа).
  4. Министров Республики Беларусь постановляет:  Утвердить прилагаемую Программу технического переоснащения и модернизации литейных, термических, гальванических и других энергоемких производств на 2007-2010 годы далее - программа

    Программа
    Об утверждении Программы технического переоснащения и модернизации литейных, термических, гальванических и других энергоемких производств на 2007–2010 годы
  5. Мму социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2010-2015 годы* (далее - государственная программа)

    Программа
    В целях комплексного социально-экономического развития Припятского Полесья, вовлечения природных ресурсов в интенсивное развитие экономики региона, увеличения экспортного потенциала и инвестиций,

Другие похожие документы..